25
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10-11 классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Содержание тем учебного предмета
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.
(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной
ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода
Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне
невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Календарно-тематический план
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
по плану | по факту |
| | | Особенности литературного процесса рубежа веков | 3 |
02.09 | | 1 | Особенности литературного процесса рубежа веков | 1 |
03.09 | | 2 | Основные направления развития русской литературы | 1 |
05.09 | | 3 | Основные направления развития русской литературы | 1 |
| | | Творчество И. А. Бунина | 4 |
09.09 | | 4 | Поэтический мир И. А. Бунина | 1 |
10.09 | | 5 | Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 |
12.09 | | 6 | Любовь в прозе Бунина. Цикл «Темные аллеи». | 1 |
16.09 | | 7 | Р/р. Анализ рассказа «Чистый понедельник» | 1 |
| | | Жизнь и творчество А. И. Куприна | 3 |
17.09 | | 8 | Жизнь и творчество А. И. Куприна | 1 |
19.09 | | 9 | Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести | 1 |
23.09 | | 10 | Изображение мира природы и человека в повести А. И. Куприна «Олеся». | 1 |
| | | Жизнь и творчество Л.Андреева | 2 |
24.09 | | 11 | Жизнь и творчество Л.Андреева Восхождение. | 1 |
26.09 | | 12 | На перепутьях реализма и модернизма. | 1 |
| | | Журнал «Сатирикон» | 2 |
30.09 | | 13. | Журнал «Сатирикон» Мастера юмористического рассказа. | 1 |
01.10 | | 14 | Журнал «Сатирикон» Мастера юмористического рассказа. | 1 |
| | | Жизнь и творчество М. Горького | 7 |
03.10 | | 15 | Жизнь и творчество М. Горького. Художественный мир писателя | 1 |
07.10 | | 16 | Новаторство Горького-драматурга | 1 |
08.10 | | 17 | Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне» | 1 |
10.10 | | 18 | Философский аспект пьесы «На дне» | 1 |
14.10 | | 19 | Спор о правде на страницах пьесы М. Горького «На дне» | 1 |
15.10 | | 20 | Спор о правде на страницах пьесы М. Горького «На дне» | 1 |
17.10 | | 21 | Р.р Сочинение по творчеству М. Горького. | 1 |
| | | Русская поэзия серебряного века. | 32 |
21.10 | | 22 | Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века | 1 |
22.10 | | 23 | Репетиционное итоговое сочинение. | 1 |
24.10 | | 24 | Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века | 1 |
28.10 | | 25 | Символизм как литературное течение начала XX в. | 1 |
05.11 | | 26 | В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества | 1 |
07.11 | | 27 | Личность и художественный мир А. А. Блока. Блок и символизм. Поэтический путь Блока и «трилогия вочеловечения» | 1 |
15.11 | | 28 | Репетиционное итоговое сочинение. | 1 |
11.11 | | 29 | Личность и художественный мир А. А. Блока. Блок и символизм. Поэтический путь Блока и «трилогия вочеловечения» | 1 |
12.11 | | 30 | Биографическая и философская основа стихов первого тома: «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ лирики («Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Я все гадаю над Тобою…» и др.) | 1 |
14.11 | | 31 | Р.р Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка» | 1 |
18.11 | | 32 | Лирика третьего тома. «Страшный мир» в поэзии А. Блока. «Ночь, улица, фонарь…» | 1 |
19.11 | | 33 | Лирический герой в лирике Блока. Тема России («Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун») | 1 |
21.11 | | 34 | Лирический герой в лирике Блока. Тема России («Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун») | 1 |
25.11 | | 35 | Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики. | 1 |
26.11 | | 36 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению («Лирика Блока как “трилогия вочеловечения”»; «Тема любви…» или «Образ России в поэзии А. Блока»; «Художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”») | 1 |
