Рабочая программа
Литературное чтение, 4 класс
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
(уровень образования)
Базовый
2022-2023 учебный год
(срок реализации программы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 4 класса МБОУ СОШ Чехов – 2 по литературному чтению составлена в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015 г.);
с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённым Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями в соответствии с Приказом от 23.12.2020г.№ 766 Министерства просвещения Российской Федерации, вступившим в силу с 13.03.2021г.);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования МБОУ СОШ…, утверждённой приказом № ….г.;
с учебным планом МБОУ СОШ ….уч.г., утверждённым приказом № ….г.;
на основе предметной программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. «Литературное чтение». 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В двух частях. – М.: Просвещение, 2019.
На изучение курса отводится 93 часа из расчета 3,5 часа в неделю. Вся учебная программа будет пройдена полностью за счет уплотнения материала.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тестовые, проверочные, контрольные и творческие работы, проекты, тексты для проверки навыка чтения и уровня начитанности обучающихся.
Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить обучающихся чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи обучающихся, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно – познавательным.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов обусловлено учебным графиком школы на 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов | Контроль знаний | Проекты |
по предметной программе | по рабочей программе |
1 | Летописи. Былины. Жития | 7 | 9 | 1 | 1 |
2 | Чудесный мир классики | 17 | 16 | | |
3 | Поэтическая тетрадь | 8 | 8 | 1 | |
4 | Литературные сказки | 16 | 11 | | |
5 | Делу время – потехе час | 6 | 6 | | |
6 | Страна детства | 6 | 5 | | |
7 | Природа и мы | 9 | 6 | | |
8 | Родина | 5 | 4 | | 1 |
9 | Страна Фантазия | 5 | 6 | | |
10 | Зарубежная литература | 14 | 11 | 1 | |
| ИТОГО | 93 | 82 | 3 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения
Личностные
Обучающиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки – концерты, уроки – праздники, уроки – конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Обучающиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини – группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможны путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходство и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно – выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения различных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример…» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалога героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта. Выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Обучающиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно – познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно – эстетическую оценку;
соотносить нравственно – эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладевать некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений;
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённым великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т.д.).
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по л.чт
№ п/п | Содержание и тип урока | Дата | Коррек-тировка |
год | трим. |
I триместр (25 ч) |
Летописи. Былины. Жития (9 ч) |
1 | 1 | Знакомство с названием раздела. «Летописи. Былины. Жития»(урок открытия нового знания) | 02.09 | |
2 | 2 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» (урок открытия нового знания) | 07.09 | |
3 | 3 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой(урок открытия нового знания) | 09.09 | |
4 | 4 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (урок открытия нового знания) | 12.09 | |
5 | 5 | «И вспомнил Олег коня своего» (урок открытия нового знания) | 14.09 | |
6 | 6 | Особенности житийной литературы «Житие Сергия Радонежского» (урок открытия нового знания) | 16.09 | |
7 | 7 | Стартовая контрольная работа (ВШК) (урок развивающего контроля) | 21.09 | |
8 | 8 | Анализ контрольной работы. Образ Сергия Радонежского (урок открытия нового знания) | 23.09 | |
9 | 9 | Наши проекты «Важные исторические события». Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития» (урок отработки умений и рефлексии). Тест | 26.09 | |
Чудесный мир классики (16 ч) |
10 | 10 | Знакомство с названием раздела и биографией А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Няне» (урок открытия нового знания) | 28.09 | |
11 | 11 | Проверка читательских умений (ВШК). Начало года (урок развивающего контроля) | 30.09 | |
12 | 12 | А.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», «Туча» (урок открытия нового знания) | 05.10 | |
13 | 13 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок открытия нового знания) | 07.10 | |
14 | 14 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев (урок общеметодологической направленности) | 17.10 | |
15 | 15 | Отличие авторской сказки от народной А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок открытия нового знания) | 19.10 | |
16 | 16 | Нравственный смысл сказки А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок общеметодологической направленности) | 21.10 | |
17 | 17 | Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок ( (урок открытия нового знания) | 26.10 | |
18 | 18 | М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Характеристика героев (урок общеметодологической направленности) | 28.10 | |
19 | 19 | Знакомство с биографией Л.Н.Толстого (урок открытия нового знания) | 31.10 | |
20 | 20 | Л.Н. Толстой «Детство» (урок открытия нового знания) | 02.11 | |
21 | 21 | Л.Н. Толстой «Ивины» (урок открытия нового знания) | 09.11 | |
22 | 22 | Знакомство с биографией А.П.Чехова (урок открытия нового знания) | 11.11 | |
23 | 23 | А.П. Чехов «Мальчики» (урок открытия нового знания) | 14.11 | |
24 | 24 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени (урок общеметодологической направленности) | 16.11 | |
25 | 25 | Поговорим о самом главном. К.Д.Бальмонт «Русский язык» Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» (урок отработки умений и рефлексии) | 18.11 | |
II триместр (27 ч) |
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
26 | 1 | Знакомство с названием раздела. К.Ушинский «Четыре желания» (урок открытия нового знания) | 30.11 | |
27 | 2 | Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» (урок открытия нового знания) | 02.12 | |
28 | 3 | А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» (урок открытия нового знания) | 05.12 | |
29 | 4 | Е. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шёпот…» (урок открытия нового знания) | 07.12 | |
