СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класы  УМК "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Начальная школа 21 века"»

Приложение № 1

к ООП НОО МБОУ Сосновская СШ №2













Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»

1-4 классы



Программа

Литературное чтение: программа 1-4 классы

Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова

М.: Вентана – Граф, 2012


Учебники

Букварь1 класс, в 2 частях. Журова Л.Е., Евдокимова А.О

М.: Вентана-Граф

Литературное чтение 1 класс, в 2 частях. Ефросинина Л. А,

М.И. Оморокова, М.: Вентана-Граф

Литературное чтение 2 класс, в 2 частях. Ефросинина Л. А,

М.И. Оморокова, М.: Вентана-Граф

Литературное чтение 3 класс, в 2 частях. Ефросинина Л. А,

М.И. Оморокова, М.: Вентана-Граф

Литературное чтение 4 класс, в 2 частях. Ефросинина Л. А,

М.И. Оморокова, М.: Вентана-Граф







Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.

  2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  7. Эстетические потребности, ценности и чувства.

  8. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  1. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  2. Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Способы решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  7. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.

  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  10. Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  12. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Предметные результаты речевой и читательской деятельности.

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научнопопулярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • оформлять мысль в монологическое речевое высказывание (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по теме или при ответе на вопрос;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

Предметные результаты творческой деятельности.

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • способам написания изложения.

Предметные результаты литературоведческой пропедевтики.

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора

художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

К концу обучения в 1 классе ученик достигает следующих результатов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- понимать содержание прослушанных произведений

-осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

-высказывать суждения о произведении и поступках героев;

-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

-оформлять информацию о произведении или книге в виде модели.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

-сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

-находить в тексте произведения сравнения, обращения;

-находить в тексте и читать диалоги героев;

-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

-читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

-моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

-придумывать истории с героями изученных произведений;

-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений

-находить в тексте информацию о героях, произведении или книге;

-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

-дополнять таблицы, схемы, модели;

-сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

-находить в тексте информацию о героях произведений.

К концу обучения во 2 классе ученик достигает следующих результатов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);

-читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

-читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

-отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;

-определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

-понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

-находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

-пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;

-группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

-понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

-пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

-пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;

-читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-различать стихотворный и прозаический  тексты;

-определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;

-различать пословицы и загадки по темам;

-использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

-осознавать нравственные и этические ценности произведения;

-выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

-находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научиться:

-понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

-инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

-моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;

-рассказывать сказки с присказками;

-создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

-делать иллюстрации к изученным произведениям;

-иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

-выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

-инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научиться:

-находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

-определять тему и главную мысль текста;

-работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

-дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

-самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

-находить информацию о книге в её аппарате;

-сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

-высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

К концу обучения в 3 классе ученик достигает следующих результатов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора

-осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);

Ученик получит возможность научиться:

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

-высказывать суждения о произведении и поступках героев;

-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

-оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

-сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

-находить в тексте произведения сравнения, обращения;

-находить в тексте и читать диалоги героев;

-определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

-читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

-моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

-придумывать истории с героями изученных произведений;

-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-получать информацию о героях, произведении или книге;

-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

-дополнять таблицы, схемы, модели;

-сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

-находить в тексте информацию о героях произведений;



К концу обучения в 4 классе ученик достигает следующих результатов:

-понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература;

-понимать значение отечественной и зарубежной литературы, сохраняющей и передающей нравственные ценности;

-осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

-проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям;

-работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах;

-пользоваться регулятивными универсальными действиями: понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать учебные действия, оценивать результат работы.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное;

-читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения

-пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым)

-различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу

-составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

-различать тексты произведений, сопоставлять жанры произведений

-находить в тексте средства выразительности –эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры

Раздел «Творческая деятельность»

-читать по ролям литературное произведение

-выполнять тематические проекты

-писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению

Раздел « Чтение: работа с информацией»

-находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения

-информации, печатными и электронными справочниками

Учение получит возможность научиться:

-формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма с опорой на авторский текст

-работать с детскими периодическими изданиями

-сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия

-творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени

-собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор

-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Содержание учебного предмета

1 класс (44–68 ч.)

Литературное чтение и слушание.

Круг чтения:

произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XIX века- начала XX века, произведения детских поэтов и писателей второй половины ХХ в., раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы, научно-познавательные книги, юмористические произведения.

