СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс фгос

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. содржание: планируемые результаты, содержания образования, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс фгос»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самоцветская средняя общеобразовательная школа»

МО Алапаевское




приложение к ООП ООО

МКОУ «Самоцветская СОШ»

Приказ № от ___ 2019 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

литература

2019 – 2020 учебный год




Класс: 5 - 9







п. Курорт-Самоцвет



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны отражать:

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметныеумения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

  • формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)1



Древнерусская литература– 1-2 произведения на выбор, например:«Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)

(6-8 кл.)

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)











Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)

(8-9 кл.)








Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.)

М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года» и др.(8-9 кл.)

Г.Р.Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)

И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например: «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др.

(5-6 кл.)



А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)


В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.

(7-9 кл.)


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831)(9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)

(7-8 кл.).

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

(5-9 кл.)


А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),

«К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),

«Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)

Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.

(7-9 кл.)

Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

(5 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи, например:

К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)

Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

(5-9 кл.)


М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:

«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гёте («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)

Поэмы

-1-2 по выбору,например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.

(8-9 кл.)

Литературные сказки XIX-ХХ века, например:

А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, С.Г.Писахов, Б.В.Шергин, А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев и др.

(1 сказка на выбор, 5 кл.)


Н.В.Гоголь

«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)



Н.В.Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например:«Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.

(5-9 кл.)


Ф.И. Тютчев – Стихотворения:

«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).

(5-8 кл.)


А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

(5-8 кл.)


Н.А.Некрасов.

Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854).

(5-8 кл.)

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др.

(5-8 кл.)


А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.

(5-8 кл.)


Н.А.Некрасов

- 1–2 стихотворения по выбору,например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н.Майков, А.К.Толстой,

Я.П.Полонский и др.

(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)




И.С.Тургенев

- 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор, например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878),«Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.

(6-8 кл.)


Н.С.Лесков

- 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.

(6-8 кл.)

М.Е.Салтыков-Щедрин

- 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др. (7-8 кл.)


Л.Н.Толстой

- 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др.

(5-8 кл.)


А.П.Чехов

- 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.

(6-8 кл.)



А.А.Блок

- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др.

(7-9 кл.)



А.А.Ахматова

- 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.

(7-9 кл.)


Н.С.Гумилев

- 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).

(6-8 кл.)


М.И.Цветаева

- 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.

(6-8 кл.)


О.Э.Мандельштам

- 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.

(6-9 кл.)


В.В.Маяковский

- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.

(7-8 кл.)


С.А.Есенин

- 1 стихотворение по выбору, например:

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.

(5-6 кл.)


М.А.Булгаков

1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.

(7-8 кл.)


А.П.Платонов

- 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.

(6-8 кл.)


М.М.Зощенко

2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.

(5-7 кл.)


А.Т. Твардовский

1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.

(7-8 кл.)


А.И. Солженицын

1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.

(7-9 кл.)


В.М.Шукшин

1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.

(7-9 кл.)

Проза конца XIX – начала XX вв., например:

М.Горький, А.И.Куприн,

Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,

И.С.Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:

К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин,

М.А.Волошин, В.Хлебников и др.

(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)



















Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий, Д.Хармс,

Н.М.Олейников и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)









Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А.Шолохов, В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев, В.В.Быков, В.П.Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:

М.М.Пришвин,

К.Г.Паустовский и др.

(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)


Проза о детях, например:

В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль,

Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия 2-й половины ХХ в., например:

Н.И. Глазков, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, И.А.Бродский, А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


Проза русской эмиграции, например:

И.С.Шмелев, В.В.Набоков,

С.Д.Довлатов и др.

(1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)



Литература народов России



Г.Тукай, М.Карим,

К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.

(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)


Зарубежная литература


Гомер«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

(6-8 кл.)


Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)

(9 кл.)


М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

(7-8 кл.)

Зарубежный фольклорлегенды, баллады, саги, песни

(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)



В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).

(8-9 кл.)


1–2 сонета по выбору, например:

66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

(7-8 кл.)





































А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)

(6-7 кл.)

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)

( 6-7 кл.)


Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

(6-7 кл.)


Ж-Б. Мольер Комедии

- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664),«Мещанин во дворянстве» (1670).

(8-9 кл.)


И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)

( 9-10 кл.)


