СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива" содержит разделы: планируемые результаты учебного предмета, содержание учебного предмета. календарно- тематическое планирование.
Рабочая программа по литературному чтению
УМК «Перспектива »
3 класс
Планируемые результаты
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
Сравнивать былину и сказочный текст;
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного материала
Наряду с развитием предметных умений важное значение приобретает целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие учащихся.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач.
В 3 классе планируется:
овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;
формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);
развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;
формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.
Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает восемь разделов:
1. Книги—мои друзья - 4 уроков.
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
2. Жизнь дана на добрые дела - 17 уроков.
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
3. Волшебные сказки - 15 уроков.
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
4.Люби всё живое - 20 уроков.
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
5. Картины русской природы - 12 уроков.
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
6. Великие русские писатели - 30 уроков.
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
7. Литературная сказка - 19 уроков.
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
8. Картины родной природы - 19 уроков.
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
-урок изучения новой темы с первичным её закреплением;
-урок закрепления темы и формирования умений на основе нового материала;
-урок тренировки, упражнения в выработке автоматизма грамматических, орфографических и других действий по применению изученного материала;
-урок повторительно- обобщающий в конце изучения темы, раздела;
-урок проверки знаний и умений (диктант, грамматические упражнения, тесты и др.);
комбинированный урок – урок смешанного типа, на котором проводится и изучение нового, и закрепление;
-урок-игра;
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Книги—мои друзья | 4 |
2 | Жизнь дана на добрые дела | 18 |
3 | Волшебная сказка | 15 |
4 | Люби всё живое | 20 |
5 | Картины русской природы | 12 |
6 | Великие русские писатели | 30 |
7 | Литературная сказка | 18 |
8 | Картины родной природы | 19 |
9 | Всего : | 136 часов + 4 часа резерв |
Календарно – тематическое планирование по курсу «Литературное чтение» 3 класс
136 часов + 4 часа
№ | Тема раздела/урока | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата | ||
Предметные | Личностные(УУД) Метапредметные (УУД) | ||||||
Книги—мои друзья. 4часов | |||||||
1 | Книги, прочитанные летом. Введение в содержание раздела. Наставление детям Владимира Мономаха | Учить работать с книгой Учить работать в паре, группе
Знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться, знать, почему книгу называют самым великим чудом на свете. | Метапредметные- формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника. В совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. Анализировать научно-познавательный текст. Личностные- освоение личностного смысла учения; | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении. | 4 часа |
| |
2 | Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров | Уметь определять тему и основную мысль произведения, главные(ключевые, опорные слова, подтверждать свой ответ словами из текста, осуществлять поиск необходимой информацией из учебной книги. | Метапредметные-формулировать учебные задачи урока,исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Личностные-проявлять бережное отношение к учебной книге, осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста. | Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос. | 1 час |
| |
3 | «Мы идём в музей книги». Урок-проект (подготовка). Первая «Азбука» И.Фёдорова. Наставления Библии | Осуществлять поиск необходимой информации в книге и различных источниках,ориенти роваться в них.
| Метапредметные-формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, оценивать свою работу на уроке, классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении, отвечать на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника. Личностные- освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению, проявлять бережное отношение к учебной книге,обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбор книг по своему интересу. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
4 | Музей книги. Защита проекта. | ||||||
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА. 18 часов | |||||||
5 | Введение в содержание раздела «Жизнь дана на добрые дела». Работа с выставкой книг Р.кЗнакомскво с учебником для начальной школы: «Литература Ставрополья» | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Личностные- осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. | 1 час |
| |
6-7 | Самостоятельное чтение. Пословицы разных народов о человеке и его делах. В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа Р.к Пословицы и поговорки народов,проживающих на территории Ставропольского края | Формировать умения: -определять тему и главную мысль пословицы; -цитировать наизусть, прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение. | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 2 часа |
| |
8 | Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях; работать с текстом( определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь) | Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;формулировать учебные задачиурока, планировать вместе с учителемдеятельность по изучению темы урока, оценивать свою деятельность на уроке. Личностные- осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
9-10 | Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. Ролевое чтение | Учить работать с текстом. Учить работать в группе. | Метапредметные- работа в группе, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, формулировать деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки. Личностные- осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе.
| Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 2 часа |
| |
11 | Создание рассказа по аналогии на тему “Что такое добро”Р.к. Знакомство с рассказом Ставропольского писателя Г.К.Баевым: «Собака не виновата» | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формулировать деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. Личностные- осмыслять правила взаимоотношений в обществе.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
12 | М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ориентироваться в книге. Личностные-осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение».
