СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива" содержит разделы: планируемые результаты учебного предмета, содержание учебного предмета. календарно- тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"»

Рабочая программа по литературному чтению

УМК «Перспектива »

3 класс

Планируемые результаты

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

  • Самостоятельно составлять аннотацию;

  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;

  • Выявить особенности юмористического произведения;

  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

  • Сравнивать былину и сказочный текст;

  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;

  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;

  • Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание учебного материала

Наряду с развитием предметных умений важное значение приобретает целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие учащихся.

Результаты любого обучения, в том числе и обучения литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых промежуточных задач.


В 3 классе планируется:

  • овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;

  • формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);

  • развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;

  • формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.

Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает восемь разделов:

1. Книги—мои друзья - 4 уроков.

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.


2. Жизнь дана на добрые дела - 17 уроков.

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.


3. Волшебные сказки - 15 уроков.

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.


4.Люби всё живое - 20 уроков.

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.


5. Картины русской природы - 12 уроков.

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.


6. Великие русские писатели - 30 уроков.

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.


7. Литературная сказка - 19 уроков.

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.


8. Картины родной природы - 19 уроков.

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.


Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

-урок изучения новой темы с первичным её закреплением;

-урок закрепления темы и формирования умений на основе нового материала;

-урок тренировки, упражнения в выработке автоматизма грамматических, орфографических и других действий по применению изученного материала;

-урок повторительно- обобщающий в конце изучения темы, раздела;

-урок проверки знаний и умений (диктант, грамматические упражнения, тесты и др.);

комбинированный урок – урок смешанного типа, на котором проводится и изучение нового, и закрепление;

-урок-игра;

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Книги—мои друзья

4

2

Жизнь дана на добрые дела

18

3

Волшебная сказка

15

4

Люби всё живое

20

5

Картины русской природы

12

6

Великие русские писатели

30

7

Литературная сказка

18

8

Картины родной природы

19

9

Всего :

136 часов + 4 часа резерв






Календарно – тематическое планирование по курсу «Литературное чтение» 3 класс

136 часов + 4 часа



п./п.

Тема раздела/урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата

Предметные

Личностные(УУД)

Метапредметные (УУД)

Книги—мои друзья.

4часов

1

Книги, прочитанные летом. Введение в содержание раздела. Наставление детям Владимира Мономаха

Учить работать с книгой Учить работать в паре, группе


Знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться, знать, почему книгу называют самым великим чудом на свете.

Метапредметные- формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника. В совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. Анализировать научно-познавательный текст.

Личностные- освоение личностного смысла учения;

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.

4 часа


2

Б.Горбачевский.

Первопечатник Иван Фёдоров

Уметь определять тему и основную мысль произведения, главные(ключевые, опорные слова, подтверждать свой ответ словами из текста, осуществлять поиск необходимой информацией из учебной книги.

Метапредметные-формулировать учебные задачи урока,исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.

Личностные-проявлять бережное отношение к учебной книге, осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста.

Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

1 час


3

«Мы идём в музей книги».

Урок-проект (подготовка). Первая «Азбука» И.Фёдорова. Наставления Библии

Осуществлять поиск необходимой информации в книге и различных источниках,ориенти

роваться в них.



Метапредметные-формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, оценивать свою работу на уроке, классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении, отвечать на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника.

Личностные- освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению, проявлять бережное отношение к учебной книге,обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбор книг по своему интересу.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


4

Музей книги. Защита проекта.

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.

18 часов 

5

Введение в содержание раздела «Жизнь дана на добрые дела». Работа с выставкой книг Р.кЗнакомскво с учебником для начальной школы: «Литература Ставрополья»

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Личностные- осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

1 час


6-7

Самостоятельное чтение. Пословицы разных народов о человеке и его делах.

В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа Р.к Пословицы и поговорки народов,проживающих на территории Ставропольского края

Формировать умения:

-определять тему и главную мысль пословицы;

-цитировать наизусть, прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

2 часа


8

Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях; работать с текстом( определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь)

Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;формулировать учебные задачиурока, планировать вместе с учителемдеятельность по изучению темы урока, оценивать свою деятельность на уроке.

Личностные- осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


9-10

Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. Ролевое чтение

Учить работать с текстом.

Учить работать в группе.

Метапредметные- работа в группе, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, формулировать деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки.

Личностные- осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову, правила взаимоотношений в обществе.


Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

2 часа


11

Создание рассказа по аналогии на тему “Что такое добро”Р.к. Знакомство с рассказом Ставропольского писателя Г.К.Баевым: «Собака не виновата»

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формулировать деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке.

Личностные- осмыслять

правила взаимоотношений в обществе.


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


12

М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ориентироваться в книге.

Личностные-осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение».



Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.


1 час


13

М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ

Учить работать с текстом.

Осмысление понятий «Что значит ложь во спасение


Метапредметные- работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Личностные-осмыслить нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.

Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

1 час


14

Внеклассное чтение.

Веселые стихи Б.Заходера



Формировать умения:

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст

Метапредметные- умение последовательно воспроизводить

содержание рассказа.

Личностные-осмыслить понятия честность, фантазия, обман, вымысел, объяснять значение слов с опорой на контекст произведения.


Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).

Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.


1 час


15

Л. Каминский. Знакомство. Анализ рассказа

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Личностные-осмыслить понятия честность, фантазия, обман, вымысел, объяснять значение слов с опорой на контекст произведения.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

 1 час


16

Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе

Высказывать собственное суждение, отражающее отношение

к произведению;

Учить работать в паре.

Метапредметные- работа в паре.

Управление поведением партнёра.

Использование критериев для обоснования своих суждений.

Личностные-осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.


1 час


17

«Надо любить и жалеть людей...».

М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя

Учить работать с текстом.

Учить работать с книгой

Метапредметные- понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.


1 час.


18

«Мы идём в библиотеку». Рассказы о детях Р.к знакомство с рассказом Ставропольского писателя Михаила Васильевича Усова «Напрасные страхи»

Учить осмысливать понятие «юмористическая литература»;

Учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на выставке, в тематическом и алфавитном каталоге)

Метапредметные- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные-осмыслять понятие юмористическая литература


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

1 час


19

Семейное чтение. Притчи



Формировать умения:

-определять тему и главную мысль притчи;

-пересказывать текст

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.


Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

1 час


20

«Наш театр».

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...»



Осмыслить содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»;

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом;

Учить читать по ролям, передавая особенности характера героя

при помощи мимики, жестов и интонации.

Метапредметные-работа в группе,

учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные-принимать участие в драматизации.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.


1 час


21

«Маленькие и большие секреты

страны Литературии».Р.к Литература Ставрополья «Старинные казачьи поверья»-В.В.Ходырев.

Учить составлять план текста;

учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст;

учить составлять монологическое высказывание на тему

Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.


1 час


22

Контрольная работа по литературному чтению.


Проверить сформированность предметных и над-

предметных (чтение и работа с информацией) умений.


Метапредметные-проверить сформированность умения работать

с учебной книгой.

Личностные- определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

 1 час


ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА.

15 часов

23

Введени в содержание раздела «Волшебные сказки».

Урок работы с книгой

Познакомить с особенностями волшебной сказки;

учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;

Метапредметные-выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы.

Личностные- осмыслить понятия добро побеждает зло ,в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, какие идеалы воспевает народная сказка.


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.


1 час


24

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. Исследовательская работа.


Познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк».

Метапредметные-выявление особенностей волшебной сказки.

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.

Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

1 час


25

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план

Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.,

Личночтные- работать с текстом повествовательного характера.

Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.


1 час


26

В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Учить работать с репродукцией картины; выявлять основные

объекты, видеть содержательные линии картины, создавать свой

собственный текст.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личночтные- работать с текстом повествовательного характера.

Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

1 час


27

Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки

.Познакомить с русской сказкой «Летучий корабль»;

учить работать с книгой

Выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы.

Личночтные- работать с текстом повествовательного характера( определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа)


Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

1 час


28

Русская народная сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план, подробно пересказывать текст сказки.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений.

Личностные-работать с текстом повествовательного характера.

Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

1 час


29

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог Р.к К.Г Черный «Путешествие в странузапрещенных улыбок»

Учить находить нужную литературу при помощи каталога

Метапредметные-работа в библиотеке с каталогами книг

Личностные-находить необходимую информацию в книге ориентироваться в учебной и художественной книге.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.


1 час


30

Самостоятельное чтение. РНС «Морозко». Характеристика героев сказки

Учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, составлять простой план

Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.,

Личностные-работать с текстом повествовательного характера.

Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

1 час


31

РНС «Морозко». Пересказ

Особенности волшебной сказки;

Отличие героя волшебной сказки от героев других сказок;

Метапредметные-выведение следствий.

