СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе учебников Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. "Школа России"»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 «в» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с

  3. Программа начального общего образования. Система «Система «Школа России»

  4. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.—М.: Просвещение, 2014 г.;

  5. Климанова Л. Ф. Литературное чтение.Учебник для общеобразовательных организаций.в 2ч./Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В – М.:Просвещение, 2016 г.

  6. Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (от 28.06.2018 г. №1213/6651 «Об особенностях организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»

  7. Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2018-2019 учебный год

  8. ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ № 15» г. Троицка


Рабочая программа разработана с использованием информационного ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования», учитывающая национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».

Достижение предметных результатов обеспечивается преимущественно в урочной деятельности, основанной на комплексной реализации программ учебных предметов и программы формирования универсальных учебных действий. При проведении промежуточной аттестации и текущего контроля их успеваемости руководствуемся «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начального общего образования МАОУ «СОШ № 15».

При оценке предметных планируемых результатов используется уровневый подход: «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться». Результаты второго блока оцениваются в ходе мониторинговых неперсонифицированных процедур, но не выносятся на текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Календарно-тематическое планирование».

Сроки проведения оценочных процедур фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Тематическое планирование».

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального общего образования и проводится в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58), Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ № 15», Положением о системе оценивания достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в МАОУ «СОШ № 15».

Сроки проведения: апрель-май текущего учебного года.

Проведение промежуточной аттестации организовано в следующих формах:

-русский язык (диктант, стандартизированная контрольная работа);

-математика (стандартизированная контрольная работа);

-комплексная работа (работа с текстом);

Промежуточная аттестация по остальным учебным предметам образовательной программы проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям. Отметка выводится как среднее арифметическое, округлённое по законам математики до целого числа.


  1. Место предмета в учебном плане

В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов, по 4 часа в неделю в соответствии с расписанием.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • Понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовле-тво рённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе раз-говорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недо-статки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для до-стижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролиро-вать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выра-ботанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме?Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлет-ворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (погово-рок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок,

  • рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, вы-являть отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;

  • самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музы-кальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учи-тывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стрем-ление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хоте-лось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • представлять информацию разными способами;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

  • понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение способности ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста (южноуральских авторов:Л. Преображенской, Ю. Подкорытова, С. Власовой, К. Рубинского, М. Львова, Е. Ховива), понимать смысл текста при чтении вслух и про себя, при прослушивании;

  • для художественных текстов: определять героев произведения; воспроизводить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые автором, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;

  • находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

  • объяснять значение слова с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для художественных текстов: передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов:Л. Преображенской, Ю. Подкорытова, А. Дементьева, С. Власовой, К. Рубинского, М. Львова, Е. Ховива);

  • этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения;

  • участвовать в обсуждении прослушанного / прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текста).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, инто-национно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;

  • осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

  • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;

  • находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке;

  • участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;

  • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;

  • пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов, в том числе авторов Южного Урала: М. Гроссмана, Л. Татьяничевой, Р. Шагалеева, А. Дементьева. А. Гольдберга);

  • для художественных текстов: определять главную мысль тек-ста, озаглавливать текст, передавая в заголовке его главную мысль, объяснять значение слова с опорой на контекст;

  • для научно-популярных текстов: озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; объяснять значение слова с опорой на контекст;

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов. Для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста и историю родного края;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов. Для художественных текстов: составлять характеристику персонажа, интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности, устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь

  • на тексте, устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять оп и-сываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов: художественный и научно-популярный, опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках;

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки, в том числе с учётом особенностей литературы родного края;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);

  • участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях, писать отзыв на прочитанную книгу;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и / или на основе личного опыта;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;

  • различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности;

  • отличать на практическом уровне прозаи ческий текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), включая сказы П. Бажова и сказки народов Урала, приводить примеры этих произведений;

  • знать отдельные художественные произведения Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой, С. Черепанова, Ю. Подкорытова.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности;

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет);

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Учащиеся научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • находить книги уральских авторов, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;

  • работать с детской периодикой.


