СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа расчитана для учащихся 9-х классов и направлена на воспитание духовно - развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,любви и уважения к литературе и ценностям к отечественной культуре. Данной программой может пользоваться учитель литературы в 9-х классах для планирования уроков.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4 г.УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей русского языка и литературы протокол № 1от 27.08.2021г.
Руководитель МО _______________________
Э.Д.Дохтова
| СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УР
____________________ А.В.Хубиева
от 30.08.2021г. | УТВЕРЖДЕНА
приказом от 31августа 2021г. № 611
Директор_________________
А.М.Байкулова |
по предмету: литература
для 9 классов
на 2021 - 2022 учебный год
Уровень обучения: среднее общее образование
Количество часов: 102
Авторы учебника: В.Я. Коровина
Программу разработала:
Копсергенова Феодосия Алиевна,
учитель русского языка и литературы
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”, утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442;
3. ФГОС ООО с (изменениями и дополнениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
4. «О внесении изменений в ОПП ООО МБОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» утвержден приказом № 613 от 31.08.2021г.;
5. Годовой календарный учебный график работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты» на 2021-2022 учебный год» утверждён приказом №515 от 27.08.2021г.
6. Примерные программы по учебным предметам «литература» 5-9 классы. 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в Федеральный перечень учебников и допущенных к использованию и рекомендован (утвержден) при МО РФ приказом № 254 Минобрнауки от 20.05.2020г.
Состав УМК
1. | Автор учебника | Название учебника | Издательство | Год издания |
В.Я. Коровина | Литература. 9 класс | Просвещение | 2019 | |
2. | Автор | Учебный диск | Издательство | Год издания |
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. | Фонохрестоматия «Литература. 9 класс» | Просвещение | 2019 |
2. Цели и задачи обучения литературы в 9 классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.
Целями обучения предмета «Литература» в 9 классе является:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основными задачами обучения являются:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
3. Содержание учебного предмета «Литература» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА .
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков.
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение.
Содержание учебного предмета «Литература» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Литература» является приоритетным для формирования УУД.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Содержание учебного предмета «Литература» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
4.В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
1. Фронтальный опрос
2. Индивидуальный опрос
3. Творческие задания
4. Письменный опрос (тесты)
5. Описание места учебного предмета в учебном плане в 9 классе
На изучение данного предмета отводится 3 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 102 часа в год.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» на ступени обучения.
(отражены в образовательной программе образовательного учреждения. См. Приложение 2)
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» в
9 классе отражены в календарно-тематическом планировании.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
7.Содержание учебного предмета на ступень (отражено в образовательной программе образовательного учреждения).
Содержание учебного предмета
Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Раздел 1. Введение
| 1 | Познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе; начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе. |
Раздел 2. Из древнерусской литературы | 3 | Систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения. |
Раздел 3. Из литературы XVIII века
| 11 | Воссоздание атмосферы эпохи 18в., выявление особенностей развития литературы. |
Раздел 4. Из русской литературы XIX века | 52 | Выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 9-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.
|
Раздел 5. Из русской литературы XX века | 26 | Выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 9-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XX в., дать общую характеристику литературы I половины XX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики. |
Раздел 6. Из зарубежной литературы
| 7 | Знакомство с произведениями зарубежной литературы ,с жизнью и творчеством зарубежных писателей; расширение кругозора учеников, повышение их общего культурного уровня. |
Раздел 7. Повторение
| 2 | Повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 9 классе. |
Итого | 102 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 9в КЛАССЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
№ занятий | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид занятия | Вид контроля | Домашнее задание
| ||
план | факт | |||||||
1 | Раздел 1. Введение (1ч.)
|
1 |
|
| УПЗ | Устный опрос | Стр.4-8 составить план
| |
Литература как искусство слова
| ||||||||
2 | Раздел 2. Древнерусская литература. (3 ч.)
|
1 |
|
| УНЗ | Устный опрос |
Читать «Слово…», подготовить фрагмент для выразительного чтения отрывка | |
Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"
| ||||||||
3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
|
1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Подобрать материалы к сочинению. | |
4 | Рр Написание сочинения по «Слову…»
| 1 |
|
| РР | Письмен- ный опрос |
| |
5 | Раздел 3. Русская литература XVIII века (10 ч.)
|
1 |
|
| УНМ | Устный опрос |
Ответить на вопрос 3, стр.41 | |
Классицизм в русском и мировом искусстве.
| ||||||||
6 | М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»
|
1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Ответить на вопрос 1-5 стр.50. | |
7 | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
|
1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Наизусть отрывок на стр.59 «Науки юношей питают..» | |
8 | Г. Р. Державин «Властителям и судиям».
