СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 2-го класса. УМК "Начальная школа XXI века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы по литературному чтению Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, УМК «Начальная школа XXI века».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 2-го класса. УМК "Начальная школа XXI века".»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.7

тел.: (498) 500-40-06, (498) 500-40-07, e-mail: [email protected]

ИНН 5001096382 КПП 500101001 ОГРН 1135001006238




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа № 30»

___________ /С. А. Кузьмина/

«____»_____________2018 г

Приказ от __________ 2018г. №____










Рабочая программа

учебного курса «Литературное чтение»

2 класс

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литературному чтению Л.А. Ефросининой,

М.И. Омороковой, УМК «Начальная школа XXI века»



Учителя начальных классов МБОУ «Школа № 30»

Тимачевой О.А.


г. Балашиха

2018 -2019 уч. год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар­та начального общего образования на основе авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение». М.: Вентана-Граф, 2015 (УМК «Начальная школа XXI века»)

Данная учебная программа реализуется на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009). 

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования № 373 от 06.10.2009».

- Основная образовательная программа МБОУ «Школа № 30» 2018 – 2019 учебный год.

- Школьный учебный план МБОУ «Школа № 30» 2018 – 2019 учебный год.


Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа XXI века» были положены следующие принципы: системности, эстетический, эмоциональности, преемственности.

При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его содержанию:

- содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;

- развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;

- введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;

- системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и усложняется от класса к классу;

- система творческих заданий, представленных в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;

- умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

- работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

- одновременная работа над языком произведения и речью детей;

- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

- различение художественных и научно-популярных произведений;

- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.


3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 140 часов (4 ч в неделю, 35 учебных недель). В эти часы

включен внутрипредметный модуль «Литературное слушание» (35 часов, по 1 ч еженедельно).


4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

2) формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать её;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


К концу обучения во втором классе ученик достигнет следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

  • понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;

  • читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;

  • различать пословицы и загадки по темам;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;

  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.


Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельным эпизодам;

  • моделировать «живые» картинки к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

  • рассказывать сказки с присказками;

  • создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.


Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге в ее аппарате;

  • сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

  • высказывать оценочное суждение о прочитанном тексте.


5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В 1 и 2 классах используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Универсальные учебные действия:

  • воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;

  • читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объемом 1-2 страницы;

  • овладеть умениями читать вслух, молча, выразительно;

  • понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • воспринимать духовно-нравственные, этические и морально-этические ценности и идеалы ( на примерах поступков героев литературных произведений входящих в круг чтения второклассников);

  • понимать учебную задачу определять способы ее решения;

  • анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);

  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

  • выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;

  • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев);

  • формулировать высказывание (о произведении, о героях);

  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать этапы выполнения задачи;

  • использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач;

  • группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;

  • объяснять значение слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значение слова;

  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

  • составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели ( на примере моделирования обложек к произведению).


Круг чтения

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.


Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.


Универсальные учебные действия:

  • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;

  • группировать пословицы и загадки по темам и видам;

  • характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения. герой произведения).


Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Универсальные учебные действия:

  • понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ);

  • читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;

  • создавать истории о героях произведений.


Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Универсальные учебные действия:

  • искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

  • слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

  • понимать информацию, данную в тексте, и на ее основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.


Межпредметные связи:

- с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

- с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, легоконструкции к изученным произведениям или разделам).













6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


1. Основные средства обучения:

  • Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / автор-составитель Л.А. Ефросинина. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018.

2. Дидактические пособия:

  • Рабочая тетрадь «Литературное чтение»: 2 класс / автор Л.А. Ефросинина.– М.: Вентана-Граф, 2018.

  • Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций / автор-составитель Л.А. Ефросинина.– 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018.

  • Литературное чтение: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: 1-4 классы: в 2 ч./ Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016.

3. Методические материалы для учителя:

  • Литературное чтение: 1-4 классы: программа / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  • Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / автор Л.А. Ефросинина. – 3-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018.

4. Электронные образовательные ресурсы:

  • Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей». / автор Л.А. Ефросинина.



Материально-техническое оснащение:

п/п

Название

Вид

Количество

1.

Компьютер


1

2.

Магнитная доска


1

3.

Телевизор


1

4.

Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 2 класса

Демонстрационный материал

15

5.

Картины для развития речи учащихся 2 класса

Демонстрационный материал

12 наборов



7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Название раздела

Количество часов


1 четверть

30 + 2

1.

«О нашей Родине»

5

2.

«Народная мудрость»

6 + 1

3.

«О детях и для детей»

13

4.

«Мир сказок»

6 + 1


2 четверть

31 + 1

5.

«Уж небо осенью дышало…»

6

6.

«Снежок порхает, кружится…»

18

7.

«Здравствуй, праздник новогодний!»

7 + 1


3 четверть

39 + 1


«Здравствуй, праздник новогодний!»

3

8.

«О братьях наших меньших»

12 + 1

9.

«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки)

13

10.

«Семья и я»

11


4 четверть

36


«Семья и я»

4

11.

«Весна, весна красная…»

24

12.

«Там чудеса…» (волшебные сказки)

8


Итого

140











График контрольных работ


п/п

Дата план

Дата факт

Тема, форма

1.

