СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Просвещение

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Перспектива"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

города Кирсанова Тамбовской области






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 4 класса

на 2018-2019 учебный год

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Бурцевой Анжелы Александровны

(должность, категория, Ф.И.О. педагога)
















Пояснительная записка


1. Сведения об авторской программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Просвещение, 2014 г.


2. Информация об используемом учебнике.

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. В 2-х частях. 4 класс –

Москва «Просвещение», 2014 г.


3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Программа «Литературное чтение» 4 класс направлена на достижение следующих целей:

- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;

- формирование навыка чтения про себя;

- приобретение умения работать с разными видами информации;

- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;

- развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

- помочь детям узнать писателей родного края;

- продолжить знакомство с произведениями писателей родного края;

- введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.


4. Методы работы с учащимися (одарённые дети, дети с ОВЗ и т.д.).

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Методы работа с одаренными детьми:

1.Дифференцированный и индивидуальный подход

2.Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)

3.Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)

4.Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

самостоятельных работ по разным предметам

5.Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)



Методы обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические.

- индуктивные, дедуктивные.

- репродуктивные, проблемно-поисковые.

- самостоятельные, несамостоятельные.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- стимулирование и мотивация интереса к учению.

- стимулирование долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

- устного контроля и самоконтроля.



Содержание учебного предмета

Название раздела

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Планируемые результаты (знать, уметь, иметь представление)

Раздел 1.

Книга в мировой культуре

8

Узнать, как расширился читательский кругозор. Учить рассуждать о роли книги в мировой культуре, представлять свои рассказы по этой теме в группе

Знакомство с «Повестью временных лет» летописца Нестора. Понимание необходимости знания истории, исторических произведений.

Знакомство с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького. Роль чтения в жизни человека. Составление текста о своей домашней библиотеке.


История создания книги. Анализ прочитанного текста. Самостоятельное составление краткой аннотации

Знакомство с текстом о древних книгах. Что такое синквейн. Умение составлять синквейн о прочитанном произведении

Правила выбора книги в библиотеке. Правила посещения библиотеки. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги.

Развитие художественно-творческих способностей. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Проверка умения работать с учебной книгой.

Знать: какие произведения будут рассматриваться в данном разделе; определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация; рассуждать о роли книги в мировой культуре; читать вслух и про себя; группировать высказывания по темам; составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе, оценивать в соответствии с представленными образцами; участвовать в работе группе; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

Уметь: искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы; группировать книги по разным основаниям; подробно передавать текст в устной форме; соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; применять свои знания на практике.

Иметь опыт в работе с информацией

Раздел 2.

Истоки литературного творчества

20

Знакомство с новым разделом. Прогнозирование содержания раздела.

Знакомство с пословицами разных народов. Объяснение смысла пословиц. Письменный анализ одной из пословиц.

Знакомство с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета. Анализ характера и поступков героев. Отработка навыков беглого выразительного чтения. Формирование понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие. Развитие духовности, нравственности.

Понимание исторического текста. Обогащение знаний о былинах. Работа над содержанием былин. Нахождение аналогий с реальными историческими событиями.

Знакомство с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца». Понимание исторического текста

Знакомство с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки». Знакомство с прозаическим вариантом текста былины. Работа над содержанием былины. Составление синквейна об Илье Муромце

Обогащение знаний о былинах. Составление рассказа о былинном герое по картине.

Знакомство с особенностями славянского мифа. Работа над содержанием мифа

Знакомство с мифом Древней Греции. Прогнозирование его содержания. Умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Обобщение знаний детей о мифах, легендах, преданиях

Закрепление знаний детей, полученных на уроках

Обобщение знаний о видах народных сказок, сказках о животных. Развитие умения проводить обобщения, делать выводы.

Знакомство со сказками и притчами народов мира. Понимание поступков героев.

Обобщение знаний по разделу; Отстаивание своей точки зрения.

Знать: конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы; различные виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида; смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч; особенности былинного текста; рассказывать о картине; сравнивать былину и сказочный текст; особенности мифа; пересказывать текст подробно.

Уметь: различать виды устного народного творчества; выявлять особенности притч; объяснять нравственный смысл притч; сравнивать былину и сказочный текст; пересказывать текст подробно; распределять роли; договариваться друг с другом.

Иметь опыт составлять сказку по аналогии с данной сказкой, инсценировать произведение.

Раздел 3.

