Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету литературное чтение на родном языке (русский) составлена на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• Примерная программа начального общего образования, авторской программы Климановой Л.Ф. и др.
Цель учебного предмета
Курс родной литературы направлен на развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
развивать поэтический слух;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
обогащать чувственный опыт ребёнка;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Место предмета в учебном плане
Предмет родная литература изучается в 3 классе начальной школы 1 часа в неделю, 17 недель, 17 часов.
Требования ФГОС НОО к результатам курса «Литературное чтение на родном языке»
Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, о добре и зле, о нравственности, формирование потребности к систематическому чтению на родном языке как средстве познания себя и мира, обеспечение культурной самоидентификации;
Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового); умение осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных, учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными материалами для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты предмета «Литературное чтение на родном языке»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, о добре и зле, о нравственности, формирование потребности к систематическому чтению на родном языке как средстве познания себя и мира;
Выпускник получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
основам смыслового восприятия художественных текстов на родном языке;
выделять существенную информацию из текстов (на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа);
использовать разных видов чтения текстов на родном языке (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового) для решения учебных задач;
выбирать интересующую литературу (на основе выдающихся произведений культуры своего народа), пользоваться справочными материалами для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
Предметные результаты
Выпускник научится:
пользоваться элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных, учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
понимать традиционные русские сказочные образы, понимать значения эпитетов и сравнений и особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильно и уместно употребление эпитетов и сравнений в речи;
читать выразительно прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения русского народа после предварительной подготовки и проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять жанровые и языковые особенности текстов;
различать художественные произведения и устного народного творчества разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений культуры своего народа;
находить средства художественной выразительности (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет) и понимать их роль в создании художественного образа на основе осознания коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
Выпускник получит возможность научиться:
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов;
интерпретировать текст литературного произведения в творческой деятельности: чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Русский фольклор.
3
3
Поэзия пушкинской поры
1
3
Литературные сказки 19-20вв.
1
4
Поэзия 2-й половины 19 в.
2
5
Проза конца 19 – начала 20 вв.
4
6
Проза о детях
3
7
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях
3
Итого
17
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока |
| Русский фольклор. 3 ч. |
1 | Роль книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. |
2 | Добро и зло в русской народной сказке «Марья Моревна». Озаглавливание частей текста. |
3 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Презентация своего Высказывания окружающим. |
| Поэзия пушкинской поры. 1 ч. |
4 | Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Творчество А. С. Пушкина. Стихи А. С. Пушкина. |
| Литературные сказки 19 в. 1 ч. |
5 | Характеристика героев сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». |
| Поэзия 2-й половины 19 в. 2 ч. |
6 | Классики русской литературы XIX—XX вв. Стихи М. Ю. Лермонтова. |
7 | Поэзия 2-й половины 19 в. Творчество И.С Никитина. «Помню я: бывало няня» |
| Проза конца 19 – начала 20 вв. 4 ч. |
8 | Жизнь и творчество А. П. Чехова. «Белолобый». |
9 | Определение темы текста Л.Н. Толстого. «Акула». Ключевые слова текста. |
10 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Рассказ о герое по коллективно составленному плану. |
11 | Выставка книг о животных. Чтение по выбору. |
| Проза о детях. 3 ч. |
12 | В. Осеева «Синие листья» Творческая работа: мини-сочинение «Мои друзья». |
13 | Положительные качества человека в произведении В. Осеевой «Что легче?» |
14 | Отношения взрослых и детей. В. Осеева «Сыновья» |
| Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. 3 ч. |
15 | Жанр произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». |
16 | Мораль рассказа Л. Андреева «Кусака» |
17 | Повторение и обобщение. По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. |