13.09


Входная контрольная работа. Проверка читательских умений.

2.

23.10


Комплексная контрольная работа за 1 четверть.

3.

17.12


Диагностика читательских компетенций.

4.

19.12


Комплексная контрольная работа за 1 полугодие.

5.

19.03


Комплексная контрольная работа за 3 четверть.

4.

15.05


Итоговая контрольная работа. Проверка читательских умений.


















8. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературного чтения во 2 классе


Учебник «Литературное чтение» для 2 класса (автор Л.А. Ефросинина);

учебник «Литературное чтение: учебная хрестоматия для учащихся 2 класса» (автор Л.А. Ефросинина)


п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Характеристика учебной деятельности обучающихся

«О нашей Родине» (5 ч)

1

03.09


Стихотворения о Родине. Ф. Савинов «Родина».
















Учиться работать с учебной книгой: рассматривать обложку, титульный лист и содержание; читать название учебника; знакомиться с условными обозначениями и памятками.

Работать с новым разделом: читать название раздела, вступительную статью «Обрати внимание».

Определять учебную задачу изучения произведений данного раздела.

Воспринимать на слух стихотворный текст, следить по тексту, выражать своё отношение, самостоятельно моделировать обложку.

Учить наизусть стихотворение, пользуясь памяткой.

2

04.09


Стихотворения о Родине. И. Никитин «Русь» (отрывок).




Воспринимать на слух стихотворный текст.

Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения.

3

05.09


Рассказы о Родине. С. Романовский «Русь».

Чтение «про себя». Самостоятельно определять тему и жанр, моделировать обложку. Определять эмоциональное состояние героев.

4

06.09


Литературное слушание. Произведения о Родине.

С. Романовский «Слово о Русской земле».


Воспринимать художественное произведение на слух, отвечать на вопросы по тексту, высказывать своё впечатление от произведения, эмоции.

Работать с произведением: читать по абзацам, объяснять значение слов и находить определение в словарях.

Сравнивать произведения И. Никитина и С. Романовского.

5

10.09


Стихи русских поэтов. А. Прокофьев «Родина».


Учиться самостоятельно работать с новым произведением. Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

«Народная мудрость» (6 ч + 1 ч: проверка читательских умений)

6






11.09













Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки народные.

Работать со статьёй рубрики «Обрати внимание», проверять свой читательский опыт. Воспринимать на слух текст песни, моделировать обложку, учиться читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и Читать и отгадывать загадки, выделять ключевые слова, аргументированно объяснять выбор отгадки.

Заполнять таблицу: классифицировать загадки по темам (работа в группах).

7

12.09


Литературное слушание. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» (в пересказе И. Карнауховой).

Воспринимать на слух текст былины в пересказе и следить по тексту, выделять структурные элементы былины, находить устаревшие слова, объяснять их значения, сравнивать с толкованием в словаре к тексту.

Читать по абзацам, Выполнять задания в учебнике и тетради.

8

13.09


Проверка читательских умений.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

9

17.09


Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева); «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок).

Анализ былины: повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: придумать продолжение былины. Чтение «про себя». Рассказывать об Илье Муромце.

10

18.09


Малые жанры фольклора. Шутка. Считалка. Потешка. Пословицы.

Выразительное чтение диалога-шутки. Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Упражнение в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора.

11

19.09


Литературное слушание. Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки.

Знакомиться с закличками, небылицами, докучными сказками, пословицами и поговорками. Искать произведения по жанру (работа в группах).

12

20.09


Обобщение по теме «Наша Родина». Проверочная работа по теме «Наша Родина. Малые жанры фольклора».

Самоконтроль и самооценка уровня обученности (чтение вопросов и поиск ответов в изученном разделе учебника).

Учиться самостоятельно выполнять задания (решать учебные задачи) в тетради.

«О детях и для детей» (13 ч)

13

24.09


Стихотворения о детях и для детей. А. Барто «Катя». С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах».

Работать с новым разделом, читать вступительную статью, определять учебную задачу.

Читать молча самостоятельно художественное произведение; выражать своё впечатление, выявлять авторскую позицию.

Моделировать обложку. Формулировать ответы на вопросы по тексту.

Учить наизусть стихотворение по алгоритму.

14

25.09


Рассказы о детях. С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».

Работать с произведением до чтения. Читать по частям, озаглавливать их, прогнозировать развитие событий. Выполнять задания в учебнике и тетради.

15

26.09


Литературное слушание. С. Михалков «Прогулка».

Слушание произведения (читает учитель), выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Моделирование обложки.

16

27.09


Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородинка».

Слушать чтение учителя; учиться читать вслух по абзацам. Знакомиться с литературоведческим понятием «рассказ», выделять особенности рассказа. Работа с текстом: деление на части. Составление плана.

17

01.10


Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка».


Читать произведение вслух по частям, выражать своё отношение к произведению и героям. Выполнять задания к тексту в учебнике и тетради. Определять главную мысль и соотносить её с пословицей.

18

02.10


Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки.

Слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк.

Знакомство с понятием «Скороговорка». Чтение скороговорок, выделение их особенностей.

