СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Э.Э. Кац, УМК «Планета знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Э.Э. Кац, УМК «Планета Знаний» под общей ред. И.А.Петровой  с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования и отражённых в его примерной (базисной) программе курса литературного чтения.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Э.Э. Кац, УМК «Планета знаний»»

ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»



СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_________________________

«_____» ___________2017


Заместитель директора

___________Т.П. Пучнина

«____» ____________2017

Приложение к Основной образовательной

программе начального общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предметная область: Филология


Учебный предмет: Литературное чтение


4 класс



Учитель начальных классов

Шмелева Татьяна Васильевна










г. Нижневартовск

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Э.Э. Кац , УМК «Планета Знаний» под общей ред. И.А.Петровой с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования и отражённых в его примерной (базисной) программе курса литературного чтения.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:


  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования II поколения (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2016 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год»;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель  Москва 2014. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год.



Цели:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования. В соответствии с этим сформулированы следующие задачи:

  • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умение пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

  • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

  • развитие воображения, творческих способностей;

  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

  • обогащение представлений об окружающем мире.








  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.



Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьника знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установки, т.е. предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. В программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, т.к. они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике 2 класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.



  1. Место предмета в базисном учебном план


В соответствии с федеральным базисным учебным планом программа и материал УМК

« Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю).






  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

к концу 4 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.


ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.





МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).



Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (102 ч)


Мифы (6 ч)
      Шумерский миф "Подвиги бога Нинурты"; древнегреческий миф "Нарцисс и Эхо"; славянские мифы.
      Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф "Царь Мидас".

      Народные сказки (11 ч)
      Русские сказки: "Василиса Прекрасная", "Находчивый солдат", "Мужик и царь". Армянская сказка "Портной и царь"; итальянская сказка "Кола рыба".
      Самостоятельное чтение. Русская сказка "По колено ноги в золоте"; индийская сказка "Искусный ковровщик".

      Былины (8 ч)
      "Как Илья из Мурома богатырем стал"; "Илья и Соловей Разбойник". А. Толстой "Илья Муромец".
      Самостоятельное чтение. Н. Асеев "Илья". Былина: "На заставе богатырской".

      Авторские сказки (15 ч)
      А. Пушкин "Сказка о царе Салтане"; К. Чапек "Случай с русалками"; Р. Киплинг "Рикки - Тики - Тави"; Н. Гумилев "Маркиз де Карабас".

      Басни (5 ч)
      И. Крылов "Трудолюбивый медведь", "Ворона и лисица", "Любопытный"; Эзоп "Ворон и лисица".
      Самостоятельное чтение. И. Крылов "Лисица и виноград"; И. Дмитриев "Рысь и кот"; А. Измайлов "Филин и чиж"; Томас де Ириарте "Утка и змея"; Циприан Годебский "Дуб и деревца".

      Слово о родной земле (9 ч)
      Ю. Яковлев "Мама"; М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива…"; С. Есенин "С добрым утром!"; М. Пришвин "Моя родина"; И. Северянин "Запевка"; И. Никитин "Русь".
      Самостоятельное чтение. А. Плещеев "Летние песни"; Н. Рубцов "Тихая моя родина".

      О прошлом Родины (7 ч)
      Повесть временных лет; А. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"; народная историческая песнь "Сборы польского короля на Русь"; К. Рылеев "Иван Сусанин".
      Самостоятельное чтение. Ф. Глинка "Москва".

      Прошла по земле война (6 ч)
      А. Ахматова "Мужество"; Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"; А. Твардовский "Рассказ танкиста".
      Самостоятельное чтение. К. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете…"; А. Ахматова "Памяти друга".

      О добре и красоте (13 ч)
      А. Фет "На рассвете"; И. Бунин "Густой зеленый ельник у дороги…"; Н. Некрасов "Саша"; К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; А. Майков "Мать"; Х. К. Андерсен "Соловей"; А. Ахматова "Перед весной бывают дни такие…"
      Самостоятельное чтение. С. Есенин "Черемуха"; Б. Пастернак "Тишина".

      Мир детства (16 ч)
      Н. Некрасов "Крестьянские дети"; Л. Толстой "Детство" (главы); И. Бунин "Детство"; М. Твен "Приключения Тома Сойера" (глава); В. Солоухин "Ножичек с костяной ручкой"; М. Цветаева "Наши царства"; Р. Стивенсон "Страна кровати"; А. Чехов "Мальчики".
      Самостоятельное чтение. А. Плещеев "Детство"; И. Суриков "В ночном".