  1. Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете.

Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество.

Русские народные песни.Докучные сказки.Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетерадь 1.

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;  А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;  И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»;  И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели.

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетерадь 2.

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;  И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки.

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;  В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы.

М. Горький. «Случай с Евсейкой»;  К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;  А. И. Куприн. «Слон»

Поэтичесая тетерадь 3.

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;  А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;  С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое.

М. М. Пришвин. «Моя Родина»;  И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;  В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще проМальку»;  В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;  Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетерадь 4.

С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;  А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – соберешь кузовок.

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;  А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;  М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;  Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;  В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов.

Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;  Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;  Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература. 

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Чтение произведений.








  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Содержание учебного предмета

Тема раздела,

количество часов

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, размышлять над прочитанным, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить выступление на заданную тему

Самое великое чудо

на свете

(3 ч.)

Прогнозировать содержание раздела, планировать работать с произведением в соответствии условными обозначениями видов деятельности, читать с выражением, опираясь на ритм произведения, объяснять смысл пословиц, находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества, анализировать загадки, контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения

Устное народное творчество

(14 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

Поэтическая тетерадь 1 (11 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, сравнение текста – рассуждения и текста-описания, оценка достижений

Великие русские писатели

(24 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

Поэтическая тетерадь 2

(6 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания раздела, характеристика героев сказок, нравственный смысл сказки, сравнение героев сказки, составление плана сказки, подробный и выборочный пересказ сказки, оценка достижений

Литературные сказки

(9 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания раздела, творческий пересказ, составление различных вариантов плана, пересказ, оценка достижений

Были и небылицы

(10 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

Поэтичесая тетерадь 1

(6 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать произведения о природе, животных, самостоятельно оценивать свои достижения

Люби живое

(16 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности

Поэтическая тетерадь 2

(8 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме, воспринимать на слух произведение, читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Собирай по ягодке – соберешь кузовок

(12 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозировать содержание раздела, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, придумывать вопросы по содержанию текста, готовить сообщение по теме, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

По страницам детских журналов

(8 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, составлять рассказ о творчестве писателя, сравнивать сказки разных народов, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Зарубежная литература

(10 ч.)

ИТОГО:

136 ч.


  1. Календарно-тематическое планирование


Тема

кол-во часов

дата проведения

реализация

НРЭО

формы текущего контроля

корректировка

План/ факт

План/ факт


Самое великое чудо на свете (3ч.)

Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника

1


Л.Преображенская «Старая телеграмма»



Первопечатник Иван Федоров

1





Обобщение по разделу: «Самое великое чудо на свете». Проверь себя. Оценкадостижений

1



Тестирование



Устное народное творчество (14 ч.)

Устное народное творчество.Знакомство с названием раздела

1





Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические, шуточные народные песни

1





Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1





Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1





Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1



Устный ответ


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1





Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1





Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1





Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

1





Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

1





Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин

1





15, 16

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

2





Обобщение по разделу: «Устное народное творчество».

1



Тестирование



Поэтическая тетрадь №1 (11 ч.)

Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

1





Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского

1





Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

1


Произведения К.Рубинского и Л.Татьяничевой



А. А. Фет «Мама! Глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

1




А. А. Фет«Зреет рожь над жаркой нивой»

1




И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

1




И. С. Никитин «Встреча зимы»

1




И. З. Суриков «Детство»

1




И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1




Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение.

1





Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь № 1». Оценка достижений

1




Тестирование



Великие русские писатели (24 ч.)

Великие русские писатели. Знакомство с названием раздела.

1


Произведения уральских авторов

Проверка читательской компетентности


А.С.Пушкин. Биография и творчество. Подготовка сообщения

1





А.С.Пушкин. Лирические стихотворения

1





А.С.Пушкин. «Зимнее утро»

1





А.С.Пушкин. «Зимний вечер»

1





34– 37.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

4





Рисунки И. Билибина к сказке.

1





И.А.Крылов. Биография и творчество.

1





И.А.Крылов «Мартышка и Очки»

1





И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1





И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

1





М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова.