Г.Х.АндерсенСказки

- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).

(5 кл.)


Дж. Г. Байрон

- 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.

- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

(9 кл.)



Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр.Гримм,

Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Д.Родари, М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)



Зарубежная новеллистика, например:

П.Мериме, Э. По, О`Генри, О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К. Джером, У.Сароян, и др.

(2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)


Зарубежная романистика XIXХХ века, например:

А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго, Ч.Диккенс, М.Рид, Ж.Верн, Г.Уэллс, Э.М.Ремарк и др.

(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)


Зарубежная проза о детях и подростках, например:

М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман, Ф.Бёрнетт и др.

(2 произведения по выбору,

5-9 кл.)


Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:

Р.Киплинг, Дж.Лондон,

Э.Сетон-Томпсон, Д.Дарелл и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)


Современные зарубежная проза, например:

А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К. ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт, Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн, Е.Ельчин и др.

(1 произведение по выбору,

5-8 кл.)


Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС (105 ч.)




Тема урока

Содержание

Количество часов

№ урока

1


Введение. Периодизация литературного процесса. Литературные направления.

Художественная литература как искусство слова. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Периодизация литературного процесса. Особенности историко-литературного процесса. Образная природа литературы как искусства слова.

1



Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление.


2

Древнерусская литература – «начало всех начал». Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. Основные особенности древнерусской литературы.


Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, автор-повествователь, система образов персонажей. Особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни, многообразие жанров древнерусской литературы. Теория литературы: жанры древнерусской литературы: летопись, житие, хронографы, поучения, хождения.

1

3


«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет.

«Слово о полку Игореве» Система образов персонажей, сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

История создания, содержание и историческая основа “Слова …”.

Теория литературы: стихотворный перевод, слово как жанр, рефрен.

1

4


Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Основная идея. Герои и позиция автора. Лиризм повествования.

Литературные роды и жанры. Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Основная идея. Герои и позиция автора. Лиризм повествования.

Теория литературы: героическая поэма, историческая песнь.

1


5

Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: метафора, эпитет, сравнение.

Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей.

Теория литературы: психологический параллелизм, олицетворение.

1


6


Значение произведения в истории русской культуры. Образ Ярославны.

Лирический герой, монолог.

Значение произведения в истории русской культуры. Образ Ярославны. Теория литературы: плач.

1

7

Развитие речи Подготовка к написанию сочинения по «Слову...»

Умение анализировать художественное произведение, писать сочинение по прочитанному тексту.

1


8


М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки.

Теория литературы: сатира, ода, силлабо-тоническое стихосложение.

1




9


Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. Державина. Стихотворение «Памятник»

Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. Державина

Стихотворение Г.Р. Державина: «Памятник». Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта. Теория литературы: жанр оды.

1


10

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Черты классицизма в произведении. Жанр комедии.


Теория литературы: литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры. Жанр комедии. Классицизм.

1

11

Н. М.Карамзин «Бедная Лиза»

Н. М.Карамзин «Бедная Лиза». Сентиментализм. Тема, проблема, идея, сюжет, конфликт, пейзаж, система образов персонажей.

1

12

Итоговый урок по литературе XVIII века.

«Литература XVIII века». Художественное и тематическое своеобразие русской литературы века XVIII.

Теория литературы: классицизм, сентиментализм.

1

13

Художественное и тематическое своеобразие литературы XIX века.


Основные литературные направления: романтизм, реализм. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры.

Художественное и тематическое своеобразие литературы 19 века.

Поэзия, проза, драматургия «Золотого века литературы».

Теория литературы: классический, классик, романтический, романтизм.

1

14


Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Элегия «Море».

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Романтическая лирика начала 19 века.

Анализ элегии «Море». Особенности поэтического языка.

Теория литературы: фольклорная основа,

баллада, элегия.

1




15

А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

Теория литературы: Повторение понятия: комедия классицизма.

1

16

Комедия «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии.

Комедия «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Фамусов и его роль в произведении. Теория литературы: кульминация конфликта.

1

17

Анализ сцены бала (по третьему действию комедии)

Понимание системы персонажей, владение навыками медленного чтения. Элементами анализа текста.

1

18

Новаторство и традиции комедии «Горе от ума». Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра.

