Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Донской СОШ
Приказ от 31.08.2015 №154
_____________ С.А. Гордиенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе Дона
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 5 класс
Количество часов 34часа
Учитель Петренко Лиана Эстатьевна
Программа разработана на основе программы по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык).
1. Нормативные документы,
обеспечивающие реализацию программы.
№ | Нормативные документы |
| Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12. 2012 № 273- ФЗ) |
1. | Областной закон от 14. 11. 2013 № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области». |
2. | Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку. |
3. | Приказ Минобразования России от 09.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( с изменениями и дополнениями от 20. 08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03. 06. 2011 № 1994, 01.02.2012 № 74) |
4. | Закон об образовании РФ от 10.06. 1992з. с изменениями и дополнениями от 24. 04. 2008г. |
5. | от Приказ Минобрнауки России 17.12.2010 № 1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». |
6. | Приказ Минобрнауки России от 19.122012 № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, 2013- 2014 учебный год». |
7. | Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
8. | - Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № -413 « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». |
9. | Программа по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык). |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования ( одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от5 марта 2004 г. № 1089);
- Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования;
- Базисного учебного плана(одобрен решением коллегии Минобразования России И Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312;
- Закона об образовании РФ от 10.06.1992 г., №3266-1 с изменениями и дополнениями от 24.12.1993г.-24.04.2008г.;
- Программы по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык).
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Новое содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники нашей области, без чтения художественной литературы об этом крае и его людях, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые родились здесь, формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства.
Предлагаемая программа по литературе призвана сохранить традиции классического учебного предмета, и, наряду с этим полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания литературного образования и организации процесса обучения.
Данная программа реализуется на изучении художественных произведений из регионального компонента.
Изучение литературы Дона представляется необходимым шагом в освоении культуры донского народа.
Эта программа дает возможность познакомить учащихся со складом мышления народа Дона, раскрыть значимость слова в жизни человека, вникнуть в смысл сказок, былин, стихотворений, рассказов и т.д.
Необходимо направить интерес сегодняшнего ученика к истокам родной литературы, к осмыслению жизни своего народа. Без знания донской литературы невозможно восприятие русской художественной литературы в целом.
Учебный курс «Литература Дона» очень разнообразен. Он включает сведения из самых разных разделов литературы.
Целью данной программы является формирование целостного, неповторимого образа донского литературного творчества, развитие широких практических и теоретических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентирования в жанровых и сюжетных линиях современного творчества своих земляков .
Задачи курса «Литература Дона»:
- приобщение учащихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и ее литературы;
- обогащение духовно нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;
- формирование умения школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;
- пробуждение интереса к народно-поэтическому наследию Дона, познание мира образов и меткого языка донской литературы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Формы и методы обучения.
Формой организации педагогического процесса является классно-урочная форма обучения. Формы организации обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.
В целях реализации программы используются следующие методы обучения: методы объяснительно-иллюстративного обучения (рассказ, беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа над учебным материалом); методы проблемно-поискового обучения (проблемное изложение, исследовательский); коммуникативные методы обучения (диалог, дискуссия, метод проектов, презентация).
Место учебного предмета в учебном плане.
Календарно – тематическое планирование даётся из расчёта 1 урока литературы Дона в неделю, что составляет 34 часа за год с учётом выпадения 1 часа в связи с праздничным днем (1 мая). Таким образом, была проведена корректировка календарно-тематического планирования за счёт уплотнения тем, направленных на повторение в конце учебного года. На 1 час была сокращена тема: « Донские поэты ХХ века».
Организация обучения предполагает применение учебника : «Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 1-4, 5-7 классах». Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Ростовской области; Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 год.
Структура курса
Программа включает 6 разделов учебного курса «Литература Дона».
«Фольклор Дона» - 4часа
«Донские сказки. Народные сказки»- 8часов
«Литературные сказки Дона»- 8часов
«Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века» - 5часов
«Мир детства в литературе Дона»- 3 часа
«Донские поэты ХХ века»- 6 часов
Содержание учебного предмета
5класс
«Фольклор Дона» Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха».
