СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литературное чтение 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литературное чтение 1 класс»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По учебному предмету литературное чтение


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 1


Количество часов: 126


Учитель: Балабина Людмила Николаевна

Программа разработана на основе

Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» («Начальная школа XXI века»).

Программа: Литературное чтение. Программа. 1-4 классы./ Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2015.


Учебник: Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: / авт. – сост. Л.А. Ефросинина – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: / авт. – сост. Л.А. Ефросинина – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015






РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- примерной программы начального общего образования;

- авторской программы для 1 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2012 г. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).

Срок реализации программы 2018 - 2019 учебный год.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч. 1. Во II полугодии - учебниками «Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение»

В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой - 1 час в неделю. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.

Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым);

  • включать обучающихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширить круг чтения обучающихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Специфика предмета

Специфические особенности курса литературного чтения являются следующие:

  • сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;

  • работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;

  • сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

  • использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения;

  • формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;

  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью обучающихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

  • содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работой с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:

  • системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);

  • эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;

  • эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);

  • преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:

  • содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;

  • развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;

  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;

  • системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;

  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;

  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается курсом «Обучение грамоте». Интегрированный курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация системно -деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Слушаем чтение учителя».

Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.

Развивается основный вид речевой деятельности – говорение.

Межпредметные связи:

    • с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

    • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге.


Ценностные ориентиры содержания курса математики.

Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО:

  • обучение обеспечивает развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;

  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка в процессе обучения.

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий. Литературное чтение обеспечивает формирование таких универсальных умений, как чтение вслух и молча (про себя), работа с текстами произведений, овладение видами чтения, развитие эстетического восприятия, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы. Материалы предмета «Литературное чтение» способствуют развитию следующих универсальных учебных действий у младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели. На изучение предмета литературное чтение в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице.


Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

1

4 часа в неделю – 132 часа в год

126 часов (понедельник, вторник, четверг, пятница)

6 часов

Праздничный день - 05.11.2018 г., 08.03.2019 г.,

02.05.2019 г.,

03.05.2019 г., 09.05.2019 г.,

10.05.2019 г.


РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания


Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;

  12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

  2. формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


К концу обучения в первом классе ученик научится:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;

  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

  • оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

  • сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

  • находить в тексте произведения сравнения, обращения;

  • находить в тексте и читать диалоги героев;

  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

  • придумывать истории с героями изученных произведений;

  • пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

  • инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

  • создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • получать информацию о героях, произведении или книге;

  • работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

  • дополнять таблицы, схемы, модели;

  • сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

  • дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;


В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся к концу 1 класса будет сформирована:

 -  внутренняя позиция школьника как положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, проявление интереса к школьному содержанию занятий;

 -  учебная мотивация как совокупность внутренних и внешних мотивов учения;

 -  рефлексивная самооценка как сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня, умение фиксировать свои изменения, знание своих возможностей, умение определить границу этих возможностей, границу своего знания и незнания, умения и неумения;

 -  ориентация на выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности, выполнение требований школьной жизни. 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся к концу 1 класса овладеют:

 - умением принимать и сохранять учебную цель;

 - планировать реализацию цели в материализованном (предметном) и внешнеречевом плане;

 - контролировать свои действия по образцу, предложенному учителем;

 - оценивать результаты учебной деятельности по предложенным критериям.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся к концу 1 класса научатся:

В области общеучебных действий:

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;

 - воспринимать сообщения и тексты разных жанров;

 - пользоваться знаково-символическим моделированием (действиями замещения (кодирования) и декодирования;

 - строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 - применять элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно-символической форме;

 - работать с текстами, содержащими рисунки, схемы.

В области логических действий:

 - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 -  осуществлять синтез как составление целого из частей;

 -  проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

 -  осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза;

- осуществлять общий приём решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся к концу 1 класса научатся:

 - задавать вопросы;

 - строить монологическое высказывание;

 - владеть диалогической формой речи;

 - формулировать собственное мнение;

 - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.


Критерии оценки

Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного года. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. С целью перехода к отметочному обучению допускается в 1-х классах оценочные суждения «Молодец», «Умница» в устной и письменной форме.

