СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Открытая (сменная) школа № 4»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО зам директора по УВР директор МБОУ ОСШ № 4
гуманитарного цикла __________ С.И. Гордеева __________В.Н.Мусаткин
МБОУ ОСШ № 4 «29» августа 2017г. приказ от 29.08.2017 № 202
руководитель ШМО
____________ О.В.Бродская
протокол № 1
от «29» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9А, Б классы
(3 часа в неделю)
Разработана
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ ОСШ № 4
Гордеевой С.И.
Ульяновск
2017
Аннотация к рабочей программе по литературе в 9А,Б классах
Рабочая программа по литературе для 9А,Б классов заочной формы обучения разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.).
- Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Литература 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.;
- Литература. 5—9 классы : рабочая программа / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова,
Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М. : Дрофа, 2017.
- Приказа Минобрнауки от 31.03.2014 г. № 253 (с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010. № 189), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015. № 81 (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2015., регистрационный № 40154);
- Учебного плана МБОУ ОСШ № 4 на 2017-2018 учебный год.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи программы:
- способствовать формированию представления о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
- способствовать осознанию своеобразия и богатства литературы как искусства;
- осваивать теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевать знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Место предмета в учебном плане
По авторской программе Т. Курдюмовой на изучение курса отводится 105 часов (3 часа в неделю), по учебному плану МБОУ ОСШ № 4 на 2017-2018 учебный год на изучение курса литературы в 9 классе отведено 105 часов в год (2 аудиторных часа в неделю и 1 час на самостоятельное изучение предмета).
Учебники:
Литература. 9 класс. В двух частях. Часть 1: учебник-хрестоматия/ авторы-составители Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – Москва, Дрофа, 2016.
.Литература. 9 класс. В двух частях. Часть 2: учебник-хрестоматия/ авторы-составители Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – Москва, Дрофа, 2016.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество аудиторных часовчасов | Количество часов на самостоятельное изучение предмета | Количество сочинений | Количество контрольных тестирований |
1 | Введение. Автор, читатель и шедевры литературы. | 1 |
|
|
|
2 | Древнерусская литература.
| 4 | 3 |
|
|
3 | Литература XVIII века.
| 9 | 5 |
| 1 |
4 | Русская литература первой половины XIX века. | 50 | 23 | 3кл./3дом. | 1 |
| Зарубежная литература.
| 3 | 3 |
|
|
5 | Итоговый урок.
| 1 | 1 |
|
|
6 | Резерв.
| 2 |
|
|
|
7 | Итого | 70
| 35 | 6 | 2 |
Критерии оценивания устных ответов и письменных
контрольных работ учащихся по литературе.
Оценка устных ответов.
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе.
Отметка «5» ставится, за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и других литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
Отметка «4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развёрнута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстрированный материал может быть представлен недостаточно, есть затруднения в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объёме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
Отметка «2» ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 6. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (отклонения незначительные). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 6. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено недочётов в содержании и речевых недочётов больше, чем предусмотрено отметкой «3». | Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено отметкой «3». |
Указанные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Оценка тестов.
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы | Степень выполнения заданий |
1 | Менее чем на балл «2» |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Примечание: «0» баллов ставится, если тест не выполнен.
Отметка по пятибалльной системе оценивания | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл (%) | 1–4 (менее50%) | 5–6 (50%-75%) | 7-8 (75%-90%) | 9–10 (90%-100%) |
Содержание учебного предмета (70 часов)
Автор, читатель и шедевры литературы. (1 ауд. час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее
гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
М е т о д и к а. При изучении этого курса целесообразно учитывать подготовленность учащихся и все обстоятельства конкретной ситуации изучения курса. Возможно использование различного количества часов на изучение монографических тем или даже их превращение в обзорные, которые содержат достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя. Этот вопрос решается учителем в зависимости от обстоятельств. Часто такого рода сокращение происходит при изучении древней литературы, литературы XVIII в.
Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература. (4 ауд. часа + 3 часа на сам. работу)
Богатство жанров древнерусской литературы, ее значение и своеобразие.
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Русские летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения),
поучения, хождения.
«Слово о полку Игореве».
История находки «Слова о полку Игореве». «Слово...» как высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной
классики. Историческая основа памятника, его сюжет, идейное содержание. Жанр и композиция «Слова...». Образ Русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.
Т е о р и я. Стихотворный перевод.
Проблема определения авторства «Слова о полку Игореве». Вопросы для самопроверки.
П р а к т и к у м. Фрагмент «Слова...» на древнерусском языке. Вопросы и задания по тексту.
С в я з ь в р е м е н. Сравнение переводов плача Ярославны И. И. Козлова и Н. А. Заболоцкого.
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Отметка маршрута похода войска Игоря на карте. Выставка иллюстраций «Слова...», выполненных учащимися. Творческая работа с фрагментом «Слова...», с использованием современной компьютерной технологии.
