СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по литературе для 9 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основании следующих документов:

  1. Закона об образовании Донецкой Народной Республики (Принят Постановлением Народного Совета № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020),

  2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от от 07 августа 2020 г. N 120-НП;

  3. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»;

  4. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1181 «О присвоении примерным адаптированным основным общеобразовательным программам грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»

  5. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего,основного общего и среднего общего образования»

  6. Приказа об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году

  7. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;

  8. Приказ  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г.  № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

  9. Приказа МОН ДНР от 30.06.2020 № 935 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму в образовательных организациях на 2020/2021 учебный год»

  10. Приказа МОН ДНР от 17.04.2020 № 755 «Об утверждении санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

  11. Примерной программы по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

  12. Учебного плана МОУ«Седовская школа»Новоазовского района ДНР.


Литература (учебник): Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/[В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С.Збарский]; под ред. В.Я.Коровиной. – 3-е мзд. – М.: Просвещение, 2016, 2016. – 415с.

Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2/[В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С.Збарский]; под ред. В.Я.Коровиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016, 2016. – 399с.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 9 класса

Обучающиеся должны знать:

  • авторов, названия прочитанных произведений;

  • общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;

  • сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

  • идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

  • характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

  • основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления,

  • романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;

  • тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.

  • Обучающиеся должны уметь:

  • правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и

  • научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

  • раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

  • выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;

  • определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;

  • составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического

  • произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного

  • высказывания;

  • обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;

  • сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного

  • восприятия и отношения;

  • участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;

  • строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;

  • участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения,

  • аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

  • высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши

  • дни;

  • составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

  • подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;

  • самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;

  • писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;

  • подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или нескольким источникам.



Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Седовская школа» Новоазовского района ДНР.

9 класс

(3 часа в неделю; за год — 105 часов)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Контрольное сочинение

Литература родного края

Текстуальное изучение произведений

Резерв

9 класс

105

12

10

4

4

2

70

3





Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс


п/п

в те

ме

Дата


Тема


Примечание

план

факт





Тема № 1.

Введение (1 ч) Древнерусская литература ( 4 ч)+1Рр+1Кс+ЛРК


1

1

02.09


Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Соотношение мировой и русской литератур. Шедевры родной литературы..

Теория литературы. Литература как искусство. Понятие об истории литературы. Историко-литературный процесс. Мировая (всемирная) литература. Национальная литература. Художественная литература. Словесный образ. Культурный диалог.


2

2

03.09


Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси.


3

3

04.09


«Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…»

Наизусть отрывок из «Слова…»

4

4

09.09


Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина.


5

5

10.09


Построение, поэтический язык «Слова…». Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Единство содержания и формы художественного произведения. Личность автора в произведении. Ритмическая проза. Система жанров древнерусской литературы. Богослужебная литература и ее жанры. Воинские повести. Хождения, Жития. Канон. Периоды развития древнерусской литературы.


6

6

11.09


Р.Р. (у.) № 1. Характеристика произведения литературы (по плану)


7

7

16.09


Контрольное сочинение № 1 по «Слову о полку Игореве»


8

8

17.09


Литература родного края 1. Битва на реке Калке и ее отражение в творчестве писателей Донбасса. «Повесть о битве на реке Калке». Тайна похода князя Игоря в Донецкие степи






Тема № 2. Русская литература XVIII века (7 ч)+1Вн.чт.


9

1

18.09


Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма. Особенности русского классицизма

Теория литературы. Понятие о классицизме как художественном направлении. Прозаический роман. Повесть. Комическая опера. «Слезная» драма. Сатира. «Высокие» жанры. «Низкие» жанры.


10

2

23.09


Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,

Наизусть отрывок из оды

11

3

24.09


«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.


12

4

25.09


Гаврила Романович Державин (1743 — 1816)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике.

Наизусть «Памятник».

13

5

30.09


«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.


14

6

01.10


Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) Слово о писателе. Сентиментализм Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.


15

7

02.10


Повесть «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).


16

8

07.10


Внеклассное чтение № 1.