О Родине, о подвигах, о славе

13

Знакомство с понятиями поступок, подвиг. Объяснение смысла пословиц о Родине. Знакомство с произведениями о Родине. Сравнение произведений о Родине. Умение прогнозировать содержание произведений

Знакомство с произведениями об Александре Невском. Понимание произведений об исторических событиях. Воспитание патриотических чувств

Знакомство с произведением Куликовская битва, с Дмитрием Донским как с исторической личностью

Знакомство с произведением Ф.Глинки «Солдатская песнь», с М. Кутузовым как исторической личностью. Рассказ о Бородинской битве.

Знакомство с произведением Р. Рождественского. Рассказать о начале Великой Отечественной войны

Сравнение произведений разных жанров.

Знакомство с произведением Е. Благининой и с репродукцией картины А. Лактионова. Сравнение произведений разных жанров.

Знакомство с лирическими произведениями С. Фурина и В. Орлова. Знакомство с фотографией как источником получения информации. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

Повторить и обобщить изученный раздел

Знать: понятия поступок, подвиг;

объяснять смысл пословиц о Родине;

о начале Великой Отечественной войны.

Уметь: работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию; читать стихотворные произведения наизусть ; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки).

Иметь опыт в прогнозировании содержания произведений.

Раздел 4.

Жить по совести, любя друг друга

16

Знакомство с новым разделом. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности.

Продолжение работы по произведению А. Толстого. Деление текста на части, выделение главного.

Проверить знания, полученные за четверть.

Знакомство со стихотворением И. Сурикова. Понимать настроение поэта.

Расширить знаний детей о творчестве А.П. Гайдара. Уметь анализировать поступки героев. Воспитание интереса к возрождению тимуровского движения. Составление рассказа на заданную тему.

Учить добру, коллективизму. Умение использовать пословицы в тексте, составлять план. Совершенствование творческих способностей учащихся. Упражнять в словесном рисовании.

Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Зощенко.

Знакомство с творчеством И. Пивоваровой. Уметь прогнозировать содержание произведения, составлять рассказ о героях, выражая свое отношение к ним.

Многообразие детской литературы. Воспитание обучающихся на поступках героев – их сверстников.

Знакомство с творчеством Н. Носова.

Продолжить знакомство с творчеством Н. Носова. Рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним. Составлять план произведения.

Знакомство с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В. Драгунского. Умение выделять главное, доказывать, делать выводы.

Продолжить изучение творчества Н.Носова. Рассказывать о героях произведения, выражать свое отношение к ним.

Знать: названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

юмористические и сатирические направления в литературе на примере рассказов В. Драгунского, Н.Носова

Уметь: делить текст на части; анализировать поступки героев, использовать пословицы в тексте, составлять план.

Иметь опыт в умении рассказывать юмористические произведения.

Раздел 5. Литературная сказка

21

Знакомство с писателями – собирателями народных сказок. Жизнь и творчество авторов литературных сказок.

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть» и показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют. Развивать чувство доброты, стимулировать желание оказать помощь.

Познакомить детей с творчеством Ш.Перро.

Различать положительных и отрицательных героев сказки. Выделять особенности сказки.

Знакомство с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена. Прогнозировать содержание произведения. Объяснять значение незнакомых слов. Сравнение героев зарубежных сказок с героями русских сказок.

Формирование основ читательской самостоятельности.

Знакомство с творчеством

И. Токмаковой. Характеризовать поступки героев.

Знакомство с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова. Сравнение сказок С.Т. Аксакова и Ш. Перро. Воспитание любви и уважения к родителям.

Знакомство со сказкой Э. Хогарта. Учить понимать и передавать в театральной постановке характеристику героев.

Знать: сказки разных писателей;

прогнозировать содержание произведения; сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть» и показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют; понимать и передавать в театральной постановке характеристику героев.

Уметь: различать положительных и отрицательных героев сказки; выделять особенности сказки; характеризовать поступки героев.

Иметь опыт в определении особенностей русских и зарубежных сказок.


Раздел 6.

Великие русские писатели

27

Формулирование темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина, его биографии Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Анализ поступков героев. Сравнение литературной и народной сказки. Видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. Различие положительных и отрицательных героев. Характеристика главных героев, оценка их поступков.

Прививать любовь к природе. Понимание стихов поэта.

Расширение знаний о творчестве Ф.И. Тютчева.

Знакомство детей с произведением И.И. Козлова.

Учить определять основную мысль сочинения. Писать сочинение по личным впечатлениям.

Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Учить сравнивать произведения литературы и живописи. Прививать любовь к русской поэзии.

Объяснить, что такое песнь. Дать представление как выглядела Москва в те времена. Сравнение песни с былиной.

Продолжить знакомство с Отечественной войной 1812 года. Определить, какими чувствами проникнуто произведение.