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с электронным научным изданием (ЭНИ), посвященным «Слову о полку Игореве», с сайтом, на котором размещены переводы «Слова...», статьи об истории находки памятника истории, исследования, комментарии, иллюстрации. Просмотр мультипликационного фильма «Сказание про Игорев поход» (режиссер Н. Василенко).
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сравнение фрагментов арии и половецких плясок из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», а также сравнение фрагментов из фильма-оперы «Князь Игорь» и одноименной оперы Бородина.
Значение древнерусской литературы и ее роль в развитии отечественной литературы.
М е т о д и к а. При знакомстве со «Словом...» очень важно активно включать в уроки фрагменты из лучших переводов и предельно активно использовать возможности взаимодействия искусств.
Литература XVIII века. (9 ауд. часов + 5 часов на сам. работу )
Русская литература XVIII века и эпоха Просвещения —
«столетье безумное и мудрое»
Русская литература XVIII века и эпоха Просвещения — «столетье безумное и мудрое»
Интенсивность развития литературы в конце XVII — начале XVIII в. Зарождение «бытовых» и «сатирических» повестей, лирической поэзии. Возникновение придворного театра и драматургии. Рождение русской журналистики — в 1703 г. выход первой газеты «Ведомости».
Особенности становления русской литературы. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Теоретики классицизма. Жанры классицизма: трагедия, комедия, ода. Особенности драматического произведения: единство места, времени и действия. Главные правила классицизма: простота, стройность, логичность.
Национальные особенности русского классицизма. Повышенный интерес художников к историческому прошлому страны. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Наиболее яркие представители русского классицизма: Феофан Прокопович (стихотворная пьеса «В л а д и м и р»), Антиох Кантемир (сатира «Н а х у л я щ и х у ч е н и е (К у м у с в о е м у)»), А. П. Сумароков (эпистолы «О с т и х о т в о рс т в е», «О р у с с к о м я з ы к е»), В. К. Тредиаковский, реформатор стихосложения в России. Вопросы для самопроверки.
П р а к т и к у м. Изучение фрагмента из комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина.
Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.
М е т о д и к а. Изучение монографических тем (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М.
Карамзин). Знакомство с творчеством А. Н. Радищева может быть дополнительным в обзорном порядке или во внеклассном чтении.
М. В. Ломоносов.
М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й
п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а государыни императрицы Елисаветы Петров н ы,
1747 г о д а» (фрагменты). Биография и творческий путь Ломоносова. Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.
Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.
П р а к т и к у м. Отрывки из трактатов М. В. Ломоносова «Письма о правилах российского стихотворства», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Конспектирование, ответы на вопросы и задания.
Особенности одической поэзии М. В. Ломоносова.
С в я з ь в р е м е н. Разбор стихотворения, посвященного М. В. Ломоносову, современного поэта А. Кушнера.
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат).
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Выполнение проекта «Все испытал и все проник». Проведение викторины «Я знаю Ломоносова». Составление электронного видеоряда по теме.
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и . Знакомство с материалами сайтов о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Просмотр и обсуждение в классе многосерийного фильма «Михайло Ломоносов» (режиссер А. Прошкин).
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сравнение изображения М. В. Ломоносова в трех видах искусств: портрета (художник Пренер фон Георг Каспар), скульптуры (скульптор Ф. И.Шубин) и стихотворения (Г. Р. Державин). Сопоста вительное исследование образа Елизаветы, созданного в оде М. В. Ломоносова и на портретах императрицы русских художников XVIII века.
Г. Р. Державин.
Г. Р. Державин. «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к».
Биография и творческий путь Державина. Державин — крупнейший поэт XVIII в. Сочетание в произведениях
Державина классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.
Т е о р и я. Классицизм и классика.
П р а к т и к у м. Оды «Памятник», «Властителям и судиям». Ответы на вопросы и выполнение заданий. Псалом 81. Сравнительный анализ.
С в я з ь в р е м е н. Биографический роман В. Ф. Ходасевича «Державин» (фрагменты). Сравнение личного впечатления учащихся о М. В. Ломоносове с мнением В. Ф. Ходасевича.
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я . Выполнение творческой работы по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Диспут на тему «Классицизм в современном театральном искусстве». Проект «Г. Р. Державин — государственный деятель во времена Екатерины II». Сравнительный анализ переводов оды Горация «Exegi monumentum...».
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с материалами сайтов о классицизме и жизни Г. Р. Державина.
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портретов Г. Р. Державина, выполненные художниками В. Л. Боровиковским, И. Пожалестиным, Н. Тончи. Сравнение произведений классицизма: картина «Прощание Гектора с Андромахой» (художник А. Н. Лосенко), фотография здания Голицинской больницы (архитектор М. Ф. Казаков).
Н. М. Карамзин.
Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а».
Биография и творческий путь Карамзина. Карамзин — писатель и ученый.
«И с т о р и я г о с у д а р с т в а Р о с с и й с к о г о» —главный труд творчества Карамзина.
П р а к т и к у м. Сравнительный анализ двух трудов: «Истории государства Российского» (фрагмент) Н. М. Карамзина и «Истории Российского государства» (фрагмент) Б. Акунина.
Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.
Т е о р и я. Сентиментализм.
С в я з ь в р е м ё н. Сравнение фрагмента из стихотворного цикла «Карамзин» Л. С. Петрушевской с повестью «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Проект «Москва в повести Карамзина “Бедная Лиза”».
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с материалами сайтов о деятельности Н. М. Карамзина. Просмотр мультипликационного фильма «Бедная Лиза» (режиссер И. Таранин).
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Выявление особенностей сентиментализма в живописи на примере картины «Пастух, играющий на свирели пастушке» художника Ф. Буше и портрета М. И. Лопухиной художника В. Л. Боровиковского. Значение русской литературы XVIII в.
Зачёт № 1 «Древнерусская литература. Литература 18 века». Контрольное тестирование № 1 по теме «Древнерусская литература и литература 18 века»
Русская литература первой половины XIX века. (50 ауд. часов + 23 часа на сам. работу )
Золотой век русской литературы.
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. К. Ф. Рылеев, П. А. Вяземский, В. Г. Белинский, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,
А. С. Пушкин. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.
Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Принцип двоемирия — соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.
В. А. Жуковский.
В. А. Жуковский. «М о р е».
Биографическая справка о жизни и творчестве Жуковского. Первый перевод английской элегии «Сельское кладбище». 1810—1820-е гг. — расцвет творчества поэта. Баллады Жуковского. Романтический герой баллад. Элегия. Романтический образ стихии.
Т е о р и я. Жанры романтической лирики.
П р а к т и к у м. «Светлана». Знакомство с элегией. Работа с вопросами и заданиями учебника.
С в я з ь в р е м е н. Сопоставление изображения Жуковского в стихотворениях Ф. И. Тютчева из цикла «Памяти Жуковского» с личностью и поэтическим миром Жуковского.
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат).
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Презентация «Баллады Жуковского».
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с дополнительным материалом о жизни и творчестве В. А. Жуковского.
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портрета М. Протасовой (рисунок Жуковского) с образом героини стихотворения «Песня» В. А. Жуковского.
А. С. Грибоедов.
А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а».
Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Сюжет и композиция. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Говорящие» фамилии. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А.
Гончаров. «М ил ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.
Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.
П р а к т и к у м. Этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Ответы на вопросы и выполнение заданий. Знакомство с письмом А. С. Пушкина к А. А. Бестужеву. Ответы на вопросы.
Знакомство с высказываниями критиков о жанре комедии «Горе от ума».
С в я з ь в р е м ё н. Сопоставление фрагментов из трагедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и из трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский». Стихотворение Д. Кедрина «Грибоедов». Сопоставление воспоминаний о поэте с личными впечатлениями учащихся о личности Грибоедова.
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменных творческих работ по пройденной теме (сочинение или эссе, доклад или реферат). Составление тезисного плана на тему
«Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Презентация «Грибоедовская Хмелита». Создание электронного альбома иллюстраций к комедии «Горе от ума». Подготовка журнала «Поэт,
драматург, дипломат» (устно). Презентация «Сценическая история комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Знакомство с материалами об истории любви А. С. Грибоедова и Н. Чавчавадзе. Монолог Чацкого «А судьи кто?». Сопоставление чтения монолога разными актерами (В. Качанов, А. Миронов, С. Юрский).
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портретов А. С. Грибоедова, выполненных разными художниками. Сравнение памятников А. С. Грибоедову, выполненных разными
скульпторами.
Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
А. С. Пушкин.
А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «А р и о н», «М а д о н н а», «К л е в е т н и к а м Р о сс и и», «Р а з г о в о р к н и г о т о р г о в ц а с п о э т о м», « П р и з н а н и е», « Д в и ж е н ь е», « В н о в ь я п ос е т и л » , «Д е р е в н я» (отрывок), «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «П о э т», « Я п а м я тн и к с е б е
в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...», «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г а…» и др.
Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина. Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни. Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
«Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В.Г.Белинского и др.).
Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.
С в я з ь в р е м ё н. Чтение и комментарии стихотворения Э. Багрицкого «О Пушкине».
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат) на одну из предложенных тем.
П р о е к т н а я т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Чтение и комментирование оды А. С. Пушкина «Вольность» (1818). Создание электронной презентации «Друзья Пушкина» или «Любимые женщины поэта». Проведение самостоятельного исследования на тему для подготовки презентации на тему «Потомки А. С. Пушкина». Составление виртуальной экскурсии по пушкинским местам. Составление карты-схемы «Путешествие Онегина». Создание страницы главных героев романа «Евгений Онегин» в социальных сетях.
