Белокалитвинский район,р.п. Шолоховский
____________ Неменущая Т.А.
М.п.
Программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Кол-во час | Дата | факт | Характеристика деятельности обучающихся |
| Самое великое чудо на свете. | 2ч | | | |
1 | Самое великое чудо на свете. | 1ч | | | Ориентироваться в учебнике;соотносить иллюстрации с содержанием; |
2 | Книги, прочитанные летом | 1ч | | | Пользоваться словарём в конце учебника. |
| Устное народное творчество | 15ч | | | |
3 | Устное народное творчество | 1ч | | | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; |
4 | Русские народные песни | 1ч | | | читать с выражением, опираясь на ритм произведения; сочинять колыбельные песни |
5 | Русские народные потешки и прибаутки | 1ч | | | находить различия в потешках и прибаутках; |
6 | Диагностическая контрольная работа. Проверка техники чтения | 1ч | | |
7 | Скороговорки, считалки, небылицы | 1ч | | | |
8 | Загадки, пословицы, поговорки Народные сказкиЮ.Мориц «Сказка по лесу идет..» | 1ч | | | объяснять смысл пословиц; анализировать загадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам; находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; |
9 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1ч | | | соотносить качества с героями сказок; |
10 | Сказка «У страха глаза велики» | 1ч | | | придумывать свои собственные сказочные сюжеты; |
11 | Сказка «Лиса и тетерев» | 1ч | | | придумывать рассказ по пословице; |
12 | Сказка «Лиса и журавль» | 1ч | | | -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; |
13 | Сказка « Каша из топора» | 1ч | | | контролировать своё чтение, |
14-15 | Сказка «Гуси-лебеди» | 2ч | | | характеризовать героев сказки; |
| Сказка «Гуси-лебеди» | | | | |
16 | Викторина по сказкам | 1ч | | | планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; |
17 | Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | 1ч | | | самостоятельно оценивать свои достижения. |
| Люблю природу русскую. Осень | 8ч | | | |
18 | Люблю природу русскую. Осень | 1ч | | | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; |
19 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1ч | | | сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; различать стихотворный и прозаический текст; |
20 | К. Бальмонт «Поспевает земляника…», А.Плещеев «Осень наступила» | 1ч | | | сравнивать художественный и научно-познавательный текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; |
21 | А.Фет «Ласточки пропали» | 1ч | | | представлять картины осенней природы; |
22 | «Осенние листья» - тема для поэтов | 1ч | | | находить средства художественной выразительности; оценивать свой ответ; |
23 | В. Берестов «Хитрые грибы» | 1ч | | |
24 | М. Пришвин «Осеннее утро» А. Плещеев «Осень наступила» | 1ч | | | составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту; |
25 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | 1ч | | | контролировать себя в процессе чтения. |
| Русские писатели | 14ч | | | |
26 | А. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый» | 1ч | | | Прогнозировать содержание раздела; |
27 | Стихи А. Пушкина | 1ч | | | слушать звуки, переданные в лирическом тексте; -представлять картины природы; |
28 | А.Пушкин Сказки | 1ч | | | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, |
29, 30 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2ч | | | называть волшебные события и предметы в сказках; |
| А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | | | | |
31 | Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина» | 1ч | | | сравнивать авторские и народные произведения; |
32 | И. Крылов. «Лебедь, Рак и Щука» | 1ч | | | отличать басню от стихотворения и рассказа; знать особенности басенного текста; соотносить пословицы и смысл басенного текста; |
33 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | ч | | |
34 | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | 1ч | | | характеризовать героев басни с опорой на текст; |
35, 36 | Л. Толстой «Филипок» | 2ч | | | наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; |
| Л. Толстой «Филипок» | | | | |
37 | Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже» | 1ч | | | определять в тексте красочные яркие определения; -находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения; |
38 | Веселые стихи | 1ч | | |
39 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | ч | | | -характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. |
| О братьях наших меньших | 12ч | | | |
40 | О братьях наших меньших | 1ч | | | Прогнозировать содержание раздела; планировать работу с произведением; выбирать книги по темам и по авторам. |
41 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила-была собака» | 1ч | | | выбирать виды деятельности на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; |
42 | В. Берестов «Кошкин щенок» | ч | | |
