муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №42 им. Н.П.Гусева
с углублённым изучением французского языка»
ПРИНЯТА на заседании МО учителей Протокол №1 от «30 »августа 2021г. руководитель ШМО __________________/Е.А.Верёвкина | | | УТВЕРЖДЕНА Приказ по школе № 01-19/444-б от «01» сентября 2021 г. Директор ___________/ Л.В.Ященко |
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
___________/М.В. Вожлякова
Рабочая программа
по предмету: литературное чтение
в 3 « Б» классе
Веревкиной Елены Александровны |
учителя высшей квалификационной категории |
|
2021 / 2022 учебный год
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательная мотивация учения;
• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его
частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;
• ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Содержание программы
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…»
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
Народные сказки
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…»
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол- во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Контроль |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1. | Уж небо осенью дышало... | 15 | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа. Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему. | Проверочная работа №1 «Уж небо осенью дышало». | Проверочная работа №1 «Уж небо осенью дышало». Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
2. | Народные сказки. | 15 | Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. | | Творческие работы. Создание и представление проектов по общей теме «Народные сказки». | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. Создание и представление проектов по общей теме «Народные сказки». |
3. | Поэтические страницы. | 6 | Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять своё впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле). | Проверочная работа № 2 «Народные сказки. Поэтические страницы». | Проверочная работа № 2 «Народные сказки. Поэтические страницы». Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
4. | О мужестве и любви. | 11 | Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять своё и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр). | Проверочная работа № 3 «О мужестве и любви». | Проверочная работа № 3 «О мужестве и любви». Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
5. | Зимы ждала, ждала природа… | 8 | Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики. | Проверочная работа № 4 «Зимы ждала, ждала природа…» | Проверочная работа № 4 «Зимы ждала, ждала природа…» Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
6. | Авторские сказки. | 14 | Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. Формировать нравственное чувство и нравственное сознание. Пользоваться словарём синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарём. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей. | Проверочная работа № 5 «Авторские сказки». | Проверочная работа № 5 «Авторские сказки». Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
7. | Басни. | 11 | Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. | Проверочная работа № 6 «Басни». | Проверочная работа № 6 «Басни». Творческие работы. Создание и представление проектов по общей теме «Басни». | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. Создание и представление проектов по общей теме «Басни». |
8. | Братья наши меньшие. | 14 | Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приёмы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе. | Проверочная работа № 7 «Братья наши меньшие». | Проверочная работа № 7 «Братья наши меньшие». Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
9. | О совести и долге. | 14 | Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к нему. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. | Проверочная работа № 8 «О совести и долге». | Проверочная работа № 8 «О совести и долге». Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
10. | Весна пришла. | 10 | Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать своё отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках. | Проверочная работа № 9 «Весна пришла». Промежуточная диагностическая работа. | Проверочная работа № 9 «Весна пришла». Промежуточная диагностическая работа. Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
11. | И в шутку и всерьез. | 18 | Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять своё отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой. | Проверочная работа № 10 «И в шутку и всерьез». | Проверочная работа № 10 «И в шутку и всерьез». Творческие работы. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческие работы. |
