СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе "Планета знаний" в 3 классе. Программа разработана на 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Планета знаний"»



муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42 им. Н.П.Гусева

с углублённым изучением французского языка»

ПРИНЯТА

на заседании МО учителей

Протокол №1

от «30 »августа 2021г.

руководитель ШМО __________________/Е.А.Верёвкина


УТВЕРЖДЕНА

Приказ по школе № 01-19/444-б

от «01» сентября 2021 г.

Директор

___________/ Л.В.Ященко




СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

___________/М.В. Вожлякова

Рабочая программа

по предмету: литературное чтение

в 3 « Б» классе


Веревкиной Елены Александровны

учителя высшей квалификационной категории






2021 / 2022 учебный год













Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе.


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;

• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.


Учащиеся получат возможность для формирования:

познавательная мотивация учения;

чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;

• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

• различать последовательность событий и последовательность их изложения;

• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его

частям;

• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;

• ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

• соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.


Учащиеся получат возможность научиться:

составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.



Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• читать по ролям художественное произведение;

• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.


Учащиеся получат возможность научиться:

создавать иллюстрации к произведениям;

создавать в группе сценарии и проекты.


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);

• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.


Учащиеся получат возможность научиться:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

планировать собственную читательскую деятельность.


Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

• устанавливать аналогии.


Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

Учащиеся получат возможность научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.


Содержание программы


Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…»

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…»

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

Тематическое планирование

Название темы

Кол-

во
часов

Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся

Контроль

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

1.

Уж небо осенью дышало...

15

Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа.

Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему.

Проверочная работа №1

«Уж небо осенью дышало».

Проверочная работа №1

«Уж небо осенью дышало».


Творческие работы.


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.




2.

Народные сказки.

15

Выразительно читать. Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.


Творческие работы.


Создание и представление проектов по общей теме «Народные сказки».


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.


Создание и представление проектов по общей теме «Народные сказки».

3.

Поэтические страницы.

6

Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять своё впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле).

Проверочная работа № 2

«Народные сказки. Поэтические страницы».

Проверочная работа № 2

«Народные сказки. Поэтические страницы».


Творческие работы.

Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.

4.

О мужестве и любви.

11

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.

Определять своё и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр).

Проверочная

работа № 3

«О мужестве и любви».

Проверочная работа № 3

«О мужестве и любви».


Творческие работы.

Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.

5.

Зимы ждала, ждала природа…

8

Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях.

Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Проверочная

работа № 4

«Зимы ждала, ждала природа…»

Проверочная работа № 4

«Зимы ждала, ждала природа…»


Творческие работы.


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.

6.

Авторские сказки.

14

Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.

Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.

Читать по ролям.

Ставить вопросы к тексту произведения.

Придумывать вопросы к произведению.

Характеризовать внутреннее состояние героев.

Определять отношение автора к персонажам.

Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.

Формировать нравственное чувство и нравственное сознание.

Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём.

Находить нужную книгу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге.

Внимательно относиться к переживаниям других людей.

Проверочная

работа № 5

«Авторские сказки».

Проверочная работа № 5

«Авторские сказки».


Творческие работы.


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.

7.

Басни.

11

Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Проверочная

работа № 6 «Басни».

Проверочная работа № 6

«Басни».


Творческие работы.


Создание и представление проектов по общей теме «Басни».

Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.


Создание и представление проектов по общей теме «Басни».

8.

Братья наши меньшие.

14

Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приёмы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе.

Проверочная

работа № 7

«Братья наши меньшие».

Проверочная работа № 7

«Братья наши меньшие».


Творческие работы.



Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.


9.

О совести и долге.

14

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к нему.

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.

Проверочная

работа № 8

«О совести и долге».

Проверочная

работа № 8

«О совести и долге».


Творческие работы.


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.


10.

Весна пришла.

10

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках.

Проверочная

работа № 9

«Весна пришла».

Промежуточная диагностическая

работа.


