2018г.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 9 класса составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников ООП ООО (ФКГОС) МКОУ «Зябинская СОШ».
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
Золотой век русской литературы. Общая характеристика русской и мировой литературы XΙX века. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. А. С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. . Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…». М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе. Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
Стихотворения разных жанров Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений.
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. М. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Подготовка к написанию сочинения. А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).
№ п/п | № по теме | Тема урока | Количество часов |
1. Введение | 1 |
1 | 1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 |
2. Из древнерусской литературы | 2 |
2 | 1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 |
3 | 2 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
3. Из литературы 18 века | 10 |
4 | 1 | Вводное тестирование. | 1 |
5 | 2 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 |
6 | 3 | Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. | 1 |
7 | 4 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 |
8 | 5 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. | 1 |
9 | 6 | Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. | 1 |
10 | 7 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 |
11 | 8 | Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека. | 1 |
12 | 9 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 |
13 | 10 | Подготовка к сочинению «Литература XVΙΙΙ века в восприятии современного читателя». | 1 |
4. Из русской литературы первой половины литературы XIХ века | 44 |
14 | 1 | Золотой век русской литературы. Общая характеристика русской и мировой литературы XΙX века. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | 1 |
15 | 2 | Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 |
16 | 3 | В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. | 1 |
17 | 4 | А. С. Грибоедов: личность и судьба. | 1 |
18 | 5 | Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | 1 |
19-20 | 6-7 | Фамусовская Москва в комедии. | 2 |
21 | 8 | Чацкий в системе образов комедии. | 1 |
22 | 9 | Контрольное сочинение за 1 четверть по произведению «Горе от ума». | 1 |
23 | 10 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 |
24 | 11 | И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. | 1 |
25 | 12 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. | 1 |
26 | 13 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». | 1 |
27 | 14 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». | 1 |
28 | 15 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 |
29 | 16 | Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина. | 1 |
30 | 17 | А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | 1 |
31 | 18 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 |
32 | 19 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 |
33 | 20 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 |
34 | 21 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | 1 |
35 | 22 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 |
36 | 23 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | 1 |
37 | 24 | Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 |
38 | 25 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества. | 1 |
39 | 26 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…». | 1 |
40 | 27 | Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…». | 1 |
41 | 28 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». Подготовка к написанию сочинения. | 1 |
42 | 29 | Контрольное сочинение за 2 четверть по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 1 |
43 | 30 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе. | 1 |
44 | 31 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | 1 |
45-46 | 32-33 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | 2 |
47 | 34 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 |
48 | 35 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 |
49 | 36 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. | 1 |
50 | 37 | Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 |
51 | 38 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 |
52 | 39 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 |
53 | 40 | Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие». | 1 |
54 | 41 | Образ города в поэме «Мертвые души». | 1 |
55 | 42 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 |
56-57 | 43-44 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | 2 |
5. Из литературы второй половины XIX века | 9 |
58 | 1 | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 |
59 | 2 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 |
60 | 3 | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 |
61 | 4 | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 |
62 | 5 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | 1 |
63 | 6 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | 1 |
64 | 7 | Эпоха А. П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. | 1 |
65 | 8 | А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 |
66 | 9 | Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос» В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XΙX века? (на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)» (по выбору учащихся). | 1 |
6. Из поэзии XIX века | 1 |
67 | 1 | Стихотворения разных жанров Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений. | 1 |
7. Из русской литературы XX века | 27 |
68 | 1 | Из русской прозы XX века Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 |
69 | 2 | И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 |
70 | 3 | Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 1 |
71 | 4 | М. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. | 1 |
72 | 5 | Поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. | 1 |
73 | 6 | М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Подготовка к написанию сочинения. | 1 |
74 | 7 | Контрольное сочинение за 3 четверть на тему «Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | 1 |
75 | 8 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | 1 |
76 | 9 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 |
77 | 10 | Контрольная тест по произведениям второй половины XIX и XX веков. | 1 |
78 | 11 | «Серебряный век» русской поэзии. | 1 |
79 | 12 | А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | 1 |
80 | 13 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». | 1 |
81 | 14 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта. | 1 |
82 | 15 | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Подготовка к написанию сочинения. | 1 |
83 | 16 | Контрольное сочинение за 4 четверть на тему «Серебряный век русской поэзии». | 1 |
84 | 17 | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики. | 1 |
85 | 18 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 |
86 | 19 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики. | 1 |
87 | 20 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 |
88 | 21 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 |
89 | 22 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 |
90 | 23 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 |
91 | 24 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 |
92-93 | 25-26 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков. | 2 |
94 | 27 | Зачетное занятие по русской лирике XX века. | 1 |
8.Из зарубежной литературы | 8 |
95 | 1 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца. | 1 |
96 | 2 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. | 1 |
97 | 3 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 1 |
98 | 4 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 |
99 | 5 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). | 1 |
100 | 6 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | 1 |
101 | 7 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 |
102 | 8 | Итоги года и задание для летнего чтения. | 1 |