| Всего: | 136 | | | | |
№ п/п | № урока в теме | Дата | Тема урока. Задачи урока. | |
УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО… (15 ЧАСОВ) | |
1 | 1 | | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Ознакомительное чтение и устное выражение отношения к происходящему. | |
2 | 2 | | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Закрепление умения использовать различные приёмы для выразительного чтения. | |
3 | 3 | | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Творческий пересказ. | |
4 | 4 | | Научно-популярная статья «Барсук». Приобретение знаний о научно-популярном жанре. | |
5 | 5 | | И.А. Бунин «Листопад». Анализ и выразительное чтение стихотворения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. | |
6 | 6 | | М.М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога к другу»). Знакомство с метафорой. | |
7 | 7 | | М.М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога к другу»). Подробный пересказ фрагмента текста. | |
8 | 8 | | Н. Рубцов «У сгнившей лесной опушки…» Анализ и выразительное чтение стихотворения. | |
9 | 9 | | К.Г. Паустовский «Подарок». Постановка вопросов к тексту. Составление плана рассказа. ИКТ: Передача информации на ПК. | |
10 | 10 | | Стартовая диагностика. | |
11 | 11 | | К.Г. Паустовский «Подарок». Определение основной мысли произведения. Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. | |
12 | 12 | | Проверочная работа № 1 «Уж небо осенью дышало». | |
13 | 13 | | Внеклассное чтение № 1. Осень в произведениях русских писателей. Пересказ самостоятельно прочитанных произведений. | |
14 | 14 | | Научно-популярная статья «О живописи». Сравнение особенностей художественного рассказа и научно-популярной статьи. | |
15 | 15 | | Картинная галерея. И.И. Левитан «Лесное озеро». Формирование умения создавать устный рассказ по репродукции по плану из учебника. | |
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 ЧАСОВ) | |
16 | 1 | | Статья о народных сказках. Русская народная сказка «Семь Симеонов». Особенности языка и композиции народных сказок. | |
17 | 2 | | Русская народная сказка «Семь Симеонов». Характеристика героя произведения. | |
18 | 3 | | Русская народная сказка «Семь Симеонов». Подробный пересказ фрагментов сказки. | |
19 | 4 | | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Чтение по ролям, выборочное чтение сказки. | |
20 | 5 | | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Подробный пересказ фрагментов произведения по самостоятельно составленному плану. ИКТ: Текстовые редакторы. | |
21 | 6 | | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения. | |
| |
22 | 7 | | Внеклассное чтение № 2. Русские народные сказки. Пересказ самостоятельно прочитанных произведений. Подготовка к проектной деятельности по теме: «Народные сказки». | |
23 | 8 | | Картинная галерея. В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке». Формирование умения создавать устный рассказ по репродукции по предложенному плану. | |
24 | 9 | | Литовская народная сказка «Жаба – королева». Творческий пересказ произведения с изменением лица рассказчика. Сравнение литовской сказки «Жаба-королева» и русской народной сказки «Царевна-лягушка». | |
25 | 10 | | Таджикская народная сказка «Птица Кахна». Чтение по ролям, составление плана, краткий пересказ сказки. | |
26 | 11 | | Таджикская народная сказка «Птица Кахна». Определение главной мысли сказки. | |
27 | 12 | | Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал». Подробный пересказ фрагментов сказки, постановка вопросов к тексту. | |
28 | 13 | | Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал». Сопоставление главных героев разных сказок. | |
29 | 14 | | Защита проектов по теме: «Народные сказки». | |
30 | 15 | | Внеклассное чтение № 3. Сказки народов мира. Пересказ самостоятельно прочитанных произведений. | |
ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ЧАСОВ) | |
31 | 1 | | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок) Выразительное чтение, словесное иллюстрирование стихотворения. | |
32 | 2 | | Ю. Мориц «Песенка про сказку». Выразительное чтение, нахождение нужных фрагментов произведения. Определение авторской позиции и собственного отношения к прочитанному. ИКТ: Технология устных коммуникаций | |
33 | 3 | | Немецкая народная баллада «Меленький скрипач». Чтение по ролям, нахождение нужных фрагментов произведения. | |
34 | 4 | | Проверочная работа № 2 «Народные сказки. Поэтические страницы». Повторение изученного материала по разделам «Народные сказки. Поэтические страницы» | |
