Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа Демидовского района
Смоленской области
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор
совета МБОУ Михайловская ОШ
Протокол № 1 __________ (Лосева Л.Г.)
Приказ № 37 о/д
от «30» августа 2017г. От «30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Родионова Наталья Петровна
(первая квалификационная категория)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 31.12. 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- основной образовательной программой начального общего образования ОУ ;
- авторской программой «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) издательство «Вентана-Граф», 2013 г.;
- положением о рабочих программах учебных предметов, курсов и рабочих программах внеурочной деятельности МБОУ Михайловская ОШ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели, по 4 часа в неделю).
Программа ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту:
- Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2013
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф 2017 г.
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение «Оценка достижения планируемых результатов обучения»(контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания). М.: «Вентана – Граф» 2014 г.
-Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс (тетрадь для контрольных работ) для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1,2. - М.: Вентана Граф, 2017 г.
- Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение. Программа 1-4 классы.
М.: Вентана Граф, 2012 г.
Содержание курса “Литературное чтение» 3 класс (136 ч)
Круг чтения
Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
• произведения устного творчества русского и других народов;
• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество (16 ч)
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни (5 ч)
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина (10 ч)
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов (12 ч)
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого (11 ч)
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова (7 ч)
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова (6 ч)
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч)
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна (7 ч)
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина (7 ч )
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского (12 ч)
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака (4 ч)
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева (6 ч)
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара (5 ч)
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина (7 ч)
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей (14 ч)
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
« осознание последовательности и смысла событий;
вычленение главной мысли текста;
знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
деление текста на части и их озаглавливание;
составление плана под руководством учителя;
пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).
Навык чтения.
Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 80 слов в минуту.
Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
В конце учебного года проходит промежуточная аттестация, формы которой определяются на заседании педагогического совета школы.
Планируемые результаты обучения
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Тематическое планирование (136 ч)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1 четверть (36 ч) |
Устное народное творчество (16 ч) |
1. | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль. «Старик-годовик» | 1 | | |
2. | Пословицы. Какие бывают пословицы. Доп. чт.: Загадки, пословицы | 1 | | |
3,4. | Русские народные сказки. «Самое дорогое», «ПроП Ленивую и Радивую» | 2 | | |
5. | Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Доп. чт.: русские народные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич» | 1 | | |
6. | Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | 1 | | |
7,8. | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках | 2 | | |
9. | Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц» | 1 | | |
10. | Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора | 1 | | |
11. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
12. | Входящая диагностическая работа. Былины | 1 | | |
13, 14. | «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» | 2 | | |
15. | Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» | 1 | | |
16. | Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя») | 1 | | |
Басни (5 ч) |
17. | Эзоп «Лисица и виноград», И. А. Крылов «Лиса и виноград» | 1 | | |
18. | И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Доп. чт.: Эзоп «Ворон и Лисица» | 1 | | |
19. | Доп. чт.: И. А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник» | 1 | | |
20. | Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж» | 1 | | |
21. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Произведения А. С. Пушкина (10 ч) |
22. | Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...» | 1 | | |
23. | Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Доп. чт.: «Бой Руслана с гигантской головой» | 1 | | |
24. | «Сказка о царе Салтане...» | 1 | | |
25. | «Сказка о царе Салтане...» (продолжение) | 1 | | |
26. | «Сказка о царе Салтане...» (окончание) | 1 | | |
27,28. | Слушание и работа с детской книгой. К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина». Доп. чт.: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» , Э Бабаев «Там лес и дол видений полны...» | 1 | | |
29. | А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...», «Зимний вечер» | 1 | | |
30. | А. С. Пушкин «Няне» | 1 | | |
31. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Стихи русских поэтов: Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет (5 ч) |
32. | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 1 | | |
33. | А. Н. Майков «Осень» | 1 | | |
34. | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | 1 | | |
35. | Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Доп. чт.: И. А. Бунин «Листопад» | 1 | | |
36. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
2 четверть (28 ч) |
Произведения Л. Н. Толстого (11 ч) |
37. | “Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня) | 1 | | |
38, 39. | Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 2 | | |
40. | Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы» | 1 | | |
41. | Доп. чт.: «Лев и собачка» | 1 | | |