28.11 | | 37 | Футуризм. Эгофутуристы, кубофутуристы. Эстетические и формальные эксперименты футуристов | 1 |
02.12 | | 38 | И. Северянин. Жизнь и творчество. «Увертюра», «Стансы» | 1 |
04.12 | | 39 | Итоговое (допускное) сочинение | 1 |
03.12 | | 40 | Биография и особенности творческого пути В. Хлебникова. Анализ лирики («Зверинец», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони…») | 1 |
05.12 | | 41 | В. В. Маяковский. Новаторский характер и лирический пафос творчества | 1 |
09.12 | | 42 | В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Хорошее отношение к лошадям». Анализ лирики. | 1 |
10.12 | | 43 | Необычность звучания темы любви в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» | 1 |
12.12 | | 44 | Эволюция творчества С. А. Есенина. Анализ лирики. Трагические мотивы в творчестве и судьбе поэта | 1 |
16.12 | | 45 | Эволюция творчества С. А. Есенина. Анализ лирики. Трагические мотивы в творчестве и судьбе поэта | 1 |
17.12 | | 46 | Р.р Проблематика и поэтика поэмы С.Есенина «Анна Снегина». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
19.12 | | 47 | Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Н. Гумилева. | 1 |
23.12 | | 48 | Биография и особенности творческого пути А. Ахматовой. Анализ ранней лирики. Основные мотивы | 1 |
24.12 | | 49 | Тема Родины в лирике А. Ахматовой. Гражданские мотивы творчества | 1 |
26.12 | | 50 | Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием» | 1 |
30.01 | | 51 | Р/р. Анализ произведения поэтов начала ХХ в. Тест по теме «Видные представители течения модерн начала 20 века» | 1 |
13.01 | | 52 | Литература социалистического реализма | 1 |
14.01 | | 53 | Зарождение литературы социалистического реализма. Противоречия и достижения творческого метода в романе М. Горького «Мать» | 1 |
| | | Русская литература после 1917 г. | 9 |
16.01 | | 54 | Пути развития литературы в XX столетии. Русская литература после 1917 г. | 1 |
20.01 | | 55 | Тема Гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром». | 1 |
21.01 | | 56 | Жанр антиутопии. Судьба человека в бесчеловечном мире в романе Е. И. Замятина «Мы». | 1 |
23.01 | | 57 | Б. Пастернак. Лирика («Гамлет», «Зимняя ночь», «Чудо»). Глубина поэтического осмысления окружающего мира | 1 |
27.01 | | 58 | Образ Ю.Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» | 1 |
28.01 | | 59 | М. И. Цветаева. Лирика («Вчера еще в глаза глядел…», «Проста моя осанка…», «Поэт – издалека заводит речь…», «Стихи о Москве»). Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини | 1 |
30.01 | | 60 | О. Э. Мандельштам. Лирика. Жанрово-поэтическое своеобразие лирики. Художественное мастерство поэта | 1 |
03.02 | | 61 | Р/р.Сочинение «Поэтические индивидуальности начала ХХ века» | 1 |
10.02 | | 62 | Р/р. Анализ произведения поэтов начала ХХ в. | 1 |
| | | Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова | 11 |
11.02 | | 63 | Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова. «Донские рассказы». Мастерство писателя. Трагический пафос произведений, глубина реалистических обобщений | 1 |
13.02 | | 64 | Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова. «Донские рассказы». Мастерство писателя. Трагический пафос произведений, глубина реалистических обобщений | 1 |
17.02 | | 65 | Художественные особенности романа-эпопеи «Тихий Дон». Своеобразие поэтики. Роль пейзажа. Психологический параллелизм | 1 |
18.02 | | 66 | Художественные особенности романа-эпопеи «Тихий Дон». Своеобразие поэтики. Роль пейзажа. Психологический параллелизм | 1 |
20.02 | | 67 | Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы героя | 1 |
22.02 | | 68 | Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы героя | 1 |
25.02 | | 69 | Женские образы в романе-эпопее«Тихий Дон» | 1 |
27.02 | | 70 | Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа «Тихий Дон» | 1 |
02.03 | | 71 | Творческая работа по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 |
04.03 | | 72 | Р/р. Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа «Тихий Дон» | 1 |