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. Знакомство с отрывками из произведения «Детство».

Понимание смысла произведения Расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве. Учить видеть прекрасное в окружении.

Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Учить чувствовать поэтический мир. Проверить усвоение полученных знаний.

Открыть тайну поэзии Н.А. Некрасова. Расширение читательского кругозора Выявление мотивов и причин поступков героев.

Воспоминания о прочитанных произведениях Л.Н. Толстого. Знакомство с баснями «Кто прав?» и «Мудрый старик».

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Обсуждение вопросов, связанных с гуманным отношением к военнопленным. Помочь осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери.

Продолжить знакомство с баснями И.А. Крылова. Определение басни как жанра литературы по характерным признакам. Мораль произведения. Выполнение заданий по тексту.

Знать: формулирование темы урока на основе ключевых слов; сравнение литературной и народной сказки; скрытый смысл, заключенный в сказках; различать положительных и отрицательных героев; несколько стихотворений наизусть.

Уметь: характеризовать главных героев; чувствовать поэтический мир; определять басни как жанр литературы по характерным признакам.

Иметь опыт в выразительном чтении произведений.


Темы практических, проверочных и контрольных работ.

п/п

Темы тестов, проверочных и контрольных работ.

1.

Проверочная работа№1 по теме «Былины и мифы»

2.

Проверочная работа №2 по теме «Жить по совести, любя друг друга»

3.

Проверочная работа №3 по теме «Истоки литературного творчества»

4.

Контрольная работа за 1 полугодие

5.

Проверочная работа №4 по теме «О Родине, о подвигах, о славе»

6.

1Проверочная работа№5 по теме «Литературная сказка»

7.

Проверочная работа №6 по теме «Великие русские писатели»

8.

Итоговая контрольная работа за 3 класс


Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Темы уроков

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

1

Введение. Знакомство с учебником

1

Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться

2

Книга в мировой культуре

7

Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

«Повесть временных лет». Летописец Нестор

М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке

История книги. Подготовка сообщения о книге

«Удивительная находка». Пересказ текста. Составление синквейна о книге

Экскурсия в библиотеку

Сообщение о старинных и современных книгах. Тест

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группе; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений

3

Истоки литературного творчества

20

Виды устного народного творчества.

Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Какие ценности переданы в народной мудрости»

Библия – главная священная книга христиан

Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В Васнецов. Гусляры

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Синквейн об Илье Муромце

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Славянский миф. Особенности мифа

Мифы Древней Греции. Деревян-ный конь. Мифологический сло-варь Е. Мелетинского

Мы идем в библиотеку. Мифы, легенды, предания

Проверочная работа по теме «Былины и мифы»

Самостоятельное чтение. Сказки о животных

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спек-таклю Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце»

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч

Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине.

Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию

Определять тему выставки книг. Групппировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Ин-сценировать произведение. Размыш-лять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, ми-ролюбие. Участвовать в работе груп-пы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Выявлять особенности притч. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

5

О Родине, о подвигах, о славе

13

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине.

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине

Н. Языков. Мой друг! .. А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи

Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище.

Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Сообщение о Дмитрии Донском

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождест-венский. Реквием

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произве-дения живописи и литературы

С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцве-ная планета

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография – источник получения информации

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме раздела

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображенном на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группе, договариваться друг с другом. Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать произведения для заучивания наизусть

6

Жить по совести, любя друг друга

16

А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. Проверочная работа

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов

А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа

Создание текста по аналогии

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

И. Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи… Соотнесение содер-жания текста с пословицей

Мы идем в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям»

Н.Носов. Дневник Коли Синицына

Н.Носов Метро. Особенности юмористического текста

В. Драгунский. «… бы». Смысл рассказа

Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя.

Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста.

Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли.

Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

7

Литературная сказка

21

Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К.Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной сказки

Герои литературной сказки.

Шарль Перро – собиратель народных сказок.

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежной сказки

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Герои сказки

Шарль Перро. Спящая красавица

Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой

Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на книгу

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки

Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл. Создание сказки по аналогии

Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки»

И. Токмакова. Сказочка о счастье

С. Аксаков Аленький цветочек. Особенности литературной сказки

С. Аксаков Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и чудовище. Сравнение сказок

Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

Контрольная работа за четверть

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

Маленькие и большие секреты страны Литерату-рии. Составление аннотации и каталога на тему

Проверочная работа по разделу

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выс-тавки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с ав-торской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определенную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определенную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

8

Великие русские писатели

27

Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина»

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне… Сравнение с народной сказкой.

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне… Герои сказки

В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок

А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна.

