Составная часть содержательного раздела ООП ООО
Рабочая программа
элективного курса
«Обучение сочинениям разных жанров»
10 класс
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретиколитературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений, помочь подготовиться к итоговому сочинению в 11 классе.
Программа рассчитана на 34 часа; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими теоретиколитературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Содержание программы
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение- доказательство, рассуждение-опровержение.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Виды деятельности учащихся |
1 | Сочинение как текст. Основные признаки текста | 1 | Слушание лекции учителя и ее запись: составление плана, опорной таблицы |
2-3 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению | 2 | Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений |
4-5 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе | 2 | Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала |
6 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам | 1 | Запись лекции учителя, подбор тем сочинений, анализ тем сочинений |
7-10 | Своеобразие жанров сочинений | 4 | Создание коллективного плана сочинения любого жанра, анализ сочинений, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра |
11-13 | Выбор темы сочинения. Структура сочинения | 3 | Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа, составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра |
14-17 | Сочинение-рассуждение | 4 | Практикум (обдумывание основного тезиса, определение объема и содержания темы, составление плана, подбор аргументов и фактического материала. Разработка темы сочинения как доказательство или опровержение |
18-20 | Сочинение-характеристика | 3 | Устное сочинение по плану, анализ планов; составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству одного писателя, двух писателей |
21-23 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения | 3 | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами |
24-26 | Анализ эпизода в школьном сочинении | 3 | Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведения XIX и XX вв., анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода. Анализ школьных сочинений, в основе которых лежит анализ эпизода |
27-29 | Анализ стихотворения в школьном сочинении | 3 | Практическое занятие (по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста, нахождение художественных средств, определение их роли. Анализ и рецензирование готовых сочинений |
30-32 | Редактирование и рецензирование сочинений | 3 | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий |
33 | Защита учащимися сочинений разных жанров | 1 | |
34 | Резервный урок | 1 | |
Список литературы.
Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвещение, 1986.
Воронкевич, А. С. Как писать вступительное сочинение: из опыта экзаменов в МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 1993.
Иванченко, Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в 11 классе. - М.: Просвещение, 2001.
Ильин, Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. - 2-е изд. - М.: Школа - Пресс, 1995.
Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.
Козловская, Н. В., Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. - СПб.: Паритет, 2000.
Кохтев, Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М.: Издательство МГУ, 1994.
Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.
Лазаренко, Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990.
Леонов, С. В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М.: Флинта, 1994.
Монахова, О. П., Малхазова, М. В. Русская литература XIX века: в 3 ч. - М.: МАРК, 1994.
Обернихина, Г. А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.
Обернихина, Г. А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000.
Озеров, Ю. А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просвещение, 1990.
Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В. Г. - СПб.: Специальная литература, 1996.
Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» № 11, 1999; № 10, № 15, 2000; № 10, 2001; № 8, 2002.
Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. - Н. Новгород, 1994.
Штейберг, Л. Я., Кондаков, И. В. От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1994.
Карнаух, Н. Л., Щербина, И. В. Письменные работы по литературе. 9—11 кл. - М.: ДРОФА, 2002.
Коган, И. И., Козловская, Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. - СПб.: САГА, 2003.