СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
28
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: "Просвещение", 2015 г.).
На изучение курса отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра - три возрастные группы (5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс).
Курс литературы 10 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задачи курса литературы 10 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
Содержание тем учебного предмета
Русская литература XIX в. — вершина гуманизма
Русское искусство на переломе от поэзии к прозе
Сопоставление «Бедной Лизы» Карамзина и повестей Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», знакомых ученикам из курса основной школы. Идиллические добродетели героини Карамзина и реальные достоинства и беды героинь Пушкина. Опровержение в прозе Пушкина стереотипов сюжета и восприятия жизни в целом как один из существенных признаков героизма. Демократизация героя и усложнение внутренней жизни человека в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Эстетика простоты и естественности как знамя русской литературы.
Переход от 30-х к 40-м гг. XIX в. в русском обществе и смена трагических ощущений катастрофы, подсказанных разгромом декабристов и гибелью Пушкина; поиск путей движения России. «Последний день Помпеи» К. Брюллова как характерное проявление тревоги. Пушкин и Гоголь о картине как о знамении времени. «Философические письма» Чаадаева, поставившие вопрос о причинах неподвижности общества, перспективах исторического движения и национальном своеобразии пути России. Вопрос, самовластно решенный в XVIII в. Петром Великим: «Присоединиться к европейской цивилизации или развивать свои, самобытные корни?» — снова воскрес в русском обществе и разделил его на западников и славянофилов.
А. С. Пушкин
Лирика А. С. Пушкина уже знакома учащимся, закончившим основную школу. Задача изучения лирики Пушкина в 10-м классе не только собрать и обобщить разнообразные мотивы в поэтическом творчестве, но и показать внутренний драматизм, напряжение мысли, которые проявляются как результат светлой гармонии гения русской литературы.
Теория литературы. Жанр элегии. Финал (кода) в композиции стихотворения.
Внеклассное чтение. Стихотворения А. С. Пушкина, написанные в Михайловском («Деревня», «Домовому» и др.). Стихотворения, обращенные к Е. К. Воронцовой.
Теория литературы. Поэма и повесть.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого»; В. А. Жуковский. «Двенадцать спящих дев».
Литературное творчество. Сочинение «Памятник и стихи, к нему обращенные» (П. Вяземский. «Петербург»; А. Мицкевич. «Дзяды»). Сочинение «Зла промчится быстро миг...» (по страницам творчества А. С. Пушкина).
«Борис Годунов» как трагедия народной наивности и безгласия и трагедия совести. Проблемный вопрос: «Как связаны судьба человеческая и судьба народная?» Диспут «В чем трагедия царя Бориса?». Бояре и народ в трагедии. Групповая работа: «Причины успеха Гришки Отрепьева и обреченность самозванца». Польские и московские сцены в словесных иллюстрациях учеников. Сравнение театральных интерпретаций трагедии в телефильме А. Эфроса и спектакле З. Корогодского (Ленинградский ТЮЗ). Музыкальная драма М. Мусоргского и исполнение роли Годунова Ф. Шаляпиным.
М. Ю. Лермонтов
Лермонтов на Кавказе и в России. Притяжение и отталкивание как чувства, окрашивающие отношение к Богу, творчеству, родине, любви.
Стихотворение «И скучно, и грустно...» (1840). Подбор биографических эпизодов, которые могли бы привести поэта к горьким выводам стихотворения. «Молитва» 1829 г. («Не обвиняй меня всесильный...») и «Молитва» 1839 г. («В минуту жизни трудную...»). Творчество как «всесожигающий костер» и как путь приятия мира. «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841). Сравнение со стихотворением 1830 г. «Я видел раз ее в веселом вихре бала...». Разное отношение поэта к прошлому чувству в раннем и зрелом стихотворении. Противостояние «красоты блистанья» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и таинства разговора сердец. Сравнение романсов Титова и Шишкина на текст стихотворения Лермонтова.
«Родина»(1841). Характерность для Лермонтова отрицательных конструкций в поэтической фразе. Проступание любви сквозь препятствия, «пронзая ночи тень» — «дрожащие огни печальных деревень». Оправдание учениками антипатий и пристрастий поэта, выраженных в стихотворении.
