МОУ «Гимназия №1 г.Владивостока» г.Владивосток» протокол № _________ _______________ Е.Е.Артёменко
от ______________________________ «_____» ________________ 2018 г.
Составитель: Хегя О.А..
г. Владивосток
Поскольку курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям данного возраста.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
В основе данной программы лежат Примерная программа начального общего образования по литературному чтению, Федеральный Образовательный стандарт начального общего образования, авторская программа учебно-методического комплекса «Планета знаний» по литературному чтению для 1-4 классов, разработанная Э.Э.Кац.
- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
- делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
-- читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
- различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия;
- различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);
- выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнат. Учебно-методическое обеспечение: 1. Литературное чтение: учебник для 3-го кл. четырехл. нач.шк.:В 2 ч./ Э.Э.Кац.- М.; АСТ: Астрель, 2009. 2. Литературное чтение: рабочая тетрадь для 3-го кл. четырехл. нач.шк.:В 2 ч./ Э.Э.Кац.- М.; АСТ: Астрель, 2010. 3. Э.Э.Кац Литературное чтение. 3 кл.: Методические рекомендации –М.:Астрель, 2009. 4. Чтение на лето. Переходим в 3-й класс: хрестоматия -2-е изд. –М.: Эксмо, 2010.
Жанровое разнообразие произведений об осени, их особенности. Внимание к авторской позиции, способы ее выражения, определение главной мысли произведения. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы», Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки», К.Паустовский «Барсучий нос». Понятие «синоним», «метафора» И.Бунин «Листопад», М.Пришвин «Начало осени», «Парашют», «Первый мороз», «Поздняя осень». Подробный пересказ, составление плана пересказа и творческого рассказа Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Тема школы, школьной дружбы. Характеристика литературных героев, рассказ по плану. Определение отношения автора к героям. Внутреннее состояние литературных героев, объяснение их поведения. В.Драгунский «Англичанин Павля», В.Голявкин «Был не крайний случай», К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо», В.Голявкин «Не везёт», В.Голявкин «Тетрадка под дождём», Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» (гимназический компонент)
Особенности языка и композиции народных сказок. «Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Летучий корабль», «Пёрышко Финиста ясна сокола» и др. Сказочные приметы. Краткий и подробный пересказ «Царевна-лягушка», «Мастер Али». Сходство и различия сказок разных народов «Жаба-королева» (литовская народная сказка), «Птица Кахна» (таджикская народная сказка), «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка).
Проект «Народные сказки» - какие уроки дают сказки людям, поговорки отражающие смысл сказок, художники иллюстраторы.
Внеклассное чтение. Информация на титульном листе, содержании сборников сказок. Характеристика героев и главная мысль сказок.
Выразительное чтение лирических произведений, внимание к слову в контексте литературного произведения С.Есенин «Разгулялась вьюга …», А.Пушкин «В тот год осенняя погода…», И.Бунин «Первый снег», А.Твардовский «Утро». Понятие «метафора». Эмоциональная окрашенность и чтение наизусть А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога», Ф.Тютчев «Чародейкою зимою».
Средства художественной выразительности в прозаических произведениях М.Пришвина.
Характеристика литературных героев, определение авторского отношения к нему, внутреннее состояние героев. В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», И.Тургенев «Воробей», В.Астафьев «Белогрудка», Л.Толстой «Прыжок», Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Умение находить выход из трудной ситуации на примере литературных героев -Смелость, благородство, бесстрашие юных героев.
Внеклассное чтение. Сказки Е.Шварца, В.Каверина о мужественных поступках героев.
Выразительное чтение лирических произведений. А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» Интерес к другим видам искусства – музыке, живописи. Немецкая народная баллада «Маленький скрипач», Г.Сапгир «Сны». Понятие «баллада»
Отличие авторских от народных сказок, связь литературного произведения с фольклором. А.Пушкин «О мертвой царевне и семи богатырях». Иллюстрации к произведениям. Х-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Составление плана по предложенной теме. Л.Н. Толстой «Царь и рубашка». Главная мысль произведения и отношение автора к героям. В.Одоевский «Городок в табакерке»
Воспроизведение сюжета с позиции одного из героев. Х-К. Андерсен «Штопальная игла», С.Седов «Король красуется».
