СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева]. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Учебник:  Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. 6-е изд. М.: Просвещение, 2017

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе по ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Киваевская средняя общеобразовательная школа



Проверено

Зам. директора по УВР

______________ М.Н. Яковченко

«__»___________ 2022 г.

№ ___________ МС

Утверждаю

Директор школы

______________ Н.В.Ахремцева

Приказ № ___ от «__» ___________ 2022 г.









Рабочая программа

основного общего образования

по литературе в 7 классе











Учитель русского языка и литературы

Пчела Татьяна Николаевна











2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева]. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Учебник: Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. 6-е изд. М.: Просвещение, 2017


Цели и задачи


На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


Адресность

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.



Внесенные изменения

Программа воспроизводится полностью, без изменений



Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться:

- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.

- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Умению контроля.

- Принятию решений в проблемных ситуациях.

-Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Ученик получит возможность научиться:

- Основам саморегуляции.

- Осуществлению познавательной рефлексии.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Организовывать деловое сотрудничество.

- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

- Вступать в диалог.

- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения  действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами,  приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной  задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из  сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

  • пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

  • учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

  • - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

  • - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

  • - осуществлять сравнение,  классификацию изученных объектов по  самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

  • - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).


Содержание

Кол-во ч ч часов

Р.р

Из них КР

Вн.чт

Раздел 1. 

Изображение человека в литературе





Введение.

1




Раздел 2. 

Устное народное творчество





Устное народное творчество

6



2

Раздел 3. 

Из древнерусской литературы





Из древнерусской литературы.

2




Раздел 4. 

Из литературы 18 века





Из литературы 18 века.

2




Раздел 5. 

Из литературы 19 века





Из литературы 10 века.

27

3

1

3

Раздел 6. 

Из литературы 20 века





Из литературы 20 века.

24

1

1

3






Раздел 7

.Из литературы народов России





Из литературы народов России

1




Раздел 8.

Из зарубежной литературы.





Из зарубежной литературы.

6



2

Уроки итогового контроля

1


1


ИТОГО

70

4

3

10











Содержание учебного предмета

Введение 1 ч

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество 6 ч

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

Пословицы и поговоркиНародная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Из древнерусской литературы2 ч

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века 2 ч

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович ДержавинКраткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века27 ч

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич ЛермонтовКраткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич ТургеневКраткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы xx века 24 ч

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) 

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Из зарубежной литературы 6 ч

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Уроки итогового контроля 1 ч



Тематическое планирование с учетом программы воспитания

Раздел, тема

Виды деятельности учителя

Раздел 1. 

Изображение человека в литературе

Осознание важности труда человека, его позиции, отношения к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу в результате чтения художественных произведений.

Раздел 2. 

Устное народное творчество

Воспитание уважительного отношения к  носителям лучших человеческих качеств: трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.

Раздел 3. 

Из древнерусской литературы

Осознание роли нравственных заветов предков.

Раздел 4. 

Из литературы 18 века

Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Раздел 5. 

Из русской литературы 19 века

Формирование гражданской позиции и

национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения

себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в

контексте мировой.

Раздел 6.  Из литературы 20 века

Осознание внутренней сил, духовной красоты человека. Воспитание негативного отношения  к равнодушию, бездуховности, безразличному отношению к окружающим людям, природе.

Раздел 7.  

Из литературы народов России

Осознание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному

самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.

Раздел 8. 

Из зарубежной литературы

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  мира, творческой деятельности  эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).







4. Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика деятельности учащихся

Введение(1 час)

1.


Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1



Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о писателях и книгах.

Написание статьи на тему «Советы читателю».

Устное народное творчество (6 часов)

2.


Устное народное творчество. Предания.

1



Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»

3.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1



Составление сообщения о былинах. Устная характеристика героя былины. Инсценированное чтение былины.

4.


Внеклассное чтение.

Русские былины Киевского и Новгородского циклов.

1



Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.


5.

Внеклассное чтение.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1



Сравнительная характеристика героев русского и карело-финского эпоса. Иллюстрирование.

6.

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

1



Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Роль гиперболы в создании образа героя.

7.

Пословицы и поговорки.

1



Написание сочинения / составление устного рассказа по пословице.

Из древнерусской литературы (2 часа)

8.

Русские летописи. «Повесть временных лет».

1



Составление стилизации в жанре поучения

9.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1



Домашняя контрольная работа. Проблемный вопрос:

1. Каковы художественные особенности былин? 2. Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Из литературы 18 века (2 часа)

10.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1



Написание текста устной речи «Похвальное слово Ломоносову». Подготовка устного рассказа о Г.Р. Державине. Выразительное чтение наизусть.

11.

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «на птичку…», «Признание».

1



Написание текста устной речи «Похвальное слово Державину – поэту и гражданину». Выразительное чтение наизусть.

Устный рассказ «Мой Пушкин».

Из литературы 19века (27 часов)

12.


А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок)

1



Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе Пушкина на основе его портретов (памятников)?». Выразительное чтение наизусть отрывка из «Пролтавы».

