СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Программы курса «Литература»  5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

ст. Советской Советского района Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ Советская СОШ

____________ Т.Н.Емельяненко

Приказ № 125 от 30.08.2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2021 – 2022 учебный год

по литературе



Уровень образования (класс) основное общее, 9 класс__

Общее количество часов ___102____

Количество часов в неделю ___3____


Учитель русского языка и литературы Скорикова Наталья Ивановна ______

Квалификационная категория _______высшая______


Программа разработана на основе Программы курса «Литература» 5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г


2021 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Литература» является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:


- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями);

- Учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённого Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;

- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Литература»;

- Программы курса «Литература» 5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г


- УМК:

1. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2017г.

2. Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 9 класса: методическое пособие: основное общее образование /– М.: Издательский центр «Академия», 2015г.


Цели изучения учебного предмета:

- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

- воспитать духовно развитую личность;

- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- понимать авторские позиции;

- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- развивать устную и письменную речь обучающихся;

- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи обучения:

• формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

• обогащать духовный мир обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

• развивать и совершенствовать устную и письменную речи обучающихся.


Программа призвана обеспечить:

- приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у обучающихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции;

- формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации, человечества; воспитание речевой культуры обучающихся;

-развить устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе, совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры обучающихся;

- расширить кругозор обучающихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

- через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах познакомить с лучшими произведениями литературы.


В 9 классе изучение предмета происходит на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература

XVIII в. — литература первой половины XIX в.), что позволяет подготовить учащихся к старшей школе. Линейное построение курса используется и в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец, к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.

Столкновение в сознании учеников разных точек зрения на одну и ту же проблему, разных способов изображения мира

и человека в разных литературных родах готовит подростков к освоению теоретических понятий «литературное направление» и «литературный метод» в 9 классе.

9 класс является переходным звеном между основной и старшей (полной) школой. На этом этапе литературного образования завершается формирование системы читательских умений и литературоведческих понятий. Центральными категориями в 9 классе становятся литературно- художественный метод и литературное направление.

Круг изучаемых произведений знакомит девятиклассников с историей появления, развития и смены литературных направлений в искусстве, а также с основными периодами истории русской литературы. В 9 классе начинается монографическое изучение творчества русских писателей.

На изучение программы по учебному предмету «Литература» 9 класс (ФГОС ООО) отводится 102 часа. Согласно производственному календарю и в связи с переносом праздничных дней будет реализована за 99 часов.





Планируемые результаты освоения учебного предмета литература


Работа по учебно-методическому комплекту на основе примерной программы основного общего образования И.Н.Сухих с учётом требований ФГОСООО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.

Ожидается, что обучающиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении литературы

Личностные результаты:

- достижение определенного уровня духовности, который выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом,

в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка и пони-

мать их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- грамотное использование элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщенность к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовно- нравственными ценностями других народов;

- готовность сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

- готовность создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений;

- умение понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- адекватное восприятие художественных произведений разных жанров на слух, осмысленное самостоятельное чтение

и адекватное восприятие текста;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка

и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

- умение писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить

сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы;

4) в эстетической сфере:

- умение понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; сформированном эстетическом вкусе;

- умение понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно- выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые результаты изучения литературы в основной школе в соответствии с авторской концепцией выбранного УМК объединены в следующие блоки:

  • читательская деятельность: эмпатия и воображение, читательские и аналитические умения, формируемые в ходе работы с художественным текстом; умения, связанные с формированием основ смыслового чтения в ходе работы с научно-популярными текстами;

  • литературно-творческая деятельность: умения, связанные с творческой переработкой, интерпретацией исходного текста: творческий пересказ, редактирование, сочинения в разных жанрах, стилизация, художественная интерпретация, сообщение, дискуссия;

  • учебно-исследовательская и проектная деятельность


Читательская деятельность

Чтение и анализ художественного текста

Обучающийся научится:

- выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть и по ролям, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;

- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

- выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту; отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста;

- самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;

- сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;