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Посещение на сайте виртуального музея А. С. Пушкина. Знакомство с государственными мемориальными музеями, которые находятся в Санкт-Петербурге: музеем-квартирой А. С. Пушкина и музеем и «Лицеем». Знакомство с лекциями знаменитого пушкиниста Валентина Непомнящего о романе «Евгений Онегин». Прослушивание лекции Дмитрия Быкова «Код Онегина». Просмотр спектакля театра им. Е. Вахтангова «Евгений Онегин» — сцены из романа, режиссера Римаса Туминаса. Просмотр фильма режиссера Марты Файнс «Евгений Онегин». Прослушивание арии Ленского из оперы П. И. Чайковского «Что день грядущий нам готовит?» в исполнении Ивана Козловского.
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление двух наиболее известных прижизненных портретов А. С. Пушкина работ В. А. Тропинина и О. А. Кипренского. Сопоставление известных иллюстраций к роману «Евгений Онегин» М. В. Добужинского, Е. П. Самокиш-Судковской, В. В. Гельмерсена, Д. А. Белюкина, Л. Я. Тимошенко.
Сочинение по творчеству А. С. Пушкина.
М. Ю. Лермонтов.
М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «У ж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й», «П р о щ а й, н е м ы т а я Р о с с и я...», «П р ор о к», «Д в а в е л и к а н а», «В ы х о ж у о д и н я н а
д ор о г у...», «К о г д а в о л н у е т с я ж е л т е ю щ а я н и в а...», «У т е с ».
Биография и творческий путь. Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства. Поиск своего места в поэзии. Любовные стихи
Лермонтова. Мотив трагедии поколения. Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.
С в я з ь в р е м ё н. Знакомство со стихотворением Зои Ященко «Печорин».
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат) на одну из предложенных тем.
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о т ь. Подготовка электронной презентации в форме заочной экскурсии в музей-заповедник «Тарханы». Создание электронного альбома иллюстраций к
«Герою нашего времени». Создание электронной презентации «Кавказ в стихах и акварелях Лермонтова».
Р а б о т а с м е д и а р с у р с а м и. Посещение на сайте виртуального музея М. Ю. Лермонтова. Просмотр фильма «Лермонтов» (1986). Сравнение двух экранизаций романа М. Ю. Лермонтова: фильма «Герой нашего времени» (1965) и многосерийного фильма «Герой нашего времени» (2006). Знакомство с картинами и рисунками М. Ю. Лермонтова. Знакомство с материалами, представленными на литературном портале Арзамас. Посещение (по возможности) дома-музея М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке в Москве и знакомство с его экспозициями.
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Сопоставление портретов М. Ю. Лермонтова, выполненных различными художниками: К. А. Горбуновым, Ф. О. Будкиным, Д. Паленым и автопортретом Лермонтова. Прослушивание романсов, написанных на стихи М. Ю. Лермонтова («Белеет парус одинокий...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Выхожу один я на дорогу...»).
М е т о д и к а. Связь и взаимодействие понятий «фабула» и «сюжет» учитель может разъяснить именно на материале «Героя нашего времени».
Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Н. В. Гоголь.
Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Биография и творческий путь (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.)
«Ш и н е л ь» («Петербургские повести»). Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.
Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
С в я з ь в р е м е н. Чтение фрагмента из рассказа В. М. Шукшина «Забуксовал» и ответ на вопрос, который озадачил Романа Звягина.
Т в о р ч е с к а я м а с т е р с к а я. Выполнение письменной творческой работы (сочинение или эссе, доклад или реферат) на одну из предложенных тем.
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Составление словаря устаревших или диалектных слов, встречающихся в поэме Гоголя «Мертвые души». Создание электронной презентации «Герои произведений Гоголя».
Р а б о т а с м е д и а р е с у р с а м и. Просмотр фильма Леонида Гайдая «Инкогнито из
Петербурга», по мотивам пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Просмотр мультипликационного фильма Юрия Норштейна, по повести Гоголя «Шинель». Просмотр экранизации поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
И н т е г р а ц и я и с к у с с т в. Знакомство с иллюстрациями к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», выполненными выпускником МАРХИ, московским художником Сергеем Чайкуном.
Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Контрольное тестирование № 2 по теме «Русская литература первой половины XIX века».
Зачет по теме «Русская литература первой половины XIX века».
Зарубежная литература. (3 часа)
У. Шекспир. (1 ауд.час + 1 час на сам. работу)
У. Шекспир. «Г а м л е т». Библиографическая справка. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду т«вечных» образов.
Т е о р и я. «Вечный» образ.
П р а к т и к у м. Чтение фрагмента из трагедии Шекспира «Гамлет». Ответы на вопросы и выполнение заданий.
П р о е к т н а я д е я т е л ь н о с т ь. Интерпретация и инсценировка отдельных сцен пьесы. Создание отзыва (рецензии) на экранизацию или театральную постановку шекспировской трагедии.
Данте Алигьери. (1 ауд.час + 1 час на сам. работу)
Данте Алигьери. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма
как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.
Т е о р и я. Название произведения.
П р а к т и к у м. Чтение фрагмента из «Божественной комедии». Ответы на вопросы и выполнение заданий.