Н.М. Карамзин. «Остров Борнгольм». «Наталья, боярская дочь» ( по выбору)






Тема № 3. Из русской литературы XIX века (ч.1)

(8 ч)+3Рр+1Кр


17

1

08.10


Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма


18

2

09.10


Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) Жизнь и творчество. (Обзор.). Основные этапы его творчества. «Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Наизусть одно стихотворение «Море».

19

3

14.10


Р.Р. № 2. Обучение анализу стихотворения.


20

4

15.10


«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Понятие об элегии.


21

5

16.10


Александр Сергеевич Грибоедов (1795 - 1829)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С. Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя.


22

6

21.10


«Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта.


23

7

22.10


Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

Наизусть один из монологов Фамусова

24

8

23.10


Р.Р. (п.) № 3. Характеристика образа литературного героя (по плану)

Наизусть один из монологов Чацкого

25

9

05.11


Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги.


26

10

06.11


Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»).


27

11

11.11


Р.Р. (п.) № 4 Обучение тезированию по статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» .


28

12

12.11


Контрольная работа № 1: тестирование.






Тема № 4. Из русской литературы XIX века. (ч.2)

Тема № 4.1. А. С. Пушкин (7 ч)+1 Рр+1Кс+1Вн.чт.


29

1

13.11


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного


30

2

18.11


Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…").

Наизусть 3 стихотворения

31

3

19.11


Тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.


32

4

20.11


Философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил»


33

5

25.11


Тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Раздумья о смысле жизни, о поэзии…


34

6

26.11


Р.Р. № 5 Анализ поэтического текста


35

7

27.11


Внеклассное чтение № 2. А.С. Пушкин «Цыганы»


36

8

02.12


«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».


37

9

03.12


Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества


38

10

04.12


Контрольное сочинение №2 по творчеству А.С.Пушкина






Тема № 4.2. А. С. Пушкин (7 ч)+1 Рр+1Кр+1Вн.чт.


39

11

09.12


«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история.


40

12

10.12


Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста.


41

13

11.12


Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.


42

14

16.12


Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Наизусть отрывок из романа

43

15

17.12


Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.


44

16

18.12


Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа


45

17

23.12


«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе.


46

18

24.12


Контрольная работа № 2: тестирование


47

19

25.12


Р.Р.№ 6. Составление плана критической статьи. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).


48

20

13.01


Внеклассное чтение № 3. А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого»






Тема № 5. (ч.3)

Из русской литературы XIX века. М.Ю. Лермонтов (9 ч)+2РР+1Кс+1Вн.чт.


49

1

14.01


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1852). Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье...». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно».


50

2

15.01


Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».

Наизусть два стихотворения (по выбору учащихся).


51

3

20.01


Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю.Лермонтова в критике В.Г.Белинского.


52

4

21.01


Р.Р. № 7. Анализ поэтического текста


53

5

22.01


«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Особенности композиции.


54

6

27.01


Главные и второстепенные герои. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).


55

7

28.01


Печорин и Максим Максимыч..


56

8

29.01


Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий


57

9

03.02


Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».


58

10

04.02


Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Теория литературы. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.


59

11

05.02


Р.Р. №8 Составление конспекта статьи. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского


60

12

10.02


Контрольное сочинение № 3 по творчеству М.Ю. Лермонтова.


61

13

11.02


Внеклассное чтение №4. В. Соколов. «Пятигорские стихи». Нина Дашевская «Подросток N”.






Тема №6 (ч.4) Николай Васильевич ГОГОЛЬ

(9 ч.)+1Рр+1Кр+1Вн.чт.


62

1

17.02


Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) Жизнь и творчество (Обзор).


63

2

18.02


«Невский проспект». Образ города как носителя зла. Виды и способы выражения фантастического. Гротеск как воплощение сути реальности. Антиромантическая фантастика. Вещная метафора.


64

3

19.02


«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов


65

66

4

5

24.02

25.02


Система образов. Мертвые и живые души. Теория литературы Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).


67

6

26.02


Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи


68

7

03.03


Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения.

Наизусть «Мертвые души» (один – два отрывка по выбору учителя).

69

8

04.03


Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.


70

9

05.03


Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.