43 | Домашние животные | 1ч | | | воспринимать на слух прочитанное; |
44 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1ч | | | сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; сравнивать сказки и рассказы о животных; определять последовательность событий; |
45 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1ч | | |
46, 47 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 2ч | | | составлять план произведения; пересказывать подробно по плану произведение; |
| Е. Чарушин «Страшный рассказ» | | | | |
48 | Б.Житков «Храбрый утенок» | 1ч | | | видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях; |
49 | В. Бианки «Музыкант» | 1ч | | | определять героев произведения, характеризовать их выражать своё собственное отношение к героям; |
50 | В. Бианки «Сова» | 1ч | | |
51 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | 1ч | | | проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
| Из детских журналов | 9ч | | | |
52 | Из детских журналов | 1 | | | Прогнозировать содержание раздела; планировать работу на уроке; |
53 | Д. Хармс «Игра» | 1ч | | | придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с вопросами из детских журналов; |
54 | Д. Хармс «Вы знаете?» | 1ч | | |
55 | Д. Хармс, С Маршак «Веселые чижи» | 1ч | | |
56 | Д.Хармс «Что это было» | 1ч | | | подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; |
57 | Н. Гернет, Д Хармс «Очень, очень вкусный пирог» | 1ч | | | -читать вслух с переходом на чтение про себя; |
58 | Ю. Владимиров «Чудаки» | 1ч | | | воспринимать на слух прочитанное; отличать журнал от книги; |
59 | А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка» | 1ч | | |
60 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | 1ч | | | находить интересные и нужные статьи в журнале; находить нужную информацию по заданной теме. |
| Люблю природу русскую. Зима | 9ч | | | |
61 | Люблю природу русскую. Зима | 1ч | | | Прогнозировать содержание раздела; подбирать музыкальное сопровождение к текстам; |
62 | Стихи о первом снеге | 1ч | | | рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника; |
63 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1ч | | | -читать выразительно, отражая настроение стихотворения; |
64 | С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза» | 1ч | | | рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения; |
65 | Сказка «Два Мороза» | 1ч | | | наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; |
66 | С. Михалков «Новогодняя быль» | 1ч | | | чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть; |
67 | А. Барто «Дело было в январе» | 1ч | | | понимать особенности были и сказочного текста; |
68 | Разноцветные страницы | 1ч | | | -использовать слова-антонимы для характеристики героев; |
69 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1ч | | | -планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
| Писатели – детям | 17ч | | | |
70 | Писатели – детям | 1ч | | | Прогнозировать содержание раздела; |
71 | К, Чуковский «Путаница» | 1ч | | | читать выразительно, отражая настроение стихотворения; |
72 | К, Чуковский «Радость» | 1ч | | | воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; |
73 | К, Чуковский «Федорино горе» | 1ч | | | соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; |
74 | К, Чуковский «Федорино горе» | 1ч | | | объяснять лексическое значение некоторых слов; определять особенности юмористиеского произведения; |
75 | С. Маршак «Кот и лодыри» | 1ч | | | характеризовать героя, используя слова-антонимы; |
76 | С. Михалков « Мой секрет», «Сила воли» | 1ч | | | находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; |
77 | С. Михалков «Мой щенок» | 1ч | | | рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения; |
78 | А. Барто «Веревочка» | 1ч | | |
79 | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1ч | | | составлять план произведения; пересказывать текст подробно на основе плана; |
80 | А. Барто «Вовка – добрая душа» | 1ч | | | пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение; |
81 | Н. Носов «Затейники» | 1ч | | | планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; |
82, 83 | Н. Носов «Живая шляпа» | 2ч | | | читать тексты в паре; организовывать взаимоконтроль; |
| Н. Носов «Живая шляпа» | | | | |
84 | Н. Носов «На горке» | 1ч | | | составлять план рассказа; пересказывать по плану; |
85 | Н. Носов «На горке» | 1ч | | | пересказывать текст на основе картинного плана, |
86 | Обобщение по разделу «Писатели – детям» | 1ч | | | понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. |
| Я и мои друзья | 10ч | | | |
87 | Я и мои друзья | 1ч | | | Прогнозировать содержание раздела; |
88 | Стихи о дружбе и обидах | 1ч | | | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; |
89 | Н. Булгаков «Анна, не грусти» | 1ч | | | определять последовательность событий в произведении; |
