- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса отводится 3 часа в неделю.
Общее количество часов – 105.
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Оценка достижений.
Народные сказки ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый волк», «Сивка – Бурка»).
Д.Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго зайца»).
* С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»).
М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрепанный воробей»); В.П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); Люби живое 17ч
М.М.Пришвин («Моя Родина»); И.С.Соколов- Микитов («Листопадничек»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров («Наша Жучка»).
Б.В. Шергин («Собирай по ягодке..»); А.П.Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В.Г.Распутин («Мама куда- то ушла»); Н.Н.Носов («Федина задача»; «Телефон»).
Ю.И.Ермолаев («Проговорился»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).
Мифы и легенды древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
* Братья Гримм («Принц - лягушонок»); Ш.Перро («Рике с хохолком»).
№ п/п | Тема урока | Дата | Факт | Планируемый результат | Формируемые УУД | Домашнее задание |
1 четверть 24 часа |
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 03.09 | | Уметь ориентироваться в учебнике, знать и применять условные обозначения при выполнении заданий; находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарём в конце учебника | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | |
2. | Самое великое чудо на свете. Книги, прочитанные летом. | 05.09 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме на уроке; представлять любимую книгу и любимых героев, рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно; выражать своё мнение при обсуждении прочитанных произведений. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра | С. 3-4 |
3. | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первые книги адыгов | 07.09 | | Уметь читать текст целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания; увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структуирование информации | С. 6-7 |
4. | Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике. | 10.09 | | Уметь находить необходимую информацию в книге, обобщать полученную информацию по истории создания книги; участвовать в работе группы. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра | С.8-12 |
5. | Обобщение по теме «Самое удивительное чудо на свете» Тест | 12.09 | | Уметь осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего; составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя); проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 12 |
6. | Знакомство с названием раздела Адыгейские народные песни. | 14.09 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке; различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | С.13-15 |
7. | Русские народные песни. | 17.09 | | Уметь находить созвучные окончания слов в песне; воспроизводить наизусть текст народных песен | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации | С. 16-17 |
8. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Национальные игры | 19.09 | | Уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | С. 18-19 |
9. | Произведения прикладного искусства: гжель, хохлома, дымковская игрушка. Адыгейский орнамент. | 21.09 | | Уметь различать и называть виды прикладного искусства; читать текст целыми словами, без ошибок и повторов | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 20-21 |
10. | Сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Деление текста на части.ка». | 24.09 | | Уметь читать текст целыми словами, без ошибок и повторов; осмысливать содержание прочитанного текста с помощью вопросов | Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | С. 22-27 |
11. | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». Чтение. | 26.09 | | Уметь характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок; называть другие русские народные сказки, находить героев, которые противоположны в сказке. Соотносить иллюстрации И. Билибина и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации | С. 28-39 |
12. | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». Подробный пересказ. | 28.09 | | С. 28-39 |
13. | Сказка «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. | 01.10 | | Уметь определять особенности волшебных сказок, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; сравнивать героев разных сказок; придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, выражать свою позицию | умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции | С. 40-50 |
14. | Сказка «Сивка-бурка». Составление плана сказки. | 03.10 | | С. 40-50 |
15. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 05.10 | | Уметь контролировать своё чтение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 51-57 |
16. | Знакомство с названием раздела. Я. Смоленский. «Как научиться читать стихи». | 08.10 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | С. 60-61 |
17. | Русские поэты 19-20 века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» Дж.Чуяко «Гром» | 10.10 | | Уметь наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | С. 62 |
18. | Ф. И. Тютчев. «Листья». Звукопись, олицетворение-средства худ. выразительности. | 12.10 | | Уметь читать стихи, передавая с помощью интонации настроение поэта; определять средства выразительности; сочинять свой рассказ об осенних листьях. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С.63 |
19. | А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…» «Зреет рожь над жаркой нивой…» Эпитеты. | 15.10 | | Уметь наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Уметь слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; определять средства выразительности; использовать приёмы интонационного чтения | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания. | С. 64-65 |
20 | И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» Заголовок стихотворения. | 17.10 | | Уметь представлять подвижные картины весенней природы; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 66-67 |
21. | И. С. Никитин. «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы. | 19.10 | | Уметь составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | С. 68-71 |
22. | И. Суриков «Детство». И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы. | 22.10 | | Уметь использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения); оценивать свой ответ. Уметь сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности; читать стихи друг другу, работая в паре. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и слышать партнера. | С. 72-77 |
