МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
"СОЗВЕЗДИЕ ВЕНТА"
ПРИНЯТО На Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2022 | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы _____________В.В.Петухова _________________________ |
Рабочая программа
по предмету « Литература»
для 9 «Д» класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Королева Марина Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Цветковский
2022
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (9-е издание, М. Просвещение 2017).
Рабочая программа разработана с учётом программы воспитания.
Курс литературы в 9 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Планируемые результаты образовательного процесса
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во все ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при аналитике литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 27 часов.
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма
Тематическое планирование по литературе в 9 классе
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них на развитие речи | Из них на внеклассное чтение | Сочинения |
1. | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2. | Древнерусская литература | 5 | 1 | 1 | 1 |
4. | Русская литература XYIII века | 9 | 3 | 2 | 1 |
5. | Шедевры русской литературы XIX века | 62 | 17 | 7 | 5 |
6. | Литература XX века | 19 | 5 | 3 | 2 |
7. | Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков | 2 | 1 | - | - |
11. | Из зарубежной литературы | 4 | - | 1 | - |
12. | Итого | 102 | 27 | 14 | 9 |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
на 2022-2023 учебный год
№ урока | Раздел,тема урока | Дата |
| Введение (1) | |
1. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 01.09.2022-02.09.2022 |
| Древнерусская литература (4) | |
2. | Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Историческая основа произведения. | 01.09.2022-02.09.2022 |
3. | «Слово о полку Игореве. Обзор содержания. Значение обращений автора к русским князьям. | 01.09.2022-02.09.2022 |
4. | Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Образ Русской земли в «Слове…». | 05.09.2022-09.09.2022 |
5. | Художественные особенности «Слова». ( Подготовка к домашнему сочинению). | 05.09.2022-09.09.2022 |
| Русская литература XYIII века (8) | |
6 | Классицизм. Общая характеристика русской литературы XYIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского языка «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | 05.09.2022-09.09.2022 |
7 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения. | 12.09.2022-16.09.2022 |
8 | Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 12.09.2022-16.09.2022 |
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Традиции и новаторство в лирике Державина. | 12.09.2022-16.09.2022 |
10 | А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Обличительный пафос произведения. | 19.09.2022-23.09.2022 |
11 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия. | 19.09.2022-23.09.2022 |
12 | Н. М. Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание к внутренней жизни человека. | 19.09.2022-23.09.2022 |
13 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Главные герои. ( Подготовка к сочинению «Литература XYIII века в восприятии современного читателя»). | 26.09.2022-30.09.2022 |
| Шедевры русской литературы XIX века(62) | |
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме | 26.09.2022-30.09.2022 |
15 | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Элегии и баллады. «Море» | 26.09.2022-30.09.2022 |
16 | В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. | 03.10.2022-07.10.2022 |
| А.С.Грибоедов (7) | |
17 | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения. | 03.10.2022-07.10.2022 |
18 | Утро в доме Фамусова. Анализ первого действия комедии. | 03.10.2022-07.10.2022 |
19 | Фамусов – Чацкий – София. Анализ второго действия комедии. | 17.10.2022 – 21.10.2022 |
20 | Рр Чтение наизусть монолога Чацкого. София – Чацкий – Молчалин. Анализ третьего действия комедии. | 17.10.2022 – 21.10.2022 |
21 | Рр Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». | 17.10.2022 – 21.10.2022 |
22 | Прозрение героев. Анализ четвёртого действия комедии. | 24.10.2022 – 28.10.2022 |
23 | Кто же Чацкий? Победитель или побеждённый. И. А. Гончаров «Мильон терзаний». (Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»). | 24.10.2022 – 28.10.2022 |
| А. С. Пушкин (20) | |
24 | А.С.Пушкин. Детские годы. Лицей. Тема дружбы в лирике поэта. | 24.10.2022 – 28.10.2022 |
