(должность, категория, Ф.И.О. педагога)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Просвещение, 2014 г.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. Учебник. В 2-х частях. 4 класс –
Москва «Просвещение», 2014 г.
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
- введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
2.Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
3.Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
4.Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и
5.Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические.
- индуктивные, дедуктивные.
- репродуктивные, проблемно-поисковые.
- самостоятельные, несамостоятельные.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- стимулирование и мотивация интереса к учению.
- стимулирование долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- устного контроля и самоконтроля.
- устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности;
- эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;
- осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ;
- основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров, форм.
- устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;
- внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;
- умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.
- оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности;
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета;
- обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы;
- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;
- использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.
- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных задач, в т.ч. при подготовке сообщений;
- выражать своё мнение о явлениях жизни, отражённых в литературных произведениях;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, принимать участие в коллективных проектах.
- различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
- различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
- сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
- сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д);
- сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.
Раздел № 2. Истоки литературного творчества - 20 часов |
9 | Виды устного народного творчества. | 1 | Р | Предметные: знать произ-ведения: летописи, были-ны, жития. Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Метапредметные: самостоятельно формули-ровать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совме-стно с учителем. Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко переда-вать свои впечатления о прочитанном. Личностные: чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная, индивидуальная | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представле-ны. Определять конкретный смысл поня-тий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; вы-являть особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. | Ф | ЭОР | | |
10 | Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Какие ценности переданы в народной мудрости» | 1 | ОНЗ | Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. | Ф | ЭОР | | |
11 | Библия – главная священная книга христиан | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные. | Фронтальная, индивидуальная | Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. | Ф | ЭОР | | |
12 | Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) | 1 | ОНЗ | Ф | ЭОР | | |
13 | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная, индивидуальная | | Ф | ЭОР | | |
14 | Милосердный са-марянин (из Нового Завета). Смысл притчи | 1 | ОНЗ | Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч | Ф | ЭОР | | |
15 | Былины. Особеннос-ти былинных текс-тов. Устное сочине-ние по картине. В Васнецов «Гусля-ры». | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные. | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности былинного текста. Рассказывают о картине. Сравнивают былину и сказочный текст, поэтический и прозаический тексты былины. Находят постоянные эпитеты, которые используются в былине. | Ф | ЭОР | | |
16 | «Исцеление Ильи Муромца» Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | 1 | ОНЗ | Ф | ЭОР | | |
17 18 | «Ильины три поез-дочки» Сравнение поэтического и про-заического текстов былины. | 2 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. Самостоятельные. | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности былинного текста. Рассказывают о картине. Сравнивают былину и сказочный текст, поэтический и прозаический тексты былины. Находят постоянные эпитеты, которые используются в былине. | Ф | ЭОР | | |
| Составление синк-вейна об Илье Муро-мце. Устное сочинение по картине В. Васне-цова «Богатырский скок» | | | | | | | | | |
19 | Славянский миф. Особенности мифа | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные. | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности мифа. Пересказывают текст подробно. Предполагают, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находят в мифологичес-ком словаре необходимую информацию. | Ф | ЭОР | | |
