№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Вид деятельности учащихся на уроке | Дата план | факт | | | | | |
предметные | метапредметные | личностные | | | | | |
1. | ВВОДНЫЙ УРОК (1 час) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Урок изучения нового материала | Научиться определять основные идейно-нравственные проблемы литературы | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действия): - Изучение содержания параграфа учебника; - Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой), - Работа в парах с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения заданий, - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок | | | | | | | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ЧАСОВ) | | | | | | | | |
2 3 | Предания как поэтическая автобиография народа. | Урок изучения нового материала | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания, овладеть навыками и умениями диалогической речи. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа с теоретическим лит. Материалом по теме «Былины», Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов) Выразительное чтение былины учителем | | | | | | | | |
Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. | Урок изучения нового материала | | | | | | |
4. | Новгородский цикл былин. «Садко» Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. | Комбинированный урок | Научиться определять жанровое своеобразия произведений | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность К:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соотв.с задачей коммуникации | Формирование мотивации к индив. И коллективной деятельности | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - коллектив. Работа с ЛП (составление тезисного плана к устному и письменному ответу на проблемный вопрос), - работа в парах (выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием), - чтение по ролям - словарная работа - беседа | | | | | | | | |
5. | Вн. Чт. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. | Урок внеклассного чтения | Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения былин | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства в соотв. С задачей коммуникации | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, с/р с ЛП), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок | | | | | | | | |
6. | Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | Комбинированный урок | Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения былин | П:выделять и формулировать познавательную цель Р: применять метод информационного поиска, в т.ч. и с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: - с/р или групповая работа на тему «Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью Справочник лит-ры»., - работа со статьей учебника - составление рассказов по пословицам - игра – викторина | | | | | | | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА | | | | | | | | |
7 | «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». Отрывок «О пользе книг» | Урок изучения нового материала | Научиться понимать смысл произведения древнерусской литры | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Р: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний (т.е формировать операциональный опыт) К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - с/р с ЛП, -работа в парах (поиск незнакомых слов и объяснение их с помощью спец. Литературы и словарей), -ЛР «Нравственные заветы и идеалы Древней Руси», - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок | | | | | | | | |
8. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. | Комбинированный урок | | П: уметь узнавать , называть, определять объекты в соответствии с содержанием Р: применять метод информационного поиска, в т.ч. и с помощью комп.средств К: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль, самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки; - беседа - выразительное чтение - комментирование выставленных оценок | | | | | | | | |
9. | РР. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи | Научиться самодиагностики | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - групповая работа (составление характеристики человека в древнерусской литературе), - словарная работа - составление плана сочинения | | | | | | | | |
10. | Контрольная работа №1 по темам: « УНТ и ДРЛ» | Урок контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивид. План восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи: | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольной работы, | | | | | | | | |
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА | | | | | | | | |
11 | Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать текст стихотворения | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь анализировать стихотворный текст К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Ф-е навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - с/р (сообщение о жизни и В-ве поэта), - работа в парах Сильный –Слабый (устное рецензирование выразительного чтения стихотворения), - комментированное чтение - словарная работа | | | | | | | | |
12. | Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. | Урок изучения нового материала | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь определять меры усвоения изученного материала К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение по итогам дз, - выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием, - участие в коллективном диалоге, - комментирование выставленных оценок | | | | | | | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 28 ЧАСОВ | | | | | | | | |
13. | А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». «Полтавский бой». Изображение Петра в поэме. | Урок изучения нового материала | Научиться аргументировать свою точку зрения | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Р: уметь определять меры усвоения изученного материала К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - проверка дз, - Выразительное чтение отрывков с последующим его рецензированием, - Групповая работа. - аналитическая беседа - сравнительная характеристика полководцев. | | | | | | | | |
14. | «Медный всадник». Тема Петра I в поэме. | Комбинированный урок | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - практическая работа по теме «Тема Петра I в трагедии», - ЛР в парах сильный-слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие трагедия), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок | | | | | | | | |
15 | «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | Урок изучения нового материала | Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | Формирование мотивации к обучению и совершенствованию | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге», - ЛР в парах Сильный – Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада), - Сравнение художественного текста и источника-летописи | | | | | | | | |
16. | Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» | Урок изучения нового материала | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная работа с дидактическим материалом, - Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя («Борис Годунов»), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комм-ние выставленных оценок | | | | | | | | |
17 | РР. «Станционный смотритель» Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А.С. Пушкина. | Урок развития речи | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи: | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - написание черновиков сочинения. | | | | | | | | |
18 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Личность поэта. «Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | Урок изучения нового материала | Определять значение картин быта 16в. Для понимания характеров и идеи поэмы | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения и устанавливать аналогии Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно -следственные связи, и строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - работа с теоретическим лит.материалом (основные понятия: поэма. Фольклор, композиция), - работа в парах (иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести), - устное словесное рисование, - Составление тезисного плана для пересказа «Песни..», - сравнительная характеристика героев, | | | | | | |
