СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс 21 век

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс 21 век»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2 класса на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и  разработана на основе  авторской программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/  Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012, концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Ф.Виноградова) и  соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Цель программы: обеспечение планируемых результатов по литературному чтению: подведение к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта, овладение основными видами устной и письменной литературной речи, формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей.


Задачи:

 - обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;                                                                                                                                                                                       - учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);              

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);                                                                                                              

-  включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;              

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;                  

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.


Специфика предмета «Литературное чтение».

        Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в начальной школе, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

        Во втором классе используется тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. Дети уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различать доступные им жанры, знаю имена детских писателей.

        Программа состоит из пяти разделов: «Виды речевой деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Чтение: работа с информацией».


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение предмета «Литературное чтение» построено с учётом следующих концептуальных положений:

  1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

  2. В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

  3. Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

       Программа  по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 34 учебные недели (136 часов в год).

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

Формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа (тест)




Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:                                                                                                                                                                                           Личностные результаты освоения должны отражать:                                                                                                                                

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;                  

 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                                                                                                                                          

 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;                                                    

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;                                                                                                                                                                    

 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                

 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                                                            

   8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                              

  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                  

 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                          

Метапредметные результаты освоения должны отражать:                                                                                                                

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                                                                                                                                2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                                                                                                              

 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                            

  4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                                                                                                                

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;                                                                                

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;                                                                                                    

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;                                                                                                                                                      

 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;                                                                                          

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;                                                                                                                                                                                    10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                                                                                                                                                                                        12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                                                                    13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                      

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;                                                                                                                                                                                                        15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;                                                                                                                                                              

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.                                                            

Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:                                                                                                                      

  1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;                                                                                                                                                    

  2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;                                                                    

   3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;                                                                                

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;                                                                                                                                                                          5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик получит возможность научиться:

-  понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

- пользоваться умением читать молча (про себя произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;

- читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

- различать стихотворный и прозаический тексты;

- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;

- различать пословицы и загадки по темам;

- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать нравственные и этические ценности произведения;

- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

- понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

- рассказывать сказки с присказками;

- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик получит возможность научиться:

- делать иллюстрации к изученным произведениям;

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

- находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

- определять тему и главную мысль текста;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге и её аппарате;

- сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

        Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С 1 по 4 класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение.Осознанное плавное правильное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объёму текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;

  • читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;

  • овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;

  • понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);

  • понимать учебную задачу, определять способы её решения;

  • анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);

  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

  • выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;

  • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведения, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;

  • формулировать высказывание (о произведении, о героях);

  • планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;

  • использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и авторской принадлежности произведения или книги);

  • группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;

  • объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;

  • сравнивать произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности;

  • составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели (на примере моделирования обложек к произведению).

Круг чтения

        Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка. Песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

        Примерная тематика Произведения о Родине, о родной природе, о человек и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.

        Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

        Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях:  литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка. Стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;

  • группировать пословицы и загадки по темам и видам;

  • характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

        Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ);

  • читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;

  • создавать истории о разных героях произведений.

Чтение: работа с информацией

        Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

  • слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

  • понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Метапредметные связи:

  • с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

  • с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

  • с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примечание







О нашей родине(5 ч)




1

Стихотворения о Родине.

Ф. Савинов «Родина»

1

Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Развитие навыка чтения.Закрепление литературоведческого понятия.

2

Стихотворения о Родине.

И. Никитин «Русь» (отрывок)

1

Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

3

Рассказы о Родине.

С. Романовский «Русь»

1

Чтение молча «про себя». Определение эмоционального состояния героев.

4

Литературное слушание Произведения о Родине.

С. Романовский «Слово о Русской земле»

1

Слушание произведения. Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

5

Стихи русских поэтов

 А. Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение:

 Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну...»

1

Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине.

Народная мудрость  (6  часов)




6

Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла»

Дополнительное чтение:

Народная хороводная песня

«Я посею, я посею…».