|
1
|
|
|
УНМ | Устный опрос | Ответить на вопрос «В чем видит свой долг автор «Властителей и судей»?».
| |
9 | «Памятник». Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть «Памятник» | |
10 | А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
|
1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская полесть») | |
11 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
| 1
|
|
| УЗМ | Устный опрос | Анализ стихотворения «Осень». | |
12 | М. Карамзин "Бедная Лиза".
| 1
|
|
| УНМ | Устный опрос | Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза» | |
13 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализмаНовые черты русской литературы.
|
1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Ответить на вопрос 2,стр.103 | |
14 | Написание сочинения «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
| 1 |
|
| РР | Письмен-ный опрос |
| |
15 | Раздел 4. Русская литература XIX века.(49 ч.) Русская литература XIX века.(49 ч.) Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
|
1 |
|
| УНМ | Устный опрос |
Индивидуальное сообщение о Жуковском | |
16 | Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать баллады Жуковского | |
17 | В.А. Жуковский «Светлана».
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Ответить на вопрос 1-2 стр.139 | |
18 | К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Индивид. сообщение об А.С. Грибоедове. | |
19 | А. С. Грибоедов: личность и судьба.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать I действие комедии | |
20 | Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать II действие. Сравнительная характеристика героев. | |
21 | "Горе от ума". 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва. |
1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать III действие/ Учить монолог (по выбору) | |
22 | "Горе от ума".3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.
|
1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Дочитать комедию до конца. | |
23 | "Горе от ума". 4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
|
1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Выписать 10-12 крылатых выражений. | |
24 | И. А. Гончаров "Мильон терзаний ".
|
1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Составить конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний | |
25 | Рр. Написание сочинения по комедии "Горе от ума".
| 1 |
|
| РР | Письменный опрос |
| |
26 | А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Выучить биографию на стр.174 | |
27 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть «К Чаадаеву» | |
28 | Свободолюбивая лирика.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Стр.178 выразительно читать | |
29 | Любовная лирика Адресаты любовной лирики Пушкина. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Стр.189-193 пересказ. | |
30 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть «Пророк» | |
31 | «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Подготовить сообщение об истории создания «Евгений Онегин»
| |
32 | Подготовить сообщение об истории создания «Евгений Онегин»
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Подготовить сообщение об основных этапах жизни Онегина. | |
33 | Трагические итоги жизненного пути. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Подготовить материалы о Татьяне Лариной | |
34 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Подобрать материал о поместном, столичном дворянстве. | |
35 | Анализ двух писем. Эволюция взаимо-отношений Татьяны и Онегина | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Наизусть отрывки (по выбору)
| |
36 | Автор в романе как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Ответить на вопрос «Какое письмо трагичнее, поэтичнее?». Критики о романе (учебник) | |
37 | Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Перечитать роман. Подготовиться к сочинению | |
38 | Рр Написание сочинения по роману «Евгений Онегин».
| 1 |
|
| РР | Письмен-ный опрос |
| |
39 | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове | |
40 | М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть биографию на стр.262 | |
41 | Образ поэта-пророка.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору) | |
42 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору) | |
43 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ «Думы». «Родина» | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Анализ стихотворения «Родина». Читать «Герой нашего времени» | |
44 | «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Анализ эпизодов «Бэла» | |
45 | «Бэла». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Анализ эпизодов «Максим Максимыч» | |
46 | «Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Анализ эпизодов «Тамань» | |
47 | «Тамань». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Анализ эпизодов«Княжна Мери» | |
48 | «Княжна Мери». Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Анализ эпизодов «Фаталист» | |
49 | «Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | 1 |
|
| УНМ
| Устный опрос | Ответить на вопросы 6-7 на стр.329
| |
50 | Контрольная работа по творчеству Лермонтова.
| 1 |
|
| РР | Письмен-ный опрос |
| |
51 | Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Прочитать 1 главу «Мертвые души». | |
52 | Система образов поэмы «Мертвые души».
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать гл. 2-5 | |
53 | Обучение анализу эпизода.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать гл.6. Роль худ.детали | |
54 | Образ города в поэме «Мертвые души».
| 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Подготовить сообщение о П.И. Чичикове | |
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать гл.I, VII, VIII, IX, X. | |
56 | «Мертвые души» - поэма о величии России. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Подобрать эпизоды, в которых изображен русский народ. | |
57 | Рр Написание сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 1 |
|
| РР | Письменный опрос |
| |
58 | А.Н. Островский. «Бедность не порок». Слово о драматурге. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Прочитать «Бедность не порок». | |
59 | Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Стр.377-379 составить план | |
60 | Ф.М. Достоевский. «Белые ночи».
