СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (9 класс)»

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»


Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



































                                                                                                                            

 




Содержание учебного предмета


Введение (1ч.).

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Древнерусская литература (2 ч.).

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы.

Русская литература XVIII века (5ч.+1ч.р.р.).

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления).

Шедевры русской литературы XIX века (27ч.+4ч.р.р.+3ч.вн.чт.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Основные мотивы лирики «Па­рус», «Смерть Поэта», «Роди­на», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», . «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Нищий», «Я жить хочу! хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).


Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа­теле.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие поня­тия).

Литература XX века (16ч.+1ч.р.р.+3ч.вн.чт.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское от­ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много­людном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер.Роса...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жа­лею, не зову, не плачу...». Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю» (от­рывок), «Прощанье» и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз­витость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная услов­ность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи о Москве», «Стихи к Бло­ку», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки»,Стихи о Петербурге, Из книги «Бе­лая стая», Молитва, «Сразу стало тихо в доме…», Из книги «Подорожник», Из книги «ANNO DOMINI», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…», Из книги «Тростник», «И упало каменное слово…», «Седьмая книга», Из книги «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «О кра­соте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа­теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас­сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины ве­сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по­нятия).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Во всем мне хочется дойти...», «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о по­эте.

«Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Рже­вом», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и то­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа­теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра­гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление по­нятия).

Романсы и песни на слова русских писателей XIX—XX веков (1ч.).

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.


А. С. Пушкин. «Певец»; Е. А. Баратынский. «Раз­уверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» М. Ю. Лермонтов. «Отче­го»; А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; Симонов. «Жди меня, и я вер­нусь...»; Н.А. Заболоцкий. «Признание», М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера», Б.Ш.Окуджава «Пожелание друзьям», В.С.Высоцкий «Песня о друге», К.Я.Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словес­ного и музыкального искусства выражающий пережива­ния, мысли, настроения человека.


Из зарубежной литературы (4ч.+1вн.чт.)

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубо­кого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы: буквальный (изображение за­гробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблужде­ний к истине, идея восхождения души к духовным высо­там через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (ин­туитивное постижение божественной идеи через вос­приятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Об­щечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамле­та в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ ми­ровой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских

'ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

* Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливо­сти и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл проти­вопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоласти­ческой рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот до­стоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: «Литература» авторов: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. - М.: «Просвещение», 2019г.

Тематическое планирование


урока

Дата

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

плану

факти

чески

1



Введение (1ч.)

Литература и её роль в духовной жизни человека.

1




Древнерусская литература (2ч.)


2



Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. «Русская история в Слове…».

1

3



Художественные особенности «Слова…». Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

1




Русская литература 18 века (5ч.+1ч.р.р.)


4



Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм.

1

5



М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Учёный, поэт… «Вечернее размышление о Божием величестве…».

1

6



«Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 г.». Прославления Родины.

1

7



Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судьям». Тема несправедливости. «Памятник»

1

8



Н.М.Карамзин. «Осень». «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

1

Р.р.9



Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного человека».

1




Русская литература 19 века (27ч.+4ч.р.р.+3вн.чт.)


10



Работа над ошибками. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике. Романтизм

1

11



В.А.Жуковский. «Море». «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Нравственный мир героини.

1

12



А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания комедии. Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

13



«Горе от ума». 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

1

14



«Горе от ума». 3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.

1

15



"Горе от ума".4 действие комедии. Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Р.р.

16



И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

17



Работа над ошибками. Вн.чт. М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Сатира. Большие проблемы «маленьких людей».

1

18



А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

1

19



А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта.

1

20



«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

1

21



«Евгений Онегин». Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

22



Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

23



Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

1

24



Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа. Реализм романа.

1

Р.р. 25



Пушкинский роман в зеркале критики.

Подготовка к сочинению по роману.

1

26



Работа над ошибками. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».

Проблема «гения и злодейства».

1

27



М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике. Образ поэта-пророка

1

28



Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». «Родина»

1

29



«Герой нашего времени» - первый психологический роман. «Бэла». Печорин как представитель «портрета поколения».

1

30



«Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

31



«Тамань». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

32



«Княжна Мери». Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

33



«Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа.

1

Р.р. 34



Роман в оценке В.Г.Белинского.

Подготовка к сочинению.

1

35



Работа над ошибками. Вн.чт. Б. Екимов. «Фетисыч». «Что там в душе человеческой?»

1

36



Н.В.Гоголь. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

37



Система образов поэмы «Мертвые души»

1

38



Образ города в поэме «Мертвые души»

1

39



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

40



«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора

1

Р.р. 41



Поэма в оценках Белинского.

Подготовка к сочинению.

1

42



Работа над ошибками. Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести.

1

43



Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность») Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни

1




Русская литература 20 века (16 ч.+1ч.р.р.+3 вн.чт.)


44



Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

1

45



А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека»

1

46



А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе

1

Р.р.47



Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)

1

48



Работа над ошибками. Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

1

49



И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.

1

50



«Серебряный век» русской поэзии. А.А.Блок. Своеобразие лирики. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях…»

1

51



С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др.

1

52



Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

1

53



М.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести.

1

54



Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

1

55



М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

1

56



«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике

1

57



Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

1

58



М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

59



Вн.чт. В.М. Маканин. «Кавказский пленный»

1

60



Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

61



А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».

1

62



А.И. Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

63



Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

1




Из зарубежной литературы (4ч.+1вн.чт.)


64



Вн. чт. Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

1

65



К.Г.Флакк «К Мельпомене»

1

66



Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

1

67



У.Шекспир. Сведения о творчестве. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

1

68



И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.)

1 Итого: 68