Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск
РАCСМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО «Филология» Приказом директора школы
Протокол от «_____» ___________ №_____ от«_____»_________№___ Руководитель Энтина М.Л.. /____________/
Рабочая программа по литературе
Элективный курс
«Обучение сочинениям разных жанров»
10 класс
Составлена на основе Программы элективных курсов
по литературе 10 - 11 классов/сост. Г.М.Вялкова. –
Волгоград: Учитель, 2008.
Учитель
М.Л.Энтина
Синегорск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучая в школе литературу, школьники учатся понимать и анализировать романы, повести, рассказы, пьесы, стихотворения; читая их, – получать эстетическое наслаждение. Свидетельством того, как – правильно или неправильно, поверхностно или глубоко пониматьпрочитанное, являются устные ответы и письменные сочинения уч-ся. В нихученикформулирует своё понимание произведения и вызванные им чувства, передаёт свои мысли и впечатления от прочитанного. Слушая ответы или читая письменную работу, учитель получает представление о том, насколько внимательно и глубоко обдуман прочитанный текст учениками, насколько умело он иизлагают свои мысли. И устный ответ, и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, искусства вообще. Они становятся школой развития речи, учат обдумывать явления жизни. Выражать – в устной и письменной форме – своё мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение – способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает вас к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, формировать умения работать с художественным текстом и литературно-критической статьёй; совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и экзаменационному итоговому сочинениям.
Программа составлена и рассчитана в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 18 села Синегорск на 2017-2018 учебный год :34 часа, 1 час в неделю в 10 классе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Сочинение как жанр | 26 |
2 | Редактирование сочинения | 8 |
| | |
| ВСЕГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Элективный курс
«Обучение сочинениям разных жанров»
2018уч.г.
34 часа. 1 час в неделю
№ | Разделы, темы | Дата | Корректировка |
1-2 | Сочинение как текст. | 1 | |
3-6 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | | |
7-8 | Теоретико-литературные понятия и их роль. | | |
9-12 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | | |
13-14 | Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Сочинение-рассуждение. | | |
15 | Структура сочинения. | | |
16 | Сочинение-характеристика героя. | | |
17-18 | Сочинение-характеристика нескольких произведений. | | |
19-20 | Сочинение-характеристика периода творчества одного писателя. | | |
21 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | | |
22 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | | |
23-24 | Анализ эпизода в школьном сочинении. | | |
25-27 | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | | |
28-32 | Редактирование и рецензирование сочинений. | | |
33-34 | Итоговый урок. Защита сочинений разных жанров. | | |
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.
2.Конкурс эссе. Простые слова. Пособие для участников конкурса. – М.,2002.
3.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.
4. Музычук С.В. Лучшие сочинения. Русская и зарубежная литература. 5-11 класс. – М., 2004.
5.Чернозёмова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. – М.:Просвещение, 2000.
2.Капинос В.И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – .:Просвещение, 1991.
3.Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-й классы. М., 1999.
4.Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
5.Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.
6.Ладыженская Т.А. Сочинения разных жанров. М.: Просвещение, 1996.
7.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
8.Программа элективного курса по литературе. Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 кл./Вялкова Г.М. – Волгоград: Учитель, 2006.
9.Францова Н.В. Литература. Анализ стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http :// www .kinderino . ru
http :// www . gramota . ru .
http :// www .megakm . ru
http://www.slo-vari.ru).
www .lseptember .ru