СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе Дона для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Литература Дона"разработана на основе   программы  по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов,    1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко,  Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык). Содержит календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности обучающихся на уроке и требования к уровню их подготовки, а также материал для итогового контроля.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе Дона для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.








«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 31.08.2015 №154

_____________ С.А. Гордиенко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе Дона

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 5 класс

Количество часов 34часа

Учитель Петренко Лиана Эстатьевна

Программа разработана на основе программы по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык).



1. Нормативные документы,

обеспечивающие реализацию программы.


Нормативные документы


Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12. 2012 № 273- ФЗ)

1.

Областной закон от 14. 11. 2013 № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области».

2.

Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку.

3.

Приказ Минобразования России от 09.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( с изменениями и дополнениями от 20. 08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03. 06. 2011 № 1994, 01.02.2012 № 74)

4.

Закон об образовании РФ от 10.06. 1992з. с изменениями и дополнениями от 24. 04. 2008г.

5.

от Приказ Минобрнауки России 17.12.2010 № 1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6.

Приказ Минобрнауки России от 19.122012 № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, 2013- 2014 учебный год».


7.

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

8.

- Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № -413 « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

9.

Программа по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык).



Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования ( одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от5 марта 2004 г. № 1089);

- Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования;

- Базисного учебного плана(одобрен решением коллегии Минобразования России И Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312;

- Закона об образовании РФ от 10.06.1992 г., №3266-1 с изменениями и дополнениями от 24.12.1993г.-24.04.2008г.;

- Программы по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык).

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Новое содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники нашей области, без чтения художественной литературы об этом крае и его людях, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые родились здесь, формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства.


Предлагаемая программа по литературе призвана сохранить традиции классического учебного предмета, и, наряду с этим полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре регионального содержания литературного образования и организации процесса обучения.

Данная программа реализуется на изучении художественных произведений из регионального компонента.

Изучение литературы Дона представляется необходимым шагом в освоении культуры донского народа.

Эта программа дает возможность познакомить учащихся со складом мышления народа Дона, раскрыть значимость слова в жизни человека, вникнуть в смысл сказок, былин, стихотворений, рассказов и т.д.

Необходимо направить интерес сегодняшнего ученика к истокам родной литературы, к осмыслению жизни своего народа. Без знания донской литературы невозможно восприятие русской художественной литературы в целом.

Учебный курс «Литература Дона» очень разнообразен. Он включает сведения из самых разных разделов литературы.

Целью данной программы является формирование целостного, неповторимого образа донского литературного творчества, развитие широких практических и теоретических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентирования в жанровых и сюжетных линиях современного творчества своих земляков .

Задачи курса «Литература Дона»:

- приобщение учащихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и ее литературы;

- обогащение духовно нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;

- формирование умения школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;

- пробуждение интереса к народно-поэтическому наследию Дона, познание мира образов и меткого языка донской литературы.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

  • работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.




Формы и методы обучения.

Формой организации педагогического процесса является классно-урочная форма обучения. Формы организации обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.

В целях реализации программы используются следующие методы обучения: методы объяснительно-иллюстративного обучения (рассказ, беседа, лекция, семинар, самостоятельная работа над учебным материалом); методы проблемно-поискового обучения (проблемное изложение, исследовательский); коммуникативные методы обучения (диалог, дискуссия, метод проектов, презентация).



Место учебного предмета в учебном плане.

Календарно – тематическое планирование даётся из расчёта 1 урока литературы Дона в неделю, что составляет 34 часа за год с учётом выпадения 1 часа в связи с праздничным днем (1 мая). Таким образом, была проведена корректировка календарно-тематического планирования за счёт уплотнения тем, направленных на повторение в конце учебного года. На 1 час была сокращена тема: « Донские поэты ХХ века».


Организация обучения предполагает применение учебника : «Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 1-4, 5-7 классах». Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Ростовской области; Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 год.




Структура курса


Программа включает 6 разделов учебного курса «Литература Дона».

  1. «Фольклор Дона» - 4часа

  2. «Донские сказки. Народные сказки»- 8часов

  3. «Литературные сказки Дона»- 8часов

  4. «Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века» - 5часов

  5. «Мир детства в литературе Дона»- 3 часа

  6. «Донские поэты ХХ века»- 6 часов

Содержание учебного предмета

5класс


«Фольклор Дона» Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха».

