Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и ориентирована на индивидуальный уровень ученика.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
.
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание |
1 | Вводный урок Великие сеятели разумного, доброго, вечного. | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу | | Умение строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи | Записать в тетради особенности русской литературы XIX века |
2 | Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Художественные особенности произведения. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям | Фронтальный опрос, работа с текстом, терминами | Знать историю произведения, уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности | Прочитать статью учебника на с.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода |
3 | Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин | 1 | Изучение нового материала Лекция с элементами беседы | Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами | Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях | Совершенствование навыков тезисной записи лекции | Прочитать материал учебника на с. 28-37 Выразительное чтение «Оды на день…», |
4 | Д.И.Фонвизин Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция | 1 | Урок изучения нового материала | Сообщения учащихся, письменная работа по вопросам, работа с текстом, комментированное чтение по ролям, составление цитатного плана, словарная работа | Оценка письменных работ, выполненных дома; ответы на уроке | Умение анализировать, обобщать, комментировать текст, высказывать своё мнение, развивать монологическую речь | Материал учебника на с.46-55; дочитать комедию, составить словарик крылатых слов и выражений. |
5 | «Путешествие из Петербурга в Москву» | 1 | Урок изучения нового материала | Сообщение учителя о жизни и творчестве Радищева, пребывании его в Казани и Верхнем Услоне (региональный компонент), комментированное чтение глав из книги, беседа по их содержанию | Ответы на уроке | Умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы | Составить устное сообщение об одной из «станций» |
6 | Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Обзор повести «Бедная Лиза» | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», слово учителя о сентиментализме как литературном направлении, составление таблицы, сообщение ученика о Карамзине, работа с текстом | Оценка за домашнее задание, за сообщение | Развивать умение анализировать эпизоды прозаического текста, навыки работы в группах | Ответить на вопрос: «Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к сентиментализму?», |
7 | Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века | 1 | Урок обобщения ЗУН. Контрольный урок | Составление таблицы «Литература XVIII века», тест | Тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать | Устное сочинение «Каким я увидел XVIII век на страницах ….» (по выбору учащихся) |
8 | Романтизм в первой четверти XIX века К.Н.Батюшков | 1 | Изучение нового материала | Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами стихотворений | Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика | Совершенствование навыков тезисной записи лекции | Прочитать балладу «Светлана», стихотворение «Сельское кладбище», |
9 | Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы | Ответы на уроке, выполнение домашнего задания, выразительное чтение, сопоставительная таблица | Совершенствовать навыки работы с текстом, развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль | Анализ баллады Жуковского «Лесной царь», выразительное чтение одного из стихотворений Жуковского. |
10 | А.С.Грибоедов Личность и судьба | 1 | Изучение нового материала | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции, слушание музыкальных произведений, беседа с опорой на знания истории России XIX века | Ответы на вопросы учителя | Развитие монологической речи, развитие умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала | Ответить на вопросы после статьи |
11 | Сюжет и композиция комедии. Фамусовское общество. Нравственный идеал Грибоедова | 1 | Совершенствование ЗУН | Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова» | Ответы на уроке | Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, | Познакомиться со статьёй Гончарова «Мильон терзаний». |
12 | А.С.Пушкин Жизнь и творчество Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина | 1 | Изучение нового материала | Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока | Оценка выступлений учащихся, реализация домашнего задания (чтение стихотворений) | Развивать монологическую речь, пробудить интерес к литературным местам Казани, систематизировать знания учащихся о творчестве Пушкина | Чтение и конспектирование статьи учебника на с.22-27; |
13 | Свободолюбивая и любовная лирика А.С.Пушкина Тема назначения поэта и поэзии. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ | Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах | Развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтический текст | Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, объяснить свой выбор. |
14 | Романтические поэмы Пушкина. Повести Белкина» | 1 | Комбинированный урок. Чтение с анализом текста | Выступления учащихся, комментированное чтение, определение особенностей поэмы, беседа | Ответы на уроке | Развивать навыки анализа текста с использованием цитат | Посмотреть фильм «Барышня-крестьянка», сравнить с повестью |
15 | История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, Художественные особенности. | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции | Устные ответы на вопросы, составление плана рассказа учителя | Развитие умения конспектировать, выделять главное | Ответить на вопросы после глав |
16 | Онегин в Петербурге и в деревне. Онегин и Татьяна. Онегин и Ленский | 1 | Изучение нового материала | Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов | Ответы на уроке | Развивать умение отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, делать выводы | Прочитать лирические отступления (V – 1, 2; VII – 1, 29-30), какую роль они играют в тексте? |
17 | Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. | 1 | Урок изучения нового материала с опорой на ранее полученные знания | Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа | Выступления учащихся | Уметь применять ранее полученные знания при изучении нового материала, обобщать, делать выводы о личности писателя по его произведениям, развивать самостоятельность в суждениях | Статья учебника на с.110-115, прочитать стихотворения «Пророк», «Смерть Поэта», «Поэт». |