71

10

10.03


Р.Р. (п.) № 9 Составление тезисов литературно-критической статьи


72

11

11.03


Контрольная работа № 3: тестирование


73

12

12.03


Внеклассное чтение №5. А.П.Чехов. Рассказы.






Тема №7 Из русской литературы ХХ века

Тема 7.1 Из русской литературы ХХ века. Поэзия (6 ч.)+2Вн. чт.+1Рр


74

1

17.03


Александр Александрович БЛОК (1880-1921)

Слово о поэте.


75

2

18.03


«Девушка пела в церковном хоре...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Наизусть «Девушка пела в церковном хоре...»

76

3


19.03



Внеклассное чтение №6. Тэффи. Рассказы


77

4

31.03


Анна Андреевна АХМАТОВА (1889-1966)

Слово о поэте.


78

5

01.04


«Родная земля». Патриотическая направленность лирики А. А. Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений

Наизусть «Родная земля».

79

6

02.04


Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890-1960) Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Наизусть

80

7

07.04


Р.Р. №10. Анализ поэтического текста


81

8

08.04


Внеклассное чтение № 7. А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»; Н.А. Заболоцкий «Признание»; М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»; Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям»; В.С. Высоцкий «Песня о друге»


82

9

09.04


Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ (1903-1958) Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Наизусть





Тема 7.2 Из русской литературы ХХ века. М.А.Шолохов,

А.И. Солженицын (5 ч.)+3Вн. чт.+2Рр+1Кс+1Кр+1ЛРК


83

10

14.04


Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905 — 1984)

Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе.

«Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера.


84

11

15.04


Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа.


85

12

16.04


Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.


86

13

21.04


Р.Р. №11. Развёрнутый ответ на вопрос


87

14

22.04


Контрольное сочинение №4 по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».


88

15

23.04


Внеклассное чтение № 8. «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц,

«Пулковский меридиан» В. Инбер, Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Наизусть

89

16

28.04


Литература родного края 2. «Я не только пишу о Донбассе, я Донбассом живу и дышу…»

Наизусть

90

17

29.04


Внеклассное чтение №9 Г. Бакланов «Навеки — девятнадцатилетние»


91

18

30.04


Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН ( 1918 - 2008) Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Теория литературы. Притча (углубление понятия).


92

19

05.05


Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.


93

20

06.05


Контрольная работа № 4: тестирование


94

21

07.05


Внеклассное чтение №10 Братья Стругацкие «Пикник на обочине»


95

22

12.05


Р.Р. №12 Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.






Тема №8 ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7ч)+1ч


96

1

13.05.


ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265 — 1321) Жизнь и творчество Данте.

«Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности.


97

2

14.05


Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии».


98

3

19.05


Иоганн Вольфганг ГЕТЕ (1749 — 1832)

Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.


99

4

20.05


Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества.

«Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен


100

5

21.05


XIX век — расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Настроения эпохи в творчестве Байрона, глубокая неудовлетворенность героя (стихотворение «Душа моя мрачна...»). Романтическая личность в лирике Байрона.


101

6

26.05


«Паломничество Чайльд Гарольда». Разочарование и одиночество героя. Мотив романтического бегства от действительности.


102

7

27.05


Картины борьбы за свободу в поэме.

Поэзия Байрона в переводах В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока и др.

Теория литературы. Понятие о романтизме как литературном направлении. Романтическая поэма.


103

8

28.05


Итоговый урок, рекомендации для летнего чтения.

















Для заучивания наизусть

Отрывок из «Слова о полку Игореве»

М.В. Ломоносов. Отрывок из оды (по выбору учителя).

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский «Море».

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (один из монологов Фамусова: «Петруша, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы!..», «Вкус, батюшка, отменная манера…»; один из монологов Чацкого: «А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…», «Не образумлюсь…») (по выбору учащихся).

А.С. Пушкин. 3 стихотворения и отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Два стихотворения (по выбору учащихся).

Н.В. Гоголь. «Мертвые души» (один-два отрывка по выбору учителя).

А.А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре...»

А.А. Ахматова. «Родная земля».

Б.Л. Пастернак. Одно стихотворение по выбору учащегося.

Н.А. Заболоцкий. Одно стихотворение по выбору учащегося.

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

Одно стихотворение поэта-современника о родном крае.




8