19

03.10


Литературное слушание. Рассказы о детях. М. Зощенко

«Самое главное».

Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении.

20

04.10


Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь».

Знакомиться с новым литературным жанром. Работа с басней, её структурой и формой. Объяснение учителем слов: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л. Толстого по форме (стихотворная, прозаическая). Выразительное чтение.

21

08.10


Сказки о детях. В. Сутеев «Кто лучше?»


Читать молча, отвечать на вопросы и подтверждать ответы словами из текста. Чтение по ролям сказки В. Сутеева «Кто лучше?». Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

22

09.10


Произведения о детях и для детей. А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы».

Самостоятельное чтение рассказа «Шар в окошке». Беседа по содержанию. Подробный пересказ по готовому плану. Выполнение заданий в тетради. Сравнение произведений. Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану.

23

10.10


Литературное слушание. Произведения и книги о детях. В. Беспалов «Совушка».

Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

24

11.10


Сказки для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки».


Воспринимать на слух произведение (читают дети), отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы одноклассников.

Работать в группах: пересказывать сказку подробно.

25

15.10


Произведения В. Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик».

Читать художественное произведение по частям, следить за чтением других учащихся. Работа с рассказом и иллюстрациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева.


«Мир сказок» (6 ч + 1 ч: литературное слушание)

26

16.10


Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения.

Знакомиться с литературоведческим понятием «бытовая сказка», выделять особенности бытовой сказки.

Упражнение в правильном и выразительном чтении. Работа с иллюстрациями к тексту.

27

17.10


Литературное слушание. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Слушание сказки. Чтение молча. Чтение по абзацам вслух. Выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение бытовой сказки с волшебной.

28

18.10


Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки».

Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя.

Сравнение сказок (народная, авторская), определение темы.

Учиться пересказывать текст сказки кратко.

29

22.10


Сказки Х.-К. Андерсена. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка».

Читать произведение вслух по частям, слушать чтение одноклассников. Следить по тексту. Выполнение заданий под руководством учителя.

30

23.10


Комплексная контрольная работа за 1 четверть.

Выполнение комплексной контрольной работы с использованием учебника, учебной хрестоматии, словаря-справочника «Книгочей».

31

24.10


Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов».

Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы и последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали), Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами: русской народной сказки «У страха глаза велики» и сказки братьев Гримм «Семеро храбрецов».

32

25.10


Литературное слушание. Б. Заходер. «Серая звёздочка».

Обобщение по теме: выполнение заданий в учебнике и тетради.

«Уж небо осенью дышало…» (6 ч)

33

06.11


Произведения об осени (о родной природе). А. Пушкин «Уж небо осень дышало…», Г. Скребицкий «Осень» (отрывок).

Знакомиться с новым разделом, читать вступительную статью, определять учебную задачу.

Слушание стихотворения. Выполнения заданий в учебнике и в тетради. Рассматривание иллюстраций к тексту.

Самостоятельное чтение рассказа

Г. Скребицкого «Осень». Выполнение заданий под руководством учителя.

34

07.11


Произведения об осени. Э. Шим «Белка и Ворон»,

Е. Трутнева «Осень».

Самостоятельное чтение сказки. Знакомится с понятием «диалог». Выразительное чтение диалога. Рисование модели обложки.

Работа со стихотворением. Упражнение в чтении вслух и «про себя». Выразительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

35

08.11


Литературное слушание. Произведения о природе. Э. Шим «Храбрый опёнок». К. Бальмонт «Осень».

Слушание. Работа с текстом произведения. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

36

12.11


Произведения об осени. Н. Сладков «Эхо».


Работать с новым произведением: читать молча, распределять роли, читать по ролям(в группах) – играть с друзьями в эхо.

37

13.11


Разножанровые произведения о природе. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы».


Читать вслух и молча, читать выразительно. Читать загадки вслух, выделяя ключевые для отгадывания слова.

Чтение рассказа М. Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу.

38

14.11


Обобщение по разделу «Уж небо осенью дышало…». Проверочная работа по теме «Уж небо осенью дышало…».

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М. Пришвина, Э. Шима.

«Снежок порхает, кружится…» (18 ч)

39

15.11


Литературное слушание. К. Ушинский «Проказы старухи-зимы».

Слушание сказки. Комментирование заглавия. Определять авторскую принадлежность сказки, моделировать обложку. Учиться составлять план. Пересказывать подробно или кратко.

40

19.11


Произведения о зиме. З. Александрова «Снежок».

Знакомиться с новым разделом, читать вступительную статью, определять учебную задачу.

Чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

41

20.11


Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С. Иванов «Каким бывает снег».

Чтение рассказа по частям. Находить описание снега. Составление плана. Обучение краткому пересказу по плану.

42

21.11


Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».


Чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Учить наизусть отрывок прозаического текста.

43

22.11


Литературное слушание. Сказки о природе. Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен».


Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко, реальные и сказочные события.

Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту.

44

26.11


Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза».

Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучению пересказу по плану. Сравнение народных сказок.

45

27.11


Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин «Деревья в лесу».

Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради.

46

28.11


Стихотворения о зиме. И. Суриков «Детство» (отрывок).


Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Учиться заучивать наизусть текст стихотворения.

47

29.11


Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка».


Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков.