20 | Мифы Древней Греции «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Меле-тинского | 1 | ОНЗ | Выявляют особенности мифа. Пересказывают текст подробно. Предполагают, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находят в мифологичес-ком словаре необходимую информацию | Ф | ЭОР | | |
21 | Мы идем в библиотеку. Мифы, легенды, предания | 1 | Р | Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные. | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности мифа. Пересказывают текст подробно. Предполагают, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находят в мифологичес-ком словаре необходимую информацию. Определяют тему выставки книг. Группируют книги по темам. Представляют одну из книг по заданным параметрам. | Ф | ЭОР | | |
22 | Проверочная работа по теме «Былины и мифы» | 1 | КЗ | Отвечают на вопросы теста | Ф | ЭОР карточ- ки | | |
23 | Самостоятельное чтение. Сказки о животных | 1 | Р | Словесные, наглядные, практические. Самостоятельные. | Фронтальная, индивидуальная | Составляют сказку по аналогии с данной сказкой. Распределяют роли; договарива-ются друг с другом. Инсценируют произ-ведение. Размышляют над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвуют в работе группы. Находят необходимый материал для под-готовки сценария. Проверяют себя и само-стоятельно оценивают свои достижения | Ф | ЭОР | | |
24 | Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии | 1 | ОНЗ | Составляют сказку по аналогии с данной сказкой. Распределяют роли; договарива-ются друг с другом. Инсценируют произведение. | Ф | ЭОР | | |
25 | Немецкая народная сказка «Три бабоч-ки». Подготовка к спектаклю | 1 | ОНЗ | Участвуют в работе группы. Находят необходимый материал для подготовки сценария. Проверяют себя и самостоя-тельно оценивают свои достижения | Ф | ЭОР | | |
26 | Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце» | 1 | ОНЗ | Размышляют над тем, что такое тщесла-вие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвуют в работе группы. | Ф | ЭОР | | |
27 | Наш театр. Постановка сказки | 1 | Р | Пишут сценарий к понравившейся сказке по аналогии с данной в рабочей тетради и разыгрывают спектакль. | Ф | ЭОР | | |
28 | Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | Р | Находят необходимый материал для подготовки сценария. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | Ф И | ЭОР | | |
Раздел №3. О Родине, о подвигах, о славе - 13 часов |
29 | Пословицы о Ро-дине. К.Ушинский «Наще отечество». В.Песков. «Отечес-тво». Сравнение текстов о Родине | 1 | ОНЗ | Предметные: уметь опре-делять тему и главную мысль произведения, раз-личать жанры литератур-ных произведений, прогно-зировать содержание про-изведения по заглавию. Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Строить рассуждения, сопоставлять и отбирать информацию, адекватно использовать речевые средства, пользоваться словарем, слушать и слышать других. Личностные: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная, индивидуальная | Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представ-лены. Определяют смысл понятий: по-ступок, подвиг. Рассуждают о том, что такое поступок, подвиг, объясняют значение этих понятий, смысл пословиц. | Ф и | ЭОР | | |
30 | Н. Языков « Мой друг! « А. Рылов. «Пейзаж с рекой». С. Романовский. «Русь». Сравнение произве-дений художествен-ной литературы и живописи | 1 | ОНЗ | Подбирают близкие по смыслу слова к слову Родина. Сравнивают тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивают произведения литературы и живописи. Читают вслух и про себя. Находят в научно-познавательной литера-туре необходимую информацию для под-готовки сообщения. Рассказывать о картине. | Ф И | ЭОР | | |
Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная, индивидуальная |
31 | Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом | 1 | ОНЗ | Называют особенности исторической песни. Определяют ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполняют творческий пересказ; рассказывают от лица разных героев произведения. | Ф и | ЭОР | | |
32 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. | 1 | ОНЗ | Выполняют творческий пересказ; расска-зывают от лица разных героев произведе-ния. | Ф и | ЭОР | | |
33 | Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь | 1 | ОНЗ | Готовят сообщение, выразительно читают и заучивают стихотворное произведение наизусть | Ф и | ЭОР | | |
34 | Великая Отечествен-ная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. При-ставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение» | 1 | ОНЗ | Читают выразительно с опорой на ритм стихотворения. Проверяют себя и само-стоятельно оценивают свои достижения. Сравнивают произведения литературы и живописи. Выбирают произведение для заучивания наизусть. Рассказывают о картине | ф | ЭОР | | |
