СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса В. Я. Коровина 2021-2022 уч. год

(68 часа, 2 урока в неделю)

уро-ка

Дата


Тема урока

Тип урока

Планируемые виды деятельности

Планируемые виды деятельности

(содержание, контроль)

Вид

контроля

Домашнее задание

План

Факт










Введение






1


Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Урок повторительно- обобщающий

Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Знать основную проблему изучения литературы в 9 классе

Уметь пересказывать сюжеты прочитанных произведений, давать характеристику героям.

Беседа.

Чтение статьи «Древнерусская литература» (с.4-8), «Слово о полку Игореве».




Древнерусская литература






2


Чтение статьи «Древнерусская литература» (с.4-8), «Слово о полку Игореве»..

Урок изучения нового материала




Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи.

Знать основные черты и жанры древнерусской литературы.

Уметь сопоставлять тексты разных переводов одного произведения; сопоставлять произведения живописи, музыки.

План лекции. Беседа


Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения о князьях в «Слове…».

Наизусть «Вступление» или эпизод «Плач Ярославны».

3



Русская история в «Слове…»

Практикум

Исторические справки о князьях-героях «Слова…» и описываемых событиях. Тема, идея, жанр произведения. Образ автора.

Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова».

Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

Беседа. Тест.


Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.34), чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с.35-39), вопросы и задания 1-4 (с.40).


4



Художественные особенности «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.




Урок развития речи

Практикум


Тема, идея, жанр произведения. Исторические справки о князьях-героях «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению

Знать историю открытия, историческую основу и сюжет «Слова».

Уметь определять тему и идею текста, объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Чтение наизусть эпизода «Плач Ярославны».

Домашнее сочинение

Написать сочинение по «Слову о полку Игореве».




Литература XVIII века






5



Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…».

Урок изучения нового материала

Понятие о классицизме. Истоки классицизма, его характерные черты. Классицизм в русской и мировой литературе. Иерархия жанров классицизма. Развитие сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина. Значение русской литературы XVIII века

Знать причины быстрого развития России в 18 веке, теоретическое понятие классицизм

Уметь записывать основные положения лекции, сопоставлять конкретные произведения

Лекция

Вопросы

Знать черты классицизма; прочитать вступительную статью о М.В.Ломоносове (с.42-49), вопросы и задания 9 (с.41), 1-5 (с.49-50) Вопросы и задания 1-5 (с.58), выразит. чтение оды «Вечернее размышление…».

6



Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

Урок внеклассного чтения

Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Знать содержание стихотворения «Памятник», особенности стиля поэзии

Уметь читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи

Практикум.

Чтение наизусть .

Прочитать биографию А.Н.Радищева, «путешествие из Петербурга в Москву».

(индивид.) Выразит. чтение оды «Вольность».

(групповые) задания по главам.

7



Обличение произвола и беззакония российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Практикум

Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

Знать особенности жанра путешествия.

Уметь анализировать главы произведения.


Монологический ответ учащихся. Анализ глав.

Задание 6 (с.74).

Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

8



Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы.

Урок изучения нового материала

Слово о Н.М.Карамзине - писателе и историке. Убеждения и взгляды писателя, его реформа литературного языка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма в искусстве.


План лекции.

Вопросы и задания 2-4, 6, 8

(с.103-104)

9



«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма.


Практикум

Сюжет и герои повести «Бедная Лиза». Образ повествователя. Значение произведения: воспитание сердца, душевной тонкости, призыв к состраданию, облагораживанию жизни

Знать сюжет и героев повести «Бедная Лиза»

Уметь анализировать произведение, определять его тему и идею; находить в тексте тропы

Устное тестирование.

Задание 3 (с.104, рубрика «Развивайте дар слова»).

10



Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

Урок развития речи


Обсуждение тем сочинения:

1) Произведения литературы XVIII века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 произведений).

2) Темы, идеи, значение произведений литературы XVIII века (на примере 1-2 произведений).


Знать сюжеты и героев произведений 18 века

Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения

Составление плана, подбор материалов. Сочинение-рассуждение.

Домашнее сочинение.




Литература XIХ века






11



Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

Лекция

Поэзия, проза, драматургия XIX века. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Знать теоретические понятия романтизм, реализм, народность, гражданственность

Составление конспекта или плана лекции.

Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), сообщение о жизни и творчестве поэта.




В.А.Жуковский






12



Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» В.А.Жуковский. «Светлана».

Урок изучения нового материала

Слово о В.А.Жуковском – великом поэте и переводчике (сообщения учащихся). Повторение изученного о творчестве поэта. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

Знать теоретическое понятие романтизм.

