1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическому восприятию произведений литературы;
понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2. Содержание учебного предмета
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле
Теория литературы. Летопись
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы
Из литературы XIX века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование)
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады
Теория литературы. Баллада (начальное представление)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения)
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического
Теория литературы. Фантастика. Юмор
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей
Теория литературы. Эпитет
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов
Теория литературы. Сравнение. Сюжет
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики
Теория литературы. Юмор
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное)
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей
Теория литературы. Юмор
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков
Теория литературы. Баллада
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа
3.Тематическое планирование
Тема урока | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль. Уроки развития речи. Уроки внеклассного чтения |
Введение | 1 ч. | |
Устное народное творчество | 9 ч. | Входной контроль – 1 (комплексная к/р) Урок развития речи – 1 (письменный ответ на вопрос) |
Древнерусская литература | 2 ч. | |
Литература 18 века | 1 ч. | |
Литература 19 века | 36 ч. | Контрольная работа – 1 (тест) Урок развития речи – 2 (обучающее сочинение) Урок внеклассного чтения - 4 |
Русские поэты 19 века о Родине | 2 ч. | |
Русская литература 20 века | 24 ч. | Контрольная работа – 1 (тест) Уроки развития речи – 2 (обучающее сочинение) |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945) | 5 ч. | Урок внеклассного чтения - 2 |
Писатели и поэты 20 века о Родине | 2 ч | |
Писатели улыбаются | 3 ч. | Урок внеклассного чтения – 1 Промежуточная аттестация (комплексная контрольная работа) |
Зарубежная литература | 12 ч. | |
Обобщение пройденного материала | 5 ч. | Итоговая контрольная работа – 1 (тест) |
Итого: | 102 ч. | Контрольных работ – 5, уроков развития речи – 5 (письменный ответ на вопрос и обучающие сочинения), уроков внеклассного чтения - 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
План | факт |
1. | | | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» |
2. | | | Русский фольклор. Малые жанры фольклора | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку |
3. | | | Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | Дать понятие о сказке как особом жанре фольклора. Познакомиться с содержанием произведения «Царевна-лягушка». Иметь представление о волшебной сказке |
4. | | | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы | Характеристика героев сказки: Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Василиса Премудрая – образец мудрой, хозяйственной и верной жены-красавицы. Проанализировать русскую народную сказку с точки зрения поступков главных героев. Развивать образное и логическое мышление, расширять словарный запас учащихся. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки |
5. | | | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки | Характеристика героев сказки. Проанализировать русскую народную сказку с точки зрения поступков главных героев. Развивать образное и логическое мышление, расширять словарный запас учащихся. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки |
6. | | | Входной контроль. Контрольная работа | Проверка знаний обучающихся на начало года |
7. | | | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли | Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. Выразительное чтение |
8. | | | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки | Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. Составить план сказки. Самостоятельная работа |
9. | | | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках» |
10. | | | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос | Проверка знаний |
11. | | | Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. Чтение по ролям. Словарная работа |
12. | | | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с. 49), ответить на вопросы (с. 49-50). Составление цитатного плана. Пересказ |
13. | | | М.В Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения |
14. | | | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям |
15. | | | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Жанр басни. Повествование и мораль в басне | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица» |
16. | | | Внеклассное чтение. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен. Чтение по ролям |
17. | | | В.А Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка |
18. | | | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки | Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной». Доказать, что произведение Жуковского – сказка |
19. | | | Баллада В.А. Жуковского «Кубок» | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Чтение по ролям |
20. | | | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение |
21. | | | Контрольная работа по произведениям И.А.Крылова и В.А. Жуковского (тестирование) | Проверка знаний |
22. | | | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение |
23. | | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи Сопоставление мачехи и падчерицы, царицы-матери. Сравнительная характеристика героинь. Выборочный пересказ эпизодов |
24. | | | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки | Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы. Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С. Пушкина |
25. | | | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение. Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической речи? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме) |
26. | | | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом. Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? |
27. | | | Внеклассное чтение. Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста, проверочная работа |
28. | | | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение |
29. | | | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | Краткий пересказ, выразительное чтение |
30. | | | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора: передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?» |
31. | | | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины? |
32. | | | Н.В. Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести» |
33. | | | Урок выразительного чтения. Н.В.Гоголь «Заколдованное место» | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В. Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести. Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести? |
34. | | | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством» | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями. Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. Пересказ смешных эпизодов из повести «Майская ночь, или Утопленница» |
35. | | | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана |
36. | | | Труд и забавы крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети» | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование. Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом |
37. | | | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? |
38. | | | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами |
39. | | | Герасим и Муму. Счастливый год | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму |
40. | | | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа |
41. | | | Р/Р Сочинение. Протест героя против отношений барства и рабства | Комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя |
42. | | | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы, работа с ассоциациями |
43. | | | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценнное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения |
44. | | | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина? |
45. | | | Странная дружба Жилина и Дины | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину) |
46. | | | Композиция, идея рассказа «Кавказский пленник» | наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста. Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? |
47. | | | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные характеры - разные судьбы» | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами |
48. | | | Р/Р. Сочинение –сравнительная характеристика героев | Написание сочинения |
49. | | | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией |
50. | | | Внеклассное чтение. Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста. Художественный пересказ |
51. | | | Образ природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И. Тютчев | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? |
52. | | | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки |
53. | | | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? |
54. | | | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке» |
55. | | | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями. Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? |
56. | | | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов |
57. | | | Р/Р. Обучение работе над сочинением-рассуждением. Сочинение «Путь Васи к правде и добру» | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание |
58. | | | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение |
59. | | | Стихотворение «С добрым утром!». Анализ стихотворения | Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» |
60. | | | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки Ответить на вопросы: похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее? |
61. | | | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций Выразительное чтение. Творческий пересказ |
62. | | | Внеклассное чтение. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П. Бажова. Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение Викторина. Конкурс творческих работ |
63. | | | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки |
64. | | | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа |
65. | | | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста Составить план рассказа |
66. | | | Сравнения и эпитеты в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» | Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа: Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…» |
67. | | | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи) |
68. | | | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Инсценирование. Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев) |
69. | | | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом | Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам «Роды и жанры литературы» |
70. | | | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? |
71. | | | Контрольная работа за 3 четверть | Проверка изученного материала за четверть |
72.. | | | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова | Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П.Платонова; сравнительный анализ произведений. Самостоятельная работа над языком рассказа |
73. | | | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи. Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец» |
74. | | | Человек и природа в рассказе | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения. Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от первого лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя |
75. | | | Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением. Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»)» |
76. | | | В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» | Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева |
77. | | | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений |
78. | | | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез артиллериста» | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений |
79. | | | Урок выразительного чтения наизусть. Анализ стихотворений | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений |
80. | | | Внеклассное чтение. В. Катаев «Сын полка» | Анализ эпизодов. Характеристика героев |
81. | | | Внеклассное чтение. Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова» | Анализ эпизодов. Характеристика героев |
82. | | | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осенего тумана..») | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; Выразительное чтение, устное словесное рисование, сравнительный анализ |
83. | | | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы. Выразительное чтение, устное словесное рисование |
84. | | | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям |
85. | | | Промежуточная аттестация (комплексная контрольная работа) | Проверка знаний учащихся на конец года |
86. | | | Внеклассное чтение. Уроки доброты Ю. Яковлева | Характеристика героев произведений |
87. | | | Зарубежная литература. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов |
88. | | | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями. Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду? |
89. | | | Два мира сказки «Снежная королева» | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне». Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая |
90. | | | «Снежная королева»: сказка о великой силе любви | Составление плана характеристики героини. Сопоставление иллюстраций |
91. | | | Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»: «Что есть красота?» | Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней |
92. | | | Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; написание сочинения-миниатюры Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» |
93. | | | Р/Р. Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» | Написание сочинений-миниатюр |
94. | | | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | Сообщение о писателе. Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); инсценирование эпизодов из главы 1 и 2 «Том и тетя Поли», «Том – маляр» |
95. | | | Том Сойер и его друзья | Пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста. Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере» |
96 | | | «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей | Размышление о любимой книге |
97. | | | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Что значит быть взрослым | Характеристика героя произведения |
98. | | | Итоговая контрольная работа | Проверка знаний учащихся на конец года. Выявление уровня литературного развития |
99. | | | Проект «Литературные места России» | Защита проектов |
100. | | | Проект «Памятники литературным героям» | Защита проектов |
101. | | | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | Участие в игре |
102. | | | Резервный урок | |
3