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, пере­становка, пропуски или добавления букв, сло­гов, слов);

  • неправильная постановка ударений (бо­лее 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитан­ного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по со­держанию текста;

  • неумение выделить основную мысль про­читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос­новного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последователь­ности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовлен­ного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте­нии вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель­ность при передаче характера персонажа.

При определении уровня развития навыка чтения необходимо учитывать: осознанность, способ чтения, беглость, правильность, выразительность, владение речевыми умениями и навыками работать с текстом.

Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует плавный послоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимания значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-24 слова в минуту (на конец учебного года). Обучающийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по слогам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.


РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса


Содержание курса «Обучение грамоте»

Слово и предложение.

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Раз­личение слова и предложения. Работа с предложением: выде­ление слов, изменение их порядка, распространение и сокра­щение предложения.

Фонетика.

Единство звукового состава слова и его значения. Интона­ционное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последо­вательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, разли­чающихся одним звуком {мак—рак). Различение гласных и со­гласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих каче­ственные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответст­вующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деле­ние слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление коли­чества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позицион­ный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами зву­ка [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

простых выводов на основе информации, содержащейся в тек­сте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства са­моконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Чтение.

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обуслов­ленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на бук­ву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как ре­зультат совершенствования механизма чтения. Обучение ор­фоэпическому чтению при переходе к чтению целыми слова­ми. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным тем­пом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и вырази­тельности чтения на материале небольших текстов и стихо­творений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на по­ставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информа­ции, заданной в тексте в явном виде. Формулирование ростых выводов на основе информации, содержащейся в тек­сте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства са­моконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Восприятие художественного произведения.

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, по­словицы и др.


Содержание курса «Литературное чтение»

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок ли­тературного слушания, после обучения грамоте - 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слуша­ния и работы с детскими книгами.


Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой.

Чтение вслух и молча (про себя). Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с

индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.

Работа с текстом. Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чемпроизведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам.

Работа с текстом научно-популярного произведения. Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении.

Библиографическая культура. Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме.

Говорение (культура речевого общения). Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений. Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или о героях и их поступках (1–3 предложения).

Письмо (культура письменной речи). Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом- описанием, текстом-рассуждением.

Круг чтения.

Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка- закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой,фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.

Чтение: работа с информацией.

Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Введение понятия «предложение».

1

03.09.


2.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

1

04.09.


3.

Л/С. Е. Серова «Мой дом»,

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

1

06.09.


4.

Рассказ по сюжетной картинке.

1

07.09.


5.

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

10.09.


6.

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

11.09.


7.

Л /С. В. Белов «Родничок».

1

13.09.


8.

Звуковой анализ слова мак.

1

14.09.


9.

Звуковой анализ слов сыр, нос.

1

17.09.


10.

Рассказ по сюжетным картинкам.

1

18.09.


11.

Л /С. М. Михайлов «Лесные хоромы».

1

20.09.


12.

Введение понятия «гласный звук» Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.

1

21.09.


13.

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

1

24.09.


14.

Л /С. Муса Гали «Земные краски».

1

25.09.


15.

Знакомство с буквой А (а).

1

27.09.


16.

Знакомство с буквой «Я (я)». Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]).

1

28.09.


17.

Знакомство с буквой «О (о)».

1

01.10.


18.

Л /С. А. Барто «В школу».

1

02.10.


19.

Знакомство с буквой «Ё, ё» .

1

04.10.


20.

Знакомство с буквой У (у).

1

05.10.


21.

Знакомство с буквой Ю (ю).

1

08.10.


22.

Л /С. В. Железников «История с азбукой».

1

09.10.


23.

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]).

1

11.10.


24.

Знакомство с буквой «Е (е)».

1

12.10.


25.

Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]).

1

15.10.


26.

Л /С. Л. Пантелеев «Буква «ты».

1

16.10.


27.

Знакомство с буквой «ы».

1

18.10.


28.

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

1

19.10.


29.

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.

1

22.10.


30.

Знакомство с буквой «М, м».

1

23.10.


31.

Л /С. Я. Аким «Мой верный чиж».

1

25.10.


32.

Знакомство с буквой «Р, р».

1

26.10.


33.

Знакомство с буквой «Л, л».

1

06.11.


34.

Знакомство с буквой «Й, й».

