Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.).
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература (2 ч.).
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Русская литература XVIII века (5ч.+1ч.р.р.).
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Шедевры русской литературы XIX века (27ч.+4ч.р.р.+3ч.вн.чт.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Основные мотивы лирики «Парус», «Смерть Поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», . «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Нищий», «Я жить хочу! хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Литература XX века (16ч.+1ч.р.р.+3ч.вн.чт.)
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер.Роса...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки»,Стихи о Петербурге, Из книги «Белая стая», Молитва, «Сразу стало тихо в доме…», Из книги «Подорожник», Из книги «ANNO DOMINI», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…», Из книги «Тростник», «И упало каменное слово…», «Седьмая книга», Из книги «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Во всем мне хочется дойти...», «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Романсы и песни на слова русских писателей XIX—XX веков (1ч.).
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
А. С. Пушкин. «Певец»; Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий. «Признание», М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера», Б.Ш.Окуджава «Пожелание друзьям», В.С.Высоцкий «Песня о друге», К.Я.Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы (4ч.+1вн.чт.)
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских
'ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.
* Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: «Литература» авторов: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. - М.: «Просвещение», 2019г.
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
плану | факти чески |
1 | | | Введение (1ч.) Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 |
| | | Древнерусская литература (2ч.) | |
2 | | | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. «Русская история в Слове…». | 1 |
3 | | | Художественные особенности «Слова…». Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. | 1 |
| | | Русская литература 18 века (5ч.+1ч.р.р.) | |
4 | | | Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм. | 1 |
5 | | | М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Учёный, поэт… «Вечернее размышление о Божием величестве…». | 1 |
6 | | | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елизаветы Петровны 1747 г.». Прославления Родины. | 1 |
7 | | | Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судьям». Тема несправедливости. «Памятник» | 1 |
8 | | | Н.М.Карамзин. «Осень». «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | 1 |
Р.р.9 | | | Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного человека». | 1 |
| | | Русская литература 19 века (27ч.+4ч.р.р.+3вн.чт.) | |
10 | | | Работа над ошибками. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике. Романтизм | 1 |
11 | | | В.А.Жуковский. «Море». «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Нравственный мир героини. | 1 |
12 | | | А.С.Грибоедов «Горе от ума». История создания комедии. Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | 1 |
13 | | | «Горе от ума». 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва. | 1 |
14 | | | «Горе от ума». 3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов. | 1 |
15 | | | "Горе от ума".4 действие комедии. Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | 1 |
Р.р. 16 | | | И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 |
17 | | | Работа над ошибками. Вн.чт. М.М.Зощенко «Обезьяний язык». Сатира. Большие проблемы «маленьких людей». | 1 |
18 | | | А. С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | 1 |
19 | | | А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. | 1 |
20 | | | «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | 1 |
21 | | | «Евгений Онегин». Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 |
22 | | | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 |
23 | | | Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина | 1 |
24 | | | Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа. Реализм романа. | 1 |
Р.р. 25 | | | Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману. | 1 |
26 | | | Работа над ошибками. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 1 |
27 | | | М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике. Образ поэта-пророка | 1 |
28 | | | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». «Родина» | 1 |
29 | | | «Герой нашего времени» - первый психологический роман. «Бэла». Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 |
30 | | | «Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 |
31 | | | «Тамань». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 |
32 | | | «Княжна Мери». Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 |
33 | | | «Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа. | 1 |
Р.р. 34 | | | Роман в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 |
35 | | | Работа над ошибками. Вн.чт. Б. Екимов. «Фетисыч». «Что там в душе человеческой?» | 1 |
36 | | | Н.В.Гоголь. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 |
37 | | | Система образов поэмы «Мертвые души» | 1 |
38 | | | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 |
39 | | | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 |
40 | | | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора | 1 |
Р.р. 41 | | | Поэма в оценках Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 |
42 | | | Работа над ошибками. Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести. | 1 |
43 | | | Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность») Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни | 1 |
| | | Русская литература 20 века (16 ч.+1ч.р.р.+3 вн.чт.) | |
44 | | | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | 1 |
45 | | | А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» | 1 |
46 | | | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе | 1 |
Р.р.47 | | | Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) | 1 |
48 | | | Работа над ошибками. Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. | 1 |
49 | | | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви. | 1 |
50 | | | «Серебряный век» русской поэзии. А.А.Блок. Своеобразие лирики. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях…» | 1 |
51 | | | С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др. | 1 |
52 | | | Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. | 1 |
53 | | | М.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести. | 1 |
54 | | | Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. | 1 |
55 | | | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 |
56 | | | «Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике | 1 |
57 | | | Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | 1 |
58 | | | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. | 1 |
59 | | | Вн.чт. В.М. Маканин. «Кавказский пленный» | 1 |
60 | | | Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | 1 |
61 | | | А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». | 1 |
62 | | | А.И. Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | 1 |
63 | | | Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв. | 1 |
| | | Из зарубежной литературы (4ч.+1вн.чт.) | |
64 | | | Вн. чт. Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | 1 |
65 | | | К.Г.Флакк «К Мельпомене» | 1 |
66 | | | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | 1 |
67 | | | У.Шекспир. Сведения о творчестве. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. | 1 |
68 | | | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) | 1 Итого: 68 |