Рабочая программа основного общего образования по литературе для 9 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основании следующих документов:
Закона об образовании Донецкой Народной Республики (Принят Постановлением Народного Совета № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020),
Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от от 07 августа 2020 г. N 120-НП;
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»;
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1181 «О присвоении примерным адаптированным основным общеобразовательным программам грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего,основного общего и среднего общего образования»
Приказа об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;
− Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».
Приказа МОН ДНР от 30.06.2020 № 935 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму в образовательных организациях на 2020/2021 учебный год»
Приказа МОН ДНР от 17.04.2020 № 755 «Об утверждении санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Примерной программы по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.
Учебного плана МОУ«Седовская школа»Новоазовского района ДНР.
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2/[В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С.Збарский]; под ред. В.Я.Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016, 2016. – 399с.
авторов, названия прочитанных произведений;
общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;
сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления,
романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;
тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.
Обучающиеся должны уметь:
правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и
научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;
определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;
владеть различными видами пересказа;
давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;
составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического
произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного
высказывания;
обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;
сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного
восприятия и отношения;
участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;
строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения,
аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши
дни;
составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;
самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;
писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или нескольким источникам.
Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Седовская школа» Новоазовского района ДНР.
п/п | № в те ме | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
| | | | Тема № 1. Введение (1 ч) Древнерусская литература ( 4 ч)+1Рр+1Кс+ЛРК | |
1 | 1 | 02.09 | | Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Соотношение мировой и русской литератур. Шедевры родной литературы.. Теория литературы. Литература как искусство. Понятие об истории литературы. Историко-литературный процесс. Мировая (всемирная) литература. Национальная литература. Художественная литература. Словесный образ. Культурный диалог. | |
2 | 2 | 03.09 | | Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. | |
3 | 3 | 04.09 | | «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…» | Наизусть отрывок из «Слова…» |
4 | 4 | 09.09 | | Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. | |
5 | 5 | 10.09 | | Построение, поэтический язык «Слова…». Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Единство содержания и формы художественного произведения. Личность автора в произведении. Ритмическая проза. Система жанров древнерусской литературы. Богослужебная литература и ее жанры. Воинские повести. Хождения, Жития. Канон. Периоды развития древнерусской литературы. | |
6 | 6 | 11.09 | | Р.Р. (у.) № 1. Характеристика произведения литературы (по плану) | |
7 | 7 | 16.09 | | Контрольное сочинение № 1 по «Слову о полку Игореве» | |
8 | 8 | 17.09 | | Литература родного края 1. Битва на реке Калке и ее отражение в творчестве писателей Донбасса. «Повесть о битве на реке Калке». Тайна похода князя Игоря в Донецкие степи | |
| | | | Тема № 2. Русская литература XVIII века (7 ч)+1Вн.чт. | |
9 | 1 | 18.09 | | Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма. Особенности русского классицизма Теория литературы. Понятие о классицизме как художественном направлении. Прозаический роман. Повесть. Комическая опера. «Слезная» драма. Сатира. «Высокие» жанры. «Низкие» жанры. | |
10 | 2 | 23.09 | | Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», | Наизусть отрывок из оды |
11 | 3 | 24.09 | | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. | |
12 | 4 | 25.09 | | Гаврила Романович Державин (1743 — 1816) Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике. | Наизусть «Памятник». |
13 | 5 | 30.09 | | «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. | |
14 | 6 | 01.10 | | Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) Слово о писателе. Сентиментализм Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. | |
15 | 7 | 02.10 | | Повесть «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). | |