48

03.12


Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка».


Составлять эскизно-модельный план и озаглавливать каждую часть. Рассказывать сказку подробно по плану.

49-50

04.12

05.12


Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка».

Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке.

Сочинение собственной сказки о Снегурочке.

51

06.12


Литературное слушание. Произведения для детей.

В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза».


Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение о прослушанном, задавать вопросы по содержанию, отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников.

52

10.12


Произведения о детях. Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы).

Выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений поэта. Работа с книгами Н. Некрасова.

53

11.12


Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».

Чтение «про себя». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе.

54

12.12


Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подробный пересказ.

Упражнение в правильном чтении. Поиск сравнений. Обучение выразительному чтению.

55

13.12


Литературное слушание. Произведения для детей.

В. Одоевский «Мороз Иванович».


Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение о прослушанном, задавать вопросы по содержанию, отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников.

56

17.12


Диагностика читательских компетенций.

Читать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 ч + 1 ч: диагностика читательских компетенций)

57

18.12


Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков

«В снегу стояла елочка».

Знакомиться с новым разделом, его содержанием. Читать про себя, формулировать впечатление о прочитанном. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение важных слов, знаков препинания, рифмующихся слов.

58

19.12


Комплексная контрольная работа за 1 полугодие.

Выполнение комплексной контрольной работы с использованием учебника, учебной хрестоматии, словаря-справочника «Книгочей».

59

20.12


Литературное слушание. Сказки Х.-К. Андерсена.

Х.-К. Андерсен «Ель» (в сокращении). Книги Х.-К. Андерсена.


Слушание сказки. Комментирование заглавия.

Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту.

60-61

24.12

25.12


Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок).

Читать по частям, следить по тексту произведения. Беседа по содержанию рассказа. Работа с тексом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.

62

26.12


Стихотворения о Новом годе. С. Маршак «Декабрь».

Читать молча и вслух, слушать чтение одноклассников. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение важных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Учить стихотворение наизусть.

63

27.12


Литературное слушание. Стихи о природе. Урок-конкурс.

Работа по рубрике «Книжная полка» - чтение отрывков из стихотворений о природе, называние произведений, чтение наизусть или по учебнику. Конкурсное чтение подготовленного стихотворения.

64

09.01


Произведения о Новом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы».

Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению.

65

10.01


«Здравствуй, праздник новогодний!». Урок-утренник.

Выставка творческих работ учащихся по теме; инсценирование отдельных произведений или постановка «живых картин», конкурс знатоков загадок о зиме.

66

14.01


Книги о Новом годе для детей (библиотечный урок).

Подбор книг на заданную тему в свободном библиотечном фонде. Составление выставки книг о Новом годе.

67

15.01


Обобщение по теме «Здравствуй, праздник новогодний!». Проверочная работа по теме «Произведения о зиме».

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

«О братьях наших меньших» (12 ч+ 1 ч: литературное слушание)

68

16.01


Произведения о животных. Русская народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка».

Познакомиться со 2 частью учебника (обложка, титульный лист, аннотация, содержание, условные знаки, памятки). Работать с новым блоком (разделом): читать вступительную статью, определять учебную задачу. Воспринимать на слух фольклорное произведение (народную песню), выделять особенности. Читать песню выразительно. Отвечать на вопросы, выполнять задания в учебнике. Выполнять задания в тетради (поисковое чтение). Работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку и сравнивать с готовой моделью.

69

17.01


Литературное слушание. М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой».

Воспринимать на слух произведение (читают дети), отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников.

70

21.01


Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки). Е. Благинина «Голоса леса».

Воспринимать на слух художественный текст, читать самостоятельно. Понимать отношение автора к герою, называть признаки, по которым определяется авторская позиция. Моделировать обложку, сравнивать с готовой моделью. Выразительно читать считалку и загадки, сравнивать их, выделять жанровые особенности.

71

22.01


Рассказы о животных. М. Пришвин «Старый гриб».

Слушать чтение учителя, понимать содержание, выражать своё мнение о прослушанном. Работать с произведением: читать вслух по абзацам, находить и читать описание сыроежки. Выполнять задания в учебнике и тетради.

72

23.01


Рассказы и стихотворения о животных. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Оленёнок».

Читать рассказ-описание вслух по абзацам, следить по тексту. Выполнять задания в учебнике и тетради (поисковое чтение). Называть народные сказки о лисе (проверка начитанности). Выполнять творческое задание «Придумать сказку о лисе» (работа в группах).

73

24.01


Литературное слушание. Рассказы о животных. Е. Чарушин «Перепёлка».

Слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Участвовать в беседе по тексту. Сравнивать рассказы К. Ушинского и Е. Чарушина.

74

28.01


Произведения о животных. В. Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки.

Учиться работать с произведением до чтения (называть произведение, высказывать предположение, о чём может быть текст, по заголовку). Самостоятельно читать молча, читать вслух по абзацам, определять жанр и тему, составлять модель. Работать со словарём, выполнять задания в учебнике и тетради. Пересказывать подробно по готовому картинному плану. Читать скороговорки, называть жанровые признаки (указывать особенности, определять тему).

75

29.01


Присказки и сказки. М. Дудин «Тары – бары...».

