Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 «в» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с
Программа начального общего образования. Система «Система «Школа России»
Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.—М.: Просвещение, 2014 г.;
Климанова Л. Ф. Литературное чтение.Учебник для общеобразовательных организаций.в 2ч./Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В – М.:Просвещение, 2016 г.
Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (от 28.06.2018 г. №1213/6651 «Об особенностях организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»
Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2018-2019 учебный год
ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ № 15» г. Троицка
Рабочая программа разработана с использованием информационного ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования», учитывающая национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».
Достижение предметных результатов обеспечивается преимущественно в урочной деятельности, основанной на комплексной реализации программ учебных предметов и программы формирования универсальных учебных действий. При проведении промежуточной аттестации и текущего контроля их успеваемости руководствуемся «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начального общего образования МАОУ «СОШ № 15».
При оценке предметных планируемых результатов используется уровневый подход: «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться». Результаты второго блока оцениваются в ходе мониторинговых неперсонифицированных процедур, но не выносятся на текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Календарно-тематическое планирование».
Сроки проведения оценочных процедур фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Тематическое планирование».
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального общего образования и проводится в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58), Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ № 15», Положением о системе оценивания достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в МАОУ «СОШ № 15».
Сроки проведения: апрель-май текущего учебного года.
Проведение промежуточной аттестации организовано в следующих формах:
-русский язык (диктант, стандартизированная контрольная работа);
-математика (стандартизированная контрольная работа);
-комплексная работа (работа с текстом);
Промежуточная аттестация по остальным учебным предметам образовательной программы проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям. Отметка выводится как среднее арифметическое, округлённое по законам математики до целого числа.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов, по 4 часа в неделю в соответствии с расписанием.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
Понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность для формирования:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовле-тво рённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе раз-говорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недо-статки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для до-стижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролиро-вать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выра-ботанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме?Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлет-ворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (погово-рок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок,
рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, вы-являть отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музы-кальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учи-тывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стрем-ление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хоте-лось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение способности ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста (южноуральских авторов:Л. Преображенской, Ю. Подкорытова, С. Власовой, К. Рубинского, М. Львова, Е. Ховива), понимать смысл текста при чтении вслух и про себя, при прослушивании;
для художественных текстов: определять героев произведения; воспроизводить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые автором, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
объяснять значение слова с использованием словарей и другой справочной литературы;
для художественных текстов: передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов:Л. Преображенской, Ю. Подкорытова, А. Дементьева, С. Власовой, К. Рубинского, М. Львова, Е. Ховива);
этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения;
участвовать в обсуждении прослушанного / прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текста).
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, инто-национно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке;
участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов, в том числе авторов Южного Урала: М. Гроссмана, Л. Татьяничевой, Р. Шагалеева, А. Дементьева. А. Гольдберга);
для художественных текстов: определять главную мысль тек-ста, озаглавливать текст, передавая в заголовке его главную мысль, объяснять значение слова с опорой на контекст;
для научно-популярных текстов: озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; объяснять значение слова с опорой на контекст;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов. Для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста и историю родного края;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов. Для художественных текстов: составлять характеристику персонажа, интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности, устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь
на тексте, устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять оп и-сываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов: художественный и научно-популярный, опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках;
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки, в том числе с учётом особенностей литературы родного края;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях, писать отзыв на прочитанную книгу;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и / или на основе личного опыта;
создавать проекты в виде книжек-самоделок;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;
различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности;
отличать на практическом уровне прозаи ческий текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), включая сказы П. Бажова и сказки народов Урала, приводить примеры этих произведений;
знать отдельные художественные произведения Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой, С. Черепанова, Ю. Подкорытова.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности;
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет);
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Учащиеся научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
находить книги уральских авторов, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;
работать с детской периодикой.
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете.
Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество.
Русские народные песни.Докучные сказки.Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетерадь 1.
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели.
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетерадь 2.
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки.
Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы.
М. Горький. «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; А. И. Куприн. «Слон»
Поэтичесая тетерадь 3.
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое.
М. М. Пришвин. «Моя Родина»; И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще проМальку»; В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; Б. С. Житков. «Про обезьянку»; В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; В. П. Астафьев. «Капалуха»; В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетерадь 4.
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков. «Если...»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке – соберешь кузовок.
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов.
