СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с ФГОС. Программа составлена по УМК Начальная школа 21века". Разрабатывалась для учителей начальной школы, использовалась в МБОУ "Гимназия №25" г. Курска. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Гимназия № 25" города Курска





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литературное чтение»


НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


1 КЛАСС


















Составитель: учитель начальных классов Меркулова О.А.















Планируемые предметные результаты освоения литературного чтения в 1 классе


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;

  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

  • оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

  • сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

  • находить в тексте произведения сравнения, обращения;

  • находить в тексте и читать диалоги героев;

  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.


Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

  • придумывать истории с героями изученных произведений;

  • пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

  • инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

  • создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).


Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • получать информацию о героях, произведении или книге;

  • работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

  • дополнять таблицы, схемы, модели;

  • сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

  • дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

  • находить в тексте информацию о героях произведений.





Содержание курса


На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика – Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие – Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

  • с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

  • с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).






















Учебно – тематическое планирование

по литературному чтению, 1 класс

( 4 час. в неделю, всего 132 час.)


УМК «Начальная школа XXI века»


п/п

Наименование разделов или глав

Всего часов

Из них

Дата


Контрольные работы

план

факт

1

2

3

4

5

6

1

Добукварный период

13




2

Букварный период

51




3

Послебукварный период

32

1



4

Читаем сказки, загадки, скороговорки

4




5

Учимся уму - разуму

8




6

Читаем о Родине и родной природе

9




7

Читаем сказки, пословицы, считалки

4




8

О наших друзьях - животных

8




9

Повторение

3

1



Итого:

132

2


















Календарно-тематическое планирование


п/п




Название темы урока

Кол.

час.

Дата план.

Дата факт.


Добукварный период

13



1

Введение понятия «Предложение»

1


1


2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «Предложение»

1


5


3

Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет»

1


6


4

Рассказ по сюжетной картинке.

1


7


5-6

Интонационное выделение первого звука в словах

2


9, 12


7

Развитие восприятия художественного произведения В.Белов «Родничок»

1

13


8

Звуковой анализ Слова «мак»

1

14


9

Звуковой анализ слов «сыр», «нос»

1

16


10

Рассказ по сюжетной картинке

1

19


11

Развитие восприятия художественного произведения М.Михайлов «Лесные хоромы»

1

20


12

Введение понятия «гласный звук». Обозначение звуков на схеме фишками красного цвета.

1

21


13

Введение понятий «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

1

23



Букварный период

51



14

Знакомство с буквой «А, а»

1

26


15

Развитие восприятия художественного произведения С. Романовский «Москва»

1

27


16

Буква «Я» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (а)

1

28


17

Знакомство с буквой «О, о»

1

30


18

Знакомство с буквой «Ё, ё»

1

3.10


19

Развитие восприятия художественного произведения. В.Железников «История с азбукой»

1

4.10


20

Знакомство с буквой «У, у»

1

5.10


21

Знакомство с буквой «Ю, ю»

1

7.10


22

Буква «Ю» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (у))

1

10


23

Развитие восприятия художественного произведения Л.Пантелеев «Буква «ты»

1

11


24

Знакомство с буквой «Е, е».

1

12


25

Буква «е» в начале слова (обозначение звуков (й) и (э))

1

14


26

Знакомство с буквой «ы»

1

17


27

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Дядя Миша»

1

18


28

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков

1

19


29

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающий гласный звук

1

21


30

Знакомство с буквой «М, м»

1

24


31

Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро «Красная шапочка»

1

25


32

Знакомство с буквой «Р, р»

1

26


33

Знакомство с буквой «Л, л»

1

28


34

Знакомство с буквой «Й, й»

1

7.11


35

Развитие восприятия художественного произведения. Малые жанры фольклора.

1

8


36

Знакомство с буквой «Г, г»

1

9


37

Знакомство с буквой «К, к»

1

11


38

Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

14


39

Развитие восприятия художественного произведения М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

1

15


40

Проверка начитанности. Знакомство с буквой «С, с»

1

16


41

Сопоставление звуков (з) и(с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

1

18


42

Знакомство с буквой «Д, д»

1

21


43

Развитие восприятия художественного произведения Е.Благигина «Тюлюлюй»

1

22


44

Сопоставление звуков (д) и (т), по звонкости – глухости.

1

23


45

Знакомство с буквой «Б, б»

1

25


46

Знакомство с буквой «П, п»

1

28


47

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Елка»

1

29


48

Знакомство с буквой «Ф, ф»

1

30


49

Знакомство с буквой «Ж, ж»

1

02.12


50

Знакомство с буквой «Ш, ш».

1

5


51

Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха-цокотуха»

1

6


52

Знакомство с буквой «Щ,щ»

1

7


53

Знакомство с буквой «Х, х»

1

9


54

Знакомство с буквой «Ц, ц»

1

12


55

Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Снег да снег»

1

13


56

Знакомство с разделительной функцией Ь. Тестирование.

1

14


57

Знакомство с особенностями «Ъ»

1

16


58

Алфавит. С.Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Голявкин «Спрятался».

1

19


59

Развитие восприятия художественного произве-

дения. Г.Скребицкий «Пушок».

1

20


60

В.Сутеев «Три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседки».

1

21


61

Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома».

1

23


62

А. Шибаев «На зарядку становись», «Познакомились».

1

26


63

Развитие восприятия художественного произве-

дения. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

1

27


64

Контрольный урок

1

28


65


Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора»

1

30


66

А.Шибаев «Всегда вместе»

1

3четверть

9.01


67

Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Терешечка»

1

10


68

Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?»