19 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про …купца Калашникова» Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать поэтический текст | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения и устанавливать аналогии Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - устное словесное рисование, - СР с ЛП (составление таблицы «Калашников и Киребеевич»), - сравнительная характеристика героев, | | | | | | | | |
20. | Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать поэтический текст | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в з-ти от поставленной цели, определять понятия Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации), - анализ стихов, - устное словесное рисование | | | | | | | | |
21. | Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | Урок изучения нового материала | Научиться выявлять характерные художественные приемы поведения | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Р: формировать ситуацию саморефлексии и самодиагностики Ке: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач | Формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - комплексное повторение, работа над ошибками, -выразительное чтение отрывков повести, - работа в парах (поиск в тексе незнакомых слов и определение их значения), | | | | | | | | |
22. | Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. | Комбинированный урок | Научиться анализировать эпизод | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР (выделение этапов развития сюжета повести), - групповая работа (составление сравнительной характеристики героев), | | | | | | | | |
23 | Осада польского города Дубно. Трагедия Тараса Бульбы. | Комбинированный урок | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - составление плана эпизода, - составление тезисного плана для пересказа отрывков, - работа с тексом, - аналитическая беседа. | | | | | | | | |
24. | РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба». | Урок развития речи | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - сочинение | | | | | | | | |
25 | Контрольная работа №2 по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | Урок контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи: | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - выполнение контрольной работы, - комментирование выставленных оценок | | | | | | | | |
26 | И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» | Урок изучения нового материала | Научиться определять авторское отношение к героям | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - СР с ЛП (анализ повести), - Работа в парах Сильный –Слабый (характеристика героев повести), - индивидуальные выступления учащихся - аналитическая беседа - пересказ | | | | | | | | |
27 | Стихотворения в прозе. | Урок изучения нового материала | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь анализировать стихотворный текст К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР с ЛП, - выразительное чтение и его рецензирование, - чтение по ролям - аналитическая беседа | | | | | | | | |
28 | Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» Тема подвига русских женщин в поэме. | Урок изучения нового материала | Научиться выполнять индивидуальное задание в группах | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов), - выразительное чтение и его рецензирование, | | | | | | | | |
29 | Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышление у парадного подъезда» | Комбинированный урок | Научиться выявлять художественные особенности лирики | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием(формировать умение работать по алгоритмам) Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - работа в парах (составление тезисного плана для пересказа отрывков), - проблемные вопросы, тест | | | | | | | | |
30 | А. К. ТОЛСТОЙ. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства». | Урок изучения нового материала | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения по определению трехсложного размера стиха | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная работа по диагностической карте типичных ошибок в домашней работе, - анализ лирического произведения, - беседа, - выразительное чтение | | | | | | | | |
31 | М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | Урок изучения нового материала | Научиться характеризовать средства выразительности в сказке | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - выразительное чтение сказки, - работа со словарем литературоведческих терминов, - Индивидуальные . выступления учащихся, - аналитическая беседа | | | | | | | | |
32 | Вн. Чт. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» | Урок внеклассного чтения | Научиться определять авторское отношение к героям | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексная проверка ДЗ, - СР с ЛП (анализ ), Работа в парах Сильный –Слабый (характеристика героев сказки), - заполнение таблицы | | | | | | | | |
33 | Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» | Урок изучения нового материала | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и монологической речи | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - групповая лабораторная работа по тексту повести (составление портретной характеристики героев), Самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков | | | | | | | | |
34 | Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | Комбинированный урок | Научиться аргументировать свои ответы | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - групповая РНО в ДЗ, - работа в парах Сильный –Слабый (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих формы авторской позиции в повести), - коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, - комментирование выставленных оценок, - словарная работа. | | | | | | | | |
35 | А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон» | Урок изучения нового материала | Научиться выполнять индивидуальное задание | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения К: ставить вопросы, обратиться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - элементы ПД (подбор примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики», - работа в парах Сильный –Слабый (устное рецензирование выразительного чтения рассказа), - пересказ. | | | | | | | | |
36 | Вн.чт. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» | Урок внеклассного чтения | Научиться анализировать текст рассказа | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - написание отзыва | | | | | | | | |
37 | «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. Жуковский, Бунин, А. Толстой. | Урок изучения нового материала | Научиться выполнять индивидуальное задание | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - индивидуальная и групповая работа (анализ рассказа, выразительное чтение рассказа), | | | | | | | | |
38 | И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры» | Урок изучения нового материала | Научиться выявлять особенности повествования И.А. Бунина | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - проблемные вопросы, - словарная работа | | | | | | | | |
39 | Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать текст рассказа | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать точку зрения | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов), - выразительное чтение и его рецензирование, - устное словесное рисование | | | | | | | | |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Литература XIX века» | Урок контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - Игра «Литературный ринг» | | | | | | | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 22 ЧАСА | | | | | | | | |