Традиции комедии «Горе от ума». Черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Теория литературы: новаторство, жанр комедии.

1


19

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Работа с критической статьей, основная информация и второстепенная.

1

20

«Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии.

«Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии. Теория литературы: афоризмы,

крылатые выражения.

1

21

Развитие речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Сочинение (отзыв) по литературному произведению или просмотренному спектаклю. Тема и жанр сочинения; план сочинения,

идея, цитирование.

1




22

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина.

1

23

Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.


Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву». Теория литературы: вольнолюбивая лирика, эволюция темы, пафос, идиллия.

1

24

Южная ссылка в жизни поэта. «К морю», «Погасло дневное светило». Черты романтизма в произведениях.

Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Черты романтизма в произведениях. Теория литературы: особенности жанра элегии.

1

25

Романтическая поэма «Цыганы»

Поэма «Цыганы» . Романтизм.


1

26

А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворения «Пророк».

А. С. Пушкин в Михайловском. «Во глубине сибирских руд…» Анализ стихотворения «Пророк». Тема поэта и поэзии.

1

27

Тема любви в лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики Пушкина.

Тема любви в лирике А.С. Пушкина («К…(«Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»). Адресаты лирики Пушкина.

1

28

Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий». Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Теория литературы: трагедия, драма, конфликт.

1

29

Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» Тема памяти.

1

30

«Евгений Онегин»: история создания романа. Особенности композиции.

«Евгений Онегин»: история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции. Теория литературы: роман в стихах, композиция, реализм.

1

31 - 34

Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. Онегинская строфа.

Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Онегин и Ленский. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. Образ автора. Лирические отступления в произведении. Теория литературы: образ, сюжет. Онегинская строфа.

4

35

Картины родной природы в романе «Евгений Онегин»

Картины родной природы в романе «Евгений Онегин». Теория литературы: лирическое отступление, пейзаж.

1

36

Художественное совершенство романа

Художественное своеобразие романа, владение навыками анализа текста, монологической речи, выразительного чтения.

1

37

Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина. Развитие речи. Написание ответа на проблемный вопрос.

-

1

38

Поэзия пушкинской эпохи

К.Н.Батюшков «Есть наслаждение и в дикости лесов», Н.М.Языков «Пловец», А.А.Дельвиг «Русская песня»


39


М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта».

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта»

1

40

Трагический пафос лирики Лермонтова

«Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Как часто пестрою толпою окружен»


41

Тема назначения поэта и поэзии

«Поэт», «Пророк». Анализ стихотворений. Пушкин и Лермонтов о назначении поэта и поэзии.


42

Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».

Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».

Теория литературы: символ, лирический герой.

1

43


Любовная лирика поэта. Стихотворения «Молитва», «Я не унижусь пред тобой» и др.

Любовная лирика поэта. Стихотворения «Я не унижусь пред тобой», «Молитва» и др. Теория литературы: аллегория.

1

44-45

«Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет.

«Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет.

Теория литературы: сюжет, фабула, композиция. Жанровое многообразие (путевой очерк, рассказ на бивуаке, светская повесть, кавказская новелла, роман).




2

46-48

Печорин- «портрет поколения».

Повести «Бэла» и «Максим Максимыч», «Княжна Мери». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ. Теория литературы: психологизм романа

2

49

Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).Теория литературы: кульминация

1

50

Итоговый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций).Теория литературы: Дневниковые записи, психологизм.

1

51

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор).«Повесть о том , как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Петербургские повести» (обзор). Повесть «Невский проспект».

1

52

«Петербургские повести» (обзор). Повесть «Невский проспект».

1

53

Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов.

Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. Теория литературы: поэма, система образов.

1

54-57

Чичиков и помещики. Деталь как средство создания образа.

Поэма «Мертвые души»: образ Чичикова в произведении Гоголя.

Образы чиновников в поэме Гоголя. Теория литературы: говорящая деталь.

4

58

Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души».

Поэма «Мертвые души»: народ в поэме. Роль лирических отступлений.

Жанровое и языковое своеобразие произведения.

Пейзаж в поэме «Мертвые души».

1

59

Развитие речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.В.Гоголя.

Образ Чичикова.

-

1

60

Поэзия 2-й половины XIX века

Поэзия 2-й половины XIX века А.Н.Майков, А.К.Толстой 1 стихотворение по выбору. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. Тема, проблематика, литературный герой.

