СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе Элективный курс «Обучение сочинениям разных жанров» 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая в школе литературу, школьники учатся понимать и анализировать романы, повести, рассказы, пьесы, стихотворения; читая их, – получать эстетическое наслаждение. Свидетельством того, как – правильно или неправильно, поверхностно или глубоко  пониматьпрочитанное, являются  устные ответы и письменные сочинения уч-ся. В нихученикформулирует своё понимание произведения и вызванные им чувства, передаёт свои мысли и впечатления от прочитанного. Слушая ответы или читая письменную работу, учитель получает представление о том, насколько внимательно и глубоко  обдуман прочитанный текст учениками, насколько умело он иизлагают свои мысли. И устный ответ, и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, искусства вообще. Они становятся школой развития речи, учат обдумывать явления жизни. Выражать – в устной и письменной форме – своё мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение – способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе Элективный курс «Обучение сочинениям разных жанров» 10 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск







РАCСМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО «Филология» Приказом директора школы

Протокол от «_____» ___________ №_____ от«_____»_________№___ Руководитель Энтина М.Л.. /____________/












Рабочая программа по литературе

Элективный курс

«Обучение сочинениям разных жанров»

10 класс



Составлена на основе Программы элективных курсов

по литературе 10 - 11 классов/сост. Г.М.Вялкова. –

Волгоград: Учитель, 2008.






Учитель

М.Л.Энтина

















Синегорск

2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучая в школе литературу, школьники учатся понимать и анализировать романы, повести, рассказы, пьесы, стихотворения; читая их, – получать эстетическое наслаждение. Свидетельством того, как – правильно или неправильно, поверхностно или глубоко пониматьпрочитанное, являются устные ответы и письменные сочинения уч-ся. В нихученикформулирует своё понимание произведения и вызванные им чувства, передаёт свои мысли и впечатления от прочитанного. Слушая ответы или читая письменную работу, учитель получает представление о том, насколько внимательно и глубоко обдуман прочитанный текст учениками, насколько умело он иизлагают свои мысли. И устный ответ, и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, искусства вообще. Они становятся школой развития речи, учат обдумывать явления жизни. Выражать – в устной и письменной форме – своё мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение – способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает вас к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, формировать умения работать с художественным текстом и литературно-критической статьёй; совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и экзаменационному итоговому сочинениям.

Программа составлена и рассчитана в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 18 села Синегорск на 2017-2018 учебный год :34 часа, 1 час в неделю в 10 классе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела

Кол-во часов

1

Сочинение как жанр

26

2

Редактирование сочинения

8





ВСЕГО

34



















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.

Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, ре­цензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характе­ристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Ис­пользование цитат в сочинении. Развернутый план работы над со­чинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистиче­ское, лирическое). Заключительная часть сочинения.

Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных ге­роев. План построения сочинения-сравнения.

Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизо­дом при анализе художественного произведения.

Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.

Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.



























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Элективный курс

«Обучение сочинениям разных жанров»

2018уч.г.

34 часа. 1 час в неделю


Разделы, темы

Дата

Корректировка

1-2

Сочинение как текст.

1


3-6

Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.



7-8

Теоретико-литературные понятия и их роль.



9-12

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.



13-14

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение.



15

Структура сочинения.



16

Сочинение-характеристика героя.



17-18

Сочинение-характеристика нескольких произведений.



19-20

Сочинение-характеристика периода творчества одного писателя.



21

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.



22

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.



23-24

Анализ эпизода в школьном сочинении.



25-27

Анализ стихотворения в школьном сочинении.



28-32

Редактирование и рецензирование сочинений.



33-34

Итоговый урок. Защита сочинений разных жанров.






























ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

Учащиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и законо­мерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших пи­сателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных про­изведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литера­туроведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его фор­мы и содержания: при анализе конкретных художественных произ­ведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, компози­цию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изо­бражения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и тече­ния (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футу­ризм и др.); стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собствен­ный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.





























ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


1.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.

2.Конкурс эссе. Простые слова. Пособие для участников конкурса. – М.,2002.

3.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.

4. Музычук С.В. Лучшие сочинения. Русская и зарубежная литература. 5-11 класс. – М., 2004.

5.Чернозёмова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. – М.:Просвещение, 2000.

2.Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – .:Просвещение, 1991.

3.Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-й классы. М., 1999.

4.Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.

5.Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.

6.Ладыженская Т.А. Сочинения разных жанров. М.: Просвещение, 1996.

7.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

8.Программа элективного курса по литературе. Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 кл./Вялкова Г.М. – Волгоград: Учитель, 2006.

9.Францова Н.В. Литература. Анализ стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.




ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


  1. http :// www .kinderino . ru 

  2. http :// www . gramota . ru .

  3. http :// www .megakm . ru

  4. http://www.slo-vari.ru).

  5. www .lseptember .ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!