СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пограмма по литературному чтению на родном языке для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 4 класс.»


1. Пояснительная записка.


Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» рассчитана на общую учебную нагрузку в 34 часа.

Литературное чтение является основой нравственного воспитания учащихся на уровне начального общего образования. Оно, являясь одним из базовых предметов на уровне начального общего образования, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников. Средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоения умения чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – это те метапредметные задачи, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение является основой всех видов получения информации, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках.

Основной целью обучения литературному чтению на русском родном языке является развитие у ученика умений читать тексты, понимать содержащуюся в них информацию, которую впоследствии сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Для достижения этой цели ставятся следующие разноплановые предметные задачи:

  1. понимание содержания: определять и выделять основную событийную или иную линию произведения, выделять его тематику и проблематику, главных и второстепенных героев (духовно-нравственная);

  2. извлечение художественной информации: выделять основную мысль автора, раскрывать значение художественных образов (художественно-эстетическая);

  3. понимание формальных признаков произведения: определять жанровую принадлежность произведения, выделять его структурные компоненты, находить средства художественной выразительности и определять их роль (литературоведческая).



2 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.




Предметные результаты:

понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;

формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


  1. Содержание учебного предмета.


Круг детского чтения в рабочей программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей младшего школьного возраста. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова: от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.

Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.

Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.

Виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Литературоведческая пропедевтика: различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин их использования.

Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной литературы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.П. Чехов, И.А. Бунин, Н. Шмелёв, Л. Андреев, С.А. Есенин, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И. Бродский, М.М. Пришвин, К.Д. Паустовский,), произведения детской современной литературы (С. Алексеев, Т. Пивоварова), произведения писателей и поэтов родного края (В.В. Бородаевский, Н.А. Артюхова, К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов, М.М. Колосов, В.П. Детков, Ю.Н. Асмолов).


Преданья старины глубокой.

Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет». Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике.

Проектные задания: «Сказочные символы в устном народном творчестве», «Легенды и предания моей семьи».


Лирика родной природы.

Осень в природе и поэзии среднерусской полосы. Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и К.Д. Паустовского. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка», Е. Носова «Тридцать зёрен».

Проектные задания: «Не навреди родной природе!», «А что такое Человек?», «Покормите птиц зимой!».


Народные традиции и обычаи.

Праздник Новый год в традициях разных народов. Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе. Зима в природе и поэзии среднерусской полосы. Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.

Проектные задания: «Растения в народных сказках в русской поэзии», «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии».

К малой родине любовь.

Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьёв - проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?» В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка. Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!»

Проектные задания: «Моя малая родина», «Малая родина в произведения русских писателей».

Читательская конференция: «Что мы называем своей Родиной?».









4. Календарно-тематическое планирование.




п/п



ээ

Дата

план.



Дата

факт.


Тема урока




Кол-во часов




Планируемые

результаты


Примечание

Преданья старины глубокой (8 часов)

1-2



Малые жанры устного народного творчества.





2

Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей);

Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности

П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами

К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах



3-4



Былины и летописи. «Повесть временных лет». “Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин.

2


5-6



Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике.

2


7



Проектные задания “Сказочные символы в устном народном творчестве”.

1


8



Проектное задание“Легенды и предания моей семьи”.

1


Лирика родной природы (6 часа)

9



Осень в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин).

1

Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи

Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация.

К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.


10



Осень в природе и поэзии земляков (Ю.Н. Асмолов).

1




11-12



Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и К.Д. Паустовского.



2


13



Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка», Е.Носова «Тридцать зёрен».



1


14



Проектные задания о родной природе по мотивам произведений М. Колосова «Ежишка», Е.Носова «Тридцать зёрен».

1


Народные традиции и обычаи (9 часов)

15-16



Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелёв, Л. Андреев, И. Бродский).





2




Л:Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

П: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.


17-18



Зима в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Фет, Б.Л. Пастернак).



2


19



Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе.



1


20



Светлые праздники весны. Масленица.



1


21



Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.



1


22



Сочинение-миниатюра «Весенняя песня».

1


23



Проектные задания «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии»

1


К малой родине любовь (11 часов)

24-25



Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви.



2

Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.).

К: Вести устный диалог, слушать собеседника.


26-27



К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого поселяются аисты?»




2


28-29



В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить».



2


30-31



Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!» (Ю.Н. Асмолов)

2


32-33



Проектные задания «Малая родина в произведения русских писателей».

2


34



Что мы называем своей Родиной? Урок – читательская конференция.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!