Постановка и формулирования проблемы.

Личностные--работать с текстом повествовательного характера.


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.


1 час


32

Семейное чтение. РНС «Белая уточка». Смысл сказки

Учить работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте, устанавливать их взаимосвязь.

Метапредметные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные-- работать с текстом повествовательного характера.


Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста

1 час


33

РНС «Белая уточка». Пересказ

Учить осмыслять особенности волшебной сказки

Метапредметные-составлять план урока, находить необходимую информацию

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора).

Чтение текста вслух.

Чтение текста, пометка непонятных слов.


1 час


34

«Наш театр».

Русская народная

сказка «По щучьему велению»

Учить распределять роли; коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


35

«Наш театр».

Русская народная

сказка «По щучьему велению»

Учить читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя;

использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.

Метапредметные-групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.



Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


36

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обощение по разделу

Учить составлять план текста;

учить подробно пересказывать текст;

Метапредметные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные-понимать смысл пословиц, соотносить псловицы с изучаемым материалом.

Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения

1 час


37

Проверочная работа

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ.

20 ч

38

Введение в содержание раздела

Прогнозировать содержание учебного раздела. Воспринимать на слух худ. И научно-познавательное произведение

Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока.

Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.

1 час


39

«Я познаю мир». Энциклопедии и справочники.

Познакомить с энциклопедическими справочниками; учить работать с ними; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных

видов словарей.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Чтение текста, пометка непонятных слов.

Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.


1 час


40

К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности худ.текста

Исследовательская работа.


Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором

образ;

учить работать с текстом повествовательного характера.

Метапредметные-выявление особенностей художественно-повествовательных текстов.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


41

К. Паустовский «Барсучий нос». Герой художественного и научно-популярного текста.

Текст «Барсук» из справочника.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

определять тему, главную мысль, основные особенности содержания.

Метапредметные-групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


42

В.Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста

Сравнивать художественный текст

Метапредметные-работать в группе.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час



43

Б.Заходе «Вредный кот». Весёлые стихи для детей. Характер героя

в поэтическом тексте. Средства создания образа героев.

Учить работать с текстом поэтического характера

Метапредметные-работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.




Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


44

В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Познакомить с произведениями В. Бианки и О. Полонского

Метапредметные анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочки помогали добраться домой

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


46

О.Полонский «Муравьинное царство». Особенности научно-популярного текста

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

определять тему, главную мысль, основные особенности содержания.

Метапредметные-выявление особенностей художественно-повествовательных текстов.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


47

«Пусть летают бегемоты...».

Творчество Тима Собакина.

Познакомить с творчеством Тима Собакина;


Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.


Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


48

«Мы идём в библиотеку». Стихи и рассказы о природе.

Р.К. М.ВУсов: «Баба-птица на Маныче»

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению;

учить работать с текстом;


Метапредметные-групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).

1 час


49

Внеклассное чтение.

Знакомство с журналами для детей. Периодическая печать. Выставка детских журналов


Формировать умения:

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст

Метапредметные-работать в группе.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


50

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой худ.текста. Его особенности

Определять жанр произведения и его особенности

Метапредметные- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ориентироваться в книге.

Личностные-осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение».


Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


51

«Мы идём в библиотеку». Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ

Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-определять основную мысль текста, соотносить пословицы с изучаемым материалом.


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


52

Семейное чтение. Н.Носов «Карасик». Смысл поступка

Работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом

Метапредметные-групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


53

Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения

Работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом


Метапредметные-работать в группе.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).

1 час


54

М. Горький «Воробьишко». Инсценирование

Учить распределять роли;

коллективно обсуждать прочитанное;

договариваться друг с другом.


Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


55

«Маленькие и большие секреты страны Литератургии».

Учить составлять план текста;

учить подробно пересказывать текст.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.


1 час


56

Обобщающий урок по теме

«Люби всё живое».Р.К Знакомство с произведением Ставропольского писателя М.В Усова : «Когда ёж не в духе»

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и коммуникации.



Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


57

Контрольная работа по литературному

чтению

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

12часов

58

Введение в содержание раздела

Прогнозировать содержание учебного раздела. Воспринимать на слух худ. И научно-познавательное произведение

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


59

Картины русской природы.

И. Шишкин «Зима в лесу»

Постановка и формулирование проблемы.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.


