Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матвеево-Курганская СОШ № 3
им. Героя Советского Союза А.М. Ерошина
«Рассмотрена» Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы от «_29__» _08___2017__г. № _1__ Руководитель ШМО _____/__Н.Г.Хиврич__/ ФИО | Рекомендована к утверждению педагогическим советом школы от «_30_»_08__2017г. № _11__ | «Утверждаю» Директор МБОУ Матвеево-Курганской СОШ № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина Приказ от «_30_» _08_2017_г. №__256__ ____/_А.В.Рудковская/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
основное общее образование
9 класс «Б»
количество часов 102
учитель Хиврич Наталья Григорьевна
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 9 классе разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изм.);
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изм.);
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Основная образовательная программа МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 31.08.2015 № 277) (с изм.);
Учебный план МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина на 2017-2018 учебный год (утв. приказом от 30.08.2017 № 256);
Положение о рабочей программе МБОУ Матвеево-Курганской сош № 3 им. Героя Советского Союза А.М.Ерошина (утв. приказом от 30.08.2016 № 218);
Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений;
Авторская программа по литературе для общеобразовательных учреждений под ред. Г.И. Беленького (Беленький Г.И. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2012);
УМК по литературе Г.И. Беленького.
Рабочая программа ориентирована на учебник Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. Беленький Г.И., Снежневская М.А.- М.: Мнемозина, 2013
Согласно учебному плану на изучение литературы отводится в 9 классе 102 часа в год.
Срок реализации рабочей программы_____1_____ год.
Цели и задачи программы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
-формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
-воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
-формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
-формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути писателей – классиков XIX - XX веков, этапы их творческой эволюции ( А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя);
-основные теоретико-литературные понятия;
-историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
уметь
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; -давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;
развернуто обосновывать суждения, давать определения;
выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
выявлять авторское отношение к изображаемому;
пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определять свой круг чтения и оценку литературных произведений;
поиску нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание тем учебного курса
Литература
класс
I.Введение.
Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.
II/ Литература Древней Руси.
Общая характеристика древнерусской литературы.
Для чтения и изучения
«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?
III Литература XVIII века .
Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. Значение литературной деятельности М. В. Ломоносова. Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века (А. Н. Радищев).
Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед
«Влатителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихахс элементов оды, сатиры и философских раздумий.
Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
IV. Литература XIX века.
Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX в. А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения
«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения
Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» (1825 г.), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг...».
Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографизм, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.
Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.
Теория литературы: понятие о литературном типе.
Для чтения и бесед
«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).
Для чтения и изучения
Лирика: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.
Оценка романа в русской критике.
Для самостоятельного чтения
«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» и «В альбом» (из Д. Г. Байрона), и другие стихотворения.
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения
«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.
Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».
Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века. Для чтения и изучения
«Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.
Для чтения и бесед
«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».
Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).
Теория литературы: понятие о лирическом герое.
Для самостоятельного чтения
«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.
Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственною совершенствования человека.
«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей.
Теория литературы: особенности повествования от первого лица.
V. Литература XX века .
Литература великих и трагических лет
А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
Лирика: «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство вечной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всём мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной ними поэта с лучшими традициями русской культуры.
Для самостоятельного чтения
«Лениво и тяжко плывут облака...», «Мы встречались с тобой на закате...» и др. стихотворения.
В. В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.
«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.
Новаторство Маяковского в стихосложении.
Для самостоятельного чтения
«Гимн обеду», «Красавицы», «Я счастлив!», «Подлиза» и другие стихотворения.
С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения
Лирика: «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.
Для самостоятельного чтения
«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.
М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.
«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и шариковшина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик.
Для самостоятельного чтения
«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».
М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения
«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.
А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед
«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
VI Итоговый урок .
Рекомендация литературы для чтения на лето.
