СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская основная школа

Демидовского района Смоленской области

 

 

 

«Рассмотрено»                                                                   «Утверждаю»

на заседании педагогического                                         директор школы:

совета школы                                                                                __________ ( Лосева Л.Г.)

Протокол №1 от   30.08.2018 г.                                            Приказ №         от_____________

 

 

 

 

 

 

 Рабочая программа

 по литературе

9 класс

 

 

 

 

 Учитель: Гапеева Татьяна Николаевна

1 квалификационная категория

 

 

 

 





 2018-2019 учебный год.

 

 

 

 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказами Министерства образования и науки российской Федерации:

от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

от 31.12.2015 года №№ 1576, 1577, 1578 «О внесении изменений во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования»;



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоя шее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

-освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

-формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий

в рамках предложенных условий и требова­ний. корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

-умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно­-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

-определение в про изведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.


 Содержание учебного предмета.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о поэте

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.







Тематическое планирование по литературе в 9 классе

Дата проведения

 

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Плановая

Фактич.

 


 

I четверть

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

 


 

Литература Древней. .«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

 


 

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

 


 

Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма

1

 


 

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

 


 

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)».

1

 


 

Г.Р. Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

Тема коррупции в поэзии Державина

1

 


 

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».

1

 


 

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение

русской действительности.

1

 


 

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия.

1

 


 

Н.М.Карамзин.

Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза»

1

 


 

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

1

 


 

Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

 


 

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

1

 


 

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое».

1

 


 

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада.

1

 


 

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

 


 

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии

Тема коррупции в произведении

1

 

 


 

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

 

 


 

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2

 


 

Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения .

1

 


 

Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1


 

 


 

А.С. Пушкин: жизнь и творчество

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

 


 

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

1

 


 

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина.

1

 


 

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения.

1

 


 

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Обобщающий урок

1

 


 

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма.

1

 


 

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа.

1

 


 

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

 


 

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

 


 

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

 


 

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

 


 

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1

 


 

Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики.

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

 


 

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

 


 

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике

1

 


 

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

1

 


 

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

1

 


 

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Своеобразие темы России.

1

 


 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции.

1

 


 

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

 

 


 

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. 1.«Тамань», 2.«Княжна Мери», «Фаталист»

2

 


 

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

 


 

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1


 

 


 

Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

1

50-51


 

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтову

2

52


 

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

1

53-54


 

Р.Р. Галерея человеческих типов «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

55


 

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

56


 

Чичиков как новый герой эпохи и как

антигерой.

Тема коррупции в произведении

1

 

57-58


 

Р.Р.1.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.

2«Мертвые души» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2

59


 

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1

60


 

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

1

61


 

Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» .

1

62


 

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Развитие понятия о повести

1

63


 

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии

1

64


 

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века

Тема коррупции в произведении

1

65


 

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире

1

66


 

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)».

1

67


 

Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1

68


 

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

69


 

И.А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

70


 

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи».

1

71


 

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество.

Тема коррупции в произведении

1

72


 

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия.

1

73


 

М.А. Шолохов. «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

74


 

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

1

75


 

ВОВ в творчестве русских писателей

1

76


 

А.И.Солженицын. «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе

1

77


 

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы

1

78


 

Контрольная работа

( тестирование) по произведениям второй половины XIX и ХХ века

1

79


 

Русская поэзия «серебряного века».

1

80


 

А.А. Блок. Страницы жизни. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

1


 

81


 

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина

1

82


 

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

1

83-84


 

1.В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).2. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

2

85


 

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

Особенности поэтики Цветаевой

1

86


 

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

1

87


 

Н.А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1

88


 

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1

89


 

А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики..

1

90


 

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

91-92


 

А.Т. Твардовский: 1.Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта.

2.«Я убит подо Ржевом…».

Проблемы интонации стихов о войне

2

93


 

Внеклассное чтение

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков

1

94


 

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

95


 

Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Гораций.. Поэтические заслуги стихотворцев.

1

96


 

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты )

Тема коррупции в произведении

1

97


 

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)

1

98


 

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

99


 

И.-В.Гете. «Фауст» (Обзор.) Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

1

100


 

Итоговое сочинение по курсу 9 класса

1

101102


 

Обобщение курса Л. 9 класса. Защита проектов. Итоги года и задания на лето

1



Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

10

Из литературы XIX века.

54

Из литературы XX века.

27

Из зарубежной литературы.

8

ИТОГО

102