1 час


60

Н. Некрасов «Славная осень!..».

Семейный фотоальбом.

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


61-62

М. Пришвин «Осинкам холодно...».

Ф. Тютчев «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

2 часа


63

«Мы простились с запоздалой вереницею гусей...».

И. Бунин, А. Фет, В. Поленов.

Самооценка на основе критерия успешности.

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


64

И.Бунин «Первый снег».

В.Поленов «Ранний снег».

Сравнение произведений литературы и живописи

Умение сравнивать

произведения литературы и живописи

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


65

«Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей .Р.К Знакомство с писателем Ставропольского края

Извлечение из текстов необходимой информации.

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову..

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


66

Самостоятельное чтение. К.Бальмонт «Снежинка». Средства худ. выразительности для создания образа снежинки

Осмысленно читать лирические тексты. Понимать настроение


Метапредметные-выявление особенностей художественно-повествовательных текстов.

Личностные- нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


67

К.Паустовский «В саду поселилась осень…» Краски осени

Осуществлять поиск необходимой информации

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


68

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «Парк». А.Саврасов «Зима»

Работать в паре

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


69

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверка техники чтения.

Самооценка на основе критерия успешности.

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.

30 часов

70

Введение в содержание раздела

Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


71

Великие русские писатели. В.Берестов об А.С.Пушкине. Краткий пересказ

Формулировать учебные задачи урока

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

 1 час


72

А. С. Пушкин «Мороз и солнце! День чудесный...» Картины зимней природы. Настроение стихотворения

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


73

И.Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи

Взаимодействовать в паре, в группе

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.


1 час


74

А.С.Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы

Взаимодействовать в паре, в группе

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


75

Ю.Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой»

Формулировать учебные задачи урока

Прогнозировать содержание произведения

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.


1 час


76

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель младший «Зимний пейзаж»

Работа в группе.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


77

Репродукция картины

И. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине

Формулировать учебные задачи урока

Метапредметные- умение подбирать пословицы на определённую тему, формулировать учебные задачи урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки;

Личностные: осмыслять понятия благородный поступок, честность, верность слову.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


78

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство со сказкой

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


79

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сравнение с народной сказкой

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


80

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Нравственный смысл литературной сказки


Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


81

А. С. Пушкин «Сказка о царе

Салтане...». Особенности языка литературной сказки

Соотносить текст

сказки с произведением живописи;

определять тему и главную

мысль;

характеризовать героев картины.

Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.,

Личностные-работать с текстом повествовательного характера.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


82

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Характеристика героев произведения

Работа в группе.

Планирование учебного сотрудничества.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


83

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Приём звукозаписи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи

Формулировать учебные задачи урока

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


84

Урок театр по сказкам А.С.Пушкина

Р.К.Ставропольскиесказочники.С.П.Бойко «Красная шапочка»

Групповая работа.

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни..

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


85

И.Я.Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина

Прогнозировать содержание произведения


Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.,

Личностные-работать с текстом повествовательного характера.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


86

«А вы, друзья, как ни садитесь,

всё в музыканты не годитесь...».

Викторина по басням И. Крылова.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни..

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


87

«Слон и Моська» И. Крылов. Особенности структуры басни

Определение основной и второстепенной информации.

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении


1 час




88

«Чиж и голубь»

И. Крылов. Особенности структуры басни

Определение основной и второстепенной информации

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


89

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой.

«Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои...». Краткий пересказ статьи

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


90

Л.Н.Толстой

«Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


91

Л.Н.Толстой

«Лебеди». Составление плана

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


92

Л.Н.Толстой

«Акула». Смысл названия. Составление плана

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Метапредметные-умение последовательно воспроизводить

содержание притчи.

Личностные- осмыслять понятия неправда вранье ложь нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем с которыми ученики сталкиваются в жизни.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


93

Мастерская писателя редактируем и корректируем текст

Взаимодействовать в паре, в группе

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

1 час


94

«Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей. Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра

Формировать интерес к творчеству Л. Толстого.


Метапредметные-понимание текстов, извлечение необходимой информации.,

Личностные-работать с текстом повествовательного характера.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


95

Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра

Формулировать учебные задачи урока

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


96

Наш театр.

И. Крылов «Квартет»

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

1 час


97-98

«Маленькие и большие секреты страны

Литературии». Обобщающий урок. Р.К.Ставроольские писатели о животных.Г.К.Баев: «Встреча»

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

2 часа


99

Контрольная работа по литературному

чтению

Оценивать свои достижения

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.