- планировать свой круг чтения художественной литературы;

- участвовать в дискуссии, дебатах;

- характеризовать художественный мир литературного произведения, соотносить его с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом);

- сопоставлять историческое (или биографическое) протособытие и его художественное воплощение в литературном произведении;

- различать понятия «автор», «повествователь», «рассказчик», самостоятельно объяснять в ходе анализа особенности повествовательной организации художественного произведения

- выявлять авторское отношение и авторскую позицию в произведении;

- различать жанры лирики: элегию, послание, эпитафию, оду; роман в стихах, психологический роман, лирическую поэму, - анализировать художественные произведения с учётом их жанровой специфики

- характеризовать сюжет, фабулу, мотив и лейтмотив в литературном произведении;

- определять тип конфликта в драматическим произведении;

- характеризовать образы предметного мира, художественные детали, образы-символы и рамочные компоненты текста (имя автора, название, посвящение и эпиграф, жанровый подзаголовок) определять их роль в художественном целом произведения;

- называть в ходе анализа основные компоненты драматического текста: диалоги, монологи, авторские ремарки;

- анализировать художественное произведение (рассказ, повесть, стихотворение, роман) или его часть (эпизод, главу) по самостоятельно составленному плану;

- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по самостоятельно выработанным критериям;

- самостоятельно характеризовать систему персонажей художественного произведения;

- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по самостоятельно выработанным критериям;

- иметь представление о синтаксических средствах выразительности: риторических вопросах, риторических восклицаниях, риторических обращениях, синтаксическом параллелизме, градации, инверсии, анафоре; находить их в художественном тексте и определять их роль в создании образов;

- сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции самостоятельно;

- сопоставлять переводы одного произведения самостоятельно;

- самостоятельно объяснять роль использованного автором приёма антитезы в художественном произведении;

- понимать особенности сатиры, гротеска, сарказма, находить разные виды комического в произведении, объяснять их роль в тексте;

- различать виды комического: юмор, иронию, сатиру и способы создания комического;

- составлять продуктивные вопросы, в том числе проблемные, для анализа текста (текстов), организации дискуссии, дебатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- вести дискуссию, дебаты;

- различать понятия «автор», «повествователь», «рассказчик», самостоятельно объяснять в ходе анализа особенности повествовательной организации художественного произведения;

- характеризовать литературное произведение как художественное целое;

- выявлять героев-двойников;

- соотносить образ персонажа и его прототип, лирического героя и поэта;

- характеризовать образ-символ и символический образ в произведении;

- самостоятельно анализировать лирическое произведение, используя знания по стихосложению.


Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:

Обучающийся научится:

- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания…), заданную в явном виде и скрытой форме;

- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

- готовить сообщения по заданной теме и материалам;

- формулировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- писать реферат;

- составлять библиографию литературоведческих работ о творчестве писателя;

- готовить выступление на дискуссии, дебатах;

- готовить вопросы оппонентам;

- готовить речь оппонента;

- готовить радиопередачу о жизни и творчестве писателя, о произведениях;

- готовить уроки внеклассного чтения для младших школьников с анонсом произведений современных детских писателей, используя тексты научно-популярной литературы, литературных сайтов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- писать учебную статью, используя несколько источников

- писать отзыв о научной статье;

- писать рецензию на книгу о творчестве писателя;

- проводить учебное исследование, представлять его результаты на научно-практических конференциях.

Литературно-творческая деятельность

Обучающийся научится:

- выразительно читать текст художественного произведения;

- инсценировать эпизоды произведения;

- готовить пересказ с элементами комментария, с творческим заданием;

- писать сочинение-рассуждение на основе высказывания одного из героев произведения; сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл одного из афоризмов; сочинение-рассуждение по критическому отзыву с аргументированной формулировкой позиции автора и собственной позиции;

- писать рецензию на изученное произведение;

- готовить мелодекламацию стихотворения;

- сравнивать переводы одного стихотворения;

- сравнивать интерпретации романса разными исполнителями;

- самостоятельно интерпретировать произведение;

- писать рецензию на театральную постановку или киноверсию произведения с использованием дополнительных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сочинять стилизованные, пародийные тексты;

- сочинять свои стихотворения о природе, миниатюры для инсценировки;

- анализировать музыкальные произведения, звучащие в произведении;

- сравнивать музыкальные интерпретации одного стихотворения;

- давать отзыв о музыкальных интерпретациях стихотворений;

- давать отзыв о переводе стихотворения.


Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе

Обучающийся научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему, самостоятельно выбирать тему проекта;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта или исследования);

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

- работать по составленному плану;

- использовать в работе дополнительные источники информации;

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;

- подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- давать оценку результатам проектной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно формулировать проблему проекта или исследования, цель и задачи;

- самостоятельно отбирать источники информации, анализировать их, отбирать необходимый материал;

- давать оценку результатам исследовательской деятельности.

Содержание учебного предмета «Литература 9»

№ п/п

Раздел предмета

Количество часов

на раздел

Формы контроля

1

Введение

История и литература: взаимосвязь и противоречия. Художественный образ как источник исторического познания. История и культура: эпохи и направления. Древность — Средневековье — Новое время — Новейшее время как «большие» эпохи исторического развития. Античность — Средневековье — Возрождение — ХVII век — Просвещение — ХIХ век — ХХ век как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика. Своеобразие проявления этих эпох в истории русской культуры.

1


2

Вечные образы: словарь культуры

Герои: типы и сверхтипы. Как литературные персонажи становятся вечными образами.

1. Софокл. «Эдип- царь». Миф об Эдипе и трагедия Софокла. «Эдип-царь» как трагедия. Судьбы и трагедия незнания. Переосмысление образа в Новое время. Открытие Эдипова комплекса и его понимание в ХХ веке. Эдип в стихотворении С. М. Соловьева «Киммерия».

2. «Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения». Историческая эпоха создания Комедии. Структура мира у Данте и композиция поэмы. Особая роль «Ада». Данте, Вергилийи Беатриче. Локальные сюжеты Комедии: история Паоло и Франчески. Символика чисел. Буквальный и аллегорический смыслы Комедии. О. Э. Мандельштам и Н. А. Заболоцкий о Данте.

3. Гамлет и Дон Кихот — вечные образы. Трагедия У. Шекспира «Гамлет». Исторические источники и шекспировский сюжет. «Гамлет» как трагедия мести. Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли. Русские Гамлеты. Гамлет Б. Л. Пастернака («Гамлет», «Заметки переводчика») и Д. С. Самойлова («Оправдание Гамлета»). Роман М. де Сервантеса «Дон Кихот» — реалистический роман Нового времени. Пародия и бытописание в романе. Композиция романа в интерпретации В. В. Набокова: схватка героя с миром. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот как вечный образ: драма действенного добра. Дон Кихот на русской почве. Ф. М. Достоевский о романе и герое. «Гамлет и Дон Кихот» И. С. Тургенева: «вечная борьба двух непрестанно разъединенных и непрестанно сливающихся начал».

4. Дон Жуан как вечный образ

Возникновение сюжета. «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молины: Дон Жуан — женщина- вдова — ожившая статуя. Версии Ж. Б. Мольера, Э. Т. А. Гофмана, В. А. Моцарта, Д. Г. Байрона: Дон Жуан как обольститель, философ- экспериментатор, скептический наблюдатель жизни. «Каменный гость» А. С. Пушкина: трагедия истинной любви. Дон Жуан как вечный герой- любовник.

5. Фауст как вечный образ Трагедия И. В. Гёте «Фауст» и ее народные источники. «Божественная комедия» Данте и «Фауст»: универсальные картины мира Средневековья и Просвещения. Композиция Комедии

Данте и поэмы Гёте. Фауст и Мефистофель: мотив искушения.

История Фауста: познание — любовь — дело. Фауст как вечный

образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Драма действенного познания — драма жизни. Образы «Фауста» Гёте в интерпретации А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, М. А. Булгакова.

Вечные образы — вечные спутники русской литературы.

