I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Речевая и читательская деятельность.
Второклассники научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (вслух – примерно 40 слов в минуту, про себя – примерно 50 слов в минуту);
• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
• объяснять действия персонажей;
• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
• сравнивать героев разных произведений;
• ставить вопросы к тексту.
Второклассники получат возможность научиться:
в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
• создавать рассказ по циклу картинок;
• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать по ролям художественное произведение;
• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
• участвовать в инсценировании литературных произведений.
Второклассники научатся:
• выделять рифмы в тексте стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
• находить сравнения в тексте произведения;
• определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
• определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
• определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
Метапредметные
Регулятивные
Второклассники приобретут опыт:
• выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
• самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;
• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
• самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать произведения и героев;
• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
• находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
• обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
• аргументировать собственную позицию;
• получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.
Личностные.
У второклассников будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
• представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
• умения оценивать свое отношение к учебе;
• внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
II. Содержание учебного предмета
Осень пришла. (8 ч)
Вспомним лето. С. Щипачев "Подсолнух"; И. Суриков "Степь"; И. Соколов-Микитов "Вертушинка"; О. Дриз "Кончилось лето".
Здравствуй, осень. М. Пришвин "Полянка в лесу"; А. Майков "Осень"; А. Пушкин "Уж небо осенью дышало…"; К. Паустовский "Прощание с летом".
Самостоятельное чтение. М. Пришвин "Последние цветы"; К. Ушинский "Пчелы и муха"; А. Барто "Вам не нужна сорока?"; С. Аксаков "Осень"; В. Берестов "Урок листопада".
Народные песни, сказки, пословицы. (25 ч)
Песни. Русские народные песни "Как на тоненький ледок", "Ходит конь по бережку", "Заинька, где ты был побывал…", шотландская народная песня "Спляшем!"; чешские народные песни "Разговор лягушек", "Сенокос"; английская народная песня "Дом, который построил Джек".
Сказки народов России. Русские сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Мальчик с пальчик", "Каша из топора"; ненецкая сказка "Кукушка"; татарская сказка "Три дочери"; мордовская сказка "Врозь - плохо, вместе - хорошо"; лезгинская сказка "Как проверяется дружба".
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная "Березонька скрип, скрип…"; сербская колыбельная "Нашей Любице…"; латышская колыбельная "Спи, усни, мой медвежонок…"
Сказки народов мира. Индийская сказка "Золотая рыба"; иранская сказка "Счастливый мальчик"; сербская сказка "Два ленивца"; хорватская сказка "Век живи - век учись".
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учебе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни "Уж как я ль мою коровушку люблю…"; "Тень, тень, потетень…", шведская песня "Отличные пшеничные…"; французская песня "Сюзон и мотылек".
Народные сказки. Русская сказка "Снегурочка"; корейская сказка "Дружные братья"; норвежская сказка "Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил".
Зимние картины. (8 ч)
И. Никитин "Встреча зимы" (отрывок); К. Паустовский "Первый зимний день"; С. Есенин "Пороша"; А. Пушкин "Опрятней модного паркета…"; Н. Сладков "Песенки подо льдом"; С. Маршак "Двенадцать месяцев" (отрывок). Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов "Мороз, Красный нос" (отрывок); С. Есенин "Поет зима, аукает…"; М. Пришвин "Птицы под снегом".
Авторские сказки. (25ч)
К. Ушинский "Мена"; А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"; братья Гримм "Храбрый портной", "Маленькие человечки"; И. Токмакова "Гном"; Х.-К. Андерсен "Оле Лукойе" (главы); А. Толстой "Золотой ключик" (главы); С. Хопп "Волшебный мелок" (главы); Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей" (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) "Про пана Трулялинского"; Дж. Родари "Волшебный барабан"; С. Седов "Два медведя"; О. Дриз "Очень Высокий Человек".
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс "Колдун в чернильнице"; Р. Киплинг "Откуда у кита такая глотка".
Писатели о детях и для детей. (27 ч)
Колыбельные. Л. Мей "Баю баюшки баю…"; А.Майков "Спи, дитя мое, усни…"; И. Токмакова "Как на горке - снег, снег…"; О. Дриз "Нашумелись"; А. Барто "Колыбельная", "Олень", "Снегирь";
Авторские. Н. Носов "Фантазеры", "Живая шляпа"; С. Маршак "Чего боялся Петя?"; О. Кургузов "Надоело летать"; Ю. Владимиров "Чудаки"; Л. Толстой "Косточка", "Птичка"; А. Гайдар "Совесть"; В. Драгунский "Друг детства"; В. Осеева "Волшебное слово"; Л. Пантелеев "Трус"; В. Железников "Рыцарь"; А. Алексин "Первый день"; С. Маршак "Друзья товарищи".