35 | 5 | | Немецкая народная баллада «Меленький скрипач». Составление рассказа о главном герое. | |
36 | 6 | | Г. Сапгир «Сны». Выразительное чтение произведения, выявление авторской позиции. | |
О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 ЧАСОВ) | |
37 | 1 | | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». Выборочное чтение произведения, выявление авторской позиции. | |
38 | 2 | | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». Рассказ о главном герое произведения по данному плану. | |
39 | 3 | | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. | |
40 | 4 | | Научно-популярная статья «Больше, чем просто собака». | |
41 | 5 | | И.С.Тургенев «Воробей». Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Характеристика главного героя произведения. | |
42 | 6 | | Н.Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Выборочное чтение текста, подробный пересказ его фрагментов. | |
43 | 7 | | Н.Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Характеристика главного героя произведения. Объяснение собственного отношения к прочитанному. ИКТ: Технология записи и прослушивания устной речи | |
44 | 8 | | Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль). Объяснение внутреннего состояния героев через его внешние проявления. | |
45 | 9 | | Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль). Сопоставление главных героев разных произведений. | |
46 | 10 | | Проверочная работа № 3 «О мужестве и любви». Повторение изученного материала по разделу «О мужестве и любви». | |
47 | 11 | | Внеклассное чтение № 4. Сказки Е. Шварца, В. Каверина. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений. | |
ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА… (8 ЧАСОВ) | |
48 | 1 | | Научно-популярная статья «Ледяное дыхание Арктики». | |
49 | 2 | | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…» (отрывок из поэмы «Евгений Онегин»). Выразительное чтение, анализ и словесное иллюстрирование стихотворения. | |
50 | 3 | | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Выразительное чтение, анализ стихотворения. Поиск цитат – подписей к иллюстрациям. | |
51 | 4 | | А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок). Выразительное чтение и анализ стихотворения. | |
52 | 5 | | Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Выразительное чтение и анализ стихотворения. Сравнение переживаний, выраженных в разных стихотворениях. | |
53 | 6 | | С. Есенин «Разгулялась вьюга…» Знакомство с понятием «олицетворение». Нахождение олицетворений в стихотворениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. | |
54 | 7 | | Картинная галерея. Н. Крылов «Зима». Проверочная работа № 4 «Зимы ждала, ждала природа…» Повторение изученного материала по разделу «Зимы ждала, ждала природа…» | |
55 | 8 | | Внеклассное чтение № 5. Зима в произведениях разных жанров. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений. | |
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (14 ЧАСОВ) | |
56 | 1 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выборочное чтение, нахождение цитат – подписей к иллюстрациям. | |
57 | 2 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Нахождение нужных фрагментов текста. | |
58 | 3 | | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Чтение по ролям фрагмента произведения. Характеристика персонажей сказки. | |
59 | 4 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выявление авторского отношения к персонажам произведения. ИКТ: Вставка в текст сочинения звуковых образов и прослушивание текста пословно и целиком. | |
60 | 5 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнение языка народных сказок и сказки Пушкина. | |
61 | 6 | | Г.Х.. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Выразительное чтение, нахождение нужных фрагментов текста. | |
62 | 7 | | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Пересказ эпизода по самостоятельно составленному плану. Выявление авторского отношения к главному герою произведения. | |
63 | 8 | | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Определение темы и главной мысли произведения. Творческий пересказ сказки. | |
64 | 9 | | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Сочинение сказочной истории о неодушевленном предмете. | |
65 | 10 | | Внеклассное чтение № 6. Сказки Г.Х. Андерсена. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений. | |
66 | 11 | | Л.Н. Толстой «Царь и рубашка». Выборочное чтение текста. | |
67 | 12 | | Л.Н. Толстой «Царь и рубашка». Словесное рисование портрета счастливого человека. | |
