СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа




Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Литературное чтение»


Класс:___4___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 8 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2016/2017 учебный год



Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.


Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2012/2013 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2013/2014 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2014/2015 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2015/2016 уч.г.



В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:

  • Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

  • Э.Э.Кац Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 3 частях.- М.: АСТ: Астрель,2014 год

  • Э.Э.Кац / Рабочая тетрадь по литературному чтению для учебника 4 класса в 3 ч.

Э.Э.Кац / Методическое пособие «Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение», М.: Астрель, 2012год



Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.


Общая характеристика учебного предмета

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа курса «Литературное чтение» 4 класса (автор Э. Э. Кац) используется без изменений.

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как цен- ность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.



Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;

  • создавать текст на основе плана;

  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.



Тематическое планирование и содержание учебного предмета


№ урока

Тема урока,

страницы учебника

Цели и задачи урока

Характеристика

деятельности учащихся

Дата

план

факт

1-е полугодие

МИФЫ (9 ч)

1

Мифы народов мира. Отличительные особенности и сходства сказки и мифа.

Часть 1

С. 3—5


Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации. Формирование умения создавать план учебной статьи

Составлять план учебной статьи.

Представлять сборники произведений.

Характеризовать героев.

Выделять изобразительные средства языка.

Определять жанр произведения.

Сопоставлять героев произведений разных жанров.



Связывать знания о прошлом с современным опытом.

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

Работать с аппаратом книги




2

Шумерские мифы. Образ главного героя, его внутренний мир в мифе

«Подвиги бога Нинурты»

С. 5—7

Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов



3


Древнегреческие мифы. Герои произведения и их «говорящие» имена

«Нарцисс и Эхо»

С. 8—11



4

Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в мифе «Нарцисс и Эхо»

С. 8—11



5


Внеклассное чтение

Мифы Древней Греции. Мифологический герой и его история. С. 18—20

Формирование умения представлять сборник мифов, характеризовать понравившихся героев



6

Внеклассное чтение

Мифы Древней Греции. Смысл решения Аполлона в мифе «Царь Мидас». С. 18—20



7

Славянские мифы. Мифологические истоки русской национальной культуры

С. 12—15

Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры



8

Поэтические приемы, пришедшие

из мифов

А. В. Кольцов

«Урожай»

С. 16—17

Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора)



9


Работа с научно-популярными текстами. «Восточные славяне в сочинениях византийцев». Работа с энциклопедией. С.117 - 118





НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (16 ч)

10

Русские народные сказки. Их создание.

Народные сказки

С. 21—22

Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт

Выразительно читать.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль сказки.

Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Комментировать иллюстрации к тексту.

Сопоставлять персонажей произведений.

Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Представлять выбранную книгу.

Сопоставлять сказку и миф.



Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.

Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи.

Находить нужную информацию.

Участвовать в групповой работе.

Выслушивать позицию оппонента и партнера.

Аргументировать собственный вывод.




11


Особенности и композиция русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34

Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения



12


Причины поступков персонажей в народной сказке «Василиса Прекрасная» С. 23—34



13

Сравнение славянских мифов с русской народной сказкой «Василиса Прекрасная». С. 23—34



14

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34



15

Историческая личность (Пётр I)в сказке «Находчивый солдат» (русская народная сказка)

С. 35—37

Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его




16

Образы главных героев сказки «Мужик и царь» (русская народная сказка)

С. 38—41



17

Сравнительная характеристика двух царей в сказках «Находчивый солдат» и «Мужик и царь».

С. 35 – 41



18

Добро и зло в сказках народов мира. «Портной и царь» (армянская народная сказка)

С. 42—46

Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей



19

Художественная особенность сказок: лексика, построение (композиция). «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) С. 47—53

Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами



20

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки в итальянской народной сказке «Кола-Рыба» С. 47—53



21

Причины поступков персонажей в сказке «Кола-Рыба»

С. 47—53



22

Урок – диспут Сказки народов мира. Их особенности.



23

Внеклассное чтение

Причина жестоких поступков в народной сказке «По колено ноги в золоте». С 54 – 60



24

Внеклассное чтение

Отношение создателей к героям индийской сказки «Искусный ковровщик» С. 61 – 64.



25


Работа с научно-популярными текстами «Землетрясение». Природные явления в жизни человека. С. 118 – 120





БЫЛИНЫ (11 ч)

26

Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри.

Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал»

С. 66—71

Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев

Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.

Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.

Читать по ролям произведение.

Оценивать поступки героев.

Сопоставлять фольклорных и литературных героев.

Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.

Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.



Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником



27

Герой как организатор событий сюжета в былине «Как Илья из Мурома богатырем стал». С. 66—71



28

Образ главного героя, его внутренний мир в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81



29

Повторяющееся описание в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник», его значение.

С. 72—81



30

Средства художественной выразительности (гипербола, литота) в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81



31

Сравнение отношения Соловья к князю Владимиру и к Илье Муромцу в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

С. 72—81



32

Авторское и народное отношение к богатырю.

А. К. Толстой «Илья Муромец»

С. 83—85



33

Внеклассное чтение Былины о русских богатырях. Образ главного героя, его внутренний мир в былине

Н.Н.Асеева «Илья» С.88 – 89



34

Внеклассное чтение Былина «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Связь героя с родной землёй и его победа. С.89 – 93



35

Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Богатыри». Герои былин в других видах искусств.

С. 86—87

Формирование умения соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи



36


Работа с научно-популярными текстами «Княжение Владимира Святого». Князь Владимир его место в истории и литературе.





АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (19 ч)

37

Добро и зло в русских авторских сказках. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105

Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу

Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Читать по ролям литературные произведения.

Составлять план произведения.

Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам.

Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.

Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.

Сопоставлять авторские произведения с народными.

Сочинять рассказы и записывать их.

Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.



Пользоваться разными источниками информации.

Участвовать в диалоге.

Строить монолог.

Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства.

Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности, представлять результаты творческих работ.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью



38

Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105



39

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105



40

Сравнение характеров героев в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105.



41



Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105



42

Внеклассное чтение Сказки В. Гауфа

Герои произведения, отношение к ним автора.

Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения создавать письменные аннотации прочитанных произведений



43

Р./р. Написание аннотации по предложенному плану «Моя любимая сказка. Советую прочитать»



44

Фантастическое и реальное, смешное и грустное в художественном произведении. Н. С. Гумилев

«Маркиз де Карбас»

С. 106—109

Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека



45

Главный герой, его внутреннее состояние в сказке К. Чапека «Случай с русалками»

С. 110—116

Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям



46

Причины поступков героев в сказке К. Чапека «Случай с русалками»

С. 110—116



47

Внеклассное чтение Авторская сказка.

К. Чапек «Сказки»

Формирование умений представлять прочитанную книгу, определять отношение писателя к героям произведений, помещенных в ней



48

Герои произведения, отношение к ним автора.

К. Чапек «Сказки»



49

Животные. Их место в жизни человека

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» С. 3 – 28

Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст



50

Литературный приём – олицетворение. Авторское отношение к героям сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» С. 3 – 28



51

Р./р. Текст – описание «Удивительное рядом» (описание знакомого животного)



52

Внеклассное чтение

Фантастический рассказ или сказка.

О. Кургузов «Телевизионные макароны»

С. 32 – 35



53

Картинная галерея

М. А. Врубель – художник сказок и былин

«Царевна-Лебедь»

С. 30 -31



54

Проект «Авторские сказки» «Музыканты и художники -иллюстраторы сказок» (сбор материала, составление презентации) С.36 – 37


Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии



55

Проект «Авторские сказки» «Музыканты и художники -иллюстраторы сказок». (защита) С.36 – 37

Развитие интереса к творчеству художника



БАСНИ (8 ч)

56

И.А.Крылов - баснописец. Басня как вид литературного произведения.

И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь»

С. 38 – 40

Углубление знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении

Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Читать наизусть басни по выбору.

Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт.

Сопоставлять произведения разных авторов.



Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках

Оценивать актуальность морали басни.

Находить нужные книги в библиотеке.

Представлять сборники произведений.

Находить нужную информацию с помощью разных источников.



57

Устойчивые выражения в басне И. А. Крылова

«Любопытный»

С. 40 -42



58

Герои басен.

Эзоп «Ворон и Лисица»

С. 42 – 43



59

Аллегория и мораль в басне. И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

С. 44 – 46



60

Сопоставление произведений разных авторов (Эзоп «Ворон и Лисица» и И. А. Крылов «Ворона и Лисица»)

С.42 – 46



61


Внеклассное чтение

История басни в литературе разных времён и народов.

Формирование умений представлять сборники произведений, создавать собственные произведения на темы морали басен



62

Урок – викторина «Знаток басен».



63


Работа с научно-популярными текстами «Кумушка лиса». Животные в литературных произведениях.

С.116 - 117





2-е полугодие

СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (13 ч)

64

Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в рассказе

Ю. Яковлева «Мама»

С. 56 – 58

Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста

Выразительно читать, определять темп, изменение интонации.

Читать наизусть стихотворения.

Определять идею произведения.

Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.

Определять переживания лирического героя.

Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.

Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.



Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.

Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний

Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине




65

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, опитет) в произведении М. Ю. Лермонтова

«Когда волнуется желтеющая нива…»

С. 58—60

Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение



66

Эмоциональный настрой поэтического произведения.

С. А. Есенин

«С добрым утром!»

С. 60 – 62

Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть



67

Внеклассное чтение Произведение о природе и его персонажи. Стихотворения С. А. Есенина

Формирование интереса к связи литературы и музыки. Выявление языковых средств, определяющих музыкальность литературного произведения



68

Внеклассное чтение Языковые средства, определяющие музыкальность литературного произведения.

Стихотворения С. А. Есенина



69

Тема любви к близкому человеку, родному дому, своей Родине в рассказе М. М. Пришвина

«Моя родина»

С. 64 – 65

Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.



70

Адекватное соотношение названия стихотворения с его содержанием.

И. Северянин «Запевка»

С. 66 – 67

Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту



71

Картины природы, созданные автором и увиденные в жизни.

И. С. Никитин «Русь» С. 67 - 70


Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему



72

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения И. С. Никитина«Русь» С. 67 - 70



73


Внеклассное чтение Любимые стихотворения. Эмоциональный настрой поэтического произведения.

С.72 - 74

Приобретение знаний о лирическом произведении. Формирование умения сопоставлять произведения на одну тему



74

Мини-сочинение. Ответить на вопросы, поставленные в последних строчках стихотворения «Что же в них так сердцу дорого и мило? И какая манит тайная к ним сила?» в стихотворении А.Н.Плещеева «Летние песни».



75

Работа с научно-популярными текстами. Окружающая природа и человек – единое целое «Ландыш». С.117 – 118





76

Охрана и защита природы человеком. Научная статья «Валдайский национальный парк». С. 119 – 120



О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (9 ч)

77

«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

«Повесть временных лет». С 75 – 76

Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов

Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.

Читать по ролям.

Выделять способы выражения авторской позиции.

Определять идею произведения.

Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.

Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.



Обращаться к разным источникам информации.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач



78

Герой произведения, отношение к нему автора.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 76 – 82



79

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 76 – 82



80

Народные исторические песни

«Сборы польского короля на Русь»

С. 83 – 84

Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения



81

Эмоционально-смысловое содержание произведения К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» С. 85 – 89



82

Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь. К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» С. 85 – 89



83

Мир ценностей героя, основанный на общечеловеческих ценностях. К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» С. 85 – 89



84

Картинная галерея. Образ исторического героя на полотне современного художника.

В. В. Маторин «Дмитрий Донской» С. 90 – 91


Обогащение знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять эмоционально-смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы. Развитие умения находить необходимую информацию



85

Внеклассное чтение

Образ древнего города в стихотворении Ф. Н. Глинка «Москва». Исторические события, связанные с этим городом. С. 92 - 93



ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (7 ч)


86

Великая Отечественная война: подвиги, гераи, страх, смерть и жизнь в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество»

С. 94 – 96

Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью

Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.

Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.

Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним.

Заучивать наизусть произведения по собственному выбору.



Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента.

Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.

Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека



87

Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 97 – 105

Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений



88

Герои произведения, отношение к ним автора.

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 97 – 105



89

Мини – сочинение на тему «Он совершил поступок во время Великой Отечественной войны». Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 97 – 105



90

Дети и война. Главная мысль произведения.

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

С. 105 –107

Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения



91

Словесный рисунок произведения

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

С. 105 –107



92

Внеклассное чтение

Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне. Драматический сюжет и драматические судьбы С. 108 – 109

Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию



О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (18 ч)

93

Олицетворение как средство художественной выразительности .А. А. Фет

«На рассвете»

С. 110 - 111

Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа

Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Составлять план произведения.

Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления.

Сопоставлять авторские и народные произведения.

Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.

Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.



Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ, викторины.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью



94

Впечатления детей от восприятия произведенияй о природе, рассказ об этих впечатлениях

И. А. Бунин

«Густой зеленый ельник у дороги...»

С. 111 - 113

Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению



95

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Н. А. Некрасов

«Саша» (отрывок)

С. 114 – 115

Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям



96

Произведения о природе для детей. Их особенности. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

С. 4 – 15

Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме



97

Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

С. 4 – 15



98

Внеклассное чтение Связь произведения литературы с другими видами искусств. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

С. 4 – 15

Формирование умений сопоставлять впечатления, вызванные разными видами искусства; определять авторскую позицию; передавать в процессе чтения собственные переживания, вызванные произведением



99

Внеклассное чтение. Музыка и литература. Рисование словесной картины под музыку



100

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

А. Н. Майков «Мать»

С. 15—17

Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему



101

Произведения зарубежной литературы. Причины поступков героев в сказке

Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32

Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения



102

Связь названия произведения с темой текста, мысль текста.

Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32



103

Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь.

Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32



104

Мир ценностей героя, основанный на общечеловеческих ценностях

Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32



105

Внеклассное чтение Х. К. Андерсен

«Снежная королева». Герои произведения, отношение к ним автора.

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию произведения



106

Р./р. Написание краткой рекомендации произведения Х. К. Андерсена

«Снежная королева» по предложенному плану.



107

Картины природы, созданные автором и увиденные в жизни.

А. А. Ахматова

«Перед весной бывают дни такие...»

С. 33

Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром



108

Картинная галерея

И. И. Шишкин «Рожь». Эмоциональный настрой художественного произведения.

Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником



109

Проект «Моя Родина» Малая конференция. (выбор карточки с заданием, подбор материала, подготовка выступления)

С.40 - 41



110


Защита выступления на тему «Моя Родина» Работа с научно-популярными текстами «Соловьи». С. 119 – 120





МИР ДЕТСТВА (19 ч)

111

Герой произведения как читатель. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

С. 42—47

Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному

Выразительно читать произведение.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Творчески пересказывать.

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.

Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.



Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью



112

Крестьянская семья и дети. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

С. 42—47



113

Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях.

Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений



114

Словесный портрет героя из прочитанного произведения о детях



115

Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки)

С. 48—51

Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей



116

Формирование взглядов ребёнка. Его мечты и планы. Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки)

С. 48—51



117

Адекватное соотношение названия стихотворения с его содержанием.

И. А. Бунин «Детство» С. 52



118

Юмористические произведения о детях.

Марк Твен «Великолепный маляр»

С. 53—63

Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков



119

Сравнение характеров героев.

Марк Твен «Великолепный маляр»

С. 53—63



120

Внеклассное чтение Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Формирование умений с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей



121

Словесное рисование портрета главного героя Марк Твен «Приключения Тома Сойера»



122

Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь.

В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» С. 64—71

Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков



123

Мир ценностей героя, основанный на общечеловеческих ценностях. В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» С. 64—71



124

Впечатления детей от восприятия произведенияй о природе, рассказ об этих впечатлениях

М. И. Цветаева «Наши царства С. 72—73

Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора



125

Сравнительная характеристика детей из стихотворения М. И. Цветаевой и «Наши царства и Р. Л. Стивенсона

«Страна кровати»

С. 74—75



126

Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев. А. П. Чехов «Мальчики» С.77 – 86

Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов



127

Диалог как вид речи, его роль в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» С.77 – 86



128

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании рассказа А. П. Чехова «Мальчики» С.77 – 86



129


Работа с научно-популярными текстами «Николай Пржевальский» - великий путешественник.





УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (7 ч)

130

Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

С. 91 – 97

Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора

Выразительно читать.

Пересказывать текст кратко, творчески.

Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения.

Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сопоставлять героев произведения, разные произведения на сходную тему.

Представлять прочитанную книгу.

Создавать письменную аннотацию.



Пользовать разными источниками информации.

Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.

Выстраивать монолог.

Планировать собственную читательскую деятельность



131

Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

С. 91 – 97



132

Сочетание в произведении, реальной истории, живого юмора и трагических событий Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера»

С.99 – 108

Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему



133

Причины поступков персонажей в произведении Д. Свифта Главы из книги «Путешествия Гулливера»

С.99 – 108



134

Внеклассное чтение

Удивительные приключения сверстников

Т. Крюкова «Хрустальный ключ»

Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его



135

Урок – викторина «Знатоки детской художественной литературы».

Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение








136

Подведение итогов за год. Рекомендации для чтения на лето.

























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Специфическое сопровождение (оборудование):

• портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;

• репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты портреты, плакаты; в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»

• иллюстрации к литературным произведениям;

• библиотека книг для внеклассного чтения, научно-популярных изданий для детей,

детских периодических изданий;

• демонстрационные образцы книг представленных авторов;

• стеллаж (демонстрационная полка) для оформления выставок книг;

• стеллаж для хранения книг, портретов, иллюстраций.

Электронно-программное обеспечение:

• записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;

• видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе, о писателях и поэтах,

• презентации по литературному чтению.

Технические средства обучения:

• мультимедийный проектор, DVD плееры, МРЗ плееры;

• компьютер с учебным программным обеспечением;

• музыкальный центр;

• демонстрационный экран;

• магнитная доска;

• цифровой фотоаппарат;

• сканер, ксерокс и принтер.





28