Проверочная

работа № 9

«Весна пришла».

Промежуточная диагностическая

работа.


Творческие работы.

Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.


11.

И в шутку и всерьез.

18

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять своё отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой.

Проверочная

работа № 10

«И в шутку и всерьез».

Проверочная работа № 10

«И в шутку и всерьез».


Творческие работы.


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся,

устные высказывания.


Творческие работы.



Всего:

136
















п/п

урока в теме

Дата

Тема урока.

Задачи урока.


УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО… (15 ЧАСОВ)


1

1


К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Ознакомительное чтение и устное выражение отношения к происходящему.


2

2


К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Закрепление умения использовать различные приёмы

для выразительного чтения.


3

3


К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

Творческий пересказ.


4

4


Научно-популярная статья «Барсук».

Приобретение знаний о научно-популярном жанре.


5

5


И.А. Бунин «Листопад».

Анализ и выразительное чтение стихотворения. Закрепление знаний о сравнении и рифме.


6

6


М.М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога к другу»). Знакомство с метафорой.


7

7


М.М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога к другу»). Подробный пересказ фрагмента текста.


8

8


Н. Рубцов «У сгнившей лесной опушки…»

Анализ и выразительное чтение стихотворения.


9

9


К.Г. Паустовский «Подарок».

Постановка вопросов к тексту. Составление плана рассказа. ИКТ: Передача информации на ПК.


10

10


Стартовая диагностика.


11

11


К.Г. Паустовский «Подарок».

Определение основной мысли произведения. Творческий пересказ с изменением лица рассказчика.


12

12


Проверочная работа № 1 «Уж небо осенью дышало».


13

13


Внеклассное чтение № 1. Осень в произведениях русских писателей. Пересказ самостоятельно прочитанных произведений.


14

14


Научно-популярная статья «О живописи». Сравнение особенностей художественного рассказа и научно-популярной статьи.


15

15


Картинная галерея. И.И. Левитан «Лесное озеро». Формирование умения создавать устный рассказ по репродукции по плану из учебника.


НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 ЧАСОВ)


16

1


Статья о народных сказках.

Русская народная сказка «Семь Симеонов».

Особенности языка и композиции народных сказок.


17

2


Русская народная сказка «Семь Симеонов». Характеристика героя произведения.


18

3


Русская народная сказка «Семь Симеонов».

Подробный пересказ фрагментов сказки.


19

4


Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Чтение по ролям, выборочное чтение сказки.


20

5


Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Подробный пересказ фрагментов произведения по самостоятельно составленному плану. ИКТ: Текстовые редакторы.


21

6


Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения.




22

7


Внеклассное чтение № 2. Русские народные сказки.

Пересказ самостоятельно прочитанных произведений.

Подготовка к проектной деятельности по теме: «Народные сказки».


23

8


Картинная галерея. В.М. Васнецов «Иван-царевич

на сером волке». Формирование умения создавать устный рассказ по репродукции по предложенному плану.


24

9


Литовская народная сказка «Жаба – королева».

Творческий пересказ произведения с изменением лица рассказчика. Сравнение литовской сказки «Жаба-королева» и русской народной сказки «Царевна-лягушка».


25

10


Таджикская народная сказка «Птица Кахна».

Чтение по ролям, составление плана, краткий пересказ сказки.


26

11


Таджикская народная сказка «Птица Кахна».

Определение главной мысли сказки.


27

12


Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал».

Подробный пересказ фрагментов сказки, постановка вопросов к тексту.


28

13


Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал».

Сопоставление главных героев разных сказок.


29

14


Защита проектов по теме: «Народные сказки».


30

15


Внеклассное чтение № 3.

Сказки народов мира. Пересказ самостоятельно прочитанных произведений.


ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ЧАСОВ)


31

1


А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок)

Выразительное чтение, словесное иллюстрирование стихотворения.