11

Сочинение


3

Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века

1. Русское русло: Рюриковичи. Становление Русского государства, принятие христианства, княжеские распри, монголо-татарское нашествие, борьба за независимость, усиление Московского государства.

2. Русское русло: Романовы. Смутное время и избрание Романовых. Алексей Михайлович и Петр Великий — образование нового русского государства. ХVIII век — утверждение российской монархии. Взлеты и падения истории ХIХ века. Формула В. О. Ключевского: «Россия гвардейских казарм, правительственных канцелярий и барских усадеб… Государство пухло, а народ хирел».

3. Древнерусская литература: жанры и принципы. Летопись, слово и житие. «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность, авторская анонимность. Пушкинский Пимен («Борис Годунов») как образ русского летописца-книжника.

4. «Слово о полку Игореве». История рукописи: книга-феникс, найденная и потерянная. Летописная история и ее трансформация в «Слове…». Автор «Слова…»: искусство видеть мир. Князь Игорь: героизм и трагедия. Роль «Слова…» в русской культуре: переводы и отражения.

5. Литература Петровской эпохи: перерыв и начало нового движения. Век Просвещения: в погоне за Европой. Русский классицизм: становление новой литературы. Роль М. В. Ломоносова. Язык - стиль – жанр- стих - семантический квадрат классицизма.

6. Русский сентиментализм: общеевропейское и национальное. Значение деятельности Н. М. Карамзина.

7. Золотой век: концы и начала. Романтизм и реализм: противоречия и взаимосвязи. «Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, совести и покаяния…» (Б. К. Зайцев).

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Историзм, исторический факт и художественный образ. Древнерусский писатель и современный автор. Литературные направления и художественные методы. Специфика классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Теория трех штилей. Система русского силлабо- тонического стиха. Типология литературных направлений и конкретное произведение.

9

Выразительное чтение

3

Русская литература ХVIII —начала Х IХ века

1. М. В. Ломоносов. Оды. Годы: от рыбака до академика. Ломоносов как универсальный гений Петровской эпохи, «первый русский университет». Место литературы в деятельности Ломоносова. Торжественные и духовные оды: форма и содержание. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — одическое парение и практическая программа. Образ императрицы и образ автора. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»: космология поэта. Ломоносов в истории русской литературы: преходящее и вечное.

2. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Годы: друг свободы. Фонвизин как просветитель, вольнодумец и патриот. Путешествия и отношение к Европе. Литературная деятельность: «сатиры смелый властелин». Басни, послания и публицистика. Комедия «Бригадир». Отношения с Н. И. Паниным и Екатериной II. Комедия «Недоросль». Конфликт комедии и ее историческая основа. Старинные люди: плоды злонравия. Образы Митрофана и Простаковой. Другой век: утопия просвещения. Стародум как «решитель действия и резонер». Образы «Недоросля» в публицистике Фонвизина. Митрофанушка как вечный образ. «Недоросль» как комедия-трагедия.

3. Г. Р. Державин. Оды. Годы: от капитана до министра. Судьба Державина — путь Екатерининского орла. Служба и литературная деятельность как «два поприща единого гражданского подвига» (В. Ф. Ходасевич). Отношения с Екатериной II и Павлом I. Опала и позднее творчество. Участие в «Беседе любителей русского слова». Специфика державинской оды. Ломоносов и Державин. Искусство видеть мир в оде «Евгению. Жизнь Званская». «На смерть князя Мещерского»: мотив смерти. «Властителям и судиям» как духовная ода. Державинские памятники: «Памятник» и «Лебедь». Традиция и личный смысл.

4. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Годы: от русского путешественника до «графа истории». Карамзин как обновитель русской словесности: от классицизма к сентиментализму. Путешествие по Европе и «Письма русского путешественника». Издание журналов и создание сентиментальных повестей. Назначение историографом и работа над «Историей государства Российского». «Бедная Лиза» — визитная карточка сентиментализма. Образ повествователя: новая чувствительность. Стилистика повести, конкретное и условное в изображении мира. Образы персонажей и драматический конфликт. Естественные противоречия чувств как смысл повести. Влияние повести: «Лизин текст» в истории русской литературы.

