Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 33
__________________________________________________________
«Рассмотрено на заседании методического объединения» 27/08/16 | «Согласовано с Методическим советом гимназии» 28/08/16 | «Утверждаю» _________/Д.К.Халтаева директор МАОУ «Гимназия №33 г.Улан-Удэ» 29.08.2016г |
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
на 2016/2017 учебный год
Разработчик:
Падалка Н.И.
Рабочая программа по литературному чтению.
1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Литературное чтение и слушание
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Курс литературного чтения 1 класса помогает ребёнку стать читателем: подводит к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогащает читательский опыт. Уроки литературного слушания проходят в тот период обучения, когда дети самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.
Цель курса: курс литературного чтения призван ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Объем программы:
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 32 часа в 4 четверти (25 часов - уроки чтения и 8 часов - уроки литературного слушания)
Результаты изучения учебного предмета
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений
Содержание курса
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Читаем, сказки,загадки, скороговорки | 3 |
2 | Учимся уму – разуму | 3 |
3 | Читаем о родной природе | 4 |
4 | О наших друзьях – животных | 4 |
5 | Читаем о родной природе | 4 |
6 | Учимся уму – разуму | 3 |
7 | Читаем сказки, пословицы, считалки | 3 |
8 | О наших друзьях – животных | 4 |
9 | Читаем о родной природе | 4 |
Итого | 32 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 4 четверть
УМК «Начальная школа XXI века»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата проведения |
Читаем, сказки,загадки, скороговорки (3 ч) |
1 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | 1 | | |
2 | В.Сутеев «Кораблик». Кир Булычев «Скороговорки». | 1 | | |
3 | В.Бианки «Лис и мышонок» | 1 | | |
4 | Л.С В. Чаплина «Мушка» | 1 | | |
Учимся уму – разуму (3 ч) |
5 | К.Ушинский «Играющие собаки». Л.Толстой «Косточка». В.Осеева «Кто наказал его?». И.Северянин «Ее питомцы». | 1 | | |
6 | Е.Пермяк «Торопливый ножик». В.Осеева «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье» | 1 | | |
7 | А.Барто «Я-лишний». Я.Аким «Мама». Э. Успенский «Все в порядке» | 1 | | |
8 | Л.С С.Баруздин «Веселые рассказы» | 1 | | |
Читаем о родной природе(4 ч) |
9 | Л.Толстой «Солнце и ветер». В.Бианки «Синичкин календарь». Э. Мошковская «Лед тронулся» | 1 | | |
10 | И.Соколов-Микитов «Русский лес». Русская народная песня «Березонька» | 1 | | |
11 | С.Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | | |
12 | Л.С. Е.Ильина «Чик-чик ножницами» Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | | |
О наших друзьях – животных(4 ч) |
13 | И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка». С.Михалков «Аисты и лягушки». Е.Чарушин «Томкины сны» | 1 | | |
14 | И.Жуков «Нападение на зоопарк». М.Пришвин «Ежик» (отрывок). Ю. Могутин «Убежал». Б.Заходер «Ежик». | 1 | | |
15 | М.Пришвин «Норка и Жулька». Русская народная песня «Котик». Э.Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» (решение частных задач). | 1 | | |
16 | Л.С. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | | |
Учимся уму – разуму (3 ч.) |
17 | М.Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин?», «На катке» . Инсценирование | 1 | | |
18 | В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Е.Пермяк «Самое страшное». С.Востоков «Кто кого». | 1 | | |
19 | И.Бутман «Клоун». Е.Пермяк «Бумажный змей». В. Берестов «Сережа и гвозди» . | 1 | | |
20 | Л.С. В.Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок» Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | | |
Читаем сказки, пословицы, считалки (3 ч) |
21 | М.Пляцковский «Урок дружбы». В.Орлов «Как Малышу нашли маму». А.Усачев «Грамотная мышка» Урок-игра | 1 | | |
22 | М.Яснов «В лесной библиотеке». В.Сутеев «Цыпленок и Утенок». С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». | 1 | | |
23 | Д.Биссет «Дракон Комодо». | 1 | | |
24 | Л.С. Русская народная сказка «Терешечка» Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | | |
О наших друзьях – животных (4 ч) |
25 | А.Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне» . | 1 | | |
26 | В.Орлов «Большие уши». Урок-фантазия | 1 | | |
27 | Е.Чарушин «Томка и корова». В.Берестов «Выводок». | 1 | | |
28 | Л.С. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» Модуль «Решение метапредметных задач» | 1 | | |
Читаем о родной природе (4 ч) |
29 | И.Соколов-Микитов «Радуга». Е.Трутнева «Эхо». И.Шевчук «Ленивое эхо». К.Чуковский «Загадка. | 1 | | |
30 | И.Соколов-Микитов «Май». С.Витвицкий «Травка зеленеет…». Я.Тайц «Все здесь», «По ягоды». | 1 | | |
31 | К.Чуковский «Радость». М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю.Коринец «Волшебное письмо». Р.Валеева «Здравствуй, лето!». В.Лунин «Я видела чудо». Контроль знаний. | 1 | | |
32 | Л.С Г. Скребицкий «Мать». А Барто «Гроза» | 1 | | |
| Модуль «Учимся быть читателями» | 8 ч | | |