05.03 | | 73 | Р/р. Сочинение по роману-эпопее«Тихий Дон» | 1 |
| | | Жизнь и творчество А.П.Платонова | 2 |
07.03 | | 74 | А. П. Платонов «Сокровенный человек». Смысл названия рассказа, своеобразие героя. Проблема счастья | 1 |
10.03 | | 75 | Мастерство Платонова-реалиста (по рассказам «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире») | 1 |
| | | Жизнь и творчество М. А. Булгакова | 9 |
12.03 | | 76 | Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Театральная деятельность писателя. Пьеса «Дни Турбиных». Идейное звучание пьесы и споры | 1 |
13.03 | | 77 | «Мастер и Маргарита». История создания, идейно-художественное своеобразие романа | 1 |
16.03 | | 78 | «Ершалаимские» главы. Философско-этическая проблематика романа.Проблема «слова и дела» | 1 |
17.03 | | 79 | Ершалаимские» главы. Философско-этическая проблематика романа.Проблема «слова и дела» | 1 |
19.03 | | 80 | Тема искусства в «московских»главах. Мастерство Булгакова-сатирика | 1 |
23.03 | 3.04 | 81 | История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечныеи преходящие ценности | 1 |
24.03 | 6.04 | 82 | Композиционное и жанровое своеобразие романа | 1 |
6.04 | 7.04 | 83 | Р/р. Композиционное и жанровое своеобразие романа | 1 |
7.04 | 9.04 | 84 | Р/р. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» | 1 |
| | | Обзор литературной жизни 40–60-х гг. ХХ в. | 8 |
9.04 | 13.04 | 85 | Обзор литературной жизни 40– 60-х гг. ХХ в. | 1 |
13.04 | 14.04 | 86 | Р.к Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет(обзор) | 1 |
14.04 | 16.04 | 87 | А. Н. Толстой «Русский характер». Патриотизм, смысл названия новеллы | 1 |
16.04 | 20.04 | 88 | В. П. Некрасов«В окопах Сталинграда». Изображение трагических будней войны | 1 |
20.04 | 21.04 | 89 | Р.к Военная лирика | 1 |
21.04 | 23.04 | 90 | Русское литературное зарубежье(судьба русской литературыв эмиграции). Основные темы творчества. Периодизация | 1 |
23.04 | 27.04 | 91 | Жизнь и творчество В. В. Набокова. «Другие берега» (обзор). Мастерство писателя | 1 |
27.04 | 30.04 | 92 | Русское литературное зарубежье 1945–1990 гг. (обзор). Основные темы творчества. Традиции и новаторство | 1 |
| | | Развитие литературы в послевоенные годы | 10 |
28.04 | 04.05 | 93 | Развитие литературы в послевоенные годы. Обзор основных тем, проблематики русской литературы 60–80-х гг. XX в. | 1 |
30.04 | | 94 | Авторское решение проблемы человека на войне в произведениях Ю. В. Бондарева «Горячий снег», В. А. Кондратьева «Сашка» | 1 |
2.05 | | 95 | Личность и художественный мир А. И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе | 1 |
4.05 | | 96 | Р.кА. Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти». Проблема субъективной боли лирического героя за судьбы своей страны и народа | 1 |
5.05 | | 97 | В. Г. Распутин «Живи и помни». Судьба народная в произведении | 1 |
7.05 | | 98 | В. П. Астафьев «Царь-рыба». Человек и природа. Философия. | 1 |
11.05 | | 99 | Реализация традиций и новаторство драматургии А. В. Вампилова. Проблема распада человеческой личности в пьесе «Утиная охота» | 1 |
12.05 | | 100 | Р/р.Р.к Сочинение- рецензия на произведение русской литературы второй половины ХХ в | 1 |
14.05 | | 101 | Р/р.Р.к Сочинение- рецензия на произведение русской литературы второй половины ХХ в. | 1 |
18.05 | | 102 | Р.к Проблема ответственности человека за судьбы мира в произведении Ф. А. Абрамова «Дом» | 1 |
| | | Обзор русской литературной жизни конца XX в. | 3 |
19.05 | | 103 | Обзор русской литературной жизни конца XX в. | 1 |
21.05 | | 104 | Р.к.Читательская конференция «Пути развития русской литературы в XX веке» . Контрольный тест по разделу «Литература XX века» | 1 |
25.05 | | 105 | Р.к.Читательская конференция «Пути развития русской литературы в XX веке» | 1 |
РАССМОТРЕНО
на заседании МО гуманитарного цикла
Протокол
от «___» августа 2019 г. № 1
Руководитель ШМО _____________/Г.И.Литвишкина/
СОГЛАСОВАНО
Зам поУВР №15 с.Преображенского
______________/Л.Г.Валантырь /
« » августа 2019г.
