СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе (базовый уровень). 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6а класса составлена в соответствии с требованиями к результатам Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом формирования универсальных учебных действий, на основе авторской программы по литературе В.Ф. Чертова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (базовый уровень). 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Орудьевская средняя общеобразовательная школа






УТВЕРЖДЕНО

Директор

Муниципального общеобразовательного учреждения Орудьевской средней общеобразовательной школы

______________ / /
подпись расшифровка подписи

Приказ № ____ от «___» _______ 2021 г.

дата









Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

6а класс

102 часа, 3 часа в неделю












Составитель: Батурова Зоя Михайловна,

учитель русского языка и литературы
высшей категории







2021 год


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты освоения литературы:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех  участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в  учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных  признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества  групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной  задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты освоения литературы

Ученик  научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциация, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определить для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретироваться авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировать формулируя свое отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусство;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах.


  1. Содержание программы учебного курса

Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией В.Ф. Чертова (Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф.  Чертова. 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В. Ф.  Чертов, Л. А.  Трубина, Н. А.  Ипполитова, И. В.  Мамонова].  — 6-е  изд.  — M. : Просвещение, 2021.).

Преподавание предмета ведется по УМК под редакцией В. Ф. Чертова (учебник Чертов В.Ф. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2020.).

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ
(вводный урок)


      Литература как художественная картина жизни человека. Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как «человековедение». Образ человека в литературном произведении. Начальные представления о литературном герое и антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении.

МИФОЛОГИЯ

«Прометей», «Яблоки Гесперид».
      Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.
      Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер.
      Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев античной мифологии.
      Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГОМЕР

      Слово о поэте.
      «Илиада» (эпизод «Смерть Гектора»).
      «Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»).
      Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
      Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.
      Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.
      Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА»
(обзор)


      «Калевала» (фрагменты).
      «Песнь о Роланде» (фрагменты).
      «Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
      Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.
      Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
      Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ


      Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...».
      Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.
      Теория литературы. Народная песня.
      Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.


БЫЛИНЫ
      Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
      Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
      Теория литературы. Былина. Гипербола.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины.
      Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.
      Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья Муромец».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
      Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.
      Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев.
      Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы Муромских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль деревянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муромском кремле XVII века. Легенда о Китеже в изобразительном искусстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов и др.).
      Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского». «Повесть о Тверском Отроче монастыре».

«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      И.-В. Гёте
      «Лесной царь».
      Ф. Шиллер
      «Перчатка».
      В. Скотт
      «Клятва Мойны».
      Р. Л. Стивенсон
      «Вересковый мед».
      Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.
      Теория литературы. Баллада. Сюжет.
      Развитие речи. Выразительное чтение баллады.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. ЖУКОВСКИЙ

      Слово о поэте.
      Баллада «Светлана».
      Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.
      Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента баллады наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.
      Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ
      (практикум)


      Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения. Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу.

А. С. ПУШКИН


      Слово о поэте.
      Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
      Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.
      Теория литературы. Баллада. Символический образ.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...»
      Роман «Дубровский».
      История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
      Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип.
      Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».

ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
(практикум)


      Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Парус», «Листок».
      Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.
      Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.
      Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».

А. В. КОЛЬЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».
      Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.
      Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих.
      Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений.
      Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чем шумит сосновый лес?..»).

Ф. И. ТЮТЧЕВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».
      Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин.
      Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А. А. ФЕТ

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...».
      Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции.
      Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
      Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»

Н. С. ЛЕСКОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ «Левша».
      Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.
      Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литературного героя.
      Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
(практикум)


      Биография как литературный жанр. Художественные, научные, популярные биографии, биографические очерки. Особенности содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии писателя. Подготовка сообщения о биографии писателя на основе справочной литературы.


Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе.
      Повесть «Детство» (избранные главы).
      Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний. Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей. Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль художественной детали в создании образов персонажей.
      Теория литературы. Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица. Художественная деталь. Внутренний монолог.
      Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики одного из персонажей повести. Устный психологический портрет главного героя повести с использованием цитат.
      Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество».

СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 
(практикум)


      Развитие представлений о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).

А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.
      Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».
      Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.
      Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика.
      Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев».

НОНСЕНС И АБСУРД В ЛИТЕРАТУРЕ
(обзор)


      Л. Кэрролл
      «Алиса в Стране чудес» (фрагменты).
      «Верлиока» (из «Алисы в Зазеркалье»).
      Э. Лир
      Лимерики.
      Г. К. Честертон
      «Единение философа с природой».
      А. П. Чехов
      «Задачи сумасшедшего математика».
      Д. Хармс
      «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка».
      Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приемы языковой игры.
      Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.
      Развитие речи. Сочинение лимериков.

АВИТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

(Обзор)


Л. Н. ТОЛСТОЙ


Повесть «Детство» (избранные главы).


М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (избранные главы).

Ф. А. ИСКАНДЕР

Повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда» (фрагмент).

Особенности автобиографического повествования. Жизнь в восприятии ребёнка. Темы детства и юности. Образ главного героя автобиографического произведения. Образы родителей и родного дома. Прототипы главных и второстепенных персонажей автобиографического произведения. Образцы русской автобиографической прозы XIX—XX веков.

Теория литературы. Автобиография. Прототип. Повествование от первого лица.

Развитие речи. Написание автобиографии или автобиографических заметок на основе личных впечатлений или воспоминаний. Выявление черт автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.

Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество». М. Горький. «В людях».


А. И. КУПРИН

      Слово о писателе.
      Рассказ «Чудесный доктор».
      Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа.
      Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ.
      Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему.


СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Практикум)

Начальные представления о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развёрнутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).

А. А. БЛОК

Слово о поэте.

Стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака...», «Встану я в утро туманное...».

Образ лирического героя. Средства передачи эмоционального состояния лирического героя. Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца. Своеобразие ритма стихотворений.

Теория литературы. Лирический герой. Символ. Повтор. Ритм.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Устная характеристика лирического героя стихотворения.


В. В. МАЯКОВСКИЙ


      Слово о поэте.
      Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
      Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи.
      Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения.

ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
(практикум)


      Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.


Н. М. РУБЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».
      Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.
      Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».


В. Г. РАСПУТИН

Слово о писателе.
      Рассказ «Уроки французского».
      Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы ее выражения.
      Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.


СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ

(Практикум)

Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки каждого персонажа, его отношение к окружающим и к природе, отношение к нему других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвящённому сопоставительной характеристике персонажей ранее изученных произведений.


«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(обзор)

      А. Ф. Мерзляков
      «Среди долины ровныя...».
      А. А. Дельвиг 
      «Русская песня» («Соловей, мой соловей...»).
      П. А. Вяземский 
      «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).
      Ф. Н. Глинка 
      «Узник» («Не слышно шуму городского...»).
      И. И. Козлов
      «Вечерний звон».
      А. А. Григорьев
      «О, говори хоть ты со мной...».
      Б. Ш. Окуджава
      «Арбатский романс».
      В. С. Высоцкий
      «Кони привередливые».
      Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Романс как разновидность лирических произведений.
      Теория литературы. Народная песня. Романс.
      Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


ДЖ. ЛОНДОН

Слово о писателе.

Рассказ «Сказание о Кише».

История незаурядной, героической личности. Особенности характера Киша и отношение героя к людям. Тема взаимоотношений героя и окружающих его людей. Картины быта народов Севера. Национальные черты в характере главного героя.

Теория литературы. Тема. Сказание. Герой.

Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении зарубежного писателя.

Внеклассное чтение. Дж. Лондон. «Любовь к жизни».


А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

      Слово о писателе.
      Повесть-сказка «Маленький принц».
      Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
      Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ.
      Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.
      Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 
(обзор)


      А. А. Бестужев-Марлинский
      «Испытание».
      Н. В. Гоголь
      «Вий».
      А. П. Чехов
      «Степь».
     В. М. Шукшин.

«Живёт такой парень».

Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики (социально-бытовые, психологические, автобиографические, юмористические, научно-фантастические, детективные и др.).

Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.

Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения.


III. Тематическое планирование


№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов на тему

1

Образ человека в литературе

1

2

Мифология

3

3

Античная литература. Гомер

3

4

Героический эпос народов мира

3

5

Русский фольклор

3

6

Древнерусская литература

2

7

Жанр баллады в мировой литературе

3

8

Русская литература XIX века

36


В.А. Жуковский

3


Практикум. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации

2


А.С. Пушкин

10


Практикум. Портрет в литературном произведении

2


М.Ю. Лермонтов

3


А.В. Кольцов

2


Ф.И. Тютчев

1


А.А. Фет

2


Н.С. Лесков

4


Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя

3


А.П. Чехов

3


Литература нонсенса и абсурда

1

9

Автобиографические произведения русских писателей

8


Л.Н. Толстой

3


М. Горький

3


Ф.А. Искандер

1


Автобиографические произведения русских писателей

1

10

Русская литература XX века

23


А.И. Куприн

2


Практикум. Сочинение о персонаже литературного произведения

2


А.А. Блок

2


В.В. Маяковский

2


Практикум. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения

2


Н.М. Рубцов

2


В.Г. Распутин

5


Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей

3


Жанр песни в русской литературе

3

11

Зарубежная литература

9


Дж. Лондон

3


А. де Сент-Экзюпери

6

12

Жанр повести в русской литературе

7


Н.В. Гоголь

3


В.М. Шукшин

4

13

Итоговое повторение

1

Итого

102


  1. Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр - 28 часов

Образ человека в литературе (1 час)