1

Работа со статьёй «Обрати внимание» в учебнике, проверка читательской эрудиции – работа со схемой «Фольклор». Восприятие на слух текста песни, моделирование обложки, чтение вслух и молча, выразительное чтение.

Работа с русской хороводной песней «Я посею, я посею…»; слушание, чтение, определение ритма чтения, передача ритмического рисунка.

7

Загадки народные

1

Чтение загадок, определение темы загадок, выделение ключевых слов для поиска отгадки.

8

Литературное слушание

Былины«Как Илья из Мурома богатырём стал» (в пересказе И.Карноуховой)

1

Слушание. Беседа: былина и былинный сказ. Обсуждение былинных героев. Составление плана былины.

9

Входная контрольная работа (тест) №1

1

Чтение отрывка былины, анализ былины в пересказе и отрывка – повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Сравнение былины в пересказе с отрывком из былины в обработке.

10

Былины «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок)

Малые жанры фольклора

Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки

1

Выразительное чтение диалога (шутки). Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Чтение считалок. Объяснение смысла пословиц. Сравнение различных жанров фольклора.

11

Обобщение по теме

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя»

1

Презентация самостоятельно прочитанных книг – правильное название, аргументация выбора книги, чтение одного из произведений или отрывка.

Проверка уровня обученности – чтение вопросов и поиск ответов в изученном разделе учебника. Самоконтроль и самооценка.

О детях и для детей (13 часов)




12

Стихотворения  о детях.

А. Барто «Катя».

Дополнительное чтение: Б. Заходер«Перемена»

Произведения для детей С.

1

Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи чтения (что хочешь показать), тона (осуждающий, поощряющий, восхищённый и т. д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный). Сравнение произведений о детях.

 Самостоятельная работа с новым произведением – чтение, определение жанра и темы, моделирование обложки, практическое знакомство с литературоведческим понятием «юмор». Сравнение произведений А.Барто и Б.Заходера по жанру и теме.





   13

 Произведения для детей Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

Дополнительное чтение А.Рубинов «Ступенька»

1

Слушание, Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям.

Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, чтение по абзацам.

14

Рассказы о детях.

С.Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»

1

Работа с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок). Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий. Сравнение произведений С.Баруздина. Определение тем.

15

Произведения о детях Е.Пермяк «Смородинка»

Дополнительное чтение (слушание)

С.Михалков «Прогулка»

1

Чтение молча (про себя). Работа с текстом: деление на части, составление плана.

Целостное восприятие произведения – слушание произведения, выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Моделирование обложки и сравнение её с готовым образцом. Сравнение произведений Е.Пермяка и С.Михалкова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере.

16

Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка». Дополнительное чтение: Н.Носов «На горке»

П.Воронько «Мальчик Помогай»

1

Слушание рассказа Н.Носова. Работа с текстом (задания в учебнике и тетради). Определение главной мысли (что хотел сказать автор).

Самостоятельная работа с новым произведением (по желанию): первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий.

17

Разножанровые произведения для детей Г.Сапгир «Рабочие руки»

Скороговорки

Дополнительное чтение Нанайская народная сказка «Айога»

1

Восприятие художественного текста – слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк.

Знакомство с понятием «скороговорка». Чтение скороговорок, выделений их особенностей. Упражнения в произношении (в группах).

Слушание сказки, выражение своего мнения о поступках героев. Работа в парах: чтение диалогов матери и Айоги, матери и соседской девочки.

18

Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак».

Л. Толстой «Страшный зверь»

1

Работа с басней, её структура и форма (стихотворная или прозаическая). Выразительное чтение басен. Литературоведческие понятия: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И.Крылова и Л.Н.Толстого.

19

Литературное слушание Рассказы о детях

М. Зощенко «Самое главное» Дополнительное чтение:

Я. Аким «Жадина»

1

Слушание художественного произведения, анализ эмоциональной реакции на произведение (сопереживание и понимание мотивов героев произведения). Чтение рассказа вслух и по частям, составление плана под руководством учителя.

Самостоятельная работа с новым произведением – чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

20

Сказки о детях

В. Сутеев «Кто лучше?».