Самостоятельное чтение. В. Осеева "Обидчики"; М. Зощенко "Самое главное".
Весеннее настроение. (12 ч)
Русские народные песни "Идет матушка весна…", "Призыв весны", "Сад"; А. Плещеев "Птичка", "Весна" (отрывок); В. Вересаев "Перелетные птицы"; А. Пушкин "Только что на проталинах весенних…"; А. Толстой "Весна"; Саша Черный "Зеленые стихи"; Л. Милева "Синяя сказка"; О. Кургузов "Мы пишем рассказ"; Б. Заходер "Что красивей всего?"
Самостоятельное чтение. Народные песни "Весна красна", "Вырастай, яблонька"; Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; О.Дриз "Зеленая карета"; М. Пришвин "Трясогузка".
III. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
I четверть (26ч.) Раздел 1. Осень пришла (8ч). |
1. | Вводный инструктаж. Правила ТБ. С. П. Щипачёв «Подсолнух». | 01.09 | | |
2. | И. З. Суриков «Степь». | 02.09 | | |
3. | И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка». | 06.09 | | |
4. | О. О. Дриз «Кончилось лето». | 08.09 | | |
5. | М. М. Пришвин «Полянка в лесу». | 09.09 | | |
6. | А. Н. Майков «Осень». | 13.09 | | |
7. | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 15.09 | | |
8. | К. Г. Паустовский «Прощание с летом» | 16.09 | | |
Раздел 2. Народные песни, сказки, пословицы (25 ч). |
9. | Русская народная песня «Как на тоненький ледок…». | 20.09 | | |
10. | Русские народные песни «Ходит конь по бережку…», «Заинька, где ты был…». | 22.09 | | |
11. | Народные песни «Спляшем!», «Разговор лягушек», «Сенокос». | 23.09 | | |
12. | Английская народная песня «Дом, который построил Джек». | 27.09 | | |
13. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 29.09 | | |
14. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Обобщение. | 30.09 | | |
15. | Русская народная сказка «Хаврошечка». | 04.10 | | |
16. | Русская народная сказка «Хаврошечка». Обобщение. | 06.10 | | |
17. | Русская народная сказка «Мальчик- с пальчик». | 07.10 | | |
18. | Русская народная сказка «Мальчик- с пальчик». Обобщение. | 11.10 | | |
19. | Русская народная сказка «Каша из топора». | 13.10 | | |
20. | Ненецкая народная сказка «Кукушка». | 14.10 | | |
21. | Татарская народная сказка «Три дочери». | 18.10 | | |
22. | Татарская народная сказка «Три дочери». Обобщение. | 20.10 | | |
23. | Мордовская народная сказка «Врозь – плохо, вместе- хорошо». | 21.10 | | |
24. | Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба». | 25.10 | | |
25. | Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба». Обобщение. | 27.10 | | |
26. | Колыбельные песни. | 28.10 | | |
II триместр (24ч) |
27. | Сказки народов мира. | 08.11 | | |
28. | Сказки народов мира. «Золотая рыба». | 10.11 | | |
29. | Сказки народов мира. «Золотая рыба». Обобщение. | 11.11 | | |
30. | Сказки народов мира. «Счастливый мальчик». | 15.11 | | |
31. | Сказки народов мира. «Два ленивца». «Век живи — век учись». | 17.11 | | |
32. | Пословицы о правде, о труде, о дружбе, об учебе. | 18.11 | | |
33. | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | 22.11 | | |
Раздел 3. Зимние картины (8 ч). |
34. | И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок). | 24.11 | | |
35. | К. Г. Паустовский «Первый зимний день». | 25.11 | | |
36. | С. А. Есенин «Пороша». | 29.11 | | |
37. | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» | 01.12 | | |
38. | Н. И. Сладков «Песенки подо льдом». | 02.12 | | |
39. | С. Я Маршак «Ветры, бури, ураганы…» | 06.12 | | |
40. | Загадки о зиме. | 08.12 | | |
41. | Внеклассное чтение. Зима в произведениях русских писателей. | 09.12 | | |
Раздел 4. Авторские сказки (25 ч). |
42. | К. Д. Ушинский «Мена». | 13.12 | | |
43. | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 15.12 | | |
44. | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Закрепление. | 16.12 | | |
45. | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщение. | 20.12 | | |