30 | 5 | И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…» Н.А. Некрасов «Саша» (урок открытия нового знания) | 09.12 | |
31 | 6 | Образ природы в стихотворении. И.А.Бунин «Листопад» (урок «открытия» нового знания) | 14.12 | |
32 | 7 | Контрольная работа за I полугодие (ВШК) (урок развивающего контроля) | 16.12 | |
33 | 8 | Анализ контрольной работы. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Викторина (урок отработки умений и рефлексии) | 19.12 | |
Литературные сказки (11 ч) |
34 | 9 | Знакомство с названием раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (урок открытия нового знания) | 21.12 | |
35 | 10 | Проверка читательских умений (ВШК). Полугодие (урок развивающего контроля) | 23.12 | |
36 | 11 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке» Составление плана сказки (урок открытия нового знания) | 28.12 | |
37 | 12 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Подробный пересказ (урок общеметодологической направленности) | 30.12 | |
38 | 13 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» (урок открытия нового знания) | 09.01 | |
39 | 14 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте (урок открытия нового знания) | 11.01 | |
40 | 15 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения (урок открытия нового знания) | 13.01 | |
41 | 16 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (урок открытия нового знания) | 18.01 | |
42 | 17 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения (урок общеметодологической направленности) | 20.01 | |
43 | 18 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части (урок общеметодологической направленности) | 23.01 | |
44 | 19 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» Проверочная работа (урок развивающего контроля) | 25.01 | |
Делу – время, потехе – час (6 ч) |
45 | 20 | Знакомство с названием раздела. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» (урок открытия нового знания) | 27.01 | |
46 | 21 | Особенности юмористической составляющей произведения Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» (урок открытия нового знания) | 01.02 | |
47 | 22 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения (урок общеметодологической направленности) | 03.02 | |
48 | 23 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» (урок открытия нового знания) | 06.02 | |
49 | 24 | Поговорим о главном. В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» (урок открытия нового знания) | 08.02 | |
50 | 25 | Обобщение по разделу «Делу время - потехе час». Проверочная работа (урок развивающего контроля) | 10.02 | |
Страна детства (5 ч) |
51 | 26 | Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»(урок открытия нового знания) | 15.02 | |
52 | 27 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (урок открытия нового знания) | 17.02 | |
III триместр (30 ч) |
53 | 1 | М.М.Зощенко «Ёлка» (урок открытия нового знания) | 27.02 | |
54 | 2 | М.И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…» (урок открытия нового знания) | 01.03 | |
55 | 3 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Обобщение по разделу «Страна детства»(урок отработки умений и рефлексии) | 03.03 | |
Природа и мы (6 ч) |
56 | 4 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (урок открытия нового знания) | 10.03 | |
57 | 5 | С.А. Есенин «Лебедушка» (урок открытия нового знания) | 13.03 | |
58 | 6 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка ( урок открытия нового знания) | 15.03 | |
59 | 7 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» (урок открытия нового знания) | 17.03 | |
60 | 8 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа(урок общеметодологической направленности) | 22.03 | |
61 | 9 | Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверочная работа (урок отработки умений и рефлексии) | 24.03 | |
Родина (4 ч) |
62 | 10 | Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь» (урок открытия нового знания) | 27.03 | |
63 | 11 | С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» (урок открытия нового знания) | 29.03 | |
64 | 12 | Проект «Они защищали Родину» (урок отработки умений и рефлексии) | 31.03 | |
65 | 13 | Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа (урок отработки умений и рефлексии) | 12.04 | |
Страна Фантазия (6 ч) |
66 | 14 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» (урок общеметодологической направленности) | 14.04 | |
67 | 15 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа (урок открытия нового знания) | 17.04 | |
68 | 16 | Сравнение фантастической литературы со сказкой. К.Булычев «Путешествие Алисы» (урок открытия нового знания) | 19.04 | |
69 | 17 | К.Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев (урок открытия нового знания) | 21.04 | |
70 | 18 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа (урок отработки умений и рефлексии) | 26.04 | |
71 | 19 | Проверка читательских умений (ВШК). Год (урок развивающего контроля) | 28.04 | |
Зарубежная литература (11 ч) |
72 | 20 | Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (урок открытия нового знания) | 03.05 | |
73 | 21 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности развития сюжета в зарубежной литературе (урок открытия нового знания) | 05.05 | |
74 | 22 | Г.Х.Андерсен «Русалочка» (урок общеметодологической направленности) | 10.05 | |
75 | 23 | Контрольная работа «Итоги года» (ВШК) (урок развивающего контроля) | 12.05 | |
76 | 24 | Анализ контрольной работы. Поступки главного героя сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка» (урок общеметодологической направленности) | 15.05 | |
77 | 25 | Отношение автора к героине сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка» (урок общеметодологической направленности) | 17.05 | |
78 | 26 | Составление плана сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка» (урок открытия нового знания) | 19.05 | |
79 | 27 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» (урок общеметодологической направленности) | 24.05 | |
80 | 28 | Сравнение героев, их поступки. М.Твен «Приключения Тома Сойера» (урок открытия нового знания) | 26.05 | |
81 | 29 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» (урок отработки умений и рефлексии) | 29.05 | |
82 | 30 | Обобщающий урок за курс 4 класса. «Брейн-ринг» (урок общеметодологической направленности) | 31.05 | |
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организация в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В двух частях. – М.: Просвещение, 2021.
Дополнительная литература
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Школа России") – М.: ВАКО,2018.
С.В. Кутявина. КИМ. Литературное чтение. 4 класс. – М.: ВАКО, 2022.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //http://school-collection.edu.ru
Учитель // http://new.teacher.fio.ru/15
Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
Открытый класс Сообщество учителей //http://www.openclass.ru
Объединение педагогических изданий "Первое сентября" // http://www.1september.ru