СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе № _______
от «___» ____________ 20 г.
Директор Л.А.Тушнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литературное чтение»
Класс:___4___
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Яблокова Надежда Анатольевна
Педагогический стаж: 8 лет
Квалификация: 1 квал. категория
Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.
Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:
Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
в 2011/2012 учебного года»
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2012/2013 уч.г.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2013/2014 уч.г.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2014/2015 уч.г.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2015/2016 уч.г.
В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:
Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.
Э.Э.Кац Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 3 частях.- М.: АСТ: Астрель,2014 год
Э.Э.Кац / Рабочая тетрадь по литературному чтению для учебника 4 класса в 3 ч.
Э.Э.Кац / Методическое пособие «Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение», М.: Астрель, 2012год
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: литературное чтение. Э.Э.Кац – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
Во втором классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа курса «Литературное чтение» 4 класса (автор Э. Э. Кац) используется без изменений.
По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как цен- ность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся научатся:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся научатся:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Цели и задачи урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |||||||
план | факт | ||||||||||
1-е полугодие | |||||||||||
МИФЫ (9 ч) | |||||||||||
1 | Мифы народов мира. Отличительные особенности и сходства сказки и мифа. Часть 1 С. 3—5 | Приобретение начальных знаний об истоках человеческой цивилизации. Формирование умения создавать план учебной статьи | Составлять план учебной статьи. Представлять сборники произведений. Характеризовать героев. Выделять изобразительные средства языка. Определять жанр произведения. Сопоставлять героев произведений разных жанров. Связывать знания о прошлом с современным опытом. Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний. Работать с аппаратом книги | | | ||||||
2 | Шумерские мифы. Образ главного героя, его внутренний мир в мифе «Подвиги бога Нинурты» С. 5—7 | Обогащение знаний о нравственных качествах людей, определенных в мифах разных народов |
|
| |||||||
3 | Древнегреческие мифы. Герои произведения и их «говорящие» имена «Нарцисс и Эхо» С. 8—11 |
|
| ||||||||
4 | Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в мифе «Нарцисс и Эхо» С. 8—11 |
|
| ||||||||
5 | Внеклассное чтение Мифы Древней Греции. Мифологический герой и его история. С. 18—20 | Формирование умения представлять сборник мифов, характеризовать понравившихся героев |
|
| |||||||
6 | Внеклассное чтение Мифы Древней Греции. Смысл решения Аполлона в мифе «Царь Мидас». С. 18—20 |
|
| ||||||||
7 | Славянские мифы. Мифологические истоки русской национальной культуры С. 12—15 | Обогащение знаний о мифологических истоках русской национальной культуры |
|
| |||||||
8 | Поэтические приемы, пришедшие из мифов А. В. Кольцов «Урожай» С. 16—17 | Обогащение знаний об изобразительных средствах языка и их истоках (олицетворение, метафора) |
|
| |||||||
9 | Работа с научно-популярными текстами. «Восточные славяне в сочинениях византийцев». Работа с энциклопедией. С.117 - 118 | |
|
|
| ||||||
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (16 ч) | |||||||||||
10 | Русские народные сказки. Их создание. Народные сказки С. 21—22 | Формирование умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт | Выразительно читать. Составлять план произведения. Определять главную мысль сказки. Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Комментировать иллюстрации к тексту. Сопоставлять персонажей произведений. Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его. Представлять выбранную книгу. Сопоставлять сказку и миф. Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях. Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи. Находить нужную информацию. Участвовать в групповой работе. Выслушивать позицию оппонента и партнера. Аргументировать собственный вывод. | | | ||||||
11 | Особенности и композиция русской народной сказки «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34 | Формирование умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведения. Развитие внимания к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения | | | |||||||
12 | Причины поступков персонажей в народной сказке «Василиса Прекрасная» С. 23—34 | | | ||||||||
13 | Сравнение славянских мифов с русской народной сказкой «Василиса Прекрасная». С. 23—34 | | | ||||||||
14 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка) С. 23—34 | | | ||||||||
15 | Историческая личность (Пётр I)в сказке «Находчивый солдат» (русская народная сказка) С. 35—37 | Закрепление знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное отношение к ним и аргументировано высказывать его | | | |||||||