46. | Братья Гримм «Храбрый портной». | 22.12 | | |
47. | Братья Гримм «Храбрый портной». Закрепление. | 23.12 | | |
48. | Братья Гримм «Храбрый портной». Обобщение. | 27.12 | | |
49. | И. П. Токмакова «Гном». | 29.12 | | |
50. | Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе» (отрывок). | 30.12 | | |
III четверть (30ч) |
51. | Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе» (отрывок). Обобщение. | 17.01 | | |
52. | Братья Гримм «Маленькие человечки». | 19.01 | | |
53. | А. Н. Толстой «Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино». | 20.01 | | |
54. | А. Н. Толстой. «Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет». | 24.01 | | |
55. | Внеклассное чтение. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | 26.01 | | |
56. | С. Хопп «Юн и колдунья». | 27.01 | | |
57. | С. Хопп «Юн и колдунья». Обобщение. | 31.01 | | |
58. | Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». | 02.02 | | |
59. | Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Обобщение. | 03.02 | | |
60. | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского». | 07.02 | | |
61. | Дж. Родари «Волшебный барабан». | 09.02 | | |
62. | Дж. Родари «Волшебный барабан». Анализ. | 10.02 | | |
63. | Дж. Родари «Волшебный барабан». Обобщение. | 14.02 | | |
64. | С. А Седов «Два медведя». | 16.02 | | |
65. | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек». | 17.02 | | |
66. | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек». Обобщение. | 21.02 | | |
Раздел 5. Писатели о детях и для детей (27 ч). |
67. | Л. А. Мей «Баю-баюшки…» А. Н. Майков «Спи, дитя мое, усни…» | 23.02 | | |
68. | И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег…» | 24.02 | | |
69. | О. О. Дриз «Нашумелись…» | 28.02 | | |
70. | А. Л. Барто «Колыбельная». | 02.03 | | |
71. | Н. Н. Носов «Фантазеры». | 03.03 | | |
72. | Н. Н. Носов «Фантазеры». Обобщение. | 07.03 | | |
73. | С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?» | 09.03 | | |
74. | А. Л. Барто «Олень». | 10.03 | | |
75. | О. Ф. Кургузов «Надоело летать». | 14.03 | | |
76. | Ю. М. Владимиров «Чудаки». | 16.03 | | |
77. | Л. Н. Толстой «Косточка». | 17.03 | | |
78. | А. П. Гайдар «Совесть». | 21.03 | | |
79. | А. П. Гайдар «Совесть». Обобщение. | 23.03 | | |
80. | В. Ю. Драгунский «Друг детства». | 24.03 | | |
IV четверть (25 ч) |
81. | В. Ю. Драгунский «Друг детства». Обобщение. | 04.04. | | |
82. | Внеклассное чтение. Поэты о детях. | 06.04 | | |
83. | В. А. Осеева «Волшебное слово». | 07.04 | | |
84. | В. А. Осеева «Волшебное слово». Обобщение. | 11.04 | | |
85. | Л. Н. Толстой «Птичка». | 13.04 | | |
86. | Л. Пантелеев «Трус». | 14.04 | | |
87. | Н. Н. Носов «Живая шляпа». | 18.04 | | |
88. | А. Л. Барто «Снегирь». | 20.04 | | |
89. | В. К. Железников «Рыцарь». | 21.04 | | |
90. | Внеклассное чтение Рассказы о детях. | 25.04 | | |
91. | А. Г. Алексин «Первый день». | 27.04 | | |
92. | С. Я. Маршак «Друзья-товарищи». | 28.04 | | |
93. | В.И. Суриков «Портрет дочери художника». Итоговое тестирование. | 02.05 | | |
Раздел 6. Весеннее настроение (12 ч). |
94. | Русская народная песня «Идет матушка-весна…» | 04.05 | | |
95. | Русская народная песня «Призыв весны», «Сад». | 05.05 | | |
96. | А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна». | 09.05 | | |
97. | В. В. Вересаев «Перелетные птицы». | 11.05 | | |
98. | А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…» | 12.05 | | |
99. | А. Н. Толстой «Весна». Саша Черный «Зеленые стихи». | 16.05 | | |
100. | Л. Милева «Синяя сказка». | 18.05 | | |
101. | О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ». | 19.05 | | |
102. | Б. В. Заходер «Что красивей всего?» | 23.05 | | |
103. | Обобщение пройденного материала. | 25.05 | | |
104. | Внеклассное чтение. | 26.05 | | |
105. | Внеклассное чтение. | 30.05 | | |