32

2


Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Выразительное чтение, нахождение нужных фрагментов произведения. Определение авторской позиции и собственного отношения к прочитанному. ИКТ: Технология устных коммуникаций


33

3


Немецкая народная баллада «Меленький скрипач».

Чтение по ролям, нахождение нужных фрагментов произведения.


34

4


Проверочная работа № 2 «Народные сказки. Поэтические страницы». Повторение изученного материала по разделам «Народные сказки. Поэтические страницы»


35

5


Немецкая народная баллада «Меленький скрипач».

Составление рассказа о главном герое.


36

6


Г. Сапгир «Сны».

Выразительное чтение произведения, выявление авторской позиции.


О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 ЧАСОВ)


37

1


В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».

Выборочное чтение произведения, выявление авторской позиции.


38

2


В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».

Рассказ о главном герое произведения по данному плану.


39

3


В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».

Творческий пересказ с изменением лица рассказчика.


40

4


Научно-популярная статья «Больше, чем просто собака».


41

5


И.С.Тургенев «Воробей».

Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Характеристика главного героя произведения.


42

6


Н.Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».

Выборочное чтение текста, подробный пересказ его фрагментов.


43

7


Н.Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».

Характеристика главного героя произведения.

Объяснение собственного отношения к прочитанному. ИКТ: Технология записи и прослушивания устной речи


44

8


Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль).

Объяснение внутреннего состояния героев через его внешние проявления.


45

9


Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль).

Сопоставление главных героев разных произведений.


46

10


Проверочная работа № 3 «О мужестве и любви». Повторение изученного материала по разделу «О мужестве и любви».


47

11


Внеклассное чтение № 4. Сказки Е. Шварца, В. Каверина. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений.


ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА… (8 ЧАСОВ)


48

1


Научно-популярная статья «Ледяное дыхание Арктики».


49

2


А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…» (отрывок из поэмы «Евгений Онегин»).

Выразительное чтение, анализ и словесное иллюстрирование стихотворения.


50

3


А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Выразительное чтение, анализ стихотворения. Поиск цитат – подписей к иллюстрациям.


51

4


А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок).

Выразительное чтение и анализ стихотворения.


52

5


Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

Сравнение переживаний, выраженных в разных стихотворениях.


53

6


С. Есенин «Разгулялась вьюга…»

Знакомство с понятием «олицетворение».

Нахождение олицетворений в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева.


54

7


Картинная галерея. Н. Крылов «Зима».

Проверочная работа № 4 «Зимы ждала, ждала природа…» Повторение изученного материала по разделу «Зимы ждала, ждала природа…»


55

8


Внеклассное чтение № 5. Зима в произведениях разных жанров. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений.


АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (14 ЧАСОВ)


56

1


А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выборочное чтение, нахождение цитат – подписей к иллюстрациям.


57

2


А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Нахождение нужных фрагментов текста.


58

3


А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение по ролям фрагмента произведения. Характеристика персонажей сказки.


59

4


А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выявление авторского отношения к персонажам произведения. ИКТ: Вставка в текст сочинения звуковых образов и прослушивание текста пословно и целиком.


60

5


А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнение языка народных сказок и сказки Пушкина.


61

6


Г.Х.. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Выразительное чтение, нахождение нужных фрагментов текста.


62

7


Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Пересказ эпизода по самостоятельно составленному плану. Выявление авторского отношения к главному герою произведения.


63

8


Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Определение темы и главной мысли произведения.

Творческий пересказ сказки.


64

9


Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Сочинение сказочной истории о неодушевленном предмете.


65

10


Внеклассное чтение № 6.

Сказки Г.Х. Андерсена. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений.


66

11


Л.Н. Толстой «Царь и рубашка».

Выборочное чтение текста.


67

12


Л.Н. Толстой «Царь и рубашка».

Словесное рисование портрета счастливого человека.


68

13


Проверочная работа № 5 «Авторские сказки». Повторение изученного материала по разделу «Авторские сказки».