16 | Образы главных героев сказки «Мужик и царь» (русская народная сказка) С. 38—41 | | | ||||||||
17 | Сравнительная характеристика двух царей в сказках «Находчивый солдат» и «Мужик и царь». С. 35 – 41 | | | ||||||||
18 | Добро и зло в сказках народов мира. «Портной и царь» (армянская народная сказка) С. 42—46 | Обогащение знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей | | | |||||||
19 | Художественная особенность сказок: лексика, построение (композиция). «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка) С. 47—53 | Формирование умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений, созданных разными народами | | | |||||||
20 | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки в итальянской народной сказке «Кола-Рыба» С. 47—53 | | | ||||||||
21 | Причины поступков персонажей в сказке «Кола-Рыба» С. 47—53 | | | ||||||||
22 | Урок – диспут Сказки народов мира. Их особенности. | | | ||||||||
23 | Внеклассное чтение Причина жестоких поступков в народной сказке «По колено ноги в золоте». С 54 – 60 | | | ||||||||
24 | Внеклассное чтение Отношение создателей к героям индийской сказки «Искусный ковровщик» С. 61 – 64. | | | ||||||||
25 | Работа с научно-популярными текстами «Землетрясение». Природные явления в жизни человека. С. 118 – 120 | |
|
|
| ||||||
БЫЛИНЫ (11 ч) | |||||||||||
26 | Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» С. 66—71 | Приобретение знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль; определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения. Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев | Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Читать по ролям произведение. Оценивать поступки героев. Сопоставлять фольклорных и литературных героев. Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику. Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником | | | ||||||
27 | Герой как организатор событий сюжета в былине «Как Илья из Мурома богатырем стал». С. 66—71 | | | ||||||||
28 | Образ главного героя, его внутренний мир в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81 |
|
| ||||||||
29 | Повторяющееся описание в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник», его значение. С. 72—81 |
|
| ||||||||
30 | Средства художественной выразительности (гипербола, литота) в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81 |
|
| ||||||||
31 | Сравнение отношения Соловья к князю Владимиру и к Илье Муромцу в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» С. 72—81 |
|
| ||||||||
32 | Авторское и народное отношение к богатырю. А. К. Толстой «Илья Муромец» С. 83—85 |
|
| ||||||||
33 | Внеклассное чтение Былины о русских богатырях. Образ главного героя, его внутренний мир в былине Н.Н.Асеева «Илья» С.88 – 89 |
|
| ||||||||
34 | Внеклассное чтение Былина «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Связь героя с родной землёй и его победа. С.89 – 93 |
|
| ||||||||
35 | Картинная галерея В. М. Васнецов «Богатыри». Герои былин в других видах искусств. С. 86—87 | Формирование умения соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи |
|
| |||||||
36 | Работа с научно-популярными текстами «Княжение Владимира Святого». Князь Владимир его место в истории и литературе. | |
|
|
| ||||||
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (19 ч) | |||||||||||
37 | Добро и зло в русских авторских сказках. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 | Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных произведений. Формирование умения находить источники информации по интересующему вопросу | Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа. Читать по ролям литературные произведения. Составлять план произведения. Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам. Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа. Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию. Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений. Сопоставлять авторские произведения с народными. Сочинять рассказы и записывать их. Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений. Пользоваться разными источниками информации. Участвовать в диалоге. Строить монолог. Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства. Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности, представлять результаты творческих работ. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью | | | ||||||
38 | Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 | | | ||||||||
39 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 | | | ||||||||
40 | Сравнение характеров героев в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105. | | | ||||||||
41 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» С. 94—105 | | | ||||||||
42 | Внеклассное чтение Сказки В. Гауфа Герои произведения, отношение к ним автора. | Обогащение знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения создавать письменные аннотации прочитанных произведений |
|
| |||||||
43 | Р./р. Написание аннотации по предложенному плану «Моя любимая сказка. Советую прочитать» |
|
| ||||||||
44 | Фантастическое и реальное, смешное и грустное в художественном произведении. Н. С. Гумилев «Маркиз де Карбас» С. 106—109 | Развитие внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека |
|
| |||||||