И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон»

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Сообщение о М.Ю.Лермонтове

М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов

М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… Особенности исторической песни

М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов

Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа

Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. Гаснет вечер, даль синеет. И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы

И. Бунин. Еще холодно и сыро.

Контрольная работа за год

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом

Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег

Л.Н. Толстой. Басни

Л.Н. Толстой. Петя Ростов

И.А. Крылов. Ворона и лисица

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться.

Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина.

Читать вслух и про себя.

Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок.

Характеризовать героев сказки; называть качества их характера.

Определять нравственный смысл сказочного текста.

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям.

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли.

Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения







Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

- устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;

- этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;

- осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ;

- основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров, форм.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;

- внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;

- нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;

- умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.


Метапредметные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы её достижения;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме;

- оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета;

- обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы;

- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;

- использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;

- принимать участие в коллективных делах и инсценировках;

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- осознавать этапы организации учебной работы;

- строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи;

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

- осуществлять самооценку своих действий на основе рефлексии;

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных задач, в т.ч. при подготовке сообщений;

- выражать своё мнение о явлениях жизни, отражённых в литературных произведениях;

- сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах.


Предметные результаты

У учащегося будут сформированы:

-  читать наизусть 10-12 стихотворений;

- называть 5-6 книг по темам детского чтения;

- различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

- различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;

- сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;

- сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д);

- сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой


Ученик получит возможность научиться:

- сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сокращения, принятые в планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и

выработки умений)

КЗ – урок контроля, оценки и коррекции знаний


Э – урок –экскурсия



ЭОР - Электронные образовательные ресурсы

с/к - самокон­троль

и/к - итоговый контроль

и- индивидуальный

ф – фронтальный

т –текущий


п/п

Название раздела.

Название темы раздела

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Методы обучения

Формы организации урока

Деятельность учеников

Формы и виды контроля знаний уча-щих-ся

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

Предметные

Метапредмет

ные

Личност

ные

Планируемая

Фактическая

Раздел №1. Книга в мировой культуре - 7 часов

1

Введение. Знакомство с учебником

Инструктаж ТБ

1

Р

Предметные:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес.

Метапредметные: использовать разные виды чтения: изучающее,

просмотровое, ознакомительное и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием; Личностные: мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения

Словесные, наглядные.


Фронтальная, индивидуальная

Ориентироваться в учебнике по литера-турному чтению.

Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника.

Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться

Ф

ЭОР







к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую

ценность

Предметные: сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;

сравнивать произведения художественной и научно- познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения.

Метапредметные:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

пользоваться справочником и энциклопедией.

Осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресурсов.

Личностные: мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность



Предполагать на основе названия раз-дела, какие произве-дения будут в нём представлены. Определять конкрет-ный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать выска-зывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответ-ствии с представлен-ными образцами.





2

Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические

Фронтальная, индивидуальная

Ф

ЭОР



3

«Повесть временных лет». Летописец Нестор

1

ОНЗ

Ф

ЭОР



4

М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические

Фронтальная, индивидуальная

Ф

ЭОР



5

История книги. Подготовка сообщения о книге

1

ОНЗ

Ф

ЭОР



6

«Удивительная находка». Пересказ текста. Составление синквейна о книге

1

ОНЗ

Ф

ЭОР



7

Экскурсия в библиотеку.


1

Р

Ф

ЭОР



8

Сообщение о ста-ринных и современ-ных книгах.

Тест

1

Р

КЗ

Ф

ЭОР




Раздел № 2. Истоки литературного творчества - 20 часов

9

Виды устного народного творчества.

1

Р

Предметные: знать произ-ведения: летописи, были-ны, жития. Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Метапредметные: самостоятельно формули-ровать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совме-стно с учителем.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко переда-вать свои впечатления о прочитанном.

Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Словесные, наглядные, практические.


Фронтальная, индивидуальная

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представле-ны. Определять конкретный смысл поня-тий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; вы-являть особенности каждого вида. Читать вслух и про себя.

Ф

ЭОР



10

Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Какие ценности переданы в народной мудрости»

1

ОНЗ

Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости.

Ф

ЭОР



11

Библия – главная священная книга христиан

1

ОНЗ

Словесные, наглядные.


Фронтальная, индивидуальная

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч.

Ф

ЭОР



12

Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)

1

ОНЗ

Ф

ЭОР



13

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.


Фронтальная, индивидуальная



Ф

ЭОР



14

Милосердный са-марянин (из Нового Завета).

