СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе в 9 классе по учебнику Курдюмовой с контрольно-измерительными материалами

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

«Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2018 г. Приказ № ____ от

«___» _______2019 г.





Рабочая программа



Предмет: литература

Класс: 9

Количество часов: всего: 102; в неделю: 3

Автор учебника: Т.Ф.Курдюмова, М., Издательство »Дрофа», в двух частях, 2012 г.

Учитель: Е.С.Астраханцева, I категория.



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2016 г.







2018 – 2019 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального компонента государственного образовательного стандарта.; примерной учебной программы по литературе, учебника Т.Ф.Курдюмовой «Литература. 9 класс» в двух частях, М., издательство «Дрофа», 2016 год; в соответствии с учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как языковая степень эмоционального воздействия.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы.

Читатель всю жизнь читатель. Но для формирования его как читателя необходимо творческое освоение родной культуры, потребность в читательской активности, которая даёт ученику чувство соучастии в историко-культурном процессе, помогает свободному и яркому владению собственным словом.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии, но и в интеллектуальном понимании.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Личностными результатами являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-курсы).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной форме:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских произведений XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной форме:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явление словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме в 9 классе – 102 часа.

Выбранные для чтения и изучения тексты в учебнике 9 класса объединены в нём в жанрово-тематическом плане, и в ходе работы ученики должны осознать специфику приключенческой литературы, научной фантастики, детектива. Пятиклассники знакомятся с определёнными теоретико-литературными понятиями, с образцами литературно-критической статьи, литературного портрета. Программа литературы 9 класса предполагает продолжить развитие навыков художественного анализа текста, изученных в начальной школе.

Учебник литературы 9 класса интересен и привлекателен самим подбором художественных текстов. В него вошли лучшие образцы русской литературы, в нём звучат имена писателей, которых современные школьники забывают или не знают, а между тем страницы их книг воспитали не одно поколение умных, добрых, честных и мужественных людей. Эти книги дают простор для изучения характера, нравственных ситуаций, человеческих взаимоотношений, помогают сложному процессу формирования личности. Это является одной из задач программы.

Несомненным достоинством данной программы является удачное тематическое сочетание прозаических и поэтических текстов.

Подразделы, посвящённые теории литературы, предлагают понятия, без которых читателю трудно ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении. Язык интеллигентного человека включает ряд понятий, без которых невозможен разговор о художественном произведении.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 9 классе:

1. На основе сформированного в 5–8 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 9 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа – отражение жизни на страницах русской классики.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения ргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: систематизации сведений по теории литературы, формированию общего представления о логике развития русской литературы, усвоению теоретических понятий, связанных с осмыслением связей искусства и жизни. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Программа рассчитана на 102 часа.

Формой контроля, предусмотренной курсом, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа предусматривает создание оптимальных условий для выявления развития и реализации способностей одарённых детей; приобщение их к научно-исследовательской деятельности; в подготовке к участию в олимпиадах, турнирах; обучение редакционной деятельности в процессе создания рефератов; ознакомление обучающихся с новинками периодических изданий; подготовка презентаций выступлений обучающихся; обучение приёмам эффективной самостоятельной работы над текстом произведения; ознакомление со способами самоконтроля с применением дисков и программ;

создание условий для успешного усвоения учебных программ всеми учащимися; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учёбе и слабой мотивации; создание атмосферы особой доброжелательности и успешности.

К программе прилагается план работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.









































Содержание тем учебного курса

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства.

Формирование потребности в общении с искусством, творческой читательской самостоятельности.

Древнерусская литература

Беседа о древней русской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». Художественные особенности памятника.

Литература XVIII века

Общая характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года». Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям», «Памятник». Обличение несправедливости. Взгляды на поэта и поэзию.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Карамзин-историк.

Русская литература XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, К.Н.Батюшков, И.А.Крылов, Е.А.Баратынский.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Слово о Грибоедове. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческий смысл комедии. Меткий афористический язык.

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Обзор содержания. Стихотворения. Слово о Пушкине. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Сюжет романа. Лирика. Одухотворённость, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни и поэзии.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Стихотворения. Слово о Лермонтове. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции. Главные и второстепенные герои.