1

11


69

Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина»

1

13


70

Э.Успенский «Если бы был я девочкой». Украинская народная сказка «Рукавичка»

1

16


71

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»


1

17


72

Г. Остер «Спускаться легче»

1

18


73

В. Сутеев «Под грибом»

1

20


74

А. Шибаев «Что за шутки». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета»

1

23


75

Развитие восприятия художественного произведения Бр. Гримм «Заяц и еж»

1

24


76

Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость»

1

25


77

Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»

1

27


78

Е. Чарушин «Яшка». А.Кушнер «Что я узнал!»

1

30


79

Развитие восприятия художественного произведения Н.Носов «Фантазеры»

1

31


80

Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата»

1

01.02


81

М.Карем «Растеряшка». В.Драгунский «Заколдованная буква»

1

3


82

Н.Носов «Ступеньки»

1

6


83

Развитие восприятия художественного произведения Е.Ильина «Шум и Шумок»

1

7


84

О. Дриз «Горячий привет» Г.Остер «Привет Мартышке»

1

8


85

Е. Чарушин «Зайчата» , Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц»

1

10


86

Н.Носов «Затейники»

1

Каникулы

20


87

Развитие восприятия художественного произведения М.Гали «Земные краски»

1

21


88

Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или все наоборот»

1

22


89

Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек».

1

24


90

А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярен». Г.Цыферов «Зелёный заяц»

1

27


91

Развитие восприятия художественного произведения. Проверь себя.

1

28


92

В.Драгунский «Он живой и светится»

1

01.03,


93

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Н. Сладков «Лиса и мышь»

1

3


94

Г. Сапгир «Лошарик».

1

6


95

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Кораблик»

1

7


96

В.Берестов «Картинки в лужах»

1

10



Литературное чтение Читаем сказки, загадки скороговорки

4



97

Литературные сказки. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

1



98

Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

1



99

Развитие восприятия художественного произведения К.Булычев «Скороговорка»

1



100

Литературные сказки В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадки.

1




Учимся уму - разуму

4



101

Рассказы для детей К.Ушинский «Играющие собаки» Л.Н.Толстой «Косточка»

1



102

Рассказы о детях В.Осеева «Потерянный день», «Три товарища» И.Северянин «Ее питомцы»

1



103

Развитие восприятия художественного произведения В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

1



104

Стихотворения для детей А.Барто «Я-лишний», Я.Аким «Мама»

1




Читаем о Родине и родной природе

4



105

Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь»

1



106

И.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок), Русская народная песня «Березонька»

1



107

Развитие восприятия художественного произведения Е.Трутнева «Когда это бывает?»

1


1



108

С.Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель»

1




О наших друзьях - животных

4



109

И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка»


1



110

С.Михалков «Аисты и лягушки», Е.Чарушин «Томкины сны»


1



111

Развитие восприятия художественного произведения Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


1

1



112

М.Пришвин «Ежик». Б.Заходер «Ежик»


1




Учимся уму - разуму

4



113

В.Осеева «Кто хозяин?», «На катке»


1



114

В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»

Е.Пермяк «Самое страшное»


1



115

Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост»

1


1



116

И.Бутман «Клоун», Е.Пермяк «Бумажный змей»


1




Читаем сказки, пословицы, считалки

4



117

М.Пляцковский «Урок дружбы». Пословица.


1



118

В.Орлов «Как малышу нашли маму»


1



119

Развитие восприятия художественного произве

дения Н.Саксонская «Мы с мамой»


1

1



120

А.Усачев «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и утенок»


1




О наших друзьях - животных

4



121

А.Барто «Жук».


1



122

Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы.


1



123

Развитие восприятия художественного произведения Ю.Коваль «Бабочка


1



124

Е.Чарушин «Томка и корова». Загадка.


1




Читаем о Родине и родной природе

5



125

И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо», И.Шевучук «Ленивое эхо»


1



126

И.Соколов-Микитов «Май», А.Плещеев «Травка зеленеет…»


1



127

Развитие восприятия художественного произве

дения Д.Биссет «Дракон Комодо»


1



128

Я.Тайц «Все здесь», «По ягоды», К.Чуковский «Радость»


1



129

Ю.Коринец «Волшебное письмо», Р.Валеева «Здравствуй, лето!»


1




Повторение

3



130

Комплексная контрольная работа «Проверь себя»

1



131

Проверка техники чтения

1



132

«Твоя книжная полка». Дополнительное чтение

1




Итого:

132




























Перечень учебно - методического обеспечения:

Учебно-методический комплект:


Учебники:

Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.


Рабочие тетради:

Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2015.

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2015.


Методические пособия:

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Литературное чтение: 1-4 класс: словарь-справочник «Книгочей»: электронное пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2015.

Литературное чтение: 1-2 класс: контрольные работы, тесты, диктанты: / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2015.


Дидактические материалы:

Иллюстрации;

Портреты писателей;

Книги, произведения;

Технические средства обучения:

Учебные столы;

Магнитная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экран.








Список литературы:


  1. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. /Составитель В.Волина – М.; Просвещение, 1991.

2. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2011.

3. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2011.

4. Писатели нашего детства: 100 имен. Биограф.слов, ч.1. – М.: Либерия, 1999 г.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред.чл. – корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1987 г.

  2. Древнерусская литература: Книга для чтения. Составитель Е.Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993 г.

  3. Старинные русские пословицы и поговорки. /Сост. В.П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1983 г.

  4. Русские писатели ХХ в. Биогр.слов. /Сост. И глав.ред. П.А.Николаев. – М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000 г.




























Приложение


  1. Использование ИКТ в образовательном процессе


№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина»

1

2

В.Драгунский «Он живой и светится»

1







  1. Использование метода проектов в образовательном процессе


№ п/п

Тема проекта

Количество часов

1

Алфавит

1

2

«Урок дружбы». Пословицы.

1