Донские казачьи сказки про животных. «Глупец и жеребец», «Казак и лиса».
Топонимические сказки о реках. «Шат и Дон».
Сказки казаков – некрасовцев. «Волшебная лампочка», «Орёл и карга».
Предания, легенды, былички. «Как казак чига – чигуша немцу нос утёр», «Степан Тимофеевич Разин из острога ушёл», «Сом», «Колдунья».
Казачий народный театр. «Суд атамана Бури над купцом - Аршинником», «Журавель», «Казак Чигуша и окружной атаман».
Малые жанры казачьего фольклора. «Пословицы и поговорки», «Загадки казаков».
«Донские сказки. Народные сказки»-
Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха».
«Бисеринка».
Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца».
Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу».
«Бисеринка».
«Литературные сказки Дона»-
П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей»
П.Г.Аматуни Королевство Восемью восемь»
Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»
Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века» -
А.С.Пушкин «Дон»
«Был и я среди донцов»
А.П.Чехов « Умный дворник»
А.П.Чехов « Дорогая собака»
А.П.Чехов «Письмо учёному соседу»
Мир детства в литературе Дона»-
М.Шолохов «Федотка»
И. Василенко «Артёмка в цирке».
Контроль техники чтения.
«Донские поэты ХХ века»-
В.И.Фролов . Стихотворения о Доне
А. Г. Гарнакерьян «У родной земли беру уроки»
Итоговая контрольная работа
Анализ итоговой контрольной работы . Коррекция знаний .
5.Календарно -тематический план по литературе Дона в 5 классе.
№ п/п | Кол-во часов | Разделы и темы | Дата по плану | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Требования к уровню подготовки |
Знать | Уметь |
Фольклор Дона. |
1. 2 3 4 | 1ч 1ч 1ч 1ч | Пословицы и поговорки жителей Дона Загадки Дона . Сказы , былички , байки как жанр фольклора Дона. «Как голубь казака спас « , «Почему у выхухоли хвост пахучий « и др. | 5.09 12.09 19.09 26.09 | Анализ изобразительных средств, использованных в пословицах и поговорках. Выявление метафор и сравнений в загадках Краткий пересказ , Анализ их языковых особенностей | Жанры донского фольклора, особенности их возникновения в Донском крае, национальное разнообразие устных поэтических произведений; | -Уметь различать виды устного народного творчества; -Уметь различать виды загадок, определять жанр; -Уметь различать пословицы и поговорки. Уметь создавать текст на основе пословицы; -Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение устаревших слов; |
| | | | | | |
Донские сказки. Народные сказки. |
5 6 7 8 9 10 11 12 . | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | Сказки жителей Дона Народные сказки казаков Дона. Волшебные сказки. «Танюшка и мачеха». «Бисеринка». Сказки о животных. Глупец и жеребец», «Казак и лиса». Сказки топонимические. «Шат и Дон». Сказки казаков – некрасовцев «Волшебная лампочка», «Орёл и карга». Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца». Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу». | 3.10 10.10 17.10 24.10 31.10 14.11 | Комментированное чтение национальных сказок, выразительное чтение. Чтение, обсуждение и изучение 1 сказки. Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Составление кроссворда к прочитанным сказкам Индивидуальное задание (презентация): «Казаки-некрасовцы» Индивидуальное задание (презентация): «Добро пожаловать в Калмыкию» Индивидуальное задание (презентация): «Армяне на Дону» | -Знать жанры фольклора, их отличительные признаки; -Знать виды сказок, композицию, типы сказочных персонажей; -Знать в чем отличие народной сказки от литературной. - Отличие литературных сказок и легенд от народных, имена донских писателей | -Уметь различать виды народных сказок; -Уметь отличить народную сказку от литературной. -Воспроизводить народные песни казаков, пересказывать народные сказки донского края; |
Литературные сказки Дона. |
13-14 15 16 17 18 19 20 | 2ч 2ч 2ч 1ч 1ч | Литературные сказки . П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей» П.Г.Аматуни Королевство Восемью восемь» Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»е | 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 | Чтение и обсуждение 5-6 сказок. Чтение и изучение 2-3 сказок. Выразительное чтение, подробный пересказ, словесное рисование. Сопоставление с народными сказками. Чтение, обсуждение и изучение сказки. Выразительное чтение, подробный пересказ. Сопоставление героев. Чтение, обсуждение сказки, анализ ключевых эпизодов, средства создания образа героев. | - Отличие литературных сказок и легенд от народных, имена донских писателей | -Уметь отличить народную сказку от литературной. -Воспроизводить народные песни казаков, пересказывать народные сказки донского края; |
Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века |
21-22 23 24 25 | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | А.С.Пушкин «Дон» «Был и я среди донцов» . А.П.Чехов « Умный дворник». Юмор. Средства создания смешного. А.П.Чехов « Дорогая собака» А.П.Чехов «Письмо учёному соседу» | 6.02 13.02 20.02 27.02 6.03 13.03 20.03 3.04 | Лирика, пейзажная лирика, рифма, изобразительно-выразительные средства. Чтение и изучение стихотворения, анализ поэтических средств. Чтение и изучение рассказа, анализ средств создания юмора в рассказе, сопоставление с рассказом «Умный дворник».. Чтение и изучение рассказа, анализ средств создания образа- речевой характеристики героев. Сопоставление с другими героями Чехова. | Знать факты из биографии А.П. Чехова, А.С Пушкина. Жанровое разнообразие донской прозы, произведения,являющиеся достоянием русской классической литературы; | -Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение. -Уметь работать с художественным текстом. -Уметь определять функции художественно-изобразительных средств в повествовании. -Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа. -Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. |
Мир детства в литературе Дона |
26 27 28 | 1ч 1ч 1ч | М.Шолохов «Федотка» И. Василенко «Артёмка в цирке». Контроль техники чтения. | 10.04 17.04 24.04 | Чтение и изучение фрагмента романа «Поднятая целина», выразительное чтение по ролям, выяснение авторского отношения. | О вкладе М.А.Шолохова в мировую литературу, особенности его произведений. | -Выразительно читать текст; -Уметь кратко пересказывать, составлять план произведения; -Выделять ключевые слова при анализе лексики текста; -Иллюстрировать тексты произведений. |
Донские поэты ХХ века. |
29 30 31 32 33 34 | 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч | А.Г.Гарнакерьян. «Над Доном –рекой» В.И.Фролов . Стихотворения о Доне Урок –размышление о литературе родного края Итоговая контрольная работа Анализ контрольной работы | 8.05 15.05 22.05 29.05 | Межпредметные связи-презентация о природе донского края. Батюшка наш, Дон Иванович!Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Выразительное чтение, анализ поэтических средств. Проекты на тему: «Размышление о литературе родного края» Межпредметные связи-презентация о природе донского края. Батюшка наш, Дон Иванович! | Знать факты из биографии В.И. Фролова, А.Г. Гарнакерьян. 2-3 стихотворения наизусть. | -Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение. -Уметь работать с художественным текстом. -Уметь определять функции художественно-изобразительных средств в повествовании. -Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа. -Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. |
ИТОГО: 34 часа |
ТЕМЫ | ВИДЫ И ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
Фольклор Дона. | Высказывание на тему : « В Чём заключается поучительный смысл пословиц и поговорок ? |
| Составление загадок о Доне и его жителях. |
Донские сказки. Народные сказки. | Выразительное чтение по ролям Сочинить сказку Составление кроссворда к прочитанным сказкам |
| РР.Ответ на вопрос : « В чём заключается народная мудрость сказок» . рассказ о герое |
| Составление сценария и композиционного плана сказки . |
| Индивидуальное задание сообщение или презентация»Где находится лукоморье?» |
Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века |
| Выразительное чтение Чтение наизусть по желанию учащихся |
| Индивидуальное задание: сообщение или презентация»Где находится лукоморье?» |
| Иллюстрирование пролога к поэме Пушкина, чтение наизусть, составление словаря непонятных слов |
| Выразительное чтение стих-ия Индивидуальное задание сообщение или презентация«Чехов-гимназист» |
| Донские поэты и писатели в потоке общерусской лит-ры |
| РРСочинение- миниатюра« Над чем я смеюсь в рассказах Чехова» |
| РР Ответ на вопрос : «Кто в рассказах Чехова показался мне самым смешным и почему?» |
| РРСочинение- миниатюра«В чём проявляется хамелеонство в с рассказох Чехова?» . |
Литературные сказки Дона. |
| Защита читательского дневника |
| РР. Устный ответ на вопрос : « В чём заключается смысл сказки?» . |
| Составление кроссворда к сказке |
| |
Мир детства в литературе Дона |
| Иллюстрирование «Артёмка в цирке» |
| Наизусть 1 стихотворение по выбору Монолог читательского дневника |
| Литература для чтения на лето |
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков.