Теория литературы. Конфликт в лирическом стихотворении.
Внеклассное чтение. Лирика М. Ю. Лермонтова.
«Демон». Встречи Лермонтова с Кавказом. Влияние грузинского фольклора на замысел поэмы «Демон», которая писалась Лермонтовым с четырнадцати лет до конца жизни. Мотив одиночества и гордого отрешения от жизни в лирике Лермонтова.
Гуманизм лирического чувства в стихотворении «Утес». Демон — «царь познанья и свободы», презирающий все мирозданье и томимый одиночеством.
Теория литературы. Автор в поэме и лирическом стихотворении.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад».
Н. В. Гоголь. Повесть «Портрет»
«Портрет» — повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. Рассказ учителя о работе Н. В. Гоголя над повестью, появившейся в 1835 г. в составе сборника «Арабески» и встретившей неодобрительные отзывы, резкую критику В. Белинского. Чтение отрывка из статьи Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Теория литературы. Фантастическое и реальное в литературе.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос».
В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Письмо к Н. В. Гоголю», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Сочинения Александра Пушкина»
Белинский — «одно из самых замечательных лиц николаевского периода». Личность великого критика в восприятии современников (А. И. Герцен, П. В. Анненков, И. С. Тургенев, А. Я. Панаева и др.).
Борьба за утверждение «реальной поэзии» в искусстве. «Исторический взгляд» на русскую литературу — обзор статей из цикла «Сочинения Александра Пушкина».
Разработка и пропаганда принципов «натуральной школы». Составление «манифеста направления» на основе статей Белинского.
Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога критика с самим собой.
Критика как вид литературного творчества. Написание рецензий на «главную» книгу года.
Теория литературы. Цели и приемы публицистики.
Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.
А. И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Былое и думы» (ч. 1, гл. VI; ч. 4, гл. XXVII; ч. 5, «Западные арабески» (вторая тетрадь); ч. 6, гл. X).
Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница»
Н. Островский как художник купеческого Замоскворечья. Появление Островского в период расцвета дворянской культуры с устойчивыми традициями. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением своеобразного развития русской истории (Владимир Соловьев). Выбор жанра драмы как способа наиболее живого воздействия на широкий круг современников. Особенности драмы как вида искусства.
Д. Писарев. «Мотивы русской драмы». Восприятие театра Островского современными писателями.
Теория литературы. Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы.
И. А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Фрегат „Паллада“», «Обломов», «Обрыв»
Первый роман Гончарова «Обыкновенная история» как стремление «осветить все глубины жизни, объяснить ее скрытые стороны». Типы характеров и проблема поколений в изображении Гончарова. Борьба «нового» и «старого» в романе. «Непревосходство» «нового» над «старым».
«Фрегат „Паллада“» — путевые заметки Гончарова. Объективность взгляда на мир. Чтение фрагментов. Мотивировка мнения Гончарова: «...укрепление в мыслях, что деловитое преобразование — то новое, что необходимо всем народам, а России в особенности».
«Обломов» — второй роман трилогии о явлениях русской жизни. «Сон Обломова» — «увертюра» к роману. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Параллели с жизнью автора (Симбирское поместье — Москва). История создания романа (Мариенбадское чудо). Обсуждение первоначальных впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Анализ сцены с Пенкиным в петербургской квартире Обломова. Схема душевных и физических движений Обломова в этой сцене. Первоначальный вывод о характере персонажа. Обсуждение вопросов: «Является ли жизнь, увиденная во сне, идеалом Обломова?
Роман «Обрыв» — заключение трилогии о старых и новых русских людях. Райский как «проснувшийся Обломов» (обсуждение статьи Гончарова «Лучше поздно, чем никогда»). Сравнение авторского взгляда на Райского и Обломова. Обсуждение причин сочувствия Обломову и неприятия Райского. Ирония автора в описании Райского. Противопоставление персонажей: Райский — Волохов и Тушин. Дискуссия на тему: «Кто эти герои? Новое и старое в них. Что оборвалось в русской жизни?» Символичность названия романа.
