РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету литературное чтение Уровень общего образования (класс): начальное общее, 1 Количество часов: 126 Учитель: Балабина Людмила Николаевна Программа разработана на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» («Начальная школа XXI века»). Программа: Литературное чтение. Программа. 1-4 классы./ Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2015. Учебник: Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: / авт. – сост. Л.А. Ефросинина – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: / авт. – сост. Л.А. Ефросинина – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015 РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - примерной программы начального общего образования; - авторской программы для 1 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2012 г. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Срок реализации программы 2018 - 2019 учебный год. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч. 1. Во II полугодии - учебниками «Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение» В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой - 1 час в неделю. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге. С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника. Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса «Литературное чтение»: обеспечивать полноценное восприятие обучающимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя); систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым); включать обучающихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах; формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова; расширить круг чтения обучающихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). Специфика предмета Специфические особенности курса литературного чтения являются следующие: сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями; работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей; одновременная работа над языком произведения и речью детей; сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения; использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения; формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг; освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью обучающихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика. Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений: изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия; содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работой с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы: системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня); эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений; эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев); преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства. При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию: содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов; развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер; введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности; системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе; система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся; умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается курсом «Обучение грамоте». Интегрированный курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация системно -деятельностного подхода – основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Слушаем чтение учителя». Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев. Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений. Развивается основный вид речевой деятельности – говорение. Межпредметные связи: с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге. Ценностные ориентиры содержания курса математики. Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО: обучение обеспечивает развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений; содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка в процессе обучения. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий. Литературное чтение обеспечивает формирование таких универсальных умений, как чтение вслух и молча (про себя), работа с текстами произведений, овладение видами чтения, развитие эстетического восприятия, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы. Материалы предмета «Литературное чтение» способствуют развитию следующих универсальных учебных действий у младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Место учебного предмета в учебном плане Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели. На изучение предмета литературное чтение в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице. Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 1 | 4 часа в неделю – 132 часа в год | 126 часов (понедельник, вторник, четверг, пятница) | 6 часов | Праздничный день - 05.11.2018 г., 08.03.2019 г., 02.05.2019 г., 03.05.2019 г., 09.05.2019 г., 10.05.2019 г. | РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. К концу обучения в первом классе ученик научится: Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Ученик научится: осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки); читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных). Ученик получит возможность научиться: понимать нравственное содержание прочитанного произведения; высказывать суждения о произведении и поступках героев; узнавать изученные произведения по отрывкам из них; оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Ученик научится: определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок. Ученик получит возможность научиться: сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; находить в тексте произведения сравнения, обращения; находить в тексте и читать диалоги героев; определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится: читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам; придумывать истории с героями изученных произведений; пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица. Ученик получит возможность научиться: иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы). Раздел «Чтение: работа с информацией» Ученик научится: получать информацию о героях, произведении или книге; работать с несложными таблицами, схемами, моделями; дополнять таблицы, схемы, модели; сравнивать произведения по таблице. Ученик получит возможность научиться: находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема); дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся к концу 1 класса будет сформирована: - внутренняя позиция школьника как положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, проявление интереса к школьному содержанию занятий; - учебная мотивация как совокупность внутренних и внешних мотивов учения; - рефлексивная самооценка как сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня, умение фиксировать свои изменения, знание своих возможностей, умение определить границу этих возможностей, границу своего знания и незнания, умения и неумения; - ориентация на выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности, выполнение требований школьной жизни. В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся к концу 1 класса овладеют: - умением принимать и сохранять учебную цель; - планировать реализацию цели в материализованном (предметном) и внешнеречевом плане; - контролировать свои действия по образцу, предложенному учителем; - оценивать результаты учебной деятельности по предложенным критериям. В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся к концу 1 класса научатся: В области общеучебных действий: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий; - воспринимать сообщения и тексты разных жанров; - пользоваться знаково-символическим моделированием (действиями замещения (кодирования) и декодирования; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - применять элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно-символической форме; - работать с текстами, содержащими рисунки, схемы. В области логических действий: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; - осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза; - осуществлять общий приём решения задач; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся к концу 1 класса научатся: - задавать вопросы; - строить монологическое высказывание; - владеть диалогической формой речи; - формулировать собственное мнение; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству. Критерии оценки Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного года. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. С целью перехода к отметочному обучению допускается в 1-х классах оценочные суждения «Молодец», «Умница» в устной и письменной форме. Особенности организации контроля по литературному чтению В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); неправильная постановка ударений (более 2); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. При определении уровня развития навыка чтения необходимо учитывать: осознанность, способ чтения, беглость, правильность, выразительность, владение речевыми умениями и навыками работать с текстом. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует плавный послоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимания значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-24 слова в минуту (на конец учебного года). Обучающийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по слогам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса Содержание курса «Обучение грамоте» Слово и предложение. Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Фонетика. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком {мак—рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление). простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям. Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Чтение. Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование ростых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям. Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Восприятие художественного произведения. Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником. Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»). Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др. Содержание курса «Литературное чтение» На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом. В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности. В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение). Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте - 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами. Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание). Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. Чтение вслух и молча (про себя). Чтение вслух — слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Работа с текстом. Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чемпроизведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам. Работа с текстом научно-популярного произведения. Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. Библиографическая культура. Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме. Говорение (культура речевого общения). Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений. Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или о героях и их поступках (1–3 предложения). Письмо (культура письменной речи). Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом- описанием, текстом-рассуждением. Круг чтения. Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка- закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой,фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. Чтение: работа с информацией. Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге. РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | по плану | фактически | 1. | Введение понятия «предложение». | 1 | 03.09. | | 2. | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». | 1 | 04.09. | | 3. | Л/С. Е. Серова «Мой дом», Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» | 1 | 06.09. | | 4. | Рассказ по сюжетной картинке. | 1 | 07.09. | | 5. | Интонационное выделение первого звука в словах. | 1 | 10.09. | | 6. | Интонационное выделение первого звука в словах. | 1 | 11.09. | | 7. | Л /С. В. Белов «Родничок». | 1 | 13.09. | | 8. | Звуковой анализ слова мак. | 1 | 14.09. | | 9. | Звуковой анализ слов сыр, нос. | 1 | 17.09. | | 10. | Рассказ по сюжетным картинкам. | 1 | 18.09. | | 11. | Л /С. М. Михайлов «Лесные хоромы». | 1 | 20.09. | | 12. | Введение понятия «гласный звук» Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. | 1 | 21.09. | | 13. | Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». | 1 | 24.09. | | 14. | Л /С. Муса Гали «Земные краски». | 1 | 25.09. | | 15. | Знакомство с буквой А (а). | 1 | 27.09. | | 16. | Знакомство с буквой «Я (я)». Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]). | 1 | 28.09. | | 17. | Знакомство с буквой «О (о)». | 1 | 01.10. | | 18. | Л /С. А. Барто «В школу». | 1 | 02.10. | | 19. | Знакомство с буквой «Ё, ё» . | 1 | 04.10. | | 20. | Знакомство с буквой У (у). | 1 | 05.10. | | 21. | Знакомство с буквой Ю (ю). | 1 | 08.10. | | 22. | Л /С. В. Железников «История с азбукой». | 1 | 09.10. | | 23. | Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). | 1 | 11.10. | | 24. | Знакомство с буквой «Е (е)». | 1 | 12.10. | | 25. | Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). | 1 | 15.10. | | 26. | Л /С. Л. Пантелеев «Буква «ты». | 1 | 16.10. | | 27. | Знакомство с буквой «ы». | 1 | 18.10. | | 28. | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | 19.10. | | 29. | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | 1 | 22.10. | | 30. | Знакомство с буквой «М, м». | 1 | 23.10. | | 31. | Л /С. Я. Аким «Мой верный чиж». | 1 | 25.10. | | 32. | Знакомство с буквой «Р, р». | 1 | 26.10. | | 33. | Знакомство с буквой «Л, л». | 1 | 06.11. | | 34. | Знакомство с буквой «Й, й». | 1 | 08.11. | | 35. | Л /С. Е.Ильина «Шум и Шумок». | 1 | 09.11. | | 36. | Знакомство с буквой «Г, г». | 1 | 12.11. | | 37. | Знакомство с буквой «К, к». | 1 | 13.11. | | 38. | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | 15.11. | | 39. | Л /С. Е. Благинина «Тюлюлюй». | 1 | 16.11. | | 40. | Знакомство с буквой «С, с». | 1 | 19.11. | | 41. | Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | 20.11. | | 42. | Знакомство с буквой «Д, д». | 1 | 22.11. | | 43. | Л /С. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | 1 | 23.11. | | 44. | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. | 1 | 26.11. | | 45. | Знакомство с буквой «Б, б». | 1 | 27.11. | | 46. | Знакомство с буквой «П, п». | 1 | 29.11. | | 47. | Л /С. В. Сутеев «Дядя Миша». | 1 | 30.11. | | 48. | Знакомство с буквой «Ф, ф». | 1 | 03.12. | | 49. | Знакомство с буквой «Ж, ж». | 1 | 04.12. | | 50. | Знакомство с буквой «Ш, ш». | 1 | 06.12. | | 51. | Л /С. С. Маршак «Тихая сказка». | 1 | 07.12. | | 52. | Знакомство с буквой «Щ, щ». | 1 | 10.12. | | 53. | Знакомство с буквой «Х, х». | 1 | 11.12. | | 54. | Знакомство с буквой «Ц, ц». | 1 | 13.12. | | 55. | Л /С. Ш. Перро «Красная Шапочка». | 1 | 14.12. | | 56. | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. | 1 | 17.12. | | 57. | Знакомство с особенностями «ъ». | 1 | 18.12. | | 58. | Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я. Маршак «Спрятался». В. Голявкин. | 1 | 20.12. | | 59. | Л /С. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». | 1 | 21.12. | | 60. | «Три котенка» В. Сутеев. «Беспокойные соседки» А. Шибаев. | 1 | 24.12. | | 61. | «Про нос и язык» Е. Пермяк. «Меня нет дома» Г. Остер. | 1 | 25.12. | | 62. | Л /С. А. Блок «Зайчик», Г. Скребицкий «Пушок». | 1 | 27.12. | | 63. | «На зарядку – становись»! А. Шибаев. «Познакомились» А. Шибаев. | 1 | 28.12. | | 64. | Как Никита играл в доктора» Е.Чарушин. | 1 | 14.01. | | 65. | «Всегда вместе» А. Шибаев. | 1 | 15.01. | | 66. | Л /С. Е.Трутнева «Когда это бывает?» | 1 | 17.01. | | 67. | «Маленький тигр» Г. Цыферов.«Кто?» С.Чёрный. | 1 | 18.01. | | 68. | «Середина сосиски» Г. Остер. «Жадина» Я. Аким. | 1 | 21.01. | | 69. | «Если был бы я девчонкой»… Э.