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.
| 1 час |
| |
13 | М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ | Учить работать с текстом. Осмысление понятий «Что значит ложь во спасение
| Метапредметные- работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Личностные-осмыслить нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях. | Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос. | 1 час |
| |
14 | Внеклассное чтение. Веселые стихи Б.Заходера
| Формировать умения: -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать текст | Метапредметные- умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Личностные-осмыслить понятия честность, фантазия, обман, вымысел, объяснять значение слов с опорой на контекст произведения.
| Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.). Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.
| 1 час |
| |
15 | Л. Каминский. Знакомство. Анализ рассказа | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Личностные-осмыслить понятия честность, фантазия, обман, вымысел, объяснять значение слов с опорой на контекст произведения. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
16 | Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе | Высказывать собственное суждение, отражающее отношение к произведению; Учить работать в паре. | Метапредметные- работа в паре. Управление поведением партнёра. Использование критериев для обоснования своих суждений. Личностные-осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов.
| 1 час |
| |
17 | «Надо любить и жалеть людей...». М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя | Учить работать с текстом. Учить работать с книгой | Метапредметные- понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Чтение текста, пометка непонятных слов. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.
| 1 час. |
| |
18 | «Мы идём в библиотеку». Рассказы о детях Р.к знакомство с рассказом Ставропольского писателя Михаила Васильевича Усова «Напрасные страхи» | Учить осмысливать понятие «юмористическая литература»; Учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге) | Метапредметные- волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные-осмыслять понятие юмористическая литература
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов. | 1 час |
| |
19 | Семейное чтение. Притчи
| Формировать умения: -определять тему и главную мысль притчи; -пересказывать текст | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.
| Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
20 | «Наш театр». В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...»
| Осмыслить содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»; Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом; Учить читать по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики, жестов и интонации. | Метапредметные-работа в группе, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные-принимать участие в драматизации. | Чтение текста, пометка непонятных слов. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.
| 1 час |
| |
21 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии».Р.к Литература Ставрополья «Старинные казачьи поверья»-В.В.Ходырев. | Учить составлять план текста; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст; учить составлять монологическое высказывание на тему | Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов.
| 1 час |
| |
22 | Контрольная работа по литературному чтению.
| Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений.
| Метапредметные-проверить сформированность умения работать с учебной книгой. Личностные- определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом. | Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА. 15 часов | |||||||
23 | Введени в содержание раздела «Волшебные сказки». Урок работы с книгой | Познакомить с особенностями волшебной сказки; учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок; | Метапредметные-выведение следствий. Постановка и формулирования проблемы. Личностные- осмыслить понятия добро побеждает зло ,в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, какие идеалы воспевает народная сказка.
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов.
| 1 час |
| |
24 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. Исследовательская работа.
| Познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». | Метапредметные-выявление особенностей волшебной сказки. Личностные- работать с текстом повествовательного характера. | Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
25 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки | Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план | Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации., Личночтные- работать с текстом повествовательного характера. | Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов.
| 1 час |
| |
26 | В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | Учить работать с репродукцией картины; выявлять основные объекты, видеть содержательные линии картины, создавать свой собственный текст. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личночтные- работать с текстом повествовательного характера. | Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
27 | Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки | .Познакомить с русской сказкой «Летучий корабль»; учить работать с книгой | Выведение следствий. Постановка и формулирования проблемы. Личночтные- работать с текстом повествовательного характера( определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа)
| Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
28 | Русская народная сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки | Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений. Личностные-работать с текстом повествовательного характера. | Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
29 | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог Р.к К.Г Черный «Путешествие в странузапрещенных улыбок» | Учить находить нужную литературу при помощи каталога | Метапредметные-работа в библиотеке с каталогами книг Личностные-находить необходимую информацию в книге ориентироваться в учебной и художественной книге. | Чтение текста, пометка непонятных слов. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.
| 1 час |
| |
30 | Самостоятельное чтение. РНС «Морозко». Характеристика героев сказки | Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план | Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации., Личностные-работать с текстом повествовательного характера. | Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
31 | РНС «Морозко». Пересказ | Особенности волшебной сказки; Отличие героя волшебной сказки от героев других сказок; | Метапредметные-выведение следствий. Постановка и формулирования проблемы. Личностные--работать с текстом повествовательного характера.