Дж. Г. Байрон. (1 ауд.час + 1 час на сам. работу)
Дж. Г. Байрон. Жизнь великого поэта — властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов. Романтическая поэма «Странствия Чайльд-Гарольда». Значение термина «байронический герой». Лирический герой. Художественные приемы.
Т е о р и я. Романтизм.
Т в о р ч е с к а я л а б о р а т о р и я. Анализ стихотворения Байрона «Хочу я быть ребенком вольным...» и сопоставление его со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен...».
Итоговый урок. (1 ауд.час + 1 час на сам. работу)
Древнерусская литература и ее значение в развитии отечественной литературы.
Пути развития литературы в XVIII —начале XIX в. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.
Резерв. (2 часа)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ФГОС устанавливает требования к трем группам результатов освоения обучающимися основной образовательной программы ООО.
Личностные:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные:
- использование понятийного аппарата и научных методов познания;
- умение формулировать и аргументировать свои мысли;
- умение привлекать новый и изученный материал;
- совершенствование устной и письменной речью;
- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;
- владение первоначальными навыками научной деятельности и представления ее результатов;
- формирование и развитие компетентности в области использования интернет-ресурсов.
Предметные:
1)ученик научится:
- определять факты жизни и творчества авторов;
- осмыслять историю создания изучаемых произведений;
- понимать ключевые проблемы изученных произведений;
- понимать связь произведения с эпохой его написания;
- владеть элементарными навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений;
- владеть навыками сопоставления произведений;
- понимать образную природу литературы как одного из видов искусств;
- понимать слова в художественном произведении в его эстетической функции;
2) ученик получит возможность научиться:
-находить и объяснять приметы жанра произведения в его композиции,
- различать историческую правду и художественный вымысел,
- определять связь литературного произведения со временем;
- понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
- анализировать роль пейзажа, деталей в описании событий и в раскрытии характеров героев;
- объяснять связь описания картин природы с развитием сюжета;
- определять авторскую позицию писателя;
- обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения;
- определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка;
- пользоваться различными справочными изданиями;
- использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе;
- создавать рефераты на литературные и общекультурные темы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс:
1. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010г
2. Программа «Литература: 5 - 9 классы: рабочая программа / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2017».
3. Литература. 9 класс. В 2ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2016.
4. Литература. 9 класс. В 2ч. Ч. 2: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2016.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ http://
Приложение 1
Календарно-тематический план
9А,Б классы
Базовый уровень
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата урока по плану | Дата урока по факту | Домашнее задание |
Введение (1 час) | |||||
1 | Автор, читатель и литературные шедевры | 1 |
|
| Повторить записи в тетради |
Древнерусская литература (4 часа) | |||||
2 | Истоки и начало древнерусской литературы, богатство жанров, её значение и своеобразие. Русские летописи | 1 |
|
| Ответить на вопросы учебника с. 11 |
3 | «Слово о полку Игореве» - шедевр древнерусской литературы. История находки и публикации литературного памятника, его историческая и художественная ценность. Жанр и композиция «Слова…» | 1 |
|
| Составить план «Слова…» |
4 | Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины | 1 |
|
| Составить характеристику Ярославны |
5 | Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения | 1 |
|
| Ответить на вопросы учебника с. 28 |
Литература XVIII века (9 часов)
| |||||
6 | Литература XVIII века и эпоха Просвещения – «столетье безумное и мудрое». Классицизм – основные принципы и литературные жанры. Особенности русского классицизма
| 1 |
|
| Читать статью учебника на с. 34-38 Подготовить доклад о Ломоносове (инд. Задание) |
7 | М.В.Ломоносов: жизнь и творчество. Особенности одической поэзии Ломоносова. | 1 |
|
| Читать «Оду…» |
8 | Прославление Родины и просвещения в стихотворении Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» |
|
|
| Ответить на вопросы учебника с. 46 Подготовить доклад о Державине |
9 | Г.Р. Державин: жизнь и творчество. Традиции и новаторство одической поэзии Державина («Памятник»). | 1 |
|
| Выполнить индивидуальные задания |