35 | Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактио-нов. Письмо с фрон-та. Сравнение произ-ведения живописи и литературы | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. . | Фронтальная, индивидуальная | Рассказывают о картине Сравнивают произведения литературы и живописи. Читают вслух и про себя. | И | ЭОР | | |
36 | Мы идём в библиотеку | 1 | Р | Находят книги о Великой Отечественной войне разных авторов. | Ф | ЭОР | | |
37 | Самостоятельное чтение. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета» | 1 | ОНЗ | Определяют ритм стихотворения. Читают выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполняют творческий пересказ; рассказывают от лица разных героев произведения. | И | ЭОР | | |
38 | Ф. Семяновский «Фронтовое дет-ство». Фотография – источник получения информации | 1 | ОНЗ | Участвуют в работе группы, договарива-ются друг с другом. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достиже-ния. | ф и | ЭОР | | |
39 | Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии. | 1 | Р | Отвечают на вопросы на основе пройденного материала | Ф и | ЭОР | | |
40 | Проверочная работа по теме раздела | 1 | КЗ | Практические | Индивидуальная | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | и | ЭОР, карто-чки | | |
41 | Обобщение по разделу. Творческий проект на тему «Нам не нужна война»
| 1 | Р | Словесные, индивидуальные | Индивидуальная | Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом. Представляют свои проекты | Ф | ЭОР | | |
Раздел № 4. Жить по совести, любя друг друга – 16 часов |
42 43 | А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа Герои рассказа | 2 | ОНЗ Р | Предметные: знать произведения разных авторов, их содержание; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других Метапредметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. самостоятельно выбирать и читать детские книги Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные. | Фронтальная, индивидуальная | Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представ-лены. Определяют нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читают вслух и про себя. | Ф | ЭОР | | |
44 | И. Суриков. Детство. Сравнение прозаи-ческого и поэти-ческого текстов. | 1 | КЗ | Рассуждают о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризуют героев рассказа; называют их качества, объясня-ют смысл их поступков. Сравнивают поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. | И ф | ЭОР | | |
45 46 47 | А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии Инсируктаж ТБ | 3 | ОНЗ | Составляют текст по аналогии с данным. Рассуждают о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. | Ф и | ЭОР | | |
48 | М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | 1 | ОНЗ | Рассуждают о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Выявляют особенности юмористического текста. | И | ЭОР | | |
49 50 | И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи». Соотнесение содержания текста с пословицей | 2 | ОНЗ | Соотносят содержание текста и пословицу. Выявляют особенности юмористического текста. | И ф | ЭОР | | |
51 | Н.Носов «Дневник Коли Синицына» | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности юмористического текста. Обсуждают в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. | Ф и | ЭОР | | |
52 | Мы идем в библио-теку. Создание вы-ставки «Писатели - детям» | 1 | ОНЗ | Определяют тему и на звание выставки книг. Составляют тематический список книг. | И | ЭОР | | |
53 | Н.Носов «Метро». Особенности юмо-ристического текста | 1 | ОНЗ | Выявляют особенности юмористического текста. Обсуждают в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. | Ф | ЭОР | | |
54 | В. Драгунский. «… бы». Смысл рассказа | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная, индивидуальная | Рассуждают о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Выявляют особенности юмористического текста. | Ф | ЭОР | | |
55 | Н.Носов «Витя Ма-леев в школе и дома». | 1 | ОНЗ | Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. Различают жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. | Ф | ЭОР | | |
56 | Н.Носов «Витя Ма-леев в школе и дома». Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии. | 1 | Р | Пересказывают текст близко к тексту. Делят главы на части, выделяют главную мысль каждой части, составляют план. | Ф и | ЭОР | | |
57 | Проверочная работа по теме «Жить по совести, любя друг друга» | 1 | КЗ | Практические | Индивидуальная | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | И | ЭОР, карточ-ки | | |
Раздел № 5. Литературная сказка - 21 часов |
58 | Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К.Толстой
| 1 | ОНЗ | Предметные: знать отличительные особенности литературной сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста. Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. Метапредметные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; учиться кратко передавать прочитанное, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены. Определяют конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. | Ф | ЭОР | | |