Смысл притчи

1

ОНЗ

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч

Ф

ЭОР



15

Былины. Особеннос-ти былинных текс-тов. Устное сочине-ние по картине. В Васнецов «Гусля-ры».

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности былинного текста. Рассказывают о картине. Сравнивают былину и сказочный текст, поэтический и прозаический тексты былины. Находят постоянные эпитеты, которые используются в былине.

Ф

ЭОР



16

«Исцеление Ильи Муромца» Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.




1

ОНЗ

Ф

ЭОР



17

18

«Ильины три поез-дочки» Сравнение поэтического и про-заического текстов былины.





2

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.

Самостоятельные.

Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности былинного текста. Рассказывают о картине. Сравнивают былину и сказочный текст, поэтический и прозаический тексты былины. Находят постоянные эпитеты, которые используются в былине.

Ф

ЭОР





Составление синк-вейна об Илье Муро-мце.

Устное сочинение по картине В. Васне-цова «Богатырский скок»










19

Славянский миф. Особенности мифа

1

ОНЗ

Словесные, наглядные.


Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности мифа. Пересказывают текст подробно. Предполагают, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находят в мифологичес-ком словаре необходимую информацию.

Ф

ЭОР



20

Мифы Древней Греции «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Меле-тинского

1

ОНЗ

Выявляют особенности мифа. Пересказывают текст подробно. Предполагают, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находят в мифологичес-ком словаре необходимую информацию

Ф

ЭОР



21

Мы идем в библиотеку. Мифы, легенды, предания

1

Р

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности мифа. Пересказывают текст подробно. Предполагают, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находят в мифологичес-ком словаре необходимую информацию. Определяют тему выставки книг. Группируют книги по темам. Представляют одну из книг по заданным параметрам.

Ф

ЭОР



22

Проверочная работа по теме «Былины и мифы»


1

КЗ

Отвечают на вопросы теста

Ф

ЭОР

карточ-

ки



23

Самостоятельное чтение.

Сказки о животных

1

Р

Словесные, наглядные, практические.

Самостоятельные.

Фронтальная, индивидуальная

Составляют сказку по аналогии с данной сказкой. Распределяют роли; договарива-ются друг с другом. Инсценируют произ-ведение. Размышляют над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвуют в работе группы. Находят необходимый материал для под-готовки сценария. Проверяют себя и само-стоятельно оценивают свои достижения

Ф

ЭОР



24

Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии

1

ОНЗ

Составляют сказку по аналогии с данной сказкой. Распределяют роли; договарива-ются друг с другом. Инсценируют произведение.

Ф

ЭОР



25

Немецкая народная сказка «Три бабоч-ки». Подготовка к спектаклю

1

ОНЗ

Участвуют в работе группы. Находят необходимый материал для подготовки сценария. Проверяют себя и самостоя-тельно оценивают свои достижения

Ф

ЭОР



26

Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце»

1

ОНЗ

Размышляют над тем, что такое тщесла-вие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.

Участвуют в работе группы.

Ф

ЭОР



27

Наш театр.

Постановка сказки

1

Р

Пишут сценарий к понравившейся сказке по аналогии с данной в рабочей тетради и разыгрывают спектакль.

Ф

ЭОР



28

Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу



1

Р

Находят необходимый материал для подготовки сценария. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

Ф

И

ЭОР



Раздел №3. О Родине, о подвигах, о славе - 13 часов

29

Пословицы о Ро-дине. К.Ушинский

«Наще отечество». В.Песков. «Отечес-тво». Сравнение текстов о Родине

1

ОНЗ

Предметные: уметь опре-делять тему и главную мысль произведения, раз-личать жанры литератур-ных произведений, прогно-зировать содержание про-изведения по заглавию.

Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Строить рассуждения, сопоставлять и отбирать информацию,

адекватно использовать речевые средства, пользоваться словарем, слушать и слышать других.

Личностные: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Словесные, наглядные, практические.

Фронтальная, индивидуальная

Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представ-лены. Определяют смысл понятий: по-ступок, подвиг. Рассуждают о том, что такое поступок, подвиг, объясняют значение этих понятий, смысл пословиц.

Ф

и

ЭОР



30

Н. Языков « Мой друг! «

А. Рылов. «Пейзаж с рекой».

С. Романовский. «Русь».

Сравнение произве-дений художествен-ной литературы и живописи

1

ОНЗ

Подбирают близкие по смыслу слова к слову Родина. Сравнивают тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивают произведения литературы и живописи. Читают вслух и про себя.

Находят в научно-познавательной литера-туре необходимую информацию для под-готовки сообщения. Рассказывать о картине.

Ф

И

ЭОР



Словесные, наглядные, практические.