42, 43, 44. | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь» | 3 | | |
45, 46. | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л. Н. Толстого. Доп. чт.: «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 2 | | |
47. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Произведения Н. А. Некрасова (7 ч) |
48. | Стихи Н. А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 | | |
49. | Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении) | 1 | | |
50, 51. | Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень...». Доп. чт.: «Зелёный Шум». К. И. Чуковский «Зелёный шум» | 2 | | |
52. | Стихи Н. А. Некрасова о природе «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 1 | | |
53. | Слушание и работа с детской книгой. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Доп. чт.: Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождём» | 1 | | |
54. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Произведения А. П. Чехова (6 ч) |
55, 56. | Повесть «Степь» (отрывок). Доп. чт.: А. П. Чехов « Белолобый»; И. С. Тургенев «Лес и степь» | 2 | | |
57, 58. | А. П. Чехов «Ванька». Доп. чт.: Н. С. Шер «О рассказах А. П. Чехова» | 2 | | |
59. | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Доп. чт.: Л. Андреев «Кусака» | 1 | | |
60. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Сказки зарубежных писателей (4 ч) |
61. | Ш. Перро «Подарки феи» | 1 | | |
62. | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Доп. чт.: Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | 1 | | |
63. | Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Доп. чт.: Х.-К. Андерсен «Снеговик»; братья Гримм « Умная дочь крестьянская» | 1 | | |
64. | Урок-утренник «В мире сказок» | 1 | | |
3 четверть (40 ч) |
Стихи русских поэтов ( 7 ч ) |
65. | И. С. Никитин «Русь» | 1 | | |
66. | И. С. Никитин «Утро» | 1 | | |
67. | И. З. Суриков « Детство» | 1 | | |
68. | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Доп. чт.: И. С. Никитин «Помню я: бывало, няня…» | 1 | | |
69. | С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 | | |
70. | Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: Ф. Н. Глинка «Москва» | 1 | | |
71. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка (7 ч) |
72-74. | Рассказ «Приёмыш» | 3 | | |
75. | Сказка «Умнее всех» | 1 | | |
76-77. | Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» | 2 | | |
78. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Произведения А. И. Куприна (7 ч) |
79-81. | Произведения А. И. Куприна . Рассказ «Синяя звезда» | 3 | | |
82-83. | Произведения А. И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». Доп. чт.: «Собачье счастье» | 2 | | |
84. | Слушание и работа с детскими книгами о животных. Доп. чт.: «Ю-ю» | 1 | | |
85. | Урок-обобщение по разделам «Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А. И. Куприна» («Проверьте себя») | 1 | | |
Стихи С. А. Есенина (7 ч) |
86. | Стихи С. А. Есенина . Стихи о Родине (отрывки): «Я покинул родимый дом...» | 1 | | |
87. | Стихи С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | | |
88. | Стихи С. А. Есенина «Берёза». Доп. чт.: Стихи о берёзе (отрывки) | 1 | | |
89. | Стихи С. А. Есенина «Бабушкины сказки» | 1 | | |
90. | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов Доп. чт.: С. А. Есение «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...», И. С. Тургенев «Деревня» | 1 | | |
91. | Урок-обобщение («Проверьте себя») | 1 | | |
92. | Стихи русских поэтов | 1 | | |
Произведения К. Г. Паустовского (12 ч) |
93-95. | Сказка «Стальное колечко» | 3 | | |
96. | Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | | |
97. | Научно-познавательные рассказы. К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди» | 1 | | |
98. | Дополнительное чтение: «Заячьи лапы» | 1 | | |
99-100. | Слушание и работа с книгами К. Г. Паустовского . Доп. чт.: «Тёплый хлеб» | 2 | | |
101. | Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных Доп. чт.: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | | |
102. | Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Доп. чт.: И. С. Тургенев «Воробей», «Перепёлка» | 1 | | |
103. | Урок -обобщение («Проверьте себя») | 1 | | |
104. | “Моя любимая книга» | 1 | | |
4 четверть (32 ч) |
Произведения С. Я. Маршака (4 ч) |
105. | Произведения С. Я. Маршака. Стихотворение « Урок родного языка» | 1 | | |
106. | Произведения С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш» | 1 | | |
107. | Слушание и работа с книгами С. Я. Маршака. Доп. чт.: пьеса-сказка «Кошкин дом» | 1 | | |
108. | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака». Доп. чт.: В. Субботин «С Маршаком» | 1 | | |
Произведения Л. Пантелеева (6 ч) |
109-110. | Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово» | 2 | | |
111-112. | Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» | 2 | | |
113. | Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: «Фенька», «Новенькая» | 1 | | |
114. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | | | |
Произведения А. П. Гайдара (5 ч) |
115. | Произведения А. П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень» | 1 | | |
116-117. | Произведения А. П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 2 | | |
118. | Стихотворение С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар». Очерк К. Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Доп. чт.: С. В. Михалков «Ошибка» | 1 | | |
119. | Слушание книг о детях и работа с ними. Доп. чт.: В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | | |
Произведения М. М. Пришвина (7 ч) |
120. | Произведения М. М. Пришвина. Очерк «Моя Родина» | 1 | | |
121. | Произведения М. М. Пришвина о животных. Доп. чт.: рассказ «Двойной след» | 1 | | |
122. | Произведения М. М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка» | 1 | | |
123. | Рассказ-описание «Жаркий час» | 1 | | |
124. | В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 1 | | |
125. | Слушание и работа с детскими книгами о природе. Доп. чт.: В. В. Бианки «По следам» | 1 | | |
126. | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
Произведения зарубежных писателей (10 ч) |
127-129. | Дж. Лондон «Волк» | 3 | | |
130-132. | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | 3 | | |
133. | Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей Доп. чт.: Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 1 | | |
134. | Урок0обобщение по разделу («Проверьте себя») | 1 | | |
135. | Промежуточная аттестация за курс 3 класса | 1 | | |
136. | «Летнее чтение» | 1 | | |
| | | | |