Образ человека в литературе

01.09.21-03.09.21


Мифология (3 часа)

Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл

01.09.21-03.09.21


Троянский цикл и его герои

06.09.21-10.09.21



Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

06.09.21-10.09.21



Античная литература (3 часа)

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора

06.09.21-10.09.21



Образ Одиссея

13.09.21-17.09.21



Герои мифов разных народов в литературе

13.09.21-17.09.21




Героический эпос народов мира (3)

Героический эпос. Образ Роланда

13.09.21-17.09.21



Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах»

20.09.21-24.09.21



Герои финского эпоса «Калевала»

20.09.21-24.09.21



Русский фольклор (3 часа)

Народная песня и её виды

20.09.21-24.09.21



Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

27.09.21-01.10.21



Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья Муромец»

27.09.21-01.10.21



Древнерусская литература (2 часа)

Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

27.09.21-01.10.21



Рассказ об одном из героев древнерусской литера туры

11.10.21-15.10.21



Жанр баллады в мировой литературе (3 часа)

Баллады И.-В.  Гёте «Лесной царь» и Ф.  Шиллера «Перчатка»

11.10.21-15.10.21



Баллада В.  Скотта «Клятва Мойны»

11.10.21-15.10.21



Баллада Р. Л.  Стивенсона «Вересковый мёд»

18.10.21-22.10.21



Русская литература XIX века (36 часов)

В.А. Жуковский (3 часа)

Баллада В. А.  Жуковского «Светлана»

18.10.21-22.10.21



Образ Светланы и средства его создания

18.10.21-22.10.21



Внеклассное чтение. В.А. Жуковский. «Людмила»

25.10.21-29.10.21



Практикум. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации

(2 часа)

Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации

25.10.21-29.10.21



Выразительное чтение баллад В. А.  Жуковского

25.10.21-29.10.21



А.С. Пушкин (10 часов)

Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

01.11.21-03.11.21


Стихотворение А. С.  Пушкина «Ворон к ворону летит…»

01.11.21-03.11.21


Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский»

08.11.21-12.11.21



Владимир Дубровский в родительском доме

08.11.21-12.11.21



Владимир Дубровский в доме Троекурова

08.11.21-12.11.21



II триместр - 36 часов

Краткое изложение эпизода

22.11.21-26.11.21



Финал романа «Дубровский»

22.11.21-26.11.21



История Владимира Дубровского

22.11.21-26.11.21



Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка»

29.11.21-03.12.21



Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка»

29.11.21-03.12.21



Практикум. Портрет в литературном произведении (2 часа)

Портрет в литературном произведении

29.11.21-03.12.21



Описание портрета литературного персонажа

06.12.21-10.12.21



М.Ю. Лермонтов (3 часа)

Стихотворение М. Ю.  Лермонтова «Парус»

06.12.21-10.12.21



Стихотворения М. Ю.  Лермонтова «Листок», «Утёс»

06.12.21-10.12.21



Внеклассное чтение. Поэма М.Ю. Лермонтова «Беглец»

13.12.21-17.12.21



А.В. Кольцов (2 часа)

Стихотворения А. В.  Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь…»

13.12.21-17.12.21



Образ России в поэзии А. В.  Кольцова

13.12.21-17.12.21



Ф.И. Тютчев (1 час)

Стихотворения Ф. И.  Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С  поляны коршун поднялся…»

20.12.21-24.12.21



А.А. Фет (2 часа)

Стихотворения А. А.  Фета «Ласточки» и «Учись у них  — у дуба, у берёзы…»

20.12.21-24.12.21



Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века

20.12.21-24.12.21



Н.С. Лесков (4 часа)

Сказ Н. С.  Лескова «Левша»

27.12.21-30.12.21


Образы русских умельцев

27.12.21-30.12.21


Авторская позиция в сказе «Левша»

27.12.21-30.12.21


Внеклассное чтение. Рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах»

10.01.22-14.01.22



Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя (3 часа)

Сообщение о жизни и творчестве писателя

10.01.22-14.01.22



Сообщение о жизни и творчестве писателя

10.01.22-14.01.22



Анализ творческих работ

17.01.22-21.01.22



А.П. Чехов (3 часа)