13.

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

1



Письменный ответ на вопрос «Что и почему любит поэт в облике Петербурга?». Выразительное чтение наизусть вступления к поэме.




14.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1



Выразительное чтение баллады наизусть. Письменный ответ на вопрос «В чем смысл противопоставления Олега и волхва?»

15.

А.С. Пушкин.

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1



Составление словаря речи Пимена, монаха и летописца. Инсценированное чтение сцены «Келья в Чудовом монастыре».

16.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».

1



Письменный ответ на вопрос «Как в образе Самсона Вырина проявились черты «маленького человека»?

17.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

1



Подготовка вопросов для викторины по произведениям Пушкина.

Домашняя контрольная работа.

1. Какой показана история России в произведениях А.С. Пушкина? 2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в «Повестях Белкина»? 3. В чем своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»?

18.

М.Ю Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1



Составление письменной сравнительной характеристики Калашникова и Кирибеевича.

19.

М.Ю Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.

1



Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова? 2. Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой? 3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором?

20.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы.

1



Выразительное чтение наизусть (по выбору). Письменный анализ одного из стихотворений.

Написание сочинения-эссе «Мой Лермонтов». Подготовка сообщений о Гоголе.

21.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

1



Письменный анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы» или письменный ответ на вопрос «Какие качества характера Тараса Бульбы достойны восхищения?». Выразительное чтение наизусть речи Тараса о товариществе.

22.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

1



Письменная сравнительная характеристика Остапа и Андрия.


23.

Урок развития речи

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

1



Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос: 1. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы? 2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия? 3. Какова роль картин природы в понимании смысла повести?

Чтение повести «Коляска».

24.

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

1



Письменная характеристика героя рассказа (или сравнительная характеристика героев).

25.

И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

1



Письменный анализ эпизода.


26.


И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1



Выразительное чтение наизусть. Сочинение стихотворения в прозе. Устный рассказ о Некрасове.

27.

Н.А. Некрасов.

«Русские женщины»:

«Княгиня Трубецкая».

1



Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Анализ эпизода; инсценирование. Отзыв на фрагмент кинофильма «Звезда пленительного счастья».

28.

Урок внеклассного чтения.

Н.А. Некрасов.

«Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

1



Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Подготовка сопоставительной таблицы «Реальные факты жизни и их переосмысление в стихотворении «Размышления…».

Устный рассказ об А.К. Толстом.

29.

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и Михайло Репнин» как исторические баллады.

1



Письменный ответ на вопрос «В чем сходство и различие характеров Шибанова и Калашникова?»Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады.

Устный рассказ о Салтыкове-Щедрине.

30.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1



Инсценирование фрагментов. Составление викторины по сказкам. Иллюстрирование.

31.

Урок внеклассного чтения.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1



Проблемный вопрос:

1. Каковы средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? 2. В чём заключается общественная роль писателя-сатирика?

Сообщение о детстве, юности и начале литературной деятельности Л.Н. Толстого.

32.

Л.Н. Толстой.

«Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1



Подготовка пересказа. Письменный ответ на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?» или анализ одного из эпизодов повести.

33.

Л.Н. Толстой.

«Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1



Письменная характеристика главного героя повести. Подготовка к тестированию.

34.

Урок контороля (урок развития речи).

Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова/

1



Устный рассказ о Чехове.

35.

Смешное и грустное рядом. А.П. Чехов. «Хамелеон»: роблематика рассказа.

1



Устный рассказ «Чехов в воспоминаниях современников». Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?»

36.

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

1



Письменный ответ на вопрос «Какими средствами создан комический эффект в рассказе «Хамелеон»?».

Чтение рассказов А.П. Чехова.

37.

Урок внеклассного чтения.

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1



Письменный ответ на вопрос «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева стал невозможен?» или отзыв на один из рассказов Чехова.


38..

Урок развития речи.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор).

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

1



Проблемный вопрос «Что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX века о родине и родной природе?»/письменный анализ одного из стихотворений о родной природе.

Устный рассказ о Бунине.

) Из литературы 20 века (24 часа

39.

И.А. Бунин. «Цифры».

1



Выполнение творческого задания учебника.

Чтение рассказов «Лапти», «В деревне», стихов поэта.

40.

Урок внеклассного чтения.

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы.

1



Анализ одного из стихотворений Бунина или отзыв на прочитанный рассказ писателя.

Чтение рассказа И.А. Куприна «Извощик Петр».

Устный рассказ о М.Горьком.

41.

М. Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни.

1



Письменная характеристика одного из героев. Художественный пересказ одного из эпизодов.

42.

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

1



Письменный анализ эпизода или сочинение о героях повести.

Письменный отзыв на одну из иллюстраций.

43.

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности

1



Письменная характеристика Данко.

Устный рассказ о Л.Н. Андрееве.

44.

Л.Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

1



Выборочный письменный пересказ «История Кусаки».

Устный рассказ о В.В. Маяковском.