69

14


Внеклассное чтение № 7.

С. Седов «Король красуется». Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанного произведения.


БАСНИ (11 ЧАСОВ)


70

1


Статья о баснях. Особенности басни как жанра.

О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи».

Сопоставление произведений О. Мандельштама и Эзопа.


71

2


Эзоп «Кошка и мыши».

Иллюстрирование басни.

Сравнение животных из произведений Эзопа и Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали».


72

3


Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун».

Связь морали басни с собственным жизненным опытом.

ИКТ: Подготовка текста для ИКТ-проекта.


73

4


И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

Сопоставление морали басен Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».


74

5


И.А. Крылов «Слон и Моська».

Чтение по ролям, инсценирование басни.

Характеристика персонажей. Подготовка к проектной деятельности по теме: «Басни».


75

6


И.А. Крылов «Две бочки».

Выразительное чтение, словесное иллюстрирование басни.


76

7


Пословицы.

Объяснение смысла пословиц.

Поиск пословиц, в которых выражается мораль прочитанных басен.


77

8


Пословицы.

Сочинение рассказа с использованием пословицы.


78

9


Федр «Лягушка и мышь». И.А. Крылов «Мышь и Крыса».


79

10


Защита проектов по теме: «Басни».


80

11


Проверочная работа № 6 «Басни». Повторение изученного материала по разделу «Басни».


БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (14 ЧАСОВ)


81

1


А.П. Чехов «Белолобый».

Озаглавливание частей рассказа. Характеристика персонажей произведения.


82

2


А.П. Чехов «Белолобый».

Рассказ о главном герое произведения по плану.


83

3


А.П. Чехов «Белолобый».

Выявление авторского отношения к героям произведения.

Составление рассказа о животном.


84

4


М.М. Пришвин «Лимон».

Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Объяснение смысла поговорок, встретившихся в рассказе.


85

5


М.М. Пришвин «Лимон».

Выразительное чтение фрагментов текста. Выборочный творческий пересказ.


86

6


М.М. Пришвин «Лимон».

Объяснение собственного отношения к прочитанному.


87

7


Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Объяснение внутреннего состояния героев через его внешние проявления.


88

8


Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Определение темы и главной мысли произведения. Подробный пересказ текста.


89

9


К.Г. Паустовский «Кот Ворюга».

Выборочное чтение текста. Сочинение и иллюстрирование рассказа из жизни животного.


90

10


К.Г.Паустовский «Кот Ворюга».

Выразительное чтение фрагментов текста.

Объяснение авторского и собственного отношения к прочитанному.

ИКТ: Виртуальное моделирование.


91

11


Научно-популярная статья «Кошка».


92

12


Проверочная работа № 7 «Братья наши меньшие». Повторение изученного материала по разделу «Братья наши меньшие».


93

13


Внеклассное чтение № 8. Книги о животных. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений.


94

14


Картинная галерея. Б. Мурильо «Мальчик с собакой».

Формирование умения создавать устный рассказ по репродукции по предложенному плану.


О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (14 ЧАСОВ)


95

1


Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении).

Нахождение нужных фрагментов произведения.

Деление текста на части и их озаглавливание.


96

2


Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении).

Выразительное чтение фрагментов произведения.

Выборочное чтение. Рассказ о главном герое по плану.


97

3


Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении).

Определение главной мысли рассказа. Объяснение собственного отношения к прочитанному.


98

4


Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении).

Творческий пересказ фрагмента текста от лица главного героя. Сочинение продолжения рассказа.

ИКТ: Анализ ряда источников информации для реализации ИКТ-проекта.


99

5


А. Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда).

Выборочное чтение текста.

Озаглавливание частей рассказа.


100

6


А. Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда).

Пересказ одной из частей рассказа по самостоятельно составленному плану. Объяснение собственного отношения к прочитанному.


101

7


Научно-популярная статья «Бабочки рядом с человеком».


102

8


А. Кешоков «Мне больно, мальчики».