Внеклассное чтение. Умение рекомендовать понравившуюся книгу одноклассникам.
Жанр басни. Мораль басни, «крылатые выражения». Связь смысла морали басни с собственным жизненным опытом. О.Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи», «Кошки и мышки», Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун», «Комар и лев», «Лягушка и мышь»,
И.А. Крылов «Мышь и крыса», «Лебедь, щука и рак», «Слон и Моська» «Две бочки».
Проект «Басни». Знаменитые баснописцы, иллюстраторы басен. Герои басен и их характеристика.
Приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей. А.Чехов «Белолобый». Составление плана рассказа по предложенной теме. М.Пришвин «Лимон» Главная мысль произведения. Л.Толстой «Лев и собачка»
Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. А.Куприн «Завирайка»
Внеклассное чтение. Самостоятельный поиск художественных произведений на заданную тему.
Поступки героев и их характер. Ю.Яковлев «Полосатая палка». Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Смысл названия. Нравственная проблематика. А.Гайдар «Тимур и его команда» (гимназический компонент), А.Кешоков «Мне больно, мальчики», К.Паустовский «Тёплый хлеб». Объяснение поведения персонажей. К.Ушинский «Слепая лошадь», Р.Сеф «Добрый человек». Пересказ от лица героев.
Внеклассное чтение. Впечатления о прочитанном. Исходные данные, иллюстрации к произведению.
Народные песни. Родная природа в стихах и прозаических произведениях русских поэтов и писателей. А.Фет «Весенний дождь», М.Пришвин «Лесная капель», К.Бальмонт «Золотая рыбка», А.Фет «Рыбка». Художественные приёмы. В.Астафьев «Весенний остров», О.Дриз «Как сделать утро волшебным». Рифма.
Внеклассное чтение. Устное и письменное творчество учащихся.
Малые литературные жанры. Шутки-прибаутки.
Главная мысль произведения. «Болтливая баба» (русская народная сказка). Рассказ о событии от лица героя. А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу», С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха дверь закрой», А.Дорофеев «Укушенные». Выбор точного слова для характеристики героя. М.Зощенко «Великие путешественники», А.Усачёв «На чем душа держится». Сказочная повесть. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон». Описание внешности героев. Композиция художественного произведения.
Внеклассное чтение. Интерес к детской периодической печати.
№ | Тема | Тип урока | Формы работы | Объект контроля |
1. | «Уж небо осенью дышало …» - 18 ч Вводный урок. Я летом время не теряла | Комбинированный | Фронтальная, словесная | Структура учебника, условные обозначения, умение рассказывать о летнем отдыхе и личных достижений |
2. | Михаил Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы», Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Герои произведения, их переживания. Умение пересказывать близко к тексту. |
3. | К.Паустовский «Барсучий нос» | Изучения и первичного закрепления | Словесная, фронтальная | Авторская позиция, собственное отношение к прочитанному, приёмы выразительного чтения. |
4. | К.Паустовский «Барсучий нос» | Урок закрепления новых знаний и выработки умений | Практическая, индивидуальная | Озаглавливание частей текста, творческий пересказ. |
5. | И.Бунин «Листопад» | Комплексный | Словесная, практическая, групповая | Литературные приёмы: сравнение, рифма. Подбор синонимов. |
6. | К.Паустовский «Подарок» | Изучения и первичного закрепления | Словесная, фронтальная | Главная мысль произведения, план пересказа. |
7. | К.Паустовский «Подарок» | Урок закрепления новых знаний и выработки умений | Практическая, индивидуальная | Значение выражений, пересказ произведения по плану. |
8. | М.Пришвин «Начало осени», «Парашют», «Первый мороз», «Поздняя осень» | комплексный | Словесная, групповая | Настроение автора в разных произведениях. |
9. | «Уж небо осенью дышало …» А.Жулин , А.Фет и др. | Внеклассное чтение | Словесная, фронтальная | Умение пользоваться библиотекой, обложка книги, содержание и титульный лист, иллюстрации к книге |
10 | *Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | Изучения и закрепления материала | Словесная, фронтальная, наглядная | Умение придумывать вопросы по прочитанному произведению. Составлять план сказки. |
11 | *С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«Лесной гном», «Верхом на гусе» | Новых знаний | Словесная, практическая | Литературные жанры, исходные данные книги. |
12 | С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«Ночной вор», «Новые друзья и новые враги» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Различные приемы для выразительного чтения |
13 | С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«Волшебная дудочка», «Праздник на горе Кулаберг» | Новых знаний и выработки умений | Практическая, индивидуальная | Составление плана для пересказа |
14 | С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«Погоня», «Вороны с разбойничьей горы» | Комплексный | Словесная, групповая | Особенности литературных героев |