Фронтальная, индивидуальная

31

Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом

1

ОНЗ

Называют особенности исторической песни. Определяют ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполняют творческий пересказ; рассказывают от лица разных героев произведения.

Ф

и

ЭОР



32


Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

ОНЗ

Выполняют творческий пересказ; расска-зывают от лица разных героев произведе-ния.

Ф

и


ЭОР



33

Михаил Кутузов.

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь

1

ОНЗ

Готовят сообщение, выразительно читают и заучивают стихотворное произведение наизусть

Ф

и

ЭОР



34

Великая Отечествен-ная война 1941 – 1945 годов.

Р. Рождественский. Реквием. А. При-ставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение»

1

ОНЗ

Читают выразительно с опорой на ритм стихотворения. Проверяют себя и само-стоятельно оценивают свои достижения. Сравнивают произведения литературы и живописи. Выбирают произведение для заучивания наизусть. Рассказывают о картине

ф

ЭОР



35

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактио-нов. Письмо с фрон-та. Сравнение произ-ведения живописи и литературы

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.

.

Фронтальная, индивидуальная

Рассказывают о картине Сравнивают произведения литературы и живописи. Читают вслух и про себя.

И

ЭОР



36

Мы идём в библиотеку

1

Р

Находят книги о Великой Отечественной войне разных авторов.

Ф

ЭОР



37

Самостоятельное чтение. С. Фурин

«Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета»

1

ОНЗ

Определяют ритм стихотворения. Читают выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполняют творческий пересказ; рассказывают от лица разных героев произведения.

И

ЭОР



38

Ф. Семяновский «Фронтовое дет-ство». Фотография – источник получения информации

1

ОНЗ

Участвуют в работе группы, договарива-ются друг с другом. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достиже-ния.

ф

и

ЭОР



39


Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии.

1

Р


Отвечают на вопросы на основе пройденного материала

Ф

и

ЭОР



40

Проверочная работа по теме раздела






1

КЗ

Практические

Индивидуальная

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

и

ЭОР, карто-чки



41

Обобщение по разделу.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»






1

Р

Словесные, индивидуальные

Индивидуальная

Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом. Представляют свои проекты

Ф

ЭОР



Раздел № 4. Жить по совести, любя друг друга – 16 часов

42

43

А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа

Герои рассказа



2


ОНЗ


Р

Предметные: знать произведения разных авторов, их содержание; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

самостоятельно выбирать и читать детские книги

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Фронтальная, индивидуальная

Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представ-лены. Определяют нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читают вслух и про себя.




Ф


ЭОР



44

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаи-ческого и поэти-ческого текстов.

1

КЗ

Рассуждают о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризуют героев рассказа; называют их качества, объясня-ют смысл их поступков. Сравнивают поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему.

И

ф

ЭОР



45

46

47

А. Гайдар. Тимур и его команда.

Смысл рассказа.

Создание текста по аналогии Инсируктаж ТБ

3

ОНЗ

Составляют текст по аналогии с данным. Рассуждают о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.

Ф

и

ЭОР



48

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

1

ОНЗ

Рассуждают о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Выявляют особенности юмористического текста.

И

ЭОР



49

50

И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи». Соотнесение содержания текста с пословицей

2

ОНЗ

Соотносят содержание текста и пословицу. Выявляют особенности юмористического текста.

И

ф

ЭОР



51

Н.Носов «Дневник Коли Синицына»

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические

Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности юмористического текста. Обсуждают в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом.

Ф

и

ЭОР



52

Мы идем в библио-теку. Создание вы-ставки «Писатели - детям»

1

ОНЗ

Определяют тему и на звание выставки книг. Составляют тематический список книг.

И

ЭОР



53

Н.Носов «Метро». Особенности юмо-ристического текста

1

ОНЗ

Выявляют особенности юмористического текста. Обсуждают в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом.

Ф

ЭОР



54

В. Драгунский. «… бы». Смысл рассказа

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.

Фронтальная, индивидуальная

Рассуждают о том, какие качества прежде всего ценятся в людях.

Выявляют особенности юмористического текста.

Ф

ЭОР



55

Н.Носов «Витя Ма-леев в школе и дома».

1

ОНЗ

Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. Различают жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.

Ф

ЭОР



56

Н.Носов «Витя Ма-леев в школе и дома».

Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии.

1

Р

Пересказывают текст близко к тексту. Делят главы на части, выделяют главную мысль каждой части, составляют план.