Донские казачьи сказки про животных. «Глупец и жеребец», «Казак и лиса».

Топонимические сказки о реках. «Шат и Дон».

Сказки казаков – некрасовцев. «Волшебная лампочка», «Орёл и карга».

Предания, легенды, былички. «Как казак чига – чигуша немцу нос утёр», «Степан Тимофеевич Разин из острога ушёл», «Сом», «Колдунья».

Казачий народный театр. «Суд атамана Бури над купцом - Аршинником», «Журавель», «Казак Чигуша и окружной атаман».

Малые жанры казачьего фольклора. «Пословицы и поговорки», «Загадки казаков».


«Донские сказки. Народные сказки»-

Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха».

«Бисеринка».


Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца».

Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу».

«Бисеринка».

«Литературные сказки Дона»-

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей»

П.Г.Аматуни Королевство Восемью восемь»

Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»

Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века» -

А.С.Пушкин «Дон»

«Был и я среди донцов»

А.П.Чехов « Умный дворник»

А.П.Чехов « Дорогая собака»

А.П.Чехов «Письмо учёному соседу»

Мир детства в литературе Дона»-

М.Шолохов «Федотка»

И. Василенко «Артёмка в цирке».

Контроль техники чтения.

«Донские поэты ХХ века»-

В.И.Фролов . Стихотворения о Доне

А. Г. Гарнакерьян «У родной земли беру уроки»

Итоговая контрольная работа

Анализ итоговой контрольной работы . Коррекция знаний .

5.Календарно -тематический план по литературе Дона в 5 классе.


№ п/п

Кол-во часов

Разделы и темы

Дата

по плану

Основные виды деятельности

учителя

и учащихся

Требования к уровню подготовки

Знать

Уметь

Фольклор Дона.


1.




2


3



4









Пословицы и поговорки жителей Дона


Загадки Дона .



Сказы , былички , байки как жанр фольклора Дона.

«Как голубь казака спас « , «Почему у выхухоли хвост пахучий « и др.


5.09




12.09



19.09



26.09

Анализ изобразительных средств, использованных в пословицах и поговорках.

Выявление метафор и сравнений в загадках


Краткий пересказ ,

Анализ их языковых особенностей

Жанры донского фольклора, особенности их возникновения в Донском крае, национальное разнообразие устных поэтических произведений;


-Уметь различать виды устного народного творчества;

-Уметь различать виды загадок, определять жанр;

-Уметь различать пословицы и поговорки. Уметь создавать текст на основе пословицы;

-Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение устаревших слов;








Донские сказки. Народные сказки.


5


6



7


8



9


10




11



12






.













Сказки жителей Дона

Народные сказки казаков Дона.

Волшебные сказки.

«Танюшка и мачеха».


«Бисеринка».


Сказки о животных.

Глупец и жеребец», «Казак и лиса».

Сказки топонимические.

«Шат и Дон».

Сказки казаков – некрасовцев

«Волшебная лампочка», «Орёл и карга».

Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца».


Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу».


3.10


10.10


17.10

24.10


31.10

14.11

Комментированное чтение национальных сказок, выразительное чтение.

Чтение, обсуждение и изучение 1 сказки. Подробный пересказ, анализ и интерпретация сказки. Составление кроссворда к прочитанным сказкам

Индивидуальное задание (презентация):

«Казаки-некрасовцы»

Индивидуальное задание (презентация):

«Добро пожаловать в Калмыкию»

Индивидуальное задание (презентация): «Армяне на Дону»

-Знать жанры фольклора, их отличительные признаки;

-Знать виды сказок, композицию, типы сказочных персонажей;

-Знать в чем отличие народной сказки от литературной.

- Отличие литературных сказок и легенд от народных, имена донских писателей

-Уметь различать виды народных сказок;

-Уметь отличить народную сказку от литературной.

-Воспроизводить народные песни казаков, пересказывать народные сказки донского края;




Литературные сказки Дона.


13-14


15

16


17

18


19

20








Литературные сказки .