90 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 1ч | | | придумывать продолжение рассказа; |
91, 92 | В. Осеева «Волшебное слово» | 2ч | | | соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей; |
| В. Осеева «Волшебное слово» | | | | |
93 | В. Осеева « Хорошее» | 1ч | | | объяснять нравственный смысл рассказов; объяснять и понимать поступки героев; |
94, 95 | В. Осеева « Почему?» | 2ч | | | оценивать свой ответ в соответствии с образцом; |
| В. Осеева « Почему?» | | | | |
96 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 1ч | | | планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
| Люблю природу русскую. Весна | 10ч | | | |
97 | Люблю природу русскую. Весна | 1ч | | | Прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения, загадки с выражением; передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; |
98 | Стихи Ф. Тютчева о весне | 1ч | | |
99 | Стихи А. Плещеева о весне | 1ч | | | наблюдать за жизнью слова; отгадывать загадки; сравнивать стихотворения о весне разных поэтов; |
100 | А. Блок «На лугу» | 1ч | | | соотносить отгадки с загадками; сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок; |
101 | С. Маршак «Снег теперь уже не тот» | 1ч | | |
102 | И.Бунин «Матери» | 1ч | | | представлять картины весенней природы; |
103 | А. Плещеев « В бурю» | 1ч | | | находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя |
104 | Е. Благинина «Посидим в тишине» | 1ч | | | объяснять отдельные выражения в лирическом тексте придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению; оценивать свой ответ; |
105 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | 1ч | | |
106 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1ч | | | планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; -контролировать и оценивать своё чтение;-оценивать свои достижения. |
| И в шутку и всерьез | 14ч | | | |
107 | И в шутку и всерьез | 1ч | | | Прогнозировать содержание раздела; |
108 | Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего» | 1ч | | | планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; |
109 110 | Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха» | 2ч | | | понимать особенности юмористического произведения; |
| Б. Заходер «Песенки Винни – Пуха» | | | | |
111 | Э. Успенский «Чебурашка» | 1ч | | | анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; |
112 | Э. Успенский «Чебурашка» | 1ч | | |
113 | Стихи Э. Успенского | 1ч | | | характеризовать поступки героев, используя слова с противоположными значениями; |
114 | Стихи В. Берестова | 1ч | | |
115 | Стихи И. Токмаковаой | 1ч | | |
116 | Г. Остер «Будем знакомы» | 1ч | | | восстанавливать последовательность событий на основе вопросов; пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них; |
117 | Г. Остер «Будем знакомы» | 1ч | | |
118 119 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 2ч | | | -инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов; |
| В. Драгунский «Тайное становится явным» | | | | |
120 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьез» | 1ч | | | -пересказывать весёлые рассказы; -придумывать собственные весёлые истории; -оценивать свой ответ. |
| Литература зарубежных стран | 15ч | | | |
121 | Литература зарубежных стран | 1ч | | | Называть волшебные события и предметы в сказке; |
122 | Американская и английская народные песенки | 1ч | | | сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия; |
123 | Французская и немецкая народные песенки | 1ч | | | объяснять значение незнакомых слов; определять героев произведений; |
124 | Песенки «Знают мамы, знают дети» | 1ч | | |
125, 126 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 2ч | | | сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; |
| Ш. Перро «Кот в сапогах» | | | | |
127 | Ш. Перро «Красная шапочка» | 1ч | | | давать характеристику героев произведения; |
128 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1ч | | | придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран; |
129, 130 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 2ч | | | составлять план сказки, определять последовательность событий; |
| Э. Хогарт «Мафин и паук» | | | | |
131 | Промежуточная аттестация. Проверка читательских умений | 1ч | | | пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, |
132 | Проект «Мой любимый писатель» | 1ч | | | участвовать в проектной деятельности; создавать свои собственные проекты; |
133 | Обобщение по разделу: «Литература зарубежных стран» | 1ч | | | планировать возможный вариант исправления ошибок; |
134 | Библиотека и книги | 1ч | | | находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; |
135 | Обобщающий урок по курсу «Литературное чтение» | 1ч | | | инсценировать литературные сказки писателей; проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
136 | Что мы узнали и чему научились за год. Внеклассное чтение Любимые стихи любимых писателей. | 1ч | | |