45 | Главный герой, его внутреннее состояние в сказке К. Чапека «Случай с русалками» С. 110—116 | Формирование умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям |
|
| |||||||
46 | Причины поступков героев в сказке К. Чапека «Случай с русалками» С. 110—116 |
|
| ||||||||
47 | Внеклассное чтение Авторская сказка. К. Чапек «Сказки» | Формирование умений представлять прочитанную книгу, определять отношение писателя к героям произведений, помещенных в ней |
|
| |||||||
48 | Герои произведения, отношение к ним автора. К. Чапек «Сказки» |
|
| ||||||||
49 | Животные. Их место в жизни человека Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» С. 3 – 28 | Формирование умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль, творчески пересказывать текст |
|
| |||||||
50 | Литературный приём – олицетворение. Авторское отношение к героям сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» С. 3 – 28 |
|
| ||||||||
51 | Р./р. Текст – описание «Удивительное рядом» (описание знакомого животного) |
|
| ||||||||
52 | Внеклассное чтение Фантастический рассказ или сказка. О. Кургузов «Телевизионные макароны» С. 32 – 35 |
|
| ||||||||
53 | Картинная галерея М. А. Врубель – художник сказок и былин «Царевна-Лебедь» С. 30 -31 |
|
| ||||||||
54 | Проект «Авторские сказки» «Музыканты и художники -иллюстраторы сказок» (сбор материала, составление презентации) С.36 – 37 | Развитие внимания к авторской позиции, умения аргументировать сделанный вывод. Развитие воображения, умения придумывать ситуацию по аналогии |
|
| |||||||
55 | Проект «Авторские сказки» «Музыканты и художники -иллюстраторы сказок». (защита) С.36 – 37 | Развитие интереса к творчеству художника |
|
| |||||||
БАСНИ (8 ч) | |||||||||||
56 | И.А.Крылов - баснописец. Басня как вид литературного произведения. И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь» С. 38 – 40 | Углубление знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов, создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне. Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в художественном произведении | Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Читать наизусть басни по выбору. Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт. Сопоставлять произведения разных авторов. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках Оценивать актуальность морали басни. Находить нужные книги в библиотеке. Представлять сборники произведений. Находить нужную информацию с помощью разных источников. | | | ||||||
57 | Устойчивые выражения в басне И. А. Крылова «Любопытный» С. 40 -42 |
|
| ||||||||
58 | Герои басен. Эзоп «Ворон и Лисица» С. 42 – 43 |
|
| ||||||||
59 | Аллегория и мораль в басне. И. А. Крылов «Ворона и Лисица» С. 44 – 46 |
|
| ||||||||
60 | Сопоставление произведений разных авторов (Эзоп «Ворон и Лисица» и И. А. Крылов «Ворона и Лисица») С.42 – 46 |
|
| ||||||||
61 | Внеклассное чтение История басни в литературе разных времён и народов. | Формирование умений представлять сборники произведений, создавать собственные произведения на темы морали басен |
|
| |||||||
62 | Урок – викторина «Знаток басен». |
|
| ||||||||
63 | Работа с научно-популярными текстами «Кумушка лиса». Животные в литературных произведениях. С.116 - 117 | |
|
|
| ||||||
2-е полугодие | |||||||||||
СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (13 ч) | |||||||||||
64 | Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность в рассказе Ю. Яковлева «Мама» С. 56 – 58 | Обогащение знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического текста | Выразительно читать, определять темп, изменение интонации. Читать наизусть стихотворения. Определять идею произведения. Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Определять переживания лирического героя. Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения. Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план. Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений. Знакомиться с жизнью творческих личностей. Постигать смысл патриотического отношения к Родине | | | ||||||
65 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, опитет) в произведении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» С. 58—60 | Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и способам его создания. Привлечение внимания к значительным идейно-нравственным проблемам и их обсуждение |
|
| |||||||
66 | Эмоциональный настрой поэтического произведения. С. А. Есенин «С добрым утром!» С. 60 – 62 | Развитие умения соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями. Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор стихотворения для чтения наизусть |
|
| |||||||
67 | Внеклассное чтение Произведение о природе и его персонажи. Стихотворения С. А. Есенина | Формирование интереса к связи литературы и музыки. Выявление языковых средств, определяющих музыкальность литературного произведения |
|
| |||||||
68 | Внеклассное чтение Языковые средства, определяющие музыкальность литературного произведения. Стихотворения С. А. Есенина |
|
| ||||||||
69 | Тема любви к близкому человеку, родному дому, своей Родине в рассказе М. М. Пришвина «Моя родина» С. 64 – 65 | Формирование умений работать с учебной статьей; Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции писателей, выраженные в произведениях на сходную тему. |
|
| |||||||