Воспринимать на слух стихотворение, высказывать своё впечатление. Самостоятельно читать текст, выполнять задания в учебнике и тетради. Объяснять понятие присказка, рассказывать знакомые сказки с присказками.

76

30.01


Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Читать вслух по абзацам, слушать чтение одноклассников и следить по тексту. Выделять особенности сказки: присказка, эпизоды-встречи, диалоги героев. Читать выразительно отдельные эпизоды. Учиться работать в парах: читать по абзацам, слушать чтение и следить по тексту.

77

31.01


Литературное слушание. Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот».

Воспринимать на слух художественное произведение и следить по тексту. Определять главную мысль произведения. Моделировать обложку. Работать со словарём: объяснять значение слов и выражений, определять особенности лексики (устаревшие слова).

78

04.02


Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Толстого).

Знакомиться со сказкой до чтения: правильно называть, читать фамилию обработчика, давать полное название: «Русская народная сказка „Зимовье зверей“ в обработке Л.Н. Толстого». Читать по частям вслух, определять вид сказки. Учиться пересказывать кратко по готовому плану

79

05.02


Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок).

Читать вслух, объяснять заголовок, правильно называть сказку. Определять особенности построения сказки (сказка-диалог). Учиться читать выразительно диалог героев по ролям. Определять тип сказки (народная или литературная). Аргументировать свой ответ.

80

06.02


Народные сказки. Русская народная сказка «Белые пёрышки».


Воспринимать на слух художественное произведение (слушать чтение учителя и следить по тексту). Выражать своё впечатление. Читать выразительно по абзацам, объяснять и давать оценку поведению лебедей и глухаря.

«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (13 ч)

81

07.02


Литературное слушание. Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок».


Читать название, вступительную статью, определять учебную задачу. Воспринимать произведение на слух, выражать своё первое впечатление. Называть произведение правильно. Работать с произведением: моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок), определять форму текста и его особенности.

82-83

11.02

12.02


Сказки народов мира. Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать».


Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой «Зимовье зверей». Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.

84-85

13.02

14.02


Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».


Учиться работать со сказкой, которая состоит из разных историй. Чтение весёлых историй. Образы героев сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.

86

18.02


Литературное слушание. Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты»

Воспринимать на слух чтение учителя, отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы, дополнять ответы (развитие восприятия художественного текста). Работать с текстом произведения: читать вслух по смысловым частям, рассматривать иллюстрации и читать соответствующие им отрывки.

87-88

19.02

20.02


Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят».


Воспринимать на слух художественное произведение, следить по тексту. Самостоятельно моделировать обложку. Делить произведение на части, читать по частям, озаглавливать части, составлять план. Определять главную мысль сказки, выполнять задания к тексту произведения в учебнике и тетради. Понимать значение слов и выражений из контекста.

89

21.02


Зарубежные сказки. Повторение изученных сказок.

Доказывать знание изученных произведений: называть произведения, называть героев, подтверждать ответ чтением отрывков из произведений. Соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки произведений с их названиями и иллюстрациями (задание в учебнике). Читать, пересказывать, творчески интерпретировать любимое произведение (по желанию учащихся).

90

25.02


Литературное слушание. Сказки народов мира. Французская народная сказка «Волк, улитка и осы».


Работать с текстом произведения: читать, выделять эпизоды, выполнять задания в учебнике и тетради. Читать сказку по ролям, инсценировать эпизоды (работа в группах).

91

26.02


Библиотечный урок. Дорогами сказок.

Работа по рубрике «Книжная полка» - называние книг (фамилии авторов, названия и темы), рассматривание книг со сказками, чтение сказки и презентация выбранной книги со сказками зарубежных писателей.

92

27.02


Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверочная работа по теме «Зарубежные сказки о животных».


Ориентироваться в учебнике: пользоваться содержанием. Группировать сказки по общему признаку (задание в учебнике). Классифицировать изученные произведения по жанру, составлять общий список под руководством учителя, выполнять задания.

93

28.02


Литературное слушание. Сказки народов мира. Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».


Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку, выделять особенности американской сказки (герои — необычные животные — койот, кролик), выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради.

«Семья и я» (15 ч)

94

04.03


Произведения о семье. Л. Толстой «Лучше всех».


Слушание рассказа (читает учитель), ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль», объяснение значения слова быль.

95

05.03


Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня «Колыбельная».


Читать пословицы, объяснять их смысл, подбирать пословицы по изученной теме. Учить пословицы наизусть.

Преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы.

Читать выразительно колыбельную песню (ласково, нежно).

96

06.03


Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»


Слушать, читать текст колыбельной песни (развитие эстетического восприятия художественного текста). Моделировать обложку. Читать выразительно, показывая отношение к младенцу. Сравнивать песню народную и авторскую (авторская принадлежность, особенности ритма, рифмы).

97

07.03


Литературное слушание. Произведения о семье. И. Панькин «Легенда о матерях».

Воспринимать на слух художественное произведение. Моделировать обложку: указывать жанр, тему, фамилию автора и заголовок с помощью «заместителей». Читать текст легенды (смысловое чтение). Составлять эскизно-модельный план. Пересказывать легенду по эскизно-модельному плану.