Рассказ А. П.  Чехова «Толстый и тонкий»

17.01.22-21.01.22



Рассказ А. П.  Чехова «Хамелеон»

17.01.22-21.01.22


Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова

24.01.22-28.01.22


Литература нонсенса и абсурда (1 час)

Литература нонсенса и абсурда

24.01.22-28.01.22


Автобиографические произведения русских писателей (8 часов)

Повесть Л. Н.  Толстого «Детство»

24.01.22-28.01.22


Образ Николеньки Иртеньева

31.01.22-04.02.22


Образы родителей

31.01.22-04.02.22


Повесть М.  Горького «Детство»

31.01.22-04.02.22


Образы бабушки и деда Каширина

07.02.22-11.02.22


Образ Алёши

07.02.22-11.02.22


Повесть Ф. А.  Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда»

07.02.22-11.02.22


Внеклассное чтение. Автобиографические произведения русских писателей

14.02.22-18.02.22



Русская литература ХХ века (24 часа)

А.И. Куприн (2 часа)

Рассказ А. И.  Куприна «Чудесный доктор»

14.02.22-18.02.22



Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор»

14.02.22-18.02.22



III триместр - 38 часов

Практикум. Сочинение о персонаже литературного произведения (2 часа)

Сочинение о персонаже литературного произведения

28.02.22-04.03.22


Анализ сочинений

28.02.22-04.03.22


А.А. Блок (2 часа)

Стихотворения А. А.  Блока «Лениво и тяжко плывут облака…» и «Встану я в утро туманное…»

28.02.22-04.03.22



Выразительное чтение стихотворений А. А.  Блока

07.03.22-11.03.22


В.В. Маяковский (2 часа)

Стихотворение В. В.  Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

07.03.22-11.03.22


Образ лирического героя в стихотворениях А. А.  Блока и В. В.  Маяковского

07.03.22-11.03.22


Практикум. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения (2 часа)

Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения

14.03.22-18.03.22




Внеклассное чтение «Ямб в русской поэзии»

14.03.22-18.03.22


Н.М. Рубцов (2 часа)

Стихотворения Н. М.  Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние

14.03.22-18.03.22



Выразительное чтение стихотворений Н. М.  Рубцова

21.03.22-25.03.22


В.Г. Распутин (5 часов)

Рассказ В. Г.  Распутина «Уроки французского»

21.03.22-25.03.22


Образ главного героя рассказа

21.03.22-25.03.22


Образ учительницы в рассказе

28.03.22-01.04.22


Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского»

28.03.22-01.04.22



Анализ письменных работ

28.03.22-01.04.22


Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей (3 часа)

Подготовка к сочинению, посвящённому сопоставительной характеристике персонажей

11.04.22-15.04.22



Сочинение, посвящённое сопоставительной характеристике персонажей

11.04.22-15.04.22



Анализ сочинений

11.04.22-15.04.22


Жанр песни в русской литературе (3 часа)

Жанр песни в русской поэзии XIX века

18.04.22-22.04.22


Жанр песни в русской поэзии XX века

18.04.22-22.04.22


Урок внеклассного чтения, посвящённый русскому романсу

18.04.22-22.04.22


Зарубежная литература (9 часов)

Дж. Лондон (3 часа)

Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»

25.04.22-29.04.22


Человек и природа в рассказе

25.04.22-29.04.22


Внеклассное чтение. Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни»

25.04.22-29.04.22


А. де Сент-Экзюпери (6 часов)

Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

03.05.22-06.05.22


Философская проблематика повести-сказки

03.05.22-06.05.22


Образы взрослых в произведении

03.05.22-06.05.22


Символическое значение образа Маленького принца

10.05.22-13.05.22


Развитие речи. Сочинение-миниатюра

10.05.22-13.05.22


Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей»

10.05.22-13.05.22


Жанр повести в русской литературе (6 часов)

Н.В. Гоголь (3 часа)

Повесть Н. В.  Гоголя «Вий»

16.05.22-20.05.22


История Хомы Брута

16.05.22-20.05.22


Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута

16.05.22-20.05.22


В.М. Шукшин (4 часа)

Повесть В. М.  Шукшина «Живёт такой парень»

23.05.22-27.05.22


История Пашки Колокольникова

23.05.22-27.05.22


Смысл названия повести

23.05.22-27.05.22


Развитие речи. Письменные отзывы о прочитанных повестях

30.05.22-31.05.22


Итоговое повторение (1 час)

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

30.05.22-31.05.22









24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!