15 | С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«Бронзовый и деревянный», «Подводный город» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Сопоставление сюжетов, характеристика героев |
16 | С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«В медвежьей берлоге», «В плену» | Тренировочный | Индивидуальная | Пересказ фрагментов произведения близко к тексту. |
17 | С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«Гусиная страна », «Приёмыш» | Комплексный | Наглядная | Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. |
18 | С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»,«Тайна сов», «Удач» | Обобщения и систематизации | Фронтальная | Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность. |
19. | Твои сверстники в школе -16 *В.Драгунский «Англичанин Павля», В.Голявкин «Был не крайний случай», К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная, наглядная | Юмористический рассказ как жанр. Подробный пересказ. |
20. | *В.Голявкин «Не везёт», В.Голявкин «Тетрадка под дождём» | Комплексный | Словесная, практическая | Настроение, выраженное в разных произведениях |
21. | *Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Умение анализировать обложку, содержание книги. Прогнозировать тему произведения. |
22 | *Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» | Тренировочный | Практическая, индивидуальная | Авторская позиция и отношение к героям. Особенности литературных героев |
23 | *Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» | Комплексный | Словесная, групповая | Выразительное чтение по ролям |
24 | *Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Творческий пересказ произведения |
25 | *Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» | Тренировочный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Составление плана для краткого пересказа |
26 | *Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» | Закрепление новых знаний | Практическая, индивидуальная | Умение определять собственное отношение к прочитанному |
27 | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» «Баранкин, к доске!» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, групповая | Умение анализировать обложку, содержание книги. Прогнозировать тему произведения. |
28 | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» «Не хочу учиться, хочу быть птицей!» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Умение понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении |
29 | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!»,«Что бывает, когда сыновья отрекаются от своей матери» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Умение находить нужные фрагменты текста, пересказать их кратко и близко к тексту. |
30 | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» | Тренировочный | Практическая, индивидуальная | Умение передавать и оценивать позицию литературных героев |
31 | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!»,«Прощайте, ребята! Может, больше не увидимся…» | Комплексный | Словесная, групповая | Составление плана пересказа |
32 | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» «Небывалое и неслыханное на весь муравейник» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Выразительное чтение по ролям |
33 | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» «Мы существуем!» | Закрепления и выработки умений | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Тестирование , творческий пересказ |
34. | *В.Медведев «Баранкин, будь человеком!» «Я хочу навеки быть человеком!» | Обобщения и систематизации знаний | Практическая, индивидуальная | Написание отзыва о прочитанном произведении |
35. | Народные сказки – 14 ч Русская народная сказка «Семь Симеонов» | 2 четверть Изучения и закрепления материала | Словесная, групповая | Устно народное творчество. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного текста |
36. | Русская народная сказка «Семь Симеонов» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Умение читать произведение по ролям, пересказывать близко к тексту |
37 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Подбор синонимов, значение слов и словосочетаний |
38 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная | Составление плана пересказа. Главная мысль сказки |
39 | Литовская народная сказка «Жаба-королева» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Пересказ фрагментов сказки |
40. | Таджикская народная сказка «Птица Кахна» | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Понимание содержания литературного произведения |
41. | Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал» | Тренировочный | Словесная, групповая | Подбор антонимов и синонимов. Выразительное чтение |
42. | Читальный зал «Царевна-лягушка» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Самостоятельное чтение, тестирование |