98

11.03


Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком».

С. Аксаков «Моя сестра».


Самостоятельно читать произведение (рассказ), отвечать на вопросы к тексту. Моделировать обложку. Ориентироваться в системе личностных смыслов через поступки героев: анализировать поступки героев и давать им оценку. Читать выразительно, показывая своё отношение к героям. Подробно пересказывать текст; находить слова, которые подтверждают любовь брата к маленькой сестрёнке.

99

12.03


Произведения о детях. В. Осеева «Сыновья». Пословицы.


Работать с текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения. Ориентироваться в системе личностных отношений героев произведения: выявлять позицию автора и высказывать своё отношение. Оценивать поведение мальчиков, матерей и старика с позиции нравственно-этических норм. Читать выразительно диалог (разговор) героев произведения. Читать пословицы самостоятельно, объяснять их смысл, соотносить его с изученным рассказом.

100

13.03


Авторская колыбельная песня. А. Майков «Колыбельная песня».


Формирование целостного восприятия текста. Читать правильно слова (дитя, колыбелечка). Находить знаки препинания, использованные автором, читать выразительно. Моделировать обложку. Определять рифмующиеся слова, указывать рифмы. Читать выразительно диалог матери и ветра. Сравнивать изученные колыбельные песни. Заполнять таблицу.

101

14.03


Литературное слушание. Произведения о семье.

Л. Толстой «Отец и сыновья».

Чтение молча. Самостоятельная работа с новым произведением, выполнение заданий в учебнике и тетради.

102

18.03


Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Старик». Л. Воронкова «Катин подарок».


Воспринимать на слух художественный текст. Работать с текстом произведения: читать по строфам, работать над выразительностью чтения, выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать характер отношений между героями, выявлять авторскую позицию. Воспитывать в себе уважительное отношение к пожилым людям, учиться выбирать речевые средства для успешной коммуникации со взрослыми. Читать выразительно.

103

19.03


Комплексная контрольная работа за 3 четверть.

Выполнение комплексной контрольной работы с использованием учебника, учебной хрестоматии, словаря-справочника «Книгочей».

104

20.03


Стихотворения о семье. Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери».


Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы (Что понравилось? Что не понравилось? Какое настроение оно создаёт?) — выявление первичного восприятия произведения. Самостоятельно выполнять задания в тетради. Работать самостоятельно со стихотворением А. Плещеева: читать молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать колыбельные песни (М. Лермонтова, А. Майкова и А. Плещеева), работать со схемой.

105

21.03


Литературное слушание. Произведения о семье. С. Михалков «А что у вас?»


Воспринимать на слух текст стихотворения: слушать чтение учителя или одноклассников, следить по тексту. Характеризовать прослушанное произведение: определять жанр и тему. Объяснять смысл заголовка «А что у вас?». Подбирать свои варианты заголовков и аргументировать свой выбор. Выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. Упражняться в выразительном чтении по ролям

106

01.04


Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры».

Воспринимать на слух фольклорное произведение (читает учитель). Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев: объяснять отношения героев — старших дочерей к матери, младшей дочери к матери. Оценивать поступки героев с позиций морально-этических норм, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Учиться определять главную мысль сказки, формулировать её.

107

02.04


Стихотворения о семье. В. Солоухин «Деревья».


Воспринимать на слух художественный текст, высказывать своё мнение о произведении. Объяснять главную мысль стихотворения. Моделировать обложку. Читать выразительно стихотворение, показывая отношение автора к своему деду. Выполнять задания в учебнике и тетради. Читать выразительно стихотворение. Самостоятельно учить наизусть стихотворение.

108

03.04


Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей». С. Баруздин «Салют».

Беседа о Дне Победы. Раскрывать нравственное значение подвига героев Великой Отечественной войны, объяснять значение праздника 9 Мая для всего народа. Объяснять понятия: «Родина», «победа», «героизм», «мужество». Воспринимать на слух произведение о войне (читает учитель). Выполнять задания в учебнике и тетради.

«Весна, весна красная…» (24 ч)

04.04

109

04.04


Литературное слушание. Произведения о природе. Н. Сладков «Снег и ветер», «Проталина».


Воспринимать на слух произведение о природе (читает учитель), выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради. Моделировать обложку и сравнивать её с готовым образцом. Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, выполнять задания. Работать в парах: взаимная проверка чтения вслух. Сравнивать произведения (Н. Сладкова), заполнять таблицу на компьютере или на листочках.

110

08.04


Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»


Работать с новым разделом: читать название раздела, вступительную статью в рубрике «Обрати внимание», знакомиться с содержанием раздела. Определять учебную задачу изучения произведений данного блока. Воспринимать на слух народную песню (читает учитель), следить по тексту, выражать своё отношение к произведению. Читать выразительно фольклорное произведение, выделять обращение. Выполнять задания в учебнике и тетради. Воспринимать на слух текст стихотворения (читает учитель), моделировать обложку.

111

09.04


Произведения о весенней природе. А. Чехов «Весной». А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...».

Воспринимать на слух повествовательное произведение, выражать первое впечатление о нём. Работать с произведением: читать по абзацам, объяснять смысл выражений и слов, подбирать синонимы и антонимы. Выполнять задания в учебнике и тетради. Учить наизусть стихотворение.