68 | 13 | | Проверочная работа № 5 «Авторские сказки». Повторение изученного материала по разделу «Авторские сказки». | |
69 | 14 | | Внеклассное чтение № 7. С. Седов «Король красуется». Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанного произведения. | |
БАСНИ (11 ЧАСОВ) | |
70 | 1 | | Статья о баснях. Особенности басни как жанра. О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи». Сопоставление произведений О. Мандельштама и Эзопа. | |
71 | 2 | | Эзоп «Кошка и мыши». Иллюстрирование басни. Сравнение животных из произведений Эзопа и Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали». | |
72 | 3 | | Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун». Связь морали басни с собственным жизненным опытом. ИКТ: Подготовка текста для ИКТ-проекта. | |
73 | 4 | | И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». Сопоставление морали басен Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». | |
74 | 5 | | И.А. Крылов «Слон и Моська». Чтение по ролям, инсценирование басни. Характеристика персонажей. Подготовка к проектной деятельности по теме: «Басни». | |
75 | 6 | | И.А. Крылов «Две бочки». Выразительное чтение, словесное иллюстрирование басни. | |
76 | 7 | | Пословицы. Объяснение смысла пословиц. Поиск пословиц, в которых выражается мораль прочитанных басен. | |
77 | 8 | | Пословицы. Сочинение рассказа с использованием пословицы. | |
78 | 9 | | Федр «Лягушка и мышь». И.А. Крылов «Мышь и Крыса». | |
79 | 10 | | Защита проектов по теме: «Басни». | |
80 | 11 | | Проверочная работа № 6 «Басни». Повторение изученного материала по разделу «Басни». | |
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (14 ЧАСОВ) | |
81 | 1 | | А.П. Чехов «Белолобый». Озаглавливание частей рассказа. Характеристика персонажей произведения. | |
82 | 2 | | А.П. Чехов «Белолобый». Рассказ о главном герое произведения по плану. | |
83 | 3 | | А.П. Чехов «Белолобый». Выявление авторского отношения к героям произведения. Составление рассказа о животном. | |
84 | 4 | | М.М. Пришвин «Лимон». Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Объяснение смысла поговорок, встретившихся в рассказе. | |
85 | 5 | | М.М. Пришвин «Лимон». Выразительное чтение фрагментов текста. Выборочный творческий пересказ. | |
86 | 6 | | М.М. Пришвин «Лимон». Объяснение собственного отношения к прочитанному. | |
87 | 7 | | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Объяснение внутреннего состояния героев через его внешние проявления. | |
88 | 8 | | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Определение темы и главной мысли произведения. Подробный пересказ текста. | |
89 | 9 | | К.Г. Паустовский «Кот Ворюга». Выборочное чтение текста. Сочинение и иллюстрирование рассказа из жизни животного. | |
90 | 10 | | К.Г.Паустовский «Кот Ворюга». Выразительное чтение фрагментов текста. Объяснение авторского и собственного отношения к прочитанному. ИКТ: Виртуальное моделирование. | |
91 | 11 | | Научно-популярная статья «Кошка». | |
92 | 12 | | Проверочная работа № 7 «Братья наши меньшие». Повторение изученного материала по разделу «Братья наши меньшие». | |
93 | 13 | | Внеклассное чтение № 8. Книги о животных. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений. | |
94 | 14 | | Картинная галерея. Б. Мурильо «Мальчик с собакой». Формирование умения создавать устный рассказ по репродукции по предложенному плану. | |
О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (14 ЧАСОВ) | |
95 | 1 | | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Нахождение нужных фрагментов произведения. Деление текста на части и их озаглавливание. | |
96 | 2 | | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Выразительное чтение фрагментов произведения. Выборочное чтение. Рассказ о главном герое по плану. | |
97 | 3 | | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Определение главной мысли рассказа. Объяснение собственного отношения к прочитанному. | |
98 | 4 | | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Творческий пересказ фрагмента текста от лица главного героя. Сочинение продолжения рассказа. ИКТ: Анализ ряда источников информации для реализации ИКТ-проекта. | |
99 | 5 | | А. Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда). Выборочное чтение текста. Озаглавливание частей рассказа. | |
100 | 6 | | А. Платонов «Разноцветная бабочка» (легенда). Пересказ одной из частей рассказа по самостоятельно составленному плану. Объяснение собственного отношения к прочитанному. | |
101 | 7 | | Научно-популярная статья «Бабочки рядом с человеком». | |
102 | 8 | | А. Кешоков «Мне больно, мальчики». Выразительное чтение стихотворения. Объяснение собственного отношения к прочитанному. | |
