СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Школа 21 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Школа 21 века

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Школа 21 века»

планируемые результаты освоения программы

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу обучения в 4 классе:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

  • работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

  • использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • рассказывать сказки от лица героя;

  • рассказывать о героях произведения;

  • создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

  • сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

  • находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

сравнивать полученную из текста информацию с информацией

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков (уроки изучения нового материала; комбинированные уроки; уроки закрепления; уроки творчества; уроки контроля); уроков в нетрадиционной форме ( уроки коллективного творчества, проектов).

На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.

Технологии: дифференцированное обучение; развивающее обучение; проблемное обучение; деятельностный подход.

Оценка достижений учащихся

Показатели обученности, которые подлежат проверке и оцениванию:

  1. Навык чтения – умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углублённое, поисковое, просмотровое).

  2. Начитанность:

- знание изученных произведений;

- представление о литературоведческих понятиях;

- знание книг и произведений из круга детского чтения;

  1. Умение работать с книгой, знание элементов книги.

  2. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова.

Инструментарий для оценивания результатов

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Проверка проводится по материалам тетради для контрольных работ «Литературное чтение». - контрольных работ – 4;- проверочных работ – 4;

Формы работы с учащимися с ОВЗ: индивидуальные карточки, групповая работа, использование справочников, работа с консультантом.

Использование ЦОР: РЭШ, Учи.ру, Инфоурок, Мультиурок



Тематическое планирование


№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

по программе

Количество часов

по рабочей программе

1.

Cказки, легенды, былины, героические песни -

7

7

2.

Басни

5

6

3.

Стихи В.А.Жуковского -

4

4

4.

Произведения А.С. Пушкина

3

4

5.

Произведения М.Ю.Лермонтова

3

3

6.

Произведения П.П. Ершова -

3

3

7.

Произведения В. М. Гаршина -

4

4

8.

Произведения русских писателей о детях -

5

5

9.

Произведения зарубежных писателей

8

8

10.

В мире книг

5

5

11.

Произведения Л.Н. Толстого

7

5

12.

Произведения А.А. Блока -

2

2

13.

Произведения К.Д. Бальмонта

4

3

14.

Произведения А. Куприна

5

5

15.

Произведения И.А. Бунина -

3

2

16.

Произведения С.Я. Маршака

8

5

17

Стихи Н.А. Заболоцкого -

3

2

18

Произведения о детях войны -

4

2

19

Стихи Н.М. Рубцова -

3

1

20

Произведения С.В. Михалкова -

1

1

21

Юмористические рассказы -

2

1

22

Очерки

6

3

23

Путешествия, приключения, фантастика

7

4

Итого

102

85


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание раздела (темы)

Формы контроля

ОВЗ

Дата план

Дата факт


Устное народное творчество: Cказки, легенды, былины, героические песни (7 ч)





1

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора. Повторение.

Русская народная cказка «Иван царевич и серый волк». Работа с текстом сказки. Образы положительных и отрицательных героев. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных

текущий

использование справочников

02.09


2

Былина "Волх Всеславович» Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев, их внешность, поступки, служение Родине Анализ содержания, составление плана Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизод

пересказ


07.09


3

Народные легенды "Легенда о граде Китеже", «Легенда о покорении Сибири Ермаком» Легенда как жанр фольклора. Особенности легенд: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин.

Текущий

использование справочников

08.09


4

Слушание и работа с детскими книгами Шотландская легенда «Рыцарь-эльф», библейские предания «Суд Соломона», «Блудный сын» Сравнение легенд.

С.р

использование справочников

09.09


5

Народные песни. Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни, исторический герой, его подвиги, напевно-повествовательный характер.

Выр.чт


14.09


6

Слушание и работа с детскими книгами. Песня-слава "Русская Земля», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сравнение героических песен с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное самостоятельное чтение народных песен.

Выр.чт

использование справочников

15.09


7

Обобщение по разделу

Работа с книгами: Cказки, легенды, былины, героические песни (определение жанра, создание выставки книг).

С.р

использование справочников

16.09



Басни (6 ч)





8

И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"; И.И. Хемницер «Стрекоза»"; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи». Закрепление понятий "басня", «вступление", "рассказ". Сравнение произведений (сюжет, мораль, содержание) Упражнение в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен.

пересказ


21.09


9

И.И. Хемницер «Друзья» Особенности басни ( сюжет, герои, мораль).Слушание и работа с книгами А Крылов "Крестьян в беде". Сравнение басен, выразительное чтение

Выр.чт.


22.09


10

А.Е.Измайлов "Кукушка». А.Е.Измайлов «Лестница» Работа с текстом, выразительное чтение, сравнение басен

текущий


23.09


11

И А Крылов "Мартышка и очки» (анализ), «Квартет» (выразительное чтение) Повторение басен Крылова: названия, герои, особенности языка, закрепление понятий олицетворение, сравнение.

