СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе Смоленщины

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе Смоленщины»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г, учебника – хрестоматии по литературному краеведению (составление, методические материалы Г.С.Меркина.) – 2-е изд.перераб. – Смоленск, Универсум,2008

Нормативно-правовая база рабочей программы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ»;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;

  3. Образовательная программа основного общего, среднего общего образования МБОУ Краснинской средней школы (9, 10-11 классов по федеральному компоненту).

  4. Примерная и (или) авторская программа по учебному предмету;

  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (в редакции от 25.12.2013 №72; от 24.11.2015 №81);

  6. Учебный план МБОУ Краснинской средней школы на 2016-2017 учебный год;

  7. Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год;

  8. Методические письма о преподавании учебного предмета;

  9. Требования к оснащению учебного процесса (по конкретному предмету);

  10. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки от 31.03.2014 года №253

(в редакции 2014, 2015, 2016гг)



Задачи преподавания курса

Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.

Цель литературного краеведения:

открытие  обучающимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация  познавательной деятельности обучающихся;

 формирование информационной культуры;

 формирование навыков коммуникативного общения;

 формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора обучающихся, закрепление умения работать с аналитической литературой.

 Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено  на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Задачи литературного краеведения:

развить коммуникативные умения обучающихся;

обеспечить внимание к изучению культуры своего края;

способствовать воспитанию любви к Родине;

соединить обучение и воспитание в единый процесс;

развить у обучающихся индивидуальные склонности и способности.

Содержание и структура курса

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неде­лю).

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с уче­том своих возможностей, особенностей класса, изменить ко­личество часов на изучение той или иной темы.

Основной задачей регионального компонента по литературе является познакомить обучающихся с некоторыми сведеньями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведеньем, к исследовательской работе.

Необходимо помочь обучающимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

Г.С. Меркин, собирая книгу, учел все возможности, интересы обучающихся. Из каждого раздела школьник-девятиклассник вместе с учителем может выбрать то, что ему ближе всего по душе. В учебник-хрестоматию включены тексты или их фрагменты для обязательного, факультативного и самостоятельного чтения. То же по отношению к вопросам и заданиям. На некоторые из них можно ответить, прочитав учебник, но есть такие вопросы, которые требуют дополнительной исследовательской работы обучающихся. К некоторым материалам вообще нет вопросов и заданий, это значит, что  приведенные тексты предполагают самостоятельное чтение и осмысление. Курс краеведческого материала начинается с общего знакомства с поэтами и писателями Смоленщины, он вводит обучающихся в чарующий мир художников слова, готовит их к знакомству с богатым, разнообразным миром Смоленской литературы, в учебнике даны также краткие биографические характеристики писателей, приведены примеры произведений, предложена богатая система комментирования, рубрик под названиями: «Подумаем. Обсудим», «Руководство для самостоятельной работы», «Советы начинающим участникам фольклорных поисков»; в рамках можно найти высказывания, может быть указана литература, в которой ученик сможет найти дополнительный материал. К учебникам-хрестоматиям создана рабочая тетрадь «Литература Смоленщины 9 класс», она соответствует программе курса «Литература Смоленщины» для 9 класса и содержит дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческому воображению. Кроме этого создано учебное пособие по литературному краеведению «Смоленский край в литературе и фольклоре». Данное учебное пособие позволяет нам в полной мере рассмотреть развитие литературы на протяжении многих столетий, выделить особенности этого литературного процесса. Следует также отметить пособие Т.К.Поляковой «34 урока по литературе Смоленщины», которое предназначено учителям литературы и содержит подробные конспекты уроков с вопросами для бесед с обучающимися, для сообщений, системой домашних заданий, а также тематическое планирование курса «Литература Смоленщины».

Значение литературного краеведения в школе:

несет образовательные и воспитательные цели и задачи;

открывает обучающимся прекрасное в людях и природе родного края;

активизирует познавательную деятельность обучающихся;

формирует навыки коммуникативного общения, исследовательской и аналитической деятельности;

расширяет кругозор обучающихся.