      Удивительные приключения (6 ч)
      Р. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена" (главы); Д. Свифт "Путешествие Гулливера (отрывок).
      Самостоятельное чтение. Т. Крюкова "Хрустальный ключ" (главы).





  1. Учебно-тематический план.

№ темы

Тема раздела

Количество часов

Проверка техники чтения

Контроль и учёт знаний

(наизусть)

1 раздел

Мифы

6 ч

1


2 раздел

Народные сказки

11 ч



3 раздел

Былины

8 ч



4 раздел

Авторские сказки

15 ч

1

1

5 раздел

Басни


2

6 раздел

Слово о родной земле

9 ч

1

1

7раздел

О прошлом Родины

7 ч


1

8 раздел

9 раздел

Прошла по земле война

О добре и красоте

6 ч

13 ч


2


1

10 раздел

Мир детства

16 ч


1

11 раздел

Удивительные приключения

6 ч

1


Итого


102 часа

4

9







Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 102ч


урока

Тема урока,

страницы учебника

Задачи урока

Характеристика учебной

деятельности учащихся

Дата

план

Дата

факт

1 четверть

МИФЫ (6 ч)

1.

Мифы

Шумерские мифы

«Подвиги бога Нинурты»

Часть 1

С. 3—7


Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации. Формирование умения создавать план учебной статьи

Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов

Составлять план учебной статьи.

Представлять сборники произведений.

Характеризовать героев.

Выделять изобразительные средства языка.

Определять жанр произведения.

Сопоставлять героев произведений разных жанров.



Связывать знания о прошлом с современным опытом.

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

Работать с аппаратом книги


05.09

05.09

2.

Древнегреческие мифы

«Нарцисс и Эхо»

С. 8—11

06.09

06.09

3.

Внеклассное чтение

Мифы Древней Греции

С. 18—20

Формирование умения представлять сборник мифов, характеризовать понравившихся героев

7.09

7.09

4.

Славянские мифы

С. 12—15

Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры

12.09

12.09

5.

Поэтические приемы, пришедшие

из мифов

А. В. Кольцов

«Урожай»

С. 16—17

Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора)

13.09

13.09

6.

Работа с научно-популярными текстами

С.117 - 118



14.09

14.09

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (11 ч)

7.

8.

9.


Народные сказки.

«Василиса Прекрасная» (русская народная

сказка)

Проверка техники чтения

С. 21—34

Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт

Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения

Выразительно читать.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль сказки.

Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Комментировать иллюстрации к тексту.

Сопоставлять персонажей произведений.

Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Представлять выбранную книгу.

Сопоставлять сказку и миф.



Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.

Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи.

Находить нужную информацию.

Участвовать в групповой работе.

Выслушивать позицию оппонента и партнера.

Аргументировать собственный вывод.

19.09

20.09

21.09

19.09

20.09

21.09

10.

«Находчивый солдат» (русская народная сказка)

С. 35—37


Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его


26.09

26.09

11.


«Мужик и царь» (русская народная сказка)

С. 38—41

27.09

27.09

12.

«Портной и царь» (армянская народная сказка)

С. 42—46


Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей

28.09

28.09

13.

14.


«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)

С. 47—53

Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами

3.10

4.10

3.10

4.10

15.

16.

Внеклассное чтение

Сказки народов мира

5.10

10.10

5.10

10.10

17.

Работа с научно-популярными текстами

С.118 – 120



11.10

11.10

БЫЛИНЫ (8 ч)

18.

19.

Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

С. 66—71

Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев


12.10

17.10

12.10

17.10

20.

21.


Проверка техники чтения

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81


18.10

19.10


18.10

19.10


22.

А. К. Толстой

«Илья Муромец»

С. 83—85


24.10

24.10

23.

24.

Внеклассное чтение

Былины о русских богатырях

С.89 - 87


25.10

26.10

25.10

26.10

25.

Работа с научно-популярными текстами

С.120 – 122



7.11

7.11

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (15ч)

26


Авторские сказки(15ч)

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

С. 94—105

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу

Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Читать по ролям литературные произведения.

Составлять план произведения.

Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам.

Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.

Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.

Сопоставлять авторские произведения с народными.

Сочинять рассказы и записывать их.

Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.



