СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе .9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе .9 класс»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЯБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО учителей

МКОУ «Зябинская СОШ»

Протокол № _____

от «____» _______ 20___г.

Руководитель ШМО ________М.Ю. Демьянова

СОГЛАСОВАНО

Заседание ШМС

МКОУ «Зябинская СОШ»

Протокол № _____

от «____» _______ 20__ г.

Зам. директора по УР

________Н.П. Димитриева

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № _____

от «___»__________20___г.

Директор МКОУ

«Зябинская СОШ»

МО «Братский район»

________М.А. Лоншакова










Рабочая программа учебного предмета


«Литература»


для обучающихся 9 класса


Предметная область «Филология»












Разработали:

Киселева А.Н., учитель русского языка и литературы










2018г.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 9 класса составлена на основе требований к уровню подготовки выпускников ООП ООО (ФКГОС) МКОУ «Зябинская СОШ».


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы обучающийся должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Из древнерусской литературы.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

Из литературы XVIII века.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Из русской литературы первой половины литературы XIХ века.

Золотой век русской литературы. Общая характеристика русской и мировой литературы XΙX века. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. А. С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. . Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…». М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе. Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Из литературы второй половины XIX века. А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. Эпоха А. П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему

Из поэзии XIX века.

Стихотворения разных жанров Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений.

Из русской литературы XX века.

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. М. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Подготовка к написанию сочинения. А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики.

Из зарубежной литературы.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира. И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

№ по теме



Тема урока



Количество часов

1. Введение

1

1

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

2. Из древнерусской литературы

2

2

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

3

2

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

1

3. Из литературы 18 века

10

4

1

Вводное тестирование.

1

5

2

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

6

3

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.

1

7

4

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

8

5

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

1

9

6

Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

10

7

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

11

8

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

12

9

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

13

10

Подготовка к сочинению «Литература XVΙΙΙ века в восприятии современного читателя».

1

4. Из русской литературы первой половины литературы XIХ века

44

14

1

Золотой век русской литературы. Общая характеристика русской и мировой литературы XΙX века. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

15

2

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

1

16

3

В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

1

17

4

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

1

18


5

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

19-20

6-7

Фамусовская Москва в комедии.

2

21

8

Чацкий в системе образов комедии.

1

22

9

Контрольное сочинение за 1 четверть по произведению «Горе от ума».

1

23

10

Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1

24

11

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

1

25

12

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина.

1

26

13

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».

1

27

14

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».

1

28

15

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

1

29

16

Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина.

1

30

17

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

31

18

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

32

19

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

33

20

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

34

21

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

35

22

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

36

23

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

37

24

Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

38

25

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества.

1

39

26

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…».

1

40

27

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…».

1

41

28

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». Подготовка к написанию сочинения.

1

42

29

Контрольное сочинение за 2 четверть по творчеству М. Ю. Лермонтова.

1

43

30

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе.

1

44

31

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

45-46

32-33

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

2

47

34

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

48

35

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

49

36

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского.

1

50

37

Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

51

38

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1

52

39

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

1

53

40

Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие».

1

54

41

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

55

42

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

56-57

43-44

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

2

5. Из литературы второй половины XIX века

9

58

1

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

59

2

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

60

3

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

61

4

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

62

5

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1

63

6

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1

64

7

Эпоха А. П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

1

65

8

А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

66

9

Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос» В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XΙX века? (на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)» (по выбору учащихся).

1

6. Из поэзии XIX века

1

67

1

Стихотворения разных жанров Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений.

1

7. Из русской литературы XX века

27

68

1

Из русской прозы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

69

2

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

70

3

Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

71

4

М. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

1

72

5

Поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

1

73

6

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Подготовка к написанию сочинения.

1

74

7

Контрольное сочинение за 3 четверть на тему «Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

1

75

8

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

76

9

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

77

10

Контрольная тест по произведениям второй половины XIX и XX веков.

1

78

11

«Серебряный век» русской поэзии.

1

79

12

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

80

13

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

1

81

14

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта.

1

82

15

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Подготовка к написанию сочинения.

1

83

16

Контрольное сочинение за 4 четверть на тему «Серебряный век русской поэзии».

1

84

17

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики.

1

85

18

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

1

86

19

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики.

1

87

20

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

88

21

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

89

22

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

90

23

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

91

24

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

92-93

25-26

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков.

2

94

27

Зачетное занятие по русской лирике XX века.

1

8.Из зарубежной литературы

8

95

1

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца.

1

96

2

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

1

97

3

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

98

4

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

99

5

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).

1

100

6

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

1

101

7

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

102

8

Итоги года и задание для летнего чтения.

1