1

08.11.


35.

Л /С. Е.Ильина «Шум и Шумок».

1

09.11.


36.

Знакомство с буквой «Г, г».

1

12.11.


37.

Знакомство с буквой «К, к».

1

13.11.


38.

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

15.11.


39.

Л /С. Е. Благинина «Тюлюлюй».

1

16.11.


40.

Знакомство с буквой «С, с».

1

19.11.


41.

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

20.11.


42.

Знакомство с буквой «Д, д».

1

22.11.


43.

Л /С. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

1

23.11.


44.

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

1

26.11.


45.

Знакомство с буквой «Б, б».

1

27.11.


46.

Знакомство с буквой «П, п».

1

29.11.


47.

Л /С. В. Сутеев «Дядя Миша».

1

30.11.


48.

Знакомство с буквой «Ф, ф».

1

03.12.


49.

Знакомство с буквой «Ж, ж».

1

04.12.


50.

Знакомство с буквой «Ш, ш».

1

06.12.


51.

Л /С. С. Маршак «Тихая сказка».

1

07.12.


52.

Знакомство с буквой «Щ, щ».

1

10.12.


53.

Знакомство с буквой «Х, х».

1

11.12.


54.

Знакомство с буквой «Ц, ц».

1

13.12.


55.

Л /С. Ш. Перро «Красная Шапочка».

1

14.12.


56.

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.

1

17.12.


57.

Знакомство с особенностями «ъ».

1

18.12.


58.

Алфавит. "Ты эти буквы заучи..."

С.Я. Маршак «Спрятался». В. Голявкин.

1

20.12.


59.

Л /С. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

1

21.12.


60.

«Три котенка» В. Сутеев. «Беспокойные соседки» А. Шибаев.

1

24.12.


61.

«Про нос и язык» Е. Пермяк. «Меня нет дома» Г. Остер.

1

25.12.


62.

Л /С. А. Блок «Зайчик»,

Г. Скребицкий «Пушок».

1

27.12.


63.

«На зарядку – становись»! А. Шибаев. «Познакомились» А. Шибаев.

1

28.12.


64.

Как Никита играл в доктора» Е.Чарушин.

1

14.01.


65.

«Всегда вместе» А. Шибаев.

1

15.01.


66.

Л /С. Е.Трутнева «Когда это бывает?»

1

17.01.


67.

«Маленький тигр» Г. Цыферов.«Кто?» С.Чёрный.

1

18.01.


68.

«Середина сосиски» Г. Остер. «Жадина» Я. Аким.

1

21.01.


69.

«Если был бы я девчонкой»… Э.Успенский. «Рукавичка» Украинская

народная сказка.

1

22.01.


70.

Л /С. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

24.01.


71.

«Спускаться легче» Г. Остер.

1

25.01.


72.

«Под грибом» В. Сутеев.

1

28.01.


73.

«Что за шутки»? А.Шибаев.

«Хорошо спрятанная котлета» Г.Остера.

1

29.01.


74.

Л /С. К. Чуковский «Муха-Цокотуха».

1

31.01.


75.

«Как меня называли» Б. Житков.

«Большая новость» А.Кушнер.

1

01.02.


76.

«Как поросенок говорить научился» Л. Пантелеев.

1

04.02.


77.

«Яшка» Е.Чарушин. «Что я узнал»! А.Кушнер.

1

05.02.


78.

Л /С. В. Сутеев «Елка». Проверь себя.

1

07.02.


79.

«Медвежата» Ю. Дмитриев.

«Медвежата» Г. Снегирёв.

1

08.02.


80.

«Растеряшка» М . Карем.

«Заколдованная буква» В.Драгунский.

1

11.02.


81.

«Ступеньки» Н.Носов.

1

12.02.


82.

Л /С. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

1

14.02.


83.

«Горячий привет» О.Дриз. «Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер.

1

15.02.


84.

«Зайчата» Е.Чарушин. «Сорока и заяц» Н.Сладков. «Лиса и заяц» Н.Сладков.

1

25.02.


85.

«Затейники» Н.Носов.

1

26.02.


86.

Л /С. Е.Пермяк «Пичугин мост».

1

28.02.


87.

«Людоед и принцесса, или Всё наоборот» Г.Сапгир.

1

01.03.