18 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Тема России. Адресаты любовной лирики Лермонтова | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, комментированное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора, сравнительная работа | Ответы на уроке, выразительное чтение, | Развивать умение сравнивать позиции разных авторов на одну проблему, доказывать, аргументировать свою точку зрения | Прочитать стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», «К Н.И.» (Я не достоин, может быть…), «К*» (Я не унижусь пред тобою…). Прочитать и проанализировать стихотворения «Родина», «Дума», Монолог». |
19 | «Герой нашего времени». История создания, композиция романа Печорин как «портрет поколения» | 1 | Урок изучения нового материала | Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся | Оценка устных сочинений | Развивать умение давать оценку прочитанному, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументировать, развивать монологическую речь | Прочитать статью учебника на с.122-130; |
20 | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений | 1 | Изучение нового материала с элементами беседы | Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина | Ответы на уроке, выполнение викторины | Развивать монологическую речь | Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души» |
21 | Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации | 1 | Изучение нового материала с элементами беседы | Слово учителя, запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа | Ответы на уроке | Развивать умение составлять опорную схему и работать по ней. Совершенствовать навыки анализа прозаического текста | Прочитать главы 4-6. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. |
22 | Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова | 1 | Комбинированный урок | Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов | Оценка сообщений, ответы на уроке | Развивать монологическую речь, умение анализировать лирический текст, определять его особенности | Выразительное чтение одного из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору) |
23 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». | 1 | Изучение нового материала | Сообщение о драматурге, чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос | Оценка сообщений, ответы на уроке | Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу, развивать умение вести беседу, соблюдая правила этикета, развивать навыки критически оценивать поступки и слова героев произведения | Сочинение-миниатюра «С каким героем пьесы я хотел бы встретиться и почему?» Как раскрыта в пьесе тема любви? |
24 | Л.Н.Толстой Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть. | 1 | Комбинированный урок | Сообщение о писателе, просмотр презентации, рассказ учителя о жизни писателя в Казани, беседа, выборочное чтение эпизодов | Оценка сообщений, ответы на уроке | Развивать монологическую речь, выразительность чтения | Проанализировать главу «Я проваливаюсь»; |
25 | Ф.М.Достоевский Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди». | 1 | Изучение нового материала Лекция | Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения повести «Бедные люди», | Ответы на уроке | Развивать умение высказывать свою точку зрения на прочитанное, аргументировать, делать выводы, оценивать поступки и слова героев. | Составить устный рассказ «Роль истории Настеньки в повести «Бедные люди» |
26 | А.П.Чехов Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа | Ответы на уроке, оценка домашнего задания | Продолжить формирование навыков анализа прозаического текста | Прочитать рассказ Чехова «Тоска». |
27 | Литература XX века. А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник» | 1 | Изучение нового материала | Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию пьесы, чтение по ролям отдельных сцен | Оценка домашнего задания, ответы на уроке | Развивать умение анализировать драматическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам | подготовить выразительное чтение стихотворений А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Гумилёва, О.Мандельштама |
28 | Русские поэты Серебряного века Поэзия А.Блока, С.Есенина, В.В.Маяковского | 1 | Изучение нового материала | Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ стихотворений | Оценка домашнего задания, ответы на уроке | Развивать умение выступать перед аудиторией, творческое мышление, совершенствовать навык анализа лирического текста | Выразительное чтение одного из стихотворений |
29 | М.И.Цветаева А.Ахматова Судьба и творчество | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, рассказ учителя о пребывании Цветаевой в Татарстане, чтение стихотворений, анализ | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Развивать умения и навыки анализа лирического текста развивать умение выступать перед аудиторией | Выразительное чтение одного из стихотворений |
30 | М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Формировать умение аналитического прочтения текста | посмотреть одноимённый фильм; подготовить рассказ о судьбе А.Соколова |
31 | М.Шолохов Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека») | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Формировать умение аналитического прочтения текста | Подготовить устное сочинение о Ванюшке. |
32 | А.И.Солженицын Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» | 1 | Изучение нового материала | Сообщение ученика, просмотр презентации, аналитическая беседа по рассказу «Матрёнин двор», составление портрета праведницы | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Совершенствовать умения анализировать прозаический текст | Подготовить характеристику Матрёны. |
33 | Новейшая русская проза | 1 | Изучение нового материала | Выступления учащихся, просмотр презентации, запись основных положений слова учителя, презентация произведений Распутина и Астафьева | Оценка за домашнее задание и ответы на уроке | Развивать умение выступать перед аудиторией, составлять тезисы | Подготовиться к проверочной работе по литературе XX века |
34 | Тест | 1 | Контрольный урок | Тест | Оценка за выполнение теста | Развивать логическое мышление, применять полученные знания | |