Выразительное чтение стихотворения.

Объяснение собственного отношения к прочитанному.


103

9


К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Выборочное чтение. Озаглавливание частей произведения.


104

10


К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Поиск цитат – подписей к иллюстрациям.

Объяснение внутреннего состояния героя, определившего его поведение.


105

11


К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Выразительное чтение фрагментов текста.

Объяснение смысла названия произведения.

Сочинение рассказа на основе личного жизненного опыта.


106

12


Научно-популярная статья «Лошадь».


107

13


Проверочная работа № 8 «О совести и долге». Повторение изученного материала по разделу «О совести и долге».


108

14


Внеклассное чтение № 9. Сказки К.Г. Паустовского.

Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений.


ВЕСНА ПРИШЛА (10 ЧАСОВ)


109

1


Статья «Народные песни». Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька». Слушание, исполнение, наблюдение над особенностями языка народных песен.


110

2


Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька».

Развитие интереса к устному народному творчеству.


111

3


Научно-популярная статья «Изменение погоды». Сравнение художественного произведения с научно-популярной статьёй.


112

4


А.А. Фет «Весенний дождь».

Выразительное чтение, анализ, словесное иллюстрирование стихотворения. ИКТ: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать.


113

5


М.М. Пришвин «Лесная капель».

Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста.


114

6


М.М. Пришвин «Лесная капель».

Нахождение изобразительно-выразительных средств языка (олицетворений, сравнений).


115

7


К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка». Выразительное чтение, анализ, словесное иллюстрирование стихотворения.


116

8


А.А. Фет «Рыбка».

Выразительное чтение, анализ стихотворения. Сравнение стихотворений А.А. Фета «Рыбка» и К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка».


117

9


Проверочная работа № 8 «Весна пришла». Повторение изученного материала по разделу «Весна пришла».


118

10


Внеклассное чтение № 10. В.П. Астафьев «Весенний остров». Творческий пересказ.


И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (18 ЧАСОВ)


119

1


Шутки-прибаутки.

Чтение по ролям, инсценирование прибауток.


120

2


Русская народная сказка «Болтливая баба».

Чтение по ролям, нахождение нужных фрагментов, определение главной мысли сказки.


121

3


Русская народная сказка «Болтливая баба».

Творческий пересказ с использованием сказочной лексики.


122

4


А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» (из книги «Приключения Эмиля из Леннеберги»).

Выразительное чтение, нахождение нужных фрагментов произведения.


123

5


А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу».

Характеристика литературных персонажей через их отношение к главному герою. Выявление авторской позиции и собственного отношения к прочитанному.


124

6


В/М Рубежная контрольная работа за год


125

7


А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу».

Творческий пересказ текста от лица разных персонажей.

Работа с репродукцией картины З. Серебряковой «За обедом». ИКТ: Текст аудио-видео-сообщения. Фиксация информации.


126

8


Внеклассное чтение № 11.

А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанного произведения.


127

9


С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка). Чтение по ролям. Выявление авторской позиции и собственного отношения к прочитанному.


128

10


С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

Чтение по ролям, характеристика персонажей стихотворения.


129

11


С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

Выбор пословиц, отражающих главную мысль произведений.


130

12


Повторение изученного материала по разделу «И в шутку и всерьёз».


131

13


М. Зощенко «Великие путешественники».

Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Способы выражения авторской позиции.


132

14


М. Зощенко «Великие путешественники».

Выразительное чтение фрагментов произведения.

Деление текста на части, их озаглавливание.


133

15


М. Зощенко «Великие путешественники».

Творческий пересказ текста.


134

16


М. Зощенко «Великие путешественники».

Сочинение рассказа на основе личного опыта.


135

17


Внеклассное чтение № 12.

Детские иллюстрированные журналы.

Обзор любимого журнала.


136

18


Заключительный урок-конкурс чтецов произведений по теме «Весна пришла».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!