Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Гимназия № 25" города Курска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1 КЛАСС
Составитель: учитель начальных классов Меркулова О.А.
Планируемые предметные результаты освоения литературного чтения в 1 классе
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика – Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие – Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Учебно – тематическое планирование
по литературному чтению, 1 класс
( 4 час. в неделю, всего 132 час.)
УМК «Начальная школа XXI века»
№ п/п | Наименование разделов или глав | Всего часов | Из них | Дата |
Контрольные работы | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Добукварный период | 13 | | | |
2 | Букварный период | 51 | | | |
3 | Послебукварный период | 32 | 1 | | |
4 | Читаем сказки, загадки, скороговорки | 4 | | | |
5 | Учимся уму - разуму | 8 | | | |
6 | Читаем о Родине и родной природе | 9 | | | |
7 | Читаем сказки, пословицы, считалки | 4 | | | |
8 | О наших друзьях - животных | 8 | | | |
9 | Повторение | 3 | 1 | | |
Итого: | 132 | 2 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Кол. час. | Дата план. | Дата факт. |
| Добукварный период | 13 | | |
1 | Введение понятия «Предложение» | 1 | 1 | |
2 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «Предложение» | 1 | 5 | |
3 | Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет» | 1 | 6 | |
4 | Рассказ по сюжетной картинке. | 1 | 7 | |
5-6 | Интонационное выделение первого звука в словах | 2 | 9, 12 | |
7 | Развитие восприятия художественного произведения В.Белов «Родничок» | 1 | 13 | |
8 | Звуковой анализ Слова «мак» | 1 | 14 | |
9 | Звуковой анализ слов «сыр», «нос» | 1 | 16 | |
10 | Рассказ по сюжетной картинке | 1 | 19 | |
11 | Развитие восприятия художественного произведения М.Михайлов «Лесные хоромы» | 1 | 20 | |
12 | Введение понятия «гласный звук». Обозначение звуков на схеме фишками красного цвета. | 1 | 21 | |
13 | Введение понятий «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» | 1 | 23 | |
| Букварный период | 51 | | |
14 | Знакомство с буквой «А, а» | 1 | 26 | |
15 | Развитие восприятия художественного произведения С. Романовский «Москва» | 1 | 27 | |
16 | Буква «Я» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (а) | 1 | 28 | |
17 | Знакомство с буквой «О, о» | 1 | 30 | |
18 | Знакомство с буквой «Ё, ё» | 1 | 3.10 | |
19 | Развитие восприятия художественного произведения. В.Железников «История с азбукой» | 1 | 4.10 | |
20 | Знакомство с буквой «У, у» | 1 | 5.10 | |
21 | Знакомство с буквой «Ю, ю» | 1 | 7.10 | |
22 | Буква «Ю» в начале слова. (Обозначение звуков (й) и (у)) | 1 | 10 | |
23 | Развитие восприятия художественного произведения Л.Пантелеев «Буква «ты» | 1 | 11 | |
24 | Знакомство с буквой «Е, е». | 1 | 12 | |
25 | Буква «е» в начале слова (обозначение звуков (й) и (э)) | 1 | 14 | |
26 | Знакомство с буквой «ы» | 1 | 17 | |
27 | Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Дядя Миша» | 1 | 18 | |
28 | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков | 1 | 19 | |
29 | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающий гласный звук | 1 | 21 | |
30 | Знакомство с буквой «М, м» | 1 | 24 | |
31 | Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро «Красная шапочка» | 1 | 25 | |
32 | Знакомство с буквой «Р, р» | 1 | 26 | |
33 | Знакомство с буквой «Л, л» | 1 | 28 | |
34 | Знакомство с буквой «Й, й» | 1 | 7.11 | |
35 | Развитие восприятия художественного произведения. Малые жанры фольклора. | 1 | 8 | |
36 | Знакомство с буквой «Г, г» | 1 | 9 | |
37 | Знакомство с буквой «К, к» | 1 | 11 | |
38 | Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | 14 | |
39 | Развитие восприятия художественного произведения М.Пришвин «Лисичкин хлеб» | 1 | 15 | |
40 | Проверка начитанности. Знакомство с буквой «С, с» | 1 | 16 | |
41 | Сопоставление звуков (з) и(с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. | 1 | 18 | |
42 | Знакомство с буквой «Д, д» | 1 | 21 | |
43 | Развитие восприятия художественного произведения Е.Благигина «Тюлюлюй» | 1 | 22 | |
44 | Сопоставление звуков (д) и (т), по звонкости – глухости. | 1 | 23 | |
45 | Знакомство с буквой «Б, б» | 1 | 25 | |
46 | Знакомство с буквой «П, п» | 1 | 28 | |
47 | Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Елка» | 1 | 29 | |