Выр.чт.


28.09


12

Обобщение по разделу Русские баснописцы С.В.Михалков "Слово о Крылове». И.А.Крылов "Осел и соловей», Работа с детскими журналами: современные баснописцы в детских журналах

Текущий

использование справочников

29.09


13

Проверочная работа 1 «Уровень начитанности и читательских умений»

Итоговый

Работа с консультантом

30.09



Произведения В.А. Жуковского (4 ч)





14

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания». Знакомство с темами и жанрами. Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Текущий


05.10


15

Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна». Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения.

Текущий


06.10


16

Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского "Сказка о царе Берендее", образы героев, сопоставление со сказкой «Спящая царевна». План, краткий пересказ, моделирование обложки

пересказ

использование справочников

07.10


17

Стихи В.А.Жуковского. Конкурс чтецов. Чтение наизусть стихов Жуковского. Обобщение по разделу.


Выр.чт


12.10



Произведения А.С. Пушкина





18

Произведения А.С. Пушкина. Повторение произведений. А Пушкин «Осень». Понятие эпитет, сравнение, рифма, ритм, тон, логическое ударение. Выразительное чтение.

Выр.чт


13.10


19

А.С.Пушкин "И.И. Пущину», И.И. Пущин "Записки о Пушкине". Сравнение текстов.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Определение интонационного рисунка. Выразительное чтение.

Выр.чт


14.10


20

«Из воспоминаний В.Даля» Слушание АС Пушкин «Сказка о золотом петушке», По страницам детских журналов. Работа с сюжетом, героями, наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Знакомство со словарём Даля. Произведения А.С. Пушкина в детских журналах.

Текущий


19.10


21

Слушание и работа с дет. книгами. Фольклор, летописи и произведения Пушкина. Жанровое разнообразие произведений Пушкина. Доп. чтение «Песнь о вещем Олеге». Работа с текстом.

Текущий

использование справочников

20.10



Произведения М.Ю. Лермонтова (3 ч)





22

Комплексная контрольная работа №1 «Проверка уровня начитанности и читательских умений работы с текстом»

Итоговый

Работа с консультантом

21.10


23

Анализ контрольной работы.

Произведения М.Ю. Лермонтова. М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!.. », «Парус». Сравнение стихов, строф, рифм. Упражнение в выразительном чтении.

Выр.чт


26.10


24

М.Ю.Лермонтов Стихи о природе. «Горные вершины», «Утёс». Определение темы, выделение эпитетов, сравнений, определение она и темпа, наблюдение за знаками препинания, паузами и логическим ударением.

Слушание и работа с дет. книгами Лермонтова. Книги-справочники о Лермонтове ориентирование в книгах, поиск справок о поэте. «Казачья колыбельная песня»

Текущий

использование справочников

27.10



Произведения П.П. Ершова (3 ч)





25

Волшебные сказки П. П. Ершов Конёк – Горбунок Повторение о сказках, слушание и определение главной мысли

Текущий


09.11


26

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» упражнение в выразительном чтении отрывков. Кто он?» Работа с текстом: ритм, тон, темп

Выр.чт

использование справочников

10.11


27

Обобщение. Произведения П.П. Ершова.

Текущий

Работа с консультантом

11.11



Произведения В. М. Гаршина (4 ч)





28

В М Гаршин «Лягушка-путешественница». Понятие об авторской сказке. Чтение, деление на части, составление плана. Пересказ по плану.

пересказ


16.11


29

В М Гаршин «Лягушка-путешественница». Образ лягушки, главная мысль сказки. Творческий рассказ о героине.

Текущий


17.11


30

Слушание и работа с дет. книгами В М Гаршина. «Сказка о жабе и розе», работа с текстом составление плана и рассказывание по плану.

Текущий

использование справочников

18.11


31

Обобщение. Авторские сказки. Отзыв о понравившемся произведении. Сказки на страницах дет. журналов. С.р.

Текущий

Работа с консультантом Работа с консультантом

23.11



Произведения русских писателей о детях (5 ч)





32

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь». Понятие о повести, главах, образ Тёмы. Авторская позиция, выражение своего отношения к произведению и поступку героя.

Текущий


24.11


33

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь». Работа с сюжетно-композиционным треугольником, кульминационный момент, выразительное чтение эпизодов.

Выр.чт


25.11


34

Слушание и работа с дет. книгами о детях. К.М. Станюкович «Максимка». Ориентирование в книгах разных изданий и упражнение в чтении. Отзыв о прочитанной книге.

Текущий

использование справочников

30.11


35

Обобщение Произведения русских писателей о детях ДН Мамин-Сибиряк «Вертел». Сравнение сюжетов и судеб героев.


