Пояснительная записка
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, с учётом примерной программы по литературному чтению для учебника «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, а также на основе учебного плана школы.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка чтения целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста. Темп чтения незнакомого текста — не меньше 50 слов в минуту.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах. Практическое различие художественных и научно - популярных текстов. Наблюдение над стилистическими особенностями текстов. Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
Умение говорить (культура речевого общения)
Внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.
Круг детского чтения
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, с творчеством русских писателей Л.Н. Толстого, Н.Н. Носова и других.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре и наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Данное содержание представлено следующими разделами:
«Устное народное творчество» (6 ч) – русские народные песни, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки;
«Сказки» (10 ч) – русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»;
«Люблю природу русскую. Осень» (10 ч) – стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника…», А. Плещеева «Осень наступила», А. Фета «Ласточки пропали…», В. Берестова «Хитрые грибы» и др.;
«Русские писатели» (13 ч) – произведения А. С. Пушкина («У Лукоморья дуб зелёный», стихи о зиме из поэмы «Евгений Онегин», «Сказка о рыбаке и рыбке»), басни И. А. Крылова («Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»), рассказы Л. Н. Толстого («Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Котёнок», «Филиппок»);
«О братьях наших меньших» (14 ч) – произведения о животных Н. Сладкова «Они и мы», А. Шибаева «Кто всем становится», Б. Заходера «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила была собака», В. Берестова «Кошкин щенок», М. Пришвина «Ребята и утята», Е. Чарушина «Страшный рассказ», Б. Житкова «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант», «Сова»;
«Из детских журналов» (8 ч) – произведения Д. Хармса («Игра», «Вы знаете?» «Весёлые чижи», «Что это было?», «Пирог»), С. Маршака «Весёлые чижи», Ю. Владимирова «Чудаки», А. Введенского («Учёный Петя», «Лошадка»);
«Люблю природу русскую. Зима» (10 ч) – стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает…», «Берёза», С. В. Михалкова «Новогодняя быль», А. Л. Барто «Дело было в январе»; сказка «Два Мороза»;
«Писатели – детям» (20 ч) – произведения К. И. Чуковского («Путница», «Радость», «Федорино горе»), С. Я. Маршака «Кот и лодыри», С. В. Михалкова («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка добрая душа»), Н. Н. Носова («Затейники», «Живая шляпа», «На горке»);
«Я и мои друзья» (11 ч) – произведения о дружбе Н. Булгакова «Анна, не грусти», Ю. Ермолаева «Два пирожных», В. Осеевой («Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?») и др.;
«Люблю природу русскую. Весна» (10 ч) – стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева «В бурю», А. Блока «На лугу», С. Маршака «Снег уже не тот…», И. Бунина «Матери», Е. Благининой «Посидим в тишине», Э. Мошковской «Я маму мою обидел…»;
«И в шутку, и всерьёз» (13 ч) – произведения Б. Заходера («Что красивее всего?», «Товарищам детям», «Песенки Винни-Пуха»), Э. Успенского («Чебурашка», «Если был бы я девчонкой»), В. Берестова, И. Токмаковой, Г. Остера «Будем знакомы», В. Драгунского «Тайное становится явным»;
«Литература зарубежных стран» (11 ч) – зарубежный фольклор, произведения Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная шапочка»), Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине», Э. Хогарта «Мафин и паук».
Тематическое планирование
№ урока п/п | Раздел (количество часов), тема урока | Дата план. | Дата факт. |
Устное народное творчество (6 ч) |
1 | Самое великое чудо на свете | | |
2 | Устное народное творчество | | |
3 | Русские народные песни | | |
4 | В.ч Самые интересные книги, прочитанные летом | | |
5 | Русские народные потешки и прибаутки | | |
6 | Загадки, пословицы, поговорки | | |
Сказки (10 ч) |
7 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко» | | |
8 | В.ч Малые фольклорные жанры | | |
9 | Сказка «У страха глаза велики» | | |
10 | Сказка «Лиса и тетерев» | | |
11 | Сказка «Лиса и Журавль» | | |
12 | В.ч. Русские народные сказки | | |
13 | Сказка «Каша из топора» | | |
14 | Сказка «Гуси-лебеди» | | |
15 | Викторина по сказкам | | |
16 | В.ч Сказки русских писателей | | |
Люблю природу русскую. Осень (10 ч) |
17 | Люблю природу русскую. Осень | | |
18 | Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | | |
19 | К Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила» | | |
20 | В. Ч. «Приметы осени». Произведения русских писателей | | |
21 | А. Фет «Ласточки пропали…» | | |
22 | Осенние листья – тема для поэтов | | |
23 | В. Берестов «Хитрые грибы» | | |
24 | В. Ч. Сказки А.С.Пушкина | | |
25 | М. Пришвин «Осеннее утро» | | |
26 | Обобщающий урок «Люблю природу русскую» | | |
Русские писатели (13 ч) |
27 | А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый» | | |
28 | В.ч Рассказы о животных | | |
29 | Стихи А. С. Пушкина о зиме | | |
30 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | | |
31 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | | |
32 | В.ч. Басни И.А.Крылова. Проверка навыков чтения | | |