Примерная тематика: произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Мир сказок (17 ч.)

Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В. Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса.

Учимся уму-разуму (19.)

Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благининой, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И. Бутмин, Е. Пермяк.

Мир Родной природы (14 ч.)

Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е.

Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова, В. Белова, Г. Цыферов, С. Чёрный, И. Соколов-Микитов, И. Шевчук, Л. Толстой, В. Бианки,

Э. Машковская.

О наших друзьях-животных (11 ч.)

Стихи, рассказы, сказки: М. Михайлов, В. Сутеев, А. Блок, Е. Чарушин, А. Барто, Н. Сладков, С. Михалков, И. Мазнин, Ю. Коваль, Дж. Родари.

О тебе, моя Родина (7 ч.)

Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серова, С. Романовский, А. Плещеев.

Жанровое разнообразие: сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс;

  • тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Восприятие литературного произведения:

  • эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев.

Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоциональных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев;

  • умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность:

  • проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй;

  • разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх;

  • сочинение историй с литературными героями;

  • рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения:

  • плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся;

  • выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания; чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом:

  • практическое отличие текста от набора предложений;

  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;

  • знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;

  • озаглавливание текста (подбор заголовков);

  • составление схематического или картинного плана под руководством учителя.


2 класс (4 ч. в неделю; 136 часов)

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения:

  • восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово;

  • создание условий для развития полноценного восприятия произведения;

  • эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения;

  • выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам;

  • сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий);

  • оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций.

  • понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение:

  • осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов;

  • обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках;

  • выразительное чтение небольших текстов или отрывков;

  • формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом:

  • понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

  • различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений;

  • деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;

  • определение основной мысли произведения с помощью учителя;

  • пересказ по готовому плану;

  • самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения

Круг чтения:

произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика:

произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

О нашей Родине(5ч)

 стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Савинова. И. Никитина, С. Романовского, С. Прокопьева.

Народная мудрость(6ч)

 песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

О детях и для детей(13ч)

 произведения, И. Крылова, братьев Гримм,  Х-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева,  А. Гайдара.

Уж небо осенью дышало(6ч)

 произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкого, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка.

Мир сказок(6ч)

Русские народные сказки «У страха глаза велики», «Царевна-лягушка», сказки Братьев Гримм, Х.К.Андерсена

Снежок порхает, кружится(18ч)

 произведения фольклора, произведения Н. Некрасова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова- Микитова, Г. Скребицкого, З. Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.

Здравствуй, праздник новогодний(10ч)

 произведения Х-К. Андерсена, А. Гайдара, С. Маршака, С. Михалкова.

Произведения о животных(12ч)

 произведения фольклора, сказки народов мира, произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, Н. Рубцова, А. Плещеева, В. Бианки, К. Паустовского, братьев Гримм,  Р. Киплинга.

Зарубежные сказки(13ч)

 сказки народов мира, братьев Гримм,  Р. Киплинга, Дж. Харриса.

Семья и я(15ч)

 произведения фольклора, Л. Толстого, А. Плещеева, М. Лермонтова, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова, С. Баруздина.

Весна, весна красная(24ч)

 произведения фольклора, произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима.

Волшебные сказки(8ч)

 русские народные сказки.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. 

Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Восприятие литературного произведения. Создание пи для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная   реакция   и   понимание   авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок»,

Навык чтения*. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Чтение вслух не менее 55-60 слов в минуту. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.


3 класс (4 ч. в неделю; 136 часов)

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения:

  • восприятие произведений разных жанров из круга чтения;

  • понимание главной мысли произведения;

  • изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; изучение особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);

  • сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики;

  • определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя;

  • выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение:

Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом:

Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения:

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Устное народное творчество (7 ч.)

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни(5 ч.)

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина (4 ч.)

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов (5 ч.)

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого (11 ч.)

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова (7 ч.)

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова (6 ч.)

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (6 ч.)

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна (8 ч.) «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина (7 ч.)

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского (12 ч.)

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака (4 ч.)

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева (5 ч.)

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара (6 ч.)

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков.

«Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина (7 ч.)

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей (10 ч.)

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Жанровое разнообразие:

Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации. Литературоведческая пропедевтика:

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией:

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.