59 | Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок | 1 | ОНЗ | Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. | И | ЭОР | | |
60 61 | Братья Гримм «Бе-лоснежка и семь гномов». Особенности зару-бежной сказки. Герои литературной сказки | 2 | ОНЗ Р | Словесные, наглядные, практические . | Фронтальная, индивидуальная | Представляют книгу в группе; дают ей оценку. Выявляют особенности лите-ратурной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей | И | ЭОР | | |
62 | Шарль Перро – собиратель народных сказок. | 1 | ОНЗ Р | И | ЭОР | | |
63 64 | Шарль Перро «Мальчик-с-паль-чик». | 2 | ОНЗ Р | Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочиняют сказку по аналогии с авторской сказкой | Ф и | ЭОР | | |
65 | Шарль Перро «Спящая красавица» Тест | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная,,индивидуальная | Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочиняют сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявляют особенности поэтического текста сказки. Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом. | И | ЭОР | | |
66 67 | Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». | 2 | ОНЗ Р | Определяют конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Сравнивают сказки разных писателей. | Ф и | ЭОР | | |
68 69 | Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки | 2 | ОНЗ Р | Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные. | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. | И | ЭОР | | |
70 | Г.-Х. Андерсен «Чайник». Смысл. Создание сказки по аналогии | 1 | ОНЗ | Определяют тему и название выставки книг. Пишут отзыв на книгу. Представляют книгу в группе; дают ей оценку. Сочиняют сказку по аналогии с авторской сказкой. | И | ЭОР | | |
71 | Мы идем в библиотеку. Игра «По дорогам сказок» | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Определяют тему и название выставки книг. Пишут отзыв на книгу. Представляют книгу в группе; дают ей оценку. | Ф | ЭОР | | |
72 | И. Токмакова «Сказочка о счастье» | 1 | ОНЗ | Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. | Ф и | ЭОР | | |
73-74 | С. Аксаков «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки | 2 | ОНЗ | Выявляют особенности литературной сказки. Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей | И | ЭОР | | |
75 | С. Аксаков «Алень-кий цветочек». Ш. Перро «Краса-вица и чудовище». Сравнение сказок | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные | Фронтальная, индивидуальная | Характеризуют героев сказки; называют качества героев сказки. Сравнивают сказки разных писателей. Обсуждают в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. | И | ЭОР | | |
76 | Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирование. | 1 | ОНЗ | Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом. Распределяют роли. Инсценируют произведение. | И | ЭОР | | |
77 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Р | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | Ф | ЭОР | | |
78 | Проверочная работа по теме «Литератур-ная сказка» | 1 | КЗ | Самостоятельные | Индивидуальная | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | и | ЭОР, карточ-ки | | |
Раздел №6. Великие русские писатели - 27 час |
79 | Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. | 1 | ОНЗ | Предметные: знать назва-ние и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художествен-ных произведений целыми словами, соблюдая орфо-эпические нормы русского литературного языка. Уметь анализировать пове-дение героев Развивать внимание к ав-торскому слову, к точности употребления слов в поэти-ческой речи. Метапредметные: самостоятельно формули-ровать тему и цели урока, работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вы-рабатывать критерии оцен-ки и определять степень ус-пешности своей работы и работы других в соответ-ствии с этими критериями; вычитывать все виды текс-товой информации: подтекстовую, концепту-альную; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы | Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная, индивидуальная | Предполагают на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представле-ны. Объясняют конкретный смысл поня-тий: средства художественной вырази-тельности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение | И | ЭОР | | |
80 | К. Паустовский. Сказки А.С. Пушки-на. Устное сочине-ние на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Называют изученные произведения А. С. Пушкина. Читают наизусть понравивши-еся произведения. Читают вслух и про се-бя. Выбирают стихи для выразительного чтения. Составляют собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушки-на». | Ф И | ЭОР | | |
81 82 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне» | 2 | ОНЗ | Характеризуют героев сказки; называют качества их характера. Определяют нравст-венный смысл сказочного текста. Называ-ют и характеризуют волшебные предме-ты в сказке. Называют и характеризуют волшебных помощников в сказке. Сравнивают литературные сказки. | Ф, И | ЭОР | | |
