СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:  ООП НОО  ФГОС;  авторской программы Т.М.Андриановой, Э.Э.Кац.  Программа «Литературное чтение»  состоит из двух частей: «Обучение грамоте» и «Литературное чтение».В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс Букварь -  (46 часов), Литературное чтение - (20 часов), 2 часа в неделю, 33 учебные недели. Всего 66 часов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК "Планета знаний"»

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе: ООП НОО ФГОС; авторской программы Т.М.Андриановой, Э.Э.Кац.

        Программа «Литературное чтение»  состоит из двух частей: «Обучение грамоте» и «Литературное чтение».

Цели:

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье.

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе предметных недель, проведения внеклассных мероприятий, посвященных изучению творчества писателей, в подготовке и защите проектов.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. 1 класс Букварь - (46 часов), Литературное чтение - (20 часов), 2 часа в неделю, 33 учебные недели. Всего 66 часов. Сокращение часов за счёт уплотнения учебного материала с учётом вычета праздничных дней.


VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будет сформировано:

-  положительное отношение к урокам литературного чтения;

-  адекватное  восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

-  внимания к красоте окружающего мира, к красоте природы России;

-  осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, соей семьи;

-  внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;

-  эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

-  воспринимать на  слух художественное произведение;

-  сознательно,  плавно,  правильно читать целыми словами;

-  объяснять смысл названия произведения;

-  читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

-  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  высказывать своё отношение к героям произведения, с помощью учителя.

Творческая    деятельность

Учащиеся научатся:

-  выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  сочинять рассказы по рисункам;

-  сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся получат возможность научиться:

-  выделять рифмы в тексте стихотворения; чувствовать ритм стихотворения;

-  различать сказки, стихотворения, рассказы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-  организовывать своё рабочее место;

-  устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре;

-  осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов;

-  вносить необходимые изменения, дополнения в свою работу;

-  в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

         Учащиеся получат возможность научиться:

-  понимать цель выполняемых действий;

-  адекватно оценивать правильность выполнения задания;

-  в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-  ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

-  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, картин;

-  выделять непонятные слова и находить их значение в словаре  учебника (под руководством учителя);

-  сравнивать литературные произведения по  жанру, героев разных произведений по характеру, поступкам.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;

-  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

-  выбирать задание ,тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;

-  знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями;

-  группировать литературные произведения по жанрам;

-  сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-  отвечать на  вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-  объяснять смысл названия произведения;

- высказывать своё отношение к героям произведений, их поступкам;

-  выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

-  участвовать в коллективном обсуждении;

-  соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;

-  внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;

-  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-  договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


V.Содержание программы

        Букварь

Подготовительный период

Речь. Речь – средство общения. Речь устная и письменная. Средства устного общения.

Предложение. Предложение и речь. Порядок и количество слов в предложении. Интонация и модель предложения.

Слово. Слово и предложение. Предметы слова. Модель слова.

Слог. Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели слова.

Звуки и буквы. Звуковой состав слова. Качественные характеристики звуков. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение. Ударный слог. Буквы – знаки звуков. Различие между звуком и буквой.

Речевая деятельность. Слушание и говорение в новых условиях классно-урочной системы.

Основной период

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Механизм чтения открытого слога. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов. Алфавит.

Слог. Слогообразующая роль гласного звука. Последовательность и количество слогов в слоге.

Слово. Плавное слоговое чтение. Слова с близким и противоположным значением. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Большая буква в начале предложения, в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, и географических названиях. Орфографическое и орфоэпическое чтение слов. Знакомство со словарями.

Предложение. Текст. Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.

Речевая деятельность. Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой. Составление небольших рассказов по картинке. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Литературное чтение

Страна Вообразилия

            С.михалков (из Ю.Тувима) «Азбука»; В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы»., «Тараканище», «Скрюченная песенка»; Д.Родари «Лежебока»; В.Лифшиц «Тимоша»; И.Токмакова «Пряничные человечки»; М.Карем «На травке»; В.Хотомская «Аист»; Ю.Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка»; Б.Заходер ((из Я.Бжехвы) «на горизонтских островах»; О.Мальдельштам «Телефон»; О.Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика « (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

Сказки о животных

          Народные сказки: «Лиса и рак», «Лиса и тетрев», «Лисичка-сестричка и волк», «Конь и лиса», Как кролик взял койота на испуг», Гиена и черепаха».

          Авторские сказки: К.Ушинский «Лиса и козел», Дж.Харрис «сказки дядюшки Римуса» (отдельные главы), Н.Заболоцкий «»Как мыши с котом воевали», Д.Биссет «Лягушка в зеркале», А.Усачев «Пятно», Б.Сергуненков «сладкая трава».

Природа и мы

          Г.Балл «Кружавинка»,М.Пришвин «Осеннее утро», «Черемуха», А.Блок «Зайчик», Н.Рубцов «Воробей»,Л.Толстой «Орел», «какая бывает роса на траве»,Е.Чарушин «Как Томка научился плавать», А.Барто « Думают ли звери?», В.Жуковский «Жаворонок».

