СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 8 классе ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 8 классе (ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год. учебник Коровина. 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 8 классе ФГОС)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урюмская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______/ Волкова Е.А./

Протокол № 1

от « 7» августа 2018 г


«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «Урюмская СОШ»

_______/ Большакова Л. В./

« 7» августа 2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Урюмская СОШ»

____________/Краснов И. В./

Приказ № 77 от « 7» августа 2018 года











Рабочая программа по литературе

для 8 класса



учителя 1 квалификационной категории Волковой Елены Аркадьевны























Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «6» августа 2018 года





2018 – 2019 учебный год




1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучающихся являются:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.


Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению литературы. Они включают:

- использование понятийного аппарата и научных методов осознания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речи;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления её результатов; формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.


Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- историко-географический образ, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

- знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.


В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.


В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Выпускник получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- построению жизненных планов во временной перспективе;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- основам коммуникативной рефлексии;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.


Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

- основам рефлексивного чтения;

- ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.».









Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы

в 8 классе


Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.

- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- Работать в группе.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


Предметные результаты освоения литературы

Обучающийся научится:

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения,

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений,

- анализировать литературные произведения разных жанров,

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения,

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы,

- вести учебные дискуссии,

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии,

- выявлять особенности языка и стиля писателя;

- пользоваться каталогом библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения,

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению,

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой

Обучающийся получит возможность научиться:

- писать конспект, отзыв, статьи, рецензии, интервью, очерки, и другие жанры;


При оценке предметных результатов обучения литературе учитываем уровень сформированности читательской культуры.

II уровень (7-8 класс) сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют. У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.


«Обучающийся научится» - для базового уровня результатов,

«Обучающийся получит возможность научиться» - для повышенного уровня результатов.


Устное народное творчество

Обучающийся научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



2.Содержание учебного предмета «Литература»


Введение


Русский фольклор

Русская народная песня «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная», «Вдоль по улице метели метет». «Пугачёв темнице», «Пугачёв казнён».

Частушка

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»


Древнерусская литература

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

«Шемякин суд».


Литература XVIII века.

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены)


Литература XIX века

И. А. Крылов «Обоз», «Лягушки, просящие царя».

К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «История пугачёвского бунта» (отрывки), «Пиковая дама», «Повести Белкина»: «Метель».

Стихотворения: «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Туча»

М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

Стихотворения «Узник», «Крест на скале», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Листок»

Н.В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»

И.С. Тургенев «Ася»

Л.Н. Толстой «После бала»

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок)

Н. С. Лесков «Старый гений»

Ф.И. Тютчев – Стихотворения «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять», «Фонтан», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

А.А. Фет Стихотворения: «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Шёпот, робкое дыханье»

А.П. Чехов «О любви»


Поэзия 2-й половины XIX вв.

А. К. Толстой. Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»


Литература XX века

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

А.А. Блок стихотворения «На поле Куликовом», «Россия»

Н.С. Гумилев стихотворение «Капитаны».

М.И. Цветаева стихотворение «Стихи к Блоку»

О.Э. Мандельштам стихотворение «Звук осторожный и глухой…»

А.А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…»


Проза конца XIX – начала XX вв.

А.И. Куприн «Куст сирени»

И. А. Бунин «Кавказ»


Поэзия конца XIX – начала XX вв. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Не надо звуков»


М. Зощенко «История болезни»

В.М. Шукшин «Чудик»


Проза о детях

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

А. П. Платонов «Возвращение»


Русские поэты о Великой Отечественной войне

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», Л. Ошанин «Дороги», А. Фатьянов «Соловьи»


А.Т. Твардовский «Василий Теркин» («Книга про бойца»)) – главы «На привале», «Переправа», «О награде»


Проза русской эмиграции

И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

М. А. Осоргин «Пенсне»

Тэффи «Жизнь и воротник»


Поэты русского зарубежья о Родине

Н. Оцюп «Мне трудно без России», З. Гиппиус «Знайте», «Так и есть», Дон Аминадо «Бабье лето», Иван Бунин «У птицы есть гнездо»


Проза и поэзия для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов

Н. Назаркин «Мандариновые острова»



Зарубежная литература

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Сонеты № 76 «Увы, мой стих не блещет новизной…», № 130 «Ее глаза на звезды не похожи…».