Приложение
к рабочей программе
по литературе
Контрольно-измерительные материалы
Тест по теме «Видные представители течения модерн начала 20 века»
Инструкция к выполнению теста: тест состоит из 20 вопросов, на каждый вопрос можно дать только один ответ, время выполнения теста – 25 минут. Проверка: взаимная, правильные ответы выставляются на интердоске.
1. Оценка «5» выставляется, если правильно выбран ответ на 18-20 вопросов.
2.Оценка «4» выставляется, если правильно выбран ответ на 14-17 вопросов.
3. Оценка «3» выставляется, если правильно выбран ответ на 10-13 вопросов.
4. Оценка «2» выставляется, если правильно выбран ответ менее, чем на 10 вопросов.
1. Укажите год рождения К. Д. Бальмонта:
а) 1845;;
б) 1849 г;
в) 1860 г;
г) 1867 г.
2. Н. С. Гумилев родился:
а) в Петербурге;
б) в Кронштадте;
в) в Москве;
г) в Орле.
3.Какую книгу считал Бальмонт своей первой настоящей книгой?:
а) «Под северным небом»
б) «Солнечная пряжа»
в) «Северное сияние»
г) «Сонеты солнца, меда и луны»
4. Что сближало В. Я. Брюсова с ученым и философом Лейбницем?
А) увлечение литературой
б) увлечение софизмами
в) увлечение математикой
г) увлечение историей
5. О каком гении Возрождения написал книгу Д.. С. Мережковский:
а) Шекспир;
б) Леонардо да Винчи;
в) Моцарт;
г) Микеланджелло
6. Какому поэту принадлежат строки «Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб»?:
а) В. Маяковскому;
б) З. Гиппиус;
в) В. Брюсову
г) И. Северянину
7. Кто является автором знаменитого романа «Мелкий бес»?:
а) М. Цветаева;
б) Д. Бурлюк;
в) В. Маяковский;
г) Ф. Сологуб
8. Кто из поэтов снимался в немом фильме вместе с Л. Брик
а) В. Маяковский;
б) Н. Гумилев;
в) В. Каменский;
г) В. Хлебников .
9. Кто из поэтов придумал себе звучное имя Велимир?:
а) Ивнев;
б) Волошин;
в) Хлебников;
г) Крученых .
10. Какая пара поэтов попала под влияние вождя партии эсеров Бориса Савинкова?:
а) Маяковский и Брик;
б) Гумилев и Ахматова;
в) Сологуб и Цветаева;
г) Мережковский и Гиппиус.
11. Кто автор знаменитой поэмы «Облако в штанах»?
а) М. Волошин ;
б) В. Маяковский ;
в) А. Ахматова
г) Р. Ивнев.
12 Кто написал «Реквием» по репрессированным?:
а) А. Ахматова;
б) И. Северянин;
в) А. Мариенгоф;
г) М. Цветаева.