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Обзор содержания. Слово о Гоголе. «Мёртвые души». Особенности жанра и композиции. Живая Русь в поэме. Единство сатирического и лирического начал. Образы героев поэмы.

Из поэзии XIX века. Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». Обзор содержания. Слово о Тургеневе. «Первая любовь». Нравственная проблематика. Герои повести.

Л.Н.Толстой. «Юность». Обзор содержания. Слово о Толстом. Автобиографическая трилогия. Первоначальный замысел. «Четыре эпохи развития». Герой трилогии. «Диалектика души» героев в произведениях Л.Толстого.

А.П.Чехов. Слово о Чехове. «Медведь». Мастерство краткого водевиля. Особенности чеховской драматургии. Комическое и трагическое в прозе Чехова. Ранние юмористические рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев». Рассказ «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Русская литература XX века

Русская литература XX века. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». Особенности бунинского рассказа. Герой повести, его судьба. Автобиографическая повесть «Жизнь Арсеньева».

М.Горький. «Мои университеты». Обзор содержания. Слово о Горьком. Художественные особенности трилогии. Герой повести, его судьба.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Слово о Булгакове. Фантастика, сатира и глубокий психологизм рассказа. Связь с русской классической литературой.

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Слово о Шолохове. Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Война и дети. Гуманизм рассказа.

Русская поэзия XX века. Общий обзор. Поэзия «серебряного века». Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

А.А.Блок. Слово о Блоке. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «Страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.

С.А.Есенин. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта.

В.В.Маяковский. Слово о Маяковском. Сатирические стихи. Стихи о любви.

М.И.Цветаева. Слово о Цветаевой. Стихотворения о поэзии, любви.

Н.А.Заболоцкий, А.А.Ахматова, А.Т.Твардовский. Слово о поэтах. Обзорно-ознакомительное чтение поэтических произведений. Стихотворения о Родине, человеке, любви, природе, о поэте и поэзии.

Содержание тем учебного курса по литературе для учащихся 9 класса



На изучение предмета отводится 102 часа

Количество часов в неделю – 3 часа

Количество часов в 1 четверти – 27 ч.

Количество часов во 2 четверти – 21 ч.

Количество часов в 3 четверти – 30 ч.

Количество часов в 4 четверти – 24 ч.

Итого – 102 часа



Учебно-тематический план



Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствует Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

п/п

тема

количество

часов

в том числе

развитие

речи

проверочные

работы

1

Введение

1



2

Древнерусская литература

7

1

1

3

Русская литература XVIII века

10


1

4

Русская литература XIX века

49

3

2

5

Русская литература XX века

35


2

6

Итого:

102

4

6























УМК

Основная литература

  1. Т.Ф.Курдюмова. «Литература. 9 класс». 1 и 2 части. М, 2012 г.


Литература для учащихся

1. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».

2. «Словарь литературоведческих терминов».

3. Э.В.Александрова. «Словарь русского языка».

4. Альбом «А,С,Пушкин».

5. Альбом «М,Ю,Лермонтов».

6. Альбом «И,С,Тургенев».

7. Альбом «В.В.Маяковский».

8. Альбом «М.А.Шолохов».

9. Портреты русских писателей.

10. Набор картин русских художников.

11. «Тесты по литературе. 5-11 классы». М.,2002.

12. Видеофильмы:

1) «Древнерусская литература».

2) «С Лермонтовым в Кисловодске».

3) «Слово о Тургеневе».

4) «Как Феникс из пекла». Ф.И.Тютчев.

5) «Навсегда москвич». А.П.Чехов.

6) «Тарусские встречи». К.Г.Паустовский.

7) «Помните, у Пришвина…». М.М.Пришвин.

8) «Страницы истории России. А.С.Пушкин.

9) «Мир Леонида Андреева». Л.Андреев.

10) «Душа поэта». В.А.Жуковский.

11) «Как у нас за Москвой-рекой». Замоскворечье А.Н.Островского.

12) «Час ученичества». М.И.Цветаева.