23. | Урок- путешествие в Литературную страну. Произведения поэтов Республики Адыгея | 24.10 | | Уметь участвовать в работе группы, самостоятельно оценивать свои достижения. | Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 26.10 | | Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 78-80 |
2 четверть 24 часа |
25. | Знакомство с названием раздела. А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни Пушкина». | 05.11 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 81-85 |
26. | Лирические стихи. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…». Эпитет, сравнение. | 07.11 | | Уметь наблюдать за жизнью слов в лирическом стихотворении; различать лирическое и прозаическое произведения. Уметь определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); придумывать свои собственные эпитеты; находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | С. 86-87 |
27. | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Настроение стихотворения. | 09.11 | | Уметь называть отличительные особенности стихотворного текста; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | С. 88-89 |
28. | А. С. Пушкин. «Зимний вечер». Приём контраста как средство создания картин. | 12.11 | | Уметь использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. | Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | С. 90-91 |
29. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. | 14.11 | | Знать особенности литературной сказки; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 92-128 |
30. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». События сказочного текста. | 16.11 | | Уметь характеризовать героев сказки с опорой на текст; составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 92-128 |
31. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. | 19.11 | | | С. 92-128 |
32. | Басни И. А. Крылова. «Мартышка и очки». Мораль басен. | 21.11 | | Уметь определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 134-135 |
33. | И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». Характеристика героев басни. | 23.11 | | Уметь характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | С. 136-137 |
34. | И.А.Крылов «Ворона и лисица». Инсценирование басни. | 26.11 | | Уметь различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 138-139 |
35. | М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…». Сравнение лирического текста с живописью. | 28.11 | | Уметь планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Уметь сравнивать произведение живописи и произведение литературы. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | С. 142-145 |
Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов |
36. | М.Ю.Лермонтов «Утёс». «Осень». Выразительное чтение. | 30.11 | | Уметь наблюдать за жизнью слов в лирическом стихотворении; находить средства художественной выразительности; создавать с помощью слов собственные картины. | С. 146 С. 147 |
37. | Детство Л.Н.Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения. | 03.12 | | Уметь планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. | Логические: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. | с. 150-151 |
38. | Л. Н. Толстой. «Акула». Тема и главная мысль. | 05.12 | | Уметь определять героев произведения, характеризовать их; выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. | Общеучебные : смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации | С. 152-155 |
39. | Л.Н.Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов. | 07.12 07.12 | | Уметь определять героев произведения, характеризовать их; выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. | С. 156-159 |
40. | Л.Н.Толстой. Быль «Лев и собачка». | 10.12 | | Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; отрабатывать выразительность чтения. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 160-161 |
41. | Рассказ-описание. «Какая бывает роса на траве». | 12.12 | | Уметь определять особенности прозаического лирического текста | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 162 |
42. | Текст-рассуждение. «Куда девается вода из моря?» | 14.12 | | Уметь определять признаки научно-познавательного текста; сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. | С. 163 |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 17.12 | | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 164-166 |
44. | Знакомство с названием раздела. Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Настроение стихотворения. | 19.12 | | Уметь прогнозировать содержание раздела; наблюдать за ритмом и интонацией стихотворного произведения; воспринимать стихи на слух. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера. | С. 167-170 |
45. | Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».Авторское отношение к герою. | 21.12 | | Уметь находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения; объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении; создавать словесные картины по тексту стихотворения; читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 170-172 |
46. | Выразительное чтение стихотворений. К,Д,Бальмонт «Золотое слово». И.Машбаш «Живи, добро верши» | 24.12 | | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. | С. 173 |
47. | И.А.Бунин «Детство». «Полевые цветы». Словесное рисование. И.А.Бунин «Густой зелёный ельни у дороги…». Рифма. Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 26.12 | | Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | |
Уметь читать выразительно стихотворение; восстанавливать текст стихотворения по рифмам. Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и слышать партнера. | С. 174-178 |
48. | Знакомство с названием раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка | 28.12 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | С. 179-181 |
3 четверть 30 часов |
49. | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». Характеристика героев. | 11.01 | | Уметь воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 182-187 |
50. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | 14.01 | | Уметь читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки; соотносить пословицы с главной мыслью произведения | Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | С. 188-195 |
51. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 16.01 | | Уметь понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия | С. 188-195 |
52. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» Сравнение народной и литературной сказок. | 18.01 | | Уметь наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках, объяснять значения слов с опорой на текст или с помощью словарей; сравнивать героев, характеризовать их, используя текст; определять авторское отношение к изображаемому; читать сказку в лицах. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 196-208 |
53. | Знакомство с названием раздела. М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. | 21.01 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | С. 3-11 |
Уметь воспринимать на слух художественный текст; соотносить иллюстрации и текст текста; передавать настроение при чтении; различать вымышленные события и реальные. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
54. | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 23.01 | | Уметь выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. | | С. 12-24 |
55. | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. Составление плана. | 25.01 | | Уметь определять смысл произведения; объяснять лексическое значение слов на основе словаря учебника и толкового словаря; пересказывать текст подробно, кратко и выборочно; определять характеристики героев произведения с опорой на текст. | Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | С. 13-23 |
56. | А.Куприн «Слон». Чтение текста. | 28.01 | | Уметь воспринимать на слух художественный текст; наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе; высказывать своё мнение, отношение. | Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | С. 25-40 |
57. | А.Куприн «Слон». Основные события произведения. | 30.01 | | С. 25-40 |
58. | Обобщение по разделу « Были – небылицы» Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 01.02 | | Уметь оценивать свои достижения, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С.42-44 |
59. | Знакомство с названием раздела. С.Чёрный. Стихи о животных. С.Чёрный «Слон». Авторское отношение к изображаемому. | 04.02 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, уметь находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения; наблюдать за ритмом стихотворного произведения. Уметь определять авторское отношение к изображаемому. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | С. 45-47 |
Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | С. 48-49 |
60. | А.А.Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав. | 06.02 | | Уметь объяснять смысл выражений с опорой на текст или словари; придумывать стихотворные тексты; проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. | С. 50-51 |
61. | А.А.Блок «Сны», «Ворона». Сравнение стихов разных авторов на одну тему. | 08.02 | | С. 51-54 |
62. | С.А.Есенин «Черёмуха». Выразительное чтение. | 11.02 | | Уметь использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 55-56 |
63. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 13.02 | | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 56 |
64. | Знакомство с названием раздела. М.Пришвин «Моя родина». Моя малая Родина | 15.02 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | С. 57-59 |
65. | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра.Рассказ о герое. | 18.02 | | Уметь определять жанр произведения, основную мысль рассказа; сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер; пересказывать текст, дополняя его содержание. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | С. 60-67 |
66. | В.Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста. | 20.02 | | Уметь воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; придумывать заголовки. | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | С. 68-70 |
67. | В.Белов «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа. | 22.02 | | Уметь рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать отрывки из произведения. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 70-72 |
68. | В.Бианки «Мышонок Пик». Чтение текста. | 25.02 | | Уметь определять последовательность событий в произведении; понимать и объяснять поступки героев; понимать авторское отношение к героям и их поступкам; составлять план рассказа; пересказывать по плану от лица героя. | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | С. 73-82 |
69. | В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 27.02 | | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 73-82 |
70. | Б.Житков «Про обезьянку». Чтение текста. | 01.03 | | Уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественный текст; наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе; высказывать своё мнение, отношение. Уметь понимать авторское отношение к героям и их поступкам; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 83-97 |
71. | Б.Житков «Про обезьянку». Основные события произведения. Герои произведения. | 04.03 | | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | С. 83-97 |
72. | В.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 06.03 | | Уметь определять смысл произведения; объяснять лексическое значение слов на основе словаря учебника и толкового словаря; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним | Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | С. 98-102 |
73. | В.Драгунский «Он живой и светится…». Нравственный смысл рассказа. | 11.03 | | Уметь воспринимать на слух художественные произведения; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое; читать по ролям | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 102-106 |
74. | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 13.03 | | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 106-108 |
75. | Знакомство с названием раздела. С.Маршак «Гроза днём». Х.Панеш «После дождя» | 15.03 | | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. | | С. 109-110 |
76 | С.Маршак «В лесу над росистой поляной…». Выразительное чтение. | 18.03 | | Уметь читать стихи с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 111 |
77 | А.Барто «Разлука». Настроение стихотворения. А.Барто «В театре». Составление диалога. | 20.03 | | Уметь читать стихи с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса Уметь читать стихи с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели | С. 112-113 |
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации | С. 113-115 |
78 | С.Михалков «Если». Выразительное чтение. | 22.03 | | Уметь самостоятельно придумывать свои вопросы к стихотворению; читать стихи с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. | С. 116-117 |
4 четверть 27 часов |