41 | М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава) | Урок изучения нового материала | Научиться анализировать текст повести | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, определять понятия, создавать обобщения Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - взаимопроверка выполненного ДЗ, - групповая ЛР по тексту, - аналитическая беседа - чтение по ролям, пересказ | | | | | | | | |
42 | «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» | Комбинированный урок | Научиться анализировать текст | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев, - чтение по ролям, - словарная работа | | | | | | | | |
43 | РР. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» Подготовка к домашнему сочинению – характеристике литературного героя | Урок развития речи | Научиться анализировать текст и писать сочинение-характеристику литературного героя | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): -различные виды пересказов, - устная и письменная характеристика героев: Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело, - работа с текстом, - составление плана - характеристика героев, подбор цитат, сочинение - выполнение письменной работы | | | | | | | | |
44 | «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») | Комбинированный урок | Научиться определять тему и идею романтических рассказов | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - СР с ЛП (составление таблицы «Пафос романтических рассказов М. Горького), - групповая работа (составление тезисного плана для различных видов пересказа) | | | | | | | | |
45 | Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака» | Урок изучения нового материала | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и монологической речи | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение содержания параграфа учебника, - конспектирование статьи, - составление цитатного плана - аналитическая беседа, пересказ | | | | | | | | |
46 | В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта. «Необычайное приключение…» | Урок изучения нового материала | Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - коллективная РНО в ДЗ, - выразительное чтение с последующим рецензированием, - групповая работа (характеристика метрико-ритмических особенностей стихотворения), - лексический анализ стихотворения, - выразительное чтение | | | | | | | | |
47 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | Урок изучения нового материала | Научиться выявлять характерные особенности лирики | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Р: формировать ситуацию самодиагностики и саморефлексии К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи), - работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой), - Беседа, частичный анализ | | | | | | | | |
48 | А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» | Урок изучения нового материала | Научиться аргументировать свой ответ | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - развитие понятий о сказе, - составление цитатного плана для пересказа, - подбор цитатных примеров при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?» | | | | | | | | |
49 | Вн.чт. А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова | Урок внеклассного чтения | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - коллективное проектирование - аналитическая беседа, пересказ | | | | | | | | |
50 | Б.Л. ПАСТЕРНАК Слово о поэте.«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины при- роды, преображенные поэтическим зрением Пастернака. | Урок изучения нового материала | Научиться определять особенности лирики поэта | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р уметь планировать алгоритм ответа К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа в парах(подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности публицистики), - анализ публицистической статьи - беседа | | | | | | | | |
51 | А.ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения | Урок изучения нового материала | Научиться выявлять характерные особенности лирики | | | | | | |
52 | ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью с поэтом — участником Вов. Героизм, патриотизм в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова и др. Ритмы и образы военной лирики. | Урок изучения нового материала | Научиться определять особенности лирики | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, | | | | | | | | |
53 | Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади» | Урок изучения нового материала | Научиться характеризовать проблему в рассказе | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - - групповая работа (составление плана рассказа), - аналитическая беседа - проблемные вопросы, пересказ. | | | | | | | | |
54 | Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа | Урок изучения нового материала | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь делать анализ текста К: уметь определять меры усвоения изученного материала | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя), - работа с текстом, - аналитическая беседа | | | | | | | | |
55 | Е. Носов «Живое пламя» | Комбинированный урок | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.Носова | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - различные виды пересказов, - беседа, анализ эпизода | | | | | | | | |
56 | Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро» | Урок изучения нового материала | Научиться применять алгоритм проведения анализа текста | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Ре: формировать ситуацию самодиагностики и саморефлексии К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - комплексное повторение, - СР с ЛП (составление конспекта статьи учебника, пересказ статьи), - работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой), - Беседа, частичный анализ | | | | | | | | |
57 | «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева | Комбинированный урок | Научиться определять жанрово-стилистические черты публицистики | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель Р уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - изучение параграфа учебника, - работа в парах «Песня как синтетический жанр искусства, - Беседа, частичный анализ | | | | | | | | |
58 | Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда» | Урок изучения нового материала | Научиться определить идейно-эмоциональное содержание рассказа | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватное использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности: - выразительное чтение с последующим рецензированием, - работа в парах (различные виды пересказов), - беседа, - составление плана | | | | | | | | |
59 | «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). | Урок изучения нового материала | Научиться определять особенности лирики | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Р: уметь планировать алгоритм ответа К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа в парах - беседа | | | | | | | | |
60 | Проект№1 А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. | Проект | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и монологической речи | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): - выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, | | | | | | | | |
61 | Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» | Урок изучения нового материала | | П: уметь выделять и формулировать познавательную Р применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: - работа со статьей учебника, - Чтение произведения, составление плана, - беседа, - работа в парах «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа», | | | | | | | | |
62 | Контрольная работа №4 по теме «Русская литература 20 века» | Урок контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный план восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Р: формулировать и удерживать учебную задачу К уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: - Игра «Литературный ринг» | | | | | | | | |