Ж-Б. Мольер Комедии я, «Мещанин во дворянстве» (отрывки).

В. Скотт «Айвенго» (главы из романа).

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывки).

М. Сервантес «Дон Кихот» (фрагменты).

Э. По «Золотой жук».


Учебник «Литература» (учебник для 8 класса, в двух частях), Москва, «Просвещение», 2018 г., В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Уроки внеклассного чтения

Уроки развития речи

1

Введение.

1



2

Русский фольклор.

4



3

Древнерусская литература.

3



4

Литература 18 века

6


2

5

Русская литература XIX века.

50

5

5

6

Русская литература XX века.

31

3

2

7

Зарубежная литература.

7



8

Итоговый урок

3



Итого

105

8

9



Всего 105 часов; в неделю 3 часа.


Плановых контрольных работ: – 2:

1) Контрольная работа по творчеству русских писателей и поэтов 19 века.

2) Контрольная работа по творчеству русских писателей и поэтов 20 века.


Плановых сочинений: - 5:

- классных – 4:

1) сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль» – «Какое впечатление произвела на меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?»

2) сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - «Гринёв и Швабрин»,

3) сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - «Уездный город и его обитатели»

4) Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».- «Василий Тёркин –герой одноимённой поэмы А. Т. Твардовского»

- домашних – 1:

1) сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - «История жизни Мцыри».


Уроков внеклассного чтения – 7:

1) Повесть А. С. Пушкина Тургенева «Метель».

2) Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

3) Повесть И. С. Тургенева «Ася».

4) Баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».

5) Рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

6 Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма».

7) Повесть Василя Быкова «Сотников».

8) Свет «Зелёной лампы» Александра Грина.


3. Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


п/п

Изучаемый раздел, тема урока

Кол -во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

ВВЕДЕНИЕ

1

Русская литература и история.

1




РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

2

Русские народные песни.

Песни «В тёмном лесе», «Уж ты ночка ноченька тёмная», «Вдоль по улице метелица метёт».

1




3

Исторические песни о Емельяне Ивановиче Пугачёве.

Песни «Пугачёв темнице», «Пугачёв казнён»

1




4

Предания о Емельяне Ивановиче Пугачёве, Ермаке Тимофеевиче.

1




5

Русские народные частушки.

1





ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА





6

«Житие Александра Невского»

1




7

Бранные подвиги Александра Невского.

1




8

Повесть «Шемякин суд».

1




ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

9

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1




10 - 11

Комментированное чтение отрывков из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

2




12

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1




13

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1




14

Урок развития речи. Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

1




ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

15

Басня И. А. Крылова «Лягушки, просящие царя».

1




16

Басня И. А. Крылова «Обоз.

1




17

Дума К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

1




18

А.С. Пушкин. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»).

1




19

Стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье»).

1




20

Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча».

1




21

Книга А. С. Пушкина «История пугачёвского бунта» (отрывки).

1




22

История создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1




23

Петруша Гринёв.

1




24

Гринев в Белогорской крепости.

1




25

Пугачев у ворот Белогорской крепости.

1




26

Емельян Иванович Пугачев и Пётр Гринев.

1




27

Формирование характера Петра Гринёва.

1




28

Маша Миронова.

1




29

Итоговый урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1




30

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1




31

Урок развития речи. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1




32

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».

1




33

Проблема человека и судьбы в повести «Пиковая дама».

1




34

Урок внеклассного чтения. Повесть А. С. Пушкина «Метель».

1




35

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

1




36

«Душой - дитя, судьбой – монах…».

1




37

«А душу можно ль рассказать?».

1




38

Судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

1




39

Итоговый урок по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1




40

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

1




41

Поэзия М. Ю. Лермонтова.

Стихотворения «Узник», «Крест на скале», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Листок».

1




42

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор».

1




43

«К нам едет ревизор…».

1 действие комедии «Ревизор».

1




44

Иван Александрович Хлестаков.

2 действие комедии «Ревизор».

1




45

«С Пушкиным на дружеской ноге…».