79 | Е.Благинина «Кукушка». «Котёнок». Настроение стихотворения. Дж. Чуяко «Про котёнка» | 01.04 | | Уметь передавать настроение при чтении с помощью интонации, сравнивать название произведения и его содержание. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 118-119 |
80 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 03.04 | | Уметь контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 122 |
81 | Знакомство с названием раздела. Б.Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок.Соотнесение пословицы с содержанием. | 05.04 | | Уметь прогнозировать содержание раздела; объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Уметь объяснять смысл названия произведения; соотносить пословицу с содержанием произведения. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Логические: анализ объектов с целью выделения признаков. | С. 123-128 |
82 | А.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. | 08.04 | | Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое; читать по ролям | Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | С. 129-136 |
83 | А.Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. | 10.04 | | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 129-136 |
84 | А.Платонов «Ещё мама». Особенности речи героев. | 12.04 | | Уметь придумывать свои вопросы к тексту; читать текст без ошибок; находить необходимую информацию в тексте; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое; читать по ролям. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | С. 137-143 |
85 | А.Платонов «Ещё мама». Чтение диалога по ролям. | 15.04 | | С. 137-143 |
86 | М.Зощенко «Золотые слова». Основные события произведения. | 17.04 | | Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое; читать по ролям; объяснять лексическое значение слов на основе словаря учебника и толкового словаря. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 144-153 |
87 | М.Зощенко «Золотые слова». Чтение по ролям эпизода. | 19.04 | | Общеучебные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | С. 144-153 |
88 | М.Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. | 22.04 | | Уметь понимать особенности юмористического произведения, выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять авторское отношение к героям рассказа; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; восстанавливать порядок событий в рассказе. | Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | С. 154-164 |
89 | Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. | 24.04 | | Уметь анализировать заголовок произведения; инсценировать фрагмент рассказа. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Логические: анализ объектов с целью выделения признаков | С. 164-169 |
90 | Н.Носов «Телефон». Инсценирование. | 26.04 | | Уметь составлять план рассказа, пересказывать текст на основе вопросов; объяснять отдельные выражения, используя словарь учебника или толковый словарь. Уметь составлять план рассказа, пересказывать текст на основе вопросов; объяснять отдельные выражения, используя словарь учебника или толковый словарь. | Общеучебные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | С. 170-172 |
91 | Юмористические рассказы Носова. Проверим себя и оценим свои достижения. | 29.04 | | Уметь понимать особенности юмористического произведения, выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять авторское отношение к героям рассказа; рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним Уметь придумывать собственные весёлые истории; оценивать свой ответ. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 172 |
92 | Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки»-самые старые детские журналы. Журнал Родничок | 03.05 | | Уметь прогнозировать содержание раздела; находить необходимую информацию в журналах; выбирать для себя необходимый и интересный журнал. | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | С. 173-174 |
93 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».Главная мысль рассказа. | 06.05 | | Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | С. 175-178 |
94 | Ю.Ермолаев «Проговорился». Чтение в лицах. | 08.05 | | Уметь воспринимать на слух художественное произведение; придумывать вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое | Общеучебные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков . | С. 179-181 |
95 | Ю.Ермолаев «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. | 10.05 | | С. 181-183 |
96 | Г.Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов | 13.05 | | Уметь сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды); использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». | Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | С. 183-184 |
97 | Г.Остер «Как получаются легенды». Легенды своей семьи, своей республики. | 15.05 | | С. 184-186 |
98 | Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. | 17.05 | | Уметь передавать настроение при чтении с помощью интонации, сравнивать название произведения и его содержание. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 186-188 |
99 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 20.05 | | Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С.188 |
100 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | 21.05 | | Уметь читать и воспринимать на слух художественное произведение; находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире; пересказывать выборочно произведение. | Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | С. 190-199 |
101 | Мифологические герои и их подвиги « В гостях у старого Нарта» | 22.05 | | Общеучебные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | С. 190-199 |
102 103 | Г-Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 24.05 37.05 | | Уметь определять нравственный смысл сказки; придумывать иллюстрации к тексту, которые помогут передать содержание сказки подробно. | | С. 200-215 |
Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
104 | Сказки зарубежных писателей. Адыгейские сказки. | 29.05 | | Уметь находить книги зарубежных сказочников в домашней и школьной библиотеках; рассказывать о прочитанных книгах, выражать своё мнение. | Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
105 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 31.05 | | Уметь проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | С. 215 |
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных. предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлении о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематически чтении;
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.