Критерии | Тема | Форма | Сроки |
Техника чтения (правильность, скорость, выразительность) | Мир детства в литературе Дона. | Работа с текстом внепрограммного произведения | апрель |
Предполагаемые результаты освоения программы по литературе.
Предметные результаты:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).
Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Личностные результаты:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства:
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
В результате изучения регионального компонента литературного образования ученик должен:
Знать/ понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание, тему, основной авторский замысел изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.П. Чехова, М.А. Солженицына;
- наизусть 2-3 стихотворения;
- связь произведений с историей Дона, с историей развития литературы Дона и о Доне;
Уметь:
- воспринимать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план;
- определять род и жанр произведений региональной литературы;
- выделять тему, формулировать идею, проблематику, давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, лексики и др.
- находить в текстах этнографический материал.
Формы и средства контроля.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.
Формы контроля:
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью ИКТ;
- самоконтроль ( по текстам произведений, справочным пособиям);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах
( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за авторским стилем писателя, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-различные виды пересказа;
- тестирование;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Основная литература.
1.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
2. «Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 1-4, 5-7 классах». Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Ростовской области; Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 год.
Дополнительная литература.
1.Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2012г.
2.Тесты. Литература. 5 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.
3.Журнал «Литература в школе».
4.«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».
Печатные пособия.
1.Портреты писателей.
2.Демонстрационный материал по литературе.
Технические средства обучения. |
1.Магнитная доска.
2.Компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
4.Экспозиционный экран.
Информационно-коммуникативные средства.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании
http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Итоговая контрольная работа по литературе Дона 5 класс.
Часть 1
1. В какой группе правильно названы малые жанры донского фольклора?
а) пословицы, поговорки, загадки;
б) былины, сказки, загадки;
в) сказки, предания, поговорки.
2. Пословица – это
а) мудрое изречение о жизни и о людях;
повествовательная песня – поэма о богатырях;
в) небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.
3. К какому жанру донского казачества относятся предания, легенды, былины?
а) малые жанры; б) прозаические жанры; в) фольклорные сказки.
4. Былина это –
а) повествования, которым присущ нравоучительный подспудный смысл;
б) повествования суеверного содержания, в которых говорится о том, что якобы было с простыми людьми;
в) повествования, в которых рассказывается о делах давно минувших дней, исторических лиц.
5. Вид сказки «Танюшка и мачеха»?
а) бытовая; б) о животных; в) волшебная.
6. Какие жизненные впечатления А.С. Пушкина легли в основу вступления поэмы «Руслан и Людмила»?
а) поездка на Кавказ; б) поездка на Дон; в) поездка в Крым.
7. Какое из стихотворений А.С. Пушкина тематически связано с нашим краем?
А
8.Какие рассказы написал А.П.Чехов ?
а)«Нахалёнок». б)« Умный дворник». в)«Дорогая собака».
9. Тема рассказа М. А. Шолохова « Федотка»
а) тема любви к братьям и сёстрам;
б) тема человек и природа;
в) тема любви к малой родине.
10.Главного героя рассказа М.Шолохова « …» звали… ?
А)Колька б)Федька в)Васька г)Федотка
11. Е. Рябцев, А. Гарнакерьян, В. И. Фролов- донские поэты
а) 18 в.; б) 19 в.; в) 20 в.
Часть 2
Охарактеризуйте героя произведения ,прочитанного вами в курсе «Литература Дона», выразите своё отношение к герою , своё мнение аргументируйте.