Следует отметить, что успешные результаты литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Самому учителю краеведение тоже приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство, он знакомится ближе с населением, родителями учеников. Краеведение для учителя - верный путь к научно-исследовательской деятельности.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

ЗНАНИЯ О ЛИТЕРАТУРЕ:

  • обобщение наблюдений над родо-жанровыми особенностями литературы Смоленщины;

  • обобщение наблюдений над соотношением жизненной правды и художественного вымысла, над способами выражения авторского сознания в произведении;

  • биографические сведения о писателях, творческая история этапных произведений;

  • представление о месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении её во времени, о богатстве её содержания, форм, об её общественном значении.

ЗНАНИЯ О СТИЛИСТИКЕ:

  • первичные обобщения о стиле произведения (выразительно-изобразительные средства в их единстве);

  • стихотворная речь (Смоленская поэтическая школа);

  • лексика, отражающая внутренний мир человека, его чувства, переживания, интеллектуальные проявления.

Обучающиеся должны уметь:

  • владеть различными видами устной и письменной речи;

  • собирать краеведческие (литературные) материалы на определённую тему, описать их и систематизировать;

  • оперировать приобретёнными знаниями по теории литературы.

3. Содержание тем учебного курса

В основу курса "Литературная Смоленщина" положено чтение и изучение художественных произведений. Программа предлагает обобщение материала литературного краеведения, ранее изученного школьниками. С этой целью в нее введены обзорные темы: "Фольклор Смоленщины", "Смоляне в древней литературе", "Литературная жизнь Смоленщины XVIII века" и другие.

Программа построена по принципу вариативности, учитель может выбрать для чтения и изучения материал с учетом своих возможностей, особенностей класса, изменить количество часов на изучение той или иной темы.

Кроме литературы для чтения и изучения, авторы программы предлагают произведения для самостоятельного чтения.

Возможна замена произведений (там, где в этом есть необходимость) для чтения и изучения произведениями, рекомендованными для самостоятельного чтения.

Занятия по курсу "Литература Смоленщины" предусматривают как работу с текстом, так и поисковую работу, экскурсии, встречи с писателями, переписку с ними, составление литературных альманахов, выпуск газет, сборников и т.п. Поисковая, исследовательская работа, творческая деятельность на уроке позволяет расширить кругозор обучающихся, пробудить интерес к литературе родного края.

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) - 1 час.

Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района).

Фольклор Смоленщины - 2 часа.

Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Ф.Н.Рубцов, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.

Внеклассная работа: вечера "Посиделки", "Раз в заветный вечерок" и другие.

Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоляне в древнерусской литературе - 3 часа

"Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин.

"Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Монома-хове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись.

"Хождение смолян в Иерусалим и Царырад". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перев. "Слова ..." Н.И.Рыленкова) (по выбору учителя).

Для самостоятельного чтения

Древняя история Смоленска на страницах современных произведений (Л.Корнюшин), "В годину смуты" (главы из романа), В.Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк), Н.Рылен-ков. "Великая Замятия" (поэма), Е.Алфимов. "Зодчий Федор Конь", О.Ермаков. "Фрески города Гороухщи", А.Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..."

Для внеклассной работы: праздник славянской письменности на Смоленщине.

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков - 4 часа

Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). В.А.Левшин и его сказки. М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Книга Радищева на Смоленской земле. Челищев "Путешествие по северу России", его связь с Радищевым.

Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе.

В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).

Война 1812 года и Смоленщина - 2 часа

Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов. Литература и другие виды искусства: изображение партизанской войны на полотнах Верещагина. Спектакль "Давным-давно" на сцене Смоленского драмтеатра.

Декабристы-смоляне -1 час

"Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному тйор-честву. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения

Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".

Забытые имена - 1 час

В.А.Вонлярлярский "русский Дюма", его романы. Б.Н.Алмазов - поэт и переводчик. Обличение нравственных пороков людей в произведениях Алмазова. Отражение Некрасовских традиций в лучших стихотворениях поэта.