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Чтение произведений.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Содержание учебного предмета | Тема раздела, количество часов |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, размышлять над прочитанным, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить выступление на заданную тему | Самое великое чудо на свете (3 ч.) |
Прогнозировать содержание раздела, планировать работать с произведением в соответствии условными обозначениями видов деятельности, читать с выражением, опираясь на ритм произведения, объяснять смысл пословиц, находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества, анализировать загадки, контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения | Устное народное творчество (14 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности | Поэтическая тетерадь 1 (11 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, сравнение текста – рассуждения и текста-описания, оценка достижений | Великие русские писатели (24 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности | Поэтическая тетерадь 2 (6 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания раздела, характеристика героев сказок, нравственный смысл сказки, сравнение героев сказки, составление плана сказки, подробный и выборочный пересказ сказки, оценка достижений | Литературные сказки (9 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания раздела, творческий пересказ, составление различных вариантов плана, пересказ, оценка достижений | Были и небылицы (10 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности | Поэтичесая тетерадь 1 (6 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать произведения о природе, животных, самостоятельно оценивать свои достижения | Люби живое (16 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, читать выразительно стихи, передавая настроение автора, определять различные средств выразительности, самостоятельно оценивать свои достижения, использовать различные средства выразительности | Поэтическая тетерадь 2 (8 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме, воспринимать на слух произведение, читать вслух и про себя, осмысливая содержание | Собирай по ягодке – соберешь кузовок (12 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозировать содержание раздела, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, придумывать вопросы по содержанию текста, готовить сообщение по теме, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | По страницам детских журналов (8 ч.) |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержание раздела, составлять рассказ о творчестве писателя, сравнивать сказки разных народов, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Зарубежная литература (10 ч.) |
ИТОГО: | 136 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | кол-во часов | дата проведения | реализация НРЭО | формы текущего контроля | корректировка |
План/ факт | План/ факт |
| Самое великое чудо на свете (3ч.) |
-
| Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника | 1 | | Л.Преображенская «Старая телеграмма» | | |
-
| Первопечатник Иван Федоров | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу: «Самое великое чудо на свете». Проверь себя. Оценкадостижений | 1 | | | Тестирование | |
| Устное народное творчество (14 ч.) |
-
| Устное народное творчество.Знакомство с названием раздела | 1 | | | | |
-
| Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические, шуточные народные песни | 1 | | | | |
-
| Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 1 | | | | |
-
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | | | | |
-
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | | | Устный ответ | |
-
| Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | | | | |
-
| Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | 1 | | | | |
-
| Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». | 1 | | | | |
-
| Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 | | | | |
-
| Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | 1 | | | | |
-
| Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | 1 | | | | |
15, 16 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 2 | | | | |
-
| Обобщение по разделу: «Устное народное творчество». | 1 | | | Тестирование | |
| Поэтическая тетрадь №1 (11 ч.) |
-
| Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | | | | |
-
| Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского | 1 | | | | |
-
| Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 1 | | Произведения К.Рубинского и Л.Татьяничевой | | |
-
| А. А. Фет «Мама! Глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | | | |
-
| А. А. Фет«Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | | | |
-
| И. С. Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | | | |
-
| И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | | | |
-
| И. З. Суриков «Детство» | 1 | | | |
-
| И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 1 | | | |
-
| Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение. | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь № 1». Оценка достижений | 1 | | | Тестирование | |
| Великие русские писатели (24 ч.) |
-
| Великие русские писатели. Знакомство с названием раздела. | 1 | | Произведения уральских авторов | Проверка читательской компетентности | |
-
| А.С.Пушкин. Биография и творчество. Подготовка сообщения | 1 | | | | |
-
| А.С.Пушкин. Лирические стихотворения | 1 | | | | |
-
| А.С.Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | | | | |
-
| А.С.Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | | | | |
34– 37. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 4 | | | | |
-
| Рисунки И. Билибина к сказке. | 1 | | | | |
-
| И.А.Крылов. Биография и творчество. | 1 | | | | |
-
| И.А.Крылов «Мартышка и Очки» | 1 | | | | |