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Прочитать «Белые ночи» | |
61 | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Подготовить материал о Настеньке. | |
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | 1 |
|
| УП | Устный опрос | Индивидуальное сообщение о Л.Н. Толстом Читать повесть «Юность» | |
63 | Л.Н. Толстой «Юность». Личность Л.Н. Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Читать «Смерть чиновника» | |
64 | Раздел 5. Русская литература XX века. (31 ч.) Эпоха |
1 |
|
|
УНМ |
Устный опрос |
С.29-35 читать и пересказывать | |
А.П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. | ||||||||
65 | А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Прочитать «Анна на шее», подготовиться к сочинению | |
66 | Написание сочинения : «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»(на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) | 1 |
|
| РР | Письменный опрос |
| |
67 | Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть стихотворение (по выбору) | |
68 | Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Пересказ «Темные аллеи» | |
69 | И. Бунин. «Темные аллеи».
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Подготовиться к контрольной работе. | |
70 | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.
| 1 |
|
| РР | Письмен-ный опрос |
| |
71 | «Серебряный век» русской поэзии.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Прочитать статью об А. Блоке стр.50-62 | |
72 | А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Выучить стихотворение «О весна…»,стр.63 | |
73 | Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и д | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Анализ стихотворений А. Блока Биография С. .Есенина. | |
74 | С.А. Есенин. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Сообщение на тему : «Тема любви в лирике С. Есенина»
| |
75 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Выучить стихотворение на стр.88 Биография В.Маяковского | |
76 | Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Ответить на вопросы на стр.105 Биография М. Булгакова. | |
77 | М. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Ответить на вопросы стр.112-113 | |
78 | Поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Написать сочинение-рассуждение(творческое задание стр.113) | |
79 | М.И. Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Пересказ статьи стр.114-118 | |
80 | Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Анализ стихотворения «Родина» М. Цветаевой. Биография А. Ахматовой | |
81 | «Я отраженье вашего лица» А.А. Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Ответить на вопрос 2стр.146 | |
82 | Стихи А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
| 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Биография Н. Заболоцкого | |
83 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Анализ стихотворения «Завещание»,стр.166 | |
84 | Философский характер лирики Заболоцкого. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Биография М. Шолохова. Прочитать «Судьба человека» | |
85 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Ответить на вопрос (творческое задание стр.196) | |
86 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Написать сочинение –рассуждение «Андрей Соколов» | |
87 | Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть стихотворение по выбору | |
88 | А.Т. Твардовский. Стихи о Родине и о природе.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Наизусть «Я убит подо Ржевом» | |
89 | «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Биография А. Солженицына. | |
90 | А.И. Солженицын. «Матренин двор»
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Прочитать «Матренин двор» | |
91 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Написать сочинение-рассуждение «Образ праведницы» | |
92 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Пересказ статьи на стр.290-293. | |
93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.
| 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Анализ статьи на стр.307-309 | |
94 | Контрольная работа. «Русская литература 20 века.»
|
1 |
|
| УКЗ | Письменная работа |
| |
95 | Раздел 6. Зарубежная литература. (8 ч.) Анализ к\р. |
1 |
|
| УНМ |
Устный опрос | Составить план статьи стр.325-335. Прочитать «Божественную комедию» | |
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | ||||||||
96 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).
| 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Прочитать «Гамлет» | |
97 | Итоговая контрольная работа.
| 1 |
|
| УКЗ | Письмен-ная работа |
| |
98 | Анализ итоговой контрольной работы. У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Сочинение-рассуждение «Герои У. Шекспира» | |
99 | Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Ответить на вопрос 3,стр.344 | |
100 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
| 1 |
|
| УЗМ | Устный опрос | Биография И.-В. Гёте Прочитать «Фауст» | |
101 | И.-В. Гете. «Фауст». Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. | 1 |
|
| УНМ | Устный опрос | Ответить на вопрос(творческое задание стр.359) | |
102 | Литературные места России.
| 1 |
|
| УПЗ | Устный опрос |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Литература. 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
Литература. 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.
Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Для учителя:
Программы и учебники:
Литература. 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Литература. 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008.
Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия:
Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Источники контрольно-измерительных материалов
Сайты сети Интернет
http://www.proshkolu.ru/
http://nsportal.ru/
http://www.rusedu.ru/
http://www.uchportal.ru/load
http://www.prodlenka.org/
http://pedsovet.org/
http://metodisty.ru/
http://www.philology.ru/
http://nayrok.ru/
http://www.openclass.ru/
Приложение.
Критерии и нормы оценивания обучающихся по литературе
Тест:
80% от максимальной суммы баллов – «5»
60-80% - «4»
40-60% - «3»
0-40% - «2»
Сочинение:
примерный объем классных сочинений 1,5 - 2 страниц. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет. | Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов. | Допущено ошибок: 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные, или 2 грамматические |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных, или 4 грамматических. |
«2» | Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок. |
Диктант:
«5» - Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая.