Учебно- тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | из них |
развитие речи | внеклассн. чтение | региональн. литература |
1 | Введение. | 1 | | | |
2 | Литература Древней Руси | 4 | 1 | | |
3 | Р Литература ХVIIIвека | 10 | 1 | | |
4 | Литература XIX века. | 55 | 5 | 5 | 2 |
7 | Литература ХХ века. | 27 | 1 | 1 | 2 |
8 | Из зарубежной литературы. | 2 | | 2 | |
9 | Рекомендация летнего чтения | 1 | | | |
10 | Резервные часы | 2 | | | |
| | | 8 | 8 | 4 |
| Итого | 102 |
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Количество часов |
| | Введение |
1 | | Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства. | Понятие об историко-литературном процессе. Основные этапы развития русской литературы | |
| | Итого | | 1 |
| | Древнерусская литература |
2 | | Общая характеристика древней русской литературы. | Самобытный характер древней русской литературы. Богатство и разнообразие жанров литературы Древней Руси | 1 |
3 | | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос поэмы. Композиция произведения | Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? Художественные особенности произведения. | 1 |
4 | | Поэтическое искусство автора «Слова». Связь поэмы с устным народным творчеством | 1 |
5 | | Р\Р(1) Классное сочинение по «Слову о полку Игореве» | Работа над созданием письменного аргументированного высказывания | 1 |
| | Итого | | 4 |
| | Литература 18 века |
6 | | Общая характеристика литературы 18 века. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | Классицизм. Гражданский пафос русского классицизма. | 1 |
7 | | «Ода на день восшествия на престол…», «разговор с Анакреоном». | Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова | 1 |
8 | | Г.Р.Державин «Властителям и судиям» Обличение несправедливости. Взгляды Державина на поэта и поэзию. («Памятник») | Сведения о жизни и творчестве. Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий. | 1 |
9 | | Д.И.Фонвизин «Недоросль» Композиция, сюжет и герои пьесы | Сведения о жизни и творчестве. Черты классицизма в комедии. | 1 |
10 | | Сатирическая направленность комедии. | Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. | 1 |
11 | | Проблема образования, воспитания истинного гражданина в произведении. Идеал человеческого достоинства | Оформление письменного высказывания на заданную тему Домашнее сочинение по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 |
12 | | Особенности жанра «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева | Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века (А. Н. Радищев). | 1 |
13 | | Утверждение в «Путешествии» права человека на личную свободу. Вера в будущее России. | 1 |
14 | | Сентиментализм. Н.М.Карамзин как писатель и как историк. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести | Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | 1 |
15 | | К/Р № 1 Зачет по темам «Древнерусская литература» и «Литература 18 века» В формате ОГЭ по литературе | Решение тестовых заданий Ответы на проблемные вопросы | 1 |
| | Итого | | 10 |
| | ЛИТЕРАТУРА ХIХ века |
16 | | «Золотой век русской литературы. Общая характеристика литературы 19 века. | Развитие профессиональной русской критики. Зарождение и развитие славянофильства и западничества | 1 |
17 | | Романтизм. Баллада. В.А.Жуковский. | Идеал и действительность в сознании поэта-романтика. Роль Жуковского в приобщении русского читателя к мировой литературе. | 1 |
18 | | А.С.Грибоедов «Горе от ума» История создания комедии. | Обзор содержания. Композиция комедии, сюжет, конфликт, главные герои | 1 |
19 | | Комедия «Горе от ума» – картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческий смысл комедии | Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии. | 1 |
20 | | Смысл названия произведения. Проблема жанра. Традиции классицизма и новаторство пьесы. Меткий афористический язык комедии | Своеобразие жанра и композиции пьесы | 1 |
21 | | Раскрытие конфликта произведения и характеров героев в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» | Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». | 1 |
22 | | Р\Р2 Классное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Написание сочинения | 1 |
23 | | Р.К.(1) Б. Изюмский «Образ мой незримый» | | 1 |
24 | | А.С.Пушкин. Страницы биографии и творчества. Личность поэта | Жизнь и творчество (основные вехи). | 1 |
25 | | Основные мотивы лирики Пушкина. . | Вольнолюбивая лирика. Друзья и дружба в лирике Пушкина | 1 |