Смоленские публицисты XIX века -2 часа

А.Н.Энгельгардт, Н.В.Шелгунов, М.К.Цебрикова.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Пролетарская поэзия начала XX века - 1 час

А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов.

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики -1 час

Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

М.Булгаков и Смоленщина - 1 час

"Записки юного врача", "Роковые яйца".

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века - 1 час

Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле - 1 час

Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина.

И.С.Соколов-Микитов - 2 часа

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове.

Для самостоятельного чтения - К.Федин, повесть "Трансвааль", написанная на местном материале.

Произведения современных смоленских писателей о природе (по выбору учителя).

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие - 3 часа

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский. Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство.

"Ради жизни на земле" - 3 часа

Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся).

Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева" (по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и Др.

"Строка, оборванная пулей". Стихи поэтов, погибших на Смоленщине. Н.Майоров, В.Стрельченко, Б.Богатков. Романтизм, вера в победу, торжество жизни в творчестве поэтов.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Для самостоятельного чтения: П.Проскурин. "Судьба" (Смоленские страницы), И.Стаднюк "Война".

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда - 2 часа

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.).

Драматургия: Т.Ян. "Баллада о веселых жаворонках".

Раздумья о времени и о себе -1 час

В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др.

Боль поколения -1 час

О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час

Е.Максимов. Тлухаревские мадонны". В.П.Смирнов. "Крыльцо". С.Вязанков. "Покаянь-трава" и др. (по выбору учителя).

Повторительный обобщающий урок - 1 час





4. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

1

 

 

2

Фольклор

2



3

Древнерусская литература

3



4

Литература XVIII – начала XIX веков

4



5

Война 1812 года и Смоленщина

2



6

Декабристы-смоляне

1



7

Забытые имена

1



8

Смоленская публицистика

2



9

Конец XIX века – первая половина XX века

12


1

10

Литература второй половины ХХ века

6


1

Итого

34


2







5. Календарно-тематическое поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата


план

факт


Введение (1 ч.)


1

Литературная Смоленщина (общий обзор)

Изучение содержания параграфа учеб­ника; работа с теоретическим литературоведческим материалом, составление плана статьи учебника; работа в парах сильный — слабый с дидактическим материалом, работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой); участие в коллективном диалоге

Прочитать сведения о собирателях смоленского фольклора. В тетради сделать записи о жанрах фольклора Смоленщины. Подготовить сообщения о современных собирателях фольклора на Смоленщине




Фольклор (2 ч.)


2



Жанры смоленского фольклора

Групповая работа с учебником, составление тезисного плана устного сообщения по теме «Фольклор Смоленщины и его собиратели»

Наизусть стихотворение Н.Рыленкова о Смоленске. Индивидуальное задание по рядам.




3



Собиратели устного народного творчества на Смоленщине

Изучение содержания параграфа учеб­ника; работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме «Фольклор Смоленщины» с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа (поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы); групповая практическая работа по алгоритму выполнения задания по теме «Собиратели Смоленского фольклора»

Прочитать «Сказание о Борисе и Глебе». Индивидуальные задания




Древнерусская литература (3 ч.)


4







Сказание о Борисе и Глебе. Повесть о Меркурии Смоленском

Коллективная работа с литературоведческим портфолио (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос; практическая работа (соотнесение лексических и историко-культурных комментариев); подбор материалов, иллюстрирующих характерные для про­изведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека; работа в парах сильный — слабый (выразительное чтение фраг­ментов произведений в современном переводе с последующим его рецензи­рованием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя); участие в коллективном диа­логе

Прочитать «Житие Авраамия Смоленского», составить в тетради его план. Подготовить сообщение о Клименте Смолятиче.