5. В. А. Жуковский. Стихотворения и баллады. Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника. Драма самоотречения и разделенной любви. Отношения с Пушкиным и будущим императором Александром II. Жуковский как литератор: «поэзия чувства и “сердечного воображения”» (А. Н. Веселовский). Между сентиментализмом и романтизмом. Переводы и оригинальное творчество. «Невыразимое» как лирический манифест. Элегии «Вечер» и «Море» — опыты нового природоописания, пейзажа души. «Светлана»: балладные ужасы, фольклорные мотивы и счастливая развязка. Здесь и Там — полюса романтического мира Жуковского.

Теоретико-литературные знания (ко всей теме). Литература и фольклор. Литературный перевод. Специфика литературных направлений. Жанры оды, элегии, сатиры, баллады, комедии, путешествия, сентиментальной повести. Стиль и стилистика. Понятие художественной речи. Предметное значение и экспрессивный ореол слова.

15

Выразительное чтение


4

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». «Горе мое»: жизнь поэта. Загадка рождения Грибоедова: ранняя зрелость или поздний рост? Светская жизнь и дипломатическая служба. Рождение «Горя от ума»: странный сон и многолетняя работа. Горе уму: смерть Вазир-Мухтара. Путь в Персию, внезапная женитьба, трагическая гибель. Грибоедовская Москва: дом как мир. Фамусовский дом как модель мира. Персонажи комедии: карикатуры и портреты. Заглавие комедии: горе уму и горе от ума. Русский странник: «ум с сердцем не в ладу». Идеологический и личный конфликт комедии. Образ Софьи. Чацкий и Репетилов: принцип двойничества. Чацкий и Грибоедов. Тройственная функция смеха: смех над глупцами, смех над героем, «ирония самого положения вещей» (М. Лифшиц). «Горе от ума» как сценическая поэма: вошло в пословицу. Странная комедия: странствия во времени. И. А. Гончаров о «Горе от ума». «Горе от ума» в театре. Грибоедовские герои как вечные образы (произведения Е. П. Растопчиной, М. Е. Салтыкова- Щедрина и др.).

Теоретико-литературные знания. Комедия как драматический жанр, классицистская и реалистическая комедия. Комический и трагический герой. Второстепенные образы, внесценические персонажи. Конфликт и развязка в комедии. Особенности драматической стихотворной речи.

11

Выразительное чтение

Сочинение

5

А. С. Пушкин. Лирика. «Цыганы». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери). «Евгений Онегин»

Лицей как дом: «нам целый мир чужбина». Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса. Дом как чужбина: Михайловское и две столицы. Болдинская осень: «Ай, да Пушкин…». Последний Петербург: «я числюсь по России». Художественный мир Пушкина. Уроки вольности: мгновенья упованья («Вольность»; «К Чаадаеву»; «Деревня»; «Во глубине сибирских руд…»; «Стансы», 1826; «Анчар»; «Пир Петра Великого»). «Цыганы» (1824): парадокс о воле. Любовь и дружество: два дивных чувства («19 октября», 1825; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Я вас любил, любовь еще, быть может…»; «Мадона»; «Была пора, наш праздник молодой…»). Мудрость Пушкина: «печаль моя светла» («Элегия», 1817; «Элегия», 1830; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; «Два чувства дивно близки нам…»; «Из Пиндемонти»).

«Маленькие трагедии», своеобразие их жанра и место в творчестве Пушкина. «Грозные вопросы морали» (А. Ахматова). «Моцарт и Сальери» : исторический факт и легенда. Три «платоновских» диалога: «О зависти и дружбе», «Об искусстве и ремесле», «О гении и злодействе». Авторская позиция: диалог и моральный итог.