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов.
| 1 час |
| |
32 | Семейное чтение. РНС «Белая уточка». Смысл сказки | Учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь. | Метапредметные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные-- работать с текстом повествовательного характера.
| Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста | 1 час |
| |
33 | РНС «Белая уточка». Пересказ | Учить осмыслять особенности волшебной сказки | Метапредметные-составлять план урока, находить необходимую информацию Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора). Чтение текста вслух. Чтение текста, пометка непонятных слов.
| 1 час |
| |
34 | «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению» | Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
35 | «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению» | Учить читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя; использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию. | Метапредметные-групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
36 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обощение по разделу | Учить составлять план текста; учить подробно пересказывать текст; | Метапредметные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные-понимать смысл пословиц, соотносить псловицы с изучаемым материалом. | Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения | 1 час |
| |
37 | Проверочная работа | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
| Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ. 20 ч | |||||||
38 | Введение в содержание раздела | Прогнозировать содержание учебного раздела. Воспринимать на слух худ. И научно-познавательное произведение | Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока. | Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке. | 1 час |
| |
39 | «Я познаю мир». Энциклопедии и справочники. | Познакомить с энциклопедическими справочниками; учить работать с ними; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных видов словарей. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Чтение текста, пометка непонятных слов. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.
| 1 час |
| |
40 | К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности худ.текста Исследовательская работа.
| Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; учить работать с текстом повествовательного характера. | Метапредметные-выявление особенностей художественно-повествовательных текстов. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
41 | К. Паустовский «Барсучий нос». Герой художественного и научно-популярного текста. Текст «Барсук» из справочника. | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст; определять тему, главную мысль, основные особенности содержания. | Метапредметные-групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
42 | В.Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста | Сравнивать художественный текст | Метапредметные-работать в группе. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час
|
| |
43 | Б.Заходе «Вредный кот». Весёлые стихи для детей. Характер героя в поэтическом тексте. Средства создания образа героев. | Учить работать с текстом поэтического характера | Метапредметные-работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
|
Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
44 | В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | Познакомить с произведениями В. Бианки и О. Полонского | Метапредметные анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
45 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочки помогали добраться домой | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
46 | О.Полонский «Муравьинное царство». Особенности научно-популярного текста | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст; определять тему, главную мысль, основные особенности содержания. | Метапредметные-выявление особенностей художественно-повествовательных текстов. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
47 | «Пусть летают бегемоты...». Творчество Тима Собакина. | Познакомить с творчеством Тима Собакина;
| Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
| Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
48 | «Мы идём в библиотеку». Стихи и рассказы о природе. Р.К. М.ВУсов: «Баба-птица на Маныче» | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом;
| Метапредметные-групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.). | 1 час |
| |
49 | Внеклассное чтение. Знакомство с журналами для детей. Периодическая печать. Выставка детских журналов
| Формировать умения: -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать текст | Метапредметные-работать в группе. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
50 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой худ.текста. Его особенности | Определять жанр произведения и его особенности | Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ориентироваться в книге. Личностные-осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение».
| Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
51 | «Мы идём в библиотеку». Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
52 | Семейное чтение. Н.Носов «Карасик». Смысл поступка | Работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом | Метапредметные-групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
53 | Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения | Работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом
| Метапредметные-работать в группе. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.). | 1 час |
| |
54 | М. Горький «Воробьишко». Инсценирование | Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное; договариваться друг с другом.
| Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
55 | «Маленькие и большие секреты страны Литератургии». | Учить составлять план текста; учить подробно пересказывать текст. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах.
| 1 час |
| |
56 | Обобщающий урок по теме «Люби всё живое».Р.К Знакомство с произведением Ставропольского писателя М.В Усова : «Когда ёж не в духе» | Работа в группе. Аргументация своего мнения и коммуникации.
| Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
57 | Контрольная работа по литературному чтению | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. 12часов | |||||||
58 | Введение в содержание раздела | Прогнозировать содержание учебного раздела. Воспринимать на слух худ. И научно-познавательное произведение | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
59 | Картины русской природы. И. Шишкин «Зима в лесу» | Постановка и формулирование проблемы. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах.
| 1 час |
| |
60 | Н. Некрасов «Славная осень!..». Семейный фотоальбом. | Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
61-62 | М. Пришвин «Осинкам холодно...». Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов. | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 2 часа |
| |
63 | «Мы простились с запоздалой вереницею гусей...». И. Бунин, А. Фет, В. Поленов. | Самооценка на основе критерия успешности. | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
64 | И.Бунин «Первый снег». В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи | Умение сравнивать произведения литературы и живописи | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
65 | «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей .Р.К Знакомство с писателем Ставропольского края | Извлечение из текстов необходимой информации. | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
66 | Самостоятельное чтение. К.Бальмонт «Снежинка». Средства худ. выразительности для создания образа снежинки | Осмысленно читать лирические тексты. Понимать настроение
| Метапредметные-выявление особенностей художественно-повествовательных текстов. Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
67 | К.Паустовский «В саду поселилась осень…» Краски осени | Осуществлять поиск необходимой информации | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
68 | Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «Парк». А.Саврасов «Зима» | Работать в паре | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
69 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверка техники чтения. | Самооценка на основе критерия успешности. | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ. 30 часов | |||||||
70 | Введение в содержание раздела | Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
71 | Великие русские писатели. В.Берестов об А.С.Пушкине. Краткий пересказ | Формулировать учебные задачи урока | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
72 | А. С. Пушкин «Мороз и солнце! День чудесный...» Картины зимней природы. Настроение стихотворения | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
73 | И.Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи | Взаимодействовать в паре, в группе | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах.
| 1 час |
| |
74 | А.С.Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы | Взаимодействовать в паре, в группе | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
75 | Ю.Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой» | Формулировать учебные задачи урока | Прогнозировать содержание произведения | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах.
| 1 час |
| |
76 | А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель младший «Зимний пейзаж» | Работа в группе. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
77 | Репродукция картины И. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине | Формулировать учебные задачи урока | Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки; Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
78 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство со сказкой | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
79 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сравнение с народной сказкой | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
80 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Нравственный смысл литературной сказки |
| Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
81 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Особенности языка литературной сказки | Соотносить текст сказки с произведением живописи; определять тему и главную мысль; характеризовать героев картины. | Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации., Личностные-работать с текстом повествовательного характера. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
82 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Характеристика героев произведения | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
83 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Приём звукозаписи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи | Формулировать учебные задачи урока | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
84 | Урок театр по сказкам А.С.Пушкина Р.К.Ставропольскиесказочники.С.П.Бойко «Красная шапочка» | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование общего решения. | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
85 | И.Я.Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина | Прогнозировать содержание произведения
| Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации., Личностные-работать с текстом повествовательного характера. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
86 | «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...». Викторина по басням И. Крылова. | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
87 | «Слон и Моська» И. Крылов. Особенности структуры басни | Определение основной и второстепенной информации. | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении |
1 час |
| |
88 | «Чиж и голубь» И. Крылов. Особенности структуры басни | Определение основной и второстепенной информации | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
89 | Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. «Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои...». Краткий пересказ статьи | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
90 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
91 | Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
92 | Л.Н.Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. | Метапредметные-умение последовательно воспроизводить содержание притчи. Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
93 | Мастерская писателя редактируем и корректируем текст | Взаимодействовать в паре, в группе | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Чтение текста литературного произведения про себя. Чтение текста вслух. Чтение текста вполголоса. Поочередное чтение текста в парах. | 1 час |
| |
94 | «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей. Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра | Формировать интерес к творчеству Л. Толстого.
| Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации., Личностные-работать с текстом повествовательного характера. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
95 | Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра | Формулировать учебные задачи урока | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
96 | Наш театр. И. Крылов «Квартет» | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Прослушивание чтения текста учителем. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу. | 1 час |
| |
97-98 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. Р.К.Ставроольские писатели о животных.Г.К.Баев: «Встреча» | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 2 часа |
| |
99 | Контрольная работа по литературному чтению | Оценивать свои достижения | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание чтения текста учителем. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.