13. Кто автор таких сборников стихов, как «Жемчуга», «Шатер», «Огненный столп»?
а) З. Гиппиус;
б) К. Бальмонт;
в) В. Крученых
г) Н. Гумилев.
14. «Они (критики) напрасно навязали мне роль вождя школы символистов» - кому принадлежат эти строки?
а) А. Блок;
б) Б. Пастернак;
в) В. Брюсов;
г) Ф. Сологуб.
15. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Кто это написал?
а) А. Ахматова;
б) Б. Пастернак;
в) С. Есенин;
г) М. Цветаева.
16. Кто из поэтов, как и Блок, следовал принципу циклического объединения своих стихов?
а) М. Цветаева ;
б) А. Ахматова;
в) А. Мариенгоф;
г) В. Хлебников.
17. Кто проживал из поэтов в поселке Коктебель?
а) М. Волошин;
б) В. Маяковский;
в) Р. Ивнев;
г) И. Северянин .
18. «Как звали героя главного романа Б. Пастернака, который и назван в честь героя?:
1) Ольга
2) Лариса:
а) Юрий;
б) Лариосик.
19. Кто из поэтов написал прекрасную работу о М. Горьком?
а) В. Хлебников
б) Н. Гумилев;
в) З. Гиппиус;
г) Д. Мережковский.
20. Настоящая фамилия Ф. Сологуба?
а) Пешков;
б) Платонов
в) Тетерников;
г) Черный
Творческая работа по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Требования к выполнению заданий: необходимо дать краткий ответ на вопрос, вписав его в строку. На выполнение задания отводится 45 минут.
1. Оценка «5» выставляется при выполнении 85 % - 100 % предлагаемых заданий
2.Оценка «4» выставляется при выполнении 65 % - 74 % предлагаемых заданий
3. Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 64% предлагаемых заданий
4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 50% предлагаемых заданий
Кто стал прототипом Григория Мелехова?
__________________________
Впишите первоначальное название романа
_________________________________
Кто дал разрешение на издание третьей книги романа?
______________________________
Назовите 2 – 3 фамилии невымышленных героев романа
___________________________________________________________
Впишите имя и отчество отца Григория Мелехова
________________________________________________
К кому устроился кучером в Ягодном Григорий?
_________________________________________________
Что надолго лишило покоя Григория после первого боя у русско-австрийской границы?
____________________________________________________________
За что получил первый Георгиевский крест главный герой?
______________________-_______________________________
Кто застрелил Петра Мелехова?
___________________________________________________
Как звали жену и детей Григория ?
___________________________________
На брак с кем пришлось благословить Ильиничне Дуняшку?
______________________________________________
Как звали верного денщика и друга Григория7
_________________________________________
Какую женщину всю жизнь любил главный герой?
_________________________________________________
С каким генералом вступил в пререкания Григорий Мелехов, когда тот стал на него кричать?
____________________________________________
Какой друг детства и юности стал для Григория непримиримым врагом?
____________________________________
Почему Степана Астахова посчитали убитым, где он находился в это ввремя?
_______________________________________________
Кто руководил бандой, к которой прибился Григорий?
___________________________________________
За что получила медаль Дарья Мелехова?
________________________________________________
Как фамилия большевика, который первым начал революционную агитацию в Татарском?
________________________________________________
Чем заканчивается роман?
Эталон ответов.
Абрам Ермаков
«Донщина»
Сталин
Подтелков, Кривошлыков, Кудинов, Деникин …
Пантелей Прокофьевич
К князю Листницкому
Убийство двух австрийских солдат
Спас раненого офицера, сам будучи раненым
Михаил Кошевой
Наталья, Полюшка и Мишатка
С Михаилом Кошевым
Прохор Зыков
Аксинью Астахову
С Фицхелауровым
Михаил Кошевой
Был в немецком плену
Фомин
За убийство кума Ивана Алексеевича
Штокман
Гибелью Аксиньи
Контрольный тест по разделу «Литература XX века»
Требования к выполнению заданий: тест состоит из 18 вопросов, на каждый необходимо выбрать 1 правильный ответ. На выполнение задания отводится 30 минут.
