I.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе: ООП НОО ФГОС; авторской программы Т.М.Андриановой, Э.Э.Кац.
Программа «Литературное чтение» состоит из двух частей: «Обучение грамоте» и «Литературное чтение».
Цели:
Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье.
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе предметных недель, проведения внеклассных мероприятий, посвященных изучению творчества писателей, в подготовке и защите проектов.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс Букварь - (46 часов), Литературное чтение - (20 часов), 2 часа в неделю, 33 учебные недели. Всего 66 часов. Сокращение часов за счёт уплотнения учебного материала с учётом вычета праздничных дней.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам литературного чтения;
- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внимания к красоте окружающего мира, к красоте природы России;
- осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, соей семьи;
- внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;
- эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение;
- сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
- объяснять смысл названия произведения;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать своё отношение к героям произведения, с помощью учителя.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять рассказы по рисункам;
- сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять рифмы в тексте стихотворения; чувствовать ритм стихотворения;
- различать сказки, стихотворения, рассказы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- организовывать своё рабочее место;
- устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре;
- осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов;
- вносить необходимые изменения, дополнения в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, картин;
- выделять непонятные слова и находить их значение в словаре учебника (под руководством учителя);
- сравнивать литературные произведения по жанру, героев разных произведений по характеру, поступкам.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- выбирать задание ,тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
- знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями;
- группировать литературные произведения по жанрам;
- сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- объяснять смысл названия произведения;
- высказывать своё отношение к героям произведений, их поступкам;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;
- внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
V.Содержание программы
Букварь
Подготовительный период
Речь. Речь – средство общения. Речь устная и письменная. Средства устного общения.
Предложение. Предложение и речь. Порядок и количество слов в предложении. Интонация и модель предложения.
Слово. Слово и предложение. Предметы слова. Модель слова.
Слог. Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели слова.
Звуки и буквы. Звуковой состав слова. Качественные характеристики звуков. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение. Ударный слог. Буквы – знаки звуков. Различие между звуком и буквой.
Речевая деятельность. Слушание и говорение в новых условиях классно-урочной системы.
Основной период
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Механизм чтения открытого слога. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов. Алфавит.
Слог. Слогообразующая роль гласного звука. Последовательность и количество слогов в слоге.
Слово. Плавное слоговое чтение. Слова с близким и противоположным значением. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Большая буква в начале предложения, в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, и географических названиях. Орфографическое и орфоэпическое чтение слов. Знакомство со словарями.
Предложение. Текст. Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.
Речевая деятельность. Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой. Составление небольших рассказов по картинке. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Литературное чтение
Страна Вообразилия
С.михалков (из Ю.Тувима) «Азбука»; В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы»., «Тараканище», «Скрюченная песенка»; Д.Родари «Лежебока»; В.Лифшиц «Тимоша»; И.Токмакова «Пряничные человечки»; М.Карем «На травке»; В.Хотомская «Аист»; Ю.Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка»; Б.Заходер ((из Я.Бжехвы) «на горизонтских островах»; О.Мальдельштам «Телефон»; О.Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика « (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Сказки о животных
Народные сказки: «Лиса и рак», «Лиса и тетрев», «Лисичка-сестричка и волк», «Конь и лиса», Как кролик взял койота на испуг», Гиена и черепаха».
Авторские сказки: К.Ушинский «Лиса и козел», Дж.Харрис «сказки дядюшки Римуса» (отдельные главы), Н.Заболоцкий «»Как мыши с котом воевали», Д.Биссет «Лягушка в зеркале», А.Усачев «Пятно», Б.Сергуненков «сладкая трава».
Природа и мы
Г.Балл «Кружавинка»,М.Пришвин «Осеннее утро», «Черемуха», А.Блок «Зайчик», Н.Рубцов «Воробей»,Л.Толстой «Орел», «какая бывает роса на траве»,Е.Чарушин «Как Томка научился плавать», А.Барто « Думают ли звери?», В.Жуковский «Жаворонок».