13) «Крови?» С.А.Есенин.

14) «Андреевский спуск, 13». М.А.Булгаков.

15) К.Батюшков.

16) Е.Баратынский.

17) Д.И.Фонвизин.

13. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

14. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

15. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.


Литература для учителя

1. Л.И.Косивцева. «Литература. 5-11 классы. Тематическое планирование». Волгоград, 2002..

2. И.В.Золотарёва, О.Б.Беломестных. «Поурочные разработки по литературе». М., 2003.

3. «Литература. Поурочные планы.». Волгоград, 2004.

4. «Уроки литературы в 9 классе». Волгоград, 2002.

5. «Литература. 9-11 классы». М..2002.

6. Журналы «Литература в школе».

7. Т.М.Амбушева. «Литература. 9 класс. Поурочные планы». Волгоград, 2009.

8. «КИМ. Литература. 9 класс». Москва – «ВАКО»,, 2013.

9. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

10. Г.В.Цветкова. «Литература. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой». Волгоград, 2011.


Интернет-ресурсы

1. «Обучение учащихся литературе как учебному предмету. Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями умениями и навыками». Superinf.ru.view helpstud.phpid

2.» Преподавание литературы» (ряд форм и методов контекстного обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся)». Festival.iseptember.ruarticles/311213/

3. «Исследовательская деятельность учащихся как метод обучения литературе (литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учащихся)». Litrusia.ru node/446

4. «Теория и методика обучения и воспитания (литература)». Niro.mov.ru id=788

5. Чертова В. «Методика преподавания литературы». Gumer.info bibliotek Buks/Literat/Bogd.

В таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор»;

- литература 5-9 классы по учебникам Т.Ф.Курдюмовой.

Писатели и литературные произведения:

Гоголь Н.В. hitp://www.nikolaygogol.org.ru

Грибоедов А.С. hitp://www.griboedov.met.ru

Достоевский Ф.М. hitp://www.dostoevskiy.met.ru

Жуковский В.А. hitp://www.zhukovskiy.met.ru

Лев Толстой и «Ясная Поляна» hitp://www.tolstoy.ru

Карамзин Н.М. hitp://www.karamzim.met.ru

Куприн А.И. hitp://www.kuprim.org.ru

Лермонтов М.Ю. hitp://www.lermontow/org.ru

Островский А.Н. hitp://www.ostrovskiy.org.ru

Некрасов Н.А. hitp://www.nekrasow.org.ru

Пушкин А.С. . hitp://www.aleksandrpushkin.met.ru

Толстой Л.Н. . hitp://www.levtolstoy.org.ru

Тургенев И.С. . hitp://www.turgenev.org.ru

Тютчев Ф.И. . hitp://www.tutchev.net.ru

Фонвизин Д.И.Чехов А.П. hitp://www.fonvisin.net.ru

К окончанию 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями, навыками, компетенциями:

- уметь правильно, бегло, выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе наизусть;

- создавать устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (групповая, сравнительная);

- создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

- подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев;

- создавать собственный текст;

- свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- уметь использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературоведческие, энциклопедические, мифологические), каталоги;

- давать письменный развёрнутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в 9 классе;

- создавать письменный рассказ-характеристику одного из героев, двух героев;

- создавать небольшой письменный отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль, план будущего сочинения, доклада;

- свободно владеть письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого в 9 классе.

Овладеть следующими компетенциями:

- общекультурной: обладать познаниями и опытом деятельности, особенностями национальной и общечеловеческой культурой, духовно-нравственными основами жизни человека и человечества;

- учебно-познавательной: овладевать креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

- информационной: формировать умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, проектор, модем, копир);

- коммуникативной: уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;

- ценностно-смысловой: видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.



















































Учебно-тематический план

п/п

те

мы

тема урока

к-во

час

домашнее задание

дата

план

факт

Введение – 1ч.

1

1

Художественная литература в общественной жизни и культуре России

1ч.

написать собственное размышление; вопросы с.5-6

02.09


Древнерусская литература – 7ч.