Ф. И. Тютчев. Лирика: «Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс...», «Фонтан», «Цицерон», «О, этот юг, о, эта Ницца...», «14 декабря 1825 года», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь»
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
Путь писателя. Чтение фрагментов биографии Тургенева, написанной Б. Зайцевым: от «натуры чисто внешней» (А. И. Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В. Г. Белинский). Дружба Тургенева с Белинским и ее «решающее значение как для изменения общественных и эстетических взглядов, так и нравственного обличья» писателя. Поэма «Параша» — окончательный выбор литературного пути.
«Записки охотника» — панорама жизни русской деревни. «В русском человеке зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития» — лейтмотив цикла. Роль пейзажа в рассказах. Подбор картин русских художников к разным рассказам.
Роман «Отцы и дети». Обсуждение первых впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Урок-путешествие по роману: «События и герои в двух повторяющихся кругах сюжета». Обсуждение впечатлений учеников: «Привлекательные и неприятные черты „отцов" и „детей“». Авторское отношение к миру «отцов» и миру «детей». Обсуждение изменения отношения автора к Базарову.
Романы «Дым» и «Новь» — тщетные поиски Тургеневым героя русской жизни. Обсуждение вопроса, поставленного Тургеневым в начале писательского пути: «Можно ли писать о России вдали от нее?»
Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»
Личность Н. А. Добролюбова. Широта интересов и многообразие дарований. Работа в журнале «Современник». Разработка принципов «реальной критики» и их реализация в статьях о творчестве И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, А. Н. Островского. Переход литературно-критического анализа в социально-политический.
«Реальная критика» в истории и современности. Семинар по статьям Добролюбова, критического отдела журнала «Новый мир» 60-х гг., современной периодики. Сопоставление оценок одного образа, например Катерины Кабановой, в статьях Добролюбова и Писарева.
А. А. Фет. Лирика
Несовпадение прозы жизни и поэзии души А. Фета. Жизнь, посвященная борьбе за дворянскую фамилию Шеншин и бессмертие, данное именем Фет. Работа с портретом писателя. Беседа о прочитанных ранее стихотворениях. Влюбленность в жизнь и трагическое ощущение недолговечности праздника чувств в поэзии Фета. Упоение красотой и «теория чистого искусства».
Теория литературы. Понятие об анафоре.
Внеклассное чтение. Стихотворения А. Фета.
А. К. Толстой. Лирика А. К. Толстого — редкое свидетельство возможности сохранения романтического мироощущения при ироническом и даже саркастическом отношении к современной жизни и истории.
Теория литературы. Сценическое воплощение литературного образа.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Борис Годунов».
Литературное творчество. Сочинение «Кому из современных актеров я доверил бы роль царя Федора?».
Н. А. Некрасов. Лирика: «В. Г. Белинский», «Памяти Добролюбова», «Пророк» («Не говори: „Забыл он осторожность!..“»), «Рыцарь на час», «Еду ли ночью по улице темной...», «О, письма женщины, нам милой...», «Я не люблю иронии твоей...», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Элегия». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Теория литературы. Эпическое начало в лирике Н. А. Некрасова. Жанр эпической поэмы.
Внеклассное чтение. В. Высоцкий, А. Галич, П. Беранже, Г. Гейне, А. Твардовский.
Н. Г. Чернышевский. «Что делать?», «Русский человек на rendez-vous»
Сложность и противоречивость натуры Н. Г. Чернышевского. Судьба писателя. Сопоставление канонической биографии Чернышевского, его дневников и отзывов современников.
Работа в «Современнике». Принципы оценки жизни и искусства. Эстетические взгляды Чернышевского, их значение для его времени и для наших дней.
История создания и публикации романа «Что делать?». Необычность композиции. Размышление над тем, действительно ли «содержание повести — любовь»? Нравственные и идеологические проблемы в романе. Любовь героев Чернышевского и реальные отношения людей 60-х гг. XIX в. (Некрасов — Панаев — Панаева, супружеский союз Чернышевских и др.). Попытка ответить на вопрос, почему в центре «революционного романа» оказывается история семейных отношений героев.
Теория литературы. Жанр публицистического романа. Утопия и антиутопия.