48 | Знакомство с буквой «Ф, ф» | 1 | 30 | |
49 | Знакомство с буквой «Ж, ж» | 1 | 02.12 | |
50 | Знакомство с буквой «Ш, ш». | 1 | 5 | |
51 | Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха-цокотуха» | 1 | 6 | |
52 | Знакомство с буквой «Щ,щ» | 1 | 7 | |
53 | Знакомство с буквой «Х, х» | 1 | 9 | |
54 | Знакомство с буквой «Ц, ц» | 1 | 12 | |
55 | Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Снег да снег» | 1 | 13 | |
56 | Знакомство с разделительной функцией Ь. Тестирование. | 1 | 14 | |
57 | Знакомство с особенностями «Ъ» | 1 | 16 | |
58 | Алфавит. С.Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Голявкин «Спрятался». | 1 | 19 | |
59 | Развитие восприятия художественного произве- дения. Г.Скребицкий «Пушок». | 1 | 20 | |
60 | В.Сутеев «Три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседки». | 1 | 21 | |
61 | Е.Пермяк «Про нос и язык» Г.Остер «Меня нет дома». | 1 | 23 | |
62 | А. Шибаев «На зарядку становись», «Познакомились». | 1 | 26 | |
63 | Развитие восприятия художественного произве- дения. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» | 1 | 27 | |
64 | Контрольный урок | 1 | 28 | |
65 | Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора» | 1 | 30 | |
66 | А.Шибаев «Всегда вместе» | 1 | 3четверть 9.01 | |
67 | Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Терешечка» | 1 | 10 | |
68 | Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?» | 1 | 11 | |
69 | Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина» | 1 | 13 | |
70 | Э.Успенский «Если бы был я девочкой». Украинская народная сказка «Рукавичка» | 1 | 16 | |
71 | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | 1 | 17 | |
72 | Г. Остер «Спускаться легче» | 1 | 18 | |
73 | В. Сутеев «Под грибом» | 1 | 20 | |
74 | А. Шибаев «Что за шутки». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» | 1 | 23 | |
75 | Развитие восприятия художественного произведения Бр. Гримм «Заяц и еж» | 1 | 24 | |
76 | Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость» | 1 | 25 | |
77 | Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» | 1 | 27 | |
78 | Е. Чарушин «Яшка». А.Кушнер «Что я узнал!» | 1 | 30 | |
79 | Развитие восприятия художественного произведения Н.Носов «Фантазеры» | 1 | 31 | |
80 | Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата» | 1 | 01.02 | |
81 | М.Карем «Растеряшка». В.Драгунский «Заколдованная буква» | 1 | 3 | |
82 | Н.Носов «Ступеньки» | 1 | 6 | |
83 | Развитие восприятия художественного произведения Е.Ильина «Шум и Шумок» | 1 | 7 | |
84 | О. Дриз «Горячий привет» Г.Остер «Привет Мартышке» | 1 | 8 | |
85 | Е. Чарушин «Зайчата» , Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц» | 1 | 10 | |
86 | Н.Носов «Затейники» | 1 | Каникулы 20 | |
87 | Развитие восприятия художественного произведения М.Гали «Земные краски» | 1 | 21 | |
88 | Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или все наоборот» | 1 | 22 | |
89 | Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек». | 1 | 24 | |
90 | А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярен». Г.Цыферов «Зелёный заяц» | 1 | 27 | |
91 | Развитие восприятия художественного произведения. Проверь себя. | 1 | 28 | |
92 | В.Драгунский «Он живой и светится» | 1 | 01.03, | |
93 | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» Н. Сладков «Лиса и мышь» | 1 | 3 | |
94 | Г. Сапгир «Лошарик». | 1 | 6 | |
95 | Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Кораблик» | 1 | 7 | |
96 | В.Берестов «Картинки в лужах» | 1 | 10 | |
| Литературное чтение Читаем сказки, загадки скороговорки | 4 | | |
97 | Литературные сказки. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок) | 1 | | |
98 | Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | 1 | | |
99 | Развитие восприятия художественного произведения К.Булычев «Скороговорка» | 1 | | |
100 | Литературные сказки В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадки. | 1 | | |
| Учимся уму - разуму | 4 | | |
101 | Рассказы для детей К.Ушинский «Играющие собаки» Л.Н.Толстой «Косточка» | 1 | | |
102 | Рассказы о детях В.Осеева «Потерянный день», «Три товарища» И.Северянин «Ее питомцы» | 1 | | |
103 | Развитие восприятия художественного произведения В. Сутеев «Палочка-выручалочка» | 1 | | |
104 | Стихотворения для детей А.Барто «Я-лишний», Я.Аким «Мама» | 1 | | |