2

1

«Божественная комедия» Данте Алигьери. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине

1ч.

прочитать 26 песню «Ада», ответить на вопросы

04.09


3

2

Люди Древней Руси. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Библия как памятник мировой культуры

1ч.

cоставить развёрнутый план лекции и использованием примеров из литературы Древней Руси

05.09


4-

5

3-4

«Слово о полку Игореве» - великий памятник Древней Руси. Печальная повесть о походе князя Игоря и его дружины

2ч.

выучить наизусть «Плач Ярославны»; перечитать «Слово…»

09.09

11.09


6

5

Р/р. Как писать сочинение на литературную тему?

завершить творческую работу

12.09


7

6

«Проклятые вопросы бытия» в трагедии В.Шекспира «Гамлет». «Вечный образ» Гамлета в трагедии

1ч.

выучить наизусть монолог Гамлета «Быть или не быть?»

16.09


8

7

Тест по теме «Древнерусская литература»

1ч.


18.09


Литература XVIII века – 10ч.

9-10

1-

2

Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм. Эпоха М.В.Ломоносова. Чем она интересна. «Ода на день восшествия… императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

2ч.

ответить на вопросы по вариантам (вопросы 1-10, с.46)

19.09

23.09


11

3

Краткая характеристика творчества Г.Р.Державина – поэта-гражданина

1ч.

выучить наизусть «Памятник», ответить на вопросы, с.54

25.09


12-13

4-

5

«Сатиры смелый властелин» Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблемы жизни и нравов России XVIII века

2ч.

письменно ответить на вопрос: «Как я понимаю смысл названия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

26.09

30.09


14-15

6-

7

«Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

2ч.

написать сочинение-рассуждение на тему «Нет, ты не будешь забвенно столетье безумно и мудро…»

02.10

03.10


16-17

8-

9

Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

2ч.

подготовить сообщение на тему: «Карамзин-историк»; выделить черты сентиментализма в повести

07.10

09.10


18

10

Тест по теме «Литература XVIII века

1ч.

письменный ответ на вопросы с.90-92

10.10


Литература XIX века – 49ч.

19

1

Золотой век русской поэзии. Многообразие индивидуальностей (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, Н.М.Языков, А.В.Кольцов, Е.А.Баратынский)

1ч.

пересказ статьи учебника «О романтизме», с.141-142; перечитать балладу В.А.Жуковского «Светлана»; задание 4 на с.154

14.10


20

2

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

1ч.

написать сочинение-отзыв

16.10


21

3

Джордж Гордон Байрон. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона

1ч.

прочитать поэму «Паломничество Чайльд-Гарольда»

17.10


22-23

4-

5

«Человек необыкновенный. Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума». «К вам Александр Андреич Чацкий»

2ч.

перечитать комедию «Горе от ума»; выразительное чтение одного из монологов Чацкого и Фамусова

21.10

23.10


24

6

«Век нынешний и век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1ч.

прочитать сцену «Чацкий и Молчалин»; ответить на вопросы

24.10


25

7

«Молчалины блаженствуют на свете» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1ч.

дописать сочинение-миниатюру; выучить наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?»

28.10


26-27

8-

9

«Безумный по всему…». Трагедия Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Итог конфликта и развязка действия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

2ч.

перечитать комедию; подумать над вопросом: «Чацкий победитель или побеждённый?»

30.10

31.10


28

10

Р/р. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний»

1ч.

завершить работу по конспектированию статьи

11.11


29

11

«Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого

1ч.

дописать ответ на вопрос: «Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина?»

13.11


30

12

«Кто разгадает Вас?» Тайна Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1ч.

готовиться к сочинению

14.11


31

13

А.С.Пушкин. «Что в имени тебе моём?» Очерк жизни и творчества А.С.Пушкина

1ч.

прочитать стихи; выучить понравившееся стихотворение

18.11


32

14

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1ч.

провести анализ лирического произведения

20.11


33

15

А.С.Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

1ч.

перечитать роман в стихах «Евгений Онегин»

21.11


34

16

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Герой и время в романе

1ч.

перечитать 1-3 главы романа; выучить наизусть «Письмо Татьяны к Онегину»

25.11


35

17

Образ Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1ч.