43. | Читальный зал «Мастер Али» | Обобщения и систематизации | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Эмоционально-нравственные переживания героя |
44. | *«Летучий корабль», «Пёрышко Финиста ясна сокола» | Изучения и закрепления материала | Словесная, фронтальная | Объяснение поведения главных героев произведения |
45. | * «Сивка-бурка», «Царевна Несмеяна» | Новых знаний | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Умение пересказывать фрагменты сказок |
46. | * «Сказка о молодильных яблочках и живой воде» | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Пересказ близко к тексту |
47. | Внеклассное чтение. Картинная галерея: В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» (с.50, 65, 66-67), подготовка к проекту. | Внеклассное чтение | Словесная, групповая | Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность |
48. | Проект «Народные сказки» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Умение презентовать полученные знания |
49. | «Зимы ждала, ждала природа» - 8 ч А.Пушкин «В тот год осенняя погода…» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Выразительное чтение стихотворения, чувства героев |
50. | С.Есенин «Разгулялась вьюга …» | Тренировочный | Словесная, фронтальная | Значение слова, подбор антонимов, синонимов. Умение находить олицетворение |
51. | А. Пушкин «Зимнее утро» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Выборочное чтение, иллюстрации и ее роль в понимание текста |
52. | * И.Бунин «Первый снег», А.Твардовский «Утро» М.Пришвин «Живые капли», «В городе», «Жизнь бессмертна» | Обобщения и систематизации | Практическая, индивидуальная | Различие жанров произведений, выборочное чтение |
53. | А.Пушкин «Зимняя дорога» | Изучения и закрепления материала | Словесная, групповая | Выразительное чтение, чувства поэта |
54. | *Н.Сладков «Зимнее лето», «Как заяц всех напугал» | Выработки умений | Словесная, фронтальная | Объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев |
55. | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Переживания, выраженные разными поэтами |
56. | *Х.-К.Андерсен «Ель» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная | Подробный пересказ Отдельных сюжетов |
57. | О мужестве и любви – 15 ч В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась» |
Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Умение анализировать обложку, содержание книги. Прогнозировать тему произведения. |
58 | В.Белов «Малька провинилась» | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Умение понимать эмоциональное состояние персонажа при чтении |
59 | В.Белов «Ещё про Мальку » | Тренировочный | Словесная, групповая | Умение находить нужные фрагменты текста, пересказать их кратко и близко к тексту. |
60 | И.Тургенев «Воробей» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Умение передавать и оценивать позицию литературных героев |
61 | *Н.Гарин-Михайловский «Поступление в гимназию» | Обобщения и систематизации | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Рассказ о том, как любовь и мужество помогают в трудных жизненных ситуациях. |
62 | Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» | Практический | Словесная, фронтальная | Умение придумывать вопросы к произведению |
63 | Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» | Итоговый | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Написание отзыва о прочитанном произведении |
64. | Л.Толстой «Прыжок» | 3 четверть Изучения и закрепления материала | Практическая, индивидуальная | Характеристика литературного героя |
65 | А. Куприн «Белый пудель» | Новых знаний | Словесная, групповая | Пересказ от лица разных героев |
66. | В. Астафьев "Белогрудка" | Комплексный | Словесная, фронтальная | Главная тема произведения |
67. | К.Паустовский «Растрёпанный воробей» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Умение делить текст на части, придумывать названия ко всем частям рассказа |
68 | К.Паустовский «Растрёпанный воробей» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Пересказ по плану |
69. | Работа с научно - популярными текстами "Больше, чем просто собака" | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Самостоятельное чтение |
70. | Читальный зал | Тренировочный | Практическая, индивидуальная | Самостоятельное чтение |
71. | Е.Винокуров «Со мной в одной роте …» | Комплексный | Словесная, групповая | Главная мысль произведения, отношение к героям авторов |
72. | Поэтические страницы – 3 ч Ю. Мориц «Песенка про сказку» А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» | Изучения и закрепления материала | Словесная, фронтальная | Выразительное чтение лирического произведения |
73. | Немецкая народная баллада «Маленький скрипач», Г.Сапгир «Сны» | Новых знаний | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Чтение стихотворения по ролям |
74. | К.Бальмонт «У чудиш», С.Островой «Сказки…» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Средства художественной выразительности |