-
| И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 | | | | |
-
| И.А.Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | | | | |
-
| М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. | 1 | | | | |
-
| М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | | | | |
-
| М.Лермонтов «Утёс» | 1 | | | | |
-
| М.Лермонтов «Осень» | 1 | | | | |
-
| Детство Л.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | 1 | | | | |
-
| Л.Н.Толстой «Акула» | 1 | | | | |
-
| Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 | | Л.Конторович «Колька и Наташа» | | |
-
| Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 | | | | |
-
| Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?» | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Великие русские писатели». | 1 | | | Анализ текста Тестирование | |
| Поэтическая тетрадь №2 (6 ч.) |
-
| Стихи русских поэтов о природе | 1 | | | | |
-
| Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором …» | 1 | | | | |
-
| Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | | | | |
-
| К. Д. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | | | | |
-
| И.А.Бунин. "Полевые цветы", "Густой зелёный ельник у дороги..." | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | | | Тестирование Проектная задача | |
| Литературные сказки (9 ч.) |
-
| Знакомство с литературными сказками. | 1 | | Ю.Подкорытов «Волшебный курай», П.Бажов «Каменный цветок» | | |
-
| Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка | 1 | | | | |
61, 62 | Д.И. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 2 | | | | |
63, 64 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 2 | | | | |
65, 66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 2 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Литературные сказки». | 1 | | | | |
| Были и небылицы (10 ч.) |
-
| Были-небылицы. Знакомство с названием раздела. | 1 | | | | |
69, 70 | М. Горький « Случай с Евсейкой» | 2 | | | | |
71-73. | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | 3 | | | | |
74-76. | А. И. Куприн «Слон» | 3 | | Н.Ваторопина«Конверт без адреса» | | |
-
| Обобщение по разделу «Были – небылицы». | 1 | | | Тестирование | |
| Поэтическая тетрадь №1 (6 ч.) |
-
| Что говорят стихи? Знакомство с названием раздела. | 1 | | | | |
-
| Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» | 1 | | | | |
-
| Саша Черный «Воробей», «Слон» | 1 | | | | |
-
| А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | | Л.Рахлис «Кто я такой» | | |
-
| С. А.Есенин «Черемуха» | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1 | 1 | | | Тестирование | |
| Люби живое (16 ч.) |
-
| Люби живое. Знакомство с названием раздела. | 1 | | | | |
-
| М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста. | 1 | | | | |
86, 87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 2 | | Н.Цуприк «Айка» | | |
-
| В. И. Белов «Малька провинилась» | 1 | | | | |
-
| В. И. Белов «Еще раз про Мальку» | 1 | | | | |
90-92. | В.В. Бианки «Мышонок Пик» | 3 | | А.Дементьев «Сказка зимнего леса» | | |
93-95. | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 3 | | М. Гроссман «Кирюха» | | |
-
| В.Дуров «Наша Жучка» | 1 | | | | |
-
| В.П. Астафьев «Капалуха» | 1 | | | | |
-
| В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Люби живое». | 1 | | | Тестирование | |
| Поэтическая тетрадь №2 (8 ч.) |
-
| Поэтическая тетрадь 2. Знакомство с названием раздела. | 1 | | Стихи уральских поэтов | | |
-
| С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» | 1 | | | | |
-
| А.Л. Барто «Разлука» | 1 | | | | |
-
| А.Л. Барто«В театре» | 1 | | | | |
-
| С.В. Михалков «Если», «Рисунок» | 1 | | | | |
-
| Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1 | | | | |
-
| Проект «Праздник поэзии» | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | | | | |
| Собирай по ягодке – соберешь кузовок (12 ч.) |
-
| Собирай по ягодке – соберешь кузовок. Знакомство с названием раздела. | 1 | | | | |
-
| Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | 1 | | | | |
110, 111 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | 2 | | | | |
112, 113 | А.П. Платонов «Еще мама» | 2 | | Н.Цуприк «Чай с мёдом» | | |
-
| М.М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | | | | |
-
| М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | | | | |
-
| Н.Н. Носов «Федина задача» | 1 | | | | |
-
| Н.Н. Носов «Телефон» | 1 | | | | |
-
| В.Драгунский «Друг детства» | 1 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | | | Тестирование | |
| По страницам детских журналов (8 ч.) |
-
| По страницам детских журналов. Знакомство с названием раздела. | 1 | | Произведения уральских авторов | | |
-
| Ю.И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | | | | |
-
| Ю.И. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | | | | |
-
| Г.Б. Остер «Вредные советы» | 1 | | | | |
-
| Г.Б. Остер«Как получаются легенды» | 1 | | | Проверка читательской компетентности | |
124, 125 | Р.Сеф «Весёлые стихи» | 2 | | | | |
-
| Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». | 1 | | | Тестирование | |
| Зарубежная литература (10ч.) |
-
| Зарубежная литература. Знакомство с названием раздела. | 1 | | | | |
128-130. | Мифы Древней Греции. Мифологические герои и их подвиги | 3 | | | | |
-
| Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 1 | | | | |
-
| Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке | 1 | | | | |
-
| Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Сообщение о великом сказочнике | 1 | | | | |
-
| Стандартизированная контрольная работа | 1 | | | контрольная работа | |
-
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | 1 | | | Тестирование | |
-
| "Брейн- ринг." Обобщающий урок за курс 3 класса | 1 | | | | |
7.Описание контрольно-измерительных материалов
Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».