VI. Тематическое планирование по курсу "Литературное чтение "в период обучения грамоте .
№ | Тема урока | Дата провед. | Примечание |
план | Факт. |
Наша речь |
1 | Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики. | | | |
2 | Устная и письменная речь. Предложение. | | | |
3 | Знаки препинания. Предмет и слово. Слоги | | | |
4 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | | | |
5 | Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки. | | | |
6 | Ударение. Ударный слог. | | | |
| Алфавит | | | |
7 | Звук [а] ,[у]. Буквы А, а. У, у | | | |
8 | Обычные буквы – специальные знаки. | | | |
9 | Звуки [м], [м,], [н], [н,]. Буквы М, м. Н, н. | | | |
10 | Большая буква в именах людей и кличках животных. | | | |
11 | Звук [о] [э].. Буквы О, о. Э, э. | | | |
12 | Использование слов он, она, оно.Закрепление. | | | |
13 | Звуки [р], [р,]. [л], [л,]. Буквы Р, р. Л, л. | | | |
14 | Закрепление по теме | | | |
15 | Звук [ы]. [и]. Буква ы, Ии | | | |
16 | Закрепление изученного.Слова с противоположным значением. | | | |
17 | Звук [й,]. Буквы Й, й. | | | |
18 | Звуки [б], [б,], [п], [п,]. Буквы Б, б. П, п. | | | |
19 | Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] - [п], [б,] - [п,]. | | | |
20 | Звуки [в], [в,], [ф], [ф,]. Буквы В, в, Ф, ф. | | | |
21 | Закрепление по теме | | | |
22 | Звуки [г], [г,]. [к], [к,]. Буквы Г, г. К, к. | | | |
23 | Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к». | | | |
24 | Звуки [д], [д,], [т], [т,]. Буквы Д, д, Т, т. | | | |
25 | Большая буква в географических названиях. | | | |
26 | Звук [ж], [ш]. Буквы Ж, ж,Шш | | | |
27 | Сочетание букв жи-ши. | | | |
28 | Звуки [з], [з,], [с], [с,]. Буквы З, з, С с | | | |
29 | Слова: в, на, за, над, под, к, с и др. | | | |
30 | Сочетание звуков [й,э], [й,о]. Буквы Е, е и Ё, ё. | | | |
31 | Диалог. Речевой этикет. | | | |
32 | Буквы Ю ю,Я я | | | |
33 | Устное народное творчество. | | | |
34 | Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука. | | | |
35 | Разделительный мягкий знак – ь. | | | |
36 | Две роли мягкого знака в русском языке. | | | |
37 | Буква ъ. Разделительный твёрдый знак. | | | |
38 | Звуки [х], [х,], [ц]. Буквы Х, х, Ц ц | | | |
39 | Закрепление изученного. | | | |
40 | Звук [ч,]. [щ,]. Буквы Ч, ч. Щ щ.Прямое и переносное значение слов. | | | |
41 | Шипящие согласные звуки. | | | |
42 | Необычные азбуки. | | | |
43 | Сказки-диалоги о животных. | | | |
44 | Ребятам о зверятах. | | | |
45 | Произведения о животных. | | | |
46 | Сказки в сказке. | | | |
Тематическое планирование по курсу "Литературное чтение, 1 класс"
№ | Тема урока | Дата провед. | Примечание |
план | факт |
Страна Вообразилия |
1 | Игра с буквами.С.Михалков. «Азбука». | | | |
2 | Фантастические существа. К.Чуковский. «Храбрецы». | | | |
3 | Дж.Родари. «Лежебока». В.Лифшиц. «Тимоша» | | | |
4 | «Купите лук». В.Левин. «Обыкновенная история». | | | |
5 | К.Чуковский. «Тараканище». М.Карем.«На травке».В.Хотомская. «Аист». К.Чуковский. «Скрюченная песенка». | | | |
6 | Загадки и считалки. | | | |
7 | В.Лунин. «Жук». Н.Матвеева. « Молчание листика». Н.Матвеева. «Было тихо…» | | | |
| Народные сказки | | | |
8 | «Лиса и Рак». Русская народная сказка. | | | |
9 | «Лиса и тетерев». Русская народная сказка. | | | |
10 | «Лисичка-сестричка и волк». Русская народная сказка. | | | |
11 | «Конь и лиса». Немецкая народная сказка. «Как кролик взял койота на испуг». Сказка американских индейцев.«Гиена и черепаха». Африканская народная сказка. | | | |
| Авторские сказки | | | |
12 | К.Ушинский. «Лиса и козёл». | | | |
13 | Дж. Харрис. Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса». | | | |
14 | Н.Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали». | | | |
15 | Д.Биссет. «Лягушка в зеркале». | | | |
16 | А.Усачёв. «Пятно». Б.Сергуненков. «Сладкая трава». | | | |
| Природа и мы | | | |
17 | Г.Балл. «Кружавинка» М.Пришвин. «Осеннее утро». | | | |
18 | А.Блок. «Зайчик». Н.Рубцов. «Воробей». | | | |
19 | Л.Толстой. «Орёл». | | | |
20 | Е.Чарушин. «Как Томка научился плавать». А.Барто. «Думают ли звери?». | | | |
VII. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение:
1.Ноутбук.
2.Интернет- ресурсы.
Список учебно-методической литературы:
- «Букварь». Автор Т.М. Андрианова. Москва, издательство «Астрель».
- «Рабочая тетрадь к букварю». Автор Т.М. Андрианова. Москва, издательство «Астрель»
- Э.Э.Кац. «Литературное чтение». - М.: АСТ, «Астрель».
«Обучение грамоте в первом классе» по «Букварю» Т.М. Андриановой. Программы. Методические рекомендации. Поурочные разработки. Москва, издательство «Астрель»
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных школьных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты: ,
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания.
Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; чтение осмысленное; с соблюдением пауз между предложениями.