учить письма героев; перечитать главы 2, 5, 6

27.11


36

18

Онегин и Ленский в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1ч.

закончить чтение романа; составить цитатную характеристику Татьяны Лариной

28.11


37

19

Татьяна Ларина – «Милый идеал» А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин»

1ч.

прочитать отдельные эпизоды романа; готовиться к сочинению

02.12


38-39

20-21

Р/р. Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

2ч.


04.12

05.12


40-41

22-23

Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

2ч.

выучить наизусть стихотворение Лермонтова по вариантам

09.12

11.12


42

24

Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Жанровые и композиционные особенности романа

1ч.

подготовить цитатную характеристику главного героя – Печорина; подготовить индивидуальные сообщения

12.12


43

25

Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1ч.

письменно ответить на вопрос 7 учебника

16.12


44

26

Трагедия жизни Григория Александровича Печорина и его поколения в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1ч.

написать сочинение-письмо, адресованное Печорину

18.12


45

27

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя

1ч.

перечитать поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души»; составить цитатную характеристику помещиков по вариантам

19.12


46

28

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Образы помещиков в поэме

1ч.

подобрать цитаты, характеризующие образ Чичикова в поэме

23.12


47

29

Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1ч.

обратить внимание на лирические отступления, посвящённые Руси

25.12


48

30

«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1ч.

перечитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель»

26.12


49

31

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Образ «маленького» человека в повести

1ч.

написать сочинение по творчеству Н.В.гоголя

13.01


50-51

32-33

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. «Первая любовь». Нравственная проблематика повести

2ч.

ответить на вопрос 7, с.36

15.01

16.01


52-53

34-35

Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества поэта. Любовная и философская лирика Ф.И.Тютчева

2ч.

проанализировать одно стихотворение Ф.И.Тютчева; наизусть понравившееся стихотворение поэта

20.01

22.01


54-55

36-37

Очерк жизни и творчества А.А.Фета. Основные темы лирики А.А.Фета

2ч.

выучить наизусть понравившееся стихотворение А.А.Фета; сопоставить стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

23.01

27.01


56

38

Н.А.Некрасов – «любимейший русский поэт…» (Н.А.Добролюбов)

1ч.

выучить стихотворение поэта наизусть; проанализировать одно стихотворение

29.01


57-58

39-40

Зачёт. Анализ лирического произведения по предложенному плану. Выразительное чтение стихотворения с комментариями

2ч.


30.01

03.02


59-60

41-42

Л.Н.Толстой. Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого. Повесть «Юность»

2ч.

перечитайте главу 31; ответьте устно на вопрос: Каким вы представляете Николеньку Иртеньева по прочитанным главам?

05.02

06.02


61

43

Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность». «Диалектика души» героев повести

1ч.

характеристика Николая Иртеньева

10.02


62

44

Мастерство и сила нравственного воздействия Л.Н.Толстого на читателя в повести «Юность»

1ч.

письменно ответить на вопрос 13, с.53

12.02


63-64

45-46

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев»

2ч.

перечитать рассказ А.П.Чехова «Тоска»

13.02

17.02


65

47

Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа

1ч.

перечитать рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; подготовить сообщения о рассказах по вариантам

19.02


66-67

48-49

Маленькая трилогия А.П.Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений о ложном представлении, определяющем судьбы людей

2ч.

прочитайте другие рассказы А.П.Чехова; письменно ответьте на вопрос 12, с.70

20.02

24.02


Литература XX века – 35ч.

68

1

И.А.Бунин – поэт и прозаик XX века

1ч.

выучить наизусть понравившееся стихотворение И.А.Бунина; проанализируйте его

26.02


69-70

2-

3

Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

2ч.

прокомментируйте основные этапы становления характера юного героя

27.02

03.03


71

4

Максим Горький. Раннее творчество и судьба писателя

1ч.

перечитайте автобиографическую повесть Горького «Мои университеты»

05.03


72-74

5-

7

Автобиографическая трилогия А.М.Горького «Мои университеты». Судьба героя повести А.М.Горького «Мои университеты» Алёши Пешкова

3ч.