70 | Адекватное соотношение названия стихотворения с его содержанием. И. Северянин «Запевка» С. 66 – 67 | Развитие внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к собственному читательскому опыту |
|
| |||||||
71 | Картины природы, созданные автором и увиденные в жизни. И. С. Никитин «Русь» С. 67 - 70 | Формирование умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему |
|
| |||||||
72 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения И. С. Никитина«Русь» С. 67 - 70 |
|
| ||||||||
73 | Внеклассное чтение Любимые стихотворения. Эмоциональный настрой поэтического произведения. С.72 - 74 | Приобретение знаний о лирическом произведении. Формирование умения сопоставлять произведения на одну тему |
|
| |||||||
74 | Мини-сочинение. Ответить на вопросы, поставленные в последних строчках стихотворения «Что же в них так сердцу дорого и мило? И какая манит тайная к ним сила?» в стихотворении А.Н.Плещеева «Летние песни». |
|
| ||||||||
75 | Работа с научно-популярными текстами. Окружающая природа и человек – единое целое «Ландыш». С.117 – 118 | |
|
|
| ||||||
76 | Охрана и защита природы человеком. Научная статья «Валдайский национальный парк». С. 119 – 120 |
|
| ||||||||
О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (9 ч) | |||||||||||
77 | «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. «Повесть временных лет». С 75 – 76 | Формирование умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать знания, полученные при изучении разных предметов | Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей. Читать по ролям. Выделять способы выражения авторской позиции. Определять идею произведения. Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения. Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему. Обращаться к разным источникам информации. Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения. Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач | | | ||||||
78 | Герой произведения, отношение к нему автора. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 76 – 82 | | | ||||||||
79 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» С. 76 – 82 | | | ||||||||
80 | Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь» С. 83 – 84 | Расширение знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения |
|
| |||||||
81 | Эмоционально-смысловое содержание произведения К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» С. 85 – 89 |
|
| ||||||||
82 | Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь. К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» С. 85 – 89 |
|
| ||||||||
83 | Мир ценностей героя, основанный на общечеловеческих ценностях. К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин» С. 85 – 89 |
|
| ||||||||
84 | Картинная галерея. Образ исторического героя на полотне современного художника. В. В. Маторин «Дмитрий Донской» С. 90 – 91 | Обогащение знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять эмоционально-смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы. Развитие умения находить необходимую информацию |
|
| |||||||
85 | Внеклассное чтение Образ древнего города в стихотворении Ф. Н. Глинка «Москва». Исторические события, связанные с этим городом. С. 92 - 93 |
|
| ||||||||
ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (7 ч) | |||||||||||
| |||||||||||
86 | Великая Отечественная война: подвиги, гераи, страх, смерть и жизнь в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество» С. 94 – 96 | Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью | Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения. Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним. Заучивать наизусть произведения по собственному выбору. Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента. Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения. Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека | | | ||||||
87 | Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 97 – 105 | Формирование умений составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений |
|
| |||||||
88 | Герои произведения, отношение к ним автора. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 97 – 105 |
|
| ||||||||
89 | Мини – сочинение на тему «Он совершил поступок во время Великой Отечественной войны». Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» С. 97 – 105 |
|
| ||||||||
90 | Дети и война. Главная мысль произведения. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» С. 105 –107 | Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне. Формирование умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения |
|
| |||||||
91 | Словесный рисунок произведения А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» С. 105 –107 |
|
| ||||||||
92 | Внеклассное чтение Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне. Драматический сюжет и драматические судьбы С. 108 – 109 | Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, передавать авторскую интонацию |
|
| |||||||
О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (18 ч) | |||||||||||
