Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 19
адрес: территория: телефон:
ул. Текстилей д.17 г.Ногинск Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №___от ___.___.2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________/ Е.В.Старова ____._____________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ оош № 19 _____________/ О.Н.Тиунова Приказ от ___.___.2020 г. №____ М.П. |
Рабочая программа
по предмету " Литературное чтение на родном языке»
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
уровень программы базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2020- 2021
Класс: 3В
Составитель: Уласевич Т.А., учитель начальных классов
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы курса «Литературное чтение», Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с учебным планом и планом графиком МБОУ оош №19 на 2020 – 2021 учебный год на изучение курса отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).Рабочая программа предполагает использование учебника: Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. – М.: Просвещение, 2017.
Общая характеристика предмета.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению на родном языке на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Программа определяет основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке
(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.
Планируемые результаты:
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные универсальные учебные действия:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
способам решения проблем творческого и поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;
активно использовать речевые средства для решения познавательных задач;
использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;
владению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД .
Обучающиеся научатся:
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами;
владению навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Планируемые результаты.
Предметные результаты.
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
Осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы;
получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Ученик, окончивший 3 класс, получит возможность научиться:
Понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам;
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
В содержание программы выделяются разделы «Фольклор нашего народа», «Русские писатели - детям», «Люблю природу русскую».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
3 класс (17 ч)
Раздел 1. Устное народное творчество (9 ч).
Разновидности сказок. Сборники сказок. Календарный фольклор: заклички - веснянки, детские колядки и др.
Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (дело мастера боится и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Раздел 2. Русские писатели - детям (5 ч).
Суффиксы, с помощью которых можно выразить своё отношение к ситуации или человеку (мальчик - мальчишка, девочка – девчушка и т.п.). Особенности рода имён существительных в русском языке. Особенности изменения имён существительных по числам. Общепринятые нормы родного русского языка в употреблении имён существительных во множественном числе. Правильное употребление предлогов.
Составление текстов-повествований, текстов-рассуждений. Редактирование текста.
Раздел 3. Люблю природу русскую (3 ч)
Средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Выражение и развитие чувств в лирическом произведении. Объяснение смысла непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывание своих собственных впечатлений о прочитанном стихотворении. Распознавание типов текста.
Контроль уровня обученности.
Виды контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений, ценностных ориентаций для урегулирования учебной деятельности учащихся и её корректировки.
Текущий контроль успеваемости включает:
-стартовый контроль – проводится в начале учебного года и определяет уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения;
- тематический контроль – проводится периодически с целью проверки усвоения программного материала по каждой теме курса, для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;
- промежуточная аттестация – проводится в конце учебного года с целью контроля уровня освоения образовательных программ, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Формы текущего контроля успеваемости:
-устный опрос
-пересказ текста
-творческая работа
-тестовые задания
Формы и средства итогового контроля результатов по программе.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются:
- диагностика (проверка читательского кругозора);
- защита проекта.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Практическая часть: |
Проверочные работы | Творческие работы | Проекты |
1 | Фольклор нашего народа | 5 | 1 | | 1 |
2 | Люблю природу русскую | 8 | 1 | 1 | |
3 | Русские писатели-детям | 4 | 1 | 1 | |
| Итого | 17 | 3 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел. Тема | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 четверть (9 часов) | 9 | | |
| Раздел 1 «Устное народное творчество» | 5 | | |
1 | Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы. | 1 | | |
2 | Былина «Садко» | 1 | | |
3 | Русская народная сказка «Снегурочка» | 1 | | |
4 | Русская народная сказка «Как мужик гусей делил», «Правда и кривда» сказка в обработке В.И.Даля | 1 | | |
5 | Сказ «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов | 1 | | |
| Раздел 2 «Русские писатели - детям» | 8 | | |
1 | Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова и Е. Чарушина | 1 | | |
2 | С.Я. Маршак «Умные вещи», Г.М.Цыферов «Старинные профессии» | 1 | | |
3 | В.Ю. Драгунский «Тайное всегда становится явным» | 1 | | |
4 | Стихи о Родине. | 1 | | |
2 четверть ( 8 часов) | 8 | | |
5 | Р.П. Авдонина «Город грамотеев. Великий Новгород» | 1 | | |
6 | Н.и В. Волковы «О чем молчат башни Кремля?» | 1 | | |
7 | С.П. Алексеев «Рассказы о битве на Курской дуге» В.К.Железняков «В старом танке» | 1 | | |
8 | Проект «Книга памяти» | 1 | | |
| Раздел 3 «Люблю природу русскую» | 4 | | |
1 | И.С. Соколов – Микитов «Русский лес»,М.М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | | |
2 | К.Ф. Яковлев «Семицвет», «Лесные дива» | 1 | | |
3 | К.Д. Ушинский «Спор деревьев», Ю.М. Нагибин «Зимний дуб», С.А. Есенин «Белая береза» | 1 | | |
4 | И.А. Бунин «Родина», Н.С. Сердюкова «Дороги Родины» | 1 | | |
| Всего | 17 | | |