10 | Тема и идея оды Державина «Властителям и судиям» | 1 |
|
| Подготовить доклады |
11 | Сентиментализм. Н.М. Карамзин: жизнь и творчество. Значение трудов Карамзина-историка. «История государства Российского» - главный труд писателя | 1 |
|
| Читать статью учебника на с. 56-58 (пересказать) |
12 | Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Сюжет и герои | 1 |
|
| Читать повесть |
13 | Повесть «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы | 1 |
|
| Подготовиться к зачёту |
14 | Зачёт № 1 «Древнерусская литература. Литература 18 века». Контрольное тестирование № 1 по теме «Древнерусская литература и литература 18 века» | 1 |
|
| Подготовить доклады |
Русская литература первой половины XIX века (50 часов) | |||||
15 | Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму: поэзия Рылеева, Батюшкова, Вяземского. Романтизм как литературное направление | 1 |
|
| Подготовить доклады |
16 | В.А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Особенности мировоззрения и поэтического стиля. | 1 |
|
| Подготовить доклады, ответить на вопросы в тетради |
17 | Романтическая элегия В.А. Жуковского «Море» | 1 |
|
| Анализировать стихотворение «Море» |
18 | В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини. | 1 |
|
| Подготовить доклад по творчеству Грибоедова |
19 | А.С. Грибоедов: жизнь и творческий путь. | 1 |
|
| Читать статью учебника на с.70-74 |
20 | Комедия «Горе от ума». История создания. Специфика жанра. Действующие лица | 1 |
|
| Читать 1 действие комедии «Горе от ума» |
21 | «Век нынешний» и «век минувший» | 1 |
|
| Читать «Горе от ума» |
22 | Конфликт Чацкого и Фамусова. Авторские ремарки и монологи героев – средства характеристики | 1 |
|
| Составить характеристики героев |
23 | Молодое поколение: нравственные идеалы Чацкого и Молчалина | 1 |
|
| Составить сопоставительные характеристики Чацкого и Молчалина |
24 | Женские персонажи и их роль в комедии. Образ Софьи, её роль в развитии сюжета и конфликта | 1 |
|
| Составить характеристику Софьи |
25 | Чацкий и «фамусовская» Москва | 1 |
|
| Произвести анализ фрагмента |
26 | Проблема «ума» и смысл названия. Традиции и новаторство, черты классицизма в пьесе | 1 |
|
| Повторить записи в тетради |
27 | Комедия в критике. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний» | 1 |
|
| Ответить на вопросы учебника на с. 114 Подготовиться к сочинению |
| Р/Р Домашнее сочинение № 1 по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» |
|
|
| Дописать сочинение |
28 | А.С. Пушкин: жизнь и творческий путь. Ранняя лирика. Жанр, идейное содержание, изобразительно-выразительные средства стихотворения «К Чаадаеву» | 1 |
|
| Подготовить индивидуальные сообщения |
29 | Период Южной ссылки. Романтические элегии и южные поэмы. Элегия «К морю» | 1 |
|
| Подготовить анализ элегии |
30 | Михайловский период. История создания стихотворения «К***». Драма «Борис Годунов». Пушкин – реалист. Анализ стихотворения «Пророк». | 1 |
|
| Подготовить анализ одного стихотворения |
31 | Петербургский период. Анализ стихотворений «Арион» и «Клеветникам России». Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | 1 |
|
| Выполнить задание в тетради |
32 | Тема поэта и поэзии. Чтение и анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом» и «Поэт» | 1 |
|
| Ответить на вопросы в тетради |
33 | Любовная лирика. Анализ стихотворений «Признание», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» | 1 |
|
| Сделать анализ одного стихотворения |
34 | Философская лирика. Анализ стихотворений «Движение», «Вновь я посетил…» | 1 |
|
| Подготовить анализ 1-2 стихотворений |
35 | Р/р Классное сочинение № 1 по лирике А.С. Пушкина | 1 |
|
| Дописать сочинение |
36 | Роман «Евгений Онегин». История создания и жанровые особенности романа | 1 |
|
| Анализировать текст |
37 | Жизнь петербургского дворянства. Комментированное чтение 1-й главы | 1 |
|
| Подготовить сообщение по тексту |
38 | Провинциальное дворянство в романе. Комментированное чтение 2-й главы | 1 |
|
| Составить характеристики |
39 | Татьяна – идеал автора. Поэтическая одухотворённость и цельность характера героини. Сопоставление с Ольгой. Анализ текста «письма Татьяны» (анализ 3-4 глав) | 1 |
|
| Подготовить сравнительную характеристику героинь |
40 | Ссора Онегина с Ленским. Композиционная роль дуэли в романе (анализ 5-6 глав) | 1 |
|
| Анализировать текст |
41 | Роль и смысл эпиграфов. Москва в романе, жизнь московского дворянства глазами Пушкина и Грибоедова (анализ 7-8 глав) | 1 |
|
| Анализировать главы романа |
42 | Особенности композиции романа. «Энциклопедия русской жизни». Автор и его герои. Роль «открытого» финала в воплощении авторского замысла. Статья В.Г. Белинского | 1 |
|
| Подготовиться к написанию сочинения |
43 | Р/р Классное сочинение № 2 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 |
|
| Дописать сочинение |