93 | Олицетворение как средство художественной выразительности .А. А. Фет «На рассвете» С. 110 - 111 | Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта общения с природой. Приобретение опыта самоанализа | Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении. Определять смысл названия, главную мысль произведения. Объяснять смысл слова в контексте произведения. Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения. Составлять план произведения. Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их. Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения. Выбирать стихотворения для заучивания. Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления. Сопоставлять авторские и народные произведения. Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению. Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения. Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний. Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников. Объяснять и обосновывать собственные выводы. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ, викторины. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью | | | ||||||
94 | Впечатления детей от восприятия произведенияй о природе, рассказ об этих впечатлениях И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...» С. 111 - 113 | Формирование умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные иллюстрации к произведению |
|
| |||||||
95 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок) С. 114 – 115 | Развитие внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование умения создавать письменные работы по личным впечатлениям |
|
| |||||||
96 | Произведения о природе для детей. Их особенности. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» С. 4 – 15 | Формирование умений объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями, передавать их в письменной форме |
|
| |||||||
97 | Содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» С. 4 – 15 |
|
| ||||||||
98 | Внеклассное чтение Связь произведения литературы с другими видами искусств. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» С. 4 – 15 | Формирование умений сопоставлять впечатления, вызванные разными видами искусства; определять авторскую позицию; передавать в процессе чтения собственные переживания, вызванные произведением |
|
| |||||||
99 | Внеклассное чтение. Музыка и литература. Рисование словесной картины под музыку |
|
| ||||||||
100 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. А. Н. Майков «Мать» С. 15—17 | Формирование умений анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи, сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему |
|
| |||||||
101 | Произведения зарубежной литературы. Причины поступков героев в сказке Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32 | Формирование умений объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения |
|
| |||||||
102 | Связь названия произведения с темой текста, мысль текста. Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32 |
|
| ||||||||
103 | Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь. Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32 |
|
| ||||||||
104 | Мир ценностей героя, основанный на общечеловеческих ценностях Х. К. Андерсен «Соловей» С.19 – 32 |
|
| ||||||||
105 | Внеклассное чтение Х. К. Андерсен «Снежная королева». Герои произведения, отношение к ним автора. | Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию произведения |
|
| |||||||
106 | Р./р. Написание краткой рекомендации произведения Х. К. Андерсена «Снежная королева» по предложенному плану. |
|
| ||||||||
107 | Картины природы, созданные автором и увиденные в жизни. А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» С. 33 | Формирование умений характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении; объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие воображения, умения наблюдать за окружающим миром |
|
| |||||||
108 | Картинная галерея И. И. Шишкин «Рожь». Эмоциональный настрой художественного произведения. | Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением и произведением изобразительного искусства; анализировать средства, использованные художником |
|
| |||||||
109 | Проект «Моя Родина» Малая конференция. (выбор карточки с заданием, подбор материала, подготовка выступления) С.40 - 41 |
|
| ||||||||
110 | Защита выступления на тему «Моя Родина» Работа с научно-популярными текстами «Соловьи». С. 119 – 120 | |
|
|
| ||||||
МИР ДЕТСТВА (19 ч) | |||||||||||
111 | Герой произведения как читатель. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» С. 42—47 | Формирование умений читать литературный текст по ролям, определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к прочитанному | Выразительно читать произведение. Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям. Творчески пересказывать. Определять главную мысль. Составлять план произведения. Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей. Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями. Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Сопоставлять героев разных произведений. Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания. Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью | | | ||||||
112 | Крестьянская семья и дети. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» С. 42—47 | | | ||||||||
113 | Внеклассное чтение Произведения русских поэтов о детях. | Формирование умений находить нужную информацию, работать с книгой, представлять сборник произведений |
|
| |||||||
114 | Словесный портрет героя из прочитанного произведения о детях |
|
| ||||||||