75. | Авторские сказки -9 ч А.Пушкин «О мертвой царевне и семи богатырях» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Связь литературного произведения с фольклором |
76 | А.Пушкин «О мертвой царевне и семи богатырях» | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Умение формулировать вопросы к изучаемому материалу, выборочное чтение |
77 | А.Пушкин «О мертвой царевне и семи богатырях» | Комплексный | Словесная, групповая | Слова и словосочетания из народных сказок. Внешний вид героя. |
78. | Х-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Тренировочный | Словесная, фронтальная | План рассказа по предложенной теме. Главная мысль произведения. |
79. | Л.Н. Толстой «Царь и рубашка» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Выразительное чтение, главная мысль произведения |
80. | *В.Одоевский «Городок в табакерке» | Обобщения и систематизации | Словесная, фронтальная | Умение сочинять сказку о каком-нибудь неодушевленном предмете, в котором соединилось бы реальное и фантастическое |
81. | Х-К. Андерсен «Штопальная игла» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Анализ главной мысли произведения |
82. | С.Седов «Король красуется» | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Умение объяснять мотивы поведения героев произведений |
83. | Сказки Х.К.Андерсена «Бутылочное горлышко», «Снеговик», «Старый уличный фонарь», «Воротничок» | Внеклассное чтение | Словесная, групповая | Умение находить необходимые книги, анализировать содержание и титульный лист |
84. | Басни – 5 ч О.Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи», «Кошки и мышки» | Изучения и закрепления материала | Словесная, фронтальная | Особенности басни как жанра. Сравнение басен О.Мандельштама и Эзопа |
85 | Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун», «Комар и лев», Федр «Лягушка и мышь» | Новых знаний | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Мораль басни. |
86 | И.А. Крылов «Мышь и крыса», «Лебедь, щука и рак» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Объяснение морали басни. Умение придумывать историю, в которой можно использовать поговорку: «А воз и ныне там» |
87 | И.А.Крылов «Слон и Моська» «Две бочки» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Чтение басен наизусть |
88 | Проект «Басни» | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Умение пользоваться библиотекой, дополнительной литературой |
89 | Братья наши меньшие -6 ч А.Чехов «Белолобый» | Комплексный | Словесная, групповая | Приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей |
90 | М.Пришвин «Лимон» | Тренировочный | Словесная, фронтальная | Тема и главная мысль произведения, словарь , определяющий внутреннее состояние человека |
91 | Л.Толстой «Лев и собачка» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Выборочное чтение, поведение героев |
92 | К.Паустовский «Кот Ворюга» | Обобщения и систематизации | Словесная, фронтальная | Составление плана по предложенной теме |
93 | А.Куприн «Завирайка» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Умение придумывать весёлую историю из жизни знакомого животного |
94 | Бартоломе Мурильо «Мальчик с собакой», Саша Чёрный «Ослёнок» | Внеклассное чтение | Практическая, индивидуальная | Мотивы поведения героев произведения |
95 | О совести и долге – 12 ч Ю.Яковлев «Полосатая палка» | Изучения и закрепления материала | Словесная, групповая | Придумывание название к каждой части, описание характера главного героя, продолжение истории |
96 | А.Платонов «Разноцветная бабочка» | Новых знаний | Словесная, фронтальная | Заучивание наизусть прозаического текста, умение слышать и слушать собеседника |
97 | А.Платонов «Разноцветная бабочка» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Выборочное чтение, озаглавливание частей рассказа |
98 | А.Кешоков «Мне больно, мальчики», К.Паустовский «Тёплый хлеб» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная | Вопросы по тексту, рассказ, как хозяйки пекли хлеб |
99 | К.Паустовский «Тёплый хлеб» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Уметь придумывать историю о том, как сверстник осознал свою ответственность за другого человека |
100 | К.Ушинский «Слепая лошадь», Р.Сеф «Добрый человек» | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Выразительное чтение произведения, объяснять мотивы поведения героев |
101 | Сказки К.Паустовского «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Квакша», «Стальное колечко» | Тренировочный | Словесная, групповая | Рассматривание обложки книги, анализ содержания и титульного листа |
102 | А. Гайдар «Тимур и его команда» (ГК) | Комплексный | Словесная, фронтальная | Умение анализировать обложку, содержание книги. Прогнозировать тему произведения. |
103 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ГК) | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Пересказ от лица разных персонажей |