44 | М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Лирический герой поэзии. Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон…». Основные темы лирики поэта | 1 |
|
| Подготовить сообщения |
45 | Тема поэта и поэзии. Анализ стихотворений «Пророк», «Журналист, читатель и писатель» «Поэт» (1838) | 1 |
|
| Анализировать стихотворение |
46 | Тема размышлений поэта о судьбе поколения. Анализ стихотворения «Дума» | 1 |
|
| Ответить на вопросы в тетради |
47 | Тема родины и патриотизма. Анализ стихотворения «Родина» | 1 |
|
|
|
48 | Тема одиночества и неразделённой любви («Ангел», «Пленный рыцарь», «Выхожу один я на дорогу», «Утес», «Нищий») | 1 |
|
| Учить стихотворение |
| Р/Р Домашнее сочинение № 2 по лирике М.Ю. Лермонтова |
|
|
| Написать сочинение |
49 | Роман «Герой нашего времени».История создания | 1 |
|
| Читать отдельные главы романа |
50 | «Романтический» антураж повести «Бэла». «Странный человек» - Печорин. Роль рассказчика в романе | 1 |
|
| Подготовить сообщение по тексту |
51 | Фабула повести «Максим Максимыч». Причины отчуждённости Печорина от окружающих. | 1 |
|
| Выполнить индивидуальные задания |
52 | Особенности сюжета и композиции. Дневник Печорина – взгляд героя на самого себя в повести «Тамань» | 1 |
|
| Ответить на вопросы в тетради |
53 | Повесть «Княжна Мэри». Печорин и «водяное общество» - истоки конфликта. Тема любви и женские образы в романе | 1 |
|
| Подготовить сообщение о женских образах в романе |
54 | Жанровые особенности психологического романа. Внутренний конфликт. Повесть «Фаталист» и её роль в раскрытии «тайны» образа Печорина | 1 |
|
| Подготовиться к сочинению |
55 | Р/р Классное сочинение № 3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 |
|
| Дописать сочинение |
56 | Н.В.Гоголь: жизнь и творчество. Фантастика и реальность в произведениях Гоголя («Вечера на хуторе…», «Миргород», «Петербургские повести») | 1 |
|
| Читать тексты |
57 | Повесть «Шинель». «Маленький человек» - новый герой русской литературы | 1 |
|
| Ответить на вопросы в тетради |
58 | Роман «Мертвые души». Идейный замысел и история создания». Смысл названия и особенности жанра поэмы | 1 |
|
| Подготовить сообщения по роману |
59 | Образ Чичикова в произведении. Причины «омертвения его души». Знакомство героя с городом NN. |
|
|
| Читать и анализировать главы романа |
60 | Галерея помещиков в поэме. Их идейное значение в контексте произведения. В имении Манилова. Знакомство с Коробочкой. | 1 |
|
| Читать и анализировать главы романа |
61 | «Исторический человек» Ноздрев. Обед у Собакевича. Способы авторской характеристики: портрет, пейзаж, интерьер, речь персонажей | 1 |
|
| Читать и анализировать главы романа |
62 | История жизни Плюшкина, его роль в поэме. Крах афёры Чичикова. | 1 |
|
| Подготовить характеристики героев |
63 | Образ автора и лирические отступления, образ России в поэме «Мертвые души» | 1 |
|
| Написать сочинение по роману |
| Р/Р Домашнее сочинение № 3 по роману Н.В. Гоголя «Мертвые души» |
|
|
|
|
64 | Контрольное тестирование № 2 по теме ««Литература первой половины 19 века» | 1 |
|
| Подготовиться к зачёту |
65 | Зачёт № 2 по теме «Литература первой половины 19 века» | 1 |
|
| Подготовить доклады |
Зарубежная литература (3 урока) | |||||
66 | У.Шекспир, Данте Алигьери, Дж. Г. Байрон – классики западно-европейской литературы. У. Шекспир: биографическая справка. Трагедия «Гамлет» | 1 |
|
| Выполнить индивидуальные задания |
67 | Данте Алигьери: биографическая справка. Поэма «Божественная комедия»: особенности жанра. | 1 |
|
| Выполнить индивидуальные задания |
68 | Дж. Г. Байрон: биографическая справка. Поэма «Странствия Чайлд-Гарольда». Анализ стихотворения «Хочу я быть ребёнком вольным» | 1 |
|
| Выполнить индивидуальные задания |
Итоговый урок (1 час) | |||||
69 | Итоговый урок. Вечные темы и мотивы русской классики1-й половины 19 века. | 1 |
|
| Ответить на вопросы в тетради |
Резерв «1 час) | |||||
70 | Резервный урок | 1 |
|
|
|
Приложение 2
Темы на самостоятельное изучение предмета
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Истоки и начало древнерусской литературы, богатство жанров, её значение и своеобразие. Русские летописи | 1 |
2 | «Слово о полку Игореве» - шедевр древнерусской литературы. История находки и публикации литературного памятника, его историческая и художественная ценность. Жанр и композиция «Слова…» | 1 |
3 | Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины | 1 |
4 | М.В.Ломоносов: жизнь и творчество. Особенности одической поэзии Ломоносова. | 1 |
5 | Прославление Родины и просвещения в стихотворении Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» |
|
6 | Г.Р. Державин: жизнь и творчество. Традиции и новаторство одической поэзии Державина («Памятник»). | 1 |
7 | Тема и идея оды Державина «Властителям и судиям» | 1 |
8 | Сентиментализм. Н.М. Карамзин: жизнь и творчество. Значение трудов Карамзина-историка. «История государства Российского» - главный труд писателя | 1 |