Пользоваться разными источниками информации.

Участвовать в диалоге.

Строить монолог.

Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства.

Описывать приемы, используемые художником

для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности, представлять результаты творческих работ.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью

8.11



8.11


27

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений.

9.11

9.11

28

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу

14.11

14.11

29

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

отрывок наизусть

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу

15.11

15.11

30


Внеклассное чтение

Сказки В. Гауфа

Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения создавать письменные аннотации прочитанных произведений

16.11


16.11

31

Н. С. Гумилев

«Маркиз де Карбас»

С. 106—109

Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека

21.11

21.11

32

33

К. Чапек

«Случай с русалками»

С. 110—116

Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям

22.11

23.11

22.11

23.11

34

Внеклассное чтение

К. Чапек «Сказки»

Формирование умений представлять прочитанную книгу, определять отношение писателя к героям произведений, помещенных в ней

28.11


28.11


35

36

37

38

Р. Киплинг

«Рикки-Тикки-Тави»

Часть 2

С. 3—29

Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст

29.11

30.11

5.12

6.12


29.11

30.11

5.12

6.12







39

Внеклассное чтение

О. Кургузов

«Телевизионные макароны»

С. 32—35

Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии

7.12


40

Картинная галерея

М. А. Врубель

«Царевна-Лебедь»

С. 30—31

Развитие интереса к творчеству художника

12.12


БАСНИ (5 ч)

41.

Басни

И. А. Крылов

«Трудолюбивый Медведь»

Проверка техники чтения

С. 38—40

Углубление знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении

Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Читать наизусть басни по выбору.

Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт.

Сопоставлять произведения разных авторов.



Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках

Оценивать актуальность морали басни.

Находить нужные книги в библиотеке.

Представлять сборники произведений.

Находить нужную информацию с помощью разных источников.

13.12


42

И. А. Крылов

«Любопытный»

С. 40 – 42

14.12


43

Эзоп

«Ворон и Лисица»

С. 42—43


19.12


44

И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

наизусть

С. 44—46

20.12


45

И. А. Крылов

«Лисица и виноград»

наизусть

С. 44—46

». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении


21.12



3 четверть

СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (9 ч)

46

Ю. Яковлев

«Мама»

С. 56—58

Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста

Выразительно читать, определять темп, изменение интонации.

Читать наизусть стихотворения.

Определять идею произведения.

Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.

Определять переживания лирического героя.

Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.

Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.



Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.

Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний

Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине


26.12


47

М. Ю. Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива…»

С. 58—60

Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение

27.12


48

С. А. Есенин

«С добрым утром!»

наизусть

С. 60—62

Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть

15.01


49

Внеклассное чтение

Стихотворения С. А. Есенина

Формирование интереса к связи литературы и музыки. Выявление языковых средств, определяющих музыкальность литературного произведения

17.01


50

М. М. Пришвин

«Моя родина»

С. 64—65

Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.

18.01


51

И. Северянин

«Запевка»

С. 66—67

Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту

22.01


52

И. С. Никитин

«Русь»

С. 67—70

Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему

24.01



53

Внеклассное чтение

Любимые стихотворения

Приобретение знаний о лирическом произведении. Формирование умения сопоставлять произведения на одну тему

25.01



54

Работа с научно-популярными текстами

С.117 - 120



29.01



О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (7 ч)

55



56

«Повесть временных лет»

А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

С. 75—82

Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов

Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.

Читать по ролям.

Выделять способы выражения авторской позиции.

Определять идею произведения.

Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.

Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.



Обращаться к разным источникам информации.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач


31.01



01.02



57

Народные исторические песни

«Сборы польского короля на Русь»

С. 83—84


Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения

05.02


58

59

И. Ф. Рылеев

«Иван Сусанин»

С. 84—89


07.02

08.02


60

Картинная галерея

В. В. Маторин

«Дмитрий Донской»

С.90 - 91

Обогащение знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять эмоционально-смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы. Развитие умения находить необходимую информацию

12.02


61

Внеклассное чтение

Ф. Н. Глинка «Москва»

С. 92—93

14.02


ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (6 ч)

62

А. А. Ахматова

«Мужество»

С. 94—96

Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью

Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.

Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.

Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним.

Заучивать наизусть произведения по собственному выбору.



Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента.

Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.

Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека

15.02


63

64

65

Б. Полевой

«Последний день Матвея Кузьмина»

С. 96—105

Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений

19.02

21.02

22.02


66

А. Т. Твардовский

«Рассказ танкиста»

наизусть

С. 106—107

Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения

26.02


67

Внеклассное чтение

Рассказы, посвящённые Великой Отечественной войне


Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию

28.02


О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (13 ч)

68

А. А. Фет

«На рассвете»

С. 110—111

Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в 6произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа

Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Составлять план произведения.

Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления.

Сопоставлять авторские и народные произведения.

Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.

Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.



Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ, викторины.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью

01.03


69

И. А. Бунин

«Густой зеленый ельник у дороги...»

С. 111—113

Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению

05.03


70

Н. А. Некрасов

«Саша» (отрывок)

С. 113—115

Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям

07.03


71

72

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Часть 3.

С. 4—15

Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме

12.03

14.03


73

Внеклассное чтение

Х. К. Андерсен сказки. Проверка техники чтения.



Формирование умений сопоставлять впечатления, вызванные разными видами искусства; определять авторскую позицию; передавать в процессе чтения собственные переживания, вызванные произведением

15.03


74

А. Н. Майков

«Мать»

С. 15—17

Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему

19.03


75

76

Х. К. Андерсен

«Соловей»

С. 18—32

Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения

21.03

22.03


77


Внеклассное чтение

Х. К. Андерсен

«Снежная королева»

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию произведения



78

А. А. Ахматова

«Перед весной бывают дни такие...»

С. 33

Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром



79

Картинная галерея

И. И. Шишкин «Рожь»

С. Есенин Черёмуха

наизусть

С.34 - 35

Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником



80

Внеклассное чтение

А. Блок «Летний вечер»

С. 36—39



МИР ДЕТСТВА (16 ч)

81

Н. А. Некрасов

«Крестьянские дети»

Отрывок наизусть

С. 42—47

Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному

Выразительно читать произведение.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Творчески пересказывать.

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.

Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.



Передавать в письменной форме собственныемысли и переживания.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью


02.04


82

83

Внеклассное чтение

Произведения русских поэтов

о детях

с.87 – 90

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений

04.04

07.04


84

Л. Н. Толстой

«Детство» (отрывки)

С. 48—51

Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей

08.04


85

И. А. Бунин

«Детство»

С. 52

09.04


86

87

Марк Твен

«Великолепный маляр»

С. 53—63

Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков

11.04

14.04


88

89

Внеклассное чтение

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Формирование умений с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей

15.04

16.04


90

91

В. А. Солоухин

«Ножичек с костяной ручкой»

С. 64—71

Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков

18.04

21.04


92

М. И. Цветаева

«Наши царства

С. 72—73

Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора

22.04


93

Р. Л. Стивенсон

«Страна кровати»

С. 74—75

23.04


94

95

А. П. Чехов

«Мальчики»

С. 76—86

Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов

25.04

28.04


96

Работа с научно-популярными текстами

С.121 - 122



03.05


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (6 ч)

97

98

Р. Э. Распе

Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

С. 154—162

Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.


05.05

09.05


99

100

Д. Свифт

Главы из книги «Путешествия Гулливера»

С. 163—175

Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.


12.05

15.05


101

Внеклассное чтение

Т. Крюкова

«Хрустальный ключ»

Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.


21.05


102

Викторина по литературным сказкам

24.05









Материально-техническое оснащение


Учебники и учебные пособия:


Э.Э.Кац. «Литературное чтение».1,2ч. - М.: АСТ, «Астрель». 2014г.

Э.Э.Кац. «Литературное чтение».электронный учебник, - М.: АСТ, «Астрель». 2014г.

Э.Э.Кац. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» №1,2. – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.


Методические пособия для учителя:

Э.Э.Кац. Обучение во 4 классе по учебнику «Литературное чтение». - М.: АСТ, «Астрель». 2014г.



начальная школа

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Характеристика учебного кабинета.





Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 2 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.)


Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.



К





Д


Д



Печатные пособия

2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Словари (нескольких типов) по литературному чтению.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с обязательным минимумом).

Д






Ф


Д




Д


Д


Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска – экран

Интерактиная приставка

Магнитофон

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Шкаф для хранения таблиц

Принтер лазерный


Д


Д

Д

Д

Д

Д











Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


Д


Д


Д




Игры и игрушки

8.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф


Оборудование класса

9.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Полки для уголка книг

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.


Ф


Д

Д


Д




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!