1

61

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века. «Серебряный век» русской поэзии.

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (обзор). Поэзия Серебряного века. Жанры и направления литературы ХХ века. Теория литературы: Серебряный век, модернизм.

1

62 -63

А.А. Блок. Слово о поэте. Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока.

А.А. Блок. Стихотворения «О, я хочу безумно жить», «Россия».

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России.

Теория литературы: лирический герой стихотворения.

1

64

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики.

М.И. Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий» (1913)

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики.

Теория литературы: модернизм

1

65

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Тема родины и гражданского долга.

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения: «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961)

Тема родины и гражданского долга.

1

66

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество.

О.Э.Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Модернизм, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

1

67

Поэзия 20 – 50 годов XX века Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Зимняя ночь», «Во всем мне хочется дойти»

Поэзия 20 – 50 годов XX века Б.Л.Пастернак анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Зимняя ночь», «Во всем мне хочется дойти»

1

68

Поэзия 20 – 50 годов XX века. Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого

Поэзия 20 – 50 годов XX века Н.А.Заболоцкий анализ стихотворений

1

69 - 70

Развитие речи. Обучение анализу стихотворения

Поэзия Серебряного века.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

2

71

М. А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображе­нии Шолохова.

Проза о Великой Отечественной войне М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Русский характер в изображе­нии Шолохова.

Связь рассказа «Судьба человека» с воен­ным очерком «Наука ненависти». Теория литературы: Очерк, рассказ

1

72 - 73

Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Про­блемы человека на войне.

Проза о Великой Отечественной войне. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и ком позиции в создании художественной идеи. Про­блемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Теория литературы: Очерк, рассказ.

2

74 - 76

Б.Л.Васильев. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «А зори здесь тихие». Проблематика повести.

Проза о Великой Отечественной войне. Б.Л.Васильев. «А зори здесь тихие» Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. Проблематика повести. Любовь и война. Образы главных героинь.

Теория литературы: Повесть

3

77 - 79

А.И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Матренин двор».

А.И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Теория литературы: реальное и символическое.

3

80 - 81

В.М.Шукшин Жизнь и творчество. Рассказ «Срезал»

В.М.Шукшин Жизнь и творчество. Рассказ «Срезал» (1970). Проблематика рассказа. Образы простых людей в произведениях Шукшина.

2

82 - 83

Поэзия 2-й половины ХХ в. Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя».Поэзия Ю.П.Мориц и И.А.Бродского

Поэзия 2-й половины ХХ в. Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя». Теория литературы: авторская песня.

Поэзия Ю.П.Мориц и И.А.Бродского


2

84

Проза русской эмиграции

Проза русской эмиграции Шмелев И.С.

1

85

Муса Джалиль «Варварство»

Литература народов России Муса Джалиль «Варварство»

1

86

Зарубежная литература. Данте «Божественная комедия»

(фрагменты)

Зарубежная литература. Данте «Божественная комедия»

(фрагменты)

1

87 - 88

В.Шекспир «Гамлет».


В.Шекспир «Гамлет». Основной конфликт трагедии. Герои трагедии. Мастерство Шекспира-драматурга.


2

89 - 90

Ж-Б. Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве»

Ж-Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Пьеса эпохи классицизма.

Теория литературы: комедия классицизма

2

91

Дж. Г. Байрон Стихотворение «Прометей»

Дж. Г. Байрон Стихотворение «Прометей»

1

92

Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» (фрагменты).

Дж.Г.Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда» (фрагменты).


1

93

И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты)


И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты). Тема, проблематика, идея, сюжет.

1

94

А.К.Дойл «Союз рыжих»

Зарубежная новелистика А.К.Дойл «Союз рыжих»

Тема, проблема, сюжет, идея.

1

95

Р.Бредбери «Каникулы»

Зарубежная проза о детях и подростках . Р. Бредбери «Каникулы»

1

96 - 98

Ж Верн «Дети капитана Гранта»

Зарубежная романистика Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

3

99 - 101

Итоговые уроки. Итоговая контрольная работа и ее анализ. Рекомендации книг для летнего чтения.

-

3

102 - 105

Резервные уроки




1 Примерная программа определяет основной корпус произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!