5







Житие Авраамия Смоленского

Коллективная работа с литературоведческим портфолио (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос; практическая работа (соотнесение лексических и историко-культурных комментариев); подбор материалов, иллюстрирующих характерные для про­изведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека; работа в парах сильный — слабый (выразительное чтение фраг­ментов произведений в современном переводе с последующим его рецензи­рованием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя); участие в коллективном диа­логе

Прочитать поэму Н.Рыленкова «Великая замятня», составить план сценария исторического фильма по ней. Индивидуальные задания




6









Смоленщина 14-17 веков на страницах древней и новой литературы

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); выявление в повести признаков эпического произведения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста повести по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа (составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести»

С. 132-170 прочитать, сделать записи в тетради о писателях 18 века, связанных со Смоленщиной. Индивидуальное задание




Литература XVIII – начала XIX веков (4 ч.)


7




Литература 18 века и Смоленщина

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); выявление в повести признаков эпического произведения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста повести по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа (составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести»

Прочитать сцены из комедии Н.Хмельницкого «Говорун», подготовиться к чтению по ролям. Индивидуальное задание




8

Развитие жанра стихотворной комедии. Смоленский театр

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; группо­вая практическая работа (поиск мате­риалов для составления литературного портрета писателя), участие в коллективном диалоге

Прочитать главы из романа Ф.Эттингера «Башня Веселуха» и статью В.Е.Захарова о нем




9





Смоленск и его жители в романе Ф.Эттингера «Башня Веселуха»

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); выявление в повести признаков эпического произведения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста повести по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа (составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести»

Прочитать главы из романа В.Кудимова «Мартын-живописец». Подготовиться к самостоятельной работе «Жизнь смоленского крепостного Мартына Калинкина»




10







Жизнь смоленского крестьянина Мартына Калинкина

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); выявление в повести признаков эпического произведения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста повести по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа (составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести»

Подготовить сообщение по группам об исторической повести Н.Рыленкова «На старой смоленской дороге»




Война 1812 года и Смоленщина (2 ч.)


11

Смоляне в Отечественной войне 1812 года

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; группо­вая практическая работа (поиск мате­риалов для составления литературного портрета писателя), участие в коллективном диалоге

Прочитать с. 354-362. Наизусть Ф.Глинка «Солдатская песня»




12

Произведения об Отечественной войне 1812 года на Смоленщине

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); выявление в повести признаков эпического произведения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста повести по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа (составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести»

Прочитать главы из романа Ю.Тынянова «Кюхля». Подготовить вопросы и задания классу по роману




Декабристы-смоляне (1 ч.)


13


Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений ; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Прочитать главы из романа В.Вонлярлярского «Большая барыня», составить план первой части




Забытые имена (1 ч.)


14





В гостях у Вонлярлярского

Комплексная проверка домашнего задания; работа в парах сильный — слабый по алгоритму выполнения задания (составление тезисного плана для рассуждения на проблемную тему с последующим редактированием твор­ческой работы); лабораторная работа (языковые особенности рассказа); самостоятельное составление письмен­ного ответа на вопрос по теме урока при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой

Прочитать письма А.Н.Энгельгарда «Из деревни»




Смоленская публицистика (2 ч.)


15






Смоленские публицисты. А.Н.Энгельгардт «Из деревни»

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений начала XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Подготовиться к контрольной работе




16



Контрольная работа за 1 полугодие

Контроль и самоконтроль изучен­ных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: выполнение заданий контрольной ра­боты с последующей самопроверкой по памятке выполнения тестовых зада­ний





Конец 19-первая половина 20 веков (12 ч.)


17





Пролетарская поэзия начала 20 века

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы);; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста по задан­ной теме); анализ текста с использо­ванием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя

Прочитать рассказы М.Пришвина «школьная робинзонада» и «Охота за счастьем». Индивидуальные сообщения




18







Смоленская робинзонада М.Пришвина

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); выявление в повести признаков эпического произведения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста повести по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя; самостоятельная работа (составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести»

Познакомиться с материалами раздела «А.Р.Беляев». Индивидуальное задание




19



Фантасты живут на Смоленщине. А.Р.Беляев.