104 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ГК) | Изучения и закрепления материала | Словесная, фронтальная | Выразительное чтение произведения по ролям, объяснять мотивы поведения героев |
105 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ГК) | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Анализ нравственных качеств героев произведения |
106 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ГК) | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Отзыв о прочитанном произведении |
107 | Весна пришла -4 ч Народные песни. А.Фет «Весенний дождь» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, групповая | Жанры устного народного творчества, средства художественной выразительности |
108 | М.Пришвин «Лесная капель», К.Бальмонт «Золотая рыбка», А.Фет «Рыбка» | Комплексный | Словесная, фронтальная | Герои произведений, восприятие и понимание их переживаний |
109 | В.Астафьев «Весенний остров», О.Дриз «Как сделать утро волшебным» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Эмоционально-нравственные переживания героев и автора |
110 | Работа с научно - популярными текстами "Изменение погоды" | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Устное и письменное творчество учащихся. |
111 | Внеклассное чтение | Тренировочный | Словесная, фронтальная | Умение работать с книгой: тип книги, исходные данные, аннотация |
112 | И в шутку и всерьез -22 ч Шутки-прибаутки. Русская народная сказка «Болтливая баба» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Главная мысль произведения, внутреннее состояние персонажа и рассказ от его лица |
113 | А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» | Обобщения и систематизации | Практическая, индивидуальная | Выбор слов для характеристики состояния литературного героя |
114 | С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха дверь закрой» | Изучения и закрепления материала | Словесная, групповая | Пересказ от лица разных героев |
115 | М.Зощенко «Великие путешественники» | Новых знаний | Словесная, фронтальная | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
116 | М.Зощенко «Великие путешественники» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Эмоционально-нравственные переживания героев и автора |
117 | А.Усачёв «На чем душа держится» | Новых знаний и выработки умений | Словесная, фронтальная | Построение небольшого монологического высказывания |
118 | А.Дорофеев «Укушенные» | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Различение жанров произведений |
119 | А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» «Карлсон, который живёт на крыше» (ГК) | Комплексный | Практическая, индивидуальная | Умение анализировать обложку, содержание книги. Прогнозировать тему произведения. |
120 | «Карлсон играет в палатку» (ГК) | Тренировочный | Словесная, групповая | Пересказ от лица разных персонажей |
| «Проделки Карлсона» (ГК) | Комплексный | Словесная, фронтальная | Выразительное чтение произведения по ролям, объяснять мотивы поведения героев |
121 | «Карлсон выступает с учёной собакой Альберг» (ГК) | Изучения и закрепления материала | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Анализ нравственных качеств героев произведения |
122 | «Карлсон, который живёт на крыше опять прилетел» (ГК) | Новых знаний | Словесная, фронтальная | Тестирование |
123 | «Карлсон шумит» (ГК) | Комплексный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Чтение по ролям |
124 | «Карлсон и телевизор» (ГК) | Новых знаний и выработки умений | Практическая, индивидуальная | Герои произведения, восприятие и понимание их переживаний |
125 | «Малютка привидение из Вазастана» (ГК) | Комплексный | Словесная, групповая | План пересказа по заданной теме |
126 | «Красивый, умный и в меру упитанный» (ГК) | Комплексный | Словесная, фронтальная | Внутреннее состояние персонажа и рассказ о событиях от его лица |
127 | «Каждый имеет право быть Карлсоном» (ГК) | Тренировочный | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста |
128 | «Карлсон – первый ученик» (ГК) | Комплексный | Словесная, фронтальная | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам |
129 | «Карлсон устраивает тарарам и блины» (ГК) | Изучения и закрепления материала | Словесная, фронтальная, индивидуальная | Умение самостоятельно работать с книгой |
130 | «Карлсон – лучший в мире ночной проказник» (ГК) | Новых знаний | Практическая, индивидуальная | Иллюстрации к книге и ее роль в понимание произведения |
131 | «Самый богатый в мире Карлсон» (ГК) | Комплексный | Словесная, групповая | Пересказ текста. Деление текста на смысловые части |
132 | Обобщающий урок по произведению А.Линдгрен(ГК) | Обобщения и систематизации знаний | Словесная, фронтальная | Отзыв о прочитанном произведении |
133 | Резервный урок | Комплексный | Словесная, фронтальная | Итоги обучения за год |
134 | Задание на лето | Итоговый | Фронтальная | Выбор и самостоятельное чтение |