Ф

и

ЭОР



57

Проверочная работа по теме «Жить по совести, любя друг друга»

1


КЗ

Практические


Индивидуальная

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

И

ЭОР, карточ-ки



Раздел № 5. Литературная сказка - 21 часов

58

Собиратели русских народных сказок:

А. Афанасьев, В. Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К.Толстой




1

ОНЗ

Предметные: знать отличительные особенности литературной сказки.

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста. Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы.

Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

учиться кратко передавать прочитанное, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

Словесные, наглядные, практические


Фронтальная, индивидуальная

Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определяют конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Ф

ЭОР



59

Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок

1

ОНЗ

Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

И

ЭОР



60

61

Братья Гримм «Бе-лоснежка и семь гномов». Особенности зару-бежной сказки. Герои литературной сказки

2

ОНЗ


Р

Словесные, наглядные, практические

.

Фронтальная, индивидуальная

Представляют книгу в группе; дают ей оценку. Выявляют особенности лите-ратурной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей

И

ЭОР



62

Шарль Перро – собиратель народных сказок.

1

ОНЗ


Р

И

ЭОР



63

64

Шарль Перро «Мальчик-с-паль-чик».


2

ОНЗ


Р

Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества

героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Сочиняют сказку по аналогии с авторской сказкой

Ф

и

ЭОР



65

Шарль Перро «Спящая красавица»

Тест


1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.


Фронтальная,,индивидуальная

Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Сочиняют сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявляют особенности поэтического текста сказки. Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом.

И

ЭОР



66

67

Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди».

2

ОНЗ


Р

Определяют конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Сравнивают сказки разных писателей.

Ф

и

ЭОР



68

69

Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки

2

ОНЗ


Р

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества

героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

И

ЭОР



70

Г.-Х. Андерсен «Чайник». Смысл. Создание сказки по аналогии

1

ОНЗ

Определяют тему и название выставки книг. Пишут отзыв на книгу.

Представляют книгу в группе; дают ей оценку. Сочиняют сказку по аналогии с авторской сказкой.

И

ЭОР



71

Мы идем в библиотеку.

Игра «По дорогам сказок»

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические

Фронтальная, индивидуальная

Определяют тему и название выставки книг. Пишут отзыв на книгу.

Представляют книгу в группе; дают ей оценку.

Ф

ЭОР



72

И. Токмакова «Сказочка о счастье»


1

ОНЗ

Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки.

Ф

и

ЭОР



73-74

С. Аксаков «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки

2

ОНЗ

Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества

героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей

И

ЭОР



75

С. Аксаков «Алень-кий цветочек».

Ш. Перро «Краса-вица и чудовище». Сравнение сказок

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные

Фронтальная, индивидуальная

Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

И

ЭОР



76

Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирование.

1

ОНЗ

Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом. Распределяют роли. Инсценируют произведение.

И

ЭОР



77

Маленькие и большие секреты страны Литературии.


1


Р


Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

Ф

ЭОР



78

Проверочная работа по теме «Литератур-ная сказка»


1

КЗ

Самостоятельные

Индивидуальная

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

и

ЭОР, карточ-ки



Раздел №6. Великие русские писатели - 27 час

79

Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.







1

ОНЗ

Предметные: знать назва-ние и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художествен-ных произведений целыми словами, соблюдая орфо-эпические нормы русского литературного языка. Уметь анализировать пове-дение героев

Развивать внимание к ав-торскому слову, к точности употребления слов в поэти-ческой речи.

Метапредметные:

самостоятельно формули-ровать тему и цели урока, работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вы-рабатывать критерии оцен-ки и определять степень ус-пешности своей работы и работы других в соответ-ствии с этими критериями; вычитывать все виды текс-товой информации: подтекстовую, концепту-альную;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы

Словесные, наглядные, практические.


Фронтальная, индивидуальная

Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представле-ны. Объясняют конкретный смысл поня-тий: средства художественной вырази-тельности олицетворение, эпитет, метафора, сравнение

И

ЭОР



80

К. Паустовский.

Сказки А.С. Пушки-на. Устное сочине-ние на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина»


1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические


Фронтальная, индивидуальная

Называют изученные произведения А. С. Пушкина. Читают наизусть понравивши-еся произведения. Читают вслух и про се-бя. Выбирают стихи для выразительного чтения. Составляют собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушки-на».

Ф

И

ЭОР



81

82

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»

2

ОНЗ

Характеризуют героев сказки; называют качества их характера. Определяют нравст-венный смысл сказочного текста. Называ-ют и характеризуют волшебные предме-ты в сказке. Называют и характеризуют волшебных помощников в сказке. Сравнивают литературные сказки.

Ф,

И

ЭОР



83

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне».

