СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе Школа России

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе Школа России»

Рабочая программа курса «Литературное чтение»» в 4 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф. 4 класса– М.: Просвещение (Школа России), 2020г.

В 4-х классах осуществляется базовое обучение Количество часов по программе-70 за год, что соответствует календарному графику школы.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литературное чтение»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального образовательного стандарта обучение на занятиях по литературному чтению направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

Развитие навыков чтения

Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)

Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонацион­ные связи в тексте

Развитие выразительности чтения и речи,

формирование навыков орфоэпически- правильного чтения.

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения

Организация практикумов по выразительному чтению:

1) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («заду­вание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции;

  1. овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения).
Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания

Требования к уровню сформированности навыка чтения.

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 80 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Выработка умений работать с текстом.

Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

учебного предмета «Литературное чтение»


Летописи, былины, жития

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». Былины. «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского». Проект «Создание календаря исторических событий».

Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конек - горбунок» А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень» А.П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» А. Н. Плещеев «Дети и птичка» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» И. А. Бунин «Листопад»

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка» В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человечков» К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» М. М. Зощенко «Елка»

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

Природа и мы

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» А. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. М. Пришвин «Выскочка» Е. И. Чарушин «Кабан» В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Проект «Природа и мы»

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Д. Б. Кедрин «Бабье лето» С. А. Клычков «Весна в лесу» Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь» С. А. Есенин «Лебедушка»

Родина

И. С. Никитин «Русь» С. С. Дрожжин «Родине» А. В. Жигулин «О, Родина!» Проект «Они защищали Родину»

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Г. Х. Андерсен «Русалочка» М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете».





. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


  1. Тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов


1

Летописи, былины, жития

7 часов

2

Чудесный мир классики

13 часов

3

Поэтическая тетрадь

4 часов

4

Литературные сказки

8 часов

5

Делу время – потехе час

4 часа

6

Страна детства

4 часа

7

Поэтическая тетрадь

2 часа

8

Природа и мы

7 часов

9

Родина

5 часов

10

Страна Фантазия

3 часа

11

Зарубежная литература

10 часов














  1. Календарно-тематическое планирование


п/п


Дата урока

Тема урока



Кол-во часов

Примечание

по плану

фактически

Летописи, былины, жития (7 часов)

1.



Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Cловарь. Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». 

1


2.



Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». РОСО Адыгский эпос.

1


3.



Прозаический текст былины «Ильины три поездочки» в пересказе И. Карнауховой

1


4.



Летописи."И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего". Сравнение текста летописи и исторических источников

1


5.



Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского

1


6.



Проект «Календарь исторических событий»

1


7.



Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверь себя

1


Чудесный мир классики (13 часов)

8.



Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».

1


9.



А.Пушкин "Няне", "Унылая пора! Очей очарованье!", "Туча". Авторское отношение к изображаемому.

1


10.



А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной

1


11.



А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

1


12.



А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

1


13.



А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ сказки. РОСО Кавказ в творчестве А.С. Пушкина.

1


14.



М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1


15.



М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев. РОСО Умный и находчивый герой у адыгского народа.

1


16.



Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа

1


17.



Л.Н.Толс-той. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого.

1


18.



А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

1


19.



А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1


20.



Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проверь себя. РОСО Известные люди Адыгеи.

1


Поэтическая тетрадь (4 часов)

21.



Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания. К. Ушинский «Четыре желания»

1


22.



Ф. Тютчев "Ещё земли печален вид…" "Как неожиданно и ярко…". Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1


23.



А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка". Картины природы в лирическом стихотворении.

1


24.



Е. Баратынский "Весна, весна! как воздух чист!..." "Где сладкий шёпот…". Передача настроения и чувства стихотворения

1


25.



И.Никитин "В синем небе плывут облака". Н.Некрасов "Саша". Изменение картин природы в стихотворении

1


26.



И.Бунин "Листопад". Картина осени в стихах И.А. Бунина

1


27.



Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверь себя

1


Литературные сказки (8 часов)

28.



В.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1


29.



В.Одоевский «Городок в табакерке».  Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

1


30.



П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1


31.



П.Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение.

1


32.



С.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1


33.



С.Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части.

1


34.



С.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование.

1


35.



Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверь себя.

1


Делу время – потехе час (4 часа)

36.



Е. Щварц "Сказка о потеряном времени". Нравственный смысл.

1


37.



Е. Щварц "Сказка о потеряном времени". Инсценирование произведения.

1


38.



В Драгунский "Главные реки". Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1


39.



В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Смысл заголовка. Герои произведения.

1


40.



Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверь себя

1


Страна детства (4 часа)

41.



Б. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1


42.



К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Особенности развития событий.

1


43.



К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Герои произведения.

1


44.



М. Зощенко " Ёлка". Составление плана. Пересказ.

1


Поэтическая тетрадь (2 часа)

45.



М. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка». С. Есенин «Бабушкины сказки». Тема детства в произведениях.

1


46.



Обобщение по разделу «Страна детства». Проверь себя. РОСО Игры адыгского народа.

1


Природа и мы (7 часов)

47.



Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш". Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. РНОСО Природа республики Адыгея.

1


48.



С. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1


49.



М.Пришвин "Выскочка". Анализ заголовка. Герои произведения.

1


50.



А. Куприн "Барбос и Жулька". Герои рассказа.

1


51.



В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.

1


52.



Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверь себя.

1


Родина (5 часов)

53.



И. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте.

1


54.



С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1


55.



А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения. Авторское отношение.

1


56.



Наши проекты «Родина». РОСО Моя малая родина-Адыгея!!!

1


57.



Обобщение по разделу «Родина». Проверь себя.

1


Страна Фантазия (3 часа)

58.



Е. Велтистов "Приключения Электроника". Необычные герои фантастического рассказа.

1


59.



К. Булычёв "Путешествие Алисы". Сравнение героев фантастических рассказов.

1


60.



Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверь себя.

1


Зарубежная литература (10часов)

61.



Дж. Свифт "Путешествие Гулливера". Герои приключенческих рассказов. РОСО

Персонажи сказки адыгского народа.

1


62.



Г.Х. Андерсен "Русалочка". Авторская сказка.

1


63.



Г.Х. Андерсен "Русалочка". Деление текста на части.

1


64.



Г.Х. Андерсен "Русалочка". Словесное рисование.

1


65.



Г.Х. Андерсен "Русалочка". Сравнение с героями русских народных сказок.

1


66.



М. Твен "Приключения Тома Сойера". Особенности повествования.

1


67.



М. Твен "Приключения Тома Сойера". Словесное рисование.

1


68.



М. Твен "Приключения Тома Сойера". Герои приключенческой литературы.

1


69.



Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Проверь себя.

1


70.



КВН «Детские зарубежные писатели»

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!