Уметь анализировать произведения, находить в тексте образы-символы, художественные средства изобразительности.

Выразительное чтение.

Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132), баллады «Светлана».


13



Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский).

Урок защиты проектов

Романтическая лирика начала века (К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский).

Знать сведения о жизни и творчестве поэтов, темы и идеи их творчества.

Уметь давать общую характеристику творчества, читать выразительно стихотворения, представлять групповой проект и защищать его.

Представление и обсуждение проектов. Запись основных идей в тетради.

Чтение вступительной статьи об А.С.Грибоедове (с.141-147), сообщение о жизни и творчестве




А.С.Грибоедов






14



А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Урок изучения нового материала

Слово об А.С. Грибоедове – поэте и драматурге. Разносторонняя одаренность, талантливость натуры писателя.

Знать сведения о жизни и творчестве драматурга, его общественной деятельности.

Уметь давать общую характеристику творчества.

План лекции.

Чтение статьи «О комедии «Горе от ума» (с.147-157), текста комедии.

15



Знакомство с героями комедии «Горе от ума».

Анализ первого действия.

Урок изучения нового материала

Обзор содержания комедии «Горе от ума». Комментированное чтение ключевых сцен комедии. Особенности сюжета, жанра и композиции произведения.

Знать сюжет комедии, персонажей.

Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающую идейную суть фамусовского общества.

Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест.

1 Прочитать II действие.

2 Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»

16



Фамусовская Москва в комедии «Горе т ума». Анализ второго действия.

Урок изучения нового материала

Фамусов, его представления и убеждения. Гости Фамусова – общее и различное. Фамусовская Москва: единомыслие, круговая порука, приверженность старому укладу, сплетни, косность, приспособленчество, чинопочитание, угодничество, низкопоклонство, невежество, боязнь просвещения

Знать и понимать суть конфликта в пьесе.

Уметь характеризовать героев и их поступки, анализировать эпизоды, раскрывающие идейную суть фамусовского общества.


1.Вопросы и задания 4,6,12-13 (с.164-166).

2. Задание по группам.

Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бор­до».

По отношению к кому в тексте I - II действия употребляют­ся слова «ум, умный, философ», однокоренные или сино­нимичные с ними. Цитаты выписать.

Наизусть один из монологов Чацкого.

17



Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий.

Урок-исследование

Чацкий в системе образов комедии. Характеристика героя: ум, благородство, чувствительность, честность, образованность, остроумие, независимость, свобода духа, патриотизм. Конфликт Чацкого с обществом. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин

Знать и понимать место Чацкого в системе образов, его роль в раскрытии идее комедии.

Уметь характеризовать героя и его поступки.

Беседа.

Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть.

Задание 11 (с.164), задания рубрики «Развивайте дар слова» (с.166)

18



Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Практикум

Богатство, образность, меткость, остроумие, афористичность языка комедии. Развитие традиций «высокой» комедии, преодоление канонов классицизма

Знать крылатые выражения из комедии, устаревшие слова

Уметь объяснять значение крылатых выражений и устаревших слов

Анализ эпизода драматического произведения.

Вопросы и задания 7,14 (с.164-166).

19



Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Урок изучения нового материала

Развитие речи

А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о комедии А.С.Грибоедова. Составление тезисного плана и конспекта статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Уметь составлять тезисный план.

Конспект статьи.

Сочинение, чтение вступительной статьи об А.С.Пушкине (с.167-172), сообщение о жизни и творчестве поэта




А.С.Пушкин






20



А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Урок изучения нового материала

Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта.

Знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его поэтические и прозаические произведения.

Уметь строить аргументированные высказывания.

Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184).


21



Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина.

Урок изучения нового материала

Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности.

Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы

Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.

Анализ лирики.


Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…», вопросы и задания (с.188)

Наизусть стихотворение из лирики петербургского периода.

22



Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Урок изучения нового материала

Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»


Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы и фигуры.

Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.

Анализ любовной лирики. Чтение наизусть.


Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195).

Наизусть стихотворение из любовной лирики.

23



Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум

Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии.

Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта.

Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения.

Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», вопросы и задания 1-3 (с.192), 5-6,9,11 (с.195).

24



История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы.

Урок изучения нового материала

Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа.

Знать историю создания, сюжет и героев романа

Уметь воспринимать текст романа. Определять его тему, идею, элементы композиции.

Лекция. Комментирован-ное чтение

Рассказ «День Онегина»

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и задания 1-3, 7 (с.247-248).

25



Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского

Комбинированный урок

Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе.

Знать и понимать противоречивость характеров героев

Уметь составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.