83 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Герои сказки | 1 | Р | Ф, И | ЭОР | | |
84 | В. Жуковский «Спящая красавица» | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают сюжет народной и сюжет ли-тературной сказок. Характеризуют героев сказки; называют качества их характера. Определяют нравственный смысл сказоч-ного текста. Называют и характеризуют волшебные предметы в сказке. | Ф И | ЭОР | | |
85 | А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь» | 1 | ОНЗ | Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворе-ние, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. | Ф И | ЭОР | | |
86 | Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А.Куинджи «Ранняя весна» | 1 | ОНЗ | Ф и | ЭОР | | |
87 | И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан « Вечерний звон» | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Сравнивают произведения живописи и литературы. Находят в тексте средства художественной выразительности: сравне-ние, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. | Ф и | ЭОР | | |
88 | Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон» | 1 | ОНЗ | Составляют рассказ по картине; представляют его в группе. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. | Ф И | ЭОР | | |
89 | М.Ю. Лермонтов «Рождение стихов» | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные | Фронтальная, индивидуальная | Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворе-ние, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. | Ф И | ЭОР | | |
90 91 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины» Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. М.Ю. Лермонтов «Тифлис» «Дары Терека» «Крестовая гора» «Утёс» Сравнение произве-дений живописи и литературы | 2 | ОНЗ | Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. Сравнивают тексты. | Ф и | ЭОР | | |
92 93 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича молодого купца Ка-лашникова» Особенности исто-рической песни М.Ю. Лермонтов «Бородино» Особенности худо-жественного и исто-рического текстов | 2 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности исторической песни. Читают по ролям. Задают самостоятельно вопросы по тексту; дают оценку вопросов. Сравнивают тексты. | Ф И | ЭОР | | |
94 | Л.Н. Толстой «Maman» (из повести «Детство»). Герои рассказа | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Выявляют особенности во взаимоотноше-ниях матери и сына в рассказе. Объясняют выражение «воскресить в воображении черты любимого существа». Выясняют, верно ли, что воспоминание о маме, её улыбке может скрасить жизнь человека. | Ф И | ЭОР | | |
95 | Л.Н. Толстой «Ивины» (из повести «Детство») Герои рассказа | 1 | ОНЗ | Рассуждают о поведении детей в рассказе. Объясняют выражение «незавидная любовь» | Ф И | ЭОР | | |
96 97 | И. С. Никитин «Вечер ясен и тих…», «Когда закат прощальными лучами». | 2 | ОНЗ | Сравнивают произведения живописи и литературы. Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. | Ф И | ЭОР | | |
| И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет..», «Ещё холоден и сыр февральский воз-дух…». И. Левитан «Тиши-на». Сравнение про-изведений живописи и литературы | | | | | Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. | | | | |
98 | Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» | 1 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические | Фронтальная, индивидуальная | Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. | Ф и | ЭОР | | |
99 | Экскурсия «Мы идём в музей» | 1 | ОНЗ | | ф | ЭОР | | |
100 | Контрольная работа за год | 1 | КЗ | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | И | ЭОР | | |
101 | Л.Н. Толстой «Был русский князь Олег». Л.Н. Толстой. Басни | 1 | ОНЗ | Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. | Ф и | ЭОР | | |
102 103 | Л.Н. Толстой. Петя Ростов | 2 | ОНЗ | Словесные, наглядные, практические. | Фронтальная, индивидуальная | Участвуют в работе группы; договариваются друг с другом. Распределяют роли. Инсценируют произведение. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | Ф и | ЭОР | | |
104 | И.А. Крылов. Ворона и лисица. Басни И.А. Крылова. Тест по разделу «Великие русские писатели» | 1 | ОНЗ КЗ | Находят в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употребляют средства художественной выразительности в собственной речи. Выполняют тест. | Ф и | ЭОР | | |
105 | Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии. Обобщение по раз-делу | 1 | Р | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения | ф | ЭОР, карточ-ки | | |
1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1, 2.. М., «Просвещение», 2014 год.
1. Программа «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. , М., «Просвещение». 2014 г.
2. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2018 год.
1. Мультимедийные слайды
2.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
2.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в цифровой форме)
3.Портреты поэтов и писателей.