45.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии

1



Выразительное чтение стихотворения наизусть; письменный анализ.

46.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир – бессердечие мещанина и сострадание лирического героя стихотворения.

1



Выразительное чтение стихотворения наизусть; письменный анализ.

Письменное сообщение «Мое восприятие стихов Маяковского».

Устный рассказ об А.П. Платонове.

47.

А.П. Платонов. «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем.

1



Письменная характеристика Юшки.

Краткий пересказ «История Юшки».

ПРОЕКТ. Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».

48.

А.П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

1



Выборочный пересказ «История машиниста Мальцева» («В прекрасном и яростном мире»).

49.

Урок внеклассного чтения.

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

1



Сопоставительная таблица «Чем схожи платоновские герои (Никита, Юшка, неизвестный цветок, машинист Мальцев).

Подготовка к классному контрольному сочинению:

1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей ХХ века). 2. Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина? 3. В чем проявился гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений).

50.

Контрольное сочинение (урок развития речи).

1



Устный рассказ о Б.Л. Пастернаке.

51.

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».

1



Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений и его письменный анализ.

Устный рассказ об А.Т. Твардовском.

52.

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

1



Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений. Сочинение-описание «В лесу весной» с включением в него слов из стихотворений А. Твардовского.

53.

Урок внеклассного чтения.

На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и др.

1



Выразительное чтение наизусть стихотворения о войне. Составление вопросов для интервью с участником Великой Отечественной войны. Устный рассказ о Ф.А. Абрамове.

54.

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

1



Письменный ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?»

Устный рассказ о Е.И. Носове.

55.

Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»).

1



Письменная характеристика Акимыча или письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?»

56.

Е. И. Носов. «Живое пламя».

1



Письменный ответ на один из вопросов:

1. О чем рассказ Е.И. Носова «Живое пламя» и почему он так называется? 2. Что значит «прожить в полную силу» (по рассказу «Живое пламя»)?

Устный рассказ о Ю.П. Казакове.

57.

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

1



Письменный ответ на вопрос «Как можно оценить поведение Яшки и Володи в минуту опасности?» или составление плана и комплексный анализ рассказа.

Сообщение о Д.С. Лихачеве.

58.

Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы).

1



Письменный ответ на вопрос «Какие проблемы поднимает в своей публицистической книге Д.С. Лихачев?» Устный рассказ о М.М. Зощенко.

ПРОЕКТ. Коллективный проект «Искусство моего края».

59.

Урок внеклассного чтения.

М. Зощенко «Беда» и другие рассказы.


1



Письменный ответ на вопрос «Над чем смеется и о чем горюет автор в рассказе «Беда»?» или комплексный анализ одного из рассказов М. Зощенко.

60.

«Тихая моя Родина». Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого и др.

1



Создание письменных высказываний-эссе на темы: 1. Снег-волшебник (по стихотворению В. Брюсова «Первый снег»). 2. Родной край, родной дом (по стихотворению Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой…»). Анализ одного из стихотворений (по выбору учащихся).

ПРОЕКТ. Конкурс чтецов на тему «Тебе, родной край, посвящается».

61.

Песни на слова русских поэтов ХХ века А. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Окуджава. «По смоленской дороге…».

1



Проблемный вопрос «Что я считаю особенно важным в моем любимом рассказе (стихотворении, песне) второй половины ХХ века?»

62.

Контрольная работа. Тестирование.

1



Устный рассказ о Р. Гамзатове.

Из литературы народов России (1 час)

63.

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»),«О моей Родине».

1



Письменный ответ на вопрос «Какие вечные ценности утверждает Р. Гамзатов в своих стихотворениях?».

Устный рассказ о Р. Бёрнсе.

Из зарубежной литературы (6 часов)

64.

Урок внеклассного чтения.

Роберт Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

1



Составление тезисов статьи учебника «Роберт Бёрнс». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устный рассказ о Байроне.

65.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…»

1



Письменный ответ на вопрос

«О каких героях русской литературы и фольклора можно сказать словами Байрона: «И в песнях родины святой/ Жить будет образ величавый»?»

Устный рассказ о мастерах японских хокку Мацуо Басё и Кобаяси Исса.

66.

Японские хокку (трехстишия).

1



Составление стилизаций хокку на русском языке. Устный рассказ об О. Генри.

67.

О. Генри. «Дары волхвов».

1



Краткий письменный пересказ рождественской истории от лица Джима или Деллы или письменный ответ на вопрос «Почему рассказ О. Генри «Дары волхвов» имеет такое название?». Устный рассказ о Р.Д. Брэдбери.

68.

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы».

1



Письменный ответ на вопрос «О чём предупреждают читателя произведения Р.Д. Брэдбери?». Чтение новеллы З. По «Убийство на улице Морг», рассказов «Сапфировый крест» Г.К. Честертона, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойля и «Бедняков не убивают» Ж. Сименона (по группам). Устные сообщения о писателях.

69.

Урок внеклассного чтения.

Детективная литература.

1




70.

Урок контроля.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!