Дополнительное чтение:

Л. Осеева «Волшебная иголочка»

1

Работа с новым произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, объяснение заголовка. Чтение молча, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами из текста. Чтение по ролям (работа в группах).

Первичное чтение сказки по абзацам под руководством учителя, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

21

Произведения о детях и для детей. А. Митта «Шар в окошке».

Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение: В. Берестов «Прощание с другом»

1

Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, моделирование обложки. Обсуждение нравственного значения поступка друзей Коли. Деление рассказа на части по готовому плану в учебнике.

Целостное восприятие произведения – слушание чтения учителя, ответы на вопросы, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Понимание и объяснение духовно-нравственного смысла пословиц в сказке.

Слушание стихотворения, объяснение позиции автора. Выражение собственной точки зрения.

22

Сказки  для детей

Л. Пантелеев «Две лягушки».

Дополнительное чтение:

В. Катаев «Цветик-семицветик»

1

Восприятие произведения – слушание чтения одноклассников, ответы на вопросы в учебнике, дополнение ответов. Чтение по абзацам. Подробный пересказ сказки (памятка 5).

Слушание чтения одноклассников и одновременное слежение по тексту. Выразительное чтение.

23

Литературное слушание Произведения и книги о детях

В. Беспальков «Совушка»

Рубрика «Книжная полка»

1

Первичное восприятие сказки. Изучающее чтение вслух по частям, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами текста. Самостоятельное выполнение заданий в тетради, проверка и оценка своей работы.

Работа с рубрикой «Книжная полка». Перечисление книг детских писателей, изученных произведений, характеристика героев этих произведений.

24

Произведения В.Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик»

1

Чтение рассказа В.Сутеева«Снежный зайчик» по частям, составление плана.

«Мир сказок» (6 часов)




25

Народные сказки

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Дополнительное чтение:

русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1

Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушание сказки. Чтение молча. Чтение текста по абзацам вслух.

Выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение бытовой сказки с волшебной.

26

Сказки зарубежных писателей

Братья Гримм «Маленькие человечки»

Дополнительное чтение:

Братья Гримм «Три брата»

1

Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка (перевод с немецкого и фамилия переводчика). Сравнение сказки «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Маленькие человечки».

Самостоятельное ознакомительное чтение. Определение вида сказки (с приведением аргументов). Работа в группах: чтение эпизода о мастерстве одного из сыновей.

27

Сказки Х.-К. Андерсена

 Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Дополнительное чтение:

Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

Первичное чтение сказки вслух по частям, слушание чтения одноклассников. Объяснение смысла заголовка и определение вида сказки. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий.

Самостоятельная работа с новым произведением («Принцесса на горошине») – первичное чтение, моделирование обложки, ответы на вопросы, выполнение заданий.

28

Литературные (авторские) сказки.

Братья Гримм «Семеро храбрецов»

Дополнительное чтение:

Б.Заходер «Серая Звёздочка»

1

Работа со сказкой – выделение жанровых (повторы, последовательность событий) и национальных (имена героев, изобразительные детали) особенностей сказки. Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Семеро храбрецов».

Восприятие произведения – слушание сказки «Серая Звёздочка». Самостоятельная работа: чтение, выполнение заданий.

29

Обобщение по теме

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя»

1

Работа с книгами по теме – выбор, называние, презентация. Повторение изученных сказок, соотнесение иллюстраций с эпизодами из сказок.

Работа по рубрике «Проверь себя» в учебнике – чтение вопросов и учебных задач, поиск ответов и решений с обоснованием. Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка и самооценка работы по образцу.

«Уж небо осенью дышало…»  (6 часов)




30

Произведения об осени (о родной природе)

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень» (отрывок)

Дополнительное чтение: М. Пришвин «Осеннее утро»

1

Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с иллюстрацией к тексту.

Самостоятельная работа с новым произведением – знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора и заголовка), чтение текста произведения, моделирование обложки. Самопроверка и самооценка (сравнение построенной модели с готовым образцом, исправление ошибок, оценка работы).