Монологический ответ. Цитирование.

Сравнительная характеристика.


Характеристика Татьяны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248).

Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина».

26



Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Урок изучения нового материала

Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги.

Знать и понимать значение образа Татьяны романе.

Уметь создавать словесные портреты героев.

Беседа.

Вопросы и задания 8(2), 5(2-3) (с.248)

27



Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Комбинированный урок

Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны.

Знать содержание писем Татьяны и Онегина.

Уметь выразительно читать наизусть тексты писем, давать их сравнительную характеристику.

Чтение наизусть.

Беседа.

Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249).

28



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Комбинированный урок

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности.

Уметь прослеживать развитие образа автора в романе; составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.

Беседа.

Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания

10,16 (c. 248-249)

29



«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Урок обобщения

Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов.

Уметь выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики (Петербург – Москва; Петербург – деревня).

Составление цитатного или тезисного плана.

Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина» (с.242-247), вопросы и задания рубрики


30



Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок развития речи

Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

Знать оценку романа в критике.

Уметь определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения.

Конспект критической статьи. Сочинение.

Прочитать «Моцарт и Сальери»,

вопросы и задания 1-4, с. 214.

31



Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Урок контроля

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства».

Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора.

Сочинение

чтение вступительной статьи о М.Ю.Лермонтове

(с.250-251), задания (с.252), сообщение о жизни и творчестве поэта




М.Ю.Лермонтов






32



Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»).

Урок изучения нового материала

Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва»

Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, основные мотивы его лирики

Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений.

Вопросы и задания (с.254,260,283).

Наизусть стихотворение (по выбору учащегося).

33



Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…»

Урок изучения нового материала

Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк»

Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора.

Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте.

Чтение стихотворения наизусть.

Выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворения «Дума» по вопросам.

34



Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова М. Ю.

Урок изучения нового материала

Развитие речи

Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина».

Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора.

Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте.

Анализ и выразительное чтение стихотворений.

Чтение романа «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.315-317). Написать домашнее сочинение

Наизусть стихотворение «Родина».

35



«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания

Урок изучения нового материала

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя

Знать сюжет и героев романа;понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев

Чтение стихотворения наизусть.

Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317).

36



Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Урок изучения нового материала

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7,9-10,12,17 (с.317-318).

37



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Урок изучения нового материала

Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14,18 (с.317-318).

38



Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Урок изучения нового материала

Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина.

Наизусть фрагмент из дневника Печорина.

39



Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Урок изучения нового материала

Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви

Знать определение понятий двойник, фаталист.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма, задания 8,16 (с.317-318)

40



«Душа Печорина не каменистая почва…»

Обобщающий урок

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина.

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Подготовиться к контрольной работе по роману.

41



Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Урок контроля знаний.

Развитие речи

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения

Контрольная работа

Чтение вступительной статьи В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319-323), поэмы «Мертвые души», сообщение о жизни и творчестве писателя




Н.В.Гоголь






42



Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы.

Урок изучения нового материала

Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. Замысел и история создания поэмы «Мертвые души». Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, особенности жанра поэмы.

Конспект лекции. Сообщения.

Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В.Гоголя» (с.323-324), вопросы и задания (с.324-325).

5 групп – характеристика помещиков.

43



Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах»

Практикум

Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков. Понятие о маниловщине.

Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск

Характеристики героев.

Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365).

(индивид.) «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10).

44



«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души».




Практикум

Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города.


Знать приемы сатирического изображения.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

«Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10).

Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?»






45



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Комбинированный урок

Чичиков – герой новой, буржуазной эпохи, «приобретатель». Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца.

Знать сюжет и героев поэмы, определение понятий портрет, интерьер, ирония, гротеск.

Задания по карточкам.

Вопросы и задания 11,13 (с.366).

Наизусть лирическое отступление о птице-тройке.

46



Сочинение по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Урок контроля

Написание сочинения, составление плана сочинения, подбор цитат, работа с текстом повести

Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения

Подготовка к сочинению

А. Н. Островский «Бедность не порок»

47



Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок».

Урок изучения нового материала

Слово об А.Н.Островском – драматурге, создателе репертуара русского театра. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок»

Знать сведения о жизни и творчестве А.Н.Островского, особенность сюжета пьесы.

Уметь давать групповые и сравнительные характеристики героев.

План лекции. Беседа.

Вопросы и задания 12-14 (с.396), 1-3 (с.396, рубрика «Развивайте дар слова»)




Ф.М.Достоевский (1 часа)






48-49



Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

Урок изучения нового материала

Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя

Знать и понимать внутренний мир героев, значение символов в романе.

Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения.