4 класс (3 ч. в неделю; 102 часа)

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения:

  • создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал;

  • эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения;

  • общая оценка достоинств произведения;

  • оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков;

  • сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения;

  • умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека;

  • понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя;

  • умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается;

  • умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения;

  • умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

Чтение:

Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины).

Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения:

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей.

Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.

Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных

открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Примерная тематика:

Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (7 ч.)

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы (5 ч.)

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

В.А. Жуковский (4 ч.)

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

А.С. Пушкин (4 ч.)

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

М.Ю. Лермонтов (3 ч.)

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

П.П. Ершов (2 ч.)

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

В.М. Гаршин (4 ч.)

«Лягушка-путешественница».

«Произведения русских писателей о детях» (4 ч.)

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей (11 ч.)

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

В мире книг(4ч)

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н. Толстой (9 ч.)

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

А.А. Блок (3 ч.)

«Россия», «Рождество».

К.Д. Бальмонт (5 ч.)

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

А.И. Куприн (4 ч.)

«Скворцы».

И.А. Бунин (4 ч.)

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).

С.Я. Маршак (7 ч.)

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Н.А. Заболоцкий (3 ч.)

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны (3 ч.)

В.П. Катаев «Сын полка»; К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Н.М. Рубцов (3 ч.)

«Берёзы», «Тихая моя родина».

С.В. Михалков (3 ч.)

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

Юмористические произведения (2 ч.)

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки (4 ч.)

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика (4 ч.)

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».

Жанровое разнообразие:

Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.

Научно-популярные рассказы и очерки.

Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика:

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьесасказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений):

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх. Чтение: работа с информацией:

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.


Учебно-тематический план

1класс

№ п.п.

Раздел

Кол-во час.


Обучение грамоте

64ч

1

Добуквенный период

13

2

Основной период

51


Литературное чтение

68 ч

1

«Мир сказок»

17

2

«Учимся уму-разуму»

19

3

«Читаем о родной природе»

14

4

«О наших друзьях-животных»

11

5

«О тебе, моя Родина»

7


Всего:

132

2 класс

«О нашей Родине»

5

«Народная мудрость»

6

«О детях и для детей»

13

«Мир сказок»

6

«Уж небо осенью дышало»

6

«Снежок порхает, кружится…»

18

«Здравствуй, праздник новогодний»

10

«О братьях наших меньших»

12

«Зарубежные сказки»

13

«Семья и я»

15

«Весна, весна красная…»

24

«Там чудеса…» (волшебные сказки)

8


Всего:

136

3 класс

1

«Устное народное творчество»

16

2

«Басни»

5

3

«Произведения А.С.Пушкина»

10

4

«Стихи русских поэтов»

5

5

«Произведения Л.А.Толстого»

11

6

«Произведения А.Н.Некрасова»

7

7

«Произведения А.П.Чехова»

6

8

«Сказки зарубежных писателей»

4

9

«Стихи русских поэтов»

7

10

«Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка»

6

11

«Произведения А.И.Куприна»

8

12

«Стихи С.А.Есенина»

7

13

«Произведения К.Г.Паустовского»

12

14

«Произведения С.Я.Маршака»

4

15

«Произведения Л.Пантелеева»

5

16

«Произведения А.П.Гайдара»

6

17

«Произведения М.М.Пришвина»

7

18

«Произведения зарубежных писателей»

10


Всего:

136

4 класс

1

«Произведения фольклора.

Героическая песня, былина, легенда»

7

2

«Басни. Русские баснописцы»

5

3

«Произведения В. А. Жуковского»

4

4

«Произведения А. С. Пушкина»

4

5

«Произведения М. Ю. Лермонтова»

3

6

«Произведения П. П. Ершова»

2

7

«Произведения В. М. Гаршина»

4

8

«Произведения русских писателей о детях»

4

9

«Произведения зарубежных писателей»

11

10

«В мире книг»

4

12

«Произведения Льва Николаевича Толстого»

9

13

«Стихи А.А. Блока»

3

14

«Стихи К.Д. Бальмонта»

5

15

«Произведения А.И. Куприна»

4

16

«Стихи И.А. Бунина»

4

17

«Произведения С.Я. Маршака»

7

18

«Стихи Н.А. Заболоцкого»

3

19

«Произведения о детях войны»

3

20

«Стихи Н.М. Рубцова»

3

21

«Произведения С.В. Михалкова»

3

22

«Юмористические произведения»

2

23

«Очерки»

4

24

«Путешествия. Приключения. Фантастика»

4


Всего:

102