9 | Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Сюжет и герои | 1 |
10 | В.А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Особенности мировоззрения и поэтического стиля. Романтическая элегия В.А. Жуковского «Море» | 1 |
11 | В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини. | 1 |
12 | А.С. Грибоедов: жизнь и творческий путь. Комедия «Горе от ума». История создания. Специфика жанра. Действующие лица | 1 |
13 | «Век нынешний» и «век минувший». Конфликт Чацкого и Фамусова. Авторские ремарки и монологи героев – средства характеристики | 1 |
14 | Молодое поколение: нравственные идеалы Чацкого и Молчалина. Женские персонажи и их роль в комедии. Образ Софьи, её роль в развитии сюжета и конфликта | 1 |
15 | Чацкий и «фамусовская» Москва. Проблема «ума» и смысл названия. Традиции и новаторство, черты классицизма в пьесе | 1 |
16 | А.С. Пушкин: жизнь и творческий путь. Ранняя лирика. Жанр, идейное содержание, изобразительно-выразительные средства стихотворения «К Чаадаеву» | 1 |
17 | Период Южной ссылки. Романтические элегии и южные поэмы. Элегия «К морю». Михайловский период. История создания стихотворения «К***». Драма «Борис Годунов». Пушкин – реалист. Анализ стихотворения «Пророк». Петербургский период. Анализ стихотворений «Арион» и «Клеветникам России». Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | 1 |
18 | Тема поэта и поэзии. Чтение и анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом» и «Поэт». Любовная лирика. Анализ стихотворений «Признание», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Философская лирика. Анализ стихотворений «Движение», «Вновь я посетил…» | 1 |
19 | Роман «Евгений Онегин». История создания и жанровые особенности романа. Жизнь петербургского дворянства. Комментированное чтение 1-й главы. Провинциальное дворянство в романе. Комментированное чтение 2-й главы | 1 |
20 | Татьяна – идеал автора. Поэтическая одухотворённость и цельность характера героини. Сопоставление с Ольгой. Анализ текста «письма Татьяны» (анализ 3-4 глав). Ссора Онегина с Ленским. Композиционная роль дуэли в романе (анализ 5-6 глав) | 1 |
21 | Роль и смысл эпиграфов. Москва в романе, жизнь московского дворянства глазами Пушкина и Грибоедова (анализ 7-8 глав). Особенности композиции романа. «Энциклопедия русской жизни». Автор и его герои. Роль «открытого» финала в воплощении авторского замысла. Статья В.Г. Белинского | 1 |
22 | М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Лирический герой поэзии. Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон…». Основные темы лирики поэта | 1 |
23 | Роман «Герой нашего времени».История создания. «Романтический» антураж повести «Бэла». «Странный человек» - Печорин. Роль рассказчика в романе. Фабула повести «Максим Максимыч». Причины отчуждённости Печорина от окружающих. | 1 |
24 | Особенности сюжета и композиции. Дневник Печорина – взгляд героя на самого себя в повести «Тамань». Повесть «Княжна Мэри». Печорин и «водяное общество» - истоки конфликта. Тема любви и женские образы в романе | 1 |
25 | Жанровые особенности психологического романа. Внутренний конфликт. Повесть «Фаталист» и её роль в раскрытии «тайны» образа Печорина | 1 |
26 | Н.В.Гоголь: жизнь и творчество. Фантастика и реальность в произведениях Гоголя («Вечера на хуторе…», «Миргород», «Петербургские повести»). Повесть «Шинель». «Маленький человек» - новый герой русской литературы | 1 |
27 | Роман «Мертвые души». Идейный замысел и история создания». Смысл названия и особенности жанра поэмы. Образ Чичикова в произведении. Причины «омертвения его души». Знакомство героя с городом NN. | 1 |
28 | Галерея помещиков в поэме. Их идейное значение в контексте произведения. В имении Манилова. Знакомство с Коробочкой. | 1 |
29 | «Исторический человек» Ноздрев. Обед у Собакевича. Способы авторской характеристики: портрет, пейзаж, интерьер, речь персонажей | 1 |
30 | История жизни Плюшкина, его роль в поэме. Крах афёры Чичикова. | 1 |
31 | Образ автора и лирические отступления, образ России в поэме «Мертвые души» | 1 |
32 | У.Шекспир, Данте Алигьери, Дж. Г. Байрон – классики западно-европейской литературы. У. Шекспир: биографическая справка. Трагедия «Гамлет» | 1 |
33 | Данте Алигьери: биографическая справка. Поэма «Божественная комедия»: особенности жанра. | 1 |
34 | Дж. Г. Байрон: биографическая справка. Поэма «Странствия Чайлд-Гарольда». Анализ стихотворения «Хочу я быть ребёнком вольным» | 1 |
35 | Повторение и обобщение пройденного учебного материала (итоговое) | 1 |
Лист корректировки рабочей программы по литературе для ______класса
учителя русского языка Гордеевой С.И.
№ | Название раздела | Название темы | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Протокол ШМО о рассмотрении корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа скорректирована «___»______20_____
___________ ____________________
ппдпись расшифровка подписи