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди» (обзор), «Записки из мертвого дома» (обзор), «Преступление и наказание», «Идиот» (обзор), «Бесы» (обзор), «Легенда о Великом инквизиторе» (отрывок из романа «Братья Карамазовы»)
«Преступление и наказание» — новый взлет творчества писателя. Петербург Достоевского. Урбанистические пейзажи писателя и сравнительный анализ, подготовленный учащимися: «Петербург Пушкина и Достоевского», «Петербург Гоголя и Достоевского».
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Путь царского чиновника и сатирика. Обсуждение вопроса: «Что побудило поэта, продолжателя пушкинской традиции в Лицее, стать сатириком?» «Губернские очерки» — «новый, свежий взгляд на Россию» (Н. Г. Чернышевский). Салтыков — сотрудник «Современника». «История одного города». Обсуждение вопросов: «Город Глупов и его история: реальность или вымысел? Почему в названии повести скрыто имя города, в то время как уже с первой строки нам известно, что речь пойдет о городе Глупове? Почему автор представляет себя лишь издателем?»
Теория литературы. Сатира, трагическое и комическое, гипербола, аллегория.
Н. С. Лесков. «Очарованный странник». «Человек на часах»
Знакомство с биографией Лескова. «Все сословия перемешались в моем роду». Изучение Лесковым жизни народной не «из вагона экстренного поезда», а «изнутри, нутром своим познавая все радости и болести». Обсуждение вопроса: «Почему Лесков называл себя Микулой Селяниновичем, которого тяготило знание о родной земле?» Полемика Лескова и Чернышевского. «Простая правда» Лескова. Неприятие Лесковым нигилизма как «нерусского явления». Обсуждение причин изменения взглядов Лескова на значение русской демократии в жизни России. Путь от М. Стебницкого до Н. Лескова. «Праведничество» как возможность спасения русского народа. Анализ заметки Лескова «О героях и праведниках».
Теория литературы. Понятие о сказе.
Внеклассное чтение. В. Шукшин. «Алеша Бесконвойный».
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (обзор), «Севастопольские рассказы» (обзор), «Война и Мир», «Анна Каренина»
Три начальные эпохи жизни: детство, отрочество, юность — в сознании Л. Н. Толстого как разные состояния души и разное отношение к миру. Детство — доверие к жизни и братское единение с людьми; отрочество — осознание себя самостоятельным, отдельным существом; юность — порыв к узнаванию других людей и своих отношений с ними. Диспут об автобиографической трилогии Толстого: «Как растет человек?»
Теория литературы. Жанр романа-эпопеи. «Диалектика души».
Внеклассное чтение. М. Шолохов. «Тихий Дон»; У. Фолкнер. «Шум и ярость».
А. П. Чехов. «Студент», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста», «Три сестры», «Вишневый сад»
Творчество Чехова как итог русской литературы XIX в. и программа развития искусства в XX в. Проблемы свободы и достоинства личности и грубой власти обстоятельств жизни — центральный вопрос творчества Чехова, по-новому решенный в его произведениях. Максимализм нравственных требований к человеку и суровый гуманизм, состоящий не в снисходительном сочувствии, а в непрощении пошлости, понятой как поза, рисовка, заданность поведения, стадность, невосприимчивость к поэзии жизни и т. д. Сообщения учеников по письмам писателя и мемуарам о нем.
Внеклассное чтение. Ю. Казаков. «Во сне ты горько плакал»; М. Булгаков. «Дни Турбиных»; В. Арро. «Смотрите, кто пришел».
Литературное творчество. «Как бы я поставил „Вишневый сад“ на сцене?»