письменно ответить на вопрос: «Как я понимаю фразу М.Горького – «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?

06.03

10.03

12.03


75-76

8-

9

А.А.Блок. Слово о поэте. Лирика А.А.Блока. Образ «Прекрасной Дамы» в поэзии

2ч.

выучить наизусть одно стихотворение А.А.Блока; дать письменный анализ стихотворения

13.03

17.03


77

10

Тема России в творчестве А.А.Блока

1ч.

выучить наизусть стихотворение «Россия»; письменный анализ

19.03


78-79

11-12

С.А.Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Человек и природа в поэзии С.А.Есенина

2ч.

выучить наизусть одно стихотворение о природе

20.03

24.03


80

13

Тема Родины в лирике поэта С.А.Есенина

1ч.

сопоставьте стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» Есенина и «Родина» Лермонтова

02.04


81-82

14-15

Слово о В.В.Маяковском. Сатирические стихи В.В.Маяковского

2ч.

выучить понравившееся стихотворение Маяковского и проанализировать

03.04

07.04


83

16

Стихи В.В.Маяковского о любви

1ч.

продолжить начатую работу в классе

09.04


84-85

17-18

Слово об А.А.Ахматовой. тема родной земли, Родины в лирике Анны Ахматовой

2ч.

выучить наизусть стихотворение «Родная земля»

10.04

14.04


86

19

Стихи А.А.Ахматовой о любви

1ч.

выучить наизусть стихотворение

16.04


87-88

20-21

Презентация «Мой сборник стихов поэта» (А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.А.Блока, В.В.Маяковского

2ч.

подготовить сообщение о личности и творческом пути М.А.Булгакова

17.04

21.04


89-90

22-23

М.А.Булгаков. Творческий путь писателя. Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

2ч.

прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»

23.04

24.04


91

24

Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление общества

1ч.

написать сочинение-отзыв о прочитанной повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

28.04


92

25

В.В.Набоков. Человек и природа в произведении «Гроза»

1ч.

ответить на вопрос, перечитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека»

30.04


93-94

26-27

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова в рассказе

2ч.

посмотреть экранизацию рассказа; письменно ответить на вопрос: «Какова роль пейзажных зарисовок в рассказе?»

05.05

07.05


95-96

28-29

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Образ русского солдата в поэме

2ч.

прочитать поэму «Василий Тёркин»; выучить наизусть любой отрывок из поэмы; ответить на вопрос 10 с.206

08.05

12.05


97

30

Человек и природа в повествовании рассказов В.П.Астафьева «Царь-рыба»

1ч.

устно ответить на вопросы с.235; прочитать повесть В.П.Астафьева «Последний поклон»

14.05


98

31

В.Г.Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы

1ч.

письменный ответ на вопрос 8, с.256

15.05


99

32

Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»

1ч.

прочитать другие пьесы А.Вампилова; посмотреть экранизацию пьесы «Старший сын»

19.05


100

33

А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе

1ч.

прочитать рассказ «Как жаль»; устно вопросы на с.213; письменно сформулировать ответ на вопрос: «Какова позиция автора в рассказе «Матрёнин двор»?

21.05


101

34

В.М.Шукшин. Рассказы Шукшина о «чудиках». Душевная красота и своеобразие рассказов

1ч.

подготовить сообщение-представление о поэтах последних десятилетий 20 века

22.05


102

35

Стихотворения Н.М.Рубцова

1ч.

рекомендации на лето

26.05


























































Контрольно-измерительные материалы

(КИМ)











































Итоговый тест за 1 четверть

А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?

а) религиозно-поучительная; б) военная; в) политическая; г) любовная

А2. Кому принадлежат эти строки?

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли…

а) Д.И.Фонвизину; б) Н.М.Карамзину; в) М.В.Ломоносову; г) Г.Р.Державину

А3. Кто из литературных героев «…был до конца жизни своей несчастлив» и, узнав о судьбе своей возлюбленной, «не мог утешиться и почитал себя убийцею»?

а) Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»); б) Эраст (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»)

в) Милон (Д.И.Фонвизин «Недоросль»); г) жених Светланы (В.А.Жуковский «Светлана»)

А4. Кто из перечисленных поэтов и писателей сочинял музыку?

а) А.С.Пушкин; б) В.А.Жуковский; в) М.Ю.Лермонтов; г) А.С.Грибоедов

А5. Что такое гипербола?

а) замена одного слова другим на основании связи их значений по смежности;

б) вид метафоры, при котором происходит перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые;

в) троп, основанный на намеренном преуменьшении;

г) троп, основанный на преувеличении

А6. Кто из героев произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль» советует Митрофану?

Век живи, век учись, друг мой сердечный.

а) Правдин; б) Милон; в) Простакова; г) Стародум

В1. Что способствовало возникновению литературы на Руси?

В2. Представителем какого литературного направления был Н.М.Карамзин?

В3. Кто автор произведений «К соловью», «История государства Российского»?

В4. Назовите единственную балладу В.А.Жуковского, в которой есть посвящение.

С1. Каковы жизненные принципы Митрофана (Д.И.Фонвизин «Недоросль») и отношение к ним автора?

С2. Можно назвать Чацкого героем нашего времени?





Итоговый тест за 2 четверть

А1. Кого А.С.Пушкин описывает так («Евгений Онегин»)?

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

а) Евгения Онегина; б) Владимира Ленского; в) муж Татьяны; г) дядю Онегина

А2. Чем заканчивается повесть «Бэла» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

а) свадьбой главных героев; б) разлукой главных героев;

в) гибелью главной героини; г) гибелью главного героя

А3. Какое стихотворение Ф.И.Тютчева стало известным романсом?

а) «Живым сочувствием привета…»; б) «В разлуке есть высокое значенье…»;

в) «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…»; г) «Я встретил вас – и всё былое…»

А4. Что характерно для реализма?

а) культ не разума, а чувств; главный герой – простой человек, обладающий богатым внутренним миром;

б) конфликты строятся на столкновении разума, чувства и долга и решаются в пользу долга; главный герой имеет одну преобладающую черту характера и является исключительно положительным или отрицательным;

в) язык произведений отличается величавостью, пышностью и яркостью; необычность сюжета, обстановки и героев;

г) стремление к многостороннему, широкому, правдивому изображению реальной жизни; главные герой – типичный человек, действующий в обычных обстоятельствах

А5. Что такое фабула?

а) краткое высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого;

б) употребление слова в переносном значении;

в) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности;

г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение

А6. Какой темой объединены стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…»?

а) поэта и поэзии; б) любви; в) судьбы русской женщины; г) смерти

В1. Где находился лицей, в котором учился А.С.Пушкин?

В2. Какое стихотворение М.Ю.Лермонтов написал под впечатлением гибели А.С.Пушкина?

В3. Назовите имя и отчество помещика Собакевича (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»),

Итоговый тест за 3 четверть

А1. Кто из писателей XIX века называл своё детство «золотым»?

а) А.П.Чехов; б) Л.Н.Толстой; в) А.Н.Некрасов; г) И.С.Тургенев

А2. Какое произведение не принадлежит перу И.А.Бунина?

а) «Жизнь Арсеньева»; б) «Антоновские яблоки»; в) «Русская сказка»; г) «Мои университеты»

А3. Что характеризует стихотворение В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся»

а) лёгкая ирония; б) юмор; в) гротеск, сатира; г) тема несчастной любви

А4. Из какого стихотворения С.А.Есенина эти строки?

Все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло прочесть и умереть

а) «Я покинул родимый дом…»; б) «Отговорила роща золотая…»;

в) «Спит ковыль. Равнина дорогая…»; г) «Не жалею, не зову, не плачу…»

А5. Что такое юмор?

а) троп, основанный на намеренном преуменьшении;

б) вид комического, когда забавное таится под маской серьёзного и скрывает в себе чувство превосходства или скептицизма;

в) вид комического, соединяет насмешку и сострадание;

г) способ проявления комического, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений и характеров, которые кажутся автору порочными

А6. Кем был на фронте Андрей Соколов (М.А.Шолохов «Судьба человека»)?