Лекция. Аналитическое чтение. Беседа.

Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь»)




Л.Н.Толстой (1 час)






50



Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой в повести Л.Н.Толстого «Юность».

Урок изучения нового материала

Слово о Л.Н.Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности героя. Стремление героя к совершенствованию. Нравственные испытания, разочарования, падения и взлеты. Роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Знать сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев


Конспект лекции.

Чтение вступительной статьи об А.П.Чехове (с.15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь»)




А.П.Чехов (2 часа)






51



Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

Урок изучения нового материала

Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе

Знать сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова, понимать смысл названия «футлярность».

Уметь характеризовать героев и их поступки, прослеживать эволюцию образа «маленького человека».

Конспект лекции.

Аналитическое чтение. Беседа.

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40).

52



Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска».

Комбинированный урок

Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе

Знать содержание рассказа.

Уметь характеризовать героев и их поступки.

Беседа

Повторениека изученного по произведениям А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова




Литература ХХ века






53



Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».


Урок изучения нового материала

Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг.

Знать произведения русских писателей ХХ века, влияние исторических событий на литературный процесс.

Конспект лекции.


Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75)




Русская поэзия Серебряного века – 3часа







54



Русская поэзия Серебряного века.

Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока.


Урок изучения нового материала

Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века.


Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Лекция

Чтение статей об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75).


55



Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

Урок изучения нового материала

Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Знать сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина .

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Вопросы 7-9, 12 (с.96).

Наизусть стихотворение о Родине (по выбору).

56



Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество Подготовка к домашнему сочинению по произведениям поэтов Серебряного века

Урок изучения нового материала

В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций

Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта

Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Чтение статей о М.А.Булгакове (с.111-117),











вопросы и задания 1-6 (с.117-118)




М.А.Булгаков (1 часа)






57



М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Урок изучения нового материала

Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести

Знать сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова, теоретическое определение социально – философской сатиры.

Беседа. Аналитическое чтение.

Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118), озаглавливание глав повести цитатами




М.И.Цветаева (1 часа)






58



М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой


Урок изучения нового материала

Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Вопросы и задания 1-2, 4-5,7 (с.128-129), 1 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»).

Наизусть стихотворение (по выбору).





А.А.Ахматова (1 часа)






59



Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта

Урок изучения нового материала

Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях

Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, основные мотивы ее лирики

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Вопросы и задания 2,4,6-7 (с.146-147), 1 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»).





Н.А.Заболоцкий (1 час)






60



Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Урок изучения нового материала

Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Наизусть стихотворение (по выбору).

Чтение вступительной статьи о М.А.Шолохове (с.167-170), рассказа «Судьба человека», вопросы и задания 1-4 (с.193).




М.А.Шолохов (1 часа)






61



Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. Судьба человека».

Урок изучения нового материала

Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера

Знать и понимать смысл названия рассказа, идейно – художественный смысл произведения, позицию автора, его нравственные идеалы


Вопросы 5-7 (с.193).




Б.Л.Пастернак (1 часа)






62



Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.

Урок изучения нового материала

Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…»

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Чтение вступительной статьи об А.Т.Твардовском (с.208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230).

Наизусть стихотворение (по выбору).




А.Т.Твардовский (1 часа)






63



Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского

Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне..

Урок изучения нового материала

Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем».

Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовско-го.

Понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность.

Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

Чтение рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.226-229), выразительное чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…», вопросы и задания 1-2,7 (с. 230)




А.И.Солженицын (1 часа)






64



Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

Урок изучения нового материала

Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе

Знать и понимать смысл названия рассказа, его гуманистический пафос

Аналитическое чтение рассказа. Беседа.

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226-229), вопросы и задания 1-8,10 (с.280-281).




Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ -ХХ веков (1 час)






65



Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

Развитие речи

Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса

Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте

Конспект выступлений творческих групп

Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302)




Из зарубежной литературы – 3 часа






66



Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром в трагедии У.Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Урок изучения нового материала

Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Уметь выразительно читать текст по ролям, анализировать эпизоды трагедии

Беседа.

Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334) Чтение статьи об И.В.Гете (с.335-346), вопросы 1-3 (с.346)

67



Трагедия И.В.Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В.Гете «Фауст»

Урок изучения нового материала

Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете.

Знать и понимать гуманистический пафос произведения, его философское и общечеловеческое значение.

Уметь прослеживать развитие драматического конфликта, характеризировать героев и их поступки

Обзор с чтением отдельных глав.

Вопросы и задания 4-5 (с.346)

68



Подведение итогов года. Литература для чтения летом.

Комбинированный урок

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения.

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного текста.

Беседа

Читательский дневник.



26