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Ю.А.Дьяконов «Восемь волшебных желудей»


П.Г.Аматуни Королевство Восемью восемь»


Н.А.Суханова «Многоэтажная планета»е

21.11

28.11

5.12


12.12

19.12


26.12

16.01


23.01

Чтение и обсуждение 5-6 сказок. Чтение и изучение 2-3 сказок. Выразительное чтение, подробный пересказ, словесное рисование. Сопоставление с народными сказками.



Чтение, обсуждение и изучение сказки. Выразительное чтение, подробный пересказ. Сопоставление героев.


Чтение, обсуждение сказки, анализ ключевых эпизодов, средства создания образа героев.

- Отличие литературных сказок и легенд от народных, имена донских писателей

-Уметь отличить народную сказку от литературной.

-Воспроизводить народные песни казаков, пересказывать народные сказки донского края;



Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века

21-22






23



24


25









А.С.Пушкин «Дон»

«Был и я среди донцов»

.




А.П.Чехов « Умный дворник». Юмор. Средства создания смешного.


А.П.Чехов « Дорогая собака»


А.П.Чехов «Письмо учёному соседу»

6.02

13.02





20.02

27.02

6.03

13.03

20.03

3.04

Лирика, пейзажная лирика, рифма, изобразительно-выразительные средства.

Чтение и изучение стихотворения, анализ поэтических средств.



Чтение и изучение рассказа, анализ средств создания юмора в рассказе, сопоставление с рассказом «Умный дворник»..

Чтение и изучение рассказа, анализ средств создания образа- речевой характеристики героев. Сопоставление с другими героями Чехова.

Знать факты из биографии А.П. Чехова, А.С Пушкина.

Жанровое разнообразие донской прозы, произведения,являющиеся достоянием русской классической литературы;


-Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение.

-Уметь работать с художественным текстом.

-Уметь определять функции художественно-изобразительных средств в повествовании.

-Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа.

-Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы.

Мир детства в литературе Дона

26


27


28



М.Шолохов «Федотка»


И. Василенко «Артёмка в цирке».

Контроль техники чтения.

10.04


17.04


24.04

Чтение и изучение фрагмента романа «Поднятая целина», выразительное чтение по ролям, выяснение авторского отношения.

О вкладе М.А.Шолохова в мировую литературу, особенности его произведений.

-Выразительно читать текст;

-Уметь кратко пересказывать,

составлять план произведения;

-Выделять ключевые слова при анализе лексики текста;

-Иллюстрировать тексты произведений.

Донские поэты ХХ века.


29



30






31 32







33



34

















А.Г.Гарнакерьян. «Над Доном –рекой»

В.И.Фролов . Стихотворения о Доне



Урок –размышление о литературе родного края







Итоговая контрольная работа



Анализ контрольной работы



8.05


15.05


22.05


29.05

Межпредметные связи-презентация о природе донского края. Батюшка наш, Дон Иванович!Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Выразительное чтение, анализ поэтических средств. Проекты на тему: «Размышление о литературе родного края» Межпредметные связи-презентация о природе донского края. Батюшка наш, Дон Иванович!

Знать факты из биографии В.И. Фролова, А.Г. Гарнакерьян.

2-3 стихотворения наизусть.

-Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение.

-Уметь работать с художественным текстом.

-Уметь определять функции художественно-изобразительных средств в повествовании.

-Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа.

-Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы.

ИТОГО: 34 часа



ТЕМЫ

ВИДЫ И ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Фольклор Дона.


Высказывание на тему : « В Чём заключается поучительный смысл пословиц и поговорок ?


Составление загадок о Доне и его жителях.

Донские сказки. Народные сказки.

Выразительное чтение по ролям

Сочинить сказку Составление кроссворда к прочитанным сказкам


РР.Ответ на вопрос : « В чём заключается народная мудрость сказок» . рассказ о герое


Составление сценария и композиционного плана сказки .


Индивидуальное задание сообщение или презентация»Где находится лукоморье?»

Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века


Выразительное чтение

Чтение наизусть по желанию учащихся


Индивидуальное задание: сообщение или презентация»Где находится лукоморье?»


Иллюстрирование пролога к поэме Пушкина, чтение наизусть, составление словаря непонятных слов


Выразительное чтение стих-ия

Индивидуальное задание сообщение или презентация«Чехов-гимназист»


Донские поэты и писатели в потоке общерусской лит-ры


РРСочинение- миниатюра« Над чем я смеюсь в рассказах Чехова»


РР Ответ на вопрос : «Кто в рассказах Чехова показался мне самым смешным и почему?»


