СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19


адрес: территория: телефон:

ул. Текстилей д.17 г.Ногинск Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42




РАССМОТРЕНО


на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №___от ___.___.2020 г.


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР
_____________/ Е.В.Старова

____._____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО


Директор МБОУ оош № 19

_____________/ О.Н.Тиунова

Приказ от ___.___.2020 г. №____


М.П.



Рабочая программа


по предмету " Литературное чтение на родном языке»

(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)


уровень программы базовый

(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)


Учебный год: 2020- 2021


Класс: 3В


Составитель: Уласевич Т.А., учитель начальных классов











Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы курса «Литературное чтение», Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с учебным планом и планом графиком МБОУ оош №19 на 2020 – 2021 учебный год на изучение курса отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).Рабочая программа предполагает использование учебника: Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. – М.: Просвещение, 2017.


Общая характеристика предмета.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению на родном языке на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».

Программа определяет основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке

(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

- формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

- развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.

Планируемые результаты:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.


Метапредметные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;

  • способам решения проблем творческого и поискового характера;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • использовать знаково-символические средства представления информации о книгах;

  • активно использовать речевые средства для решения познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

  • владению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД .

Обучающиеся научатся:

  • активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами;

  • владению навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Планируемые результаты.

Предметные результаты.

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;


  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

    • Осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

    • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

    • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

    • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

    • пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

    • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

    • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

    • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

    • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы;

    • получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

    • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

    • Сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

    • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;

    • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;

    • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

    • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

    • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

    • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

    • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;

    • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Ученик, окончивший 3 класс, получит возможность научиться:

    • Понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

    • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

    • пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам;

    • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

    • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

    • формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

    • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

    • домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

    • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

    • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

    • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

    • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

    • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

    • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

    • писать отзыв на прочитанную книгу.

    • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);

    • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

    • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


Содержание учебного предмета

В содержание программы выделяются разделы «Фольклор нашего народа», «Русские писатели - детям», «Люблю природу русскую».

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


3 класс (17 ч)

Раздел 1. Устное народное творчество (9 ч).

Разновидности сказок. Сборники сказок. Календарный фольклор: заклички - веснянки, детские колядки и др.

Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы.

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (дело мастера боится и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Раздел 2. Русские писатели - детям (5 ч).

Суффиксы, с помощью которых можно выразить своё отношение к ситуации или человеку (мальчик - мальчишка, девочка – девчушка и т.п.). Особенности рода имён существительных в русском языке. Особенности изменения имён существительных по числам. Общепринятые нормы родного русского языка в употреблении имён существительных во множественном числе. Правильное употребление предлогов.

Составление текстов-повествований, текстов-рассуждений. Редактирование текста.


Раздел 3. Люблю природу русскую (3 ч)

Средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Выражение и развитие чувств в лирическом произведении. Объяснение смысла непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывание своих собственных впечатлений о прочитанном стихотворении. Распознавание типов текста.



Контроль уровня обученности.

Виды контроля

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений, ценностных ориентаций для урегулирования учебной деятельности учащихся и её корректировки.

Текущий контроль успеваемости включает:

-стартовый контроль – проводится в начале учебного года и определяет уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения;

- тематический контроль – проводится периодически с целью проверки усвоения программного материала по каждой теме курса, для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

- промежуточная аттестация – проводится в конце учебного года с целью контроля уровня освоения образовательных программ, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.



Формы текущего контроля успеваемости:

-устный опрос

-пересказ текста

-творческая работа

-тестовые задания


Формы и средства итогового контроля результатов по программе.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются:

- диагностика (проверка читательского кругозора);

- защита проекта.


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практическая часть:

Проверочные работы

Творческие работы

Проекты

1

Фольклор нашего народа

5

1


1

2

Люблю природу русскую

8

1

1


3

Русские писатели-детям

4

1

1



Итого

17

3

2

1


Календарно-тематическое планирование.

Раздел. Тема

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1 четверть (9 часов)

9




Раздел 1 «Устное народное творчество»

5



1

Былины в обработке и пересказе, особенности языка былин, повторы.

1



2

Былина «Садко»

1



3

Русская народная сказка «Снегурочка»

1



4

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил», «Правда и кривда» сказка в обработке В.И.Даля

1



5

Сказ «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов

1




Раздел 2 «Русские писатели - детям»

8



1

Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова и Е. Чарушина

1



2

С.Я. Маршак «Умные вещи»,

Г.М.Цыферов «Старинные профессии»

1



3

В.Ю. Драгунский «Тайное всегда становится явным»

1



4

Стихи о Родине.

1



2 четверть ( 8 часов)

8



5

Р.П. Авдонина «Город грамотеев. Великий Новгород»

1



6

Н.и В. Волковы «О чем молчат башни Кремля?»

1



7

С.П. Алексеев «Рассказы о битве на Курской дуге»
В.К.Железняков «В старом танке»

1



8

Проект «Книга памяти»

1




Раздел 3 «Люблю природу русскую»

4



1

И.С. Соколов – Микитов «Русский лес»,М.М.Пришвин «Лесная капель»

1



2

К.Ф. Яковлев «Семицвет», «Лесные дива»

1



3

К.Д. Ушинский «Спор деревьев», Ю.М. Нагибин «Зимний дуб», С.А. Есенин «Белая береза»

1



4

И.А. Бунин «Родина», Н.С. Сердюкова «Дороги Родины»

1




Всего

17