 1 час


ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА.

18 часов

100

Введение в содержание раздела

Составлять план для пересказа

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


101

Девочка Снегурочка...».

В. Даль. Сравнение с народной сказкой


Исследовательская работа.

Выявление особенностей литературной и народной сказок.

Выведение следствий.

Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку.

Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

1 час


102

В. Даль

«Девочка Снегурочка»

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»;

учить работать с повествовательным текстом.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


103

В. Одоевский «Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко»

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


104

«Нам даром, без труда ничего не даётся…»

В. Одоевский. Сравнение героев

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

самостоятельный и целе_

направленный выбор книги.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


105-106

Д.Мамин-Сибиряк

«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

2 часа


107

Переводная литература для детей.

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге;

самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.


1 час


108

Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы

Составлять план урока

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с комментарием и беседой.


1 час


109

Р. Киплинг «Маугли»

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


110

Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы

Классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.


1 час


111

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки

Работа в группе.

Распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


112

Мы идём в библиотеку. Сказки

А.Толстого


Умение последовательно воспроизводить

содержание рассказа


Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час



113

Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка»

Работать в группе

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


114

Семейное чтение. Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе»

Умение последовательно воспроизводить

содержание рассказа


Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


115

Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование

Находить необходимую информацию

Осмыслять особенности текста

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


116

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок.

Р К Г.Н.Пухальская «.Бабушкины сказки»

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


117

Промежуточная итоговая аттестация

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.

19 часов 

118

Введение в содержание раздела. Картины родной природы.

Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока.

Прогнозировать содержание учебного раздела. Воспринимать на слух худ. и научно-познавательное произведение

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


119

Б. Заходер «Что такое стихи? Особенности поэтического жанра

Сравнение произведений литературы и живописи

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


120

И. Соколов – Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка

Р.К.Стихи поэтов Ставрополья.А.Е.Екимцев «Полёт багряного листа»


Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час





121

Устное сочинение на тему: «Мелодия весеннего леса»

Взаимодействовать в паре, в группе

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.


1 час


122

А. Майков «Весна»,Е. Волков «В конце зимы», Е. Пурвит «Последний снег»

Работа в группе.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


123

С. Есенин «Сыплет черёмуха», «С добрым утром»

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.


1 час


124

С.Есенин «С добрым утром»

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Составление отзыва о прочитанном литературном произведении

1 час


125

«Весенняя гроза».

Ф. Тютчев. Приём звукозаписи как средство создания образа

Самооценка на основе критерия успешности.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.


1 час


126

А.Васнецов «После дождя». И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства

Формулировать учебные задачи урока. Совместно с учителем планировать совместную деятельность исходя из темы урока

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


127

О. Высотская,

З. Александрова « Одуванчик». Сравнение образов

Самооценка на основе критерия успешности.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.

.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


128

М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтических и прозаических текстовР.К Стихи Ставропольских поэтов А.Е.Екимцев»Полет багряного листа»

Извлечение из текстов необходимой информации.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.


1 час


129

А. Толстой «Колокольчики мои цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому

Самооценка на основе критерия успешности.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


130

Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи


Извлечение из текста необходимой информации

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.


1 час


131

Ф. Тютчев «В небе тают облака». Саврасов «Сосновый бор на берегу реки»

Самооценка на основе критерия успешности.

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с комментарием и беседой.


1 час


132

«Мы идём в библиотеку». Сборники произведений о природе.

Обобщающий урок

Р.К.Ставропольские поэты В.В.Ходарев «Орлик»

Познавательная инициатива.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


133

Самостоятельное чтение чтение.

Любимые книги любимых писателей

Умение последовательно воспроизводить

содержание рассказа


Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с комментарием и беседой.


1 час


134

Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература

Р.К Е.Л.Иванова»Про ученье и пчелу»

Извлечение из текстов необходимой информации.

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера.

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Чтение текста с комментарием и беседой.

1 час


135

Оценка достижений. ИКР по литературному чтению.

Проявлять самостоятельность

Метапредметные-работа в группе.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Учёт разных мнений

Личностные- работать с текстом повествовательного характера..

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с комментарием и беседой


 1 час


136

Брейн-ринг. Обобщающий урок-праздник по курсу 3 класса

Обобщить изученное

Метапредметные-работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Личностные-нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.Чтение текста и установление правды и вымысла в нем

1 час


137-140

Резерв













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!