Календарно-тематический план
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
по плану | по факту | |||
|
|
| Русская литература на рубеже 18-19 вв. | 7 |
02.09 |
| 1 | Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 вв. | 1 |
04.09 |
| 2 | Г. Р. Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества. «Ключ», «Бог», «Русские девушки». | 1 |
06.09 |
| 3 | Традиции и новаторство в творчестве Г. Р. Державина. «Фелица», «Соловей». Лирика в стихах и одах Державина. | 1 |
09.09 |
| 4 | Сентиментализм в литературе 19 века. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | 1 |
11.09 |
| 5 | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс), и их своеобразие в лирике Жуковского. «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море». | 1 |
13.09 |
| 6 | «Светлана», «Эолова арфа». Романтический характер баллад. | 1 |
16.09 |
| 7 | К. Н. Батюшков. Жизнь и творческий путь. Анакреонтические мотивы в лирике. «Мои пенаты», «Радость», «Вакханка». Изящество и мелодичность языка. | 1 |
|
|
| Творчество А.С.Пушкина | 13 |
18.09 |
| 8 | Р.К А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Слияние философских, гражданских и личных мотивов. Речь Ф. И. Достоевского о Пушкине. | 1 |
20.09 |
| 9 | Р.к.Романтическая лирика Пушкина периода южной и Михайловской ссылки. «Я пережил свои желанья», «Подражание Корану», «Погасло дневное светило» и др. | 1 |
23.09 |
| 10 | Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина. «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Осень», «Поэту» и др. | 1 |
25.09 |
| 11 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». | 1 |
27.09 |
| 12 | Р.р. Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Пора, мой друг, пора», «Вновь я посетил ». | 1 |
30.09 |
| 13 | Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | 1 |
02.10 |
| 14 | Тема маленького человека в поэме. | 1 |
04.10 |
| 15 | Образ Петра Первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. | 1 |
07.10 |
| 16 | «Борис Годунов» как историческая драма. | 1 |
09.10 |
| 17 | Вечные вопросы бытия в драматическом цикле Пушкина «Маленькие трагедии». | 1 |
11.10 |
| 18 | Повторение романа «Евгений Онегин». | 1 |
14.10 |
| 19 | Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина» как прозаический цикл. | 1 |
16.10 |
| 20 | Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 1 |
|
|
| Творчество М.Ю.Лермонтова | 8 |
18.10 |
| 21 | Р.к М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. | 1 |
21.10 |
| 22 | Молитва как жанр в лирике Лермонтова. | 1 |
23.10 |
| 23 | Р.к.Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание». | 1 |
25.10 |
| 24 | Р.к Философские мотивы в лирике. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. | 1 |
28.10 |
| 25 | Р.р. Своеобразие художественного мира Лермонтова. | 1 |
06.11 |
| 26 | «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Проблематика и поэтика поэмы. Анализ эпизода. | 1 |
08.11 |
| 27 | «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. | 1 |
11.11 |
| 28 | Повторение романа «Герой нашего времени». | 1 |
|
|
| Творчество Н.В.Гоголя | 7 |
13.11 |
| 29 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика повести «Шинель», комедии «Ревизор». | 1 |
15.11 |
| 30 | «Петербургские повести». Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | 1 |
18.11 |
| 31 | Р.р «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 1 |
20.11 |
| 32 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | 1 |
22.11 |
| 33 | «Портрет». Проблематика и поэтика повести. | 1 |
25.11 |
| 34 | Повторение поэмы «Мертвые души». | 1 |
27.11 |
| 35 | Контрольная работа по литературе первой половины 19 века | 1 |
|
|
| Русская литература второй половины 19 века. | 9 |
29.11 |
| 36 | Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. | 1 |
02.12 |
| 37 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. | 1 |
04.12 |
| 38 | Политические и историко-философские взгляды Тютчева. Тема России в его творчестве. | 1 |
06.12 |
| 39 | Р.р. Любовная лирика Тютчева . | 1 |
09.12 |
| 40 | А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | 1 |
11.12 |
| 41 | Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. | 1 |
13.12 |
| 42 | Любовная лирика Фета и ее утонченно-чувственный психологизм. | 1 |
16.12 |
| 43 | Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности их поэтического стиля. | 1 |
18.12 |
| 44 | А. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии Толстого. | 1 |
|
|
| Творчество И.А.Гончарова | 5 |
20.12 |
| 45 | И. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» – «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции. | 1 |
23.12 |
| 46 | Обломов – « коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | 1 |
25.12 |
| 47 | Обломов – « коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | 1 |
27.12 |
| 48 | «Обломов» как роман о любви. Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов» в русской критике. | 1 |
30.12 |
| 49 | Р.р.Классное сочинение по роману И. Гончарова «Обломов». | 1 |
|
|
| Творчество А.Н.Островского | 5 |
10.01 |
| 50 | А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Жизнь и творчество драматурга. | 1 |
13.01 |
| 51 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров. | 1 |