1





М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1





М.Лермонтов «Утёс»

1





М.Лермонтов «Осень»

1





Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1





Л.Н.Толстой «Акула»

1





Л.Н.Толстой «Прыжок»

1


Л.Конторович «Колька и Наташа»



Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1





Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

1





Обобщение по разделу «Великие русские писатели».

1



Анализ текста

Тестирование



Поэтическая тетрадь №2 (6 ч.)

Стихи русских поэтов о природе

1





Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором …»

1





Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1





К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1





И.А.Бунин. "Полевые цветы", "Густой зелёный ельник у дороги..."

1





Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1



Тестирование

Проектная задача




Литературные сказки (9 ч.)

Знакомство с литературными сказками.

1


Ю.Подкорытов «Волшебный курай», П.Бажов «Каменный цветок»



Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка

1





61, 62

Д.И. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

2





63, 64

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

2





65, 66

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

2





Обобщение по разделу «Литературные сказки».


1






Были и небылицы (10 ч.)

Были-небылицы. Знакомство с названием раздела.

1





69, 70

М. Горький « Случай с Евсейкой»

2





71-73.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

3





74-76.

А. И. Куприн «Слон»

3


Н.Ваторопина«Конверт без адреса»



Обобщение по разделу «Были – небылицы».

1



Тестирование



Поэтическая тетрадь №1 (6 ч.)

Что говорят стихи? Знакомство с названием раздела.

1





Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1





Саша Черный «Воробей», «Слон»

1





А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1


Л.Рахлис «Кто я такой»



С. А.Есенин «Черемуха»

1





Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1

1



Тестирование



Люби живое (16 ч.)

Люби живое. Знакомство с названием раздела.

1





М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста.

1





86, 87

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2


Н.Цуприк «Айка»



В. И. Белов «Малька провинилась»

1





В. И. Белов «Еще раз про Мальку»

1





90-92.

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

3


А.Дементьев «Сказка зимнего леса»



93-95.

Б. С. Житков «Про обезьянку»

3


М. Гроссман «Кирюха»



В.Дуров «Наша Жучка»

1





В.П. Астафьев «Капалуха»

1





В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1





Обобщение по разделу «Люби живое».

1



Тестирование



Поэтическая тетрадь №2 (8 ч.)

Поэтическая тетрадь 2. Знакомство с названием раздела.

1


Стихи уральских поэтов



С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

1





А.Л. Барто «Разлука»

1





А.Л. Барто«В театре»

1





С.В. Михалков «Если», «Рисунок»

1





Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1





Проект «Праздник поэзии»

1





Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1






Собирай по ягодке – соберешь кузовок (12 ч.)

Собирай по ягодке – соберешь кузовок. Знакомство с названием раздела.

1





Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

1





110, 111

А.П. Платонов «Цветок на земле»

2





112, 113

А.П. Платонов «Еще мама»

2


Н.Цуприк «Чай с мёдом»



М.М. Зощенко «Золотые слова»

1





М.М. Зощенко «Великие путешественники»

1





Н.Н. Носов «Федина задача»

1





Н.Н. Носов «Телефон»

1





В.Драгунский «Друг детства»

1





Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1



Тестирование



По страницам детских журналов (8 ч.)

По страницам детских журналов. Знакомство с названием раздела.

1


Произведения уральских авторов



Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

1





Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

1





Г.Б. Остер «Вредные советы»

1





Г.Б. Остер«Как получаются легенды»

1



Проверка читательской компетентности


124, 125

Р.Сеф «Весёлые стихи»

2





Обобщение по разделу «По страницам детских журналов».

1



Тестирование



Зарубежная литература (10ч.)

Зарубежная литература. Знакомство с названием раздела.

1





128-130.

Мифы Древней Греции. Мифологические герои и их подвиги

3





Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

1





Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке

1





Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Сообщение о великом сказочнике

1





Стандартизированная контрольная работа

1



контрольная работа


Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1



Тестирование


"Брейн- ринг." Обобщающий урок за курс 3 класса

1
















7.Описание контрольно-измерительных материалов

Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».