СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе учебника В.Я. Коровиной и др. (2019 г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 9 класс»

Рабочая программа по литературе

9 класс

Потапова М.А., учитель русского языка

и литературы МБОУ «Теньковская СОШ»


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты обучения:

- формировать понимание важности процесса обучения;

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения родной литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире и процессе чтения;

- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сою; излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации притязаний и потребностей.


Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая произведения, принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной произведении, обосновывая свой выбор;

  • создавать тексты или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения, определять черты национального характера; выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.


Содержание учебного предмета

Введение - 1ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 4 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 10 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 52 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века – 1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 24 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века – 16 ч.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков - (1 ч.

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Литература народов России (1 ч.)

Муса Джалиль. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 8 ч.

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Джордж Гордон Байрон. Краткие сведения о жизни и творчестве Байрона.

«Паломничество Чайльд Гарольда» (обзор с чтением отдельных сцен).

Теория литературы. Романтизм.


Учебно-тематический план

рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю)


№ п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:


Уроки

Уроки развития речи

Уроки внеклассного чтения

Контрольные

работы


1.

Введение

1

1




2.

Древнерусская литература

4

2

1

1


3.

Литература XVIII века

10

8

1

1


4

Русская литература XIX века

52

40

7

4

1

5.

Русская литература XX

25

23


1

1

6.

Литература народов России

2

1



1

7.

Зарубежная литература.

8

7


1



Итого

102

83

9

8

2



Используемый УМК:

1. Учебник: Коровина В.Я. и др. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение, 2019 г.

2. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнева М.С. «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2016.

3. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе.:  9  класс / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2014.

4. Интернет-ресурсы и собственные ЭОР (презентации по темам курса).

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

1



Из древнерусской литературы (4 ч.)

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1



3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1



4

Р/р Идейный смысл «Слова…». Величие и бессмертие поэмы. Подготовка к домашнему сочинению.

1



5

Вн. чт. Ратный подвиг народа на страницах современной литературы» (Б. Васильев «А зори здесь тихие…», К. Воробьёв «Убиты под Москвой»).

1



Из литературы XVIII века (10 ч.)

6

Русская литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1



7

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1



8

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».

1



9

Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям».

1



10

Г. Р. Державин. «Памятник». Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина.

Проект. Подготовка произведений Г.Р. Державина и литературы о жизни и творчестве поэта.

1



11

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

1



12

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

1



13

«Призрак счастья» в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза».

1



14

Вн. чт. «Осень» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма.


1



15

Р/р Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

1



Из русской литературы XIX века (52 ч.)

16

Вн. чт. «Заманчивая прелесть чудесного…». Русские поэты первой половина XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский.

1



17

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме.

1



18

В. А. Жуковский – поэт-романтик. «Море», «Невыразимое».

1



19

В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Образ главной героини.

1



20

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Реализм как литературное направление.

1



21

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

1



22

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого.

Проект. Подготовка маршрута заочной экскурсии «Грибоедов в Москве».

1



23

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии.

1



24

Р/р А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. Подотовка к д/с.

1



25

Зачётная работа по произведению «Слово о полку Игореве» и по творчеству Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова.

1



26

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Пушкин и декабристы.

Проект. Подготовка заочной экскурсии в Михайловское.

1



27

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Пушкин и декабристы.

Проект. Подготовка заочной экскурсии в Михайловское.

1



28

А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине.

1



29

А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…».

Проект. Составление электронного поэтического сборника «Адресаты лирики Пушкина» со вступительной статьёй и комментариями.

1



30

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1



31

А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта.

1



32

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении.

1



33

Вн. чт. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».

1



34

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».

1



35

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания.

1



36

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1



37

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

1



38

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

1



39

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора. Автор как идейно-композиционный м лирический центр романа.

1



40

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1



41

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев.

Р/р Подготовка к сочинению по роману.

1



42-43

Р/р Классное сочинение по роману А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».

2



44

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров и мотивов лирики поэта. Стихотворения «Парус», «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно…».

Проект. Подготовка заочной экскурсии в Музей М.Ю. Лермонтова в г. Пятигорск.

1



45

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Стихотворения «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк».

1



46

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расставались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Проект. Составление электронного альбома «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

1



47

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина».

1



48

Р/р М.Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта.

1



49

К/р Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

1



50

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

1



51

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

1



52

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1



53

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести.

1



54

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина.

1



55

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценка критиков (В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, в современном литературоведении). Споры о романтизме и реализме романа.

1



56

Р/р Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1



57

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания и истории создания поэмы.

1



58

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков.

1



59

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города. Сатира на чиновничество.

1



60

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой

1



61

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме.

Р/р Подготовка к д/с.

1



62

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза распада.

1



63

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя, образ Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора.

Проект. Составление электронного альбома ««Белые ночи» Ф.М. Достоевского в иллюстрациях русских художников» со вступительной статьёй и биографическими справками о художниках.

1



64

Вн. чт. «Юность» как часть автобиографической трилогии Л.Н. Толстого.

1



65

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Слово

1



66

А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.

1



Из русской поэзии XIX века (1 ч.)

67

Вн. чт. Эмоциональное богатство русской поэзии в лирике Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета.

1



Из русской литературы ХХ века (25 ч.)

68

Русская литература ХХ века: богатство и разнообразие жанров и направлений.

1



69

И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы, мастерство писателя в рассказе.

Проект. Составление сценария литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству И.А. Бунина, с музыкальным сопровождением.

1



70

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы.

1



71

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести.

1



72

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы.

1



73

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе.

Проект. Подготовка электронной презентации «Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» в иллюстрациях художника».

1



74

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика.

1



75

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи.

1



Из русской поэзии ХХ века (обзор) (16 ч.)

76

Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А. А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…».

1



77

А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина».

Проект. Подготовка заочной экскурсии в Шахматово.

1



78

С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…».

1



79

С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…» «Не жалею, не зову, не плачу…».

1



80

С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

Проект. Подготовка литературно-музыкального вечера, посвящённого С.А. Есенину.

1



81

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!».

1



82

В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства.

1



83

Зачёт по творчеству Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

1



84

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..».

1



85

М. И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве».

Проект. Подготовка вечера, посвящённого творчеству М.И. Цветаевой.

1



86

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»).

1



87

А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается c милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»).

1



88

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». Философская глубина обобщений поэта мыслителя.

1



89

Б. Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу».

1



90

Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

1



91

А. Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины...».

Проект. Подготовка читательской конференции «Жизнь и творчество А.Т. Твардовского»

1



Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ века (обзор) (1 ч.)

92

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. Основные темы и мотивы русского романса. Тема любви и верности в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе.

1



Литература народов России (2 ч.)

93

Вн. чт. Основные мотивы лирики М. Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта.




94

К/р Годовая контрольная работа по русской литературе.

1



Из зарубежной литературы (8 ч.)

95

Вн. чт. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике поэта

Катулла. «Нет, ни одна средь женщин…» и др.

1



96

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»).

1



97

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

1



98

У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен

1



99

У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Гамлета и Офелии

1



100

И.-В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика, идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен).

1



101

Романтизм. Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда». Обзор.

1



102

Итоги года и задания для летнего чтения. Выявление уровня литературного развития выпускников основной школы.

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!