15.01 |
| 52 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | 1 |
17.01 |
| 53 | Р.р.Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. Обучение анализу эпизода. | 1 |
20.01 |
| 54 | Р.р.Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. Обучение анализу эпизода | 1 |
|
|
| Творчество И.С.Тургенева | 7 |
22.01 |
| 55 | И.С.Тургенев. Этапы биографии и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 1 |
24.01 |
| 56 | Тургенев – создатель русского романа. «Отцы и дети». История создания. | 1 |
27.01 |
| 57 | Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров-герой своего времени. | 1 |
29.01 |
| 58 | «Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева. Сторонники и противники Базарова. | 1 |
31.01 |
| 59 | Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
03.02 |
| 60 | Р.р Анализ эпизода «Смерть Базарова» в романе «Отцы и дети». | 1 |
10.02 |
| 61 | Р.р. Анализ эпизода «Смерть Базарова» в романе «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
|
|
| Творчество Н.А.Некрасова | 9 |
12.02 |
| 62 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Художественный мир Некрасова. | 1 |
14.02 |
| 63 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в творчестве Некрасова. | 1 |
17.02 |
| 64 | Некрасов о поэтическом труде. | 1 |
19.02 |
| 65 | Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. | 1 |
21.02 |
| 66 | Тема любви в лирике Некрасова . Главные герои. Особенности художественного языка Некрасова. | 1 |
24.02 | 25.02 | 67 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога». Многообразие крестьянских типов в поэме. | 1 |
26.02 |
| 68 | Многообразие крестьянских типов в поэме. Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта. | 1 |
28.02 |
| 69 | Образы народных заступников в поэме. | 1 |
02.03 |
| 70 | Р.р.Образы народных заступников в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.А.Некрасова | 1 |
|
|
| Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 3 |
04.03 |
| 71 | Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок. | 1 |
06.03 |
| 72 | «История одного города». Замысел, история создания. Образы градоначальников. | 1 |
09.03 | 10.03 | 73 | «История одного города». Замысел, история создания. Образы градоначальников | 1 |
|
|
| Творчество Л. Н. Толстого. | 11 |
11.03 |
| 74 | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | 1 |
13.03 |
| 75 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. | 1 |
16.03 |
| 76 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 |
18.03 |
| 77 | Женские образы в романе. | 1 |
20.03 |
| 78 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 |
21.03 |
| 79 | Тема народа в романе «Война и мир». | 1 |
01.04 |
| 80 | Кутузов и Наполеон. | 1 |
03.04 |
| 81 | Проблемы истинного и ложного в романе. | 1 |
06.04 |
| 82 | Р.р. Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 |
08.04 |
| 83 | Духовные искания Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. | 1 |
10.04 |
| 84 | Обзор романов «Воскресение», «Анна Каренина», повести «Хаджи –Мурат». | 1 |
|
|
| Творчество Ф.М.Достоевского. | 6 |
13.04 |
| 85 | Этапы биографии и творчества Ф.М.Достоевского. | 1 |
15.04 |
| 86 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | 1 |
17.04 |
| 87 | Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 1 |
20.04 |
| 88 | Двойники Раскольникова. | 1 |
22.04 |
| 89 | Значение образа Сони Мармеладовой. | 1 |
24.04 |
| 90 | Р.р.Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 |
|
|
| Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. | 3 |
27.04 |
| 91 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. | 1 |
29.04 |
| 92 | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Его духовный мир. | 1 |
2.05 |
| 93 | Поэтика названия сказа Особенности жанра и композиции. | 1 |
|
|
| Творчество А.П.Чехова. | 9 |
4.05 |
| 94 | Этапы биографии и творчества А.П.Чехова. Особенности рассказов начала 80-х годов. | 1 |
6.05 |
| 95 | Проблемы рассказов Чехова 90-х годов. Анализ рассказов «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья». | 1 |
8.05 |
| 96 | Проблематика и поэтика цикла рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | 1 |
11.05 |
| 97 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Особенности драматургии Чехова. | 1 |
13.05 |
| 98 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. |
|
15.05 |
| 99 | Разрушение дворянского гнезда в пьесе «Вишневый сад». | 1 |
18.05 |
| 100 | Символ сада в комедии. Своеобразие чеховского стиля. | 1 |
20.05 |
| 101 | Р.р. Своеобразие чеховского стиля. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» | 1 |
22.05 |
| 102 | Контрольная работа по литературе второй половины 19 века. | 1 |
|
|
| Итоговый раздел | 3 |
25.05 |
| 103 | Р.к Нравственные уроки русской и зарубежной литературы 19 века. | 1 |
27.05 |
| 104 | Р.к Нравственные уроки русской и зарубежной литературы 19 века. | 1 |
29.05 |
| 105 | Итоги года и задание на лето. | 1 |
РАССМОТРЕНО
на заседании МО гуманитарного цикла
Протокол
от «___» августа 2019 г. № 1
Руководитель ШМО _____________/Г.И.Литвишкина/
СОГЛАСОВАНО
Зам поУВР №15 с.Преображенского
______________/Л.Г.Валантырь /
« » августа 2019 г.