Работа в парах сильный — слабый с теоретическим литературоведче­ским материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа»; составление тезисного пла­на для пересказа; групповая работа (устный и письменный ответ на вопрос при консультативной помощи учи­теля с последующей самопроверкой по памятке проведения самопроверки); выразительное чтение с последующим его рецензированием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Прочитать материалы раздела «М.А.Булгаков». Подготовить рассказ «Булгаков и Смоленщина»




20





М.А.Булгаков и Смоленщина

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений начала XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный мате­риал)

Прочитать фрагменты повести И.С.Соколова-Микитова «Детство». Индивидуальные задания




21




И.С.Соколов-Микитов и Смоленщина

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); практическая работа (подбор цитатных примеров из текста по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя

Прочитать рассказы Соколова-Микитова «Медовое сено», «Глушаки», «Камчатка», «Цыган»




22






Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки").

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); практическая работа (подбор цитатных примеров из текста по задан­ной теме); анализ текста с использо­ванием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя

Познакомиться с материалами раздела «М.В.Исаковский». Выучить наизусть стихотворение поэта.




23




Смоленская поэтическая школа. М.В. Исаковский

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Подготовиться к коллективному собеседованию по теме «А.Твардовский и Смоленщина». Индивидуальные сообщения




24




Смоленская поэтическая школа. А.Т. Твардовский

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений начала XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Подготовка страниц устного журнала «Дорога уходит за околицу» о жизни и творчестве Н.Рыленкова




25




Смоленская поэтическая школа. Н.И. Рыленков

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений начала XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Прочитать произведения К.Симонова о Смоленщине, подготовить рассказ о командире Климовиче по фрагменту из романа «Живые и мертвые». Индивидуальные задания




26




«Ради жизни на земле». Произведения о Великой Отечественной войне

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений начала XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Прочитать очерки М.Шолохова «Гнусность», К.Федина «Мальчик из Семлева», Л.Леонова «Твой брат Володя Куриленко». Индивидуальные задания




27




Писатели Смоленщины на войне. Н. Рыленков, А. Твардовский и др.

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений начала XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Прочитать фрагмент книги А.Твардовского «Родина и чужбина», индивидуальные задания




28




Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян

Взаимопроверка выполнения домаш­него задания; групповая лабораторная работа по материалам учебника (по ал­горитму выполнения задания при кон­сультативной помощи учителя); устное рецензирование выразительного чте­ния отрывков из произведений начала XX в.; составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой; групповая работа (различные виды пересказа); участие в коллективном диалоге при консультативной помощи учителя; самостоятель­ная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал)

Прочитать рассказ Н.Журковича «Соль». Индивидуальные задания




Литература второй половины ХХ века (6 ч.)


29








Литературная жизнь послевоенной Смоленщины

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); практическая работа (подбор цитатных примеров из текста по задан­ной теме); анализ текста с использованием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя

Подготовиться к уроку-размышлению о поэзии 60-х годов. Индивидуальные задания.




30







Урок-размышление «Поэтическая Смоленщина шестидесятых»

Комплексное повторение; самостоя­тельная работа с литературоведческим портфолио; работа в парах сильный — слабый (устные и письменные ответы на вопросы); практическая работа (подбор цитатных примеров из текста по задан­ной теме); анализ текста с использо­ванием цитирования; работа в парах сильный — слабый (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения с помощью словарей и справочной литературы); выразительное чтение отрывков и его рецензирование по памятке выполнения задания при консультативной помощи учителя

Прочитать рассказ Н.Семеновой «Семь мисок, семь ложек», подготовить рассказ о судьбе Каллистратовны. Индивидуальные задания




31






Н. Семенова « Семь мисок, семь ложек»