103 | 9 | | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Выборочное чтение. Озаглавливание частей произведения. | |
104 | 10 | | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Поиск цитат – подписей к иллюстрациям. Объяснение внутреннего состояния героя, определившего его поведение. | |
105 | 11 | | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Выразительное чтение фрагментов текста. Объяснение смысла названия произведения. Сочинение рассказа на основе личного жизненного опыта. | |
106 | 12 | | Научно-популярная статья «Лошадь». | |
107 | 13 | | Проверочная работа № 8 «О совести и долге». Повторение изученного материала по разделу «О совести и долге». | |
108 | 14 | | Внеклассное чтение № 9. Сказки К.Г. Паустовского. Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанных произведений. | |
ВЕСНА ПРИШЛА (10 ЧАСОВ) | |
109 | 1 | | Статья «Народные песни». Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька». Слушание, исполнение, наблюдение над особенностями языка народных песен. | |
110 | 2 | | Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька». Развитие интереса к устному народному творчеству. | |
111 | 3 | | Научно-популярная статья «Изменение погоды». Сравнение художественного произведения с научно-популярной статьёй. | |
112 | 4 | | А.А. Фет «Весенний дождь». Выразительное чтение, анализ, словесное иллюстрирование стихотворения. ИКТ: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать. | |
113 | 5 | | М.М. Пришвин «Лесная капель». Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. | |
114 | 6 | | М.М. Пришвин «Лесная капель». Нахождение изобразительно-выразительных средств языка (олицетворений, сравнений). | |
115 | 7 | | К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка». Выразительное чтение, анализ, словесное иллюстрирование стихотворения. | |
116 | 8 | | А.А. Фет «Рыбка». Выразительное чтение, анализ стихотворения. Сравнение стихотворений А.А. Фета «Рыбка» и К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка». | |
117 | 9 | | Проверочная работа № 8 «Весна пришла». Повторение изученного материала по разделу «Весна пришла». | |
118 | 10 | | Внеклассное чтение № 10. В.П. Астафьев «Весенний остров». Творческий пересказ. | |
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (18 ЧАСОВ) | |
119 | 1 | | Шутки-прибаутки. Чтение по ролям, инсценирование прибауток. | |
120 | 2 | | Русская народная сказка «Болтливая баба». Чтение по ролям, нахождение нужных фрагментов, определение главной мысли сказки. | |
121 | 3 | | Русская народная сказка «Болтливая баба». Творческий пересказ с использованием сказочной лексики. | |
122 | 4 | | А.Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» (из книги «Приключения Эмиля из Леннеберги»). Выразительное чтение, нахождение нужных фрагментов произведения. | |
123 | 5 | | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Характеристика литературных персонажей через их отношение к главному герою. Выявление авторской позиции и собственного отношения к прочитанному. | |
124 | 6 | | В/М Рубежная контрольная работа за год | |
125 | 7 | | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Творческий пересказ текста от лица разных персонажей. Работа с репродукцией картины З. Серебряковой «За обедом». ИКТ: Текст аудио-видео-сообщения. Фиксация информации. | |
126 | 8 | | Внеклассное чтение № 11. А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги». Проведение пересказа и анализа самостоятельно прочитанного произведения. | |
127 | 9 | | С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка). Чтение по ролям. Выявление авторской позиции и собственного отношения к прочитанному. | |
128 | 10 | | С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» Чтение по ролям, характеристика персонажей стихотворения. | |
129 | 11 | | С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» Выбор пословиц, отражающих главную мысль произведений. | |
130 | 12 | | Повторение изученного материала по разделу «И в шутку и всерьёз». | |
131 | 13 | | М. Зощенко «Великие путешественники». Выборочное чтение, подробный пересказ фрагментов текста. Способы выражения авторской позиции. | |
132 | 14 | | М. Зощенко «Великие путешественники». Выразительное чтение фрагментов произведения. Деление текста на части, их озаглавливание. | |
133 | 15 | | М. Зощенко «Великие путешественники». Творческий пересказ текста. | |
134 | 16 | | М. Зощенко «Великие путешественники». Сочинение рассказа на основе личного опыта. | |
135 | 17 | | Внеклассное чтение № 12. Детские иллюстрированные журналы. Обзор любимого журнала. | |
136 | 18 | | Заключительный урок-конкурс чтецов произведений по теме «Весна пришла». | |