Герои сказки

1

Р

Ф,
И

ЭОР



84

В. Жуковский «Спящая красавица»

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические


Фронтальная, индивидуальная

Сравнивают сюжет народной и сюжет ли-тературной сказок. Характеризуют героев сказки; называют качества их характера. Определяют нравственный смысл сказоч-ного текста. Называют и характеризуют волшебные предметы в сказке.

Ф

И

ЭОР



85

А.С. Пушкин «Осень».

Е. Волков «Октябрь»

1

ОНЗ

Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворе-ние, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.

Ф

И

ЭОР



86

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А.Куинджи «Ранняя весна»

1

ОНЗ

Ф

и

ЭОР



87

И. Козлов «Вечерний звон».

И. Левитан

« Вечерний звон»

1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические


Фронтальная, индивидуальная

Сравнивают произведения живописи и литературы. Находят в тексте средства художественной выразительности: сравне-ние, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.

Ф

и

ЭОР



88

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон»


1

ОНЗ

Составляют рассказ по картине; представляют его в группе. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.


Ф

И

ЭОР



89

М.Ю. Лермонтов «Рождение стихов»


1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные

Фронтальная, индивидуальная

Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворе-ние, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.

Ф

И

ЭОР



90

91

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»

Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов.

М.Ю. Лермонтов

«Тифлис» «Дары Терека» «Крестовая гора» «Утёс» Сравнение произве-дений живописи и литературы

2

ОНЗ

Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. Сравнивают тексты.

Ф

и

ЭОР



92

93

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича молодого купца Ка-лашникова» Особенности исто-рической песни

М.Ю. Лермонтов «Бородино» Особенности худо-жественного и исто-рического текстов

2


ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные

Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности исторической песни. Читают по ролям.

Задают самостоятельно вопросы по тексту; дают оценку вопросов.

Сравнивают тексты.

Ф

И

ЭОР



94

Л.Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»). Герои рассказа

1


ОНЗ

Словесные, наглядные, практические

Фронтальная, индивидуальная

Выявляют особенности во взаимоотноше-ниях матери и сына в рассказе. Объясняют выражение «воскресить в воображении черты любимого существа».

Выясняют, верно ли, что воспоминание о маме, её улыбке может скрасить жизнь человека.

Ф

И

ЭОР



95

Л.Н. Толстой «Ивины» (из повести «Детство») Герои рассказа

1

ОНЗ

Рассуждают о поведении детей в рассказе. Объясняют выражение «незавидная любовь»

Ф

И


ЭОР



96

97

И. С. Никитин

«Вечер ясен и тих…»,

«Когда закат прощальными лучами».


2


ОНЗ

Сравнивают произведения

живописи и литературы. Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Ф

И

ЭОР




И.А.Бунин

«Гаснет вечер, даль синеет..»,

«Ещё холоден и сыр февральский воз-дух…».

И. Левитан «Тиши-на». Сравнение про-изведений живописи и литературы





Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.





98

Н. Некрасов «Мороз, Красный нос»


1

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические


Фронтальная, индивидуальная

Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.

Ф

и

ЭОР



99

Экскурсия «Мы идём в музей»

1

ОНЗ


ф

ЭОР



100

Контрольная работа за год

1

КЗ

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

И

ЭОР



101

Л.Н. Толстой «Был русский князь Олег».

Л.Н. Толстой. Басни

1

ОНЗ

Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.

Ф

и

ЭОР



102

103

Л.Н. Толстой. Петя Ростов

2

ОНЗ

Словесные, наглядные, практические.


Фронтальная, индивидуальная

Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. Распределяют роли. Инсценируют произведение.

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

Ф

и

ЭОР



104

И.А. Крылов. Ворона и лисица.

Басни И.А. Крылова.

Тест по разделу «Великие русские писатели»

1

ОНЗ

КЗ

Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи.

Выполняют тест.

Ф

и

ЭОР



105

Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии. Обобщение по раз-делу

1

Р

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

ф

ЭОР, карточ-ки




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Основная учебная литература:

1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1, 2.. М., «Просвещение», 2014 год.

Учебно-методическая литература:

1. Программа «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. , М., «Просвещение». 2014 г.

2. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2018 год.





Дополнительная учебная литература:

1. Мультимедийные слайды

2.Детские книги разных типов из круга детского чтения.



Учебные и справочные пособия:

1.Словари

2.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в цифровой форме)

3.Портреты поэтов и писателей.



Электронные образовательные ресурсы:

- http://fcior.ru

- http://collection.edu.ru

-ЭОР: электронное приложение к учебнику «Литературное чтения» 4 класс



Перечень рекомендуемых технических средств обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!