1. Оценка «5» выставляется при выполнении 90% - 100 % предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 17 - 18 вопросов.
2.Оценка «4» выставляется при выполнении 70% - 89% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 14 -16 вопросов.
3. Оценка «3» выставляется при выполнении 50% - 69% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 9 - 13 вопросов.
4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 50% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 9 вопросов.
1. В каком году родился А.И.Солженицын?
а) 1918 г.
б) 1919 г.
в) 1920 г.
г 1921 г.
2. Что послужило причиной ареста Солженицына?
а) нарушение приказа командования
б) дезертирство
в) критика Сталина и Ленина
г) антисоветская пропаганда среди солдат
3. Какие произведения воспроизводят картины лагерной жизни А.Солженицына?
а) "Архипелаг ГУЛАГ" и "Один день Ивана Денисовича"
б) "Люби революцию" и "Один день Ивана Денисовича"
в) "Архипелаг ГУЛАГ" и "В круге первом"
г) "Раковый корпус" и "Матренин двор"
4. В каком году Александру Исаевичу была присуждена Нобелевская премия?
а) 1968 г.
б) 1969 г.
в) 1972 г.
г) 1970 г.
5. Кем был В.М. Шукшин?
а) Писателем
б) Романистом
в) Драматургом
г) Режиссером
д) Все ответы верны
6. Куда поступил Шукшин?
а) во ВГИК
б) в Литературный институт
7. По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы. Из предложенного списка выберите рассказ, который не экранизировали.
а) «Печки-лавочки»
б) «Калина красная»
в) «Дядя Ермолай»
г) «Конец Любавиных»
д) «Живёт такой парень»
8. Как называют шукшинских персонажей – героев его рассказов?
а) авантюристы
б) приколисты
в) чудики
9. Как называется новеллистический цикл В. П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством — «рекой жизни» Енисеем, единой темой — связи Человека и Природы, единым образным миром?
а) «Последний поклон»
б) «Царь-рыба»
в) «Затеси»
г) «Пастух и пастушка»
10. Браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Как называется повесть, посвященная этой проблеме?
а) «Печальный детектив»
б) «Пастух и пастушка»
в) «Царь – рыба»
г) «Последний поклон»
11. За какое произведение в 1996 году Астафьеву была присуждена Государственная премия России?
а) «Прокляты и убиты»
б) «Зрячий посох»
в) «Веселый солдат»
г) «Прости меня»
12. Какие темы являются общими в творчестве В. Распутина и В. Астафьева (несколько вариантов ответа)?
а) деревенская тема
б) тема нравственности
в) тема экологии
г) тема войны
13. Как звали главную героиню повести В. Распутина «Последний срок»?
а) Мария
б) Дарья
в) Анна
г) Евдокия
14. Какой проступок совершает Андрей Гуськов – герой повести «Живи и помни»?
а) предательство
б) дезертирство
в) убийство
г) кражу
15. В каком произведении Ч. Айтматов впервые говорит о проблемах наркомании?
а) «Джамиля»
б) «И дольше века длится день»
в) «Плаха»
г) «Пегий пес, бегущий краем моря»
16. Как в романе «Плаха» зовут пару волков (два варианта ответа)?
а) Кенджеш
б) Акбара
в) Базарбай
г) Ташчайнар
17. С творчеством какого писателя по тематике схоже творчество В. Шаламова?
а) В. Шукшин
б) А. Солженицын
в) В. Астафьев
г) В. Распутин
18. В каком из рассказов Шаламова герой соглашается на побег, а после отказывается?
а) «Ночью»
б) «Первый чекист»
в) «Сгущенное молоко»
г) «Ягоды»
Эталон ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
а | В | а | г | д | а | в | в | б | в | А | а, б, г | в | б | в | а, г | б | в |