| Читаем о Родине и родной природе | 4 | | |
105 | Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь» | 1 | | |
106 | И.Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок), Русская народная песня «Березонька» | 1 | | |
107 | Развитие восприятия художественного произведения Е.Трутнева «Когда это бывает?» | 1 1 | | |
108 | С.Маршак «Апрель». М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | | |
| О наших друзьях - животных | 4 | | |
109 | И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка» | 1 | | |
110 | С.Михалков «Аисты и лягушки», Е.Чарушин «Томкины сны» | 1 | | |
111 | Развитие восприятия художественного произведения Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 1 | | |
112 | М.Пришвин «Ежик». Б.Заходер «Ежик» | 1 | | |
| Учимся уму - разуму | 4 | | |
113 | В.Осеева «Кто хозяин?», «На катке» | 1 | | |
114 | В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» Е.Пермяк «Самое страшное» | 1 | | |
115 | Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост» | 1 1 | | |
116 | И.Бутман «Клоун», Е.Пермяк «Бумажный змей» | 1 | | |
| Читаем сказки, пословицы, считалки | 4 | | |
117 | М.Пляцковский «Урок дружбы». Пословица. | 1 | | |
118 | В.Орлов «Как малышу нашли маму» | 1 | | |
119 | Развитие восприятия художественного произве дения Н.Саксонская «Мы с мамой» | 1 1 | | |
120 | А.Усачев «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и утенок» | 1 | | |
| О наших друзьях - животных | 4 | | |
121 | А.Барто «Жук». | 1 | | |
122 | Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы. | 1 | | |
123 | Развитие восприятия художественного произведения Ю.Коваль «Бабочка | 1 | | |
124 | Е.Чарушин «Томка и корова». Загадка. | 1 | | |
| Читаем о Родине и родной природе | 5 | | |
125 | И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо», И.Шевучук «Ленивое эхо» | 1 | | |
126 | И.Соколов-Микитов «Май», А.Плещеев «Травка зеленеет…» | 1 | | |
127 | Развитие восприятия художественного произве дения Д.Биссет «Дракон Комодо» | 1 | | |
128 | Я.Тайц «Все здесь», «По ягоды», К.Чуковский «Радость» | 1 | | |
129 | Ю.Коринец «Волшебное письмо», Р.Валеева «Здравствуй, лето!» | 1 | | |
| Повторение | 3 | | |
130 | Комплексная контрольная работа «Проверь себя» | 1 | | |
131 | Проверка техники чтения | 1 | | |
132 | «Твоя книжная полка». Дополнительное чтение | 1 | | |
| Итого: | 132 | | |
Перечень учебно - методического обеспечения:
Учебно-методический комплект:
Учебники:
Букварь: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради:
Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2015.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2015.
Методические пособия:
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение: 1-4 класс: словарь-справочник «Книгочей»: электронное пособие / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Литературное чтение: 1-2 класс: контрольные работы, тесты, диктанты: / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Дидактические материалы:
Иллюстрации;
Портреты писателей;
Книги, произведения;
Технические средства обучения:
Учебные столы;
Магнитная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран.
Список литературы:
Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. /Составитель В.Волина – М.; Просвещение, 1991.
2. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2011.
3. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2011.
4. Писатели нашего детства: 100 имен. Биограф.слов, ч.1. – М.: Либерия, 1999 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред.чл. – корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1987 г.
Древнерусская литература: Книга для чтения. Составитель Е.Рогачевская. – М.: Школа – Пресс, 1993 г.
Старинные русские пословицы и поговорки. /Сост. В.П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1983 г.
Русские писатели ХХ в. Биогр.слов. /Сост. И глав.ред. П.А.Николаев. – М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000 г.
Приложение
Использование ИКТ в образовательном процессе
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Г.Остер «Середина сосиски», Я.Аким «Жадина» | 1 |
2 | В.Драгунский «Он живой и светится» | 1 |
| | |
Использование метода проектов в образовательном процессе
№ п/п | Тема проекта | Количество часов |
1 | Алфавит | 1 |
2 | «Урок дружбы». Пословицы. | 1 |
| | |