| 1 час |
| |
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА. 18 часов | |||||||
100 | Введение в содержание раздела | Составлять план для пересказа | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
101 | Девочка Снегурочка...». В. Даль. Сравнение с народной сказкой
| Исследовательская работа. Выявление особенностей литературной и народной сказок. Выведение следствий. | Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку. | Прослушивание чтения текста учителем. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу. | 1 час |
| |
102 | В. Даль «Девочка Снегурочка» | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»; учить работать с повествовательным текстом. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
103 | В. Одоевский «Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко» | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
104 | «Нам даром, без труда ничего не даётся…» В. Одоевский. Сравнение героев | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целе_ направленный выбор книги. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
105-106 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 2 часа |
| |
107 | Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» | Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание чтения текста учителем. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.
| 1 час |
| |
108 | Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы | Составлять план урока | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. Чтение текста с комментарием и беседой.
| 1 час |
| |
109 | Р. Киплинг «Маугли» | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
110 | Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы | Классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание чтения текста учителем. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.
| 1 час |
| |
111 | Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки | Работа в группе. Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
112 | Мы идём в библиотеку. Сказки А.Толстого
| Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа
| Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час
|
| |
113 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка» | Работать в группе | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
114 | Семейное чтение. Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе» | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа
| Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
115 | Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование | Находить необходимую информацию | Осмыслять особенности текста | Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
116 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. Р К Г.Н.Пухальская «.Бабушкины сказки» | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
117 | Промежуточная итоговая аттестация | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. 19 часов | |||||||
118 | Введение в содержание раздела. Картины родной природы. | Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока. | Прогнозировать содержание учебного раздела. Воспринимать на слух худ. и научно-познавательное произведение | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
119 | Б. Заходер «Что такое стихи? Особенности поэтического жанра | Сравнение произведений литературы и живописи | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
120 | И. Соколов – Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка Р.К.Стихи поэтов Ставрополья.А.Е.Екимцев «Полёт багряного листа» |
| Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час
|
| |
121 | Устное сочинение на тему: «Мелодия весеннего леса» | Взаимодействовать в паре, в группе | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.
| 1 час |
| |
122 | А. Майков «Весна»,Е. Волков «В конце зимы», Е. Пурвит «Последний снег» | Работа в группе. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
123 | С. Есенин «Сыплет черёмуха», «С добрым утром» | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.
| 1 час |
| |
124 | С.Есенин «С добрым утром» | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении | 1 час |
| |
125 | «Весенняя гроза». Ф. Тютчев. Приём звукозаписи как средство создания образа | Самооценка на основе критерия успешности. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.
| 1 час |
| |
126 | А.Васнецов «После дождя». И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства | Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
127 | О. Высотская, З. Александрова « Одуванчик». Сравнение образов | Самооценка на основе критерия успешности. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера. . | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
128 | М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтических и прозаических текстовР.К Стихи Ставропольских поэтов А.Е.Екимцев»Полет багряного листа» | Извлечение из текстов необходимой информации. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. | 1 час |
| |
129 | А. Толстой «Колокольчики мои цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому | Самооценка на основе критерия успешности. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
130 | Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи
| Извлечение из текста необходимой информации | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.
| 1 час |
| |
131 | Ф. Тютчев «В небе тают облака». Саврасов «Сосновый бор на берегу реки» | Самооценка на основе критерия успешности. | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. Чтение текста с комментарием и беседой.
| 1 час |
| |
132 | «Мы идём в библиотеку». Сборники произведений о природе. Обобщающий урок Р.К.Ставропольские поэты В.В.Ходарев «Орлик» | Познавательная инициатива. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.
| Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
133 | Самостоятельное чтение чтение. Любимые книги любимых писателей | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа
| Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. Чтение текста с комментарием и беседой.
| 1 час |
| |
134 | Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература Р.К Е.Л.Иванова»Про ученье и пчелу» | Извлечение из текстов необходимой информации. | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера. | Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста с комментарием и беседой. | 1 час |
| |
135 | Оценка достижений. ИКР по литературному чтению. | Проявлять самостоятельность | Метапредметные-работа в группе. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учёт разных мнений Личностные- работать с текстом повествовательного характера.. | Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. Чтение текста с комментарием и беседой
| 1 час |
| |
136 | Брейн-ринг. Обобщающий урок-праздник по курсу 3 класса | Обобщить изученное | Метапредметные-работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем | 1 час |
| |
137-140 | Резерв |
|
|
|
|
|