Приложение
к рабочей программе
по литературе
Контрольно-измерительные материалы
1. Контрольная работа по литературе первой половины 19 века
Вариант 1
Задание №
| Часть 1
| Эталон |
А 1 | Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина. 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века
|
|
А 2 | Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.? лицейский южная ссылка ссылка в Михайловское Болдино
|
|
А 3 | В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину? А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…» Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…» 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г
|
|
А 4 | В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта? 1) «Арион» 3) «Элегия» 2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило»
|
|
А 5 | Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I 1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный» 4) «Бахчисарайский фонтан» |
|
А 6 | Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности? 1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
|
|
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 - В6; С1.
|
|
| 1 Безумных лет угасшее веселье 2 Мне тяжело, как смутное похмелье. 3 Но, как вино – печаль минувших дней 4 В моей душе чем старе, тем сильней. 5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе 6 Грядущего волнуемое море.
7 Но не хочу, о други, умирать; 8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; 9 И ведаю, мне будут наслажденья 10 Меж горестей, забот и треволненья: 11 Порой опять гармонией упьюсь, 12 Над вымыслом слезами обольюсь, 13 И может быть – на мой закат печальный 14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной. А.С.Пушкин
|
|
В 1 | Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?
|
|
В 2 | Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?
|
|
В 3 | Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.
|
|
В 4 | Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).
|
|
В 5 | Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?
|
|
В 6 | Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.
|
|
С 1 | Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.
Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)? 2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
|
|
| Часть 2 |
|
А 7
| Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя. 1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852 3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862
|
|
А 8 | Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель - 1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист |
|
А 9 | Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский. 1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа»
|
|
А 10 | Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе? 1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством»
|
|
А 11 | Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек» 1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости» 4) является продуктом бесчеловечного государства
|
|
А 12 | В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург? А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего»
1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г
|
|
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2. |
|
| О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой… Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект… Н.В.Гоголь
|
|
В 7 | Как называется повесть, из которой взят отрывок?
|
|
В 8 | Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.
|
|
В 9 | Сколько произведений входит в названный цикл?
|
|
В 10
| Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?
|
|
В 11
| Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?
|
|
В 12
| Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?
|
|
С 2 | Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?
Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?
|
|
Вариант 2
Задание №
| Часть 1
| Эталон |
А 1 | Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века
|
|
А 2 | Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова? 1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм
|
|
А 3 | В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества? 1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…»
|
|
А 4 | Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова. 1) А. Керн 3) Е.Сушкова 2) Е.Денисьева 4) А.Панаева
|
|
А 5 | Определите лейтмотив лирики Лермонтова 1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества
|
|
А 6 | Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. 1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия
|
|
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1. |
|
|
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов
|
|
В 1 | Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?
|
|
В 2 | Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя. |
|
В 3 | Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?
|
|
В 4 | Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя? |
|
В 5 | Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».
|
|
С 1* | Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение? Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?
|
|
|
|
|
| Часть 2
|
|
А 7 | Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа. А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г
|
|
А 8 | А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность? 1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный»
|
|
А 9 | Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина. 1) романтическая поэма 2) философская поэма 3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах
|
|
А 10 | Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»? 1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры 3) Петербург – город «униженных и оскорблённых» 4) Петербург – фон разворачивающихся событий
|
|
А 11 | Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»? 1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа 4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно
|
|
А 12 | Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина? свадьбой героя отъездом Евгения смертью героя гибелью памятника в результате наводнения
|
|
| Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.
|
|
| Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин
|
|
В 6 | Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.
|
|
В 7 | К какому литературному роду относится жанр поэмы?
|
|
В 8
| Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?
|
|
В 9 | Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.
|
|
В 10 | Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?
|
|
В 11 | Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?
|
|
В 12 | Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?
|
|
С 2 | Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина? Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.
|
|
2.Контрольная работа по литературе второй половины 19 века.