Работа в парах сильный — слабый с теоретическим литературоведче­ским материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа»; составление тезисного пла­на для пересказа; групповая работа (устный и письменный ответ на вопрос при консультативной помощи учи­теля с последующей самопроверкой по памятке проведения самопроверки); выразительное чтение с последующим его рецензированием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Прочитать главу из романа О.Ермакова «Операция», составить план главы, выделить основные эпизоды. Индивидуальные задания



32





Боль поколения. О. Ермаков «Знак зверя», «Афганские рассказы»

Работа в парах сильный — слабый с теоретическим литературоведче­ским материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа»; составление тезисного пла­на для пересказа; групповая работа (устный и письменный ответ на вопрос при консультативной помощи учи­теля с последующей самопроверкой по памятке проведения самопроверки); выразительное чтение с последующим его рецензированием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Подготовиться к семинару «Современная литература Смоленщины»



33




«Моя родная сторона, Смоленщина моя» в изображении писателей – земляков (Е.Максимов «Глухаревские мадонны», В.П. Смирнов «Крыльцо»

Работа в парах сильный — слабый с теоретическим литературоведче­ским материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа»; составление тезисного пла­на для пересказа; групповая работа (устный и письменный ответ на вопрос при консультативной помощи учи­теля с последующей самопроверкой по памятке проведения самопроверки); выразительное чтение с последующим его рецензированием по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Сделать отзыв об одном из новейших произведений. Подготовиться к контрольной работе



34


Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа

Контроль и самоконтроль изучен­ных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: выполнение заданий контрольной ра­боты с последующей самопроверкой по памятке выполнения тестовых зада­ний






6. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учителя

1. Г.С.Меркин. Литература Смоленщины (учебник-хрестоматия по литературному краеведению для 9 класса) в 2-х томах. Смоленск: Универсум, 2008.

2.Т.К.Полякова. 34 урока по литературе Смоленщины. Смоленск: СОИУУ, 2001.

3. В.В.Ильин. Смоленский край в литературе и фольклоре. Траст-Имаком Смоленск, 1995г.

4. Л. В. Богачёва. Ты частица родимой Смоленщины. Смоленск. Издательство «Смоленская городская типография», 2009г.

5. Галина Миронова. О том, что волнует сердце. ООО «Смоленское областное книжное издательство» «Смядынь», 2007г.

6. В. А. Звездаева. Николай Рыленков. Москва «Современник», 1987г.

7. В. А. Станкевич. А. Т. Твардовский в школе. Смоленск, 2004г.

8. Н. Рыленков. Родник. Стихи. Смоленское книжное издательство, 1957г.

9. А. Твардовский. Стихотворения. Москва. Детская литература 1981, г.

10. Д. И. Будаев. На земле смоленской. Московский рабочий, 1971 г.

11. А. М.Белавина. Что? Где? Когда? Смоленск, 1997г.

12. С. Яковлев Смоляне в искусстве. Московский рабочий, 1968

Для обучающихся

1. Г.С.Меркин. Литература Смоленщины (учебник-хрестоматия по литературному краеведению для 9 класса) в 2-х томах. Смоленск: Универсум, 2008.

2. В.В.Ильин. Смоленский край в литературе и фольклоре. Траст-Имаком Смоленск, 1995г.

3. Л. В. Богачёва. Ты частица родимой Смоленщины. Смоленск. Издательство «Смоленская городская типография», 2009г.

4. Галина Миронова. О том, что волнует сердце. ООО «Смоленское областное книжное издательство» «Смядынь», 2007г.

5. В. А. Звездаева. Николай Рыленков. Москва «Современник», 1987г.

6. В. А. Станкевич. А. Т. Твардовский в школе. Смоленск, 2004г.

7. Н. Рыленков. Родник. Стихи. Смоленское книжное издательство, 1957г.

8. А. Твардовский. Стихотворения. Москва. Детская литература, 1981г.

9. Д. И. Будаев. На земле смоленской. Московский рабочий, 1971г.

10. А. М.Белавина. Что? Где? Когда? Смоленск,1997г.

11. С. Яковлев Смоляне в искусстве. Московский рабочий,1968




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!