СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 века"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская основная школа Демидовского района

Смоленской области


«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании педагогического Директор

совета МБОУ Михайловская ОШ

Протокол № 1 __________ (Лосева Л.Г.)

Приказ № 37 о/д

от «30» августа 2017г. От «30» августа 2017г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературному чтению


3 класс




Составитель:

учитель начальных классов

Родионова Наталья Петровна

(первая квалификационная категория)







2017-2018 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 31.12. 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- основной образовательной программой начального общего образования ОУ ;

- авторской программой «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) издательство «Вентана-Граф», 2013 г.;

- положением о рабочих программах учебных предметов, курсов и рабочих программах внеурочной деятельности МБОУ Михайловская ОШ;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели, по 4 часа в неделю).

Программа ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту:

- Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2013

- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф 2017 г.

- Ефросинина Л. А. Литературное чтение «Оценка достижения планируемых результатов обучения»(контрольные работы, тестовые задания, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания). М.: «Вентана – Граф» 2014 г.

-Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 3 класс (тетрадь для контрольных работ) для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 1,2. - М.: Вентана Граф, 2017 г.

- Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение. Программа 1-4 классы.

М.: Вентана Граф, 2012 г.


Содержание курса “Литературное чтение» 3 класс (136 ч)

Круг чтения

Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

Устное народное творчество (16 ч)

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни (5 ч)

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина (10 ч)

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов (12 ч)

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого (11 ч)

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова (7 ч)

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова (6 ч)

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч)

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна (7 ч)

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина (7 ч )

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского (12 ч)

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака (4 ч)

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева (6 ч)

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара (5 ч)

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина (7 ч)

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей (14 ч)

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Примерная тематика:

произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие:

• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);

• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.

Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;

• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;

• стихотворение, рифма, строка, строфа;

• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Работа с текстом:

  • « осознание последовательности и смысла событий;

  • вычленение главной мысли текста;

  • знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;

  • деление текста на части и их озаглавливание;

  • составление плана под руководством учителя;

  • пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;

  • самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Работа с книгой:

• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;

• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Навык чтения.

Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения вслух не менее 80 слов в минуту.

Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.

Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

В конце учебного года проходит промежуточная аттестация, формы которой определяются на заседании педагогического совета школы.


Планируемые результаты обучения


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,

• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

• пересказывать текст небольшого объема;

• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных и волшебную сказку;

• определять особенности волшебной сказки;

• различать сказку и рассказ;

• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);

• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.








































Тематическое планирование (136 ч)


Тема

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

1 четверть (36 ч)

Устное народное творчество (16 ч)

1.

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль. «Старик-годовик»

1



2.

Пословицы. Какие бывают пословицы. Доп. чт.: Загадки, пословицы

1



3,4.

Русские народные сказки. «Самое дорогое», «ПроП Ленивую и Радивую»

2



5.

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Доп. чт.: русские народные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»

1



6.

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

1



7,8.

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках

2



9.

Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц»

1



10.

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

1



11.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



12.

Входящая диагностическая работа. Былины

1



13, 14.

«Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

2



15.

Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

1



16.

Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»)

1



Басни (5 ч)

17.

Эзоп «Лисица и виноград», И. А. Крылов «Лиса и виноград»

1



18.

И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Доп. чт.: Эзоп «Ворон и Лисица»

1



19.

Доп. чт.: И. А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник»

1



20.

Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж»

1



21.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Произведения А. С. Пушкина (10 ч)

22.

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...»

1



23.

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Доп. чт.: «Бой Руслана с гигантской головой»

1



24.

«Сказка о царе Салтане...»

1



25.

«Сказка о царе Салтане...» (продолжение)

1



26.

«Сказка о царе Салтане...» (окончание)

1



27,28.

Слушание и работа с детской книгой. К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина». Доп. чт.: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» , Э Бабаев «Там лес и дол видений полны...»

1



29.

А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...», «Зимний вечер»

1



30.

А. С. Пушкин «Няне»

1



31.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Стихи русских поэтов: Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет (5 ч)

32.

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»

1



33.

А. Н. Майков «Осень»

1



34.

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1



35.

Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Доп. чт.: И. А. Бунин «Листопад»

1



36.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



2 четверть (28 ч)

Произведения Л. Н. Толстого (11 ч)

37.

“Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня)

1



38, 39.

Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

2



40.

Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы»

1



41.

Доп. чт.: «Лев и собачка»

1



42, 43, 44.

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь»

3



45, 46.

Слушание и работа с детской книгой. Книги Л. Н. Толстого. Доп. чт.: «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

2



47.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Произведения Н. А. Некрасова (7 ч)

48.

Стихи Н. А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

1



49.

Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении)

1



50, 51.

Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень...». Доп. чт.: «Зелёный Шум». К. И. Чуковский «Зелёный шум»

2



52.