Текущий

использование справочников

01.12


36

Проверочная работа 2 «Уровень начитанности и читательских умений»

Итоговый


02.12



Произведения зарубежных писателей (8 ч)





37

В. Гюго «Козетта». Слушание. Работа с текстом каждой главы. Определение позиции автора.

Текущий


07.12


38

В. Гюго «Козетта». Образ Козетты, составление творческих рассказов о героине.

Текущий


08.12


39

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава 2) Приключенческая повесть: юмор, герой, особенности языка. Образ героя.

Текущий


09.12


40

Х К Андерсен «Дикие лебеди» Особенности сюжета, главная мысль. Точка зрения автора. Работа с книгами-справочниками (значение слов, имён, картин).

Текущий

использование справочников

14.12


41

Х К Андерсен «Дети года». Особенности жанра, строфа, рифма, тон, темп. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Выр.чт


15.12


42

Х К Андерсен «Девочка со спичками» упражнение в самостоятельном чтении.

Очерк К. Паустовского «Великий сказочник»

Текущий


21.12


43

Обобщение по теме «Произведения зарубежных писателей»

Текущий

использование справочников

22.12


44

Контрольная работа 2 «Проверка уровня начитанности и читательских умений работы с текстом».


Итоговый

Работа с консультантом

16.12



В мире книг (5 ч)





45

Мифы народов мира. Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». Определение главной мысли. Составление плана и рассказывание по плану эпизодов.

Текущий


23.12


46

Славянский миф «Ярило-Солнце», древнеиндийский миф «Творение». Особенности мифов: язык, герои, построение, выделение пословиц.

Текущий


28.12


47

Слушание и работа с книгами. Мифы народов мира.

Текущий


29.12


48

Книги Древней Руси. Отрывки из Повести временных лет. «О князе Владимире» (знакомство). Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли.

Текущий


11.01


49

Отрывки из "Повести временных лет","Наставления Ярослава Мудрого славянам". Знакомство с кириллицей. Составление наставления для себя. Произведения фольклора в детских журналах.

Обобщение. Мифы народов мира и книги Древней Руси.

Текущий

использование справочников

12.01



Произведения Л. Н. Толстого – 5 (2 часа взяты для литературного чтения на родном языке (русском)





50

Слушание и работа с книгами Л.Н.Толстой. Повторение изученных произведений. Темы и жанры. Герои произведений. Поиск справочного материала о писателе из детских книг и энциклопедий.

Текущий


18.01


51

Л.Н.Толстой "Акула". Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет,

кульминация произведения. Характер поведения героев.

Л. Н. Толстой. Басня «Мужик и водяной». Деление на части, выделение морали, выразительное чтение.

Выр.чт


19.01


52

Л. Н. Толстой. Рассказ «Черепаха». Сравнение научно-познавательных и художественных рассказов. Особенности описания.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Русак». Повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи. Особенности языка.

Текущий

использование справочников

25.01


53

Л. Н. Толстой. Былины «Святогор-богатырь». Понятие «былина», работа по содержанию.

Текущий


26.01


54

Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверочная работа № 3.

Работа с книгами разных изданий.

Итоговый

Работа с консультантом

03.02



Стихи А. Блока (2 ч)





55

«Стихи о Родине». А. Блок «Россия». Чтение. Анализ особенности авторских выразительных средств

Текущий


08.02


56

«Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество». Работа со стихотворением: пер­вичное восприятие, комментирование заголовка, определение позиции поэта


Текущий


10.02



Стихи К. Бальмонта – 3 (1 час взят для литературного чтения на родном языке (русском)





57

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «Россия». Комментирование заголовка. Нахождение в тексте эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов.

Текущий


15.02


58

«Стихи о Родине и о природе». К. Бальмонт «К зиме». Повторение понятий «рифма», «строка», «строфа». Работа над выразительностью чтения.


Выр.чт


17.02


59

«Стихи о природе».

К. Бальмонт «Снежинка». Анализ особенностей авторских выразительных средств.

Сказочные стихи. К. Бальмонт. «У чудищ». Выделение особенностей сказочных стихов – определение темы, интонационного рисунка, роли автора-рассказчика.


Текущий


22.02



Произведения А.И. Куприна (5 ч)





60

«Рассказы о животных».

А. Куприн «Скворцы». Чтение. Определение жанра, темы, авторской принадлежности

Текущий


24.02


61

«Рассказы о животных».

А. Куприн «Скворцы». Аналитическое чтение: выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Составление плана.

Текущий


01.03


62

Слушание и работа с детскими книгами. «Сказки и легенды русских писателей».

Дополнительное чтение. А. Куприн «Четверо нищих». Произведения фольклора на страницах детских газет и журналов.

Текущий


03.02


63

Слушание и работа с детскими книгами.

«Произведения о животных». Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк».

Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

Текущий


10.03


64

Контрольная работа за 3 четверть «Проверка уровня начитанности и читательских умений»

Итоговый

Работа с консультантом

15.03



Стихи И.А. Бунина – 2 (1 час взят для литературного чтения на родном языке (русском)





65

Анализ контрольной работы.

Стихи о природе».

И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство». Сравнение стихотворений – определение тем, интонационных рисунков. Работа над выразительностью чтения (тон, темп, ритм).

Выр.чт


17.03


66

Слушание и работа с детскими книгами.

«Стихи русских поэтов». Конкурс чтецов.

Дополнительное чтение.

К. Чуковский «Н. Некрасов».

Обобщение по теме «Стихи русских поэтов». Выставка книг.


Текущий

использование справочников

22.03



Произведения С.Я. Маршака – 5 ч (3 часа взяты для литературного чтения на родном языке (русском)





67

«Стихотворения С.Я. Маршака».

С. Маршак «Словарь». Чтение. Анализ особенностей авторских выразительных средств.

Дополнительное чтение.

С. Маршак. «Загадки», «Зелёная застава».

Текущий


24.03


68

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины). Определение жанра, темы, авторской принадлежности.

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».«Двенадцать месяцев» (избранные картины). Инсценирование отдельных эпизодов произведения, чтение по ролям диалогов героев.

Текущий


05.04


69

Слушание и работа с книгами.

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

Дополнительное чтение. С. Маршак «Сказка про козла». Чтение по действи­ям.

Инсценирование эпизодов.


Текущий


07.04


70

«С. Маршак — переводчик».

Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака). Чтение, ответы на вопросы, работа над выразительностью (логические ударения)

Выр.чт


12.04


71

Проверочная работа №4.

«Маршак — сказочник, поэт, драматург, переводчик». Работа с аппаратом книги


Текущий


14.04



Стихи Н.А. Заболоцкого – 2 часа (1 час взяты для литературного чтения на родном языке (русском)





72

«Стихи для детей».

Н. Заболоцкий «Детство». Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». Определение жанра, темы, авторской принадлежности.

Выр.чт


19.04


73

Библиотечный урок.

«Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов.

Н. Заболоцкий «Весна в лесу».

Выр.чт

использование справочников

21.04



Произведения о детях войны – 2 часа (2 часа взяты для литературного чтения на родном языке (русском)





74

«Произведения о детях войны».

Дополнительное чтение.

В.П. Катаев. «Сын полка» (отдельные главы). Объяснение своего понимания главной мысли произведения

Подготовка самостоятельно выразительного чтения или пересказа одного эпизода.

Выр.чт


26.04


75

Слушание и работа с детскими книгами. «Книги о детях войны».

Детские журналы и книги.

Дополнительное чтение.

К. Симонов «Сын артиллериста». Выразительное чтение диалогов.

Выр.чт


28.04



Стихи Н.М. Рубцова – 1 час (2 часа взяты для литературного чтения на родном языке (русском)





76

«Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы». Анализ текста стихотворения (строфы, рифмы). Выявление авторской пози­ции.

«Стихи о Родине».

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка».

Определение тем стихов Н. Рубцова. Выразительное чтение стихов.

Выр.чт


04.05



Произведения С.В. Михалкова (1 ч)





77

«Произведения С.В. Михалкова».

С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». Работа над выразительностью чтения.

Дополнительное чтение.

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».


Выр.чт


05.05



Юмористические произведения – 1 час (1 час взят для литературного чтения на родном языке (русском)





78

«Юмористические рассказы о детях и для детей». Н. Носов «Федина задача». Инсцениование эпизодов, чтение по ролям.

«Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания». Работа над выразительностью чтения. Дополнительное чтение.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Выр.чт


11.05



Очерки – 3 (3часа взяты для литературного чтения на родном языке (русском)





79

«Очерки о Родине». И. Соколов-Микитов «Родина».

Дополнительное чтение.

М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».

Текущий


12.05


80

«Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки». Работа с очерками, выделение особенностей.

Дополнительное чтение. М. Горький «О сказках».

Текущий


12.05


81

Слушание и работа с книгами.«Темы очерков».

Дополнительное чтение.

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Работа с аппаратом книги.

Детские газеты и журналы.

Текущий


12.05



Путешествия. Приключения. Фантастика. (4 ч)





82

«В мире фантастики».

Н. Вагнер «Фея Фантаста». Выразительное чтение описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений.

Н. Вагнер «Берёза». Упражнение в пересказе с сохранением особенностей авторской речи.

Выр.чт


19.05


83

Контрольная работа за 4 четверть «Проверка уровня начитанности и читательских умений»

Текущий

Работа с консультантом

17.05


84

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). Чтение, оценивание поступков героев, чтение по ролям.

Текущий


20.05


85

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). Образ Гулливера.

Текущий


20.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!