«Евгений Онегин». История создания. Большое стихотворение: 7 лет 4 месяца 17 дней. Главное произведение Пушкина. Специфика жанра. Роман в стихах: дьявольская разница. Онегинская строфа и свободная композиция. Фабула и отступления. Роман героев: парадоксы любви. Конкретно- историческая специфика и вечная проблематика. История драматического несовпадения созданных друг для друга людей. Пушкин и Р. Брэдбери. Роман Автора: энциклопедия души. Лирический сюжет и персонажная фабула. Спор об «энциклопедии русской жизни»: В. Г. Белинский и Д. И. Писарев. Роман романов: энциклопедия русской литературы (Д. Д. Минаев, А. А. Блок, Б. Л. Пастернак, А. Т. Твардовский). Финал романа В. В. Набокова «Дар»: онегинская строфа и пушкинские мотивы.

Теоретико-литературные знания. Лирические жанры. Романтизм и реализм: взаимосвязи и противоречия. Роман в стихах как уникальный жанр. Лирические отступления и их функция в романе. Календарь и хронология «Евгения Онегина». Драма как род литературы и трагедия как драматический

23

Выразительное чтение

Сочинение


М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Герой нашего времени»

Строптивый корнет: «пока не требует поэта…». Раннее взросление и ощущение высокого призвания. Оправдание романтических формул. Служебные шалости и поэтическое творчество. «Смерть Поэта» как переломное произведение М. Ю. Лермонтова. Великий поэт: «подтвердив своей судьбою строчку…». Первая ссылка и возвращение в Петербург. Вторая ссылка и последняя дуэль. Лирический герой Лермонтова: интенсивность переживания, мотив одиночества, тяжба с миром («Монолог»; «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Дума»; «И скучно, и грустно…»; «Как часто пестрою толпою окружен…»). Поэт как герой («Смерть Поэта»; «Поэт», 1838; «Пророк», 1841). Поиски гармонии: земля и небо, родина («Когда волнуется желтеющая нива…»; «Молитва», 1837; «Молитва»; 1839; «Родина»; «Выхожу один я на дорогу…»).

«Герой нашего времени». Спиральная композиция: герой в зеркалах. Странный человек: грани скуки. Авантюрная фабула и психологический сюжет. Функции рассказчиков. Портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе. Внутренний человек: парадоксы психологизма. Герои — зеркала Печорина. Эксперименты над жизнью. Самоанализ и самооговор. «Фаталист» как философская новелла: проблема предопределения. Герой и автор: несходство и родство. Печорин как вечный образ: «лишний человек» или русский Гамлет?

Теоретико-литературные знания. Реализм и романтизм. Лирические жанры. Романтический конфликт, романтический герой. Пейзаж и портрет в эпическом произведении, их функции. Роман в новеллах, социально- психологический роман. Романтический герой в реалистическом произведении. Композиция. Система образов. Автор и повествователи.

17

Выразительное чтение

Сочинение


Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

Гоголек: веселый меланхолик. Детство и юность в провинции. Петербургские мечтания. Служебные и литературные неудачи. Знакомство с Пушкиным. Триумф «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Премьера «Ревизора» и моральная катастрофа. Бегство из России. Новый Гоголь: непонятый пророк. Жизнь в Риме. Работа над «Мертвыми душами». Выход первого тома поэмы и споры вокруг него. «Выбранные места из переписки с друзьями». Второй том поэмы: скитания, сожжение, смерть.

«Мертвые души» (1842). Поэма как малый род эпопеи. Первая страница: образ целого. Герой: подлец-приобретатель или воскресшая душа? Чичиков первого и второго тома. Портреты персонажей: смех и страх. Автор: пророк и лирик. Образ России: подробности и обобщение. Роль «лирических отступлений» в структуре поэмы. «Повесть о капитане Копейкине». Стиль: слова и краски. Образ Гоголя в русской культуре: социальный сатирик, мистический пророк, гротескный сатирик. Персонажи Гоголя как вечные образы.

Теоретико-литературные знания. Уникальные жанровые формы в Золотом веке русской литературы: роман в стихах, роман в новеллах, поэма в прозе, «петербургская повесть» в стихах, «маленькие трагедии». Пространство и время (хронотоп) в художественном произведении, роль хронотопа большой дороги в структуре поэмы. Сюжет и фабула, лирические отступления как сюжетный элемент. Образ и голос автора. Приемы комического: гипербола, гротеск. Образы-символы.

12

Выразительное чтение

Сочинение


Итоги. Эпилог как пролог: веселые ребята. История русской литературы в анекдотах


3














Календарно-тематическое планирование Литература 9а класс


№ п/п


Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

План

Факт


Введение


1

1 четверть


История и поэзия. История и культура.

1

02.09



Вечные образы: словарь культуры


11



Герои: типы и сверхтипы. Царь Эдип: слепота и прозрение.

1

03.09


«Божественная комедия» Данте: «смелость изображения»

1

07.09


Любовь небесная и любовь земная: добродетель и грех.

1

09.09


Гамлет и Дон Кихот: мысль и действие. Трагедия У. Шекспира «Гамлет».

1

10.09


Гамлет как вечный образ: трагедия воли и трагедия мысли.

1

14.09


«Дон Кихот» — реалистический роман Нового времени.

1

16.09


Дон Кихот как вечный образ: драма действенного добра.

1

17.09


Многоликий Дон Жуан: парадоксы любви.

1

21.09


«Фауст» Гете. Доктор Фауст: драма познания.

1

23.09


Фауст как вечный образ: между Гамлетом и Дон Кихотом.

1

24.09


ВЧ. Русские Гамлеты. Гамлет Б. Л. Пастернака и Д. С. Самойлова.

1

28.09



Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века


9



Реки времён: кто произвёл великое государство?

1

30.09


Русское русло: Рюриковичи. Русское русло: Романовы.

1

01.10


Древняя Русь: парадоксы историзма.

1

05.10


«Слово о полку Игореве». Книга-феникс, найденная и потерянная.

1

07.10


Читаем «Слово о полку Игореве».

1

08.10


Герои «Слова о полку Игореве». Князь Игорь: героизм и трагедия.

1

12.10


Автор: искусство видеть мир.

1

14.10


РР Читаем выразительно «Плач Ярославны», «Золотое слово Святослава»

1

15.10


РР Сочинение- размышление «Роль «Слова…» сегодня».

1

19.10



Русская литература ХVIII —начала Х IХ века


15



М.В. Ломоносов. Годы: от рыбака до академика.

1

21.10


Оды: ямбов ломоносовских грома.

1

22.10


Д.И. Фонвизин. Годы: друг свободы.

1

26.10


Тексты: сатиры смелый властелин.

1

28.10


«Недоросль». Умри Денис: странная комедия.

1

2 четверть

09.11


Старинные люди: плоды злонравия.

1

11.11


Другой век: утопия Просвещения.

1

12.11


Г.Р. Державин. Годы: от капитана до министра.

1

16.11


Оды: истина царям и щука с голубым пером.

1

18.11


Державинские памятники: «Памятник» и «Лебедь».

1

19.11


Н.М. Карамзин. Годы: от русского путешественника до «графа истории».

1

23.11


«Бедная Лиза» - сентиментальная повесть.

1

25.11


И крестьянки любить умеют…

1

26.11


В.А. Жуковский. Годы: от незаконного наследника до воспитателя наследника.

1

30.11


Стихи: поэзия чувства и «сердечного воображения».

1

02.12



А.С. Грибоедов

11



«Горе моё»: жизнь поэта.

1

03.12


Горе уму: смерть Вазир-Мухтара.

1

07.12


А.С. Грибоедов «Горе от ума».

1

09.12


Дом как мир: грибоедовская Москва.

1

10.12


Карикатуры и портреты: 25 глупцов?

1

14.12


Русский странник: ум с сердцем не в ладу.

1

16.12


Русский странник: ум с сердцем не в ладу.

1

17.12


Сценическая поэма: вошло в пословицу.

1

21.12


Странная комедия: странствия во времени.

1

23.12


РР Сочинение «Мой знакомый Чацкий (Молчалин и т. д.)»

1

24.12


ВЧ Ю. Н. Тынянов. «Смерть «Вазир-Мухтара».