Чтение вслух и молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

31

Произведения об осени

Э. Шим «Белка и ворон»

 Е. Трутнева «Осень»

1

Самостоятельная работа со сказкой «Белка и ворон» - чтение молча, определение жанра и темы, моделирование обложки. Выполнение заданий в учебнике и тетради, наблюдение за формой текста, выразительное чтение по ролям.

Слушание стихотворения, наблюдение за текстом, соотнесение текста с иллюстрацией. Тренировка выразительного чтения. Сравнение произведения Э.Шима и Е.Трутневой (работа с таблицей).

32

Произведения об осени

А. Сладков «Эхо».

Дополнительное чтение:  А. Твардовский «Начало осени»

1

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров – сказки и рассказа.

Слушание чтения одноклассников, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию, ответы на вопросы и дополнение ответов одноклассников. Чтение наизусть (тренировка с опорой на алгоритм действий).

33

Разножанровые произведения о природе

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

 Загадки.

М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

1

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении.

Повторение и объяснение понятия «загадка».

Чтение рассказа М.Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу.

34

Литературное слушание

Произведения о природе

Э. Шим «Храбрый опенок»

К.Бальмонт «Осень»

Дополнительное чтение:
А. Майков «Осень»

1

Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради с использованием текста произведения, объяснение ответов.

Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебнике.

Слушание чтения одноклассников (работа в парах), выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради.

35

Обобщение по теме

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя»

1

Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н.Сладкова, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима.

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самопроверка и самооценка уровня начитанности.

«Снежок порхает, кружится» (18 часов)




36

Произведения о зиме

З. Александрова «Зима»

Дополнительное чтение (слушание):  К.Ушинский «Проказы старухи Зимы»

1

Знакомство с новым разделом. Восприятие стихотворения: слушание чтения учителя и слежение по тексту, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение выразительному чтению с использованим памятки 1, моделирование обложки.

Слушание чтения одноклассников, определение авторской принадлежности, объяснение заголовка, моделирование обложки. Составление плана: озаглавливание каждой части и подробный или краткий пересказ.

37

Научно-познавательные и художественные произведения о природе

С. Иванов «Каким бывает снег».

Дополнительное чтение:

С. Есенин «Пороша»

1

Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана, Обучение подробному пересказу по плану.

Чтение стихотворения выразительно. Сравнение произведений С.Есенина и С.Иванова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере.

38

Рассказы о природе

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

1

Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ.

39

Литературное слушание

Сказки о природе.

Э. Шим «Всем вам крышка»

К. Ушинский «Мороз не страшен»

1

Слушание сказки. Комментирование заглавия, Образ Морозко, реальные и сказочные события.

40-41

Народные сказки

Русская народная  сказка «Дети Деда Мороза»

Дополнительное чтение: немецкая сказка «Бабушка метелица»

2

Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Пересказ по плану. Сравнение народных сказок.

Чтение сказки по эпизодам под руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в тетради.

42

Рассказы и сказки о природе

М. Пришвин «Деревья в лесу»

Дополнительное чтение:

Е.Пермяк «Четыре брата»

1

Работа с рассказом – самостоятельная подготовка выразительного чтения, выразительное чтение, выполнение заданий в тетради.

Самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение произведений М.Пришвина и Е.Пермяка по теме и жанру.

43

Стихотворения о зиме

 И. Суриков «Детство» (отрывок)

1

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе. Коллективная творческая работа – рисование картины «Зимние забавы».

44-45

Литературное слушание Литературные сказки

В. Даль «Девочка Снегурочка»

2

Слушание сказки. Выделение зачина, концовки, поиск повторов, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков.

46-47

Народные сказки

Русская народная сказка «Снегурочка»

Дополнительное чтение:

Японская народная сказка «Журавлиные перья»

2

Работа со сказкой – чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинение сказки о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.

Самостоятельное первичное чтение – по частям (работа по группам), выполнение заданий в тетради, проверка работы по готовому образцу. Сравнение русской и японской сказок: определение сходства и различий, сравнение поведения героев. Определение жанра (бытовые сказки с превращениями и запретами).