РРСочинение- миниатюра«В чём проявляется хамелеонство в с рассказох Чехова?» .

Литературные сказки Дона.



Защита читательского дневника


РР. Устный ответ на вопрос : « В чём заключается смысл сказки?» .


Составление кроссворда к сказке



Мир детства в литературе Дона


Иллюстрирование «Артёмка в цирке»


Наизусть 1 стихотворение по выбору Монолог читательского дневника


Литература для чтения на лето


График контроля за уровнем сформированности предметных навыков.


Критерии

Тема

Форма

Сроки

Техника чтения (правильность, скорость, выразительность)

Мир детства в литературе Дона.

Работа с текстом внепрограммного произведения


апрель









Предполагаемые результаты освоения программы по литературе.


Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).


Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.


Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.






Требования к уровню подготовки учащихся.


Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.


В результате изучения регионального компонента литературного образования ученик должен:

Знать/ понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание, тему, основной авторский замысел изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.П. Чехова, М.А. Солженицына;

- наизусть 2-3 стихотворения;

- связь произведений с историей Дона, с историей развития литературы Дона и о Доне;


Уметь:

- воспринимать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план;

- определять род и жанр произведений региональной литературы;

- выделять тему, формулировать идею, проблематику, давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, лексики и др.

- находить в текстах этнографический материал.


Формы и средства контроля.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.


Формы контроля:

  • -индивидуальный устный опрос;

  • -фронтальный опрос;

  • - опрос с помощью ИКТ;

  • - самоконтроль ( по текстам произведений, справочным пособиям);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах

( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • - наблюдение за авторским стилем писателя, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • -различные виды пересказа;

  • - тестирование;









Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Основная литература.

1.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

2. «Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 1-4, 5-7 классах». Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Ростовской области; Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 год.


Дополнительная литература.

1.Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2012г.

2.Тесты. Литература. 5 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.

3.Журнал «Литература в школе».

4.«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».


Печатные пособия.

1.Портреты писателей.

2.Демонстрационный материал по литературе.


Технические средства обучения.

1.Магнитная доска.

2.Компьютер.

3.Мультимедийный проектор.

4.Экспозиционный экран.


Информационно-коммуникативные средства.


http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.

http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании
http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий».


Итоговая контрольная работа по литературе Дона 5 класс.


Часть 1

1. В какой группе правильно названы малые жанры донского фольклора?

а) пословицы, поговорки, загадки;

б) былины, сказки, загадки;

в) сказки, предания, поговорки.

2. Пословица – это

а) мудрое изречение о жизни и о людях;

повествовательная песня – поэма о богатырях;

в) небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.

3. К какому жанру донского казачества относятся предания, легенды, былины?

а) малые жанры; б) прозаические жанры; в) фольклорные сказки.

4. Былина это –

а) повествования, которым присущ нравоучительный подспудный смысл;

б) повествования суеверного содержания, в которых говорится о том, что якобы было с простыми людьми;

в) повествования, в которых рассказывается о делах давно минувших дней, исторических лиц.

5. Вид сказки «Танюшка и мачеха»?

а) бытовая; б) о животных; в) волшебная.

6. Какие жизненные впечатления А.С. Пушкина легли в основу вступления поэмы «Руслан и Людмила»?

а) поездка на Кавказ; б) поездка на Дон; в) поездка в Крым.

7. Какое из стихотворений А.С. Пушкина тематически связано с нашим краем?

А

8.Какие рассказы написал А.П.Чехов ?

а)«Нахалёнок». б)« Умный дворник». в)«Дорогая собака».

9. Тема рассказа М. А. Шолохова « Федотка»

а) тема любви к братьям и сёстрам;

б) тема человек и природа;

в) тема любви к малой родине.

10.Главного героя рассказа М.Шолохова « …» звали… ?

А)Колька б)Федька в)Васька г)Федотка

11. Е. Рябцев, А. Гарнакерьян, В. И. Фролов- донские поэты

а) 18 в.; б) 19 в.; в) 20 в.



Часть 2

Охарактеризуйте героя произведения ,прочитанного вами в курсе «Литература Дона», выразите своё отношение к герою , своё мнение аргументируйте.