«4» - Допущено ошибок: 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные, или 2 грамматические.
«3» - 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных, или 4 грамматических.
«2» - 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.
Словарный диктант:
В словарных диктантах: (25-30 слов)
«5» - правильность 100-90%
«4» - правильность 90-80%
«3» - правильность 80-50%
«2» - правильность менее 50%
«1» - ошибочное написание 100% работы
Реферат:
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
Самостоятельная работа:
Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла); незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения: работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла), работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:
6-5 баллов – «5»
4-3 балла – «4»
2-1 балл – «3»
0 баллов – «2»
Устный ответ:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения или теоретического лингвистического материала и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Контрольная работа по биографии, лирике М. Ю. Лермонтова и роману
«Герой нашего времени» (9 класс)
1. Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова.
1. 1814 – 1841 2. 1824 – 1849 3. 1812 -1837
2. Как называется имение, где прошло детство М.Ю. Лермонтова?
1. Грешнево 2. Тарханы 3. Михайловское
3.Укажите строки, в которых использована метафора:
1."В пространстве брошенных светил…»
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
3. «Играют волны – ветер свищет…»
4. В каком возрасте М. Ю. Лермонтов написал свое первое стихотворение?
1. В 10 лет 2. В 14 лет 3. В 16 лет
5. Первая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ была в ….
1. В 1827 году 2. В 1834 году 3. В 1837 году
6. Назовите одно из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова
1. «Пророк» 2. «Смерть поэта» 3. «Дума»
7. В каком стихотворении поэт винил общество, себя, поколение в однообразной и скучной жизни?
1. «Нищий» 2. «Родина» 3. «Дума»
8. Кто является героем своего временив романе?
а) Грушницкий б) Максим Максимыч в) Вернер г) Печорин
9. Печорина звали:
а) Максим Максимыч
б) Григорий Александрович
в) Александр Григорьевич
г) Евгений Александрович
10. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин б) автор в) сама героиня г) Максим Максимыч
11. Кому из героев романа принадлежит следующая характеристика: «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».
а) доктор Вернер б) Вулич в) Максим Максимыч г) Казбич
12. Как сложилась судьба Бэлы?
а) ее увез Казбич
б) она осталась с Печориным
в) Она вернулась к своим родным
г) она умерла
13. В какой из частей романа Печорин романтически увлечен девушкой-контрабандисткой, вольной дочерью природы?
а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»
14. Какая повесть является центральной в романе и характеризует его как «историю души человеческой»?
а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»
15. Определите героя по портрету: «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!..»
а) доктор Вернер б) Казбич в) Максим Максимыч г) Печорин
16. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые н6а все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»
а) Максим Максимыч б) Вулич в) Вернер г) Грушницкий
17. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман
б) исторический
в) авантюрный
г) роман странствий
18. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя
б) проблема любви и дружбы
в) проблема современного поколения
г) проблема отцов и детей
Ответы:
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Ответ | 1 | 2 | 1, 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | г | б | г | в | г | в | г | б | г | а | г |
Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.
1. Какое произведение принадлежит А.П.Чехову?
А) ”Юность” Б) ”Тоска”
В) ”Белые ночи” Г) ”Мёртвые души”
2. Какой псевдоним не принадлежит Чехову?
А) Антоша Чехонте Б) Человек без селезёнки
В) Брат моего брата Г) Козьма Прутков
3. Соотнесите:
А) Л.Н. Толстой 1- Белые ночи
Б) А.Н. Островский 2 - Юность
В) Ф.М. Достоевский 3 – Анна на шее
Г) А.П. Чехов 4 – Бедность не порок
4. К какому произведению Чехова взят эпиграф из духовного стиха «Кому повем печаль мою?..»
5. Как звали героиню повести «Белые ночи»?
6. Николай Алексеевич из рассказа «Темные аллеи» оставил Надежду
а) из-за разницы в социальном положении
б) так как полюбил другую
в) так как был женат
г) из-за решения родителей
7.Укажите годы жизни И.А. Бунина
а) 1860-1904 б) 1865-1921 в) 1870-1953 г) 1899-1960
8. Устами Надежды из рассказа «Темные аллеи» Бунин утверждает
а) что вечная любовь невозможна
б) что женщина способна на вечную любовь
в) что любви нет
г) что любовь не умирает со смертью предмета любви
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематического планирования)
ФИО учителя: Копсергенова Ф.А.
Предмет: Литература
Класс: 9
Учебный год: 2021-2022
№ урока | Даты по основно-му КТП | Тема урока по основному КТП | Дата проведе-ния по факту | Тема урока по факту | Причина корректировки
| Способ корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель_______________(ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
______________________(ФИО)