а) лётчиком; б) танкистом; в) водителем; г) разведчиком

В1. За какой сборник рассказов Академия наук присудила А.П.Чехову Пушкинскую премию?

В2. Как долго готовили Алёшу Арсеньева к экзаменам?

В3. Кому принадлежат эти строки?

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

В4. Как звали жену Андрея Соколова?

С1. Каковы основные мотивы творчества А.А.Ахматовой:

Итоговый тест за 4 четверть

А1. Какое произведение А.Т.Твардовского называют поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны?

а) «Я убит под Ржевом…»; б) «По праву памяти»; в) «Василий Тёркин»; г) «Дом у дороги»

А2. Кто из писателей известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист?

а) А.И.Солженицын; б) В.М.Шукшин; в) А.В.Вампилов; г) В.Г.Распутин

А3. Как зовут главного героя произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба»?

а) Кузьмич; б) Игнатьич; в) Егорыч; г) Петрович

А4. Назовите произведение, в котором показано преимущество духовного родства людей над формальными родственными связями:

а) «Как жаль» А.И.Солженицына; б) «Ванька Тепляшин» В.М.Шукшина;

в) «Старший сын» А.В.Вампилова; г)»Деньги для Марии» В.Г.Распутина

А5. Что такое повесть?

а) поэтический жанр большого объёма, главным образом лиро-эпический;

б) хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, богородицы, святых или какого-либо христианского праздника;

в) жанр драмы, действие и характеры в котором интерпретированы в формах комического;

г) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни

А6. Какое стихотворение написал А.А.Вознесенский?

а) «Послушайте!»; б) «Песенка об Арбате»;

в) «Людей неинтересных в мире нет…»; г) «Есть русская интеллигенция…»

В1. Какой подзаголовок имеет поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»?

В2. Какого писателя обвиняли в искажении исторической правды и отсутствии оптимизма в изображении советского села?

В3. Назовите мастера авторской песни 60-90-х годов XX века, произведения которого вы изучали в этом году.

В4. На какой реке происходит действие произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба»?

С1. Как раскрывается тема трагической судьбы человека при сталинском режиме в творчестве А.И.Солженицына (на примере рассказа «Как жаль»)?

С2. Почему Мария согласилась работать в магазине (В.Г.Распутин «Деньги для Марии»)?





Итоговый тест за учебный год

А1. Какой русский поэт первым перевёл с древнерусского языка «Слово о полку Игореве»?

а) М.Ю.Лермонтов; б) В.А.Жуковский; в) А.С.Пушкин; г) Н.М.Карамзин

А2. Кто из писателей и поэтов классицистов прошёл путь от рядового солдата до министра юстиции?

а) М.В.Ломоносов; б) Г.Р.Державин; в) Н.М.Карамзин; г) А.Д.Кантемир

А3. Какое общественно-политическое событие, по мнению литературоведов, предсказывает комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

а) восстание декабристов; б) падение крепостного права;

в) введение парламента; г) революцию

А4. О ком из героев Н.В.Гоголя эти слова?

А! заплатанной, заплатанной!

а) о Вакуле; б) о Ноздрёве; в) о Плюшкине; г) о Собакевиче

А5. Что такое инверсия?

а) особенность звуковой организации речи: повторение согласных звуков;

б) звуковое совпадение последних слогов;

в) перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность;

г) в стихотворной речи – мерное повторение сходных элементов: пауз, строк, слов, слогов, интонационной мелодии

А6. Назовите автора стихотворения «Людей неинтересных в мире нет…»:

а) С.А.Есенин; б) Е.А.Евтушенко; в) А.А.Вознесенский; г) Б.Ш.Окуджава

В1. Какой век считают «золотым веком русской поэзии»?

В2. Назовите первого и самого крупного представителя русского сентиментализма.

В3. Как называется роман в стихах А.С.Пушкина.

В4. Кто автор стихотворений «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Родная земля»?

С1. Какую роль играют лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

С2. Каков лирический герой С.А.Есенина?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!