112

10.04


Произведения о весенней природе. Г. Скребицкий «Весна – художник».


Работать с произведением: читать по абзацам, объяснять смысл выражений и слов, подбирать синонимы и антонимы. Выполнять задания в учебнике и тетради.

113

11.04


Литературное слушание. М. Пришвин «Лесная капель».



Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение вслух по частям, составлять план под руководством учителя. Выполнять задания в учебнике и тетради.

114

15.04


Разножанровые произведения о весне. С. Маршак «Весенняя песенка», Э. Шим «Чем пахнет весна».



Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), отвечать на вопросы, соотносить текст с иллюстрацией. Читать выразительно. Читать вслух, слушать чтение одноклассников и учителя, следить по тексту. Моделировать обложку, сравнивать созданную модель с готовой.

115

16.04


Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Ф. Тютчев «Зима недаром злится...».





Слушать чтение учителя, формулировать первое впечатление о стихотворении. Формулировать ответы на вопросы, участвовать в диалоге о произведении. Читать выразительно стихотворное произведение. Сравнивать произведения (Е. Баратынского и Ф. Тютчева) по жанру и теме. Учиться находить нужную информацию и дополнять таблицу.

116

17.04


Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки».


Самостоятельно работать с новым произведением: знакомиться с произведением до чтения (читать фамилию автора и заголовок), читать текст про себя, выполнять задания в учебнике и тетради. Моделировать обложку, сравнивать модель с готовым образцом, исправлять ошибки, оценивать свою работу (самопроверка и самооценка).

117

18.04


Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец – молодец».


Воспринимать на слух художественное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им. Определять отношение автора к героям произведения. Читать произведение вслух по частям, составлять план под руководством учителя. Выполнять задания в учебнике и тетради.

118

22.04


Разножанровые произведения о природе». А. Барто «Апрель».

Воспринимать на слух художественное произведение. Выделять ключевые слова, выявлять отношение автора. Читать вслух, молча, выразительно. Моделировать обложку. Ориентироваться в тексте произведения: стихотворные строки, знаки препинания, изменения интонационного рисунка. Учить и читать стихотворение наизусть

119

23.04


Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок».


Воспринимать произведение на слух, читать про себя самостоятельно, выражать своё мнение о произведении. Моделировать обложку самостоятельно и сравнивать её с образцом, оценивать свою работу. Учиться самостоятельно работать с текстом произведения, выполнять задания в учебнике Работать с произведением самостоятельно.

120

24.04


Разножанровые произведения о природе. В. Жуковский «Жаворонок», В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину».


Воспринимать произведение на слух (читают учащиеся). Выражать своё впечатление о стихотворении. Моделировать обложку: указывать название произведения, определять тему и жанр. Читать молча, упражняться в чтении текста стихотворения вслух в темпе, соответствующем интонационному рисунку стихотворения. Находить устаревшие слова, объяснять их смысл, подбирать синонимы к словам зардел, лазурь.Выполнять задания в учебнике и тетради. Определять отношение поэта к весне, подтверждать словами из текста. Учить и читать стихотворение наизусть.

121

25.04


Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки. Загадки.



Работать с новыми произведениями: выразительно читать заклички, выполнять задания в учебнике и тетради, выделять рифмы. Работать в группах: готовить выразительное чтение одной из закличек-веснянок. Оценивать чтение своей группы, аргументируя ответ. Участвовать в конкурсе чтения закличек-веснянок.

122

29.04


Разножанровые произведения о природе. О. Высотская «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг».










Воспринимать на слух художественное слово, соотносить текст с иллюстрацией. Учиться читать выразительно. Находить рифмующиеся строки, образные выражения (одуванчик— портрет солнца) — метафоры. Поисковая работа по группам: выбирать и читать сказки об одуванчике. Читать и объяснять заголовок рассказа, находить в тексте фактическую информацию об одуванчиках. Работать с текстом: выполнять задания в учебнике и тетради. Пересказывать подробно по плану.

123

30.04


Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто «Воробей».


Читать вслух, слушать чтение учителя (ознакомительное чтение). Моделировать обложку, сравнивать созданную модель с готовой. Читать в соответствии с орфоэпическими нормами (что, чтобы), находить слова-действия (бубнят, грянул, хлынули, загремел), объяснять их смысл, подбирать синонимы. Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать название и текст произведения молча, определять жанр и тему, основную мысль. Сравнивать произведения (Н. Сладкова и А. Барто) по теме и жанру, заполнять таблицу.

124


06.05




Произведения для детей. М. Пришвин «Ребята и утята».


Воспринимать художественное произведение на слух (текст читает учитель), высказывать первое впечатление, задавать вопросы по содержанию, дополнять ответы одноклассников. Моделировать самостоятельно обложку, проверять по готовому образцу. Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, озаглавливать каждую часть, составлять план, рассматривать иллюстрацию и читать соответствующий ей отрывок. Читать вслух и молча отдельные части, читать выразительно диалог автора-рассказчика и ребят. Работать самостоятельно: выполнять задания в тетради.

125

07.05


Литературное слушание. Произведения о родной природе. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».


Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), участвовать в обсуждении прослушанной сказки. Читать по смысловым частям и составлять эскизно-модельный план с использованием «заместителей» героев. Читать выразительно диалоги героев. Инсценировать сказку (творческая работа). Объяснять поведение героя (Скворушки), определять и формулировать главную мысль сказки.

126

08.05


Произведения о природе. К. Ушинский «Утренние лучи».


Слушать сказку, выражать первое впечатление. Моделировать обложку с помощью «заместителей», сравнивать с готовой моделью(проводить самопроверку).Читать сказку молча. Делить текст на части, составлять эскизно-модельный план произведения. Пересказывать по модельному плану, выполнять задания в учебнике и тетради.

127

13.05


Стихотворения о природе. А. Барто «Весна, весна на улице...»


Работать с произведением до чтения: найти и прочитать фамилию автора, заголовок, высказывать предположение о возможном содержании текста по заголовку. Воспринимать на слух текст стихотворения (читает учитель или хорошо читающий ученик). Характеризовать прослушанное произведение: определять жанр и тему, высказывать первое впечатление.

128

14.05


Обобщение по разделу «Весна, весна красная…». Проверочная работа по теме «Весна, весна красная…».

Самостоятельное выполнение работы в тетради.

129

15.05


Литературное слушание. Сказки о животных. Б. Заходер «Птичья школа».

Воспринимать на слух стихотворное произведение. Моделировать обложку, используя «заместители» жанра, темы, сравнивать составленную модель с готовой. Упражняться в чтении строф (слов учителя птичьей школы). Читать выразительно последнюю строфу, наблюдать за знаками препинания и объяснять их функцию в тексте. Работать в группах: упражняться в выразительном чтении.

130

16.05


Итоговая контрольная работа. Проверка читательских умений.

Самостоятельное выполнение работы.

131

20.05


Библиотечный урок. Книги о природе.

Работа по рубрике «Книжная полка» - называние книг (фамилии авторов, названия и темы), рассматривание книг с произведениями о природе, чтение и презентация выбранной книги.

132

21.05


Литературное слушание. Сказки о животных. М. Горький «Воробьишко».


Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель), выражать своё мнение о прослушанном. Моделировать обложку, используя знаково-символическое моделирование. Выполнять задания в учебной хрестоматии. Работать с таблицей.

«Там чудеса…» (волшебные сказки) (8 ч + 1 ч: резерв)

132

22.05


Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка».


Знакомиться с произведением до чтения (выделять название, рассматривать структуру текста, иллюстрации). Упражняться в чтении вслух и молча, рассказывать понравившийся эпизод. Выделять особенности волшебной сказки, знакомиться с литературоведческими понятиями «волшебная сказка», «зачин», «присказка». Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, выполнять задания.

133

23.05


Сказки А.С Пушкина А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».


Работать с произведением до чтения: читать фамилию автора, заголовок, наблюдать за формой текста, рассматривать иллюстрации. Читать сказку по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё впечатление, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы одноклассников. Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике, используя основные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное).

134

27.05


Волшебные сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах».


Читать произведение вслух по частям, слушать чтение одноклассников и учителя. Объяснять смысл заголовка, определять главных героев. Озаглавливать части, составлять план. Определять главную мысль сказки, характеризовать главного героя сказки. Рассказывать о Коте в сапогах.

135

28.05


Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное». Книги с волшебными сказками.


Воспринимать на слух волшебную сказку, выражать первое впечатление, выделять чудеса, описанные в сказке. Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения, выделять присказку-концовку. Определять главную мысль, аргументировать свою точку зрения. Знакомиться с книгами волшебных сказок. Выбирать книгу и самостоятельно работать с ней (в группах). Писать отзыв о книге по образцу.

136

29.05


А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».


Слушать чтение учителя или хорошо читающих одноклассников, следить по тексту. Объяснять смысл заголовка, высказывать первое впечатление о прослушанном произведении. Читать сказку по эпизодам. Упражняться в выразительном чтении диалога героев. Определять главную мысль. Оценивать поступки героев с точки зрения морали, аргументировать свой ответ. Рассказывать о героях по алгоритму. Работать с информацией (заполнять схему).

137

30.05


Обобщение по теме «Волшебный мир сказок».

Ориентироваться в учебнике: пользоваться содержанием. Группировать сказки по общему признаку (задание в учебнике). Классифицировать изученные произведения по жанру, составлять общий список под руководством учителя, выполнять задания.

138

31.05


Литературное слушание. Мир сказок и чудес. Л. Кэролл «Алиса в стране чудес».

Летнее чтение.


Знакомиться с произведением до чтения: читать фамилию автора, заголовок, подзаголовок, заголовки отдельных глав. Слушать чтение учителем первой главы «Вниз по кроличьей норе», следить по тексту. Читать вслух главу «Море слёз». Выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради.

Составлять общий список книг для летнего чтения под руководством учителя

139-140



Резерв.
























Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу «Литературное чтение»

на 2018-2019 уч.г. 1 класс

Класс: ______ Классный руководитель_______________________


Дата план.

Дата факт.

Изменения


Причины

































«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

___________ /И.М. Ларченко/

Протокол №___от «___»______2018 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

___________ /О.А.Самчук/

«____»_____________2018 г.