Успенский. «Рукавичка» Украинская народная сказка. | 1 | 22.01. | | 70. | Л /С. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | 1 | 24.01. | | 71. | «Спускаться легче» Г. Остер. | 1 | 25.01. | | 72. | «Под грибом» В. Сутеев. | 1 | 28.01. | | 73. | «Что за шутки»? А.Шибаев. «Хорошо спрятанная котлета» Г.Остера. | 1 | 29.01. | | 74. | Л /С. К. Чуковский «Муха-Цокотуха». | 1 | 31.01. | | 75. | «Как меня называли» Б. Житков. «Большая новость» А.Кушнер. | 1 | 01.02. | | 76. | «Как поросенок говорить научился» Л. Пантелеев. | 1 | 04.02. | | 77. | «Яшка» Е.Чарушин. «Что я узнал»! А.Кушнер. | 1 | 05.02. | | 78. | Л /С. В. Сутеев «Елка». Проверь себя. | 1 | 07.02. | | 79. | «Медвежата» Ю. Дмитриев. «Медвежата» Г. Снегирёв. | 1 | 08.02. | | 80. | «Растеряшка» М . Карем. «Заколдованная буква» В.Драгунский. | 1 | 11.02. | | 81. | «Ступеньки» Н.Носов. | 1 | 12.02. | | 82. | Л /С. В. Сутеев «Палочка-выручалочка». | 1 | 14.02. | | 83. | «Горячий привет» О.Дриз. «Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер. | 1 | 15.02. | | 84. | «Зайчата» Е.Чарушин. «Сорока и заяц» Н.Сладков. «Лиса и заяц» Н.Сладков. | 1 | 25.02. | | 85. | «Затейники» Н.Носов. | 1 | 26.02. | | 86. | Л /С. Е.Пермяк «Пичугин мост». | 1 | 28.02. | | 87. | «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» Г.Сапгир. | 1 | 01.03. | | 88. | «Про мышку, которая елакошек» Дж. Родари. | 1 | 04.03. | | 89. | «Ёж» (отрывок) А.Толстой. «Волк ужасно разъярён»… В. Лунин. «Зелёный заяц» Г. Цыферов. | 1 | 05.03. | | 90. | Л /С. Н. Саконская «Мы с мамой». | 1 | 07.03. | | 91. | «Он живой и светится» В. Драгунский. | 1 | 11.03. | | 92. | Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь Н.Сладков. | 1 | 12.03. | | 93. | «Лошарик» Г.Сапгир. «Картинки в лужах» В. Берестов. | 1 | 14.03. | | 94. | Л /С. В Чаплина «Мушка». | 1 | 15.03. | | 95. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане… (отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». | 1 | 18.03. | | 96. | В. Сутеев «Кораблик». Кир Булычев «Скороговорка». В.В. Бианки «Лис и Мышонок». | 1 | 19.03. | | 97. | К.Д. Ушинский «Играющие собаки». Л.Н. Толстой «Косточка». И. Северянин «Её питомцы». | 1 | 21.03. | | 98. | Л /С. С. Баруздин «Веселые рассказы». | 1 | 22.03. | | 99. | В.А. Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день». Е Пермяк «Торопливый ножик». Пословица. | 1 | 01.04. | | 100. | В.А.Осеева «Три товарища», «Печенье», Пословицы. | 1 | 02.04. | | 101. | А. Барто «Я – Лишний». Я. Аким «Мама». Э. Успенский «Все в порядке». | 1 | 04.04. | | 102. | Л /С. Е. Ильина «Чик-чик ножницами». | 1 | 05.04. | | 103. | Л.Н. Толстой «Солнце и ветер». В.В. Бианки «Синичкин календарь». Э. Мошковская «Лед тронулся». | 1 | 08.04. | | 104. | И.С. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка. Русская народная песня «Березонька». Загадка. | 1 | 09.04. | | 105. | С.Я. Маршак «Апрель». М.М. Пришвин «Лесная капель». | 1 | 11.04. | | 106. | Л /С. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 | 12.04. | | 107. | И. Mазнин «Давайте дружить». Ю. Коваль «Бабочка». Загадка. | 1 | 15.04. | | 108. | С.В. Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Скороговорка. И. Жуков «Нападение на зоопарк». Е.И. Чарушин «Томкины сны». | 1 | 16.04. | | 109. | М.М. Пришвин «Ежик». Б. Заходер «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал». М. Пришвин «Норка и Жулька». | 1 | 18.04. | | 110. | Л /С. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». | 1 | 19.04. | | 111. | «Котик». Русская народная песня. Э. Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья». | 1 | 22.04. | | 112. | М. Пляцковский «Добрая лошадь». В. Осеева «Кто хозяин?» | 1 | 23.04. | | 113. | В.Осеева «На катке». В.В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». Е.А. Пермяк «Самое страшное». Пословица. С. Востоков «Кто кого». | 1 | 25.04. | | 114. | Л /С. Русская народная сказка «Терёшечка». | 1 | 26.04. | | 115. | И. Бутмин «Клоун». В. Берестов «Сережа и гвозди». Е.А . Пермяк «Бумажный змей». | 1 | 29.04. | | 116. | М. Пляцковский «Урок дружбы». Пословица. В.Орлов «Как малышу нашли маму». | 1 | 30.04. | | 117. | А. Усачёв «Грамотная мышка». М. Яснов «В лесной библиотеке». В. Сутеев «Цыпленок и Утенок». | 1 | 06.05. | | 118. | Л /С. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 1 | 07.05. | | 119. | С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». Д. Биссет «Дракон Комодо». | 1 | 13.05. | | 120. | А. Барто «Жук». Н.Н. Сладков «На одном бревне». Пословицы. В. Орлов «Большие уши». | 1 | 14.05. | | 121. | Е.И. Чарушин «Томка и корова». Загадка. В. Берестов «Выводок». | 1 | 16.05. | | 122. | Л /С. Г. Скребицкий «Мать». | 1 | 17.05. | | 123. | И.Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева «Эхо». К.И. Чуковский «Загадка». | 1 | 20.05. | | 124. | И. Соколов-Микитов «Май». А. Плещеев «Травка зеленеет». Я. Тайц «Всё здесь». Загадка. К.И. Чуковский «Радость». Я. Тайц «По ягоды». | 1 | 21.05. | | 125. | М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец «Волшебное письмо». Р. Валеева. «Здравствуй, лето!» | 1 | 23.05. | | 126. | Л /С. А. Барто «Весенняя гроза». Рекомендации на лето. | 1 | 24.05. | | СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ Большеремонтненская СШ ___________ Шапошникова И.И. от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 г. ___________ Скиданова Л. В. |