Стихи Н. А. Некрасова о природе «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1



53.

Слушание и работа с детской книгой. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Доп. чт.: Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождём»

1



54.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Произведения А. П. Чехова (6 ч)

55, 56.

Повесть «Степь» (отрывок). Доп. чт.: А. П. Чехов « Белолобый»; И. С. Тургенев «Лес и степь»

2



57,

58.

А. П. Чехов «Ванька». Доп. чт.: Н. С. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

2



59.

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Доп. чт.: Л. Андреев «Кусака»

1



60.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Сказки зарубежных писателей (4 ч)

61.

Ш. Перро «Подарки феи»

1



62.

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Доп. чт.: Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

1



63.

Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Доп. чт.: Х.-К. Андерсен «Снеговик»; братья Гримм « Умная дочь крестьянская»

1



64.

Урок-утренник «В мире сказок»

1



3 четверть (40 ч)

Стихи русских поэтов ( 7 ч )

65.

И. С. Никитин «Русь»

1



66.

И. С. Никитин «Утро»

1



67.

И. З. Суриков « Детство»

1



68.

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Доп. чт.: И. С. Никитин «Помню я: бывало, няня…»

1



69.

С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

1



70.

Слушание и работа с детскими книгами. Доп. чт.: Ф. Н. Глинка «Москва»

1



71.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка (7 ч)

72-74.

Рассказ «Приёмыш»

3



75.

Сказка «Умнее всех»

1



76-77.

Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»

2



78.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Произведения А. И. Куприна (7 ч)

79-81.

Произведения А. И. Куприна . Рассказ «Синяя звезда»

3



82-83.

Произведения А. И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». Доп. чт.: «Собачье счастье»

2



84.

Слушание и работа с детскими книгами о животных. Доп. чт.: «Ю-ю»

1



85.

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А. И. Куприна» («Проверьте себя»)

1



Стихи С. А. Есенина (7 ч)

86.

Стихи С. А. Есенина . Стихи о Родине (отрывки): «Я покинул родимый дом...»

1



87.

Стихи С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»

1



88.

Стихи С. А. Есенина «Берёза». Доп. чт.: Стихи о берёзе (отрывки)

1



89.

Стихи С. А. Есенина «Бабушкины сказки»

1



90.

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов Доп. чт.: С. А. Есение «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...», И. С. Тургенев «Деревня»

1



91.

Урок-обобщение («Проверьте себя»)

1



92.

Стихи русских поэтов

1



Произведения К. Г. Паустовского (12 ч)

93-95.

Сказка «Стальное колечко»

3



96.

Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

1



97.

Научно-познавательные рассказы. К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

1



98.

Дополнительное чтение: «Заячьи лапы»

1



99-100.

Слушание и работа с книгами К. Г. Паустовского . Доп. чт.: «Тёплый хлеб»

2



101.

Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных Доп. чт.: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1



102.

Слушание и работа с детскими книгами о природе и животных. Доп. чт.: И. С. Тургенев «Воробей», «Перепёлка»

1



103.

Урок -обобщение («Проверьте себя»)

1



104.

“Моя любимая книга»

1



4 четверть (32 ч)

Произведения С. Я. Маршака (4 ч)

105.

Произведения С. Я. Маршака. Стихотворение « Урок родного языка»

1



106.

Произведения С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш»

1



107.

Слушание и работа с книгами С. Я. Маршака. Доп. чт.: пьеса-сказка «Кошкин дом»

1



108.

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака». Доп. чт.: В. Субботин «С Маршаком»

1



Произведения Л. Пантелеева (6 ч)

109-110.

Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово»

2



111-112.

Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель»

2



113.

Слушание и работа с детской книгой. Доп. чт.: «Фенька», «Новенькая»

1



114.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)




Произведения А. П. Гайдара (5 ч)

115.

Произведения А. П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень»

1



116-117.

Произведения А. П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

2



118.

Стихотворение С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар». Очерк К. Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Доп. чт.: С. В. Михалков «Ошибка»

1



119.

Слушание книг о детях и работа с ними. Доп. чт.: В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

1



Произведения М. М. Пришвина (7 ч)

120.

Произведения М. М. Пришвина. Очерк «Моя Родина»

1



121.

Произведения М. М. Пришвина о животных. Доп. чт.: рассказ «Двойной след»

1



122.

Произведения М. М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка»

1



123.

Рассказ-описание «Жаркий час»

1



124.

В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине»

1



125.

Слушание и работа с детскими книгами о природе. Доп. чт.: В. В. Бианки «По следам»

1



126.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



Произведения зарубежных писателей (10 ч)

127-129.

Дж. Лондон «Волк»

3



130-132.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

3



133.

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей Доп. чт.: Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»

1



134.

Урок0обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1



135.

Промежуточная аттестация за курс 3 класса

1



136.

«Летнее чтение»

1