16 | 8 | 07.10 | | Внеклассное чтение № 1. Н.М. Карамзин. «Остров Борнгольм». «Наталья, боярская дочь» ( по выбору) | |
| | | | Тема № 3. Из русской литературы XIX века (ч.1) (8 ч)+3Рр+1Кр | |
17 | 1 | 08.10 | | Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма | |
18 | 2 | 09.10 | | Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) Жизнь и творчество. (Обзор.). Основные этапы его творчества. «Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. | Наизусть одно стихотворение «Море». |
19 | 3 | 14.10 | | Р.Р. № 2. Обучение анализу стихотворения. | |
20 | 4 | 15.10 | | «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Понятие об элегии. | |
21 | 5 | 16.10 | | Александр Сергеевич Грибоедов (1795 - 1829) Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С. Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. | |
22 | 6 | 21.10 | | «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. | |
23 | 7 | 22.10 | | Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | Наизусть один из монологов Фамусова |
24 | 8 | 23.10 | | Р.Р. (п.) № 3. Характеристика образа литературного героя (по плану) | Наизусть один из монологов Чацкого |
25 | 9 | 05.11 | | Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. | |
26 | 10 | 06.11 | | Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). | |
27 | 11 | 11.11 | | Р.Р. (п.) № 4 Обучение тезированию по статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» . | |
28 | 12 | 12.11 | | Контрольная работа № 1: тестирование. | |
| | | | Тема № 4. Из русской литературы XIX века. (ч.2) Тема № 4.1. А. С. Пушкин (7 ч)+1 Рр+1Кс+1Вн.чт. | |
29 | 1 | 13.11 | | Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного | |
30 | 2 | 18.11 | | Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"). | Наизусть 3 стихотворения |
31 | 3 | 19.11 | | Тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. | |
32 | 4 | 20.11 | | Философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил» | |
33 | 5 | 25.11 | | Тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Раздумья о смысле жизни, о поэзии… | |
34 | 6 | 26.11 | | Р.Р. № 5 Анализ поэтического текста | |
35 | 7 | 27.11 | | Внеклассное чтение № 2. А.С. Пушкин «Цыганы» | |
36 | 8 | 02.12 | | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». | |
37 | 9 | 03.12 | | Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества | |
38 | 10 | 04.12 | | Контрольное сочинение №2 по творчеству А.С.Пушкина | |
| | | | Тема № 4.2. А. С. Пушкин (7 ч)+1 Рр+1Кр+1Вн.чт. | |
39 | 11 | 09.12 | | «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. | |
40 | 12 | 10.12 | | Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. | |
41 | 13 | 11.12 | | Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. | |
42 | 14 | 16.12 | | Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Наизусть отрывок из романа |
43 | 15 | 17.12 | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | |
44 | 16 | 18.12 | | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | |
45 | 17 | 23.12 | | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе. | |
46 | 18 | 24.12 | | Контрольная работа № 2: тестирование | |
47 | 19 | 25.12 | | Р.Р.№ 6. Составление плана критической статьи. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). | |
48 | 20 | 13.01 | | Внеклассное чтение № 3. А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого» | |
| | | | Тема № 5. (ч.3) Из русской литературы XIX века. М.Ю. Лермонтов (9 ч)+2РР+1Кс+1Вн.чт. | |
49 | 1 | 14.01 | | Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1852). Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье...». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». | |
50 | 2 | 15.01 | | Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». | Наизусть два стихотворения (по выбору учащихся). |
51 | 3 | 20.01 | | Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю.Лермонтова в критике В.Г.Белинского. | |
52 | 4 | 21.01 | | Р.Р. № 7. Анализ поэтического текста | |
53 | 5 | 22.01 | | «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Особенности композиции. | |
54 | 6 | 27.01 | | Главные и второстепенные герои. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский). | |
55 | 7 | 28.01 | | Печорин и Максим Максимыч.. | |
56 | 8 | 29.01 | | Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий | |
57 | 9 | 03.02 | | Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | |
58 | 10 | 04.02 | | Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали. | |
59 | 11 | 05.02 | | Р.Р. №8 Составление конспекта статьи. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского | |
60 | 12 | 10.02 | | Контрольное сочинение № 3 по творчеству М.Ю. Лермонтова. | |
61 | 13 | 11.02 | | Внеклассное чтение №4. В. Соколов. «Пятигорские стихи». Нина Дашевская «Подросток N”. | |
| | | | Тема №6 (ч.4) Николай Васильевич ГОГОЛЬ (9 ч.)+1Рр+1Кр+1Вн.чт. | |
62 | 1 | 17.02 | | Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) Жизнь и творчество (Обзор). | |
63 | 2 | 18.02 | | «Невский проспект». Образ города как носителя зла. Виды и способы выражения фантастического. Гротеск как воплощение сути реальности. Антиромантическая фантастика. Вещная метафора. | |
64 | 3 | 19.02 | | «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов | |
65 66 | 4 5 | 24.02 25.02 | | Система образов. Мертвые и живые души. Теория литературы Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). | |
67 | 6 | 26.02 | | Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи | |
68 | 7 | 03.03 | | Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. | Наизусть «Мертвые души» (один – два отрывка по выбору учителя). |
69 | 8 | 04.03 | | Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. | |
70 | 9 | 05.03 | | Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. | |
71 | 10 | 10.03 | | Р.Р. (п.) № 9 Составление тезисов литературно-критической статьи | |
72 | 11 | 11.03 | | Контрольная работа № 3: тестирование | |
73 | 12 | 12.03 | | Внеклассное чтение №5. А.П.Чехов. Рассказы. | |
| | | | Тема №7 Из русской литературы ХХ века Тема 7.1 Из русской литературы ХХ века. Поэзия (6 ч.)+2Вн. чт.+1Рр | |
74 | 1 | 17.03 | | Александр Александрович БЛОК (1880-1921) Слово о поэте. | |
75 | 2 | 18.03 | | «Девушка пела в церковном хоре...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | Наизусть «Девушка пела в церковном хоре...» |
76 | 3 | 19.03 | | Внеклассное чтение №6. Тэффи. Рассказы | |
77 | 4 | 31.03 | | Анна Андреевна АХМАТОВА (1889-1966) Слово о поэте. | |
78 | 5 | 01.04 | | «Родная земля». Патриотическая направленность лирики А. А. Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений | Наизусть «Родная земля». |
79 | 6 | 02.04 | | Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890-1960) Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. | Наизусть |
80 | 7 | 07.04 | | Р.Р. №10. Анализ поэтического текста | |
81 | 8 | 08.04 | | Внеклассное чтение № 7. А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»; Н.А. Заболоцкий «Признание»; М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»; Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям»; В.С. Высоцкий «Песня о друге» | |
82 | 9 | 09.04 | | Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ (1903-1958) Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. | Наизусть |
| | | | Тема 7.2 Из русской литературы ХХ века. М.А.Шолохов, А.И. Солженицын (5 ч.)+3Вн. чт.+2Рр+1Кс+1Кр+1ЛРК | |
83 | 10 | 14.04 | | Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905 — 1984) Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера. | |
84 | 11 | 15.04 | | Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. | |
85 | 12 | 16.04 | | Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок. | |
86 | 13 | 21.04 | | Р.Р. №11. Развёрнутый ответ на вопрос | |
87 | 14 | 22.04 | | Контрольное сочинение №4 по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». | |
88 | 15 | 23.04 | | Внеклассное чтение № 8. «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, Твардовский «Я убит подо Ржевом» | Наизусть |
89 | 16 | 28.04 | | Литература родного края 2. «Я не только пишу о Донбассе, я Донбассом живу и дышу…» | Наизусть |
90 | 17 | 29.04 | | Внеклассное чтение №9 Г. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние» | |
91 | 18 | 30.04 | | Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН ( 1918 - 2008) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Теория литературы. Притча (углубление понятия). | |
92 | 19 | 05.05 | | Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. | |
93 | 20 | 06.05 | | Контрольная работа № 4: тестирование | |
94 | 21 | 07.05 | | Внеклассное чтение №10 Братья Стругацкие «Пикник на обочине» | |
95 | 22 | 12.05 | | Р.Р. №12 Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века. | |
| | | | Тема №8 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7ч)+1ч | |
96 | 1 | 13.05. | | ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265 — 1321) Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. | |
97 | 2 | 14.05 | | Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии». | |
98 | 3 | 19.05 | | Иоганн Вольфганг ГЕТЕ (1749 — 1832) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. | |
99 | 4 | 20.05 | | Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен | |
100 | 5 | 21.05 | | XIX век — расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Настроения эпохи в творчестве Байрона, глубокая неудовлетворенность героя (стихотворение «Душа моя мрачна...»). Романтическая личность в лирике Байрона. | |
101 | 6 | 26.05 | | «Паломничество Чайльд Гарольда». Разочарование и одиночество героя. Мотив романтического бегства от действительности. | |
102 | 7 | 27.05 | | Картины борьбы за свободу в поэме. Поэзия Байрона в переводах В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока и др. Теория литературы. Понятие о романтизме как литературном направлении. Романтическая поэма. | |
103 | 8 | 28.05 | | Итоговый урок, рекомендации для летнего чтения. | |
М.В. Ломоносов. Отрывок из оды (по выбору учителя).
Г.Р. Державин. «Памятник».
В.А. Жуковский «Море».
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (один из монологов Фамусова: «Петруша, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы!..», «Вкус, батюшка, отменная манера…»; один из монологов Чацкого: «А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…», «Не образумлюсь…») (по выбору учащихся).
А.С. Пушкин. 3 стихотворения и отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. Два стихотворения (по выбору учащихся).
Н.В. Гоголь. «Мертвые души» (один-два отрывка по выбору учителя).
А.А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре...»
А.А. Ахматова. «Родная земля».
Б.Л. Пастернак. Одно стихотворение по выбору учащегося.
Н.А. Заболоцкий. Одно стихотворение по выбору учащегося.
Одно стихотворение поэта-современника о родном крае.