3 действие комедии «Ревизор».

1




46

«Прошу руки вашей…».

4 действие комедии «Ревизор».

1




47

Ревизор приехал.

5 действие комедии «Ревизор».

1




48

Хлестаков и «хлестаковщина».

1




49

Итоговый урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

1




50

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

1




51

Урок развития речи. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

1




52

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель».

1




53

Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»

1




54

Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

Стихотворения А.С. Пушкина «Цветы последние милей...»,

М.Ю. Лермонтова «Осень»,

Ф.И. Тютчева «Осенний вечер».

1




55

Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».

1




56

Рассказ Л. Толстого «После бала».

1




57

Главные герои рассказа Л. Толстого «После бала»

1




58

Урок внеклассного чтения. Повесть И. С. Тургенева «Ася».

1




59

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева.

Стихотворения «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять», «Фонтан», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»).

1




60

Пейзажная лирика А.А. Фета.

Стихотворения «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Шёпот, робкое дыханье»

1




61

Урок внеклассного чтения. Баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».

1




62

Рассказ А. П. Чехова «О любви».

1




63

Контрольная работа (тестирование) по творчеству русских писателей и поэтов 19 века.

1




64

Урок внеклассного чтения. Рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

1




ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

65

Рассказ И.А. Бунина «Кавказ»

1




66

Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени».

1




67

Поэзия А.А. Блока.

Стихотворения «Россия»,

«На поле Куликовом».

1




68

Стихотворение Николая Гумилёва «Капитаны».

1




69

«Стихи к Блоку» Марины Цветаевой.

1




70

Стихотворение Осипа Мандельштама «Звук осторожный и глухой…»

1




71

Стихотворение И. Анненского «Снег».

1




72

Стихотворение Д. Мережковского «Не надо звуков».

1




73

Рассказ Ивана Шмелёва «Как я стал писателем»

1




74

Урок внеклассного чтения. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма».

1




75

Рассказ Михаила Осоргина «Пенсне»

1




76

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник».

1




77

Рассказ М. Зощенко «История болезни».

1




78

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

1




79

Образ Василия Тёркина в главе «На привале».

1




80

Образ Василия Тёркина в главе «Переправа».

1




81

Образ Василия Тёркина в главе «О награде».

1




82

Итоговый урок по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

1




83

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

1




84

Урок развития речи. Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

1




85

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Стихотворения М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», Л. Ошанина «Дороги», А. Фатьянова «Соловьи».

1




86

Рассказ Андрея Платонова «Возвращение».

1




87

Главные герои рассказа А. Платонова «Возвращение».

1




88

Урок внеклассного чтения. Повесть Василя Быкова «Сотников».

1




89

Рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1




90

Чему нас учит рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?

1




91

Рассказ Василия Шукшина «Чудик».

1




92

Поэты «русского Зарубежья» о Родине.

Стихотворения Н. Оцюпа «Мне трудно без России», З. Гиппиус «Знайте», «Так и есть», Дон Аминадо «Бабье лето», Ивана Бунина «У птицы есть гнездо».

1




93

Урок внеклассного чтения. Свет «Зелёной лампы» Александра Грина.

1




94

Рассказ Н. Назаркина «Мандариновые острова».

1




95

Контрольная работа (тестирование) по творчеству русских писателей и поэтов 20 века.

1




ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

96

Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» (фрагменты).

1




97

Сонеты Уильяма Шекспира.

Сонеты Шекспира № 76 «Увы, мой стих не блещет новизной…», № 130 «Ее глаза на звезды не похожи…».

1




98

Комедия Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» (фрагменты).

1




99

Роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» (отрывки).

1




100

Роман Вальтера Скотта «Айвенго» (отрывки).

1




101

Роман М. Сервантеса «Дон Кихот» (фрагменты).

1




102

Рассказ Эдгара По «Золотой жук»

1




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

103- 104

Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Литературии 8 класса».

2




105

Итоговый урок.

1





Лист корректировки КТП


Раздел/

темы КТП

Причина корректировки

Способ корректировки (форма изучения пропущенного материала)

Сроки корректировки

(в том числе даты проведенных уроков)










































































2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!