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
А1. Автор статьи «Луч света в темном царстве»
А) Н.А.Добролюбов
Б) Н.Г. Чернышевский
В) В.Г. Белинский
Г) Д.И. Писарев
А2. В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за
А) Свидригайлова
Б) Лужина
В) Разумихина
Г) Лебезятникова
А3. Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?
А) А.П. Чехова
Б) Н.В. Гоголя
В) А.Н. Островского
Г) А.С. Грибоедова
А4. Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?
А) Борис
Б) Кудряш
В) Кулигин
Г) Шапкин
А5. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа
А) Пьера Безухова
Б) Андрея Болконского
В) Платона Каратаева
Г) Кутузова
А6. О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?
А) о Базарове
Б) об Обломове
В) о Раскольникове
Г) о Чацком
А7. Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является
А) Тихон
Б) Борис
В) Кулигин
Г) Дикой
А8. Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».
А) Соня Мармеладова
Б) Катерина Ивановна
В) кухарка Настасья
Г) Поленька
А9. В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит
А) Ермил Гирин
Б) Савелий
В) Яким Нагой
Г) Оболт-Оболдуев
А10. Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?
А) Фенечки
Б) Кукшиной
В) Анны Сергеевны Одинцовой
Г) Кати Одинцовой
А11. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу
А) Павлуше Веретенникову
Б) Ермилу Гирину
В) купцу Алтынникову
Г) Савелию
А12. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?
А) Соня Мармеладова
Б) Разумихин
В) Лужин
Г) Свидригайлов
А13. Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?
А) Обломова
Б) Чичикова
В) Базарова
Г) Штольца
Часть 2.
В1. Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
В2. Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».
В3. Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
В4. Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?
В5. Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?
В6. Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).
С1.2. Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
- А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну что ж? Обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.
С2.2. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердце у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и воли нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
А1. Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал
А) роман «Преступление и наказание»
Б) роман «Идиот»
В) роман «Бедные люди»
Г) роман «Униженные и оскорбленные»
А2. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?
А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
А3. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило
А) ухаживание Базарова за Фенечкой
Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу
В) несходство в политических взглядов
Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками
А4. Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?
А) А.Н. Радищев
Б) Ф.М. Достоевский
В) А.С. Грибоедов
Г) М.Е. Салтыков-Щедрин
А5. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена
А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
А6. Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было
А) Ермила
Б) Пахома
В) Прова
Г) Митродора
А7. Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за
А) Пьера Безухова
Б) Николая Ростова
В) Федора Долохова
Г) Василия Денисова
А8. Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться
А) в лесу
Б) в церкви
В) на кладбище
Г) в театре
А9. Вину Раскольникова принял на себя
А) маляр Микола
Б) Лебезятников
В) Разумихин
Г) Свидригайлов
А10. О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?
А) о Свидригайлове
Б) о Раскольникове
В) о Мармеладове
Г) о Лебезятникове
А11. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?
А) Манилова
Б) Обломова
В) Чичикова
Г) Раскольникова
А12. Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?
А) Башмачкин
Б) Девушкин
В) Вырин
Г) Карандышев
А13. Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался
А) «Бежин луг»
Б) «Хорь и Калиныч»
В) «Гамлет Щигровского уезда»
Г) «Бирюк»
Часть 2.
В1. Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»
В2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.
В3. Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
В4. Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».
В5. Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
В6. Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?
С1.2. Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
П и щ и к. Что на торгах? Рассказывайте же!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Продан вишневый сад?
Л о п а х и н. Продан.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Кто купил?
Л о п а х и н. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.
С2.2. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Silentium
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!..
1830