  


VI. Тематическое планирование по курсу "Литературное чтение "в период обучения грамоте .


Тема урока

Дата провед.

Примечание

план

Факт.

Наша речь

1

Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики.




2

Устная и письменная речь. Предложение.




3

Знаки препинания. Предмет и слово. Слоги




4

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.




5

Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки.




6

Ударение. Ударный слог.





Алфавит




7

Звук [а] ,[у]. Буквы А, а. У, у




8

Обычные буквы – специальные знаки.




9

Звуки [м], [м,], [н], [н,]. Буквы М, м. Н, н.




10

Большая буква в именах людей и кличках животных.




11

Звук [о] [э].. Буквы О, о. Э, э.




12

Использование слов он, она, оно.Закрепление.




13

Звуки [р], [р,]. [л], [л,]. Буквы Р, р. Л, л.




14

Закрепление по теме




15

Звук [ы]. [и]. Буква ы, Ии




16

Закрепление изученного.Слова с противоположным значением.




17

Звук [й,]. Буквы Й, й.




18

Звуки [б], [б,], [п], [п,]. Буквы Б, б. П, п.




19

Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б] - [п], [б,] - [п,].




20

Звуки [в], [в,], [ф], [ф,]. Буквы В, в, Ф, ф.




21

Закрепление по теме




22

Звуки [г], [г,]. [к], [к,]. Буквы Г, г. К, к.




23

Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».




24

Звуки [д], [д,], [т], [т,]. Буквы Д, д, Т, т.




25

Большая буква в географических названиях.




26

Звук [ж], [ш]. Буквы Ж, ж,Шш




27

Сочетание букв жи-ши.




28

Звуки [з], [з,], [с], [с,]. Буквы З, з, С с




29

Слова: в, на, за, над, под, к, с и др.




30

Сочетание звуков [й,э], [й,о]. Буквы Е, е и Ё, ё.




31

Диалог. Речевой этикет.




32

Буквы Ю ю,Я я




33

Устное народное творчество.




34

Буква ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука.




35

Разделительный мягкий знак – ь.




36

Две роли мягкого знака в русском языке.




37

Буква ъ. Разделительный твёрдый знак.




38

Звуки [х], [х,], [ц]. Буквы Х, х, Ц ц




39

Закрепление изученного.




40

Звук [ч,]. [щ,]. Буквы Ч, ч. Щ щ.Прямое и переносное значение слов.




41

Шипящие согласные звуки.




42

Необычные азбуки.




43

Сказки-диалоги о животных.




44

Ребятам о зверятах.




45

Произведения о животных.




46

Сказки в сказке.




Тематическое планирование по курсу "Литературное чтение, 1 класс"


Тема урока

Дата провед.

Примечание

план

факт

Страна Вообразилия

1

Игра с буквами.С.Михалков. «Азбука».




2

Фантастические существа. К.Чуковский. «Храбрецы».




3

Дж.Родари. «Лежебока». В.Лифшиц. «Тимоша»




4

«Купите лук». В.Левин. «Обыкновенная история».




5

К.Чуковский. «Тараканище».

М.Карем.«На травке».В.Хотомская. «Аист».

К.Чуковский. «Скрюченная песенка».




6

Загадки и считалки.




7

В.Лунин. «Жук».

Н.Матвеева. « Молчание листика».

Н.Матвеева. «Было тихо…»





Народные сказки




8

«Лиса и Рак». Русская народная сказка.




9

«Лиса и тетерев». Русская народная сказка.




10

«Лисичка-сестричка и волк». Русская народная сказка.




11

«Конь и лиса». Немецкая народная сказка.

«Как кролик взял койота на испуг». Сказка американских индейцев.«Гиена и черепаха». Африканская народная сказка.





Авторские сказки




12

К.Ушинский. «Лиса и козёл».




13

Дж. Харрис. Главы из книги «Сказки дядюшки Римуса».




14

Н.Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали».




15

Д.Биссет. «Лягушка в зеркале».




16

А.Усачёв. «Пятно». Б.Сергуненков. «Сладкая трава».





Природа и мы




17

Г.Балл. «Кружавинка» М.Пришвин. «Осеннее утро».




18

А.Блок. «Зайчик». Н.Рубцов. «Воробей».




19

Л.Толстой. «Орёл».




20

Е.Чарушин. «Как Томка научился плавать».

А.Барто. «Думают ли звери?».








VII. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение:

1.Ноутбук.

2.Интернет- ресурсы.

Список учебно-методической литературы:

- «Букварь». Автор Т.М. Андрианова. Москва, издательство «Астрель».

- «Рабочая тетрадь к букварю». Автор Т.М. Андрианова. Москва, издательство «Астрель»

- Э.Э.Кац. «Литературное чтение». -  М.: АСТ, «Астрель».  

«Обучение грамоте в первом классе» по «Букварю» Т.М. Андриановой. Программы. Методические рекомендации. Поурочные разработки. Москва, издательство «Астрель»

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных школьных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты: ,

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания.

Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20-25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; чтение осмысленное; с соблюдением пауз между предложениями.