26 | | Одухотворенность, чистота, чувство любви. Раздумья о смысле жизни, о поэзии | Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографизм, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина. | 1 |
27 | | Вн.ч. (1)Жизнь и творчество А.С.Пушкина Нравственное падение человека в драме «Моцарт и Сальери» | | 1 |
28 | | Р\ Р 3 Анализ стихотворения А.С.Пушкина (восприятие, истолкование, оценка). В формате ОГЭ по литературе. | Проблемы героя века и принципы его изображения | 1 |
29 | | Реализм. «Евгений Онегин» История создания. Своеобразие жанра. Композиция и сюжет | Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. «Онегинская строфа». | 1 |
30 | | Образ Онегин. Недюжинная натура героя. Его искания. | Литературный тип. Трагические итоги жизненного пути, их объективные и субъективные причины | 1 |
31 | | Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность и благородная простота ее характера, глубина и искренность чувств | Характеристика образа Татьяны Лариной. | 1 |
32 | | Лирические отступления в романе. Образ автора в романе Богатство и разнообразие языка | Широта охвата действительности. | 1 |
33 | | В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина . Статьи 8,9» | Конспект статьи. | 1 |
34 | | Р\Р 4 Домашнее сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Написание сочинения | 1 |
35 | | Вн.ч. (2) А.С. Пушкин «Пиковая дама». | Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента. | 1 |
36 | | М.Ю.Лермонтов (с обобщением ранее изученного) Слово о поэте | Основные мотивы лирики Лермонтова | 1 |
37 | | Романтизм Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова | | 1 |
38 | | Пафос вольности и протеста. Чувство одиночества в лирике Лермонтова | | 1 |
39 | | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | Обзор содержания. Сложность композиции | 1 |
40 | | Печорин: многогранность и противоречивость характера | Развитие понятия о литературном типе | 1 |
41 | | Печорин и Максим Максимыч Печорин и Грушницкий | Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. | 1 |
42 | | Женские образы в романе. Их роль. | 1 |
43 | | Анализ главы «Фаталист» Философия жизни в романе | Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. | 1 |
44 | | Роман «Герой нашего времени» в статье Белинского | Печорин и Онегин. | 1 |
45 | | Р\Р 5 Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | | 1 |
46 47 | | Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Тема «маленького человека» в повести «Шинель». | Жизнь и творчество (основные вехи). Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. | 1 |
48 | | Н.В.Гоголь «Мертвые души» История создания. Особенности жанра и композиции. Смысл названия произведения | . Обзор содержания. | 1 |
49 | | Типы помещиков. Художественная деталь как средство создания образов поэмы | Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. | 1 |
50 | | Чичиков – новый «герой» эпохи. | Идейно-композиционное значение образа | 1 |
51 | | Пафос лирических отступлений в поэме. Живая Русь. | Роль лирических отступлений в поэме. | 1 |
52 | | Стиль писателя. Единство сатирического и лирического начал в поэме | Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. | 1 |
53 | | Критика о поэме. В.Г.Белинский «Похождение Чичикова, или «Мертвые души» | «Мертвые души» в оценке русской критики. | 1 |
54 | | Р\Р 6 Классное сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | | 1 |
55 | | А.Н.Островский. Слово о драматурге. | | 1 |
56 | | А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся» | История создания и постановок комедии. Реализм произведения | 1 |
57 | | Система персонажей. Характеры героев пьесы | Углубление представления о конфликте и выявление идейного смысла пьесы. | 1 |
58 | | Вн.ч. (3) А.Н.Островский «Снегурочка», «Доходное место», «Бедность не порок» | Патриархальный мир в пьесах и угроза его распада. | 1 |
59 | | Основные мотивы творчества Н.А.Некрасова | Место Некрасова в русской поэзии XIX века. | 1 |
60 | | Проблематика и жанр поэмы, композиция, художественные особенности. | Замысел, история создания и композиция поэмы. Особенности языка поэмы, фольклорное начало. | 1 |
61 | | Жизнь народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Многообразие крестьянских типов в поэме. | 1 |
62 | | Образы крестьян.Образ «народного заступника» Григория Добросклонова | Тема социального и духовного рабства. | 1 |
63 | | Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Любовь – высшее проявление сущности человека. | Изображение любви как высшего проявления человеческой сущности в повести. Жанр произведения | 1 |