48-49

Произведения о детях

Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение:
В. Одоевский
«В гостях у дедушки Мороза»

2

Выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений (отрывка из поэмы Н.Некрасова «Саша» и стихотворения И.Сурикова «Детство»). Работа с книгами Н.Некрасова. Выразительное чтение стихотворения.

Работа с текстом сказки – слушание, выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Составление плана, подробный пересказ по плану.

50

Рассказы о животных

Г.Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

1

Чтение рассказа про себя, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе.

51

Рассказы и стихотворения о природе И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

1

Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа.

Слушание. Упражнение в правильном чтении. Поиск сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

52

Литературное слушание

Произведения для детей

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

Слушание сказки. Выполнение заданий к тексту в учебной хрестоматии. Работа по группам: чтение по частям.

53

Коллективное творческая работа «Царство Мороза Ивановича»

1

Проектная деятельность (работа в группах). Определение учебной задачи (постановка спектакля, создание книги с иллюстрациями к сказке, выставка книг и т.д.), распределение работы (определение вида работы, подбор материала, оформление и т.д.). Презентация проекта: рассказ о проекте, демонстрация.

«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 часов)




54

Произведения о новогоднем празднике

С. Михалков «В снегу стояла елочка»

1

Слушание. Выразительное чтение отрывков из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания).

Объяснение  своей точки зрения и соотнесение  ее с авторской позицией. Определение  по отрывку произведения.

55

Литературное слушание

Сказки Х.-К.Андерсена

Х.-К.Андерсен «Ель»

Книги Х.- К.Андерсена


Слушание произведения. Моделирование обложки. Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, ответы на вопросы к тексту произведения. Знакомство с книгами Х.-К.Андерсена для детей. Самостоятельный выбор и работа с книгой.

56-57

Произведения о детях и для детей

А. Гайдар «Елка в тайге» (отрывок)

2

Слушание и чтение рассказа по частям, беседа по содержании. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А.Гайдара «Чук и Гек».

58

Стихотворения о Новом годе

 С. Маршак «Декабрь»

1

Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование иллюстрации к стихотворению. Повторение произведений С.Маршака.

59

Произведения о Новом годе

С.Городецкий «Новогодние приметы»

1

Самостоятельное первичное чтение стихотворения. Моделирование обложки: указать фамилию автора и заголовок, определить тему, жанр. Чтение вслух по строфам; выразительное чтение. Коллективная творческая работа «Приметы Нового года».

60

Обобщение по теме

Рубрика «Проверь себя»

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

61

Контрольная работа №2 Промежуточный  контроль

1


62

Стихи о природе

Рубрика «Книжная полка»

1

Чтение отрывков из стихотворений о природе, называние произведений, поиск по учебнику. Конкурсное чтение подготовленного стихотворения. Выбор лучшего чтеца класса стихотворения о природе.

63

Книги о Новом годе для детей

(библиотечный урок)

1

Подбор книг на заданную тему в свободном библиотечном фонде. Составление выставки книг о Новом годе.

64

Здравствуй, праздник новогодний! (урок-утренник)

1

Выставка творческих работ учащихся по теме; конкурс чтецов и рассказчиков; инсценирование отдельных произведений или постановка «живых картин»; конкурс знатоков загадок о зиме; викторина «По страницам учебника».

«О братьях наших меньших» (12 часов)




65

Произведения о животных Русская народная песня «Буренушка»

 В. Жуковский «Птичка».

Дополнительное чтение:

К.Коровин «Баран, заяц и ёж»

1

Чтение, развитие навыков чтения, читательских умений. Различение  народных песен, загадок, сказок, народных и авторских сказок; отличие реальных событий от волшебных; нахождение  в тексте пословиц  и их объяснение.

Рассказывание сказки или ее части близко к тексту; сочинение сказки с героями народных сказок, продолжение сказки; отбор в библиотеке книг о животных; составление книжки-самоделки о героях-животных; иллюстрирование понравившегося эпизода произведения; нахождение ответов на вопросы, подтверждение текстом; характеристика героев и их поступков.

Сочинение  рассказа о своем животном.

Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения.

66

Разножанровые произведения о животных

К. Ушинский «Кот Васька»Считалка, загадки

 Е. Благинина «Голоса леса».

Дополнительное чтение:

М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»

1


67

Рассказы и стихотворения о животных.

М. Пришвин «Старый гриб»

Дополнительное чтение:

Н. Рубцов «Про зайца»

1


68

Рассказы о животных

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

П.Комаров «Оленёнок»

Дополнительное чтение (слушание):

Е.Чарушин «Перепёлка»

1

Чтение текста-описания, определение отношения автора к лисе Патрикеевне, выразительное чтение.

Самостоятельная работа над новым произведением – ознакомительное чтение молча, моделирование обложки, чтение по строфам.

69

Произведения о природе

В. Бианки «Еж - спаситель»

Скороговорки

Дополнительное чтение:
М. Пришвин «Журка»

1

Знакомство с произведением до первичного восприятия – называние произведения, объяснение заголовка. Самостоятельное чтение молча, определение жанра и темы. Работа сословарём, чтение вслух по абзацам, выполнение заданий в учебнике и тетради.

Чтение скороговорки. Самостоятельная работа с новым произведением.

70

Присказки и сказки

М. Дудин «Тары-бары…». Дополнительное чтение:
В. Бианки «Хвосты»

1

Слушание стихотворения, выражение своего мнения. Самостоятельное чтение текста, выполнение заданий в учебнике и тетради. Называние известных сказок с присказками.

Ознакомительное чтение, моделирование: составление плана в виде блок-схемы.

71

Литературное слушание
Произведения о животных

К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос»

1

Слушаниеразвитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой. Чтение  в учебной хрестоматии «Барсучий нос» и выполнение заданий в тетради.

72

Народные сказки.

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение: африканская народная  сказки «О том, как лиса обманула гиену»

1

Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Краткий пересказ.

Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Составление плана. Пересказ по плану.

73

Сказки народов России

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Дополнительное чтение:

ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1

Слушание. Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений. Краткий пересказ сказки по плану в учебнике, подбор сказок о животных.  Самостоятельная работа, взаимопроверка.

74

Авторские сказки.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок) Дополнительное чтение:

Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

1

Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведениях. Определение особенностей построения сказки (сказка-диалог). Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Чтение вслух и молча. Выявление национальных особенностей авторской сказки (топонимы). Сравнение литературных сказок)

75

Народные сказки

Русская народная сказка «Белые перышки»

1

Чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения. Сравнение народных сказок.

76

Сказки о животных

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя»

1

Работа в библиотеке или в атмосфере библиотеки. Выбор книг со сказками  о животных (работа в группах).

Повторение изученных произведений (сказок, стихотворений, рассказов, загадок о животных).

Выполнение заданий. Классифицирование изученных произведений по жанрам (работа в группах).

«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки)   (13 часов)




77-78

Литературное слушание

Сказки народов мира

Украинская сказка

«Колосок».

Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы»

2

Слушание. Развитие читательских навыков. Работа с текстом. Сравнение сказок разных народов. Словесная характеристика героев. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения; составление схематического плана пересказывание подробно и сжато по готовому плану.

79-80

Сказки народов мира

Английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать»

2


81-82

Сказки народов мира

Норвежская народная сказка «Лис Миккель
и медведь Бамсе»

Дополнительное чтение:

 Сказка американсских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

2

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения;выразительное чтение отрывков из произведений при повторном чтении; пересказывание подробно, сжато по готовому плану. Самостоятельная работа, взаимопроверка.

83-84

Литературное слушание

Литературные зарубежные сказки

Братья Гримм «Бременские музыканты»

2


85-86

Сказки народов мира

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».

2


87

Зарубежные сказки (повторение изученных сказок)

1

Повторение изученного, работа со схемой. Оценка героев и их поступков.

88

Библиотечный урок

Дорогами сказок

Рубрика «Книжная полка»

1

Работа по рубрике«Книжная полка» - называние книг (фамилии авторов, заглавия и темы), рассматривание книг со сказками (по группам), чтение сказки и презентация выбранной книги со сказками зарубежных писателей.

«Семья и я» (15 часов)




89

Произведения о семье

Л. Толстой «Лучше всех»

1

Слушание рассказа, ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль», объяснение значения слова быль.

90

Фольклорные произведения о семье

Пословицы

Народная песня «Колыбельная»

1

Чтение и творчество. Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. Выразительное чтение колыбельных песен (авторских, народных), диалогов; употребление в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; разыгрывание сценок из произведений; заучивание наизусть 1–2 стихотворения о маме; знакомство с понятиями « рифма», «строфа».Придумывание рассказов о дружной семье.

91

Авторские колыбельные песни М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»

1


92

Рассказы о детях

Е. Пермяк «Случай с кошельком».

А. Аксаков «Моя сестра»

1

Целостное восприятие текста – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Формирование личностных нравственных установок через поступки героев: аргументированное выражение своего отношения к героям, сравнение их позиций.

Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, ответы на вопросы в учебнике, моделирование обложки, выполнение заданий в тетради.

93

Произведения о детях

Л. Осеева «Сыновья»

Пословицы

1


94

Авторская колыбельная песня

А.Майков «Колыбельная песня»

1


95

Литературное слушание

Произведения о семье

Л.Толстой «Отец и сыновья»

Дополнительное чтение:

И. Панькин «Легенда о матерях»

1


96

Разножанровые произведения о семье

А.Плещеев «Дедушка»

Л. Воронкова «Катин подарок»

1

Слушание произведения, Работа с текстом: чтение по строкам и строфам.

Формирование целостного восприятия – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Моделирование обложки, сравнение с готовой моделью.

97

Стихотворения о семье

Ю.Коринец «Март»

А. Плещеев «Песня матери»

1

Слушание. Выявление первичного восприятия произведения.самостоятельное выполнение заданий в тетради.

Самостоятельная работа со стихотворением А.Плещеева чтение молча, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение колыбельных песен М.Лермонтова, А.Майкова и А.Плещеева.

98

Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры».

Дополнительное чтение:

Русская народная сказка «Белая уточка»

1

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений.Рассказывание сказки от лица одного из героев.

99

Литературное слушание

Произведения о семье

С.Михалков «А что у вас?»

1

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради.

100

Стихотворения  о семье

В.Солоухин «Деревья»        

Дополнительное чтение:

Б.Заходер «Сморчки»

1

Развитие навыков чтения и творческих способностей. Текущая творческая работа.

101

Произведения ко Дню Победы

С.Михалков «Быль для детей»

1

Беседа о Дне Победы. Чтение и слушание произведений. Работа с иллюстрациями к текстам произведенй. Рассматривание книг о детях войны. Чтение выбранных книг (в группах), объяснение пословиц.

102

Контрольная работа №3

1


«Весна, весна красная!..»(24 часа)




103

Произведения о весне

Народная песня «Весна, весна красная!»

А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1

Чтение, слушание и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. Выражение при чтении вслух своего отношения к весенней природе; подбор примет и красок весны; описывание словами весеннего солнца, молодой травки, первой почки и т. д.; участие в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; пересказывание подробно и сжато по готовому плану; составление словаря по теме «Весна»; сочинение стихов, сказок, рассказов о весне; заучивание  наизусть 1–2 стихотворения и отрывков из прозаического произведения (по выбору).

104

Произведения ко Дню Победы

С.Баруздин «Салют»

Литературное слушание

К.Курашкевич «Бессмертие» Обобщение по теме

Рубрика «Проверь себя»

1


105-106

Произведения о весне

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

Г. Скребицкий «Весна-художник»

2






107

Литературное слушание

М. Сладков «Снег и ветер»

Дополнительное чтение:
М. Сладков «Проталина»

1


108

Разножанровые произведения о весне

С. Маршак «Весенняя песенка» Э. Шим «Чем пахнет весна»

1


109

Стихотворения о природе.

Е. Боратынский «Весна, весна!»

Дополнительное чтение:

В. Маяковский «Тучкины штучки»

1


110

Произведения разных жанров о весне

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Дополнительное чтение:

М.Пришвин «Лесная капель»

1


111

Литературное слушание

Произведения о животных

А. Куприн «Скворец»

 Н. Сладков «Скворец-молодец»

1

Слушание, Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения.

112

Произведения о  природе.

Н. Сладков «Апрельские шутки» Дополнительное чтение:

Н Сладков «Весенний разговор»

1

Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради.

113

Разножанровые произведения о природе

А. Барто «Апрель»

Дополнительное чтение:

Н.Сладков «Ивовый пир» из цикла «Лесные шорохи»

1


114

Рассказы о природе

Г. Скребицкий «Жаворонок»

Дополнительное чтение:

П.Воронько «журавли»

1

Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.Самостоятельная работа. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради

115

Литературное слушание

Произведения фольклора

Заклички-веснянки

1

Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.

116

Произведения фольклора

Закличка, загадки

1

Чтение и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей.

117

Разножанровые произведения о природе

В. Жуковский «Жаворонок»

Дополнительное чтение:

В.Бианки Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину» (отрывок)

1

Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д.

118

Разножанровые произведения о природе

О. Высоцкая «Одуванчик»

 М. Пришвин «Золотой луг»

1


119

Литературное слушание

Произведения о родной природе П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение:
Э. Шим «Муравейник»

1


120

Рассказы и стихотворения о природе

Н. Сладков «Весенний гам»

А. Барто «Воробей».

1


121

Произведения для детей

Дополнительное чтение:

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д.Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос в тексте)

122

Литературное слушание

Сказки о животных

Б. Заходер «Птичья школа»

Дополнительное чтение:

М.горький «Воробьишко»

1


123

Произведения о природе

К.Ушинский «Утренние лучи»

1

Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков.Самостоятельная работа. Иллюстрирование книжки-самоделки.

124

Стихотворения о природе

 А. Барто «Весна, весна на улице»

Дополнительное чтение: Р.Сеф «Чудо»

1

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение)

125

Библиотечный урок

1

Работа с книгами – называние книги, характеристика прочитанных книг, группирование по темам, жанрам, авторской принадлежности. Титульный лист и аннотация. Работа с книгами о природе (в группах).

126

Обобщение. Рубрика «Проверь себя»

1

Самостоятельное выполнение контрольной работы «Проверь себя» в тетради. Самопроверка по образцу.

«Там чудеса…» (волшебные сказки) (8 часов)




127

Литературное слушание

Волшебные сказки

Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» Дополнительное чтение: русская народная сказка

1

Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). Различение сказок о животных, бытовых, волшебных; сравнивание волшебных сказок – народных и авторских; сочинение сказки с волшебными предметами; самостоятельное  чтение волшебных сказок, русских и зарубежных  сказок; оценка поступков героев;рассказывание сказки близко к тексту;наизусть отрывков из сказки в стихах.

Сравнение моделей обложек.

128

Волшебные сказки

Русская народная сказка«Хаврошечка».

1


129-130

Сказки А.С.Пушкина

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2

Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек.

131-132

Литературное слушание

Волшебные сказки

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Дополнительное чтение:

 А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде»

2

Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек.

133-134

Обобщение

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя» Итоговая контрольная работа № 4

2

Работа с книгами – правильное называние, определение жанра, темы, авторской принадлежности. Аннотирование прочитанной книги по образцу.

Классифицирование изученных сказок. Работа со схемой в тетради или на компьютере. Творческая работа по группам: сочинить волшебную сказку.

Оформление дневника читателя по разделам: произведения русских писателей; народные волшебные сказки в обработке писателей; стихи и рассказы о Родине, о семье; книги о приключениях и путешествиях; произведения зарубежных писателей; мои любимые книги.

135

Литературное слушание

Мир сказок и чудес

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»

1

Знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка, заголовков отдельных глав). Слушание первой главы «Вниз по кроличьей норе». Чтение вслух по очереди главы «Море слёз».

Оформление дневника летнего чтения.

136

Обобщение. Летнее чтение

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!