26. | Лирика петербургского периода. Анализ стихотворений. Проблема свободы и служения Родине. Тема свободы и власти. («К Чаадаеву», «Анчар»). | 31.10.2022 –04.11.2022 |
27. | . Годы ссылки. Юг. Романтические поэмы «Цыганы». | 31.10.2022 –04.11.2022 |
28. | Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском. Анализ стихотворений «К морю», «Пророк». | 31.10.2022 –04.11.2022 |
29. | Пушкин на свободе под надзором. Последние годы жизни. Анализ стихотворения «Анчар». | 31.10.2022 –04.11.2022 |
30. | Тема любви в лирике А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. («На холмах грузи», «Я вас любил», «К***») | 07.11.2022 – 11.11.2022 |
31. | Раздумья о смысле жизни в стихотворениях «Бесы», «Элегия». Обучение анализу стихотворения. | 07.11.2022 – 11.11.2022 |
32. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Памятник» | 07.11.2022 – 11.11.2022 |
33 | Проверочная работа (по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина). | 14.11.2022 – 18.11.2022 |
34 | Реализм. История создания романа «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1-ой главы романа. | 14.11.2022 – 18.11.2022 |
35 | Комментированное чтение 2-ой главы романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга. | 14.11.2022 – 18.11.2022 |
36 | Комментированное чтение 3-ей главы романа. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души.( Глубина, значительность личности героини). | 28.11.2022 – 02.12.2022 |
37 | Сюжет и композиция 4-ой главы. Исповедь Онегина. Рр Чтение наизусть письма Татьяны Онегину. | 28.11.2022 – 02.12.2022 |
38 | Комментированное чтение 5-ой главы романа. Завязка трагического конфликта. | 28.11.2022 – 02.12.2022 |
39 | Комментированное чтение 6-ой главы романа. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. | 05.12.2022 – 09.12.2022 |
40 | Комментированное чтение 7-ой главы романа. «Без Онегина». | 05.12.2022 – 09.12.2022 |
41 | Татьяна и Онегин в 8-ой главе. (Рр Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»). | 05.12.2022 – 09.12.2022 |
42 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 12.12.2022 – 16.12.2022 |
43 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Роман в критике. | 12.12.2022 – 16.12.2022 |
44. | А. С. Пушкин «Маленькие трагедии». Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина. | 12.12.2022 – 16.12.2022 |
| М. Ю. Лермонтов (13). | |
45. | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Время Лермонтова. Стихотворения( «Парус» , «Выхожу один я на дорогу»,»Нет, я не Байрон…», «И скучно ,и грустно») | 19.12.2022– 23.12.2022 |
46. | Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт». | 19.12.2022– 23.12.2022 |
47. | Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. («Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия»). | 19.12.2022– 23.12.2022 |
48. | Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён». | 26.12.2022 – 30.12.2022 |
49. | Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова.( «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва».) Адресаты любовной лирики. | 26.12.2022 – 30.12.2022 |
50 | М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел, смысл названия и проблематика романа | 26.12.2022 – 30.12.2022 |
51. | Анализ повести «Бэла». | 09.01.2023 – 13.01.2023 |
52. | Анализ повести «Максим Максимыч». | 09.01.2023 – 13.01.2023 |
53. | Анализ повести «Тамань». | 09.01.2023 – 13.01.2023 |
54. | Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер, Печорин и Мери. Печорин и Вера. | 16.01.2023 – 20.01.2023 |
55. | Анализ повести «Фаталист». | 16.01.2023 – 20.01.2023 |
56 | Любовь и дружба в жизни Печорина | 16.01.2023 – 20.01.2023 |
57. | Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова. Рр Подготовка к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 23.01.2023 – 27.01.2023 |
| Н.В.Гоголь (13) | |
58. | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. | 23.01.2023 – 27.01.2023 |
59. | Вч Н. В. Гоголь. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. | 23.01.2023 – 27.01.2023 |
60. | Вч Цикл повестей Н. В. Гоголя. «Петербургские повести». | 30.01.2023– 03.02.2023 |
61. | «Мёртвые души» - поэма о небокоптителях. Замысел и его осуществление. Смысл названия. (Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ первой главы). | 30.01.2023– 03.02.2023 |
62. | Чичиков у Манилова. Анализ второй главы. | 30.01.2023– 03.02.2023 |
63. | Чичиков у Коробочки. Анализ третьей главы. | 06.02.2023 – 10.02.2023 |
64. | Чичиков у Ноздрёва. Анализ четвёртой главы. | 06.02.2023 – 10.02.2023 |
65. | Чичиков у Собакевича. Анализ пятой главы. | 06.02.2023 – 10.02.2023 |
66. | Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы. | 13.02.2023 – 17.02.2023 |
67. | Губернский город в поэме «Мёртвые души». Анализ седьмой-девятой глав. | 13.02.2023 – 17.02.2023 |
68. | Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души». Анализ одиннадцатой главы. | 13.02.2023 – 17.02.2023 |
69. | Души живые в поэме Гоголя. Изображение народа. Мотив дороги. | 27.02.2023 –03.03.2023 |
70. | Итоговая работа по творчеству Н. В. Гоголя. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | 27.02.2023 –03.03.2023 |
71. | Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи». | 27.02.2023 –03.03.2023 |
72. | Ф. М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 06.03.2023 – 10.03.2023 |
73. | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 06.03.2023 – 10.03.2023 |
74. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие.. | 06.03.2023 – 10.03.2023 |
75. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека». Рассказ «Тоска». | 13.03.2023 –17.03.2023 |
76. | Творчество Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета | 13.03.2023 –17.03.2023 |
| Литература XX века.(19) | |
77 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 13.03.2023 –17.03.2023 |
78 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви героев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 20.03.2023 –24.03.2023 |
79 | Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Слово о поэте. Стихи. Высокие идеалы и предчувствие перемен. | 20.03.2023 –24.03.2023 |
80 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. | 20.03.2023 –24.03.2023 |
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.( «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая».) Народно-песенная основа лирика С. А. Есенина. | 27.03.2023–31.03.2023 |
82 | В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма («Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | 27.03.2023–31.03.2023 |
83 | М. А. Булгаков. Слово о писателе. История создания и судьба повести «Собачье сердце» | 27.03.2023–31.03.2023 |
84 | «Собачье сердце - сатира на современное общество. Система образов повести. | 10.04.2023 – 14.04.2023 |
85 | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви. О жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 10.04.2023 – 14.04.2023 |
86 | Образ Родины в поэзии М. И. Цветаевой. «Стихи о Москве». (Традиции и новаторство в творческих поисках поэт)а. | 10.04.2023 – 14.04.2023 |
87-88 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Сочинение по поэзии Серебряного века | 17.04.2023 – 21.04.2023 |
89 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. («Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.) | 17.04.2023 – 21.04.2023 |
90 | М. А. Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа | 17.04.2023 – 21.04.2023 |
91 | «Судьба человека». Образ главного героя. Торжество добра над жестокостью жизни. (Художественные особенности произведения: автор и рассказчик, роль пейзажей и портретных зарисовок.) | 24.04.2023 – 28.04.2023 |
92 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. («Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти»). Философская глубина лирики Пастернака. | 24.04.2023 – 28.04.2023 |
93 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. (Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки»). | 24.04.2023 – 28.04.2023 |
94 | А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 03.05.2023 – 12.05.2023 |
95 | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. | 03.05.2023 – 12.05.2023 |
96 | «Матрёнин двор». Образ праведницы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 03.05.2023 – 12.05.2023 |
| Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков. (2) | |
97 | Романс и песня. А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, М. Ю.Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Фет, В. А. Сологуб. | 03.05.2023 – 12.05.2023 |
98 | Романс и песня. А. А. Сурков, К. М. Симонов, Н. А. Заболоцкий, М. Л. Матусовский, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, К. Я. Ваншенкин. | 15.05.2023 – 19.05.2023 |
| Из зарубежной литературы (4) | |
99. | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. («Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить»). | 15.05.2023 – 19.05.2023 |
100 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). | 15.05.2023 – 19.05.2023 |
101 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 22.05.2023 – 26.05.2023 |
102 | И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор) Итоги года и задания для летнего чтения. | 22.05.2023 – 26.05.2023 |
14