64 | | Мысли о самооценке и внутренней свободе человека в повести «Бедные люди» | | 1 |
65 | | Вн.ч. (4) Гуманизм писателя в повести «Белые ночи» | Тип «петербургского мечтателя» в повести. Черты его внутреннего мира. | 1 |
66 | | Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Юность» (главы» | Первоначальный замысел: «четыре эпохи развития». Обзор содержания. | 1 |
67 | | Герой трилогии Проблема становления личности. | Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками. | 1 |
68 | | Особенности повествования «Диалектика души» героев в произведениях Толстого | Психологизм, внутренний монолог как одно из особенностей изображения персонажа. | 1 |
69 | | Р.К.(2) А.П.Чехов. Жизнь писателя и его личность. Этапы творчества. Рассказ «первого сорта» «Тоска» | Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 |
70 | | «Крыжовник» Композиция и сюжет рассказа. | Индивидуальное счастье и общие интересы. Подлинные и мнимые ценности и их влияние на судьбу героя. | 1 |
71 | | Вн.ч. (5) Рассказы А.П.Чехова. Их идейно-художественное содержание | «Расчеловечивание» человека в условиях торжествующей пошлости. | 1 |
| | Итого | | 55 |
| ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА |
72 | | Русская литература 20 века. | Богатство и разнообразие жанров и направлений | 1 |
73 | | И.А.Бунин Личность и творчество. | Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прощлого. | 1 |
74 | | И.А.Бунин «Загадки русской души в рассказах «Сверчок», «Косцы», | Лиризм повествования. | 1 |
75 | | Практическая работа в формате ОГЭ по литературе Проблемный ответ на вопрос | | 1 |
76 | | Вн.ч.(6).Поэзия Серебряного века | Урок концерт. | 1 |
77 | | Символизм. А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. | Своеобразие лирики поэта. | 1 |
78 | | Произведения Блока. Посвященные родной истории. | Тема родины. Чувство вечной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всём мире. | 1 |
79 | | Стихотворения Блока о любви Роль символов | Покоряющая сила любви. | 1 |
80 | | Имажинизм. С.А.Есенин. Жизнь и творчество. | Народно-песенная основа творчества | 1 |
81 | | Тема родной природы в лирике Есенина. | Тропы и стилистические фигуры речи в лирике поэта. | 1 |
82 | | Тема родины в лирике Есенина | | 1 |
83 | | Любовь ко всему живому в лирике Есенина | Размышление о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. | 1 |
84 | | Футуризм В.В.Маяковский Личность и творчество. | Проблематика и идейное содержаний лирических произведений. Метафоричность поэтического языка. | 1 |
85 | | Сатирическое изображение негативных явлений действительности в стихотворениях Маяковского | Пафос революционного переустройства мира. | 1 |
86 | | Конкурс чтецов Стихотворения поэтов серебряного века | Мои любимые поэты серебряного века | 1 |
87 88 | | Практическая работа Анализ лирического произведения | | 2 |
89 | | Анализ ошибок практической работы | | 1 |
90 | | М.А.Булгаков Слово о писателе Проблематика повести «Собачье сердце» | «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и шариковшина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик. | 1 |
91 | | Фантастика, сатира и глубокий психологизм повести | 1 |
92 | | Художественные особенности повести | 1 |
93 | | Р.К.(3)М.А.Шолохов «Судьба человека». Реализм произведения. | Смысл заглавия. Прототип героя. Жанровые особенности. | 1 |
94 | | Особенности композиции произведения. | Автор и рассказчик. Фольклорные начала в рассказе | 1 |
95 | | Рр7 Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | Образ главного героя. | 1 |
96 | | Р.К. (4)А.И.Солженицын «Матренин двор» Особенности жанра«Душевные мир» героини, ее жизненный путь и характер. | Возвышенное и обыденное в рассказе. Картины послевоенной деревни. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы, трагизм ее судьбы. | 1 |
97 | | Образ автора и рассказчика в произведении. | Единство высокого строя души и обыденности интересов. | 1 |
98 | | Зачет по теме: «Литература 20 века» К/Р № 4 Подготовка к ОГЭ по литературе | | 1 |
| | Итого | | 27 |
99 | | Обзор зарубежной литературы | | 1 |
100 | | Рекомендация летнего чтения. | | 1 |
| | Итого | | 3 |
101 102 | | Резервные часы | | 2 |
| | Итого | | 102 |
Лист корректировки
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2017 -2018 учебного года
Учитель:
Предмет: Литература
Класс: 9 «Б»
_____ четверть | по рабочей программе | корректировка |
количество уроков по плану | количество уроков по факту | дата урока | тема урока | дата | причина коррекции | способ коррекции |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |