ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2 класса на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана на основе авторской программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012, концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Ф.Виноградова) и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: обеспечение планируемых результатов по литературному чтению: подведение к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта, овладение основными видами устной и письменной литературной речи, формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей.
Задачи:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; - учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Специфика предмета «Литературное чтение».
Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в начальной школе, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.
Во втором классе используется тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. Дети уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различать доступные им жанры, знаю имена детских писателей.
Программа состоит из пяти разделов: «Виды речевой деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Чтение: работа с информацией».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Литературное чтение» построено с учётом следующих концептуальных положений:
Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 34 учебные недели (136 часов в год).
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
Формы контроля:
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО: Личностные результаты освоения должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
- пользоваться умением читать молча (про себя произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
- читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик получит возможность научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
- определять тему и главную мысль текста;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге и её аппарате;
- сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов учтены и общие педагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С 1 по 4 класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение.Осознанное плавное правильное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объёму текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения при помощи учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Универсальные учебные действия (УУД):
воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;
овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);
понимать учебную задачу, определять способы её решения;
анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план);
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;
отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведения, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;
формулировать высказывание (о произведении, о героях);
планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;
использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определения темы, жанра и авторской принадлежности произведения или книги);
группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;
объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
сравнивать произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности;
составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели (на примере моделирования обложек к произведению).
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка. Песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика Произведения о Родине, о родной природе, о человек и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплёт, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка. Стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Универсальные учебные действия (УУД):
усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
группировать пословицы и загадки по темам и видам;
характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Универсальные учебные действия (УУД):
понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ);
читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
создавать истории о разных героях произведений.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Универсальные учебные действия (УУД):
искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Метапредметные связи:
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Примечание |
| | | |
О нашей родине(5 ч) | | | |
1 | Стихотворения о Родине. Ф. Савинов «Родина» | 1 | Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. Развитие навыка чтения.Закрепление литературоведческого понятия. |
2 | Стихотворения о Родине. И. Никитин «Русь» (отрывок) | 1 | Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. |
3 | Рассказы о Родине. С. Романовский «Русь» | 1 | Чтение молча «про себя». Определение эмоционального состояния героев. |
4 | Литературное слушание Произведения о Родине. С. Романовский «Слово о Русской земле» | 1 | Слушание произведения. Сравнение произведений по жанру: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. |
5 | Стихи русских поэтов А. Прокофьев «Родина». Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну...» | 1 | Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине. |
Народная мудрость (6 часов) | | | |
6 | Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла» Дополнительное чтение: Народная хороводная песня «Я посею, я посею…». | 1 | Работа со статьёй «Обрати внимание» в учебнике, проверка читательской эрудиции – работа со схемой «Фольклор». Восприятие на слух текста песни, моделирование обложки, чтение вслух и молча, выразительное чтение. Работа с русской хороводной песней «Я посею, я посею…»; слушание, чтение, определение ритма чтения, передача ритмического рисунка. |
7 | Загадки народные | 1 | Чтение загадок, определение темы загадок, выделение ключевых слов для поиска отгадки. |
8 | Литературное слушание Былины«Как Илья из Мурома богатырём стал» (в пересказе И.Карноуховой) | 1 | Слушание. Беседа: былина и былинный сказ. Обсуждение былинных героев. Составление плана былины. |
9 | Входная контрольная работа (тест) №1 | 1 | Чтение отрывка былины, анализ былины в пересказе и отрывка – повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Сравнение былины в пересказе с отрывком из былины в обработке. |
10 | Былины «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок) Малые жанры фольклора Шутка, считалка, потешка, пословицы. Дополнительное чтение: заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки | 1 | Выразительное чтение диалога (шутки). Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Чтение считалок. Объяснение смысла пословиц. Сравнение различных жанров фольклора. |
11 | Обобщение по теме Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | 1 | Презентация самостоятельно прочитанных книг – правильное название, аргументация выбора книги, чтение одного из произведений или отрывка. Проверка уровня обученности – чтение вопросов и поиск ответов в изученном разделе учебника. Самоконтроль и самооценка. |
О детях и для детей (13 часов) | | | |
12 | Стихотворения о детях. А. Барто «Катя». Дополнительное чтение: Б. Заходер«Перемена» Произведения для детей С. | 1 | Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи чтения (что хочешь показать), тона (осуждающий, поощряющий, восхищённый и т. д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный). Сравнение произведений о детях. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение, определение жанра и темы, моделирование обложки, практическое знакомство с литературоведческим понятием «юмор». Сравнение произведений А.Барто и Б.Заходера по жанру и теме. |
| | | |
13 | Произведения для детей Баруздин «Стихи о человеке и его словах» Дополнительное чтение А.Рубинов «Ступенька» | 1 | Слушание, Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям. Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, чтение по абзацам. |
14 | Рассказы о детях. С.Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» | 1 | Работа с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок). Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий. Сравнение произведений С.Баруздина. Определение тем. |
15 | Произведения о детях Е.Пермяк «Смородинка» Дополнительное чтение (слушание) С.Михалков «Прогулка» | 1 | Чтение молча (про себя). Работа с текстом: деление на части, составление плана. Целостное восприятие произведения – слушание произведения, выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Моделирование обложки и сравнение её с готовым образцом. Сравнение произведений Е.Пермяка и С.Михалкова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере. |
16 | Произведения о детях. Н. Носов «Заплатка». Дополнительное чтение: Н.Носов «На горке» П.Воронько «Мальчик Помогай» | 1 | Слушание рассказа Н.Носова. Работа с текстом (задания в учебнике и тетради). Определение главной мысли (что хотел сказать автор). Самостоятельная работа с новым произведением (по желанию): первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий. |
17 | Разножанровые произведения для детей Г.Сапгир «Рабочие руки» Скороговорки Дополнительное чтение Нанайская народная сказка «Айога» | 1 | Восприятие художественного текста – слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк. Знакомство с понятием «скороговорка». Чтение скороговорок, выделений их особенностей. Упражнения в произношении (в группах). Слушание сказки, выражение своего мнения о поступках героев. Работа в парах: чтение диалогов матери и Айоги, матери и соседской девочки. |
18 | Басни. И. Крылов «Лебедь, щука и рак». Л. Толстой «Страшный зверь» | 1 | Работа с басней, её структура и форма (стихотворная или прозаическая). Выразительное чтение басен. Литературоведческие понятия: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И.Крылова и Л.Н.Толстого. |
19 | Литературное слушание Рассказы о детях М. Зощенко «Самое главное» Дополнительное чтение: Я. Аким «Жадина» | 1 | Слушание художественного произведения, анализ эмоциональной реакции на произведение (сопереживание и понимание мотивов героев произведения). Чтение рассказа вслух и по частям, составление плана под руководством учителя. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. |
20 | Сказки о детях В. Сутеев «Кто лучше?». Дополнительное чтение: Л. Осеева «Волшебная иголочка» | 1 | Работа с новым произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, объяснение заголовка. Чтение молча, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами из текста. Чтение по ролям (работа в группах). Первичное чтение сказки по абзацам под руководством учителя, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. |
21 | Произведения о детях и для детей. А. Митта «Шар в окошке». Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение: В. Берестов «Прощание с другом» | 1 | Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, моделирование обложки. Обсуждение нравственного значения поступка друзей Коли. Деление рассказа на части по готовому плану в учебнике. Целостное восприятие произведения – слушание чтения учителя, ответы на вопросы, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Понимание и объяснение духовно-нравственного смысла пословиц в сказке. Слушание стихотворения, объяснение позиции автора. Выражение собственной точки зрения. |
22 | Сказки для детей Л. Пантелеев «Две лягушки». Дополнительное чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик» | 1 | Восприятие произведения – слушание чтения одноклассников, ответы на вопросы в учебнике, дополнение ответов. Чтение по абзацам. Подробный пересказ сказки (памятка 5). Слушание чтения одноклассников и одновременное слежение по тексту. Выразительное чтение. |
23 | Литературное слушание Произведения и книги о детях В. Беспальков «Совушка» Рубрика «Книжная полка» | 1 | Первичное восприятие сказки. Изучающее чтение вслух по частям, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами текста. Самостоятельное выполнение заданий в тетради, проверка и оценка своей работы. Работа с рубрикой «Книжная полка». Перечисление книг детских писателей, изученных произведений, характеристика героев этих произведений. |
24 | Произведения В.Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик» | 1 | Чтение рассказа В.Сутеева«Снежный зайчик» по частям, составление плана. |
«Мир сказок» (6 часов) | | | |
25 | Народные сказки Русская народная сказка «У страха глаза велики» Дополнительное чтение: русская народная сказка «Царевна-лягушка» | 1 | Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушание сказки. Чтение молча. Чтение текста по абзацам вслух. Выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение бытовой сказки с волшебной. |
26 | Сказки зарубежных писателей Братья Гримм «Маленькие человечки» Дополнительное чтение: Братья Гримм «Три брата» | 1 | Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка (перевод с немецкого и фамилия переводчика). Сравнение сказки «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Маленькие человечки». Самостоятельное ознакомительное чтение. Определение вида сказки (с приведением аргументов). Работа в группах: чтение эпизода о мастерстве одного из сыновей. |
27 | Сказки Х.-К. Андерсена Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Дополнительное чтение: Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | Первичное чтение сказки вслух по частям, слушание чтения одноклассников. Объяснение смысла заголовка и определение вида сказки. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий. Самостоятельная работа с новым произведением («Принцесса на горошине») – первичное чтение, моделирование обложки, ответы на вопросы, выполнение заданий. |
28 | Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов» Дополнительное чтение: Б.Заходер «Серая Звёздочка» | 1 | Работа со сказкой – выделение жанровых (повторы, последовательность событий) и национальных (имена героев, изобразительные детали) особенностей сказки. Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок «У страха глаза велики» и сказки Братьев Гримм «Семеро храбрецов». Восприятие произведения – слушание сказки «Серая Звёздочка». Самостоятельная работа: чтение, выполнение заданий. |
29 | Обобщение по теме Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | 1 | Работа с книгами по теме – выбор, называние, презентация. Повторение изученных сказок, соотнесение иллюстраций с эпизодами из сказок. Работа по рубрике «Проверь себя» в учебнике – чтение вопросов и учебных задач, поиск ответов и решений с обоснованием. Самостоятельная работа в тетради. Самопроверка и самооценка работы по образцу. |
«Уж небо осенью дышало…» (6 часов) | | | |
30 | Произведения об осени (о родной природе) А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень» (отрывок) Дополнительное чтение: М. Пришвин «Осеннее утро» | 1 | Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с иллюстрацией к тексту. Самостоятельная работа с новым произведением – знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора и заголовка), чтение текста произведения, моделирование обложки. Самопроверка и самооценка (сравнение построенной модели с готовым образцом, исправление ошибок, оценка работы). Чтение вслух и молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. |
31 | Произведения об осени Э. Шим «Белка и ворон» Е. Трутнева «Осень» | 1 | Самостоятельная работа со сказкой «Белка и ворон» - чтение молча, определение жанра и темы, моделирование обложки. Выполнение заданий в учебнике и тетради, наблюдение за формой текста, выразительное чтение по ролям. Слушание стихотворения, наблюдение за текстом, соотнесение текста с иллюстрацией. Тренировка выразительного чтения. Сравнение произведения Э.Шима и Е.Трутневой (работа с таблицей). |
32 | Произведения об осени А. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение: А. Твардовский «Начало осени» | 1 | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров – сказки и рассказа. Слушание чтения одноклассников, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию, ответы на вопросы и дополнение ответов одноклассников. Чтение наизусть (тренировка с опорой на алгоритм действий). |
33 | Разножанровые произведения о природе Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | 1 | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении. Повторение и объяснение понятия «загадка». Чтение рассказа М.Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу. |
34 | Литературное слушание Произведения о природе Э. Шим «Храбрый опенок» К.Бальмонт «Осень» Дополнительное чтение: А. Майков «Осень» | 1 | Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради с использованием текста произведения, объяснение ответов. Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий в учебнике. Слушание чтения одноклассников (работа в парах), выполнение заданий в учебной хрестоматии и в тетради. |
35 | Обобщение по теме Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | 1 | Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами Н.Сладкова, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самопроверка и самооценка уровня начитанности. |
«Снежок порхает, кружится» (18 часов) | | | |
36 | Произведения о зиме З. Александрова «Зима» Дополнительное чтение (слушание): К.Ушинский «Проказы старухи Зимы» | 1 | Знакомство с новым разделом. Восприятие стихотворения: слушание чтения учителя и слежение по тексту, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение выразительному чтению с использованим памятки 1, моделирование обложки. Слушание чтения одноклассников, определение авторской принадлежности, объяснение заголовка, моделирование обложки. Составление плана: озаглавливание каждой части и подробный или краткий пересказ. |
37 | Научно-познавательные и художественные произведения о природе С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение: С. Есенин «Пороша» | 1 | Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана, Обучение подробному пересказу по плану. Чтение стихотворения выразительно. Сравнение произведений С.Есенина и С.Иванова: заполнение таблицы в тетради или на компьютере. |
38 | Рассказы о природе И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | 1 | Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ. |
39 | Литературное слушание Сказки о природе. Э. Шим «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен» | 1 | Слушание сказки. Комментирование заглавия, Образ Морозко, реальные и сказочные события. |
40-41 | Народные сказки Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» Дополнительное чтение: немецкая сказка «Бабушка метелица» | 2 | Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Пересказ по плану. Сравнение народных сказок. Чтение сказки по эпизодам под руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в тетради. |
42 | Рассказы и сказки о природе М. Пришвин «Деревья в лесу» Дополнительное чтение: Е.Пермяк «Четыре брата» | 1 | Работа с рассказом – самостоятельная подготовка выразительного чтения, выразительное чтение, выполнение заданий в тетради. Самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебной хрестоматии. Сравнение произведений М.Пришвина и Е.Пермяка по теме и жанру. |
43 | Стихотворения о зиме И. Суриков «Детство» (отрывок) | 1 | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе. Коллективная творческая работа – рисование картины «Зимние забавы». |
44-45 | Литературное слушание Литературные сказки В. Даль «Девочка Снегурочка» | 2 | Слушание сказки. Выделение зачина, концовки, поиск повторов, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков. |
46-47 | Народные сказки Русская народная сказка «Снегурочка» Дополнительное чтение: Японская народная сказка «Журавлиные перья» | 2 | Работа со сказкой – чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинение сказки о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов. Самостоятельное первичное чтение – по частям (работа по группам), выполнение заданий в тетради, проверка работы по готовому образцу. Сравнение русской и японской сказок: определение сходства и различий, сравнение поведения героев. Определение жанра (бытовые сказки с превращениями и запретами). |
48-49 | Произведения о детях Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | 2 | Выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений (отрывка из поэмы Н.Некрасова «Саша» и стихотворения И.Сурикова «Детство»). Работа с книгами Н.Некрасова. Выразительное чтение стихотворения. Работа с текстом сказки – слушание, выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Составление плана, подробный пересказ по плану. |
50 | Рассказы о животных Г.Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | 1 | Чтение рассказа про себя, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе. |
51 | Рассказы и стихотворения о природе И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу» И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» | 1 | Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа. Слушание. Упражнение в правильном чтении. Поиск сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради. |
52 | Литературное слушание Произведения для детей В.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | Слушание сказки. Выполнение заданий к тексту в учебной хрестоматии. Работа по группам: чтение по частям. |
53 | Коллективное творческая работа «Царство Мороза Ивановича» | 1 | Проектная деятельность (работа в группах). Определение учебной задачи (постановка спектакля, создание книги с иллюстрациями к сказке, выставка книг и т.д.), распределение работы (определение вида работы, подбор материала, оформление и т.д.). Презентация проекта: рассказ о проекте, демонстрация. |
«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 часов) | | | |
54 | Произведения о новогоднем празднике С. Михалков «В снегу стояла елочка» | 1 | Слушание. Выразительное чтение отрывков из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания). Объяснение своей точки зрения и соотнесение ее с авторской позицией. Определение по отрывку произведения. |
55 | Литературное слушание Сказки Х.-К.Андерсена Х.-К.Андерсен «Ель» Книги Х.- К.Андерсена | | Слушание произведения. Моделирование обложки. Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, ответы на вопросы к тексту произведения. Знакомство с книгами Х.-К.Андерсена для детей. Самостоятельный выбор и работа с книгой. |
56-57 | Произведения о детях и для детей А. Гайдар «Елка в тайге» (отрывок) | 2 | Слушание и чтение рассказа по частям, беседа по содержании. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А.Гайдара «Чук и Гек». |
58 | Стихотворения о Новом годе С. Маршак «Декабрь» | 1 | Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование иллюстрации к стихотворению. Повторение произведений С.Маршака. |
59 | Произведения о Новом годе С.Городецкий «Новогодние приметы» | 1 | Самостоятельное первичное чтение стихотворения. Моделирование обложки: указать фамилию автора и заголовок, определить тему, жанр. Чтение вслух по строфам; выразительное чтение. Коллективная творческая работа «Приметы Нового года». |
60 | Обобщение по теме Рубрика «Проверь себя» | 1 | Выполнение заданий в учебнике и тетради. |
61 | Контрольная работа №2 Промежуточный контроль | 1 | |
62 | Стихи о природе Рубрика «Книжная полка» | 1 | Чтение отрывков из стихотворений о природе, называние произведений, поиск по учебнику. Конкурсное чтение подготовленного стихотворения. Выбор лучшего чтеца класса стихотворения о природе. |
63 | Книги о Новом годе для детей (библиотечный урок) | 1 | Подбор книг на заданную тему в свободном библиотечном фонде. Составление выставки книг о Новом годе. |
64 | Здравствуй, праздник новогодний! (урок-утренник) | 1 | Выставка творческих работ учащихся по теме; конкурс чтецов и рассказчиков; инсценирование отдельных произведений или постановка «живых картин»; конкурс знатоков загадок о зиме; викторина «По страницам учебника». |
«О братьях наших меньших» (12 часов) | | | |
65 | Произведения о животных Русская народная песня «Буренушка» В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение: К.Коровин «Баран, заяц и ёж» | 1 | Чтение, развитие навыков чтения, читательских умений. Различение народных песен, загадок, сказок, народных и авторских сказок; отличие реальных событий от волшебных; нахождение в тексте пословиц и их объяснение. Рассказывание сказки или ее части близко к тексту; сочинение сказки с героями народных сказок, продолжение сказки; отбор в библиотеке книг о животных; составление книжки-самоделки о героях-животных; иллюстрирование понравившегося эпизода произведения; нахождение ответов на вопросы, подтверждение текстом; характеристика героев и их поступков. Сочинение рассказа о своем животном. Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения. |
66 | Разножанровые произведения о животных К. Ушинский «Кот Васька»Считалка, загадки Е. Благинина «Голоса леса». Дополнительное чтение: М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» | 1 | |
67 | Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин «Старый гриб» Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Про зайца» | 1 | |
68 | Рассказы о животных К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» П.Комаров «Оленёнок» Дополнительное чтение (слушание): Е.Чарушин «Перепёлка» | 1 | Чтение текста-описания, определение отношения автора к лисе Патрикеевне, выразительное чтение. Самостоятельная работа над новым произведением – ознакомительное чтение молча, моделирование обложки, чтение по строфам. |
69 | Произведения о природе В. Бианки «Еж - спаситель» Скороговорки Дополнительное чтение: М. Пришвин «Журка» | 1 | Знакомство с произведением до первичного восприятия – называние произведения, объяснение заголовка. Самостоятельное чтение молча, определение жанра и темы. Работа сословарём, чтение вслух по абзацам, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение скороговорки. Самостоятельная работа с новым произведением. |
70 | Присказки и сказки М. Дудин «Тары-бары…». Дополнительное чтение: В. Бианки «Хвосты» | 1 | Слушание стихотворения, выражение своего мнения. Самостоятельное чтение текста, выполнение заданий в учебнике и тетради. Называние известных сказок с присказками. Ознакомительное чтение, моделирование: составление плана в виде блок-схемы. |
71 | Литературное слушание Произведения о животных К. Ушинский «Плутишка кот». Дополнительное чтение: К. Паустовский «Барсучий нос» | 1 | Слушание, развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой. Чтение в учебной хрестоматии «Барсучий нос» и выполнение заданий в тетради. |
72 | Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение: африканская народная сказки «О том, как лиса обманула гиену» | 1 | Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Краткий пересказ. Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. Составление плана. Пересказ по плану. |
73 | Сказки народов России Русская народная сказка «Зимовье зверей» Дополнительное чтение: ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | 1 | Слушание. Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений. Краткий пересказ сказки по плану в учебнике, подбор сказок о животных. Самостоятельная работа, взаимопроверка. |
74 | Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок) Дополнительное чтение: Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 1 | Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведениях. Определение особенностей построения сказки (сказка-диалог). Выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение вслух и молча. Выявление национальных особенностей авторской сказки (топонимы). Сравнение литературных сказок) |
75 | Народные сказки Русская народная сказка «Белые перышки» | 1 | Чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения. Сравнение народных сказок. |
76 | Сказки о животных Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | 1 | Работа в библиотеке или в атмосфере библиотеки. Выбор книг со сказками о животных (работа в группах). Повторение изученных произведений (сказок, стихотворений, рассказов, загадок о животных). Выполнение заданий. Классифицирование изученных произведений по жанрам (работа в группах). |
«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (13 часов) | | | |
77-78 | Литературное слушание Сказки народов мира Украинская сказка «Колосок». Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы» | 2 | Слушание. Развитие читательских навыков. Работа с текстом. Сравнение сказок разных народов. Словесная характеристика героев. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения; составление схематического плана пересказывание подробно и сжато по готовому плану. |
79-80 | Сказки народов мира Английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать» | 2 | |
81-82 | Сказки народов мира Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Дополнительное чтение: Сказка американсских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | 2 | Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся. Выделение признаков сказки; правильное называние произведения;выразительное чтение отрывков из произведений при повторном чтении; пересказывание подробно, сжато по готовому плану. Самостоятельная работа, взаимопроверка. |
83-84 | Литературное слушание Литературные зарубежные сказки Братья Гримм «Бременские музыканты» | 2 | |
85-86 | Сказки народов мира Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». | 2 | |
87 | Зарубежные сказки (повторение изученных сказок) | 1 | Повторение изученного, работа со схемой. Оценка героев и их поступков. |
88 | Библиотечный урок Дорогами сказок Рубрика «Книжная полка» | 1 | Работа по рубрике«Книжная полка» - называние книг (фамилии авторов, заглавия и темы), рассматривание книг со сказками (по группам), чтение сказки и презентация выбранной книги со сказками зарубежных писателей. |
«Семья и я» (15 часов) | | | |
89 | Произведения о семье Л. Толстой «Лучше всех» | 1 | Слушание рассказа, ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль», объяснение значения слова быль. |
90 | Фольклорные произведения о семье Пословицы Народная песня «Колыбельная» | 1 | Чтение и творчество. Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей. Выразительное чтение колыбельных песен (авторских, народных), диалогов; употребление в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; разыгрывание сценок из произведений; заучивание наизусть 1–2 стихотворения о маме; знакомство с понятиями « рифма», «строфа».Придумывание рассказов о дружной семье. |
91 | Авторские колыбельные песни М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…» | 1 | |
92 | Рассказы о детях Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра» | 1 | Целостное восприятие текста – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Формирование личностных нравственных установок через поступки героев: аргументированное выражение своего отношения к героям, сравнение их позиций. Самостоятельная работа с произведением – чтение молча, ответы на вопросы в учебнике, моделирование обложки, выполнение заданий в тетради. |
93 | Произведения о детях Л. Осеева «Сыновья» Пословицы | 1 | |
94 | Авторская колыбельная песня А.Майков «Колыбельная песня» | 1 | |
95 | Литературное слушание Произведения о семье Л.Толстой «Отец и сыновья» Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях» | 1 | |
96 | Разножанровые произведения о семье А.Плещеев «Дедушка» Л. Воронкова «Катин подарок» | 1 | Слушание произведения, Работа с текстом: чтение по строкам и строфам. Формирование целостного восприятия – самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту. Моделирование обложки, сравнение с готовой моделью. |
97 | Стихотворения о семье Ю.Коринец «Март» А. Плещеев «Песня матери» | 1 | Слушание. Выявление первичного восприятия произведения.самостоятельное выполнение заданий в тетради. Самостоятельная работа со стихотворением А.Плещеева чтение молча, выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение колыбельных песен М.Лермонтова, А.Майкова и А.Плещеева. |
98 | Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры». Дополнительное чтение: Русская народная сказка «Белая уточка» | 1 | Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений.Рассказывание сказки от лица одного из героев. |
99 | Литературное слушание Произведения о семье С.Михалков «А что у вас?» | 1 | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради. |
100 | Стихотворения о семье В.Солоухин «Деревья» Дополнительное чтение: Б.Заходер «Сморчки» | 1 | Развитие навыков чтения и творческих способностей. Текущая творческая работа. |
101 | Произведения ко Дню Победы С.Михалков «Быль для детей» | 1 | Беседа о Дне Победы. Чтение и слушание произведений. Работа с иллюстрациями к текстам произведенй. Рассматривание книг о детях войны. Чтение выбранных книг (в группах), объяснение пословиц. |
102 | Контрольная работа №3 | 1 | |
«Весна, весна красная!..»(24 часа) | | | |
103 | Произведения о весне Народная песня «Весна, весна красная!» А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 1 | Чтение, слушание и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения. Выражение при чтении вслух своего отношения к весенней природе; подбор примет и красок весны; описывание словами весеннего солнца, молодой травки, первой почки и т. д.; участие в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; пересказывание подробно и сжато по готовому плану; составление словаря по теме «Весна»; сочинение стихов, сказок, рассказов о весне; заучивание наизусть 1–2 стихотворения и отрывков из прозаического произведения (по выбору). |
104 | Произведения ко Дню Победы С.Баруздин «Салют» Литературное слушание К.Курашкевич «Бессмертие» Обобщение по теме Рубрика «Проверь себя» | 1 | |
105-106 | Произведения о весне А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Г. Скребицкий «Весна-художник» | 2 | |
| | | |
107 | Литературное слушание М. Сладков «Снег и ветер» Дополнительное чтение: М. Сладков «Проталина» | 1 | |
108 | Разножанровые произведения о весне С. Маршак «Весенняя песенка» Э. Шим «Чем пахнет весна» | 1 | |
109 | Стихотворения о природе. Е. Боратынский «Весна, весна!» Дополнительное чтение: В. Маяковский «Тучкины штучки» | 1 | |
110 | Произведения разных жанров о весне Ф. Тютчев «Зима недаром злится» Дополнительное чтение: М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | |
111 | Литературное слушание Произведения о животных А. Куприн «Скворец» Н. Сладков «Скворец-молодец» | 1 | Слушание, Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения. |
112 | Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» Дополнительное чтение: Н Сладков «Весенний разговор» | 1 | Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради. |
113 | Разножанровые произведения о природе А. Барто «Апрель» Дополнительное чтение: Н.Сладков «Ивовый пир» из цикла «Лесные шорохи» | 1 | |
114 | Рассказы о природе Г. Скребицкий «Жаворонок» Дополнительное чтение: П.Воронько «журавли» | 1 | Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения.Самостоятельная работа. Самостоятельная работа с произведением: чтение, ответы на вопросы, пересказывание понравившейся части или всего произведения, выполнение заданий в тетради |
115 | Литературное слушание Произведения фольклора Заклички-веснянки | 1 | Чтение. Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения. |
116 | Произведения фольклора Закличка, загадки | 1 | Чтение и творчество. Развитие навыков чтения и творческих способностей. |
117 | Разножанровые произведения о природе В. Жуковский «Жаворонок» Дополнительное чтение: В.Бианки Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину» (отрывок) | 1 | Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д. |
118 | Разножанровые произведения о природе О. Высоцкая «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | |
119 | Литературное слушание Произведения о родной природе П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение: Э. Шим «Муравейник» | 1 | |
120 | Рассказы и стихотворения о природе Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей». | 1 | |
121 | Произведения для детей Дополнительное чтение: М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | Развитие навыков чтения и творческих способностей. Выполнение творческих заданий: рисование иллюстраций, сочинение короткого произведения о природе, придумывание загадок и т. д.Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос в тексте) |
122 | Литературное слушание Сказки о животных Б. Заходер «Птичья школа» Дополнительное чтение: М.горький «Воробьишко» | 1 | |
123 | Произведения о природе К.Ушинский «Утренние лучи» | 1 | Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков.Самостоятельная работа. Иллюстрирование книжки-самоделки. |
124 | Стихотворения о природе А. Барто «Весна, весна на улице» Дополнительное чтение: Р.Сеф «Чудо» | 1 | Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение) |
125 | Библиотечный урок | 1 | Работа с книгами – называние книги, характеристика прочитанных книг, группирование по темам, жанрам, авторской принадлежности. Титульный лист и аннотация. Работа с книгами о природе (в группах). |
126 | Обобщение. Рубрика «Проверь себя» | 1 | Самостоятельное выполнение контрольной работы «Проверь себя» в тетради. Самопроверка по образцу. |
«Там чудеса…» (волшебные сказки) (8 часов) | | | |
127 | Литературное слушание Волшебные сказки Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» Дополнительное чтение: русская народная сказка | 1 | Чтение. Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев). Различение сказок о животных, бытовых, волшебных; сравнивание волшебных сказок – народных и авторских; сочинение сказки с волшебными предметами; самостоятельное чтение волшебных сказок, русских и зарубежных сказок; оценка поступков героев;рассказывание сказки близко к тексту;наизусть отрывков из сказки в стихах. Сравнение моделей обложек. |
128 | Волшебные сказки Русская народная сказка«Хаврошечка». | 1 | |
129-130 | Сказки А.С.Пушкина А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 2 | Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек. |
131-132 | Литературное слушание Волшебные сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнительное чтение: А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде» | 2 | Слушание. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги. Сравнение моделей обложек. |
133-134 | Обобщение Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» Итоговая контрольная работа № 4 | 2 | Работа с книгами – правильное называние, определение жанра, темы, авторской принадлежности. Аннотирование прочитанной книги по образцу. Классифицирование изученных сказок. Работа со схемой в тетради или на компьютере. Творческая работа по группам: сочинить волшебную сказку. Оформление дневника читателя по разделам: произведения русских писателей; народные волшебные сказки в обработке писателей; стихи и рассказы о Родине, о семье; книги о приключениях и путешествиях; произведения зарубежных писателей; мои любимые книги. |
135 | Литературное слушание Мир сказок и чудес Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | 1 | Знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора, заголовка, подзаголовка, заголовков отдельных глав). Слушание первой главы «Вниз по кроличьей норе». Чтение вслух по очереди главы «Море слёз». Оформление дневника летнего чтения. |
136 | Обобщение. Летнее чтение | 1 | |