115 | Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки) С. 48—51 | Развитие внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей |
|
| |||||||
116 | Формирование взглядов ребёнка. Его мечты и планы. Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки) С. 48—51 |
|
| ||||||||
117 | Адекватное соотношение названия стихотворения с его содержанием. И. А. Бунин «Детство» С. 52 |
|
| ||||||||
118 | Юмористические произведения о детях. Марк Твен «Великолепный маляр» С. 53—63 | Формирование умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков |
|
| |||||||
119 | Сравнение характеров героев. Марк Твен «Великолепный маляр» С. 53—63 |
|
| ||||||||
120 | Внеклассное чтение Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Формирование умений с текстом: выбирать эпизоды для инсценировки, выделять авторский текст и реплики персонажей |
|
| |||||||
121 | Словесное рисование портрета главного героя Марк Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
| ||||||||
122 | Портрет, характер героев, выраженный через поступки и речь. В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» С. 64—71 | Формирование умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным. Формирование критериев оценки человеческих поступков |
|
| |||||||
123 | Мир ценностей героя, основанный на общечеловеческих ценностях. В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» С. 64—71 |
|
| ||||||||
124 | Впечатления детей от восприятия произведенияй о природе, рассказ об этих впечатлениях М. И. Цветаева «Наши царства С. 72—73 | Формирование умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической речи, передающих чувства и мысли автора |
|
| |||||||
125 | Сравнительная характеристика детей из стихотворения М. И. Цветаевой и «Наши царства и Р. Л. Стивенсона «Страна кровати» С. 74—75 |
|
| ||||||||
126 | Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев. А. П. Чехов «Мальчики» С.77 – 86 | Формирование умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов |
|
| |||||||
127 | Диалог как вид речи, его роль в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» С.77 – 86 |
|
| ||||||||
128 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании рассказа А. П. Чехова «Мальчики» С.77 – 86 |
|
| ||||||||
129 | Работа с научно-популярными текстами «Николай Пржевальский» - великий путешественник. | |
|
|
| ||||||
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ (7 ч) | |||||||||||
130 | Интерес читателей к событиям и приключениям в жизни героев прошедших времён. Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» С. 91 – 97 | Обогащение знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения «включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие чувства юмора | Выразительно читать. Пересказывать текст кратко, творчески. Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения. Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Сопоставлять героев произведения, разные произведения на сходную тему. Представлять прочитанную книгу. Создавать письменную аннотацию. Пользовать разными источниками информации. Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию. Выстраивать монолог. Планировать собственную читательскую деятельность | | | ||||||
131 | Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена» С. 91 – 97 | | | ||||||||
132 | Сочетание в произведении, реальной истории, живого юмора и трагических событий Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера» С.99 – 108 | Формирование умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу, создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на одну тему |
|
| |||||||
133 | Причины поступков персонажей в произведении Д. Свифта Главы из книги «Путешествия Гулливера» С.99 – 108 |
|
| ||||||||
134 | Внеклассное чтение Удивительные приключения сверстников Т. Крюкова «Хрустальный ключ» | Формирование умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его |
|
| |||||||
135 | Урок – викторина «Знатоки детской художественной литературы». | Формирование умений представлять любимых авторов; выявлять черты, объединяющие их произведения; создавать рекомендации любимых книг; аргументировать своё мнение |
|
| |||||||
136 | Подведение итогов за год. Рекомендации для чтения на лето. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Специфическое сопровождение (оборудование):
• портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;
• репродукции картин художников-пейзажистов, натюрморты портреты, плакаты; в соответствии с тематикой литературных произведений и рубрики «Картинная галерея»
• иллюстрации к литературным произведениям;
• библиотека книг для внеклассного чтения, научно-популярных изданий для детей,
детских периодических изданий;
• демонстрационные образцы книг представленных авторов;
• стеллаж (демонстрационная полка) для оформления выставок книг;
• стеллаж для хранения книг, портретов, иллюстраций.
Электронно-программное обеспечение:
• записи музыкальных произведений, соответствующих тематике литературных произведений;
• видеофильмы и музыкальные слайд-шоу о природе, о писателях и поэтах,
• презентации по литературному чтению.
Технические средства обучения:
• мультимедийный проектор, DVD плееры, МРЗ плееры;
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• музыкальный центр;
• демонстрационный экран;
• магнитная доска;
• цифровой фотоаппарат;
• сканер, ксерокс и принтер.
28