88.

«Про мышку, которая елакошек» Дж. Родари.

1

04.03.


89.

«Ёж» (отрывок) А.Толстой. «Волк ужасно разъярён»… В. Лунин. «Зелёный заяц» Г. Цыферов.

1

05.03.


90.

Л /С. Н. Саконская «Мы с мамой».

1

07.03.


91.

«Он живой и светится» В. Драгунский.

1

11.03.


92.

Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь Н.Сладков.

1

12.03.


93.

«Лошарик» Г.Сапгир. «Картинки в лужах» В. Берестов.

1

14.03.


94.

Л /С. В Чаплина «Мушка».

1

15.03.


95.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане… (отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

1

18.03.


96.

В. Сутеев «Кораблик». Кир Булычев «Скороговорка». В.В. Бианки «Лис и Мышонок».

1

19.03.


97.

К.Д. Ушинский «Играющие собаки».

Л.Н. Толстой «Косточка». И. Северянин «Её питомцы».

1

21.03.


98.

Л /С. С. Баруздин «Веселые рассказы».

1

22.03.


99.

В.А. Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день». Е Пермяк «Торопливый ножик». Пословица.

1

01.04.


100.

В.А.Осеева «Три товарища», «Печенье»,

Пословицы.

1

02.04.


101.

А. Барто «Я – Лишний». Я. Аким «Мама». Э. Успенский «Все в порядке».

1

04.04.


102.

Л /С. Е. Ильина «Чик-чик ножницами».

1

05.04.


103.

Л.Н. Толстой «Солнце и ветер».

В.В. Бианки «Синичкин календарь».

Э. Мошковская «Лед тронулся».

1

08.04.


104.

И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка.

Русская народная песня «Березонька». Загадка.

1

09.04.


105.

С.Я. Маршак «Апрель». М.М. Пришвин

«Лесная капель».

1

11.04.


106.

Л /С. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

1

12.04.


107.

И. Mазнин «Давайте дружить».

Ю. Коваль «Бабочка». Загадка.

1

15.04.


108.

С.В. Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Скороговорка. И. Жуков «Нападение на зоопарк». Е.И. Чарушин «Томкины сны».

1

16.04.


109.

М.М. Пришвин «Ежик». Б. Заходер «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал».

М. Пришвин «Норка и Жулька».

1

18.04.


110.

Л /С. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок».

1

19.04.


111.

«Котик». Русская народная песня.

Э. Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».

1

22.04.


112.

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

В. Осеева «Кто хозяин?»

1

23.04.


113.

В.Осеева «На катке». В.В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Е.А. Пермяк «Самое страшное». Пословица.

С. Востоков «Кто кого».

1

25.04.


114.

Л /С. Русская народная сказка

«Терёшечка».

1

26.04.


115.

И. Бутмин «Клоун». В. Берестов «Сережа и гвозди». Е.А . Пермяк «Бумажный змей».

1

29.04.


116.

М. Пляцковский «Урок дружбы». Пословица. В.Орлов «Как малышу нашли маму».

1

30.04.


117.

А. Усачёв «Грамотная мышка». М. Яснов «В лесной библиотеке». В. Сутеев «Цыпленок и Утенок».

1

06.05.


118.

Л /С. Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и волк».

1

07.05.


119.

С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». Д. Биссет «Дракон Комодо».

1

13.05.


120.

А. Барто «Жук». Н.Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. В. Орлов «Большие уши».

1

14.05.


121.

Е.И. Чарушин «Томка и корова». Загадка. В. Берестов «Выводок».

1

16.05.


122.

Л /С. Г. Скребицкий «Мать».

1

17.05.


123.

И.Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева «Эхо». К.И. Чуковский «Загадка».

1

20.05.


124.

И. Соколов-Микитов «Май». А. Плещеев

«Травка зеленеет». Я. Тайц «Всё здесь».

Загадка. К.И. Чуковский «Радость».

Я. Тайц «По ягоды».

1

21.05.


125.

М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец «Волшебное письмо».

Р. Валеева. «Здравствуй, лето!»

1

23.05.


126.

Л /С. А. Барто «Весенняя гроза».

Рекомендации на лето.

1

24.05.




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ ___________ Шапошникова И.И.

от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 г. ___________ Скиданова Л. В.