33 | И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | | |
34 | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» | | |
35 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | | |
36 | В.ч Рассказы, басни, сказки Л.Н.Толстого | | |
37 | Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» «Котенок» | | |
38 | Л.Н.Толстой «Филиппок» | | |
39 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | | |
О братьях наших меньших (14 ч) |
40 | В.ч Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина | | |
41 | Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто всем становится» | | |
42 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре» И.Пивоваров «Жила была собака», | | |
43 | В.Берестов «Кошкин щенок» | | |
44 | В.ч Книги по желанию | | |
45 | М. Пришвин «Ребята и утята» | | |
46 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | | |
47 | Б.С. Житков «Храбрый утенок» | | |
48 | В.ч Рассказы о природе В.Бианки | | |
49 | В.В.Бианки «Музыкант» | | |
50 | В.В.Бианки «Сова» | | |
51 | В.В.Бианки «Сова» | | |
52 | В.ч «Здравствуй, гостья- зима!» | | |
53 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | | |
Из детских журналов (8 ч) |
54 | Д.Хармс «Игра» | | |
55 | Д.Хармс «Вы знаете?» Д.Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» | | |
56 | В.ч Веселые стихи Д.Хармса, Ю.Владимирова | | |
57 | Д.Хармс «Что это было?», «Пирог» | | |
58 | Ю.Д. Владимиров «Чудаки» | | |
59 | А.И.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка» | | |
60 | В.ч Современные детские журналы «Мурзилка», «Затейник», «Клёпа» | | |
61 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | | |
Люблю природу русскую. Зима (10 ч) |
62 | Стихи о первом снеге | | |
63 | Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою». Проверка навыков чтения с элементами промежуточной аттестации | | |
64 | В.ч. Курские писатели – детям | | |
65 | С. А. Есенин «Поет зима-аукает», «Береза» | | |
66 | Сказка «Два Мороза» | | |
67 | Сказка «Два Мороза» | | |
68 | В.ч Любимые книги. Любимые писатели | | |
69 | С.В.Михалков «Новогодняя быль» | | |
70 | А.Л.Барто «Дело было в январе» | | |
71 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» с элементами промежуточной аттестации | | |
Писатели – детям (20 ч) |
72 | В.ч Комиксы | | |
73 | К.И.Чуковский «Путаница», «Радость» | | |
74 | К.И.Чуковский «Федорино горе» | | |
75 | К.И.Чуковский «Федорино горе» | | |
76 | В.ч Творчество К.И.Чуковского | | |
77 | С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | | |
78 | С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | | |
79 | С.В.Михалков «Мой щенок» | | |
80 | В.ч Стихи С.Я.Маршака о детях | | |
81 | А.Л. Барто «Веревочка» | | |
82 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | | |
83 | А.Л.Барто «Вовка добрая душа» | | |
84 | В.ч. Стихи, сказки, басни С.В.Михалкова | | |
85 | Н.Н.Носов «Затейники» | | |
86 | Н.Н.Носов «Живая шляпа» | | |
87 | Н.Н.Носов «Живая шляпа» | | |
88 | В.ч Стихи о детях А. Барто | | |
89 | Н.Н.Носов «На горке» | | |
90 | Н.Н.Носов «На горке» | | |
91 | Обобщение по разделу «Писатели-детям» | | |
Я и мои друзья (11 ч) |
92 | В.ч Веселые рассказы Н.Н.Носова | | |
93 | Я и мои друзья | | |
94 | Стихи о дружбе и обидах | | |
95 | Н.Булгаков «Анна, не грусти» | | |
96 | В.ч. Произведения о ваших друзьях-сверстниках | | |
97 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | | |
98 | В.А. Осеева «Волшебное слово» | | |
99 | В.А.Осеева «Хорошее». Проверка навыков чтения | | |
100 | В.ч Произведения В.Осеевой | | |
101 | В.А.Осеева «Почему?» | | |
102 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | | |
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) |
103 | Стихи Ф.Тютчева о весне | | |
104 | В.ч «Грачи прилетели». Стихи и рассказы о весне | | |
105 | Стихи А.Плещеева о весне | | |
106 | А.Блок «На лугу» | | |
107 | С.Маршак «Снег уже не тот…» | | |
108 | В.ч. Мама главное слово | | |
109 | И.Бунин «Матери» | | |
110 | А.Плещеев «В бурю» | | |
111 | Е. Благинина «Посидим в тишине» Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» | | |
112 | В.ч «Что? Где? Когда?» Энциклопедии и справочники» | | |
И в шутку, и всерьёз (13 ч) |
113 | Б. В. Заходер «Что красивее всего?», «Товарищам детям» | | |
114 | Б. В. Заходер «Песенки Вини-Пуха» | | |
115 | Б. В. Заходер «Песенки Вини-Пуха» | | |
116 | В. ч. Творчество Б. Заходера и Э. Успенского | | |
117 | Э. Успенский «Чебурашка» | | |
118 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» | | |
119 | Стихи В. Берестова | | |
120 | В.ч Творчество Г. Остера | | |
121 | Стихи И. Токмаковой | | |
122 | Г. Остер «Будем знакомы» | | |
123 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | | |
124 | В.ч Веселые рассказы Ю. Драгунского | | |
125 | Обобщение по теме «И в шутку, и в серьез» | | |
Литература зарубежных стран (11 ч) |
126 | Фольклор народов зарубежных стран | | |
127 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | | |
128 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | | |
129 | В.ч Сказки Ш.Перро | | |
130 | Ш. Перро «Красная шапочка» | | |
131 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | | |
132 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | | |
133 | В.ч Обобщающий урок. Список книг на лето | | |
134 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | | |
135 | Обобщение по теме «Литература зарубежных стран». Проверка навыков чтения с элементами промежуточной аттестации | | |
136 | Обобщение по теме «Литература зарубежных стран» | | |
13