1

28.12




А.С. Пушкин



23



А. С. Пушкин. Лицей как дом: нам целый мир чужбина.

1

30.12


Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса.

1

3 четверть

11.01


Дом как чужбина: Михайловское и две столицы.

1

13.01


Болдинская осень: ай-да, Пушкин…

1

14.01


Последний Петербург: я числюсь по России.

1

18.01


Погиб поэт…

1

20.01


Уроки вольности: мгновенья упованья.

1

21.01


«Цыганы»: парадокс о воле.

1

25.01


Любовь и дружество: два дивных чувства.

1

27.01


Любовь и дружество: два дивных чувства.

1

28.01


Мудрость Пушкина: печаль моя светла.

1

01.02


«Моцарт и Сальери»: исторический факт и легенда.

1

03.02


«Моцарт и Сальери»: три платоновских диалога.

1

04.02


«Евгений Онегин». Большое стихотворение: 7 лет 4 месяца 17дней.

1

08.02


Роман в стихах: дьявольская разница.

1

10.02


Роман героев: парадоксы любви.

1

11.02


Роман героев: парадоксы любви.

1

15.02


Роман героев: парадоксы любви.

1

17.02


Роман героев: парадоксы любви.

1

18.02


Роман Автора: энциклопедия души.

1

22.02


РР Сочинение «Образ главного героя в романе «Евгений Онегин»

1

24.02


Роман романов: энциклопедия русской литературы.

1

25.02


ВЧ «В мире пушкинских произведений».

1

01.03



М.Ю. Лермонтов


17



Строптивый корнет: пока не требует поэта.

1

03.03


Великий поэт: подтвердив своей судьбою строчку.

1

04.03


Лирический герой: смерть и жизнь поэта.

1

10.03


Лирический герой: смерть и жизнь поэта. Тяжба с миром: любовь и ненависть.

1

11.03


Тяжба с миром: любовь и ненависть.

1

15.03


Поиски выхода: земля и небо.

1

17.03


Поиски выхода: земля и небо.

1

18.03


Роман «Герой нашего времени» Спиральная композиция.

1

4 четверть 31.03


Странный человек: грани скуки.

1

01.04


Странный человек: грани скуки.

1

05.04


Внутренний человек: парадоксы психологизма.

1

07.04


Внутренний человек: парадоксы психологизма.

1

08.04


Внутренний человек: парадоксы психологизма.

1

12.04


Герой и автор: несходство и родство.

1

14.04


Вечный образ: «лишний человек» или русский Гамлет?

1

15.04


РР Сочинение «Какой он – лирический герой Лермонтова?»

1

19.04



Н. В. Гоголь


12



Гоголь: веселый меланхолик.

1

21.04


Новый Гоголь: непонятый пророк.

1

22.04


«Мёртвые души». Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков.

1

26.04


Первая страница: образ целого.

1


28.04


Герой: подлец-приобретатель или воскресшая душа.

Портреты: смех и страх.

1


29.04


Портреты: смех и страх.

Портреты: смех и страх.

1

05.05


Автор: лирик и пророк.

1

06.05


Стиль: слова и краски. Поэма Н.В. Гоголя и современность.

1

12.05


Персонажи Гоголя как вечные образы.

1

13.05


РР Сочинение «Что без слов могут рассказать о помещике его усадьба и домочадцы?»

1

17.05


РР Читаем любимые строки.

1

19.05



Итоги




Итоговая диагностическая работа.

1

20.05


Эпилог как пролог: веселые ребята.

1


24.05


РР Читаем любимые строки.



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 27.08.2021г. 27.08.2021г.________ Старун Е.С.

_______________________________














Лист коррекции (корректировки) календарно-тематического планирования


№ п/п

Предмет

Учитель

Класс

Причина

коррекции

(корректировки)

Способ

коррекции

(корректировки)

Дата, тема урока

Кол-во часов

по плану за год

Кол-во фактических часов с учётом коррекции

(корректировки)





Литература

Скорикова Н.И.



































































33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!